Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Работа №38322

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
648
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 7
1.1. Правозащитная деятельность прокуратуры в государственном механизме 7
1.2. Объекты правозащитной деятельности прокуратуры 17
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 27
2.1. Особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности 27
2.2. Правовые формы и методы деятельности прокуратуры в целях обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от национальности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60


Актуальность темы диссертационного исследования. Защита конституционных прав и свобод человека является абсолютным приоритетом государственной политики России в целом и деятельности каждого элемента государственной системы в отдельности. Хотя эта конституционная идея приобрела характер аксиомы на научном и идеологическом уровне, ее практическая реализация по-прежнему остается во многом проблематичной. Это в полной мере относится и к деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и свобод.
Прокуратура традиционно занимает особое место в механизме российского государства, выполняя в нем функции повышенной социально-политической значимости. Создание прокуратуры как самостоятельной системы органов и все ее дальнейшее функционирование были подчинены основополагающей задаче - обеспечению правового порядка в стране, что неизменно было сопряжено со значительными трудностями, вызванными территориальным масштабом государства, сложными взаимоотношениями власти и общества, особенностями культурной ситуации и т.д.
Статус, структура, полномочия российской прокуратуры неоднократно претерпевали существенные изменения под влиянием различных политических факторов.
В то же время до сих пор нет даже относительной ясности в том, к какой же ветви власти принадлежит прокуратура, или же она выведена за их пределы. Принцип разделения властей как одно из главенствующих начал построения государственной власти в данном случае не выдерживается с абсолютной полнотой, что обусловлено вполне объективными причинами. Как следствие, фактически нет определенности и в том, кому подконтрольны и подотчетны органы прокуратуры. Эта проблема сама по себе является чрезвычайно острой, поскольку наличие контроля над органами прокуратуры означало бы во многом снижение их беспристрастности и независимости, но, с другой стороны, полное отсутствие такого контроля неизбежно создало бы угрозу произвола, что не может не отразиться па деятельности прокуратуры по защите прав человека.
Роль прокуратуры в уголовном процессе, в частности, ее полномочия в сфере предварительного следствия, продолжают колебаться между репрессивной и правозащитной деятельностью. Общий надзор, осуществляемый прокуратурой, порождает самые полярные оценки - от признания его насущной необходимости до призывов к его полному упразднению. Эффективность деятельности прокуратуры по работе с населением, рассмотрению жалоб и обращений граждан, также зачастую оценивается как недостаточно высокая.
Значительный объем властных полномочий, предоставленных органам прокуратуры, зачастую становится предметом критики в связи с тем, что создает угрозу вторжения прокуратуры в компетенцию других органов, а также в связи с недостаточно эффективным использованием этих правовых средств, в том числе по защите прав и свобод граждан. Много теоретических и практических трудностей возникает в связи с соотношением полномочий суда и прокуратуры по защите конституционных прав человека.
Эффективная организация правозащитной деятельности требует, чтобы ее результат подвергался постоянной оценке, но в отношении прокуратуры подобная система не создана, и поэтому фактически нет возможности проверить действенность работы органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека.
Столь обширный круг проблем, связанных с осуществлением правозащитной функции прокуратуры, в сочетании со значительным объемом властных полномочий и важных государственных функций, возложенных на эту систему органов, свидетельствует о том, что исследование данной темы обладает высокой актуальностью как с научной, так и с практической точки зрения. Повышение уровня защищенности конституционных прав и свобод человека требует совершенствования законодательной основы деятельности органов прокуратуры, а также практики прокурорского надзора, что требует научного исследования указанных проблем.
Цель исследования - определить роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Задачами исследования в соответствии с поставленной целью стали: рассмотреть правозащитную деятельность прокуратуры в государственном механизм; определить объекты правозащитной деятельности прокуратуры; раскрыть особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности; выявить правовые формы и методы деятельности прокуратуры в целях обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Состояние и степень научной разработанности темы. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина как одного из направлений деятельности прокуратуры так или иначе затрагивались в целом ряде научных исследований.
Тем не менее, многие дискуссионные, теоретически и практически значимые вопросы правозащитной деятельности прокуратуры остаются неразрешенными или недостаточно исследованными. К ним относятся, в частности, объекты правовой защиты, осуществляемой органами прокуратуры, методы и формы правозащитной деятельности прокуратуры, ее место в системе правозащитных органов и организаций и т.п.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались такие методы, как формально-юридический, аналитический, сравнительно-правовой, анализ нормативных источников на основе принятых способов толкования юридических текстов.
Теоретической основой исследования являются труды видных учёных- правоведов. Нормативную основу диссертации составили: действующее конституционное законодательство и законодательство о прокуратуре Российской Федерации, акты международного права, акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также материалы судебной и прокурорской практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в шести опубликованных работах автора. Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института КФУ, а также были отражены в выступлении автора на научных конференциях и публикациях в научных журналах.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, разделённых на параграфы, заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы.
Существование в составе российского государственного механизма такого специфического элемента, как органы прокуратуры, обусловлено серьезными социально-культурными основаниями. В условиях недостаточной социальной стабильности, сравнительно низкого уровня общественной солидарности, слома традиционных моделей социального устройства прокуратура выполняет значимую роль в поддержании правового порядка. Устойчивость и целостность государства неизменно зависит от уровня законности, который гарантируется соответствующими институциональными механизмами.
Конституционная идеология современной российской государственности со всей определенностью предполагает существенную переориентацию всего правоохранительного механизма на обеспечение и защиту прав и свобод человека. В первую очередь это касается судебной власти и прокуратуры. При этом прокуратура выступает своего рода «страховочным» механизмом, поскольку в силу процедурных и организационных особенностей (централизация, оперативность и др.) в ряде случаев способна реагировать на нарушения прав человека еще до вмешательства суда. Надзорная деятельность прокуратуры оказывается важнейшим инструментом защиты прав и свобод человека, к которому граждане достаточно широко обращаются в досудебном и внесудебном порядке. Наличие альтернативных суду средств отстаивания нарушенных прав, как в рамках государственного аппарата, так и за его пределами, способствует повышению эффективности всей правозащитной системы.
Промежуточный статус прокуратуры, ее нахождение за рамками классических ветвей государственной власти не препятствуют осуществлению ее правозащитных функций, поскольку механизм защиты прав и свобод человека по своей природе носит «многоканальный» характер и предполагает возможность лица, чьи права нарушены, самостоятельно выбирать способ их восстановления и защиты. Принцип разделения властей, как представляется, не может трактоваться в ущерб защите прав человека и не исключает создания государственных органов, выполняющих социально значимые функции, пусть даже за пределами традиционно сложившейся «триады» властей.
Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации - это осуществляемая органами прокуратуры на основе российского законодательства система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. В таком понимании правозащитная деятельность прокуратуры не может отождествляться с одним из специализированных направлений прокурорского надзора.
Различие между предметом надзора и объектом правозащитной деятельности прокуратуры определяется нетождественностью самих понятий «надзор» и «защита». Предметом надзора является реализация субъективного права, а объектом юридической защиты - само это право, которое должно быть восстановлено путем ликвидации допущенного нарушения.
Правозащитное содержание присутствует в таких формах прокурорской деятельности, как надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и др.; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание; координационная деятельность прокуратуры; ее участие в правотворческой деятельности и т.п.
Вместе с тем совершенствование правозащитной деятельности прокуратуры, повышение ее эффективности, безусловно, требуют законодательного уточнения взаимоотношений органов прокуратуры с иными органами государственной власти, прежде всего с исполнительной властью и Президентом РФ.
Представляется необходимым в первую очередь прояснить взаимоотношения прокуратуры Российской Федерации с органами исполнительной власти, по возможности свести к минимуму возможности влияния органов исполнительной власти на надзорную деятельность прокуратуры, что в определенной мере ставит под сомнение ее беспристрастность.
Прокуратура обладает чрезвычайно обширным спектром правовых средств, позволяющих отслеживать, предотвращать и устранять нарушения прав и свобод человека. С другой стороны, обилие полномочий зачастую ведет к их дублированию между собой, а также с иными органами власти. Такие направления прокурорского надзора, как «надзор за исполнением законов» и «надзор за соблюдением прав и свобод граждан», явно пересекаются и конкурируют между собой.
Прокурорский надзор остается во многих случаях единственным результативным средством реагирования государства на совершаемые нарушения закона. Он не может быть заменен судебным контролем в силу особенностей, объективно присущих судопроизводству, а именно его неизбежной длительности и невозможности инициативы суда.
Правозащитная система базируется на принципе многоканальности, множественности средств и способов обеспечения и защиты прав человека, среди которых заинтересованное лицо может выбрать тот, который представляется ему оптимальным с точки зрения времени, затрат и процедурной сложности. С этих позиций прокуратура имеет все права на существование в качестве самостоятельной системы органов.
В соответствии с конституционной концепцией приоритета прав и свобод личности, надзор за исполнением законов как направление прокурорской деятельности, никоим образом не может быть лишен правозащитного содержания. Одновременно с этим, надзор за соблюдением прав и свобод граждан на практике неотделим от надзора за исполнением законов, поскольку все без исключения права и свободы человека имеют нормативную форму своего закрепления, содержатся в соответствующих законодательных актах.
Необходимо также иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать защиту не только прав человека и гражданина, но и других категорий субъектов, прямо не указанных в законе о прокуратуре. В частности, закон прямо не говорит о том, что прокуратура защищает также права юридических лиц, права государственных органов и должностных лиц и т.п. Однако защита подобного рода субъективных прав полностью охватывается первым направлением прокурорского надзора, а именно «надзором за исполнением законов».
Правозащитная деятельность прокуратуры развивается неравномерно: как свидетельствует прокурорская практика, на фоне повышенной активности по защите социально-экономических прав и свобод граждан часто теряются и игнорируются личные, а также политические права и свободы.
Несмотря на отсутствие настоятельной необходимости в существенном преобразовании системы прокуратуры либо ликвидации отдельных направлений деятельности (например, общего надзора), требуется уточнение ряда законодательных положений, а также проведение организационно-правовых мероприятий по расширению и усилению деятельности российской прокуратуры в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека. Необходимо па законодательном уровне подтвердить статус прокуратуры как федерального органа государственной власти.
Осуществляя свои обширные властные полномочия, направленные в первую очередь на защиту прав и свобод граждан, прокуратура не может и не должна выходить за рамки своей функциональной и предметной компетенции, подменять собой другие институты государства и гражданского общества. Органы прокуратуры не могут вдаваться в социально-политические оценки тех или иных общественных реалий, вмешиваться в текущую деятельность государственных и негосударственных организаций, кроме тех случаев, когда это непосредственно связано с выявлением и устранением правонарушений.
Анализ полномочий прокуратуры свидетельствует о том, что она обеспечивает защиту прав человека не от всех возможных посягательств.
При этом способность органов прокуратуры к сохранению и восстановлению правопорядка напрямую определяется ее общественным авторитетом, доверием к ней со стороны граждан и их коллективов. Усилия прокуратуры должны быть направлены не только на обнаружение разовых нарушений прав и свобод человека, но и на формирование качественно нового правозащитного «климата» в обществе, что требует постоянного прогнозирования и предупреждения незаконных действий, посягающих на права и свободы граждан.
Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.
Нет оснований отождествлять деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека лишь с одним из направлений прокурорского надзора.
Прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать защиту не только прав человека и гражданина, но и других категорий субъектов, прямо не указанных в законе о прокуратуре. В частности, закон прямо не говорит о том, что прокуратура защищает также права юридических лиц, права государственных органов и должностных лиц и т.п. Однако защита подобного рода субъективных прав полностью охватывается первым направлением прокурорского надзора, а именно «надзором за исполнением законов».
Буквальное толкование положений действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что законные интересы граждан в настоящее время не признаются объектом правовой защиты со стороны органов прокуратуры.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 18.03.2019 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [в ред. от 06.03.2019 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 N 79-ФЗ [ред. от 11.12.2018]// Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - ст. 3215.
6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 [в ред. от 21.06.2016 г.] // Законность. - 2008. - № 3.
II. Материалы юридической практики
1. Постановление Верховного Суда РФ от 29 мая 2019 № 57-АД19- 23/Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Постановление Верховного Суда РФ от 07 декабря 2018 № 41-АД18-23/ Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление Верховного Суда РФ от 27 июля 2018 № 11-АД18-15/ Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О признании незаконным представления об устранении нарушений закона: постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 N 11АП-5225/2018 по делу N А72-17032/2017/ Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
III. Специальная литература
1. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. / С.С. Алексеев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 517 с.
2. Бессарабов В.Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев. - М.: Городец, 2017. - 464 с.
3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник / В.Г. Бессарабов. - М.: Юрист, 2015. - 480 с.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2019. [Электронный ресурс] http://wvvw.KM.ru. Дата обращения - 01.03.2018.
5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2017. С. 184.
6. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы /А.И. Гальченко// Lex russica. - 2014. - № 11. - С. 1346-1359.
7. Григоров К.А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях / К.А. Григорьев // Российское право в Интернете. - 2014. - № 2. - С. 17-25.
8. Григорьева Н. В. Прокурорский надзор: Учебное пособие / Н. В. Григорьева. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 215 с.
9. Гулин Е.В. Права человека: Учебное пособие / Е.В. Гулин - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 175 с.
10. Долгополов П.С. Прокурор: полномочия, основания и порядок
деятельности / П.С. Долгополов. -Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
11. Долгополов П.С. Прокурор: полномочия, основания и порядок
деятельности /П.С. Долгополов// СПС КонсультантПлюс. 2019.
12. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) / Ю.А. Зюбанов. - М.: Проспект, 2018. - 400 с.
13. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы/ В.Ф. Крюков //Журнал российского права. - 2017. - № 10. - С. 27-33.
14. Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) / В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
15. Масов А.П. Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. - М., 2013. - 247 с.
16. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Инфра-М, Норма, 2015. - 488 с.
17. Олейник О.М. Теоретические проблемы общего надзора прокуратуры /О.М. Олейник// Закон. - 2017. - № 3. С. 28 - 38.
18. Панченко В.Ю. Представление как правовое средство / В.Ю. Панченко, И.Ю. Макарчук // Законодательство и экономика. - 2016. - № 6. - С. 36-38.
19. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Статут, 2015. -580 с.
20. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М: Статут, 2016. - 360 с.
21. Прокурорский надзор: Учебник для вузов/Анкудинов О. Т., Винокуров А. Ю., Рябцев В. П., Сухарев А. Я. - 4 изд. - М.: Юр.Норма, ИНФРА-М, 2015. - 480 с.
22. Регельсбергер Ф. Общее учение о праве / Ф. Регельсбергер - М.: Книга по Требованию, 2013 - 310 с.
23. Рождественский А. А. Общая теория права: Курс лекций, чит. на Высш. жен. юрид. курсах в осен. полугодии 1908-9 акад. г. — М.: типо-лит. Ю. Венер, преемн. О. Фальк, 1909. — 191 с.
24. Синельщикова Е.Ю. Обеспечение органами прокуратуры прав человека и гражданина на единство конституционного правового пространства страны /Е.Ю. Синельщикова// Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. - № 6. - С. 104 - 108.
25. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации /А.Ф. Смирнов// Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 1. - С. 215 - 221.
26. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. [Электронный ресурс] http://www.299.ru. Дата обращения - 01.03.2018.
27. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры /А.Ю. Ульянов // Российская юстиция. - 2018. - № 3. - С. 5 - 7.
28. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современном России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. /Л.М, Утяшева, М.М, Утяшев. - Уфа, 2018. - 147 с.
29. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов/В.А, Четвернин. - М. Эксмо, 2010. - 155 с. (эл. версия)
30. Чиркин В.Е. О понятии «ветвь государственной власти» /В.Е. Чиркин// Право и политика. - 2003. - № 4. С. 6-23.
31. Чурилов А.В., Гущин В.З. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве //Государство и право. - 1998. - № 5. - С. 59- 71.
32. Шалумов М.С., Шалумова Н.Э. Участие в правотворческой деятельности как функция современной российской прокуратуры /М.С. Шалумов, Н.Э. Шалумова// Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 5. - С. 126 - 132.
33. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права/ Г.Ф. Шершеневич. - 3 вып. - М., 1911 - 1912.
34. Шинд В.И. О некоторых вопросах компетенции прокуроров и ее правовом регулировании /В.И. Шинд// Совершенствование правового регулирования прокурорского надзора в СССР. - М., 1978. - С. 48-50.
35. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник / В.Б. Ястребов. - М.: Юрист, 2015. - 429 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ