ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у студентов 6
1.2 Развитие технологического мышления у студентов в процессе обучения
141.3. Характеристика обучающихся в техникуме - интернате инвалидов имени И.И.Шуба 20
Вывод по 1 главе 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 26
2.1 Характеристика базы исследования 26
2.2 Разработка наглядного пособия по дисциплине «Технология обработки текстильных изделий» 31
Вывод по 2 главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
Приложение 1
Приложение 2
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. Относительно вопроса о его сути, были выведены различные подходы и гипотезы.
Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бэн отводит ассоциациям по сходству основную роль в мышлении. Хотя введение В. Вундтом в психологию экспериментального метода было, безусловно, прогрессивным фактором в истории психологической науки, однако психологические исследования, проведенные им и его последователями, проводились на основах ассоциативной психологии.
Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен — крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени — считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений.
П.К. Анохин создал абсолютно новый взгляд на мышление, в котором оно является взаимосвязью упорядоченной сферы и поведения осуществляемого архитектонику наиболее значимой для выживания в данный момент функциональной системы. Мышление является предметом изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; оно изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Всё чаще открываются новые виды и типы мышления, расширяющие зону способностей человеческого разума. Вследствие чего, теоретические и практические проблемы мышления привлекали к себе внимание многих преподавателей и ученых. Так, развитие исторического мышления исследовалось И.Я.Лернером, естественнонаучного мышления - Н.М.Зверевой, а исследование технологического мышления затронула в своих работах - М. В. Кобякова. Исследуя проблему развития мышления, стало ясно, что одно из его видов - технологическое - не достаточно ярко освещено в научных исследованиях педагогов и психологов. Однако, усложнение технологических условий производства предъявляет к специалистам высокие требования в отношении их профессиональной компетентности. Выходом из сложившейся ситуации может стать развитее у обучающихся технологического мышления. Оно является объединяющей деталью между теоретическим и практическим типами мышления и служит средством для рефлексивного способа расширения проблемы решения задач. Проблема заключается в том что, если обучающийся УШ вида инвалидности воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Из исследования и анализа педагогической и методической литературы (П.Р. Атутов, Е.М.Муравьев, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Е.И. Чернышова и др.), был сделан вывод о том, что психолого-педагогические основы и представления о технологическом мышлении разработаны не в полной мере. Условия и средства рассматриваемые в развитии данного явления в образовательном процессе являются, как правило, беспорядочно, с точки зрения описания его структуры, принципы связи и отношения между ними носят частично-обрывочный характер. В то время как, изучение педагогической литературы о средствах развития мышления педагогическими средствами (И. М. Осмоловская, Е.В. Иванушкина, Ю.И. Аскерко, Е. А. Полякова и т.д.) подводит к выводу, о необходимости использования наглядных пособий в процессе обучения, направленном на развитие технологического мышления у обучающихся техникума. Наглядные пособия отличаются от других педагогических средств, тем, что создают достоверный образ предмета.
Таким образом, цель исследования: разработать наглядное пособие для развития технологического мышления у обучающихся техникума с ограниченными возможностями (VII вид инвалидности).
Объект исследования: процесс развития мышления в учебной деятельности.
Предмет исследования: развитие технологического мышления у обучающегося средствами наглядного пособия.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы развития мышления.
2. Дать характеристику обучающихся в техникуме с ограниченными возможностями.
3. На основе анализа теоретической и методической литературы, выделить структуру технологического мышления.
4. Разработать наглядное пособие для развития технологического мышления у обучающихся техникума.
5. Проанализировать результаты использования наглядных пособий на дисциплине «Технология обработки текстильных изделий».
База исследования: Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба, обучающиеся группы №20, обучающиеся по квалификации 19601 «Швея».
Практическая значимость работы заключается в создании и последующем использовании наглядного пособия для развития технологического мышления у обучающихся изучающих дисциплину «Технология обработки текстильных изделий».
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, дедукция, наблюдение, анализ практической деятельности обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, 2 глав, заключения, приложения и списка литературы.
Данное исследование было посвящено теме «Наглядное пособие как средство развития технологического мышления у студентов». В первой главе мы сформировали знания о мышлении человека.
По нашему мнению, самое точное определение понятия «мышление» дал, ученный Леонтьев А.Н.. Он трактует его как процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Из общей массы классификаций мышления мы выделили основные, те, которые используются в педагогике наиболее часто. Исследование классификаций показало, что современных педагогов и ученных волнует та типология мышления, которая разделяет его на области научного познания, в которых было задействовано мышление.
В ходе исследования было выявлено, что одно из видов мышления, а именно технологическое, имеет особое значение в профессиональной деятельности швеи. Изучая понятие «технологическое мышление», мы определили его содержание, уровни, необходимые компоненты и критерии, была представлена схема технологического мышления и необходимые условия для эффективного развития технологического мышления.
За основу мы взяли определение технологического мышления В.В. Крашенникова, которое трактует его как умственную деятельность, связанную с анализом возможностей использования и мысленным созданием новых технологий для решений практических задач.
Выделены основные эффективные средства реализации технологического мышления: обязательность выявления и анализа проблемной ситуации, конкретизация противоречия и проблемы; многообразие вариантов возможных решений; учет факторов влияния надсистемы, в том числе, прежде всего, характера и динамики перемен в среде; выявление (прогнозирование) и учет возможных последствий деятельности.
Из исследований М.В. Кобяковой мы взяли характерные особенности трёх уровней развития технологического мышления: низкий, средний и высокий.
Мы рассмотрели наглядное пособие, как дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно восприятия учащимися. Установлено, что при использовании наглядных пособий изменяется качество усвоения материала, которое значительно повышается. При этом обучающие овладевают не только теоретическими знаниями, но и приобретают практические навыки по теме.
Таким образом, в рамках учебного процесса развитие технологического мышления может происходить с помощью наглядного пособия.
Исследование влияния пособия на уровень развития технологического мышления проходило в государственном бюджетном учреждении среднего профессионального образования «Техникум- интернат инвалидов имени И.И.Шуба», в группе №20 по квалификации 19601 «Швея».
Во второй главе были определены задачи внедренческого этапа работы, при решении которых мы пришли к следующим результатам:
1. Мы исследовали библиотечный фонд, оснащенность кабинетов средствами обучения. Оказалось, что техникум оснащен всевозможными пособиями, учебной литературой, стендами, программами, компьютерами и т.д. Но большинство наглядных пособий направлено на передачу информации и её усвоение, а не на развитие интеллекта обучающегося.
2. Уровень технологического мышления мы определили путем наблюдения за деятельностью обучающихся на дисциплине: «Технология обработки текстильных изделий». Обучающиеся выполняли обработку различных деталей, узлов изделия из текстильных материалов, выполняли контроль качества кроя и выполняемой работы, устраняли мелкие неполадки в работе оборудования.
Проведенный нулевой срез показал, что обучающиеся встретились с проблемой представления образного результата, его предвиденья и оценки, порой обучающиеся не могли учесть все факторы влияния надсистемы, прежде всего, характера и динамика перемен в среде, и выбрать из многообразия вариантов возможных решений, наиболее подходящих.
Главной причиной недостаточного уровня технологического мышления стала пассивность студентов при обучении и не направленность учебно-методических пособий на развитие технологического мышления
3. При разработке заданий мы применяли методику заданий открытой формы. Их применяют там, где нужно полностью исключить вероятность получения правильного ответа путем отгадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. С этой целью применяются тесты воспроизведения информации, решения типовых задач, разработки типовых заданий.
Разработанное пособие состоит из 4 разделов: введение, алгоритм выполнения обработки клапанов, алгоритм выполнения обработки листочек, алгоритм обработки пат и хлястиков, поясов и шлёвок.
Для определения влияния наглядного пособия на развитие технологического мышления мы провели контрольный срез, который показал увеличение процента студентов со средним и высшим уровнем мышления: средний уровень технологического мышления продемонстрировали 40% обучающихся. Низкий уровень технологического мышления прослеживается у 50% обучающихся, что на треть меньше результатов нулевого среза. Высокий уровень остался на том же уровне.
В связи с вышесказанным, можно заключить, что задачи поставленные в исследовании решены, гипотеза доказана.
1. Алексеев В.П. Роль инженерного образования в развитии системы дополнительного образования переподготовки кадров [Текст]/ В.П. Алексеев, В.В. Степаньян// Концепт — 2015. — №12( декабрь) — с.1-9.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении[Текст] / В.А. Артемов — М.: Просвещение — 2014. — с.113.
3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические
основы развития личности в историко-эволюционном вопросе [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/issues/1988/881/881177.htm(Дата обращения: 20.12.2019).
4. Ахмедов А. Р. Значение и роль наглядных средств обучения в учебнотренировочном процессе /А. Р. Ахмедов // Молодой ученый. — 2016. — №8. — с. 1286.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nashol.com/2012091266960/optimizaciya- processaobucheniya-babanskii-u-k-1977.html(Дата обращения: 20.12.2019).
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, умение, воображение.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.studfiles.ш/preview/3397114/(Дата обращения: 25.12.2019).
7. Виды наглядных пособий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studopedia.ru/15_90006_vidi-naglyadnih-posobiy.html(Дата обращения: 10.01.2020).
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studfiles.ш/preview/3836290/(Дата обращения: 25.12.2019).
9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2651523/page:5/(Дата обращения: 10.01.2020).
10. Гиль А.С. Современные наглядные средства в учебном процессе [Текст]/ А.С. Гиль // Метод.пособие для препод. — Ульяновск— 2016 — с.71.
11. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность [Текст]/ А. А. Гин - М.: Вита-Пресс. — 2001.— с.88.
12. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]/ В.В. Гузеев. — М.: Народное образование. — 2012. — с.1- 10.
13. Гусев С.С. Неоднородность языка научных описаний и «технологическое мышление» [Текст]/ С.С.Гусев //— 2012 —№ 1— с.141-156.
14. Даниленко О.В. Методология и методы психолого¬педагогических исследований [Текст]/ О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. — Орск: Издательство ОГТИ — 2005.
15.Зеер Э.Ф. Диагностика профессионально важных качеств личности инженера-педагога [Текст]//Психологическая диагностика в инженернопедагогическом вузе: Сб.науч.тр. — Свердловск — 2012. —с.3¬
15.
16.Зубайраев В. М. Методы использования наглядных пособий на уроках технологии [Текст]/ В. М. Зубайраев, З. В. Зубайраев // Иннов. пед. техн.: материалы III междунар. науч. конф.— Кзн: Бук. —2015. — с. 91-94.
17. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (по материалам форума в рамках третьих махмутовских чтений) [Текст]/ Г.И. Кирилова, О.Н. Волик// Образовательные технологии и общество. — 2011. — № 1— с. 375-379.
18. Кобякова М.В. Технологическое мышление. [Электронный
ресурс] Режим доступа — http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%DI%82%DO%B5. (Дата обращения: 25.12.2019).
19. Кобякова М.В., Развитие технологического мышления студентов технического ссуза средствами информационно-коммуникационных технологий [Текст]/М.В.Кобякова// Вестник Брянского государственного университета. —2011. —№1 — с.134-139.
20. Кобякова М.В. Определение развития технологического мышления студентов технического ссуза средствами информационнокоммуникационных технологий [Текст]/ М.В.Кобякова // Вестник Брянского государственного университета. Серия: педагогические и психологические науки. — 2011. —№10 (29). — с.115-123.
21. Кобякова М.В. О технологическом мышлении будущего техника [Текст]/М.В.Кобякова // Интеллектуальные технологии в образовании- 2008: сборник материалов V международной научно - практической конференции. — Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография- им. Е. А. Болховитинова» — 2008. — с. 90-93.
22. Кобякова М.В. Задачный подход как средство развития технологического мышления студентов технического ссуза[Текст]/ М.В. Кобякова // Образование и наука— 2011. —№ 10 — с.133-143.
23. Коджаспироа Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов [Текст]/ Г.М. Коджаспироа, К.В. Петров // — М.: Академия — 2002. — с.256.
24. Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения [Текст]/ А.Ф. Корниенко // Научный диалог —2014. — №3— с.47-72.
25. Крашенинников В.В. Инновационные аспекты технологического образования [Текст]/ В.В.Крашенинников// Вестник Новосибирского госуд. пед. унив.— 2013. — № 6 (16) — с.30-37
26. Леонтьев А.Н. Мышление [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/2651523/page:4/ (Дата обращения:
20.01.2020).
27. Владимирова Н.А. Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления [Текст]/ Н.А. Владимирова // Свердловский колледж искусств и культуры — Екатеринбург — 2017. — с. 29.
28.Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования: монография[Текст]/ В.П. Овечкин. — М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика» — 2012.— с.220.
29. Овечкин В.П. Интердисциплинарный подход к формированию общепрофессиональной технологической компетенции студентов [Текст]/ В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Вестник ИжГТУ — 2012.— № 2— с. 184-186.
30.Овечкин В.П. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в ВУЗе[Текст]/ В.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Педагогическое образование, — 2012.—№3— с. 137-143.
31.Оршанский Л.В. Проблема проектирования содержания технологического образования [Текст]/ Л.В. Оршанский, М.В. Пагута// Научные записки Тернопольского национального педагогического университета. —2016.—№2 — с. 264-269.
32. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики [Текст]/ С. Поляков — М.: Центр Педагогический поиск — 2007. — с. 176.
33. Роль наглядных пособий в обучении [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ytchebnik.ru/model/posobiya/(Дата обращения: 20.01.2020).
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/(Дата обращения: 30.01.2020).
35. Рубцова Е.Т. Технологическая культура в высшем педагогическом образовании [Текст]/ Е.Т.Рубцова // Вестник Адыгейского госуд. унив. Серия 3: Педагогика и психология — 2012. —№10 — с. 53-60.
36. Самсонова И.Г. Формирование творческих умений будущих учителей технологии и предпринимательства в учебной деятельности: Дис. насоиск. уч. степини. канд. пед. наук: 13.00.08[Текст]/ И.Г. Самсонова —
Ч.: Челяб. государ. пед. унив. —2005. — c. 36. 59
37. Сангаджиева Д.О. Формирование технологического мышления будущих технологов-конструкторов швейных изделий [Текст]/ Д.О Сангаджиева // Элек. научно-образов. журнал ВГСПУ "Грани познания"— 2016. — №1— с.69-73.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/5765122/(Дата обращения: 17.02.2020).
39. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. [Текст]—М.: ВентанаГраф. —2013. — с.42-203.
40. Скачкова Н.В. Дизайн как содержательная основа для формирования технологической компетентности [Текст]/ Н.В. Скачкова // Вестник Томского гос. пед. унив. —2014 —№12— с.46-51.
41. Тихомиров О.К. Психология мышления. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zoopsi.ru/tixomirov-myshlenie.html(Дата обращения: 17.02.2020).
42. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ [Текст]/ Е.В. Ткаченко // Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования. — 2015. — с.21-31.
43. Турсуналиев М.Т. Роль наглядных пособий при проведении занятий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nbisu.moy.su/load/m_t_tursunaliev_rol_nagljadnykh_posobij_pri_prov edenii_zanjatij/21-1-0-1702 (Дата обращения: 05.02.2020).
44. Фролова В.Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках специальных дисциплин [Текст]/ В.Д.Фролова // Вологодские чтения — 2013. — с.96-99.
45. Хамантгалеева Г.А. Формирование технологической компетенции как необходимое условие развитие технологической культуры учащихся [Текст]/ Г.А. Хамантгалеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2014. — с.65-69.
46. Хотунцев Ю.Л. Система технологического образования школьников в Российской Федерации [Текст]/ Ю.Л.Хотунцев — М.: — 2013 — № 7— с.9-12.
47. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. Педагогика [Текст]/ Ю.Л.Хотунцев —2013— №4 — с.10-15.
48. Хотунцев Ю.Л. Связь системного технологического мышления и технологической культуры [Текст]/ Ю.Л. Хотунцев, А.Ж. Насипов, П.А. Якушкин // Технологическое образование и устойчивое развитие региона — 2013.— № 10 — с. 48-51.
49.Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе [Текст]/Е.В. Чащин// Вестник Челябинского государственного университета — 2012. — №35. — с. 51-55.
50. Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст]/ С.В. Чернобай — М.: Просвещение — 2012.— с. 58.
51.Чернышёв Ю.В. К проблеме развития конструктивно пространственного мышления студентов дизайнеров в процессе обучения проектному рисунку[Текст]/ Чернышёв Ю.В. — Наука. Искусство. Культура — 2015 — №2 — с.261-265.
53.Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. — М.: Академический проект, 2005. — с.495.