Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ роли семейного воспитания в развитии произвольного внимания младших школьников 7
1.1 Понятие произвольного внимания в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности произвольного внимания младших школьников 17
1.3 Роль семейного воспитания в развитии внимания младших школьников
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по взаимодействию педагога и семьи в развитии произвольного внимания 33
2.1 Анализ результатов констатирующего этапа 33
2.2 Программа взаимодействия педагога с семьей по развитию
произвольного внимания младшего школьного возраста «РОСТ» 42
2.3 Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы .. 52
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что произвольное внимание является непременным условием организации учебной деятельности в школе, и освоение учебной деятельности, возможно лишь, при сформированности элементов произвольного внимания.
В настоящее время произошёл переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который потребовал внесения перемен во всю систему начального образования.
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта меняются сами требования к качеству и результатам обучения.
Цель сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию как умение учиться. Эта цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформировано произвольное внимание. Ведь ни одна деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает.
Сегодня с проблемой внимания в её практическом плане сталкиваются многие учителя. Дети невнимательные, часто делают ошибки, непроизвольно отвлекаются от основного вида деятельности на явления или собственные мысли, которые не имеют никакого отношения к учебному материалу урока. Отсюда и возникают проблемы при обучении, ребёнок не способен сосредоточится на той или иной информации или выполняемом задании. Поэтому вопрос о формировании внимания, в частности произвольного, который является одним из главных в учебной деятельности, стоит очень остро.
На данный момент времени существует определенное противоречие между теми требованиями, которые выставляет система образования к усвоению знаний, которое невозможно без развитого внимания, умения удерживать его в процессе учебной деятельности и отсутствием разработанности темы о развитии произвольного внимания младших школьников в семье. Таким образом, налицо проблема, которая заключается в необходимости развития произвольного внимания младших школьников, обусловленной требованиями современного начального образования и отсутствием полноценных знаний о способах развития внимания у родителей.
Цель исследования: изучить формы взаимодействия педагога с семьей при развитии произвольного внимания младших школьников.
Объект исследования: развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: взаимодействие педагога и родителей в
развитии произвольного внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие произвольного внимания в психолого-
педагогической литературе;
2. Выявить особенности развития произвольного внимания младших школьников;
3. Раскрыть стили семейного воспитания и их роль в развитии младших школьников;
4. Проанализировать возможность взаимодействия педагога и родителей в развитии произвольного внимания младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, тестирование, анкетирование, математико-статистические методы.
Гипотеза исследования: при внедрении программы, направленной на развития внимания, уровень произвольного внимания повысится.
Над понятиями «внимание», «произвольное внимание» работали отечественные и зарубежные психологи и педагоги П.Я. Гальперин[4], Л.С. Выготский[2], С. Л. Рубинштейн[22] Н.Ф. Добрынин[5] Д.Н. Узнадзе[46], А.Н. Леонтьев[18], Ермолаев[7] и мн. др.
База исследования: В исследовании участвовало 20 детей. Из них 12 мальчиков и 8 - девочек
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены образовательными учреждениями при работе с родителями в начальной школе учителями, педагогами дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается обоснованность выбранной темы, ставится цель и задачи исследования, формируется структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе проводится анализ понятия произвольного внимания в психолого-педагогической литературе, раскрываются особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте, изучается роль семейного воспитания в развитии внимания младших школьников.
Во второй главе проводится анализ экспериментальной работы по выявлению уровня развития произвольного внимания у младших школьников. На основе полученных данных разрабатываются формы взаимодействия семьи и педагогов с целью развития произвольного внимания.
В заключении подводятся итоги по всем этапам исследования, формулируются результаты, обосновываются выводы.
В списке литературе приведен научный материал по проблеме исследования.
Выпускная квалификационная написана на 67страницах, содержит 57 источников литературы, 3 приложения.
На основе научной литературы и систематической психолого- образовательного тестирования и анализа, мы можем сделать следующие выводы:
В психологии понятие внимания, доступных сегодня на специальном мероприятии или эксплуатационных характеристик любой организации является еще одним выражением того же самого, своего рода чувство отрицая самостоятельной деятельности мозга.
Внимание имеет уникальные характеристики, объем, концентрацию и переключаемый. Любое нарушение жилья приводит к отклонениям в поведении и деятельности детей. Небольшое количество смысле - это неспособность сосредоточиться, чтобы иметь в виду. Отсутствие концентрации и внимания к устойчивости - ребенку трудно сохранять чувство времени не отвлекается и ослаблены. Отсутствие избирательности внимания - ребенок не может по части ресурсов, необходимых для решения этой проблемы. Изменение устаревшего внимания - ребенок трудно убить один из других мероприятий по обмену. Неразвитость питания Примечания - неспособность эффективно (без ошибок) выполнять целый ряд вопросов. Без какого-либо чувства - ребенок трудно сосредоточиться на потребностях. Такие недостатки не могут быть устранены фрагменты могут включать «упражнение с акцентом на» курсовую работе с детьми и необходимостью преодолеть их конкретная работу организована.
Возрастные особенности студенты чувствуют немного слабое сравнительное чувство добровольного и небольшого сопротивления. Дети не в состоянии сосредоточиться на долгосрочный процесс, особенно если она неинтересна и внимание более креативно. Возможность добровольного регулирования внимания, орган управления детского сада очень ограничено. Перед учителями и родителями, огромны - думать о конкретной организации детского внимания, иначе это будет на милость случайных совпадений и вокруг.
фокус развития - главная задача детей младшего школьного возраста. В будущем это обеспечит успех учителя вашего ребенка поможет ему выполнять инструкции и контролировать их жизнь [9].
Добровольное внимание принято в связи с тем, что взрослые дети включают в себя такие мероприятия, как играть по правилам, дизайн и так далее, и с помощью специальной команды и внимания организации. Вводя в детской деятельности, взрослые организуют свои чувства, используя словесные инструкции. Дети автоматически, необходимые для осуществления мер, указанных, при определенных условиях.
Одним из наиболее важных инструментов для развития чувства игры, выступающих в качестве основной формы деятельности детей и в результате значительного общественного образования. Особая роль в формировании чувства играть в игры с правилами, которые включают в себя повышение уровня качества первичного внимания для повышения детского обучения характеристики соответствия, мобильности, независимости и решительности. Родители должны активно участвовать в развитии чувства, и с использованием различных совместных мероприятий в ребенка.
Мы оба родителя программы работы, на основе специально подобранных игр и упражнений, которые помогут улучшить такие характеристики, как объем, концентрация, переключение внимания, повышение самостоятельности и активности у детей.
Подводя итог, можно сказать, что разработанная и внедренная нами программа совместных занятий педагога и родителей с детьми является эффективной.
По сравнению с констатирующим этапом эксперимента, произошло значительное увеличение и улучшение динамики основных показателей.
После внедрения программы «РОСТ» уровень объема, концентрации, переключаемости и целенаправленности внимания в классе младших школьников улучшился. Наша гипотеза полностью подтвердилась.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. - Спб.: Питер, 2011. -400 с.
2. Бармашова, Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста [Текст] /Е. Бармашова // Школьный психолог. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
3. Без, А. Большая книга тренировки внимания [Текст] / А. Без. - М.: Аст, 2013. - 150 с.
4. Безруких, М.М. Возрастная физиология [Текст]: Физиология развития ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Ф.А. Фарбер. - учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -416с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2001.
6. Валькова Л.Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л.Н. Валькова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 25—29.
7. Венгер Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - учеб. пособие - М.: Просвещение, 2001. - 453с.
8. Венгер Л.А. Игра как вид деятельности [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Академия, 2010-250 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2013. - 313с.
10. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 2011-650 с.
12. Гаврина С.Е. Внимание, как элемент учебной деятельности [Текст] / С.Е. Гаврина.- М.: Экзамен, 2016.-240 с.
13. Гаврина С.Е. Память, как элемент учебной деятельности [Текст] / С.Е. Гаврина - М.: Росмэн-пресс, 2014. - 500 с.
14. Гаврина С.Е. Управление вниманием ребенка [Текст] / С.Е. Гаврина - М.: Росмэн-пресс, 2012.- 120 с.
15. Гаврина С.Е. Участие педагога в развитии памяти, логики и внимания у ребенка [Текст] / С.Е. Гаврина. -М.: Росмэн-пресс, 2015. - 350 с.
16. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин. - Изд-во Московского. ун-та, 2011. - 101 с.
17. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание: Педагогика [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Наука, 2010. - 160 с.
18. Громова О.Е. Стихи о временах года и игры [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.Б. Савинова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
19. Гуда Е.В. Формы и методы работы с родителями в начальной школе [Текст] / Е.В. Гуда // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.-С 45-51.
20. Добрынин Н.Ф. Внимание и личность [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Материалы XVIII Международ. конгресса психологов, т. 11. Проблемы общей психологии. - Новосибирск: СибАК, 2011. - 315 с.
21. Долгова В.И. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, М.Н. Скирдова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 106-110. - [Электронный доступ URL]: http:ZZe-koncept.ru/2015/95528.htm.
22. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: Учебник [Текст] / Ю.Б. Дормашев. В.Я. Романов. - М.: Флинта, 2012. - 316 с.
23. Дубровина И.В. Практическая психология [Текст] / И.В. Дубровина. - Спб.: Питер, 2014. - 411 с.
24. Дубровина И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
25. Зажигина, М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека [Текст] / М.А. Зажигина. - М.: Генезис, 3-е изд., 2010. - 240 с.
26. Зайцева, Н.В. Подготовка учителя к виртуальному взаимодействию с семьей ребенка [Текст] /Н.В. Зайцева //Педагогика, психология, социология: концепции, подходы, технологии: материалы II Международной заочной научно-практи-ческой конференции. 27 сентября 2013 г./гл. ред. М.П. Нечаев. -Чебоксары: Экспертно-методический центр,
2013. -С. 285-288.
27. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка младшего
школьного возраста [Текст] /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. - М.:
Просвещение, 1978. - 317 с.
28. Коваленко Т.В. Проблемы детско-родительских отношений в современной семье [Текст] / Т.В. Коваленко //Школа будущего. 2012. - № 6. - С. 66-73.
29. Куликова Е.Н. Веселое лото. Тренировка внимания, развитие речи [Текст] / Е.Н. Куликова. - М.: Просвещение, 2013. - 283 с.
30. Лебедева С.А. Игра и её развитие у детей [Текст] / С.А. Лебедева.
- Шуя: изд.-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ». - 2010. - 44 с.
31. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /А.Н. Леонтьев// Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М., 1983.
- Т.1. - С. 303- 323.
32. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие [Текст] / Е.А. Лифиц. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 160 с.
33. .Люблинская А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 475с.
34. Медлева Г.И. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие формирования личности младшего школьника ГУО «Средняя школа №159 г. Минска [Текст] / Г.И. Медлева, М.И. Антоненкова, И.А. Любимова. Минск: «Радость» , 2014. - 294 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина. - 7-е изд., стер. - М.: 2010. - 480 с.
36. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] //Вестник образования. -2010. -№4.-С. 45-51.
37. Недвецкая М. Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением [Текст] / М.Н. Недвецкая // Социальная педагогика. - 2010. - № 2. - С. 47-52.
38. Николаева О. Образование - глазами родителей [Текст] / О. Николаева //Народное образование. 2011. - № 4. - С. 60-65.
39. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями [Текст] / О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. - Издательство: Учитель, 2011. - 123 с.
40. Понарядова Г.М. О Внимании младших школьников с различной успеваемостью [Текст] / Г.М. Понарядова. - М.: Наука. - 2010. - 305 с.
41. Психология развития. Словарь [Текст] / под. ред. А.В. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 176с.
42. Путляева Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 58-60.
43. Пылаева Н. Школа внимания, или «Дирижер мозговых ансамблей» [Текст] / Н Пылаева, Т. Ахутина // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 3. - С. 14-16.
44. Рибо Т. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 т. [Текст] / Т. Рибо. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС,
2014. -500 с.
45. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе : учебное пособие [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2011. -256 с.
46. Рябов А.Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? [Текст] / А.Е. Рябов // Начальная школа. 2001.- № 4.- С. 27—30.
47. Узорова О. Большая книга для развития мышления и внимания [Текст] / О. Узорова. - М.: ACT, 2014 -400 с.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996. - 336с.
49. Шашина В.П. Методика игрового общения [Текст] / В.П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015-120 с.
50. Шитова, Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет [Текст] / Е.В. Шитова. - Издательство: Учитель, 2011. - 169 с.
51. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 5. -С. 41¬46.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2010-250 с.