ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ 7
1.1 Понятие о личности и ее формировании с педагогической точки
зрения 7
1.2 Понятие об идентичности: социальная и личностная
идентичности 11
I. 3. Языковая личность в современном научном дискурсе 18
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С
УЧЕТОМ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 23
II. 1. Структура языковой компетенции в концепциях отечественных и
зарубежных ученых 23
11.2 Специфические черты билингвизма в Республике Татарстан 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА, С
УЧЕТОМ РОДНОГО ЯЗЫКА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Библиография 53
Приложение
В настоящее время в условиях глобализационных и модернизационных процессов, происходящих в мире, большую актуальность приобретает языковая подготовка студентов-специалистов в области лингвистики. Стремление освоить иностранный язык на высшем уровне сопряжено с проблемой идентичности языковой личности. При обучении иностранному языку не стоит забывать о роли родного языка и идентичности личности, которые несут большую смысловую нагрузку, позволяя применить методику обучения языку, построенную непосредственно на языковых различиях и сходствах родного и изучаемого языка. Большие возможности для языкового развития учащихся содержит обучение фонетике иностранного языка, которое обогащает их знаниями основных правил произношения, интонационных средств выражения мысли и является основой формирования коммуникативных навыков.
На основе анализируемой методической литературы и изучения опыта преподавания французского языка нами была установлена необходимость поиска подходящих условий для формирования языковой компетенции учащихся с учетом идентичности личности. Образовательные цели, методы и приемы, которые были актуальны ранее, уступают место новым целям, парадигмам и методам. Если раньше результатом обучения должен был быть ученик, овладевший знаниями, то на сегодняшний день результатом успешного обучения должна быть языковая личность. Это актуализировало проблему формирования языковой компетенции. Стремление выявить связь между личностью и языковой стороной личности при обучении иностранному языку позволило определить проблему нашего исследования: в теоретическом плане - проблему формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности, в практическом плане - проблему выявления и разрешения трудностей при формировании языковой компетентности в процессе обучения фонетике французского языка.
Цель исследования. Выявить и разрешить трудности формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности в процессе обучения фонетике французского языка
Объект исследования. Идентичность языковой личности учащихся.
Предмет исследования. Формирование языковой компетентности как средство выражения идентичности личности.
Гипотеза исследования. Существующая система обучения иностранному языку не учитывает в полной мере идентичность личности при формировании языковой компетентности учащихся. Если бы были выявлены и предупреждены трудности, с которыми встречается языковая личность при изучении иностранного языка, то, возможно, это бы облегчило и ускорило формирование языковых навыков учащихся.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать идентичность личности с психологической и социологической точки зрения.
2. Обобщить научные данные о структуре языковой компетенции в концепциях отечественных и зарубежных ученых.
3. Выявить специфические черты билингвизма в республике Татарстан на основе Закона «О языках народов республики Татарстан».
4. Провести экспериментальное исследование на примере обучения фонетике французского языка с учетом родного языка.
Методы исследования.
1. Изучение и анализ психологической, социолингвистической и методической литературы по данной проблеме.
2. Интервьюирование и опрос с целью достижения поставленных задач в экспериментальном исследовании.
Этапы исследования.
1. Выбор темы и знакомство с библиографическими источниками.
2. Анализ научной литературы по теме.
3. Формулирование темы и задач.
4. Написание теоретической части.
5. Проведение экспериментального исследования.
6. Оформление работы.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных ученых как: Э. Эриксон, К. Ясперс, В.Н. Павленко, М. Яромовиц, В.А. Ядов, Дж. Тернер и Г. Тэджфел, Н. Хомский, Н.Д. Гальскова, Ю.Н Караулов, Л.К. Байрамова и другие.
Теоретическая значимость исследования. Результаты данного исследования будут способствовать решению проблемы формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности. Расширят представления о формировании личности, об определении социальной и личности идентичности, а также о структуре языковой компетенции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, позволят выявить и разрешить трудности при изучении фонетики французского языка в средней общеобразовательной школе и в ВУЗе с учетом идентичности личности.
Научная новизна работы. В итоге нашего исследования были выявлены трудности, с которыми встречается языковая личность и намечены пути их преодоления, на основании чего возможно совершенствование существующих методик обучения фонетике с учетом идентичности личности.
В современных условиях мировой глобализации и модернизации образования личность ученика становится центральным объектом в образовательной системе, на первый план выходит его способность к самореализации, к самостоятельному выбору и принятию решений. Основной задачей обучения языку в школе по государственному стандарту является формирование языковой личности. Понятие «языковая личность» это совокупность ценностных установок личности в отношении к родному языку, отношении к языковой картине мира в целом. На протяжении всей жизни языковая личность впитывает в себя части культуры родного языка и края, его традиции и историю, что развивает социальную и личностную идентичность. Идентичность личности может быть выражена определенными символами принадлежности к той или иной культуре: эмблемы, флаги, одежда, жесты и т.д. Но основным средством выражения идентичности, несомненно, является язык, который отражает все этнические, национальные и географические аспекты принадлежности личности.
В ходе проведения нашего исследования была доказана гипотеза о том, что существующая на сегодняшний день система обучения иностранному языку не учитывает в полной мере идентичность личности при формировании языковой компетентности учащихся. Были выявлены и намечены способы разрешения трудностей, встречающихся при формировании языковой компетентности учащихся при изучении фонетики французского языка с учетом идентичности личности.
При решении задачи о характеристике идентичности личности с психологической и социологической точки зрения, были исследованы труды таких ученых как Э. Эриксон, Ю.Н. Караулов, В.Н. Павленко и других. В работе показана связь между социальной и личностной идентичностью, а также формирование языковой личности, как главный фактор идентичности личности.
При решении задачи об обобщении научных данных о структуре языковой компетентности, в работе были приведены различные теории отечественных и зарубежных ученых и были выявлены общие компоненты языковой компетентности: фонетическая, лексическая и грамматическая субкомпетенции. Были рассмотрены труды Н. Хомского, монография ученых Совета Европы, а также российские теории о структуре языковой компетентности.
При решении задачи о выявлении специфических черт билингвизма в Республике Татарстан на основе Закона «О языках народов республики Татарстан» были изучены труды ученых соотечественников Л.К. Байрамовой, Н.Х Шарыповой, на основе которых были сделаны выводы о том, функционирование русского и татарского языков в Татарстане осложнено интерферентными явлениями, что проявляется в нарушениях норм языка, как в русской, так и в татарской речи.
При решении основной задачи, которая требовала проведения экспериментального исследования на примере обучения фонетике французского языка с учетом родного языка, были опрошены и интервьюированы представители трех различных национальных идентичностей: русской, французской и татарской. По итогам исследования были выявлены основные трудности при изучении фонетики французского (или русского - для француза). Было установлено, что татароязычным студентам изучение звуков и произношение французского языка дается легче, чем остальным. Были приведены основные способы преодоления трудностей при изучении фонетики, а также рекомендована методика обучения фонетике французского языка с учетом родного языка и идентичности личности.
Таким образом, задачи были решены в полном объеме, цель достигнута, доказано, что языковая компетентность является средством выражения идентичности личности.
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы / B.C. Агеев. - М: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Байрамова, Л.К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия / Л.К. Байрамова. - Казань: Изд-во Казан, 2001. - 267 с.
4. Богин, Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов / Г.И. Богин: Дисс. док. филол. наук. Л., 1984. - 310 с.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 201 с.
6. Гараев, Ф.М. Социолингвистические проблемы реализации Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан»: автореф. дисс.канд. филолог, наук / Ф.М. Гараев. - Казань, 2002. - 27 с.
7. Джемс, У. Психология: пер. с англ. / под ред. Л.А. Петровской / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
8. Дридзе, Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / Т.М. Дридзе. - М., 1976. - 401 с.
9. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И Жинкин. - М: Наука, 1982. - 159 с.
10. Заковоротная, М.В. Идентичность человека: социально-филос. аспекты / М.В. Заковоротная. - Ростов на Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 199 с.
11. Ирисханова, К.М. «Языковой портфель» для нефилологов как средство развития автономии студента / К.М. Ирисханова, Г.В. Стрелкова // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. - М., 2001. - С. 125 - 143.
12. Исхакова З.А. Функционирование государственных языков в республике Татарстан среди учащихся-татар // Современные национальные процессы в республике Татарстан. - Казань, 1994. - с. 68-88.
13. Исхакова З.А. Родной язык и национальное самосознание / Заказанье: проблемы истории и культуры. Материалы конференции. - Казань, 1995. - с. 161-163.
14. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
15. Караулов, Ю.Н. Эволюция, система и общерусский языковой тип / Ю.Н. Караулов // Русистика сегодня: Язык: система и ее функционирование / под ред. Ю.Н. Караулова. - М.: Наука, 1988. - с. 6-11.
16. Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопр. психологии. М.: Наука, 1996. - №1. - с. 34- 49.
17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб, 2010. - 987 с.
18. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2001. - 270 с.
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: УРСС , 1999. - 211 с.
20. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М., 1981. - 185 с.
21. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; Перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. — М.: Изд-во МГЛУ, 2003.
22. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. - 2000. - №1 январь-февраль 2000. - с. 135-142.
23. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М., 1977. - с. 179-180.
24. Попова, Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1 курса заочного отделения языкового вуза (английский язык): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Попова Т.П. - Н. Новгород, 1999. - 160 с.
25. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 285 с.
26. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку / В.В. Сафонова. - М.: Высш. шк., 1991. - 301 с.
27. Слобин, Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Наука, 1970. - 201 с.
28. Узнадзе, Д.И. Экспериментальная основа психологии установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. - 345 с.
29. Фрейд, З. Групповая психология и анализ эго / З. Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - М.:АСТ: Хранитель, 2007. - 605 с.
30. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд; пер. с нем. - М.: Эксио; СПб: Мижгард, 2005. - 1083 с.
31. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 1993 - №4 - с. 43-63.
32. Холл, М. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2004. - 608 с.
33. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 122 с.
34. Хомский, Н. Логические основы лингвистической теории / Н. Хомский // Новое в лингвистике. - М., 1965. - 87 с.
35. Шарыпова, Н.Х. Татарско-русское двуязычие у рабочих-татар / Н.Х. Шарыпова // Автореф. дисс. - канд. филол. наук. Казань. 1989. - 16 с.
36. Шахнарович, A.M. Языковая личность и языковая способность / A.M. Шахнарович // Язык система. Язык - текст. Язык — способность. Сб. статей к 60-летию Ю.Н. Караулова. - М.: Наука, 1995. - с. 213-223.
37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М., 1996. - 567 с.
38. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Социальная идентификация личности. — М.,1993. - с.7-23.
39. Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (80-90-е годы). Казань, 1999. - 341 с.
40. Ясперс, К. Идентичность личности / К. Ясперс. — М.: Прогресс,1991. - 287 с.
41. Breakwell G. M. Intergrating paradigms, methodological implications // Breakwell G. M., Canter D.V. (eds.) Empirical approaches to social representations. Oxford: Claredon Press. 1993. - P. 180-201.
42. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р. 269-293
43. Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications. In: S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (Eds), Social identity: International perspective. New York, NY: Sage, 1998. - p. 44-52.
44. Sherif M. Social Interaction. Process and Products. 1967
45. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.
46. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior// Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986.
47. Trafimow D., Triandis H. C. & Goto S. Some tests of the distinction between private self and collective self. Journal of Personality and Social Psychology 60, 1991. - 649-655
48. Van Ek, J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol.1: Scope). - Strasbourg: CCC|CE, 1993.
49. http://mybiblioteka.su/tom2/6-30984.html (дата обращения 28.05.16)
50. Сайт Министерства образования и науки URL: http:// минобрнауки.рф (дата обращения: 28.05.2016)
51. http://www.agaryova.ru/fgos-vtorogo-pokoleniya/2012-04- 18/obrazovatelnyy-standart-srednego-polnogo-obschego-obrazovaniya-po- inostrannomu-yazyku (дата обращения: 19.05.2016)
52. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком:
Изучение, преподавание, оценка URL:
https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php (дата обращения: 19.05.2016)