Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Человек на войне: традиции Л.Н. Толстого в прозе В.М. Гаршина

Работа №81499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Человек на войне в произведениях Л.Н. Толстого 8
1.1 Психологизм в литературе 8
1.2 «Правда о войне» в раннем творчестве Л.Н. Толстого 15
1.3 «Правда о душе воюющего человека» в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир» 24
Глава II. Традиции Л.Н. Толстого в изображении человека на войне в прозе
В.М. Гаршина 36
2.1. Рассказ «Четыре дня» как разорванный «поток сознания» 38
2.2. Монтаж хронотопа в рассказе «Трус» 46
2.3. Психологическая ретроспекция в рассказе «Из воспоминаний рядового
Иванова» 50
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение

Богатое героическое прошлое нашей страны всегда вызывало и будет вызывать интерес у всех поколений. Русская классическая литература обращается к глубочайшим религиозно-философским, нравственным проблемам русской жизни, в кругу которых следует рассматривать и тему войны. В связи с этим неслучайно наше обращение к творчеству Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина, которые осмысливали войну как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Обоих писателей интересует психологическое состояние человека в ситуации войны. Этот ракурс анализа актуален для современного литературоведения. Соединение открытий в области психологического анализа этих писателей- современников и составляет сферу интересов нашей работы. Под традицией мы понимаем не только преемственность, но и творческое усвоение приемов психологического анализа в изображении души воюющего человека.
Изучение творческого наследия Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина в настоящее время должно стать предметом острых научных интересов. Толстой первым в русской литературе с гениальной художественной силой и беспощадной правдивостью показал потрясающие картины войны. При этом характерной особенностью его батальной живописи является то, что художник, следя за поведением целых армий, тем не менее, сосредоточивает внимание и на отдельной человеческой личности, вовлеченной в бурный поток военных событий, на разнообразных, противоречивых мыслях и чувствах непосредственного участника войны. Его батальные картины неотделимы от проникновения в душу конкретного человека, в его сознание и подсознание.
Неослабевающий интерес к прозе В.М. Гаршина свидетельствует о том, что данная область исследования остается весьма востребованной для современной науки. И хотя ученых значительно чаще привлекает творчество писателей так называемого «старшего» поколения (И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.), проза Гаршина - мастера психологического рассказа, также должна быть в поле интересов литературоведов и критиков.
В.М. Гаршин доказал своим творчеством, что масштабность этического, духовного содержания, воплощенного в произведениях, не зависит от их размеров и формы. Проза Гаршина, по мнению Г.А. Бялого, составляет одну книгу, «но книга эта во всех смыслах будет потяжелее пудовых фолиантов и основательных многотомников» [11, С. 34]. Герои Гаршина - люди рефлексирующие, совестливые, тонко чувствующие. Герои военных рассказов уверены и не сомневаются в том, что они должны идти на войну просто потому, что она ужасна и необходимо разделить это общее страдание. Свое участие в войне они принимают как нечто неизбежное. Герои Гаршина психологически неспособны избавиться от ощущения собственных недостатков, неудовлетворенности, они пытаются не думать, например, как герой рассказа «Четыре дня», которому некуда бежать от своего сознания. Гаршин стремится передать читателю через переживания своих героев потрясение человека, осознавшего свое бессилие в борьбе со злом, но не изменившего своему нравственному долгу.
Объектом исследования являются произведения Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина, центральным событием которых является война, а именно: «Севастопольские рассказы» (1855 г.), роман-эпопея «Война и мир» (1863 - 1869 гг.) Л.Н. Толстого и военные рассказы В.М. Гаршина («Трус» (1875 г.) «Четыре дня» (1877 г.), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1877 г.).
Предметом исследования является изображение человека на войне в прозе Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина, приемы психологического анализа.
Цель работы: типологически соотнести приемы психологического анализа в изображении человека на войне в прозе Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина, обозначить преемственность традиций Л.Н. Толстого и своеобразие психологического анализа в рассказах В.М. Гаршина.
Поставленная цель предполагает решение ряда исследовательских задач:
1) исследовать «правду» о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого;
2) охарактеризовать приемы психологического анализа в изображении человека на войне Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»;
3) проследить традицию Л.Н. Толстого в изображении войны в произведениях В.М. Гаршина;
4) обозначить специфику психологического анализа военных рассказов В.М. Гаршина.
Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-типологический.
В размышлении над проблемой психологизма в литературе перед нами встает обширный литературоведческий материал, на который мы будем опираться в своем исследовании - труды М.М. Бахтина, О.Н. Осмоловского, Л.Я. Гинзбург, Е.Б. Есина и других.
Если говорить непосредственно об изучении творчества Л.Н. Толстого, то следует назвать работу доктора филологических наук Маймина Е.Л. «Лев Толстой: Путь писателя» [26], посвященную его жизни и творческой деятельности. Автор рассматривает творческий путь великого русского писателя в тесной связи с развитием русского революционного движения и русской общественной мысли второй половины XIX - начала XX века.
Шестидесятилетнему писательскому пути Л.Н. Толстого в его развитии, связях с русской и мировой литературой посвящена книга известного советского литературоведа и критика М.Б. Храпченко «Лев Толстой как художник» [43].
В.Г. Одиноков в работе «Поэтика романов Л.Н. Толстого» [32] анализирует три романа писателя: «Войну и Мир», «Анну Каренину», «Воскресение» и устанавливает внутреннюю ценность творческой индивидуальности художника и вместе с тем его эволюцию, проявлявшуюся в развитии жанровых форм романа.
Непосредственно приемам психологического анализа Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» посвящена работа С.П. Бычкова «Роман «Война и мир» [9].
Современные представления о «Севастопольских рассказах» сложились в процессе освоения глубины и сложности толстовского мировоззрения, метода, стиля в литературоведении последних десятилетий (начиная с 50-х годов XX века). Конструктивными здесь являются подходы Б.М. Эйхенбаума, Я.С. Билинкиса, С.Г. Бочарова, Б.И. Бурсова.
Среди исследователей творчества В.М. Гаршина следует отметить А.Н. Латынину. Научной ценностью и современностью звучания обладает ее монография «Всеволод Гаршин» [22]. Основываясь на изучении фундаментального фактического материала, Латынина воссоздает сложный образ бытия писателя, показывает единство его жизненных порывов и творческих исканий. Литературовед привлекает большое количество документальных источников, писем, мемуаров, прослеживает жизнь литературных произведений в функциональном аспекте звучания, приводя заметки и отзывы синхронной литературной критики, выявляя мнения современников.
Исследованием иного типа является книга В.И. Порудоминского «Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина» [37]. Эта художественная эссеистика, в которой творчество и жизнь Гаршина осмыслены писателем- единомышленником, представителем литературы XX века. Данная художественная биография изображает лабиринт жизненного пути Гаршина, показывает непринужденный тип общения писателя с современниками, большинство из которых вошли в историю русской культуры. Ценность книги Порудоминского заключается в формировании широкого кругозора у юношества при помощи не только научных, но и эстетических средств.
Новым этапом в изучении художественного наследия Г аршина явилась монография Г.А. Бялого «Всеволод Гаршин» [10]. Прекрасный знаток эпохи и литературного процесса конца XIX столетия, Бялый создает подробную историко-литературную характеристику жизни и творчества писателя.
О жизни и творчестве Гаршина существуют также важные по своему значению монографии зарубежных литературоведов: П. Генри, Э. Ярвуда, Л. Стенборга. В 2000 г. в Оксфорде под редакцией П. Г енри вышел трехтомный сборник статей ученых разных стран, посвященный личности и творчеству Гаршина.
Гипотеза данной работы: отталкиваясь от традиций Л.Н. Толстого, специфической чертой творчества которого является психологизм в изображении человека на войне, В.М. Гаршин создает свою оригинальную систему психологического анализа, углубляя мотив бессмысленности смерти человека на войне мистическим ужасом безысходности борьбы со злом. Это проявляется в следующих приемах психологического анализа: разорванный «поток сознания», монтаж хронотопа, психологическая детализация, психологическая ретроспекция, психологический пейзаж.
Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения с методической разработкой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина, без сомнения, объединяет ярко выраженная авторская позиция, чувство личной ответственности за то, что происходит в стране. Вот почему их произведения, полные боли и правды, наталкивают на серьезные размышления о судьбе Родины.
Сопоставив приемы психологического анализа в изображении души воюющего человека в произведениях этих двух писателей и решив поставленные перед нами задачи, мы пришли к следующим выводам.
Л.Н. Толстой показал войну с такой стороны, с какой она еще не изображалась в литературе до него. Его интересует не столько батальная тема сама по себе, сколько то, как ведут себя люди в ситуации войны, какие свойства натуры обнаруживает человек на войне. Настоящими героями являются люди простые, скромные, часто даже застенчивые, совершенно лишенные тех специфических черт, которые обычно соединялись с представлениями о военной среде. Писатель стремится проникнуть во внутренний мир каждого своего персонажа, уловить его индивидуальные, лишь ему одному свойственные переживания в боевой обстановке.
Исключительно разнообразны приемы психологического анализа, применяемые Л.Н. Толстым: внутренние монологи героев, прием авторского вмешательства, авторского комментария, психологический пейзаж, характеристика внутреннего состояния героя через его поступки и действия.
Внутренний мир человека Л.Н. Толстой раскрывает, отражая его во внешнем облике героя. Важным средством характеристики персонажей является и индивидуализация их речи, передача оттенков их речевой манеры. Активно прибегает писатель и к искусству портретной живописи (часто используется прием повторения одних и тех же портретных деталей). Следует также отметить умение художника передавать затаенные чувства и мысли героя через внешние физические проявления: через движения, мимику и т.д.
На толстовское влияние в военных рассказах Гаршина указывали многие критики. Нет сомнения, что ни один русский писатель не свободен от обаяния гения и манеры Толстого, но Гаршин создает свою оригинальную систему психологического анализа, лишь опираясь на его традиции.
Гаршин углубляет мотив бессмысленности смерти человека на войне. Он показывает, насколько неизбежны вопросы морали для воюющего человека. Эти вопросы обнажают суть войны и заставляют увидеть в ней убийство. Поэтому не «ужасы войны», как в известном стихотворении Некрасова, наиболее важны автору, а ее мистический ужас, которому сопротивляются человеческая душа и сознание, не будучи в состоянии его осмыслить. Герой пребывает в состоянии безысходности, невозможности воспротивиться совершающемуся злу войны.
Подобно Толстому, Гаршин активно использует различные приемы психологического анализа: «поток сознания», монтаж и детализацию, прием ретроспекции, психологический пейзаж. Но новатором Гаршин выступает в том, что приемы психологического анализа у него могут выступать и в качестве средства организации текста. Например, рассказ «Четыре дня» весь строится на приеме «потока сознания». И это не единичный случай: на приеме ретроспекции полностью построен рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».
В.М. Гаршин монтажирует свои рассказы: умело соединяет в них настоящие, реальные события с его переживаниями и эмоциями.
Передавая душевное состояние человека во время боя, раскрывая мысли и чувства раненого, умирающего, Гаршин опирается на художественный опыт Толстого, который еще в «Севастопольских рассказах» с поразительной правдивостью раскрыл душевное состояние Праскухина, Володи Козельцова в момент гибели, Михайлова в момент ранения.
Толстовская традиция сказывается у Гаршина в описаниях гибели человека на войне. Смерть, кровавая и страшная, становится будничной, как бы частью быта. Так она изображена в «Севастопольских рассказах» Толстого и подобным же образом описаны у Гаршина убийство турецкого солдата в рассказе «Четыре дня», смерть героя в рассказе «Трус» и другие.
Рисуя русского солдата, Гаршин вслед за Толстым раскрывает прекрасные черты человека из народа, которые проявляются и в буднях армейской жизни, и на поле боя (дядя Житков и молодой солдат Федоров в рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова»).
Таким образом, война в изображении этих двух писателей- современников, Л.Н. Толстого и В.М. Гаршина, - это то, что полностью меняет все ценности человеческой жизни, добро и зло путаются, жизнь и смерть меняются местами. И того, и другого интересует психологическое состояние конкретного человека в ситуации войны, они утверждают непреходящую ценность каждой отдельной личности.
Несмотря на несомненное сходство в изображении человека на войне в произведениях этих художников слова, каждый из них - носитель своей собственной оригинальной системы в освещении данной темы. В.М. Гаршин не копирует Л.Н. Толстого, а лишь отталкивается от его богатого творческого наследия, привнося в него исключительно свои, неповторимые черты.



1. Гаршин В.М. Рассказы. Статьи. Письма. / В.М. Гаршин. - М.: Олимп, АСТ, 2000. - 544 с.
2. Гаршин В.М. Сочинения. / В.М. Гаршин. - М.: Художественная литература, 1983. - 413 с.
3. Толстой Л.Н. Повести и рассказы. / Л.Н. Толстой. - Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1977. - 263 с.
4. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 8 т. Т. 2. Война и мир, т. 1 и 2 / Л.Н. Толстой. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 927, [1] с.
5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. Война и мир, т. 3 и 4 / Л.Н. Толстой. - М.: Астрель: АСТ, 2006. -1038, [2] с.
6. Айзерман Л.С. «Внимая ужасам войны.» / Л.С. Айзерман // Литература в школе. - М.: Просвещение,1993. - № 2. - С. 44-50.
7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики: Сб. - М.: Худож. лит., 2005. - С. 234-407.
8. Бурнашева Н. «Война в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти.» (Незамеченные факты биографии Толстого) / Н. Бурнашева // Вопросы литературы. - М.: Худож. лит., 2000. - № 6. - С. 368.
9. Бычков С.П. Роман «Война и мир» // Л.Н. Толстой / Сборник статей под ред. Д.Д. Благого - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. - 326 с.
10. Бялый Г.А. В.М. Гаршин. / Г.А. Бялый. - Л.: Просвещение, 1969. - 128 с.
11. Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин / Г.А. Бялый. - М.: Просвещение, 1969. - 327 с.
12. Ванюшева Н. В преддверии «Войны и мира» / Н. Ванюшева // Литература. - 2008. - № 4 (февр.). - С. 14-17.
13. Гей Н.К. Поэтика романов Л.Н. Толстого (Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») / Н.К. Гей // Л.Н. Толстой и современность: Сб. статей и материалов. - М., 1981. - 592 с.
14. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. / Л.Я.
Гинзбург. - Л.: Худож. лит., 1977. - 447 с.
15. Гудзий Н.К. Лев Толстой. / Н.К. Гудзий. - М., 1960. - 364 с.
16. Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / под ред. Г.К. Щенникова. - Челябинск, 1997. - 295 с.
17. Евнин Ф.И. Ф.М. Достоевский и В.М. Гаршин / Ф.И. Евнин // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 58-132.
18. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя. / А.Б. Есин. - М.: Просвещение, 1988.
- 176 с.
19. Иезуитов А.Н. Проблемы психологизма в литературе / А. Иезуитов // Проблемы психологизма в советской литературе. - Л.: Лен. отдел; Наука, 1970. - 189 с.
20. Кузина Л.Н. К новым способам психологического анализа //
Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное
исследование. / Л.Н. Кузина. - М.: Наука, 1991. - 195 с.
21. Латынина А.Н. В. Гаршин. Творчество и судьба. / А.Н. Латынина.
- М.: Худож. лит., 1986. - 221 с.
22. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба / А.Н. Латынина. - М.: Художественная литература, 1986. - 340 с.
23. Лисовская В.В. «Война, я ее бью, сколько у меня есть сил» / В.В. Лисовская // Литература в школе. - 1997. - № 6. - С. 113-119.
24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК, 2001. - 1600 с.
25. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в. / Л.М. Лотман. - Л.: Наука, 1974. - 350 с.
26. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя / Е.А. Маймин // отв. ред. Д.С. Лихачев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1984. - 191 с.
27. Милюков Ю.Г. Гаршин Всеволод Михайлович. / Ю.Г. Милюков // Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. Т. 1. А.-Л. / Под ред. Николаева П.А. - М.: Просвещение, 1990, - С. 164-169.
28. Миронова Н. Военная тема в творчестве В.М. Гаршина. / Н. Миронова // Литература. - 2000. - № 7. - С. 32-38.
29. Михайловский Н.К. О Всеволоде Гаршине / Н.К. Михайловский // Литературно-критические статьи. - М.: Просвещение, 1957. - С. 288-320.
30. Монтейнайте И. «Внимая ужасам войны»: В.М. Гаршин. / И. Монтейнайте // Литература. - 2007. - № 16. - С. 37-39.
31. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. А-Л / П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 2009. - 458 с.
32. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого (О романах «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение») / Одиноков В.Г. - Новостбирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. - 160 с.
33. Осмоловский О.Н. «Диалектика души» как метод психологического анализа. / О.Н. Осмоловский // Проблемы психологизма в художественной литературе. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1980. - 202 с.
34. Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении. / Н.В. Осьмаков. - М.: Просвещение, 1981. - 269 с.
35. Пауткин А.А. Военная проза В.М. Гаршина (традиции, образы и реальность) / А.А. Пауткин // Вестник московского университета. - 2005. - №
1. - С. 94-104.
36. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим- Бада. - М.: Наука, 2009. - 546 с.
37. Порудоминский В.Н. Грустный солдат, или Жизнь В. Гаршина. / В.Н. Порудоминский. - М.: Книга, 1986. - 285 с.
38. Самосюк Г.Ф. Нравственный мир В. Гаршина / Г.Ф. Самосюк // Литература в школе. - 1992. - № 5/6. - С. 7-14.
39. Смекалина О.Н. Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого. Автореферат дисс. канд. филол. наук / О.Н. Смекалина. - М., 1993. - 16 с.
40. Смирнова О. «Трепетание чуткой совести»: Четыре урока по Гаршину. 10 класс. / О. Смирнова // Литература. - 1997. - № 5. - С. 18-32.
41. Соллертинский Е.Е. Пейзаж в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой. Материалы межвуз. науч. конференции, посв. 50- летию со дня смерти писателя. / Е.Е. Соллертинский. - Кустанай, 1961. - С. 43-70.
42. Толстой Л.Н. в школе / под редакцией проф. В.В. Голубкова и проф. С.М. Петрова. - М: Просвещение, 1965. - 176 с.
43. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник: Литературная критика. - 4-е изд. - М.: Худож. лит., 1978. - 584 с.
44. Шифман А.И. Севастопольские рассказы // Л.Н. Толстой / Сборник статей под ред. Д.Д. Благого / А.И. Шифман. - М.: Государств енное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1955. - 426 с.
45. Шкловский В.Б. Лев Толстой. Жизнь замечательных людей. / В.Б. Шкловский. - М.: Молодая Гвардия, 1967. - 864 с.
46. Эйхенбаум В.М. Молодой Толстой / В.М. Эйхенбаум // О литературе. Работы разных лет. - М.: Сов. писатель, 1987. - С. 34-138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ