Взаимодействие педагога с семьей по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ роли семейного воспитания в развитии произвольного внимания младших школьников 7
1.1 Понятие произвольного внимания в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности произвольного внимания младших школьников 17
1.3 Роль семейного воспитания в развитии внимания младших школьников
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по взаимодействию педагога и семьи в развитии произвольного внимания 33
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа 33
2.2 Программа взаимодействия педагога с семьей по развитию
произвольного внимания младшего школьного возраста «РОСТ» 42
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы .. 52
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ роли семейного воспитания в развитии произвольного внимания младших школьников 7
1.1 Понятие произвольного внимания в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности произвольного внимания младших школьников 17
1.3 Роль семейного воспитания в развитии внимания младших школьников
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по взаимодействию педагога и семьи в развитии произвольного внимания 33
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа 33
2.2 Программа взаимодействия педагога с семьей по развитию
произвольного внимания младшего школьного возраста «РОСТ» 42
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы .. 52
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что произвольное внимание является непременным условием организации учебной деятельности в школе, и освоение учебной деятельности, возможно лишь, при сформированности элементов произвольного внимания.
В настоящее время произошёл переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который потребовал внесения перемен во всю систему начального образования.
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта меняются сами требования к качеству и результатам обучения.
Цель сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию как умение учиться. Эта цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформировано произвольное внимание. Ведь ни одна деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.
Сегодня с проблемой внимания в её практическом плане сталкиваются многие учителя. Дети невнимательные, часто делают ошибки, непроизвольно отвлекаются от основного вида деятельности на явления или собственные мысли, которые не имеют никакого отношения к учебному материалу урока. Отсюда и возникают проблемы при обучении, ребёнок не способен сосредоточится на той или иной информации или выполняемом задании. Поэтому вопрос о формировании внимания, в частности произвольного, который является одним из главных в учебной деятельности, стоит очень остро.
На данный момент времени существует определенное противоречие между теми требованиями, которые выставляет система образования к усвоению знаний, которое невозможно без развитого внимания, умения удерживать его в процессе учебной деятельности и отсутствием разработанности темы о развитии произвольного внимания младших школьников в семье. Таким образом, налицо проблема, которая заключается в необходимости развития произвольного внимания младших школьников, обусловленной требованиями современного начального образования и отсутствием полноценных знаний о способах развития внимания у родителей.
Цель исследования: изучить формы взаимодействия педагога с семьей при развитии произвольного внимания младших школьников.
Объект исследования: развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: взаимодействие педагога и родителей в
развитии произвольного внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие произвольного внимания в психолого-
педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития произвольного внимания младших школьников;
3. Раскрыть стили семейного воспитания и их роль в развитии младших школьников;
4. Проанализировать возможность взаимодействия педагога и родителей в развитии произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, тестирование, анкетирование, математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: при внедрении программы, направленной на развития внимания, уровень произвольного внимания повысится.
Над понятиями «внимание», «произвольное внимание» работали отечественные и зарубежные психологи и педагоги П.Я. Гальперин[4], Л.С. Выготский[2], С. Л. Рубинштейн[22] Н.Ф. Добрынин[5] Д.Н. Узнадзе[46], А.Н. Леонтьев[18], Ермолаев[7] и мн. др.
База исследования: В исследовании участвовало 20 детей. Из них 12 мальчиков и 8 - девочек
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены образовательными учреждениями при работе с родителями в начальной школе учителями, педагогами дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается обоснованность выбранной темы, ставится цель и задачи исследования, формируется структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе проводится анализ понятия произвольного внимания в психолого-педагогической литературе, раскрываются особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте, изучается роль семейного воспитания в развитии внимания младших школьников.
Во второй главе проводится анализ экспериментальной работы по выявлению уровня развития произвольного внимания у младших школьников. На основе полученных данных разрабатываются формы взаимодействия семьи и педагогов с целью развития произвольного внимания.
В заключении подводятся итоги по всем этапам исследования, формулируются результаты, обосновываются выводы.
В списке литературе приведен научный материал по проблеме исследования.
Выпускная квалификационная написана на 67страницах, содержит 57 источников литературы, 3 приложения.
В настоящее время произошёл переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который потребовал внесения перемен во всю систему начального образования.
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта меняются сами требования к качеству и результатам обучения.
Цель сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию как умение учиться. Эта цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформировано произвольное внимание. Ведь ни одна деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.
Сегодня с проблемой внимания в её практическом плане сталкиваются многие учителя. Дети невнимательные, часто делают ошибки, непроизвольно отвлекаются от основного вида деятельности на явления или собственные мысли, которые не имеют никакого отношения к учебному материалу урока. Отсюда и возникают проблемы при обучении, ребёнок не способен сосредоточится на той или иной информации или выполняемом задании. Поэтому вопрос о формировании внимания, в частности произвольного, который является одним из главных в учебной деятельности, стоит очень остро.
На данный момент времени существует определенное противоречие между теми требованиями, которые выставляет система образования к усвоению знаний, которое невозможно без развитого внимания, умения удерживать его в процессе учебной деятельности и отсутствием разработанности темы о развитии произвольного внимания младших школьников в семье. Таким образом, налицо проблема, которая заключается в необходимости развития произвольного внимания младших школьников, обусловленной требованиями современного начального образования и отсутствием полноценных знаний о способах развития внимания у родителей.
Цель исследования: изучить формы взаимодействия педагога с семьей при развитии произвольного внимания младших школьников.
Объект исследования: развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: взаимодействие педагога и родителей в
развитии произвольного внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие произвольного внимания в психолого-
педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития произвольного внимания младших школьников;
3. Раскрыть стили семейного воспитания и их роль в развитии младших школьников;
4. Проанализировать возможность взаимодействия педагога и родителей в развитии произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, тестирование, анкетирование, математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: при внедрении программы, направленной на развития внимания, уровень произвольного внимания повысится.
Над понятиями «внимание», «произвольное внимание» работали отечественные и зарубежные психологи и педагоги П.Я. Гальперин[4], Л.С. Выготский[2], С. Л. Рубинштейн[22] Н.Ф. Добрынин[5] Д.Н. Узнадзе[46], А.Н. Леонтьев[18], Ермолаев[7] и мн. др.
База исследования: В исследовании участвовало 20 детей. Из них 12 мальчиков и 8 - девочек
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены образовательными учреждениями при работе с родителями в начальной школе учителями, педагогами дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается обоснованность выбранной темы, ставится цель и задачи исследования, формируется структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе проводится анализ понятия произвольного внимания в психолого-педагогической литературе, раскрываются особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте, изучается роль семейного воспитания в развитии внимания младших школьников.
Во второй главе проводится анализ экспериментальной работы по выявлению уровня развития произвольного внимания у младших школьников. На основе полученных данных разрабатываются формы взаимодействия семьи и педагогов с целью развития произвольного внимания.
В заключении подводятся итоги по всем этапам исследования, формулируются результаты, обосновываются выводы.
В списке литературе приведен научный материал по проблеме исследования.
Выпускная квалификационная написана на 67страницах, содержит 57 источников литературы, 3 приложения.
На основе научной литературы и систематической психолого- образовательного тестирования и анализа, мы можем сделать следующие выводы:
В психологии понятие внимания, доступных сегодня на специальном мероприятии или эксплуатационных характеристик любой организации является еще одним выражением того же самого, своего рода чувство отрицая самостоятельной деятельности мозга.
Внимание имеет уникальные характеристики, объем, концентрацию и переключаемый. Любое нарушение жилья приводит к отклонениям в поведении и деятельности детей. Небольшое количество смысле - это неспособность сосредоточиться, чтобы иметь в виду. Отсутствие концентрации и внимания к устойчивости - ребенку трудно сохранять чувство времени не отвлекается и ослаблены. Отсутствие избирательности внимания - ребенок не может по части ресурсов, необходимых для решения этой проблемы. Изменение устаревшего внимания - ребенок трудно убить один из других мероприятий по обмену. Неразвитость питания Примечания - неспособность эффективно (без ошибок) выполнять целый ряд вопросов. Без какого-либо чувства - ребенок трудно сосредоточиться на потребностях. Такие недостатки не могут быть устранены фрагменты могут включать «упражнение с акцентом на» курсовую работе с детьми и необходимостью преодолеть их конкретная работу организована.
Возрастные особенности студенты чувствуют немного слабое сравнительное чувство добровольного и небольшого сопротивления. Дети не в состоянии сосредоточиться на долгосрочный процесс, особенно если она неинтересна и внимание более креативно. Возможность добровольного регулирования внимания, орган управления детского сада очень ограничено. Перед учителями и родителями, огромны - думать о конкретной организации детского внимания, иначе это будет на милость случайных совпадений и вокруг.
фокус развития - главная задача детей младшего школьного возраста. В будущем это обеспечит успех учителя вашего ребенка поможет ему выполнять инструкции и контролировать их жизнь [9].
Добровольное внимание принято в связи с тем, что взрослые дети включают в себя такие мероприятия, как играть по правилам, дизайн и так далее, и с помощью специальной команды и внимания организации. Вводя в детской деятельности, взрослые организуют свои чувства, используя словесные инструкции. Дети автоматически, необходимые для осуществления мер, указанных, при определенных условиях.
Одним из наиболее важных инструментов для развития чувства игры, выступающих в качестве основной формы деятельности детей и в результате значительного общественного образования. Особая роль в формировании чувства играть в игры с правилами, которые включают в себя повышение уровня качества первичного внимания для повышения детского обучения характеристики соответствия, мобильности, независимости и решительности. Родители должны активно участвовать в развитии чувства, и с использованием различных совместных мероприятий в ребенка.
Мы оба родителя программы работы, на основе специально подобранных игр и упражнений, которые помогут улучшить такие характеристики, как объем, концентрация, переключение внимания, повышение самостоятельности и активности у детей.
Подводя итог, можно сказать, что разработанная и внедренная нами программа совместных занятий педагога и родителей с детьми является эффективной.
По сравнению с констатирующим этапом эксперимента, произошло значительное увеличение и улучшение динамики основных показателей.
После внедрения программы «РОСТ» уровень объема, концентрации, переключаемости и целенаправленности внимания в классе младших школьников улучшился. Наша гипотеза полностью подтвердилась.
В психологии понятие внимания, доступных сегодня на специальном мероприятии или эксплуатационных характеристик любой организации является еще одним выражением того же самого, своего рода чувство отрицая самостоятельной деятельности мозга.
Внимание имеет уникальные характеристики, объем, концентрацию и переключаемый. Любое нарушение жилья приводит к отклонениям в поведении и деятельности детей. Небольшое количество смысле - это неспособность сосредоточиться, чтобы иметь в виду. Отсутствие концентрации и внимания к устойчивости - ребенку трудно сохранять чувство времени не отвлекается и ослаблены. Отсутствие избирательности внимания - ребенок не может по части ресурсов, необходимых для решения этой проблемы. Изменение устаревшего внимания - ребенок трудно убить один из других мероприятий по обмену. Неразвитость питания Примечания - неспособность эффективно (без ошибок) выполнять целый ряд вопросов. Без какого-либо чувства - ребенок трудно сосредоточиться на потребностях. Такие недостатки не могут быть устранены фрагменты могут включать «упражнение с акцентом на» курсовую работе с детьми и необходимостью преодолеть их конкретная работу организована.
Возрастные особенности студенты чувствуют немного слабое сравнительное чувство добровольного и небольшого сопротивления. Дети не в состоянии сосредоточиться на долгосрочный процесс, особенно если она неинтересна и внимание более креативно. Возможность добровольного регулирования внимания, орган управления детского сада очень ограничено. Перед учителями и родителями, огромны - думать о конкретной организации детского внимания, иначе это будет на милость случайных совпадений и вокруг.
фокус развития - главная задача детей младшего школьного возраста. В будущем это обеспечит успех учителя вашего ребенка поможет ему выполнять инструкции и контролировать их жизнь [9].
Добровольное внимание принято в связи с тем, что взрослые дети включают в себя такие мероприятия, как играть по правилам, дизайн и так далее, и с помощью специальной команды и внимания организации. Вводя в детской деятельности, взрослые организуют свои чувства, используя словесные инструкции. Дети автоматически, необходимые для осуществления мер, указанных, при определенных условиях.
Одним из наиболее важных инструментов для развития чувства игры, выступающих в качестве основной формы деятельности детей и в результате значительного общественного образования. Особая роль в формировании чувства играть в игры с правилами, которые включают в себя повышение уровня качества первичного внимания для повышения детского обучения характеристики соответствия, мобильности, независимости и решительности. Родители должны активно участвовать в развитии чувства, и с использованием различных совместных мероприятий в ребенка.
Мы оба родителя программы работы, на основе специально подобранных игр и упражнений, которые помогут улучшить такие характеристики, как объем, концентрация, переключение внимания, повышение самостоятельности и активности у детей.
Подводя итог, можно сказать, что разработанная и внедренная нами программа совместных занятий педагога и родителей с детьми является эффективной.
По сравнению с констатирующим этапом эксперимента, произошло значительное увеличение и улучшение динамики основных показателей.
После внедрения программы «РОСТ» уровень объема, концентрации, переключаемости и целенаправленности внимания в классе младших школьников улучшился. Наша гипотеза полностью подтвердилась.
Подобные работы
- Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие педагога с семьей по развитию памяти детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - «ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Гиперактивность детей младшего школьного возраста и ее коррекция
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие школы и семьи в процессе воспитания культуры поведения детей младшего школьного возраста (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в
образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



