Языковая компетентность как средство выражения идентичности личности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ 7
1.1 Понятие о личности и ее формировании с педагогической точки
зрения 7
1.2 Понятие об идентичности: социальная и личностная
идентичности 11
I. 3. Языковая личность в современном научном дискурсе 18
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С
УЧЕТОМ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 23
II. 1. Структура языковой компетенции в концепциях отечественных и
зарубежных ученых 23
11.2 Специфические черты билингвизма в Республике Татарстан 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА, С
УЧЕТОМ РОДНОГО ЯЗЫКА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Библиография 53
Приложение
Глава I. ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ 7
1.1 Понятие о личности и ее формировании с педагогической точки
зрения 7
1.2 Понятие об идентичности: социальная и личностная
идентичности 11
I. 3. Языковая личность в современном научном дискурсе 18
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С
УЧЕТОМ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 23
II. 1. Структура языковой компетенции в концепциях отечественных и
зарубежных ученых 23
11.2 Специфические черты билингвизма в Республике Татарстан 30
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА, С
УЧЕТОМ РОДНОГО ЯЗЫКА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Библиография 53
Приложение
В настоящее время в условиях глобализационных и модернизационных процессов, происходящих в мире, большую актуальность приобретает языковая подготовка студентов-специалистов в области лингвистики. Стремление освоить иностранный язык на высшем уровне сопряжено с проблемой идентичности языковой личности. При обучении иностранному языку не стоит забывать о роли родного языка и идентичности личности, которые несут большую смысловую нагрузку, позволяя применить методику обучения языку, построенную непосредственно на языковых различиях и сходствах родного и изучаемого языка. Большие возможности для языкового развития учащихся содержит обучение фонетике иностранного языка, которое обогащает их знаниями основных правил произношения, интонационных средств выражения мысли и является основой формирования коммуникативных навыков.
На основе анализируемой методической литературы и изучения опыта преподавания французского языка нами была установлена необходимость поиска подходящих условий для формирования языковой компетенции учащихся с учетом идентичности личности. Образовательные цели, методы и приемы, которые были актуальны ранее, уступают место новым целям, парадигмам и методам. Если раньше результатом обучения должен был быть ученик, овладевший знаниями, то на сегодняшний день результатом успешного обучения должна быть языковая личность. Это актуализировало проблему формирования языковой компетенции. Стремление выявить связь между личностью и языковой стороной личности при обучении иностранному языку позволило определить проблему нашего исследования: в теоретическом плане - проблему формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности, в практическом плане - проблему выявления и разрешения трудностей при формировании языковой компетентности в процессе обучения фонетике французского языка.
Цель исследования. Выявить и разрешить трудности формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности в процессе обучения фонетике французского языка
Объект исследования. Идентичность языковой личности учащихся.
Предмет исследования. Формирование языковой компетентности как средство выражения идентичности личности.
Гипотеза исследования. Существующая система обучения иностранному языку не учитывает в полной мере идентичность личности при формировании языковой компетентности учащихся. Если бы были выявлены и предупреждены трудности, с которыми встречается языковая личность при изучении иностранного языка, то, возможно, это бы облегчило и ускорило формирование языковых навыков учащихся.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать идентичность личности с психологической и социологической точки зрения.
2. Обобщить научные данные о структуре языковой компетенции в концепциях отечественных и зарубежных ученых.
3. Выявить специфические черты билингвизма в республике Татарстан на основе Закона «О языках народов республики Татарстан».
4. Провести экспериментальное исследование на примере обучения фонетике французского языка с учетом родного языка.
Методы исследования.
1. Изучение и анализ психологической, социолингвистической и методической литературы по данной проблеме.
2. Интервьюирование и опрос с целью достижения поставленных задач в экспериментальном исследовании.
Этапы исследования.
1. Выбор темы и знакомство с библиографическими источниками.
2. Анализ научной литературы по теме.
3. Формулирование темы и задач.
4. Написание теоретической части.
5. Проведение экспериментального исследования.
6. Оформление работы.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных ученых как: Э. Эриксон, К. Ясперс, В.Н. Павленко, М. Яромовиц, В.А. Ядов, Дж. Тернер и Г. Тэджфел, Н. Хомский, Н.Д. Гальскова, Ю.Н Караулов, Л.К. Байрамова и другие.
Теоретическая значимость исследования. Результаты данного исследования будут способствовать решению проблемы формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности. Расширят представления о формировании личности, об определении социальной и личности идентичности, а также о структуре языковой компетенции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, позволят выявить и разрешить трудности при изучении фонетики французского языка в средней общеобразовательной школе и в ВУЗе с учетом идентичности личности.
Научная новизна работы. В итоге нашего исследования были выявлены трудности, с которыми встречается языковая личность и намечены пути их преодоления, на основании чего возможно совершенствование существующих методик обучения фонетике с учетом идентичности личности.
На основе анализируемой методической литературы и изучения опыта преподавания французского языка нами была установлена необходимость поиска подходящих условий для формирования языковой компетенции учащихся с учетом идентичности личности. Образовательные цели, методы и приемы, которые были актуальны ранее, уступают место новым целям, парадигмам и методам. Если раньше результатом обучения должен был быть ученик, овладевший знаниями, то на сегодняшний день результатом успешного обучения должна быть языковая личность. Это актуализировало проблему формирования языковой компетенции. Стремление выявить связь между личностью и языковой стороной личности при обучении иностранному языку позволило определить проблему нашего исследования: в теоретическом плане - проблему формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности, в практическом плане - проблему выявления и разрешения трудностей при формировании языковой компетентности в процессе обучения фонетике французского языка.
Цель исследования. Выявить и разрешить трудности формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности в процессе обучения фонетике французского языка
Объект исследования. Идентичность языковой личности учащихся.
Предмет исследования. Формирование языковой компетентности как средство выражения идентичности личности.
Гипотеза исследования. Существующая система обучения иностранному языку не учитывает в полной мере идентичность личности при формировании языковой компетентности учащихся. Если бы были выявлены и предупреждены трудности, с которыми встречается языковая личность при изучении иностранного языка, то, возможно, это бы облегчило и ускорило формирование языковых навыков учащихся.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать идентичность личности с психологической и социологической точки зрения.
2. Обобщить научные данные о структуре языковой компетенции в концепциях отечественных и зарубежных ученых.
3. Выявить специфические черты билингвизма в республике Татарстан на основе Закона «О языках народов республики Татарстан».
4. Провести экспериментальное исследование на примере обучения фонетике французского языка с учетом родного языка.
Методы исследования.
1. Изучение и анализ психологической, социолингвистической и методической литературы по данной проблеме.
2. Интервьюирование и опрос с целью достижения поставленных задач в экспериментальном исследовании.
Этапы исследования.
1. Выбор темы и знакомство с библиографическими источниками.
2. Анализ научной литературы по теме.
3. Формулирование темы и задач.
4. Написание теоретической части.
5. Проведение экспериментального исследования.
6. Оформление работы.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных ученых как: Э. Эриксон, К. Ясперс, В.Н. Павленко, М. Яромовиц, В.А. Ядов, Дж. Тернер и Г. Тэджфел, Н. Хомский, Н.Д. Гальскова, Ю.Н Караулов, Л.К. Байрамова и другие.
Теоретическая значимость исследования. Результаты данного исследования будут способствовать решению проблемы формирования языковой компетентности учащихся с учетом идентичности личности. Расширят представления о формировании личности, об определении социальной и личности идентичности, а также о структуре языковой компетенции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, позволят выявить и разрешить трудности при изучении фонетики французского языка в средней общеобразовательной школе и в ВУЗе с учетом идентичности личности.
Научная новизна работы. В итоге нашего исследования были выявлены трудности, с которыми встречается языковая личность и намечены пути их преодоления, на основании чего возможно совершенствование существующих методик обучения фонетике с учетом идентичности личности.
В современных условиях мировой глобализации и модернизации образования личность ученика становится центральным объектом в образовательной системе, на первый план выходит его способность к самореализации, к самостоятельному выбору и принятию решений. Основной задачей обучения языку в школе по государственному стандарту является формирование языковой личности. Понятие «языковая личность» это совокупность ценностных установок личности в отношении к родному языку, отношении к языковой картине мира в целом. На протяжении всей жизни языковая личность впитывает в себя части культуры родного языка и края, его традиции и историю, что развивает социальную и личностную идентичность. Идентичность личности может быть выражена определенными символами принадлежности к той или иной культуре: эмблемы, флаги, одежда, жесты и т.д. Но основным средством выражения идентичности, несомненно, является язык, который отражает все этнические, национальные и географические аспекты принадлежности личности.
В ходе проведения нашего исследования была доказана гипотеза о том, что существующая на сегодняшний день система обучения иностранному языку не учитывает в полной мере идентичность личности при формировании языковой компетентности учащихся. Были выявлены и намечены способы разрешения трудностей, встречающихся при формировании языковой компетентности учащихся при изучении фонетики французского языка с учетом идентичности личности.
При решении задачи о характеристике идентичности личности с психологической и социологической точки зрения, были исследованы труды таких ученых как Э. Эриксон, Ю.Н. Караулов, В.Н. Павленко и других. В работе показана связь между социальной и личностной идентичностью, а также формирование языковой личности, как главный фактор идентичности личности.
При решении задачи об обобщении научных данных о структуре языковой компетентности, в работе были приведены различные теории отечественных и зарубежных ученых и были выявлены общие компоненты языковой компетентности: фонетическая, лексическая и грамматическая субкомпетенции. Были рассмотрены труды Н. Хомского, монография ученых Совета Европы, а также российские теории о структуре языковой компетентности.
При решении задачи о выявлении специфических черт билингвизма в Республике Татарстан на основе Закона «О языках народов республики Татарстан» были изучены труды ученых соотечественников Л.К. Байрамовой, Н.Х Шарыповой, на основе которых были сделаны выводы о том, функционирование русского и татарского языков в Татарстане осложнено интерферентными явлениями, что проявляется в нарушениях норм языка, как в русской, так и в татарской речи.
При решении основной задачи, которая требовала проведения экспериментального исследования на примере обучения фонетике французского языка с учетом родного языка, были опрошены и интервьюированы представители трех различных национальных идентичностей: русской, французской и татарской. По итогам исследования были выявлены основные трудности при изучении фонетики французского (или русского - для француза). Было установлено, что татароязычным студентам изучение звуков и произношение французского языка дается легче, чем остальным. Были приведены основные способы преодоления трудностей при изучении фонетики, а также рекомендована методика обучения фонетике французского языка с учетом родного языка и идентичности личности.
Таким образом, задачи были решены в полном объеме, цель достигнута, доказано, что языковая компетентность является средством выражения идентичности личности.
В ходе проведения нашего исследования была доказана гипотеза о том, что существующая на сегодняшний день система обучения иностранному языку не учитывает в полной мере идентичность личности при формировании языковой компетентности учащихся. Были выявлены и намечены способы разрешения трудностей, встречающихся при формировании языковой компетентности учащихся при изучении фонетики французского языка с учетом идентичности личности.
При решении задачи о характеристике идентичности личности с психологической и социологической точки зрения, были исследованы труды таких ученых как Э. Эриксон, Ю.Н. Караулов, В.Н. Павленко и других. В работе показана связь между социальной и личностной идентичностью, а также формирование языковой личности, как главный фактор идентичности личности.
При решении задачи об обобщении научных данных о структуре языковой компетентности, в работе были приведены различные теории отечественных и зарубежных ученых и были выявлены общие компоненты языковой компетентности: фонетическая, лексическая и грамматическая субкомпетенции. Были рассмотрены труды Н. Хомского, монография ученых Совета Европы, а также российские теории о структуре языковой компетентности.
При решении задачи о выявлении специфических черт билингвизма в Республике Татарстан на основе Закона «О языках народов республики Татарстан» были изучены труды ученых соотечественников Л.К. Байрамовой, Н.Х Шарыповой, на основе которых были сделаны выводы о том, функционирование русского и татарского языков в Татарстане осложнено интерферентными явлениями, что проявляется в нарушениях норм языка, как в русской, так и в татарской речи.
При решении основной задачи, которая требовала проведения экспериментального исследования на примере обучения фонетике французского языка с учетом родного языка, были опрошены и интервьюированы представители трех различных национальных идентичностей: русской, французской и татарской. По итогам исследования были выявлены основные трудности при изучении фонетики французского (или русского - для француза). Было установлено, что татароязычным студентам изучение звуков и произношение французского языка дается легче, чем остальным. Были приведены основные способы преодоления трудностей при изучении фонетики, а также рекомендована методика обучения фонетике французского языка с учетом родного языка и идентичности личности.
Таким образом, задачи были решены в полном объеме, цель достигнута, доказано, что языковая компетентность является средством выражения идентичности личности.
Подобные работы
- ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на
уроках английского языка у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Репрезентации концепта “TOLERANCE” в сфере туризма
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Становление профессионального самосознания клинических психологов
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Национально-культурная специфика пословиц и поговорок,
изучаемых на уроках английского языка в школе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



