Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития ассоциативного мышления у студентов при изучении живописи 8
1.1. Понятие ассоциативного мышления и его особенности 8
1.2. Методы и средства, способствующие развитию ассоциативного
мышления 17
1.3. Роль живописи в развитии ассоциативного мышления у
студентов 22
Выводы по первой главе 26
Глава II. Опытно-практическая работы по развитию ассоциативного мышления у студентов при изучении живописи 27
2.1. Цель, задачи и организация опытно-практической работы 27
2.2. Разработка методического пособия по развитию ассоциативного мышления у студентов в процессе изучения дисциплины «Живопись»... .40
2.3. Апробация и анализ эффективности применения методического
пособия 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Библиографический список
Актуальность опытно-проектной работы. В последние годы в обществе появилась проблема сохранения интеллектуальных возможностей цивилизации, а также вопрос развития и формирования условий для талантливых людей в нашей стране, так как непосредственно данная категория людей считается основой производственной и творческой силой прогресса. Развитие обучающего как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в профессиональном образовании. Современный этап развития общества характеризуется развитие научно-техническим прогрессом и ставит перед современной системой образования ряд проблем, самой важной является развитие мыслительной деятельности обучающегося.
Тема развития ассоциативного мышления у обучающихся профессиональных образовательных организаций при изучении дисциплины «Живопись» актуальна тем, что этот психический процесс считается сопутствующим компонентом различным видам творческой деятельности обучающегося, и его поведения в целом. В последнее время в психологической и педагогической литературе все чаще возникает вопрос о роли ассоциативного мышления в умственном развитии обучающегося, об определении процессов возникновения ассоциации. Система образования большое внимание уделяет развитию рационально-логического мышления обучающихся, нередко противопоставляя его ассоциативному мышления. Огромное значение имеет главенство духовного развития личности, в структуре учебно-познавательной деятельности, которое основывается на ассоциативном мышление, обеспечивающее общую целостность восприятия объектов изучения, обогащающее духовную сферу индивида, в результате появляется новая концепция образования провозглашается приоритет культурных ценностей.
В результатах исследования: В.А. Крутецкого, Л.С. Выготского, В.В С.Л. Рубинштейна, Давыдова, Д.Б. Эльконина, Е.И. Игнатьева и многих других, ассоциативное мышление является предрасполагающим для эффективного усвоения обучающимися не только новых знаний, но и является условием развития знаний творческого потенциала имеющегося у студентов, способствует самопроизвольному развитию личности, то есть в большей степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организаций.
Актуальность обосновывается требованием повышение уровня профессиональной компетенции и квалификации у будущих специалистов образовательно-художественной сферы деятельности. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся является развитие ассоциативного мышления как главный способ художественно-познавательной деятельности, способного изучить и воспроизвести художественные образы, позволяющего понять и оценить выразительные возможности дисциплины «Живопись», сформировать целостные представления о художественной культуре и искусстве.
Сложной и трудной педагогической задачей является развитие ассоциативного мышления. Предрасположенность к ассоциативному мышлению является врожденной. Ассоциативное мышление хорошо развито у индивидов, занимающихся изобразительной деятельностью, непосредственно живописью.
Базой для определения индивидуальной творческой деятельности студентов профессиональных образовательных организаций являются пособия известных российских педагогов и психологов А.С. Белкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат и другие.
Проявление профессиональных навыков у обучающихся заключается в том, на каком уровне эта способность развиты, используется ли на
протяжении жизни. В конце 70-х гг. многие ученных Королевского колледжа искусств (Брюс Арчер и его коллеги) выдвинули идею «третьей культуры», которую поддержали другие исследователи, в том числе и российские. Суть ее состоит в том, что в сфере образования кроме двух четко конкретных и разделяемых культур - естественно научной и гуманитарной - имеется третья, проектная культура, отмеченная ими как «Дизайн с большой буквы». Автор теории акцентируют внимание, что данной культуре присущ оригинальный способ познания и общения - данная культура базируется не только на вербально, нумерологическом или литературном способах мышления и общения, сколько на невербальных. Особенно наглядно это проявляется в использование дизайнерских моделей, живописных полотен и эскизах, способствующих процессу ассоциативного мышления, а так же процессу передачи идей и обучению.
Живопись является одним из видов художественной деятельности индивида, данный вид появился из стремления жестами показать, описать конкретный предмет или явление. Чем точен и выразителен был жест, тем быстрее происходи взаимопонимание. Многие художники, искусствоведы отмечают, что творчество обучающихся профессиональных образовательных организаций обладает особой целостностью и убедительностью.
Развитие ассоциативного мышления в творческих профессиональных образовательных организациях осуществляется путем выполнения системы последовательных заданий и упражнений. При выполнении творческих заданий существует огромное разнообразных способов их решения. Без ассоциативного мышления восприятие действительности не было бы столь разносторонним и глубоким, богатым разнообразными оттенками.
Развитие ассоциативного мышления обучающихся по творческим специальностям профессионального образования, является условием необходимым для будущей творческой деятельности. Можно говорить о том, что основой профессиональной подготовки специалиста выступает 5
уровень развития ассоциативного мышления. Подходящие формы и методы обучения способствуют определить возможную степень включенности в творческую деятельность обучения, позволяют делать обучение интересным и увлекательным в границах допустимости учебной программы.
Таким образом, творческие ассоциации при изучении дисциплины «Живопись» студентов представляют огромный потенциал для выполнения комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся. Изобразительное искусство представляет большие возможности для развития ассоциативного мышления.
Цель: на основе теоретического анализа литературы разработать и внедрить методические рекомендации для развития ассоциативного мышления и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности педагогических средств в процессе изучения дисциплины «Живопись»
Объект исследования: процесс развития ассоциативного мышления
Предмет исследования: использование средств дисциплины «Живопись» для развития ассоциативного мышления
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотреть понятие « ассоциативное мышление» и его особенности
2. Проанализировать методы и средства, способствующие развитию ассоциативного мышления
3. Провести опытно-практическую работу по развитию ассоциативного мышления у студентов при изучении живописи
4. Проанализировать эффективность применения методических рекомендаций
Методы исследования:
-- анализ теоретической литературы нормативных и методических документов;
-- наблюдение и анализ продукта деятельности.
Практическая значимость заключается в развитии ассоциативного мышления у студентов при изучении дисциплины «Живопись» с использованием репродукций живописных работ художников.
База исследования: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, факультет изобразительного искусства, отделение дизайн.
Апробация.
1. Шатерова К.Н Особенности ассоциативного мышления у обучающихся/ К. Н. Шатерова // ИТ «Ариал» конф. - С.316- 318
2 Шатерова К.Н Методы развития ассоциативного мышления у обучающихся при изучении живописи / К.Н. Шатерова // ст. сб. ст. по материалам LXV Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - 2018. -№ 12(65). - М., Изд. «Интернаука», - С. 51- 54
Структура опытно -практической работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы- 61 наименование, 5 приложений. Общий объем работы 72 страниц.
Таким образом, после глубоко исследования ассоциативного мышления у обучающихся профессиональных образовательных организаций мы можем сделать следующие выводы:
1. Раскрыто понятие «ассоциативное мышление» и его особенности и определено, что ассоциации являются высший психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов на основе предыдущего опыта человека.
Ассоциация - основа наглядно-образного мышления. Она дает возможность ориентироваться в ситуации с применением практических действий.
Ассоциативное мышление предусматривает самостоятельное формирование новейших образцов, реализующихся в ценных, оригинальных продуктах работы.
В процессе ассоциативного мышления обучающие самостоятельно создают новые образы, идеи, которые имеют значение для других индивидов, общества, в общем, которые реализуются в уникальных картинах. Значительным признаком ассоциативных цепочек выступает способность субъекта формировать новейшие образы.
Развитие ассоциативного мышления в частности, является первостепенной и необходимой задачей преподавателя. От меры и глубины понимания обучающим живописи в произведениях искусства, от степени применения ассоциативных цепочек, зависит дальнейшее умственное и творческое развитие личности.
2. Выявлены методы и средства, способствующие развитию ассоциативного мышления. Ассоциации осуществляют существенную роль в работе по дисциплине «Живопись», в изучении окружающего мира, выступает способ выйти за рамки личных жизненных границ, одним из важных условий для психологического развития способности к творчеству.
Творческие способности, ассоциативные цепочки у обучающихся профессиональных образовательных организаций имеют самостоятельный характер. Данный период описывается плодотворным, быстрым развитием, выступает самым благоприятным.
Методы обучения в живописи, в которых ассоциация может выступать в роли получения и формирования новых знаний в зависимости от источника: словесный, Наглядный, практический.
К средствам для развития ассоциативного мышления у обучающих относят: произведения искусства, средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото), пособий учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи, технические средства обучения.
Развитие ассоциативного мышления правильное и своевременное использование этого интеллектуального процесса, приобретенное на занятиях по дисциплине «Живопись», позволит обучающему в дальнейшей творить и создавать, сочинять и писать, максимально использовать данные нам природой ресурсы.
Значимость человеческой личности в большинстве зависит от того, какой вид ассоциативных цепочек доминирует в структуре. У обучающего профессиональной образовательной организации ассоциативное мышление, реализуется в творческую деятельность и преобладает над гуманитарной, то это свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне развития личности.
Таким образом, методы и средства, способствующие развитию ассоциативных цепочек, являются положительными для развития ассоциативного мышления.
3. Определена роль живописи в развитии ассоциативного мышления у студентов. Занятие, которое развивает ассоциативное мышление у обучающихся профессиональных образовательных организаций, является живопись .
Дисциплина «Живопись» проводится в профессиональных образовательных организациях с целью исполнения одной из главных задач - выявление творческого потенциала обучающего, в способах самореализации, раскрытия природных навыков.
Рассмотрение способов развития ассоциативного мышления на дисциплине «Живопись» предоставляют возможность увидеть, с помощью каких возможностей происходит выявление ассоциативной цепочки.
4. Выявлен уровень развития ассоциативного мышления у обучающих на дисциплине «Живопись» на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.Чайковского, изобразительного факультета, отделение дизайн, среди обучающихся средне-профессионального образования.
Нами был проведен анализ программных требований и учебно-методической литературы по проблеме исследования, осуществлено наблюдение за работой преподавателя, подобран диагностический инструментарий: тест «Круги» (Столяренко Л.Д.), методика «Вербальная ассоциаций» (Немов Р.С.), методика «Живопись», разработаны критерии и показателей для определения уровней развития ассоциативного мышления у обучающих по каждой методике.
В результате общий уровень развития ассоциативного мышления высокий уровень 26,7%, средний уровень 46,6%, низкий уровень -26,7% обучающих.
На занятиях по дисциплине «Живопись» каждый обучающий стремится изобразить свои ассоциации, с помощью рисунка. В последствие этого любая работа заслуживает внимания, поощрения, так как рисунок это его труд, его творчество, пусть иногда и не профессиоанльное с технической точки зрения, но творческая работа, сделанная с желанием и стремлением к прекрасному изображению мира, к необыкновенному и неповторимому. В творчестве воплощается настоящее.
5. Полученные итоги подтолкнули нас проанализировать способы развития уровня ассоциативного мышления, в результате были разработаны педагогические рекомендации:
- применение упражнений с использованием нестандартных техник живописи таких, как: кляксография, живописные наброски вдвоем на длинной полосе бумаги, автопортрет, изображение с помощью поролона, рисование мелками, Граттаж, живописный метод рисования пальцем, методики рисования ниткографии, методика монотопии, методика брызг с помощью жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой;
- к педагогическим условиям для развития ассоциативного мышления у студентов в процессе изучения дисциплины «Живопись» можно отнести применения педагогических методов: организация и активизация учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации в процессе обучения, контроля полученных знаний и самоконтроля в процессе обучения, иллюстративно-наглядные методы приемы обучения.
- применения занятий с использованием репродукций живописных работ художников для развития ассоциативного мышления.
После применения репродукций живописных работ художников на дисциплине «Живопись» в профессиональных образовательных организаций , мы для себя определили, что обучающие увлечены процессом описания репродукций, составлением ассоциативных цепочек и на основе этого написание собственных картин, выбранный нами метод обучения эффективен. Поэтому мы рекомендуем занятия по дисциплине «Живопись» с использованием репродукций живописных работ художников для повышения уровня ассоциативного мышления обучающих профессиональных образовательных организаций.
- разработаны дидактических упражнения способствующих развитию ассоциативного мышления у студентов в процессе изучения дисциплины «Живопись»;
- разработаны конспекты занятий.
Таким образом, подводя итоги, отметим, что наши предложенные педагогические рекомендации являются эффективными и плодотворные для обучающих профессиональных образовательных организаций. Данные разработки рекомендуем использовать преподавателям по дисциплине «Живопись». Резюмирую, все выше изложенное считаем нашу тему опытно-практической работы о развитие ассоциативного мышления у обучающихся профессиональных образовательных организаций при изучении живописи.
1. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала обучающихся с помощью теста Е.П. Торренса / Е.С. Белова // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40. - Текст : непосредственный.
2. Боровик О.В. Развитие ассоциаций. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. - 112 с. - Текст: непосредственный.
3. Ботюк А. Ф. Упражнения для развития мышления: Учеб. -метод. Пособие / А.Ф. Ботюк. - Тернополь: Учебная книга. - Богдан, 2000. - 64 с. - Текст: непосредственный.
4. Бахмутский А. Е. Педагогика: учебник / А. Е. Бахмутский. - Санкт- Петербург: Питер пресс, 2017. - 304 с. - Текст: непосредственный.
5. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 260 с. - Текст: непосредственный.
6. Бордовская Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с. - Текст: непосредственный.
7. Ванник М.Э. Творческие ассоциации на занятиях / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. - 2005. - № 5-6. - С.14-15. - Текст: непосредственный.
8. Ванник М.Э. Развитие ассоциативного мышления у обучающих / М.Э.Ванник // Наши дети. - 2005. - № 4. - С.21-22. - Текст: непосредственный.
9. Выготский Л.С. Ассоциации и творчество у обучающих / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 292 с. - Текст: непосредственный.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с. - Текст: непосредственный.
11. Гаврина С. Е. Большая книга развитие живописных способностей для обучающих. Развиваем восприятие, ассоциации, внимание, фантазию /
С.Е. Гаврина. - М.: АСТ, 2013. - 323 с. - Текст: непосредственный.
12. Гмошинская М.В. Работа красками - начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // № 2. - 2002. - С. 30-33. - Текст: непосредственный.
13. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с. - Текст: непосредственный.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. - М. Педагогика, 1986 - 240 с. - Текст: непосредственный.
15. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 120 с. - Текст: непосредственный.
16. Казакова Т. Теория и методика развития изобразительного творчества : учеб.пособие для студентов вузов / Т. Казакова. - М.:Владос, 2006. - 255 с. - Текст: непосредственный.
17. Комарова Т.С. Живопись: методическое пособие для преподавателей: для работы с обучающими / Т. С. Комарова. - М.: Мозайка- Синтез, 2008. - 160 с. - Текст: непосредственный.
18. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е Кравцова. - М. : Форум, 2009. - 383 с. - Текст: непосредственный.
19. Краевски В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - Текст: непосредственный.
20. Кудрявцев В.Т. Ассоциативное мышление: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2001. - №5. - С. 23 - 29 - Текст: непосредственный.
21. Казакова Т.Г. Теория и методика развития изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Живопись», «Педагогика и методика» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с. - Текст: непосредственный.
22. Котова Т.Н. Творческие задания как средство развития ассоциативного мышления / Т.Н. Котова. - Новотроицк, 2007. - 24 с. - Текст: непосредственный.
23. Котелянец Н. Оригами - развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающих / Н. Котелянец // Родная школа. - 2002. - №12. -
С. 36-38. - Текст: непосредственный.
24. Леонтьев Д. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Д. Леонтьев // Ассоциации и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С.Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. - С. 214-223. - Текст: непосредственный.
25. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Просвещение, 1978. - 284с. - Текст: непосредственный.
26. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика / В.Г. Максимов. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 272 с. - Текст: непосредственный.
27. Макарова И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 с. - Текст: непосредственный.
28. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с. - Текст: непосредственный.
29. Развитие познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с. - Текст: непосредственный.
30. Миронов Н.П. Способность и одаренность / Н.П. Миронов // Учеб.для студ. вузов 2004. - № 6. - С.33-42. - Текст: непосредственный.
31. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.- М., 2007. - 320 с. - Текст: непосредственный.
32. Немов Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1.
ощущения и восприятие: Учебник и практикум для
академическогобакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 302 с. - Текст: непосредственный.
33. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и ассоциации / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2007. - С.80-100. - Текст: непосредственный.
34. Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с. - Текст: непосредственный.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учеб.для студ. вузов / Л.Ф.Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2011. - 460 с. - Текст: непосредственный.
36. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и ассоциаций / О. Е. Озерова. - Ростов-на-Дону : Феникс, Учеб.для студ. вузов 2005. - 157 с. - Текст: непосредственный.
37. Пакша Л.М. Развитие ассоциативного мышления. Занятия изобразительной деятельностью / Л.М. Пакша // . - 2005. -№12. - С.40-44. - Текст: непосредственный.
38. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с. 61. - Текст: непосредственный.
39. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. — Питер, 2004 - Текст: непосредственный.
40. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: 2006. - 608 с. - Текст: непосредственный.
41. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2015. - 573 с. - Текст: непосредственный.
42. Подымова Л. С. Педагогика: учебник и практикум / Л. С. Подымова. - Москва: Юрайт, 2016. - 332 с. - Текст: непосредственный.
43. Репина Т. А. Развитие воображения / Т. А. Репина // Психология / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1964. - 342 с. - Текст: непосредственный.
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 712 с. - Текст: непосредственный.
45. Субботина Л. Ю. Развитие ассоциативного мышления: популярное пособие для преподавателей / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития 1996. - 240 с. - Текст: непосредственный.
46. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с. - Текст: непосредственный.
47. Соколова Г.А.. Живописные упражнения процессе коллективной деятельности учащихся / Г.А. Соколова // Учеб.для студ. вузов - 2010. - №10.
- С. 48-53 - Текст: непосредственный.
48. Симонов В. П. Педагогика и психология: инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015. - 319 с. - Текст: непосредственный.
49. Самойлов В. Д. Педагогика и психология: андрогогическая парадигма: учебник для высших учебных заведений / В. Д. Самойлов. - Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. - 207 с. - Текст: непосредственный.
50. Столяренко Л. Д. Основы педагогики и психологии: для студентов высших учебных заведений / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Москва: Юрайт, 2016. - 133 с. - Текст: непосредственный.
51. Скоробогатов В. А. Феномен ассоциаций. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. - М.: Союз, 2002. - 356с. - Текст: непосредственный.
52. 30 уроков развития творческих способностей и ассоциаций. - М.: Кузьма, Букмастер, 2015. - 258 с. - Текст: непосредственный.
53. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с. - Текст: непосредственный.
54. Хрусталева З.А. Основы педагогической психологии высшей школы: Учебное пособие для ВУЗов / З.А. Хрусталева. - М.: Проспект, 2010.
- 189 с. - Текст: непосредственный.
55. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е.Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c. - Текст: непосредственный.
56. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с. - Текст: непосредственный.
57. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с. - Текст: непосредственный.
58. Шинкарёва Н. А. Сущность понятий «ассоциации», «ассоциативное мышление» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 23-28 - Текст: непосредственный.
59. Эльконин Д.Б. Психология. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с. - Текст: непосредственный.
60. Эльконин Д.Б. Психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 2009. - 148 с. - Текст: непосредственный.
61. Янге Е. Упражнения для развития ассоциаций / Е. Янге. - М.: Феникс, 2013. - 589 с. - Текст: непосредственный.