Введение 3
Глава первая. Криминалистическая характеристика и особенности
расследования дел о дорожно-транспортных происшествиях
§1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных
происшествий 6
§2. Особенности и специфика расследования дорожно-транспортных происшествий на первоначальном этапе расследования 25
Глава вторая. Расследование дел о дорожно-транспортных происшествиях
§1. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия 35
§2. Особенности проведения следственных действий по отдельным видам дорожно-транспортных происшествий 44
Глава третья. Назначение и производство судебных экспертиз
§1. Особенности и специфика назначения судебных экспертиз по делам о
дорожно-транспортных происшествиях 53
§2. Автотехническая экспертиза 58
§3. Судебно-медицинская экспертиза 73
Заключение 82
Список использованной литературы
Актуальность темы моей работы заключается в том, что автомобилизация в настоящее время является необходимой составляющей прогресса общества. Но, к сожалению, данный процесс кроме положительных моментов, имеет свои огромные недостатки. Один из серьезных недостатков - это большая аварийность на транспорте. В мире по статистике ежегодно в настоящее время гибнут на дорогах в среднем более 1 миллиона человек, около 10 миллионов получают различные ранения. Во время дорожно-транспортных происшествий люди несут не только физические потери, но и получают серьезный материальный урон.
Отрицательная тенденция наблюдается, к сожалению, и в нашей стране. Говоря о состоянии безопасности дорожного движения, следует отметить, что оно остается довольно таки сложной в России. По данным статистики ГИБДД за период с января по ноябрь 2015 года в России на дорогах произошло около 133 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 16 638 человек и 168 146 получили травмы, из них 15 860 раненых - это дети, в том числе погибли 582 ребенка. Число лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях во много раз превышает число пострадавших на других видах транспорта - в среднем за 3-4 дня число погибших в дорожно-транспортных происшествиях оказывается больше, чем количество погибших в результате различных происшествий в течение года на речном, авиационном и железнодорожном транспорте.
Значительные темпы автомобилизации создают дополнительные условия для ухудшения дорожной обстановки в стране. Увеличение количества транспортных средств на дорогах, повышение интенсивности движения - всё это влияет на число дорожно-транспортных происшествий. За последнее время наблюдается значительный прирост автопарка транспортных средств: на 1000 человек примерно приходится более 100 автомобилей. Как показывает опыт развитых стран, в России будет продолжаться рост автопарка, и это будет длиться до достижения уровня примерно 350-400 транспортных средств на 1000 человек. Такая ситуация может резко осложнить обстановку с безопасностью на дорогах, и как следствие это приведет к увеличению дорожно-транспортного травматизма. Помимо перечисленных проблем, есть и другие, например, автомобильные дороги в стране не соответствуют интенсивности транспортных потоков, основные автомагистрали перегружены почти вдвое. Также следует отметить, что не отвечают требованиям и техническое состояние большинства российских автомобильных дорог.
На протяжении последних нескольких лет преступления в сфере безопасности дорожного движения занимают значительную часть в общей структуре преступности в России. Количество данных преступлений уступают только преступлениям против личности и имущественным преступлениям, удельный вес при этом составляет примерно 10%. Каждый год около 20 % данных происшествий, повлекших смерть человека, остаются нераскрытыми. При этом каждое шестое уголовное дело о дорожно-транспортном происшествии возвращается на дополнительное расследование, а каждое пятое постановление о прекращении уголовных дел по данным преступлениям отменяется прокуратурой. Принимая во внимание все эти данные, необходимо сказать о низком качестве расследования дел в сфере безопасности дорожного движения. Основными причинами вышеперечисленных недостатков является неопытность следователей и руководителей следственных подразделений в данной категории уголовных дел, при расследовании которых необходимо иметь в наличии не только юридические, но и научно-технические знания.
За последние годы увеличение автомобильного парка в стране наряду с несоответствующей подготовкой водителей и большим количеством совершенных ими нарушений значительно увеличили число дорожно-транспортных происшествий, также наблюдается рост происшествий с тяжкими и особо тяжкими последствиями. Меры, принимаемые ГИБДД, в настоящее время, к сожалению, не могут исправить данную тенденцию в стране. Необходимо сказать, что особую роль зачастую при дорожно-транспортных происшествиях играют водители иностранных автомобилей. Это объясняется
тем, что уровень навыков вождения водителей в большинстве случаев не соответствует техническим характеристикам автомобилей иностранного производства, которые могут развивать огромную скорость, при этом характеристики данных транспортных средств не соответствуют дорожным условиям в стране. Также необходимо сказать о несоблюдении правил дорожного движения пешеходами, по вине которых часто происходят различные дорожно-транспортные происшествия.
Всем вышеперечисленным определяется актуальность и значимость выбранной мной темы. В данной работе будут рассмотрены наиболее важные и необходимые, на мой взгляд, аспекты и положения, которые касаются расследования дорожно-транспортных происшествий.
Целью данной работы является выявление проблем, возникающих при расследовании дорожно-транспортных происшествий, изучение особенностей их расследования.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
1. Дать криминалистическую характеристику данной категории преступлений.
2. Выделить наиболее распространенные типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования, изучить способы их решения.
3. Изучить особенности проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования.
4. Изучить порядок назначения и производства судебных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях.
Подводя итог моей исследовательской работе, следует сказать, что автомобиль и другие транспортные средства являются источником повышенной опасности. Зачастую ошибки при управлении транспортными средствами приводят к неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода. Любое дорожно-транспортное происшествие может вызвать последствия, предусмотренные как административным, так и уголовным законодательством. Следовательно, установление причин нарушения правил дорожного движения и безопасности, которые привели к ДТП, и обстоятельств, им способствующих, это не только одна из главных задач расследования преступления данной категории, но и неотъемлемая составляющая для обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Значительный рост автомобильного парка (в настоящее время — 300 автомобилей на 1000 человек, в Европе — 400 на 1000), неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик транспорта, низкий уровень подготовки водителей, недисциплинированность, а нередко хамство и пьянство водителей, а также беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах.
Ситуация с ДТП в настоящее время беспокоит законодателей, Правительство РФ, правоохранительные и судебные органы, что было отражено в принятых ими в последние годы правовых актах. Многие из этих актов направлены на усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения, что позволило несколько улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах страны по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Так, например, за 2010 год в Российской Федерации произошло 199 431 дорожно-транспортное происшествие, (что на 2,1% меньше, по
сравнению с 2009 г.) в результате которых погибли 26 567 человек, а 250 635
человек получили ранения. 11 845 ДТП произошли по вине водителей,
находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 954 человека погибли, а 17 280 человек получили ранения. За прошедший год произошло 20 262 ДТП с участием детей, в которых 898 детей погибли, а 21 149 детей получили ранения.
За 2 месяца (январь-февраль) 2011 года в Российской Федерации произошло 21 037 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 2 662 человека, а 26 861 человек получили ранения. 679 ДТП
произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 94 человека погибли, а 1 010 человек получили ранения. За указанный период произошло 1 818 ДТП с участием детей, в которых 80 детей погибли, а 1 883 ребенка получили ранения. Показатели более
оптимистичные, но необходимо и дальше продолжать улучшать обстановку на дорогах, чтобы жертв от ДТП стало еще меньше. Страшно представить, но в год в нашей стране погибает количество людей, равное населению маленького города. Из приведенной статистики можно увидеть, как значительно уменьшилось число ДТП с участием пьяных водителей. Это результат изменений в законодательстве, когда отменили допустимую норму алкоголя в крови 0,3 промилле, а также изменений внесенных законодателем в 2009 г. включив в ст. 264 УК РФ ответственность за совершение указанного преступления в состоянии опьянения в качестве квалифицирующего признака по ч.2, 4, 6 ст. 264 УК РФ. Водители стали строже относиться к употреблению спиртного, садясь за руль абсолютно трезвыми. Получается, что ужесточение ответственности положительно сказывается на безопасности дорожного движения.
С нашей точки зрения необходимо констатировать серьезную ошибку законодателя. Данный промах наблюдается в следующем. Например, в декабре 2003 г. был декриминализирован состав преступления, предусмотренный ст. 265 УК РФ «Оставление места дорожно-транспортного происшествия». Указанная норма была переведена в состав административных правонарушений, что значительно осложнило раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений. Отсутствие на месте ДТП транспортного средства, виновного в причинении, например, тяжкого вреда здоровью человека, не позволяет своевременно и качественно расследовать происшествие. Более того, многие водители, полагаем, воспользовались данной ситуацией и скрылись с места происшествия. Невозможно посчитать, сколько людей заплатили за это своими жизнями, так как, не опасаясь уголовного преследования, некоторые водители уезжали с места ДТП, не оказав помощь пострадавшим.
Учитывая изложенное, предлагается вновь восстановить уголовную ответственность водителей, покинувших в нарушение Правил дорожного движения место происшествия.
Правоохранительные органы, имеющие своей задачей раскрытие и расследование ДТП, связаны в своей деятельности определенными законодательными нормами и ведомственными нормативными актами. Однако с нашей точки зрения нормативные акты, регламентирующие составление материалов на месте ДТП должны издаваться с учетом предложений ученых- криминалистов. Например, одной из причин провоцирующих низкое качество схем, является использование для этих целей так называемых «типовых» бланков, где невозможно отразить все обстоятельства произошедшего. Для того чтобы итоговая схема ДТП была более качественной, желательно предварительно выполнить ее на черновике, добиваясь соответствующей пропорциональности отражаемых объектов. Считаем, что такая постановка вопроса облегчит деятельность следователя, сотрудников ГИБДД и других специалистов, участвующих в расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Подводя итог проделанной работы, хотелось бы обратить внимание на следующие основополагающие аспекты:
Дорожно-транспортным происшествием признается это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия, возникшие по вине водителей, возникшие по причине неправильных действий пешеходов и происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.
На первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации. К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения, изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп). При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.
Характер дальнейших следственных действий зависит от ситуации, складывающейся после проведения первоначального этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различные экспертизы, а при необходимости проводит следственные эксперименты и предъявления для опознания.
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014 г.)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 01.05.2016 г.).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 01.05.2016 г.).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 01.05.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016 г.)
5. Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
6. Федеральный закон от 13.02.2009 N 20-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации".
7. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (ред. от 04.09.2012 г.) "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий".
8. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23. 10.1993 г №1090.
Учебная литература:
9. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С, Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА 1999г.—785с.
10. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «НОРМА», 2000 г.
11. Аверьянова Т. В. Криминалистика: Учебник для вузов / Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. — 3-изд., перераб и доп. — М.: НОРМА, 2007- 944 с.
12. Белкин Р.С. Учебник криминалистики. 2-е издание измен., перераб. и доп. М.: Издательство «Норма», 2004 г.
13. Бердин В.С. Использование компьютерных технологий при расследовании ДТП. Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2003 г.
14. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии, 2010г.
15. Жулев В.И., Краенский Е.А., Гирько С.И. Расследование дорожно-транспортных преступлений. Учебное пособие / Под общ. ред. д.ю.н. В.И. Жулева. - М.: ВНИИ МВД России, 1991 г.
16. Зуев П.М. Методика расследования ДТП. Учебное пособие. М.: Москва, 1990 г.
17. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2011. - 255 с.
18. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / под ред. Е.П. Ищенко. — изд. 2-е. испр. и доп. — М.: Инфра — М; Контракт, 2007. — 748 с.
19. Криминалистика: Учебник / под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. — Изд. 2-е. — М.: 2003. —432 с.
20. Криминалистика: Учебник / под редакцией д.ю.н., проф. В.А. Образцова. М.,"Юрист", 2006 г. С. 58.
21. Криминалистика: Учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 718 с.
22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2010 г.
23. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка - М.: Альта- Принт, 2005.
Специальная литература:
24. Бекасов В. А., Боград Г. Я. и др. Автотехническая экспертиза. Москва, 2000 г.
25. Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках ДТП (дорожные условия), влияющих на безопасность дорожного движения/ (Методическое пособие для экспертов, следователей и судей) Всесоюз. НИИ судебных экспертиз. Научн. ред. Ю.Б. Суворов. - М.: Б.и. 1990 - 93с.
26. Жулев В.И. Расследование преступлений. Руководство для следователей. - М.: СПАРТАК, 1997, 372 с.
27. Журавлев В.И. Криминалистическая характеристика лиц, совершивших преступления на автотранспорте. М.: ВНИИ МВД России, 1992 г.
28. Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие / Под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.Н. Шапорова. - Минск: НИИПККиСЭ; Изд. «Харвест», 2004.
29. Колкутин В.В. Судебные экспертизы / В.В. Колкутин, С.М. Зосимов. - М.: Юрлитинформ.
30. Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы / А.А. Коссович. - М.: Следователь, 2007.
31. Кульмашев Ф.Х. Автотранспортное средство как объект криминалистического исследования: Монография. Пермь, 2006 г.
32. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов: Монография. Свердловск, 1987.
33. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. М.: Юристъ, 2007.
34. Практикум по судебной медицине. Издание 3. Судебно-медицинская экспертиза в случаях транспортной травмы и падения с высоты: Учебное пособие / под ред. В.Н.Крюкова и И.В. Буромского. - Москва: ООО Фирма «Светотон ЛТД», 2007.
35. Расследование дорожно-транспортных происшествий. /Под ред. В.А. Алферова и В.А. Федорова.- М.: Лига Разум. 1998. С.23.
36. Расследование дорожно-транспортных происшествий. / Под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2003 г.
37. Руководство для следователей / Под общ. ред. В.В. Мозякова. Издательство «Экзамен», 2005. - 912 с.
38. Стешиц В.К. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях. Минск, 2010 г.
39. Шапорова Ю.И. Применение специальных технических познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Пособие для следователей, судей, экспертов-автотехников. Минск, 1989г.
40. Шумилин С.Ф. Судебная экспертиза. Руководство для следователей. - М.: ИНФА - М,1997. 269 с.
Судебная и следственная практика:
41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"
42. Уголовное дело №0001.
43. Уголовное дело №0002.
44. Уголовное дело №0003.
Электронные ресурсы:
45. Официальный сайт ГИБДД МВД России: http://www.gibdd.ru
46. Лавров В.П., Рахматуллин Р.Р., Романов В.И., Шалимов А.Н. Криминалистика: Краткий курс (конспект) лекций. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. - 171 с.
47. Завидов Б.Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий (Общие и частные положения, специфика и новации). Информационно- правовая система «Гарант». 2004г.