Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

Работа №70927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников 6
1.1. Теоретические аспекты организации трудового воспитания в
педагогических исследованиях 6
1.2. Специфика гендерного подхода к воспитанию старших
дошкольников 16
1.3. Современное состояние проблемы учета гендерных
особенностей дошкольников в процессе формирования трудовых навыков
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению навыков трудовой деятельности у старших дошкольников 38
2.1. Диагностика сформированности навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 38
2.2. Педагогические условия формирования навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 49
2.3. Диагностика сформированности навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 60
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения

Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, оказали влияние на организацию воспитания подрастающего поколения, в том числе, трудового. От умения человека трудиться во многом зависит его судьба, благополучие, возможность получить разностороннее развитие. Поэтому одной из важнейших сторон трудового воспитания является формирование трудовых действий, доведенных до автоматизма (навыков), что начинает осуществляться в дошкольном возрасте.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте происходит полоролевая социализация ребенка, в ходе трудового воспитания взрослые не всегда учитывают пол дошкольника.
В работах классиков педагогики Макаренко А.С. (33), Сухомлинского В.А. (51), Ушинского К.Д. (54) труд рассматривается как одна из основных общечеловеческих ценностей и важнейшая сторона воспитания.
Вопросы организации трудового воспитания, формирования трудолюбия, рассматривались в трудах Ананьева Б.Г. (2), Буре Р.С. (7), Запорожца А.В.(19), Козловой С.А. (38).
Специфику труда дошкольников рассматривали Буре Р.С. (7),Глотов В.И. (13),Савина Л.В. (46),Бабунова Т.М. (3), Козлова С.А. (38).
Педагогические условия организации трудового воспитания дошкольников рассматривали Кирсанова У.В. (22), Нечипоренко И.В. (36).
Гендерные различия мальчиков и девочек были выявлены в ходе исследований Геодакян В.А. (12), Еремеевой В.Д. (18), Каган В.Е. (21), Колесова Д.В. (26), Комаровой Т.С (27), Куцаковой Л.В. (30).
Специфика учета особенностей пола при формировании трудовых навыков рассмотрены в работах Градусовой Л.В. (14), Дедовских Н.К. (16),Верещагина Г. Е. (15), Каган В. Е. (21), Козловой С.А. (38), Нечаевой В.Г. (35), Репиной Т.А. (44),Шелухиной И.П. (60).
Проблема исследования: каковы особенности формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников на основе гендерного подхода? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - навыки трудовой деятельности старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия применения гендерного подхода для формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: применение гендерного подхода для формирования навыков трудовой деятельности старших дошкольников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) организация условий труда, максимально приближенных к гендерным особенностям мальчиков и девочек (динамики работоспособности, сформированности анализаторов, речи, мелкой моторики);
2) учет эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола;
3) организация предметно - пространственной среды
(полоориентированный принцип организации пространства, трудовой деятельности, подбора инвентаря);
4) раскрытие общественной и производственной сфер занятости мужчин и женщин в современных профессиях;
5) организация сотрудничества детей разного пола с учетом их гендерных особенностей.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать теоретические аспекты организации трудового воспитания в педагогических исследованиях;
2) раскрыть специфику гендерного подхода к воспитанию старших дошкольников;
3) рассмотреть современное состояние проблемы учета гендерных особенностей дошкольников в процессе формирования трудовых навыков;
4) провести диагностику сформированности навыков трудовой деятельности у старших дошкольников;
5) сформулировать педагогические условия формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ для обработки данных, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МБДОУ д/с № 56 «Солнышко»г. Белгорода. В соответствии с приказом департамента образования Белгородской области от 29.12.2014 года № 4343 «О признании образовательных организаций-соискателей региональными инновационными площадками» МБДОУ является региональной инновационной площадкой в сфере образования по теме «Гендерное воспитание дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 60 литературных источников и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Трудовое воспитание является компонентом программ дошкольного образования, которые предусматривают формирование у детей знаний о значении труда для человека и общества в целом, содержании профессиональной деятельности взрослых и вовлечение в посильную трудовую деятельность, в ходе которой у детей формируются первоначальные трудовые навыки. Акцент в трудовом воспитании должен быть сделан на личностном развитии ребенка (самостоятельность, способность преодолевать трудности, положительное эмоциональное отношение к труду, стремление оказывать помощь окружающим).
Видами труда старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно - бытовой, ручной (художественный) труд, труд в природе. Труд дошкольников в детском саду организуется в форме поручений; дежурства; коллективного труда. Трудовая деятельность дошкольников должна быть организована с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В ходе правильно организованной трудовой деятельности у детей формируются трудовые навыки.
Гендерный подход к воспитанию неотделим от нравственного воспитания и направлен на формирование у детей качеств мужественности и женственности, готовности к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, ознакомление ребенка с существующими способами полоролевого поведения и помощь в формировании социально приемлемой полоролевой ориентации. Основанием гендерного подхода к воспитанию являются Различия на физические, психофункциональные, когнитивные, поведенческие различия мальчиков и девочек.
При осуществлении гендерного воспитания дошкольников, необходимо делать акцент на нравственно-трудовом воспитании. Для формирования у детей представлений о полоролевом поведении необходимо организовывать различные виды деятельности, направленные на формирование определенных трудовых умений. Важно осуществлять совместную трудовую деятельность мальчиков и девочек, распределение поручений на основе взаимодополнения, формировать партнерские взаимоотношения и взаимопонимание между детьми разного пола при акцентировании на полоролевых поведенческих особенностях. При гендерном подходе к трудовому воспитанию дошкольников надо выдвигать разные трудовые задачи для мальчиков и девочек, подбирать соответственные орудия и зоны труда, обогащать предметно-развивающую среду оборудованием, необходимым для формирования мужских и женских трудовых умений.
В ходе диагностики было выявлено, что у старших дошкольников преобладает низкий уровень сформированности трудовых навыков: навыки самообслуживания и ручного труда сформированы преимущественно на среднем уровне, навыки труда в природе, хозяйственно-бытового труда и дежурства - на низком. Мы связываем это с тем, что в ходе трудового воспитания педагоги не учитывают гендерные особенности детей.
Педагогическими условиями развития навыков трудовой деятельности у старших дошкольников являются: организация условий труда, максимально приближенных к гендерным особенностям мальчиков и девочек (динамики работоспособности, сформированности анализаторов, речи, мелкой моторики); учет эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола; организация предметно -пространственной среды (полоориентированный принцип организации пространства, трудовой деятельности, подбора инвентаря);раскрытие общественной и производственной сфер занятости мужчин и женщин; организация сотрудничества детей разного пола с учетом их гендерных особенностей.



1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. -1991. - №4. - С.74-82.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб: Питер, 2001. - 272 с.
3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
4. Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти. // Социологические исследования. - 2005. -№ 6. - С.109-120.
5. БлонскийП.П. Избранные педагогические произведения URL : http: //elib .gnpbu.ru/text/blonsky_izbrannyeproizvedeniya_1961/go,0;fs,1/(Дата обращения: 30.04.2018)
6. Борытко Н.М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований / Н.М. Борытко // Гендерные исследования в образовании. Проблемы и перспективы: сб. науч.ст. по итогам Междунар. науч. - практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. - Волгоград: Перемена,2009.
7. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 134 с.
8. Варданян Е.А. Гендерные исследования. Междисциплинарный курс.
- Ереван: АСОГИК, 2002. - 152 с.
9. Введение в гендерные исследования: Учеб.пособие / Под общ. ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
10. Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г., М. -
2010. - 112 с.
11. Гендерное образование: учебное пособие / Под ред. Л.И. Столярчук.
- Краснодар: Просвещение - Юг, 2011. - 262 с.
12. Геодакян В.А. Системные корни эволюции человека и общества: роль половых гормонов. Межд. Научная Конф. «Информационная культура общества и личности в XXI веке». - Краснодар-20-23 сентября. - 2006. - С.75-80.
13. Глотов В.И.Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.- М.: Просвещение, 1998.- 238 с.
14. Градусова Л.В. Вопросы гендерной педагогики /Л. В. Градусова. - М: Флинта, 2011. - 324 с.
15. Девочки и мальчики в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений // под ред. ВерещагинаГ.Е. - Москва, 2008. - 214 с.
16. Дедовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.К. Дедовских.- Москва, 1997. - 200 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
18. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному. Нейропедагогика учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам /В. Д. Еремеева - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2007. - 160 с.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. - М., 1986. - 323 с.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г. - М.: Сфера, 2014. - 161 с.
21. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С.65-69.
22. Кирсанова У.В. Труд как рычаг в становлении личности ребенка // Проблемы современной науки и образования. - № 3 (33). - 2015. -URL http://cyberleninka.rU/article/n/trud-kak-rychag-v-stanovlenii-lichnosti-rebenka(Дата обращения: 04.05.2018)
23. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб.:Алетейя, 2014. - 408 с.
24. Климина Л.В. Если вы растите дочь. - СПб: Детство-Пресс, 2012. -
63 с.
25. Климина Л.В. Если вы растите сына. - СПб: Детство-Пресс, 2012. -
64 с.
26. Колесов Д.В. Биология и психология пола. - М., 2000. - 163 с.
27. Комарова Т.С, Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-синтез, 2007. - 256 с.
28. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия , 2003. - 336 с.
29. Кудрявцева А.Е., Пермякова М.А. Наглядно-тематический комплект Освоение детьми раннего возраста культурно-гигиенических и трудовых навыков (алгоритм в картинках, 24 цветные иллюстрации формата А4 на картоне). - 2016.
30. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/Л.В.Куцакова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 159 с.
31. Лабутина Н.В., Иванова А.А., Гусева Н.П. Трудовое воспитание дошкольников. М.: Вентана-Граф, 2016. - 48 с.
32. Ледовских Н.К. К вопросу о формировании психического пола ребенка // Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - С. 26-30.
33. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. - Минск «Народная света» 1977.
34. МаханеваМ.Д., Скворцова О.В.Учим детей трудиться. - М.: Сфера. - 2012. - 98 с.
35. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990. - 187 с.
36. Нечипоренко И.В. Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста через экологию // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2014.- № 11. С.13-16.
37. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников// Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. -264 с.
38. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду». - М.: Мозаика-синтез, М. 2007. - 234 с.
39. Платонов К.К. Занимательная психология. - СПб.: Питер Пресс. - 1997. - 284 с.
40. Полякова А. А., Первышева Л. В. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности // Научно-методический журнал Концепт. - 2016. - Т.10. - С.236-240.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 206 с.
42. Пушкарева Н. Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Монография. Ч. 1 / Под ред. Л.В. Штылевой.
- Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 25 - 32.
43. Рагозина А.А. Педагогическая диагностика в детском саду. -
М.: Просвещение, 2014. - 132 с.
44. Репина Т.А. Проблема половой социализации детей. - М.: Сфера, 2004. - 320с.
45. Родина Е.А. Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи «Образование и наука в России и за рубежом».
- №3. - 2017. - Точка доступа: http://www.gyrnal.ru(Дата обращения:
05.05.2018)
46. Савина Л.В. Технология приобщения современных дошкольников к труду. - URL: http://conseducenter.ru/index.php/materialy1/107-sotm3/221-savina4(Дата обращения: 06.05.2018)
47. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учеб. пос. - Ростов н/Д, 2013. - 135 с.
48. Семёнова Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте. Программа спецкурса для студентов факультета психологии. - Н.: Новгород, 2003. - 117 с.
49. Скосырская Т.С. Определение и основные особенности гендерного воспитания. // Педагогическое обозрение. - 2013. - № 1-2. - С.131-132.
50. Соломенникова О.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 224 с.
51. Сухомлинский В.А. О воспитании. Точка доступа: http://pedagogic.ru/(Дата обращения: 07.05.2018)
52. Улисных А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С.97-102.
53. Успех: примерная основная образовательная программа
дошкольного образования/ С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова. - М.: Просвещение, 2015. - 235 с.
54. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - URL: http://az.lib.rU/u/ushinskij_k_d/text_1869_chelovek_kak_predmet_vospitaniya(Дата обращения: 07.05.2018)
55. Фархитдинова О.М.Гендерный вызов в практике образования: проблема основания // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. статей.- Екатеринбург: ЕГУУ, 2004. - С.27-37.
56. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - Точка доступа: http://10kpspb.caduk.ru/p58aa1.html(Дата обращения: 07.05.2018)
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2.
58. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. - М.: Педагогика, 1990.¬174 с.
59. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб.пособие. - Н.: Новгород, 2000. - 113 с.
60. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. - М.: Сфера, 2008. - 245 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ