УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в общеобразовательной организации в теории и практике педагогике 11
1.1 Состояние проблемы управления инновационными
процессами в общеобразовательной организации 11
1.2 Система управления инновационными процессами в
общеобразовательных организациях 29
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Организация экспериментальной работы по реализации системы управления инновационными процессами 54
2.1 Цели и задачи экспериментальной деятельности по реализации системы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации 54
2.2 Реализация системы управления инновационными
процессами в общеобразовательной организации 72
2.3 Оценка и анализ результатов экспериментальной
деятельности 82
Выводы по второй главе 101
Заключение 103
Библиографический список 108
Приложение 1 118
Приложение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в общеобразовательной организации в теории и практике педагогике 11
1.1 Состояние проблемы управления инновационными
процессами в общеобразовательной организации 11
1.2 Система управления инновационными процессами в
общеобразовательных организациях 29
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Организация экспериментальной работы по реализации системы управления инновационными процессами 54
2.1 Цели и задачи экспериментальной деятельности по реализации системы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации 54
2.2 Реализация системы управления инновационными
процессами в общеобразовательной организации 72
2.3 Оценка и анализ результатов экспериментальной
деятельности 82
Выводы по второй главе 101
Заключение 103
Библиографический список 108
Приложение 1 118
Приложение 2
Политические, экономические и социальные изменения в стране за последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования. Система образования как составная часть социальной среды должна адекватно реагировать на изменения в обществе. В процессе модернизации системы образования одной из важнейших проблем является формирование инновационных механизмов и управление ими. Предназначение инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации с целью достижение качественно новых, более высоких результатов образования и повышение конкурентоспособности.
Поскольку образование выполняет социально-культурную функцию, то любые преобразования в обществе трансформируются в новые цели образования, новое содержание и методы, обусловленные характером преобразований, и направлены на их осмысление, воплощение в деятельности. Меняется нормативно-правовая база образования, условия обучения, следовательно, необходимо находить новые концептуальные подходы к управлению образовательным процессом.
В 2010 году утверждена Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" призванная обеспечить преемственность основных направлений концепции развития среднего образования. В рамках Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования, и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Устанавливается три уровня организации оценки качества образования: региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения.
В Челябинской области Постановлением Правительства Челябинской области № 732-П от 28 декабря 2017 года "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" принята государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018 - 2025 годы.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии с потребностями личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.
Требования к качеству образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.
Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. В свою очередь, введение управления качеством повышает функциональность общего управления - регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности.
Значительный вклад в разработку теории управления в сфере образования внесли исследования В.Г. Афанасьева, А.П. Аверьянова, А.Я. Найна, Ю.В. Васильева и др. Теория управления школой разрабатывалась, A. M. Моисеевым, Ю.А. Конаржевским, М.М. Поташником, Т.И. Шамовой и др. Работы Б.С. Гершунского, С.Г. Молчанова, В.С. Лазарева, С.И. Шишова, Н.М. Яковлевой и др. посвящены управлению инновационными процессами в общеобразовательных учреждениях. Отдельные аспекты формирования системы качественного образования рассматривались в работах В.В. Краевского, М.М. Поташника, Н.О. Яковлевой и др. Существует целый ряд исследований, в которых вопросы качества образования рассматриваются с современных управленческих позиций: Н.Н. Булынский, В.П. Беспалько, Н.А. Селезнева, Г.Н. Сериков, А.И. Субетто, Е.В. Яковлев и др.
Существующая практика многих образовательных учреждений свидетельствует о наличии некоторых негативных моментов в действующих системах оценки качества образования. Так, например: преобладает формально-отчетный подход к определению качества образования, в котором оценивается лишь уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на "4" и "5"); практически не применяются надпредметные методики анализа и оценки качества образовательной деятельности обучающихся; низкий уровень технологичности новых разработок и связанный с этим высокий уровень временных и интеллектуальных трудозатрат учащихся, учителей и руководителей на сбор и обработку информации по большому количеству показателей, организацию деятельности системы оценки качества образования; недостаточно проработана система стимулирования; существующие системы оценки качества образования и предлагаемые в виде проектов новые подходы к экспертизе, не дают возможности осуществить сопоставительную оценку качества деятельности всех субъектов образовательной системы, поскольку отсутствует единый надпредметный подход к такой оценке.
На наш взгляд, недостаточно разработаны структура управления образовательным учреждением, формы и методы управления, ориентированные на реализацию инноваций, проектную деятельность. Организация любой инновационной деятельности требует системности, содержательности, организованности и результативности всех направлений работы учебного заведения, а отсюда определяется содержание управленческой деятельности руководителей всех уровней образовательного учреждения.
На основании анализа психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, изучения эффективного опыта работы общеобразовательных учебных заведений, собственной деятельности в качестве директора общеобразовательной школы, была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между возросшими требованиями общества к постоянному внедрению инноваций в образовании и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса управления инновационными процессами в общеобразовательной организации с целью повышения качества образования.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:
-новыми целями, поставленными обществом в области качества подготовки выпускников общеобразовательных организаций и научно-методическим обеспечением для реализации этих целей;
-имеющимся уровнем достижений науки, эффективного педагогического опыта и реальным содержанием деятельности в общеобразовательных организациях;
-повышением требований к инновационным процессам и наличием слабой научной базы и кадров в системе общего образования;
-значительным увеличением педагогической, научно-методической информации и возможностью педагога усвоить эту информацию.
На основании вышеизложенного была сформулирована тема исследования: "Управление инновационными процессами в общеобразовательной организации как фактор повышения качества образования".
В работе рассмотрены теоретические аспекты проблемы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации как фактор повышения качества образования.
Объект исследования: процесс повышения качества образования в образовательной организации.
Предмет исследования: управление инновационными процессами в общеобразовательной организации как фактор повышения качества образования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему управления инновационными процессами в общеобразовательной организации, ориентированную на повышение качества образования учащихся.
Гипотеза исследования: управление инновационными процессами в общеобразовательной организации с целью повышения качества образования становится более эффективным, если:
-будет разработана и внедрена блочно-модульная система управления инновационными процессами в общеобразовательной организации;
-развитие инновационных процессов будет сопровождаться изменениями в организационной структуре управления общеобразовательной организацией;
-будет реализована в образовательной организации программа "Управление научно-методической подготовкой учителей", с целью подготовки педагогических кадров к ведению научно-методической работы в рамках научно-исследовательской лаборатории.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
-изучить и проанализировать состояние проблемы управления инновационными процессами как фактор повышения качества образования в общеобразовательной организации в педагогической теории и определить основной понятийный аппарат по теме исследования;
-разработать, апробировать и внедрить в практику блочно-модульную систему управления инновационными процессами в общеобразовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения диалектико-материалистической теории познания; взаимообусловленность и взаимосвязь явлений; теория социально-педагогического управления.
Разрабатывая теоретические аспекты нашей работы, мы опирались на следующие исследования ученых: теория развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.Я. Найн, А.В. Усова,
Н.М. Яковлева и др.), теория моделирования (С.И. Архангельский, А.У. Варданян, А.М. Сохор, и др.); теория мотивации, теория личности (А.Маслоу, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция управления образованием (Ю.С. Бродский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).
Важную роль в нашей работе сыграли исследования по управлению качеством (Н.Н. Булынский, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, Г.Н. Сериков, Е.В. Яковлев и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается:
-в уточнении и конкретизации понятия "управление инновационными процессами в общеобразовательной организации";
-в выявлении роли управления инновационными процессами как фактора повышения качественной подготовки учащихся в общеобразовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-разработана блочно-модульная система управления инновационными процессами в образовательной организации, особенностью которой является интеграция составляющих ее компонентов: мотивационно-ценностного, содержательно-гностического, процессуально-деятельностного, организационно-коммуникативного,
рефлексивно-оценочного, построенная на основе принципов эффективности, целостности, динамичности, прогностичности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: разработано методико-технологическое обеспечение управления инновационными процессами в образовательной организации, включающее создание блочно-модульной структуры управления, определение управленческого функционала, введение в управляющую систему новых структурных подразделений; разработана и апробирована программа "Управление научно-методической подготовкой учителей", системы оценки качества образования "Мониторинг качества образования"; разработаны критерии оценки уровня обученности и социализации обучающихся.
Материалы настоящего исследования могут быть использованы в практике работы общеобразовательного учреждения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: исходными методологическими положениями; анализом современных достижений психолого-педагогической науки; применением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватных природе исследуемого объекта; всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №44 имени С.Ф.Бароненко" Копейского городского округа. Эмпирическую базу составил контингент учащихся и учителей школы. В ходе исследования изучено состояние проблемы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации, психолого-педагогическая, управленческая литература, определен понятийный аппарат, предложена блочно-модульная система управления инновационными процессами в общеобразовательной организации.
Основными методами исследования явились: теоретический анализ специальной и научной методической литературы по указанной проблеме, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта, прогностический (экспертная оценка, самооценка и др.); диагностический (тестирование, анкетирование и др.); анализ результатов продуктов деятельности преподавателей и качество подготовки выпускников; методы математической статистики.
Поскольку образование выполняет социально-культурную функцию, то любые преобразования в обществе трансформируются в новые цели образования, новое содержание и методы, обусловленные характером преобразований, и направлены на их осмысление, воплощение в деятельности. Меняется нормативно-правовая база образования, условия обучения, следовательно, необходимо находить новые концептуальные подходы к управлению образовательным процессом.
В 2010 году утверждена Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" призванная обеспечить преемственность основных направлений концепции развития среднего образования. В рамках Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования, и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Устанавливается три уровня организации оценки качества образования: региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения.
В Челябинской области Постановлением Правительства Челябинской области № 732-П от 28 декабря 2017 года "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" принята государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018 - 2025 годы.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии с потребностями личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.
Требования к качеству образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.
Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. В свою очередь, введение управления качеством повышает функциональность общего управления - регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности.
Значительный вклад в разработку теории управления в сфере образования внесли исследования В.Г. Афанасьева, А.П. Аверьянова, А.Я. Найна, Ю.В. Васильева и др. Теория управления школой разрабатывалась, A. M. Моисеевым, Ю.А. Конаржевским, М.М. Поташником, Т.И. Шамовой и др. Работы Б.С. Гершунского, С.Г. Молчанова, В.С. Лазарева, С.И. Шишова, Н.М. Яковлевой и др. посвящены управлению инновационными процессами в общеобразовательных учреждениях. Отдельные аспекты формирования системы качественного образования рассматривались в работах В.В. Краевского, М.М. Поташника, Н.О. Яковлевой и др. Существует целый ряд исследований, в которых вопросы качества образования рассматриваются с современных управленческих позиций: Н.Н. Булынский, В.П. Беспалько, Н.А. Селезнева, Г.Н. Сериков, А.И. Субетто, Е.В. Яковлев и др.
Существующая практика многих образовательных учреждений свидетельствует о наличии некоторых негативных моментов в действующих системах оценки качества образования. Так, например: преобладает формально-отчетный подход к определению качества образования, в котором оценивается лишь уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на "4" и "5"); практически не применяются надпредметные методики анализа и оценки качества образовательной деятельности обучающихся; низкий уровень технологичности новых разработок и связанный с этим высокий уровень временных и интеллектуальных трудозатрат учащихся, учителей и руководителей на сбор и обработку информации по большому количеству показателей, организацию деятельности системы оценки качества образования; недостаточно проработана система стимулирования; существующие системы оценки качества образования и предлагаемые в виде проектов новые подходы к экспертизе, не дают возможности осуществить сопоставительную оценку качества деятельности всех субъектов образовательной системы, поскольку отсутствует единый надпредметный подход к такой оценке.
На наш взгляд, недостаточно разработаны структура управления образовательным учреждением, формы и методы управления, ориентированные на реализацию инноваций, проектную деятельность. Организация любой инновационной деятельности требует системности, содержательности, организованности и результативности всех направлений работы учебного заведения, а отсюда определяется содержание управленческой деятельности руководителей всех уровней образовательного учреждения.
На основании анализа психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, изучения эффективного опыта работы общеобразовательных учебных заведений, собственной деятельности в качестве директора общеобразовательной школы, была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между возросшими требованиями общества к постоянному внедрению инноваций в образовании и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса управления инновационными процессами в общеобразовательной организации с целью повышения качества образования.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:
-новыми целями, поставленными обществом в области качества подготовки выпускников общеобразовательных организаций и научно-методическим обеспечением для реализации этих целей;
-имеющимся уровнем достижений науки, эффективного педагогического опыта и реальным содержанием деятельности в общеобразовательных организациях;
-повышением требований к инновационным процессам и наличием слабой научной базы и кадров в системе общего образования;
-значительным увеличением педагогической, научно-методической информации и возможностью педагога усвоить эту информацию.
На основании вышеизложенного была сформулирована тема исследования: "Управление инновационными процессами в общеобразовательной организации как фактор повышения качества образования".
В работе рассмотрены теоретические аспекты проблемы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации как фактор повышения качества образования.
Объект исследования: процесс повышения качества образования в образовательной организации.
Предмет исследования: управление инновационными процессами в общеобразовательной организации как фактор повышения качества образования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему управления инновационными процессами в общеобразовательной организации, ориентированную на повышение качества образования учащихся.
Гипотеза исследования: управление инновационными процессами в общеобразовательной организации с целью повышения качества образования становится более эффективным, если:
-будет разработана и внедрена блочно-модульная система управления инновационными процессами в общеобразовательной организации;
-развитие инновационных процессов будет сопровождаться изменениями в организационной структуре управления общеобразовательной организацией;
-будет реализована в образовательной организации программа "Управление научно-методической подготовкой учителей", с целью подготовки педагогических кадров к ведению научно-методической работы в рамках научно-исследовательской лаборатории.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
-изучить и проанализировать состояние проблемы управления инновационными процессами как фактор повышения качества образования в общеобразовательной организации в педагогической теории и определить основной понятийный аппарат по теме исследования;
-разработать, апробировать и внедрить в практику блочно-модульную систему управления инновационными процессами в общеобразовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения диалектико-материалистической теории познания; взаимообусловленность и взаимосвязь явлений; теория социально-педагогического управления.
Разрабатывая теоретические аспекты нашей работы, мы опирались на следующие исследования ученых: теория развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.Я. Найн, А.В. Усова,
Н.М. Яковлева и др.), теория моделирования (С.И. Архангельский, А.У. Варданян, А.М. Сохор, и др.); теория мотивации, теория личности (А.Маслоу, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция управления образованием (Ю.С. Бродский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).
Важную роль в нашей работе сыграли исследования по управлению качеством (Н.Н. Булынский, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, Г.Н. Сериков, Е.В. Яковлев и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается:
-в уточнении и конкретизации понятия "управление инновационными процессами в общеобразовательной организации";
-в выявлении роли управления инновационными процессами как фактора повышения качественной подготовки учащихся в общеобразовательной организации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-разработана блочно-модульная система управления инновационными процессами в образовательной организации, особенностью которой является интеграция составляющих ее компонентов: мотивационно-ценностного, содержательно-гностического, процессуально-деятельностного, организационно-коммуникативного,
рефлексивно-оценочного, построенная на основе принципов эффективности, целостности, динамичности, прогностичности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: разработано методико-технологическое обеспечение управления инновационными процессами в образовательной организации, включающее создание блочно-модульной структуры управления, определение управленческого функционала, введение в управляющую систему новых структурных подразделений; разработана и апробирована программа "Управление научно-методической подготовкой учителей", системы оценки качества образования "Мониторинг качества образования"; разработаны критерии оценки уровня обученности и социализации обучающихся.
Материалы настоящего исследования могут быть использованы в практике работы общеобразовательного учреждения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: исходными методологическими положениями; анализом современных достижений психолого-педагогической науки; применением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватных природе исследуемого объекта; всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №44 имени С.Ф.Бароненко" Копейского городского округа. Эмпирическую базу составил контингент учащихся и учителей школы. В ходе исследования изучено состояние проблемы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации, психолого-педагогическая, управленческая литература, определен понятийный аппарат, предложена блочно-модульная система управления инновационными процессами в общеобразовательной организации.
Основными методами исследования явились: теоретический анализ специальной и научной методической литературы по указанной проблеме, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта, прогностический (экспертная оценка, самооценка и др.); диагностический (тестирование, анкетирование и др.); анализ результатов продуктов деятельности преподавателей и качество подготовки выпускников; методы математической статистики.
Обобщая вышесказанное отметим, что инновации являются одним из факторов устойчивого развития любой образовательной организации. Необходимость разработки системы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации обусловлена возросшими требованиями к нововведениям, с целью повышения качества образования. Анализ проблемы управления инновационными процессами в педагогической теории и управленческой практике, а также результаты констатирующего эксперимента показали, что требует изменений система управления.
Наше исследование посвящено актуальной проблеме повышения эффективности управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении, через разработку блочно-модульной системы управления этой деятельностью.
Отправной точкой исследования явился анализ основных понятий.
Управление инновационными процессами - планомерное, прогнозируемое и технологически обеспеченное управление, направленное на создание оптимальных условий для необходимого уровня качественной подготовки выпускников.
Качество подготовки выпускников - степень соответствия образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. это показатель уровня удовлетворения запросов отдельной личности и общества в целом.
Научно-методическая работа в учебном заведении - это система экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности, направленная на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства учителя, на развитие и
повышение творческого потенциала педагогического коллектива с целью качественной подготовки выпускников.
В теоретической части исследования была разработана система управления инновационными процессами.
Под системой управления инновационными процессами, мы понимаем совокупность модулей, блоков (элементов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегральными свойствами.
Система управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении - это планомерное, прогнозируемое и технологически обеспеченное управление, специальный комплекс практических мероприятий, основанный на достижениях науки и эффективного педагогического опыта, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства учителя.
Особенностью системы управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении является: а) блочно-модульная структура; б) интеграция блоков: мотивационно-ценностный, содержательно-гностический, рефлексивно-оценочный, деятельностно-процессуальный, организационно-коммуникативный, которые необходимо рассматривать в целостном взаимодействии; в) опора на принципы эффективности, целостности, динамичности, прогностичности.
Организационная структура в общеобразовательном учебном заведении включает четыре уровня: стратегический, тактический,
оперативный, уровень самоуправления.
В экспериментальной части исследования перед собой ставили цель -проверить верность выдвинутой гипотезы и решить следующие задачи:
проверить эффективность блочно-модульной системы управления инновационными процессами и экспериментально доказать её успешное функционирование.
На констатирующем этапе, полученные нами результаты показали, что подготовка руководителей структурных подразделений и учителей к инновационной деятельности недостаточная. Для получения информации об их уровне готовности к управлению и участию в инновациях были выделены критерии: подготовка к этому виду деятельности, наличие определённых способностей, собственная инновационная деятельность и результативность. Инновационный потенциал руководителей обеспечит возможность управления инновационными процессами, в том числе и непрерывном педагогическом образовании, что в конечном результате скажется на качественной подготовке выпускников.
Данные формирующего этапа эксперимента убедительно показали, что управление инновационной деятельностью при внедрении блочно-модульной системы привело к повышению качества образования обучающихся, их интеллектуальному росту. Абсолютная успеваемость обучающихся увеличилась на 1,5%, качественная на 3%. Наблюдается динамика освоения обучающимися метапредметных результатов основных образовательных программ. Высокий уровень освоения увеличился на 7%, повышенный на 9%. На протяжении трех лет происходило снижение доли обучающихся с низким уровнем освоения метапредметных результатов. Занятость обучающихся внеурочной деятельностью, их участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, увеличилась на 29,3%.
В ходе экспериментальной работы, повысился уровень управленческой деятельности руководителей структурных подразделений школы на 24,5%.
Результаты экспериментальной деятельности показали, что реализации блочно-модульной системы управления инновационными процессами привели к позитивной динамике по всем определённым нами критериям. Существенные изменения оценки педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности, позволило повысить качество
Наблюдаемые качественные изменения в управлении инновационной деятельностью, способствуют повышению компетентности учителей и позволяют сделать вывод, что выявленная, теоретически обоснованная и апробированная система управления обеспечивает качественную подготовку выпускников образовательного учреждения.
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации обусловлена, во-первых, возросшими требованиями к качеству подготовки обучающихся; во- вторых, недостаточной её разработанностью в теории и практике общеобразовательной школы.
2. Особенностью системы управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении являются: блочно-модульная система управления; интеграция ее компонентов: мотивационно-ценностного, содержательно-гностического, процессуально-деятельностного, организационно-коммуникативного, рефлексивно-оценочного, построенная на основе принципов эффективности, целостности, динамичности, прогностичности.
3. Результатом управления инновационными процессами выступает повышение инновационного потенциала педагогического коллектива, что обеспечивает положительную восприимчивость к новшествам, повышает уровень новаторства и творчества учителей.
4. Практическая значимость определяется разработкой и реализацией программ "Управление научно-методической подготовкой учителей"; введение в управляющую систему новых структурных подразделений; разработка критерий оценки уровня обученности и социализации обучающихся.
Разработанная нами система управления инновационными процессами может быть применима в любой образовательной организации. Однако, в постоянно меняющихся условиях и требованиях современного общества, предложенная система не исчерпывает всех аспектов этого процесса.
Наша работа не решает всех проблем управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении. Дальнейшее исследование может быть продолжено по следующим направлениям: управление инновационным развитием учебного заведения, формирование непрерывного профессионального образования педагогов, развитие инновационного потенциала образовательного учреждения.
Наше исследование посвящено актуальной проблеме повышения эффективности управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении, через разработку блочно-модульной системы управления этой деятельностью.
Отправной точкой исследования явился анализ основных понятий.
Управление инновационными процессами - планомерное, прогнозируемое и технологически обеспеченное управление, направленное на создание оптимальных условий для необходимого уровня качественной подготовки выпускников.
Качество подготовки выпускников - степень соответствия образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. это показатель уровня удовлетворения запросов отдельной личности и общества в целом.
Научно-методическая работа в учебном заведении - это система экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности, направленная на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства учителя, на развитие и
повышение творческого потенциала педагогического коллектива с целью качественной подготовки выпускников.
В теоретической части исследования была разработана система управления инновационными процессами.
Под системой управления инновационными процессами, мы понимаем совокупность модулей, блоков (элементов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегральными свойствами.
Система управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении - это планомерное, прогнозируемое и технологически обеспеченное управление, специальный комплекс практических мероприятий, основанный на достижениях науки и эффективного педагогического опыта, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства учителя.
Особенностью системы управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении является: а) блочно-модульная структура; б) интеграция блоков: мотивационно-ценностный, содержательно-гностический, рефлексивно-оценочный, деятельностно-процессуальный, организационно-коммуникативный, которые необходимо рассматривать в целостном взаимодействии; в) опора на принципы эффективности, целостности, динамичности, прогностичности.
Организационная структура в общеобразовательном учебном заведении включает четыре уровня: стратегический, тактический,
оперативный, уровень самоуправления.
В экспериментальной части исследования перед собой ставили цель -проверить верность выдвинутой гипотезы и решить следующие задачи:
проверить эффективность блочно-модульной системы управления инновационными процессами и экспериментально доказать её успешное функционирование.
На констатирующем этапе, полученные нами результаты показали, что подготовка руководителей структурных подразделений и учителей к инновационной деятельности недостаточная. Для получения информации об их уровне готовности к управлению и участию в инновациях были выделены критерии: подготовка к этому виду деятельности, наличие определённых способностей, собственная инновационная деятельность и результативность. Инновационный потенциал руководителей обеспечит возможность управления инновационными процессами, в том числе и непрерывном педагогическом образовании, что в конечном результате скажется на качественной подготовке выпускников.
Данные формирующего этапа эксперимента убедительно показали, что управление инновационной деятельностью при внедрении блочно-модульной системы привело к повышению качества образования обучающихся, их интеллектуальному росту. Абсолютная успеваемость обучающихся увеличилась на 1,5%, качественная на 3%. Наблюдается динамика освоения обучающимися метапредметных результатов основных образовательных программ. Высокий уровень освоения увеличился на 7%, повышенный на 9%. На протяжении трех лет происходило снижение доли обучающихся с низким уровнем освоения метапредметных результатов. Занятость обучающихся внеурочной деятельностью, их участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, увеличилась на 29,3%.
В ходе экспериментальной работы, повысился уровень управленческой деятельности руководителей структурных подразделений школы на 24,5%.
Результаты экспериментальной деятельности показали, что реализации блочно-модульной системы управления инновационными процессами привели к позитивной динамике по всем определённым нами критериям. Существенные изменения оценки педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности, позволило повысить качество
Наблюдаемые качественные изменения в управлении инновационной деятельностью, способствуют повышению компетентности учителей и позволяют сделать вывод, что выявленная, теоретически обоснованная и апробированная система управления обеспечивает качественную подготовку выпускников образовательного учреждения.
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы управления инновационными процессами в общеобразовательной организации обусловлена, во-первых, возросшими требованиями к качеству подготовки обучающихся; во- вторых, недостаточной её разработанностью в теории и практике общеобразовательной школы.
2. Особенностью системы управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении являются: блочно-модульная система управления; интеграция ее компонентов: мотивационно-ценностного, содержательно-гностического, процессуально-деятельностного, организационно-коммуникативного, рефлексивно-оценочного, построенная на основе принципов эффективности, целостности, динамичности, прогностичности.
3. Результатом управления инновационными процессами выступает повышение инновационного потенциала педагогического коллектива, что обеспечивает положительную восприимчивость к новшествам, повышает уровень новаторства и творчества учителей.
4. Практическая значимость определяется разработкой и реализацией программ "Управление научно-методической подготовкой учителей"; введение в управляющую систему новых структурных подразделений; разработка критерий оценки уровня обученности и социализации обучающихся.
Разработанная нами система управления инновационными процессами может быть применима в любой образовательной организации. Однако, в постоянно меняющихся условиях и требованиях современного общества, предложенная система не исчерпывает всех аспектов этого процесса.
Наша работа не решает всех проблем управления инновационными процессами в общеобразовательном учебном заведении. Дальнейшее исследование может быть продолжено по следующим направлениям: управление инновационным развитием учебного заведения, формирование непрерывного профессионального образования педагогов, развитие инновационного потенциала образовательного учреждения.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВАУПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Информационно-коммуникационные технологии как ресурс повышения качества образования в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационными изменениями в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Историографический анализ оценки качества образования и поиск механизмов по его улучшению (на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 1 г. Агрыз РТ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Интегративные задания как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов техникума
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Формирование проектных команд как ключевое условие эффективного управления инновационной деятельностью в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2017



