Организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и структура организационной культуры образовательной организации 7
1.2. Принципы и методы формирования организационной культуры 18
1.3. Организационно-педагогические основы разработки программы формирования организационной культуры в образовательной среде 31
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Цели, задачи и организация практической работы 47
2.2. Реализация программы по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа 50
2.3. Итоги работы по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа 74
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и структура организационной культуры образовательной организации 7
1.2. Принципы и методы формирования организационной культуры 18
1.3. Организационно-педагогические основы разработки программы формирования организационной культуры в образовательной среде 31
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Цели, задачи и организация практической работы 47
2.2. Реализация программы по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа 50
2.3. Итоги работы по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа 74
Выводы по второй главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Повышение уровня организационной культуры образовательного учреждения - одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем сегодняшнего дня.
Установление психологических и социально-психологических закономерностей эффективного управления является важным направлением в таких разделах психологии, как социальная психология и психология труда, организационная психология и психология управления. В смежных с психологией науках - социологии, политологии и педагогике - в последнее время активно разрабатываются проблемы повышения эффективности управленческой деятельности в образовании.
Проблема поиска способов повышения эффективности формирования организационной культуры образовательного учреждения встала совершенно по-новому и особенно остро в последнее десятилетие. В этих условиях особо актуальным является не только анализ закономерностей, установленных в мировой теории и практике менеджмента, но и исследования роли различных методов в формировании организационной культуры.
Анализ возможностей и особенностей функционирования в современных условиях, а также установление социально-психологических закономерностей формирования организационной культуры является серьезной задачей не только для ученых-теоретиков, но и для руководителей-практиков.
Для образовательных учреждений сегодня особенно значимой становится проблема формирования современной системы управления. Рыночные закономерности экономики все в большей степени становятся общими правилами жизнедеятельности и для бюджетных отраслей. Задачи выживания, функционирования и развития, стоящие перед системой образования, с особой остротой ставят вопрос освоения установленных в мировом менеджменте законов и закономерностей и их интеграции в отечественную науку и практику.
Пособий по проблемам организационной культуры, посвященных ее изучению в образовательных учреждениях на сегодняшний день еще немного. Значимость различных методов в формировании организационной культуры педагогическими коллективами широко признана, однако практически нет работ, посвященных изучению, разработке и реализации научных подходов менеджмента образовательной сферы.
Таким образом, налицо противоречие между растущими потребностями использования в практике управления образовательными учреждениями закономерностей, установленных в мировом менеджменте, и недостаточной обоснованностью возможностей их переноса в наши условия.
Все вышеизложенное доказывает актуальность изучения психологических закономерностей формирования и функционирования организационной культуры, как системного явления и фактора управленческой деятельности.
Проблема исследования состоит в поиске наиболее эффективных способов формирования организационной культуры в образовательной организации (колледже).
Актуальность и проблема исследования обусловили тему магистерской диссертации: «Организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации».
Цель работы - выявить организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации и разработать программу развития организационной культуры колледжа.
Объектом исследования является образовательная среда колледжа.
Предметом исследования является формирование организационной культуры в образовательной среде колледжа.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структуру организационной культуры образовательной организации.
2. Выявить принципы и методы формирования организационной культуры образовательной организации.
3. Определить организационно-педагогические основы разработки программы формирования организационной культуры образовательной организации.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей организационной культуры образовательной организации.
5. Разработать и реализовать программу по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа.
Гипотеза исследования: Повысить уровень организационной
культуры в образовательном учреждении возможно путем разработки и реализации программы формирования организационной культуры.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные разработки ученых, анализировавших организационно-управленческую проблематику, ее психолого-педагогические и организационно-культурные аспекты, среди которых: Ч. Р. Дафт, К. Девис, Р. Килманн, М. Коултер, М. Моухен, Дж. Ньюстром, М. Секстон, Р. Харрис и др., а также представителей отечественной управленческой мысли - Ю.П. Аверина, А.Н. Занковского, Э.А. Капитонова, С.А. Липатова, Н.В. Мысина, М.Н. Павлову, А.И. Пригожина, А.А. Родионова, С.С. Фролова, СВ. Харченко, В.М. Шепеля и др.
Экспериментальная база исследования: КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управления образования акимата Костанайской области (пгт. Сарыколь, Р. Казахстан).
Научная новизна данного исследования заключается в том, на основе изученных теоретических данных нами был проведен самостоятельный практический анализ основных организационно-педагогических основ формирования и развития организационной культуры в педагогическом коллективе Сарыкольского колледжа агробизнеса и права и на его основе разработана программа развития организационной культуры.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование расширяет представления о значении организационной культуры в образовательном учреждении, принципах и методах ее формирования.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть интересны преподавателям, студентам, занимающимся проблемами формирования организационной культуры образовательного учреждения.
Материалы данного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов и проведении специальных семинаров по психолого-педагогическим дисциплинам.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (первая глава представляет собой теоретическое исследование, вторая - экспериментальное), заключения, списка литературы и приложения.
Установление психологических и социально-психологических закономерностей эффективного управления является важным направлением в таких разделах психологии, как социальная психология и психология труда, организационная психология и психология управления. В смежных с психологией науках - социологии, политологии и педагогике - в последнее время активно разрабатываются проблемы повышения эффективности управленческой деятельности в образовании.
Проблема поиска способов повышения эффективности формирования организационной культуры образовательного учреждения встала совершенно по-новому и особенно остро в последнее десятилетие. В этих условиях особо актуальным является не только анализ закономерностей, установленных в мировой теории и практике менеджмента, но и исследования роли различных методов в формировании организационной культуры.
Анализ возможностей и особенностей функционирования в современных условиях, а также установление социально-психологических закономерностей формирования организационной культуры является серьезной задачей не только для ученых-теоретиков, но и для руководителей-практиков.
Для образовательных учреждений сегодня особенно значимой становится проблема формирования современной системы управления. Рыночные закономерности экономики все в большей степени становятся общими правилами жизнедеятельности и для бюджетных отраслей. Задачи выживания, функционирования и развития, стоящие перед системой образования, с особой остротой ставят вопрос освоения установленных в мировом менеджменте законов и закономерностей и их интеграции в отечественную науку и практику.
Пособий по проблемам организационной культуры, посвященных ее изучению в образовательных учреждениях на сегодняшний день еще немного. Значимость различных методов в формировании организационной культуры педагогическими коллективами широко признана, однако практически нет работ, посвященных изучению, разработке и реализации научных подходов менеджмента образовательной сферы.
Таким образом, налицо противоречие между растущими потребностями использования в практике управления образовательными учреждениями закономерностей, установленных в мировом менеджменте, и недостаточной обоснованностью возможностей их переноса в наши условия.
Все вышеизложенное доказывает актуальность изучения психологических закономерностей формирования и функционирования организационной культуры, как системного явления и фактора управленческой деятельности.
Проблема исследования состоит в поиске наиболее эффективных способов формирования организационной культуры в образовательной организации (колледже).
Актуальность и проблема исследования обусловили тему магистерской диссертации: «Организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации».
Цель работы - выявить организационно-педагогические основы формирования организационной культуры образовательной организации и разработать программу развития организационной культуры колледжа.
Объектом исследования является образовательная среда колледжа.
Предметом исследования является формирование организационной культуры в образовательной среде колледжа.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структуру организационной культуры образовательной организации.
2. Выявить принципы и методы формирования организационной культуры образовательной организации.
3. Определить организационно-педагогические основы разработки программы формирования организационной культуры образовательной организации.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей организационной культуры образовательной организации.
5. Разработать и реализовать программу по формированию организационной культуры в образовательной среде колледжа.
Гипотеза исследования: Повысить уровень организационной
культуры в образовательном учреждении возможно путем разработки и реализации программы формирования организационной культуры.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные разработки ученых, анализировавших организационно-управленческую проблематику, ее психолого-педагогические и организационно-культурные аспекты, среди которых: Ч. Р. Дафт, К. Девис, Р. Килманн, М. Коултер, М. Моухен, Дж. Ньюстром, М. Секстон, Р. Харрис и др., а также представителей отечественной управленческой мысли - Ю.П. Аверина, А.Н. Занковского, Э.А. Капитонова, С.А. Липатова, Н.В. Мысина, М.Н. Павлову, А.И. Пригожина, А.А. Родионова, С.С. Фролова, СВ. Харченко, В.М. Шепеля и др.
Экспериментальная база исследования: КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управления образования акимата Костанайской области (пгт. Сарыколь, Р. Казахстан).
Научная новизна данного исследования заключается в том, на основе изученных теоретических данных нами был проведен самостоятельный практический анализ основных организационно-педагогических основ формирования и развития организационной культуры в педагогическом коллективе Сарыкольского колледжа агробизнеса и права и на его основе разработана программа развития организационной культуры.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование расширяет представления о значении организационной культуры в образовательном учреждении, принципах и методах ее формирования.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть интересны преподавателям, студентам, занимающимся проблемами формирования организационной культуры образовательного учреждения.
Материалы данного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов и проведении специальных семинаров по психолого-педагогическим дисциплинам.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (первая глава представляет собой теоретическое исследование, вторая - экспериментальное), заключения, списка литературы и приложения.
Ни одно учебное заведение не существует в рамках только одной культуры. Несмотря на то, что учебные заведения в различных ситуациях могут показывать приверженность тем или иным ценностям четырех видов культур, доминирующим в современном колледже остаются ценности институциональной культуры.
Педагогическим ресурсом формирования организационной культуры являются: целенаправленная работа по усвоению лучших образцов поведения, осмысление значимости традиций и их поддержание, создание эстетики повседневности (интерьер, одежда сотрудников, манеры, говорящие о деловитости и аккуратности), достижение нужного уровня осведомленности о принятых мировых образовательных стандартах и постоянный научно-профессиональный рост сотрудников. Однако есть неуловимая деталь, которая делает организационную культуру видимой, осязаемой, - гордость всех членов образовательного учреждения за свой колледж.
Заключительным шагом в процессе овладения работником всей системой организационных ценностей является внутриорганизационное признание и продвижение тех сотрудников, которые могут служить ролевыми моделями для других членов организации. Выделяя таких людей как образцовых сотрудников, организация побуждает остальных работников следовать их примеру. Подобный подход к формированию ролевых моделей в организациях, отличающихся сильной организационной культурой, считается одной из самых эффективных и постоянно действующих форм продвижения организационных ценностей.
Организационная культура начинается с разработки руководством организации целей, задач и принципов работы. Эти понятия объединяются в общую философию, на основании которой разрабатывается организационная структура учебного заведения. В задачи руководства входит обязательное ознакомление нового сотрудника с организационной целью, личными задачами, правами и обязанностями при работе в организации.
В заключение отметим, что нами была предпринята попытка на основании имеющихся теоретических знаний, сформировать, описать и проанализировать организационную культуру ГККП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права». Были рассмотрены сложившиеся элементы, но в то же время следует добавить, что описанная система не является застывшей, монолитной. Она постоянно видоизменяется, выкристаллизовывается, тем самым находясь в постоянном поиске оптимальной цели для учебного заведения.
Мы также предложили программу развития организационной культуры колледжа.
Педагогическим ресурсом формирования организационной культуры являются: целенаправленная работа по усвоению лучших образцов поведения, осмысление значимости традиций и их поддержание, создание эстетики повседневности (интерьер, одежда сотрудников, манеры, говорящие о деловитости и аккуратности), достижение нужного уровня осведомленности о принятых мировых образовательных стандартах и постоянный научно-профессиональный рост сотрудников. Однако есть неуловимая деталь, которая делает организационную культуру видимой, осязаемой, - гордость всех членов образовательного учреждения за свой колледж.
Заключительным шагом в процессе овладения работником всей системой организационных ценностей является внутриорганизационное признание и продвижение тех сотрудников, которые могут служить ролевыми моделями для других членов организации. Выделяя таких людей как образцовых сотрудников, организация побуждает остальных работников следовать их примеру. Подобный подход к формированию ролевых моделей в организациях, отличающихся сильной организационной культурой, считается одной из самых эффективных и постоянно действующих форм продвижения организационных ценностей.
Организационная культура начинается с разработки руководством организации целей, задач и принципов работы. Эти понятия объединяются в общую философию, на основании которой разрабатывается организационная структура учебного заведения. В задачи руководства входит обязательное ознакомление нового сотрудника с организационной целью, личными задачами, правами и обязанностями при работе в организации.
В заключение отметим, что нами была предпринята попытка на основании имеющихся теоретических знаний, сформировать, описать и проанализировать организационную культуру ГККП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права». Были рассмотрены сложившиеся элементы, но в то же время следует добавить, что описанная система не является застывшей, монолитной. Она постоянно видоизменяется, выкристаллизовывается, тем самым находясь в постоянном поиске оптимальной цели для учебного заведения.
Мы также предложили программу развития организационной культуры колледжа.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Формирование корпоративной культуры в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - Развитие корпоративной культуры в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019



