ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы гендерного воспитания и формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного 7
1.1 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего возраста 7
1.2 Проблемы гендерного воспитания детей младшего школьного
возраста 17
1.3 Формы и методы формирования здорового образа жизни у младших
школьников с учетом их гендерных различий 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 32
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа
жизни у детей младшего школьного возраста с учетом гендерных различий для учителей начальных классов 34
2.1 Диагностика и анализ сформированности представлений о здоровом
образе жизни младших школьников с учетом гендерных различий 34
2.2 Методические материалы по воспитанию и формированию здорового
образа жизни у детей в период гендерного становления 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гендерное воспитание ребёнка - понятие, известное далеко не всем родителям. В основном, это связано с тем, что родители молоды и не знают всех особенностей периода детства. Либо у родителей просто нет времени, что часто наблюдается в современном мире. Это относится и к воспитанию в школе XXI века.
В конце XX века проблемы гендера привлекли внимание ученых разных специальностей: физиологов и генетиков, философов и социологов. Этот интерес объясним рядом отрицательных социальных факторов. Разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения, мужской и женской роли в обществе, семье и воспитании детей привело к расшатыванию и кризису института брака.
Проблемы воспитания, возникающие в современной школе (девочки становятся более агрессивными и грубыми, осваивая мужской тип поведения, мальчики теряют традиционные качества силы и смелости), тоже результат отсутствия учета гендерных особенностей.
Учителя не уделяют должного внимания этим особенностям, не участвуют в формировании гендерных представлений детей, в связи с чем, в дальнейшем у детей возникают трудные ситуации. Нет подхода к разным особенностям развития, как у мальчиков, так и у девочек. В младшем школьном возрасте следует особенно внимательно относиться к их психическим отличиям. Особенно учитывая тот факт, что в этом возрасте есть существенная разница в биологическом и социальном развитии мальчиков и девочек.
Большой вклад в исследование проблемы гендерного воспитания внесли отечественные учёные: Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, М.А.Радзивилова, И.Р. Тарханов, А.А. Ухтомский, А.А.Чекалина и др. Исследователи обращали внимание на то, что необходимо не просто информировать детей, но именно воспитывать: «гендерное воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника» (ссылка).
То же самое относятся и к формированию здорового образа жизни ребенка. Несмотря на то, что с этим термином знакомы все родители и учителя, должного внимания ко всем аспектам этого широкого вопроса не уделяется, как правило, ни в семье, ни в школе.
Проблемы здоровья приобретают в современном мире особую актуальность: все меньше рождается здоровых младенцев, все больше детей поступают в первый класс с различными хроническими заболеваниями, практически нет здоровых выпускников. Организм мальчиков и девочек, их физические отличия существенны, поэтому проблема формирования здорового образа жизни с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек приобретает особую актуальность.
В раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Ребенок в 7-8 лет подходит к этапу формирования гендерных стереотипов в поведении. В этом возрасте у детей необходимо формировать представление о настоящих и будущих социальных ролях, отношении к себе, к своему здоровью, здоровью окружающих и соответствующие личностные качества, с учетом их половой принадлежности.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.
Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями и учителями более тщательной выработки у детей умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья, учитывая при этом все важные особенности гендерного воспитания детей.
Актуальность исследования заключается в необходимости использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формированию социально приемлемых моделей поведения, нравственных, этических и других начал, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка, которые определяют все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Противоречие наблюдается в наличии объективной необходимости формирования здорового образа жизни у девочек и мальчиков, с одной стороны, и отсутствие учета гендерных различий в данном процессе в современной системе образования.
Проблема: каким должен быть учет гендерных различий мальчиков и девочек в процессе формирования здорового образа жизни младших школьников
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с учетом их гендерных различий
Целью данной работы является изучение проблемы формирования ЗОЖ младших школьников с целью разработки методических материалов для учителей начальных классов по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с учетом гендерных различий.
Задачи исследования:
1. Изучить составляющие здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с учетом из половой принадлежности.
2. Определить проблемы гендерного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Изучить формы и методы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности понятия «ЗОЖ» младших школьников.
5. Разработать методические материалы по совершенствованию процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с учетом их гендерных особенностей.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, изучение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; педагогический эксперимент;
База исследования: МОУ СОШ №117 г. Санкт-Петербурга, 3а класс
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных нами методических материалов в процессе формирования ЗОЖ детей начальной школы.
В данной квалификационной работе главной целью являлось изучение проблемы формирования здорового образа жизни в современной теории и практике воспитания и разработка методического по совершенствованию процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с учетом их гендерных особенностей.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как: научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Деятельность должна быть разнообразной, так как девочки и мальчики усваивают информацию по- разному.
Гендерные различия между мальчиками и девочками младшего школьного возраста существенны, поэтому педагогам необходимо уделять данному аспекту большое внимание в своей образовательной деятельности. Это необходимо для создания условий для оптимального познавательного развития учащихся.
Проведенная нами диагностика показала, что ученики имеют представление о здоровом образе жизни, однако такие проблемы, как недостаточная информированность младших школьников и отсутствие контроля над ведением ЗОЖ детьми решаются недостаточно эффективно.
Результаты тестирования показали, что полностью поддерживают здоровый образ жизни 22% школьников, из них 44% не являются полноценно здоровыми детьми, оставшиеся 34% опрошенных нами, ведут не правильный образ жизни.
Результаты анкетирования способствовали выявлению того факта, что девочки и их родители относятся к здоровью более бережно, нежели мальчики.
Разработанные нами методические материалы, помогут учителям и родителям правильно организовать деятельность своего ребенка, с учетом его половой принадлежности.
В работе мы отметили важную роль формирования понятия здорового образа жизни в развитии младших школьников. Именно поэтому необходимо использование гендерного подхода в школьном образовании, основанном на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка, которые определяют все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. При этом важно привлекать к этой работе родителей, т. к. эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников, в значительной мере зависит от правильного взаимодействия педагогов с семьей ребенка, от их сотрудничества в этом вопросе. Активное участие семьи и школы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует формированию здорового образа жизни, укреплению их здоровья и повышению физической и умственной работоспособности.
1. Баль, Л.В., Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика/ Л.В. Баль. - М.: Владос. 2003. - 190 с.
2. Барин, Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья/ Л.Г. Барин. - СПб.: Питер. 2005. - 254 с.
3. Березин, И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья/ И.П. Березин. - М. 2004. - 125 с.
4. Берн, Ш.М. Гендерная психология/ Ш.М. Берн. - СПб.: Прайм- Еврознак. 2002.
5. Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения/ - М.: Педагогика. 2002. - №8.
6. Варламова С.И. Здоровье наших учеников/ С.И. Варламова. - М.: Начальная школа. 2003. - с.65-66.
7. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни/ - Ростов на Дону: Психологический вестник РГУ. 1997, №. 3. - 247 с.
8. Воронова, Е.В. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры/ Е.В. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 123 с.
9. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников/Д.В. Воронов - М.: Просвещение. 2010. - 187 с.
10. Гуляев, М.Д.,Готовцев, И.И.,Шадрина, О.В. Непрерывное физкультурное образование в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия), 15-летию ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», 50 - летию МБДОУ ЦРР д/с «Чуораанчык». Республика Саха (Якутия), с.Чурапча, 05 декабря 2014 г. -350 с.
11. Гуменюк, Е.И., Слисенко Н.А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста/ Е.И. Гуменюк - М.: Детство - пресс. 2011. - 105 с.
12. Ерофеева, Н. В классе мальчики и девочки.. .Как их учить?/ - М.: Народное образование. 2001. - №6.
13. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга/ Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент. 1994. - 78 с.
14. Игнатова, Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения/ Л.Ф. Игнатова. - СПб.: Школа здоровья. 2003. - Т. 4, №3. - с. 74-79.
15. Каплунович, И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек/ - М.: Педагогика. 2001. - №10.
16. Козлова Н. С., Некрасова А. В., Горбунова И. Л. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста/ Молодой ученый. 2014. - №10. - с. 387-389.
17. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников/ Колесов В. Д. - М.: Педагогика. 2001. - 176 с.
18. Коршунова, Н. В. 5 слагаемых здорового образа жизни/ Здоровье 2004, № 2. - с. 5-8.
19. Красоткина, И. Одинаково ли думают мальчики и девочки?/ Дошкольное воспитание. 2003. №12. - с. 44-52.
20. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для бакалавров/ Л.П. Крившенко. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Проспект. 2013.
21. Куинджи, Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты/ Н.Н. Куинджи. - М.: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН. 2010.
22. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Дошкольное воспитание. - 1999. №4.
23. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье/ А.П. Лаптев. - М.: Медицина. 2001. - 97 с.
24. Лещинский, А.В. Берегите здоровье/ А.В. Лещинский. - М.: «Физкультура и спорт». 2005. - 214 с.
25. Н.В.Вахрамеева Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников/ Методическое пособие. - Самара. 2015. - 81 с.
26. Начальное образование: наука, практика, инновации: коллективная монография/ Е.Ю. Волчегорская, Н.А. Козлова, Н.П. Шитякова и др.; под общ. ред. Е.Ю.Волчегорской. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.гуман.-пед. ун-та. 2016.
27. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров/ Р.С. Немов. -М.: Юрайт. - 2009.
28. Николаева, М. Педагогическая поддержка младших школьников/ - Народное образование. - 2006. - №11.
29. Обухова, Л.А., Лемяскина, Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников/ Л.А. Обухова. - М. 2001. - 68 с.
30. Остапенко, А. Может ли школьная оценка быть справедливой?/ - Народное образование. - 2006. - №2.
31. Петровский, А.В. Психология: учеб. для вузов/ А.В. Петровский. - 9-е изд. - М.: Академия. - 2009.
32. Пискунов, В.А., Максиняева, М.Р., Тупицына, Л.П., Егорова, Т.И., Айриян, Э.В. Здоровый образ жизни: Учебное пособие/ В.А. Пискунов, Л.П. Тупицина. - М.: Прометей. - 2012. - 86 с.
33. Пыжиков, А.В. Раздельное обучение в советской школе/ - Педагогика. - 2004. - №14.
34. Радзивилова, М.А. Структура гендерной компетенции педагога/ М.А.Радзивилова/ Педагогическое образование. - 2009. - № 4.
35. Сабиров, Р. Наука - бесполой" школе/ - Народное образование. - 2002. - №9.
36. Хайсарова, Г.М. Роль педагогической культуры родителей в гендерном воспитании детей/ - Педагогика. - 2015. - №4.
37. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие/ - А.А.Чекалина. - М.: Ось-89. - 2006.
38. Чернобай, Е.Е. Как результаты обучения в школе сделать
полезными для жизни?/ - Педагогика. - 2015. - №9. - с. 56-59.
39. Эльконин, Б.Д. Детская психология/ Б.Д. Эльконин. - СПб. - 2004.
40. Юковчиц, Л.К. Педагогическое воспитание/ Л.К. Юковчиц. -СПб.: Питер. 2007. - 292 с.
41. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя/ В.Н. Ягодинский. - М. - 2005. - 136 с.
42. Егорова, Е.В. Методическая разработка по ЗОЖ (3 класс) на тему: методичка по профилактике здорового образа жизни для младших школьников [Электронный ресурс] / URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/10/28/metodichka-po-profilaktike-zdorovogo- obraza.html.
43. Калганова, В.С. Классный час: "Мы - за здоровый образ жизни", Сценарий классного часа по формированию ЗОЖ [Электронный ресурс] / URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/17/klassnyy- chas-my-za-zdorovyy-obraz-zhizni. html.
44. Овчинникова, Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / URL: http://www.conf.muh.ru/071025/thesis_32.html.
45. Онищенко, Е.Ю. Проект: "Мы за здоровый образ жизни" [Электронный ресурс] / URL: http://pedsovet.su/publ/113-1-0-4703.html.