Введение 1
Глава 1. Правовые основы организации и деятельности, функции и система прокуратуры РФ 4
1.1 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ 4
1.2 Функции и направления деятельности прокуратуры РФ 18
1.3 Система органов и учреждений прокуратуры РФ и её организационная
структура 24
Глава 2. Характеристика принципов организации и деятельности прокуратуры
РФ 37
2.1 Общие принципы 40
2.1.1 Принцип законности 40
2.1.2 Принцип единства 43
2.1.4 Принцип централизации 45
2.1.5 Принцип независимости 49
2.1.6 Принцип гласности 57
2.2. Внутриорганизационные принципы деятельности органов
прокуратуры 61
2.2.1 Зональный принцип 62
2.2.2 Предметный принцип 66
2.2.3 Смешанный (зонально-предметный) принцип 67
Заключение 68
Библиография
Прокуратура всегда занимала особое место в системе государственных органов. С момента учреждения Петром Первым в 1711 году т.н. фискальной службы, которая во многом послужила предтечей данного института, она продолжает играть значительную роль в формировании и установлении правового государства несмотря на все вызовы, с которыми приходится сталкиваться ей с течением времени.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в последнее время ведется много дискуссий относительно реформы органов прокуратуры и предметов её ведения. Возникает немало споров относительно степени эффективности сложившейся системы принципов, структуры и полномочий органов прокуратуры, их места в системе государственных органов, а также характер их взаимоотношений друг с другом. Проблема определения места органов прокуратуры в системе государственных органов становится все более и более актуальной также в связи с тем, что в стране неуклонно растет или остается на неизменно высоком уровне уголовная преступность, ухудшается ее криминогенная характеристика; неудержимыми темпами растут организованная преступность и нарушения закона, связанные с коррупцией, нарушаются принципы социальной справедливости. В частности, особо широкие и острые дискуссии ведутся касаемо осуществления прокуратурой так называемого «общего надзора». При этом все понимают, что изменение границ, либо упразднение данной отрасли надзора повлечет прямое воздействие на всю сложившуюся систему внутриорганизационных принципов деятельности прокуратуры, что соответственно приведет пусть и к временному, но всё же достаточно болезненному перестрою всей системы взаимодействия между предметными отделами прокуратуры. Тем не менее, справедливости ради нужно отметить, что в ходе данных дискуссий ни у кого не возникает сомнений в том, что в течение того переходного периода, который переживает наша страна, прокурорский надзор будет оставаться наиболее целесообразной и эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов, существенным элементом контрольной функции государства.
Целями и задачами, которые установлены в данной работе, являются попытка разобраться в существующей системе принципов организации и деятельности прокуратуры, дать им правовую оценку, а также выявить основные законодательные проблемы, пробелы и недочеты, касающиеся их правового закрепления и попытаться найти наиболее разумные пути разрешения последних.
Непосредственным объектом исследования данной работы станет сложившаяся система принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Источники представляют собой Конституцию Российской Федерации, Федеральный Закон «О Прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ О Прокуратуре), комментарии к данному Федеральному Закону, приказы и рекомендации Генерального Прокурора РФ, научные труды сотрудников НИИ при Академии Генеральной прокуратуры РФ, а также труды ряда других научных деятелей.
Подытоживая все вышесказанное, следует сказать, что вопрос о самой системе принципов организации и деятельности органов прокуратуры и об её элементах до сих пор вызывает много споров и дискуссий. Некоторые считают, что в существующую систему также необходимо добавить принципы демократизма; информирования прокурорами органов государственной власти и управления, а также населения о состоянии законности; равенства всех лиц перед законом; универсальности прокурорского надзора; принятия прокурором мер по выявлению и устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили. По мнению многих научных деятелей, их выделение неоправданно, поскольку они так или иначе раскрываются в уже существующей системе принципов. Вместе с тем, по мнению В.Ю. Шобухина, все-таки можно предложить выделение принципа равенства всех перед законом и прокуратурой. Такое положение, по его мнению, будет непосредственно привязано к прокурорской деятельности и может рассматриваться как одно из начал ее осуществления, в чем я с ним полностью согласен. Однако для этого потребуются законодательные изменения и в первую очередь прямое закрепление в законе указанного принципа .
На протяжении значительного исторического периода сложилась система органов прокуратуры, главной задачей которой являлся надзор за исполнением законов в целях единства и укрепления законности. Эта система сама по себе уже выдержала испытание временем и, несмотря на то, что она продолжает подвергаться существенным реформам, несомненно, она еще внесет свой значительный вклад в становление полноценного правового российского государства.
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года// Российская газета. - 1993. - 25 декабря;
2. Федеральный закон № 2202-I «О прокуратуре Российской
Федерации» от 17 января 1992 года// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст.4472;
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001г// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч 1). - Ст. 4924;
4. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации, 2011г.// Приказ Ген. прокурора №79 от 25 марта 2011 года; // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // http://www.genproc.gov.ru/
5. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» // Правовой сайт КонсультантПлюс // http: //www.consultant .ru/
6. Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти» // Правовой сайт КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru/
7. Закон РФ №5484-I от 21.07.1993 «О государственной тайне» // Правовой сайт КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru/
8. ФЗ №5 «О внешней разведке» // Правовой сайт КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru/
9. ФЗ № 190 «О ратификации Европейской конвенции о выдаче и двух протоколов к ней» // Правовой сайт КонсультантПлюс // http: //www.consultant .ru/
10. Указ Президента №567 от 18.04.1996г. с изменениями // Правовой сайт КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru/
11. Указ Президента №659 от 30.06.1997г.
12. Постановление Конституционного суда РФ №13-П от 18.07.2003г.
13. Распоряжение Правительства РФ № 345-Р от 24.03.2007г. // Правовой сайт КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru/
14. Приказ Генерального прокурора РФ № 79 от 25.03.2011г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // http://www.genproc.gov.ru/
15. Приказ Генерального прокурора РФ № 84 от 7.05.2008г. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // http://www.genproc.gov.ru/
16. Положение об управлении взаимодействия со средствами
массовой информации. // Утв. Генеральным прокурором РФ от 4.08.2014г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры
Российской Федерации // http://www.genproc.gov.ru/
17. Приказ Генерального прокурора РФ № 506 от 22.11.2013г. «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // http://www.genproc.gov.ru/
18. Приказ Генерального прокурора РФ №276 от 11.05.2016 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской
Федерации» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры
Российской Федерации // http://www.genproc.gov.ru/
Научная литература
19. Сухарев А. Я. Прокурорский надзор: учебн., // М., 2008.
20. Кехлеров С. Г. Настольная книга прокурора. // М., 2002.
21. Рохлин В. И. Прокурорский надзор в РФ: Учеб. // СПб., 2000
22. Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие. // Екатеринбург, 1999.
23. Прокурорский надзор в СССР: Учеб. / Под ред. Б. А. Галкина. М., 1982.
Авторефераты диссертаций, научные статьи и монографии
24. Ергашев Е. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов // Автореф. дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.11, Екатеринбург, 2008. - 39с;
25. Черепанов М. М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры // Автореф. дис. .канд. юрид. наук. 12.00.11. - Екатеринбург: Уральск. гос. юрид. академия, 2008. - 26с;
26. Шобухин В. Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал, 5/2008;
27. Шобухин В. Ю. Прокуратура - основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. № 11;
Электронный ресурс
28. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Нормативные правовые акты// Структура // http: //www.genproc.gov.ru/
29. Правовой сайт КонсультантПлюс // http://www.consultant.ru/
Учебно-методические пособия
30. Антонов И. О. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-метод. пособие // Казань. ун-т, 2012. - 138 с.
Иные источники
31. А. Корсаков, Прокуратура: взгляд изнутри - публицистическое исследование. // Комсомольск-на-Амуре: ООО «Агора», 2012. - 221с.;
32. В.И. Ленин. Полное Собрание Сочинений, т. 45.
33. Закон «О прокуратуре СССР» 1979г.