ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Урок хореографии как форма организации учебного процесса 9
1.2 Психолого-педагогические особенности детей 9
1.3 Использование физиологических особенностей детей при
обучении хореографии 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1 Программное обеспечение предмета по обучению хореографии в
системе дополнительного образования 23
2.2 Структура рабочей программы детского хореографического
коллектива 43
2.3 Приемы и методы обучения в детском хореографическом
коллективе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человека.
Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духовное развитие ребёнка, но и физическое, что очень важно для подрастающего поколения. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность.
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. На сегодняшний день, особенности реализации дополнительных профессиональных программ определяются в соответствии с частями 3-7 статьи 83 и частями 4-5 статьи 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. В системе дополнительного образования реально осуществляются разные виды воспитания, например, профессиональное и социальное. В ходе профессионального воспитания у учащихся формируются такие качества:
- этические и эстетические представления работы и её результата
- культура организации своей деятельности
- уважительное отношение к профессиональной деятельности в целом
- адекватное восприятие оценки своей деятельности
- знание профессиональных требований
- понимание значимости своей деятельности
Социальное воспитание учащихся включает в себя:
- чувство коллективной ответственности
- умение взаимодействовать в коллективе
- толерантность
- стремление к самореализации
- соблюдение правил этикета
Современное общество очень маленькое внимание уделяет культуре. Большинство родителей не в состоянии не только квалифицированно формировать эстетические и двигательные способности детей, но и заниматься их полноценным воспитанием и развитием, поэтому актуальней становится необходимость раннего дошкольного развития. Во многие хореографические коллективы и кружки, на первый год обучения, дети принимаются с пятилетнего возраста, для обучения которых нужна программа, отвечающая их возрастным особенностям. На данном этапе появляется проблема. Очень сложно подобрать, из уже имеющихся программ ту, которая бы отвечала всем требованиям.
Во главе детских хореографических коллективов стоят квалифицированные специалисты. Однако опыт их деятельности, уровень образования, организаторские, педагогические, аналитические и пр. способности не одинаковы. Отличают их личностно-профессиональные приоритеты. Одни нацелены на физическое развитие своих воспитанников и формирование профессионально значимых качеств, другие - на результаты в концертной деятельности, третьи стремятся раскрыть индивидуальные особенности личности, четвертые - сформировать творческие способности и т.д. У каждого из руководителей могут возникать вопросы, связанные с организацией урока для детей и содержанием занятий на начальном этапе обучения, с выбором методов активизации деятельности воспитанников, с поиском источников создания репертуара, с определения принципов формирования музыкальной культуры детей и т.д.
В последнее время на Интернет - сайтах и в печатных изданиях стали появляться публикации, предлагающие методики обучения хореографии. В некоторых пособиях, например, «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д. и Фиш Э.М., недостатком является то, что физическому развитию учащихся не уделяется должного внимания - нет специальных упражнений для развития гибкости, укрепления осанки и т.д.
На начальном этапе обучения мы должны заложить такую любовь к танцу, чтоб у детей появилась мотивация для дальнейшего обучения и, возможно, для преподавательской деятельности.
Все это и определило выбор темы исследования «Специфика работы педагога-хореографа дополнительного образования с детским хореографическим коллективом».
Объект исследования: работа педагога-хореографа в детском хореографическом коллективе.
Предмет исследования: процесс обучения хореографии в детском хореографическом коллективе.
Цель исследования - раскрыть методологические аспекты работы педагога-хореографа в детском хореографическом коллективе и разработка учебной программы для детского хореографического коллектива.
Гипотеза. Включение занятий хореографией в общешкольную программу существенно дополнит влияние физического воспитания на двигательное, психическое и личностное развитие, что позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал детей, содействовать более успешной адаптации в социуме.
Гипотеза исследования: эффективность работы педагога-хореографа в детском хореографическом коллективе в сфере дополнительного образования может быть существенно повышена при использовании комплексной программы хореографии, включающей изученную и обобщенную нами систему методических средств, приемов и условий, содержащих:
> Специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии (классический танец, современный танец) и сопутствующих предметов (этики, эстетики, физиологии), основанных на традиционно сложившихся формах, методах обучения и воспитания и инновационных (участие в тренингах, импровизациях), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитательную функции обучения.
> Специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические особенности детей и базирующийся на постепенном расширении и существенной углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у учеников путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному.
> Специально созданные педагогические условия, способствующие развитию хореографических способностей, а также специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности, ведущих к развитию неординарного мышления, творческой активности, способствующих повышению самооценки ребенка, придавать уверенность в собственные силы и возможности.
Задачи исследования:
1. определить теоретические аспекты работы педагога-хореографа дополнительного образования с детским хореографическим коллективом;
2. охарактеризовать особенности и значение комплексной программы обучения хореографии учеников в условиях учреждений дополнительного образования;
3. изучить и обобщить содержание, формы и методы в процессе занятий хореографией в системе дополнительного образования;
4. определить и экспериментально проверить педагогические условия осуществления занятий хореографией для детей в системе дополнительного образования;
5. разработать критерии оценки эффективности осуществления обучающих программ в процессе занятий хореографией.
В соответствии с целью и задачами, в ходе дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучение, анализ и обобщение теории и практики работы детских хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования;
- наблюдение за деятельностью детей и педагогов, диагностика и коррекция;
- изучение результатов творческой деятельности детей в области хореографии, этики, эстетики;
- моделирование новых форм и методов работы;
- анкетирование, беседы с детьми, педагогами, родителями.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложением.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены понятия «эстетика», «эстетическое воспитание» и «эстетическая культура», выявлены принципы и методы эстетического воспитания детей и подростков. Наиболее подробно рассмотрен такой метод формирования нравственно-эстетической культуры, как хореография, и, как следствие, выделены формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе. Выявлены проблемы формирования нравственно - эстетической культуры учащихся. Проанализированы научная, методическая литература и материалы периодических изданий по проблеме исследования.
Результативность процесса формирования нравственно -эстетической культуры зависит от выполнения ряда требований:
1. Учета возрастных особенностей детей, определяющих характер их досуговых запросов и предпочтений.
2. Использования эффективных приемов, форм, методов, при организации процесса формирования нравственных, эстетических качеств.
3. Опоры на общепедагогические и специфические условия формирования эстетической культуры детей в процессе коллективной творческой деятельности.
4. Организации системы формирования умений и навыков самоорганизации участников коллектива.
Образовательные учреждения являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. На базе образцового коллектива спортивного танца «Ритм» было проведено исследование по особенностям формирования нравственно -эстетической культуры его участников, по результатам которого можно заявить о высоком профессионализме педагогов, достаточно высокой степени разработанности образовательных программ, а также применяемых формах и методах по их реализации. Результатом углубленного обучения и воспитания явилось становление высокого уровня нравственно - эстетической культуры участников коллектива.
Можно констатировать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены: была изучена научно-методическая литература по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры детей, выявлены проблемы формирования нравственной и эстетической культуры детей, так же были определены психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
Танцевальный коллектив «Ритм» отличается своей оригинальностью, высоким профессионализмом, направленностью на развитие современного эстрадного танца, но следует отметить, что большое внимание в коллективе оказывается урокам классического танца и современного, так как их специфика определяется многомерным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца, как сценического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, идет толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
Тем не менее, следует дать рекомендации следующего характера:
В образовательном пространстве большое внимание должно уделяться развитию джазового танца. Так как этот вид хореографии направленный на развитие здоровой личности, яркой и эмоциональной. Техника движений джазового танца строится на основе классического, а потому имеет совершенную структуру. Пластика и характер движений джазового танца интересны, близки и понятны ребенку.
Рекомендуется внедрять в работу новые методики по развитию физических данных ребенка, его эмоциональных качеств, ощущения психологической и телесной свободы.
Таким образом, реализована цель выпускной квалификационной работы: выявить механизмы эстетического воспитания детей средствами хореографической культуры; использована комплексная программа эстетического воспитания средствами хореографии, включающая изученную и обобщенную нами систему методических средств, приемов и условий.
1. Архипова МЛ., Индивидуальные особенности психической деятельности учащихся хореографических училищ в процессе специальных занятий, автореф. канд. дисс. психол. наук, М.,1991
2. Блок Л.Д., Классический танец: История и современность, М., Искусство, 1987, 556 с.
3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А., Психология усвоения знаний в школе, М., 1983, 435 с.
4. Бочарникова Е., Асаф Мессерер, в кн. А.М.Мессерер, Уроки классического танца, М., Искусство, 1967, 552 с.
5. Бритаева Н.Х., Эмоции и чувства в сценическом творчестве, Саратов, Университ, 1986. 159 с.
6. Ваганова, А.Я. Основы классического танца: учебник для вузов / Ваганова, А.Я. - СПб.: Изд. «Лань», 2003. - 192 с. ил.
7. Волынский А.Л., Книга ликований. Азбука классического танца, М., "Артист. Режиссер. Театр." 1992, 299 с.
8. Всеволодская-Голушкевич О.В., Танец в театральной школе, с.204-245. в сб. Вопросы театральной педагогики, ред. Ю.С.Калашников, ВТО, 1979, 400 с.
9. Выготский JI.C, Воображение и творчество в детском возрасте, М., Просвещение, 1991, 90 с.
10. Дубник И.О., Специфика художественной образности в хореографическом искусстве, М., 1984, 22 с.
11. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: учебник / Есаулов, И.Г. - Ижевск.:1992.
12. Звёздочкин, В.А. Классический танец: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусства и культуры / Звёздочкин, В. А. - Ростов-на-Дону изд. «Феникс», 2005. - 415 с.
13. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю., Методики оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, ч.1, М., 1987, 102с.
14. Иванов Г.Л., Слово и образ в процессе усвоения подростками учебных трудовых действий, ареф. канд. дисс. психол. наук, Л., 1990, 17 с.
15. Ильин Е.Н., Искусство общения. Педагогический опыт: поиск, проблемы, находки, М., 1982, 57с.
16. Коробков С.Н., Путь в большой балет: Семь уроков в Пермском хореографическом училище, Пермь, Книжное издательство, 1989, 140 с.
17. Костровицкая B.C., Писарев А.А., Школа классического танца, Л., Искусство, 1986, 261 с.
18. Красовская В.М., Агрипина Яковлевна Ваганова, JL, Искусство, 1989, 221с.
19. Мессерер A.M., Танец. Мысль. Время. 2-е изд. доп. М., Искусство, 1990, 265с.
20. Мессерер A.M., Уроки классического танца, М., Искусство, 1967, 552с.
21. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ot-obraznogo-slova-k-vyrazitelnomu-dvizheniyu-verb-sredstva-v-pedagogike-klas-tantsa#ixzz2LWl04PWi
22. Нелидова Л.Р., Искусство движений и балетная гимнастика. Краткая теория, история и механика хореографии, М., "Хореографическая школа", 1908, 45с.
23. Никитин, В. Композиция урока и методика преподавания Модерн-джаз танца / Никитин, В. - М.: Изд. Дом «один из лучших», 2006. - 252с. ил.
24. Ощепков, А.С. Определение координации движений в хореографии: методическое пособие / Ощепков, А.С., Панфилов, О.П. - П.: 2000. - 20 с.
25. Психология педагогического общения, ред. Золотнякова А.С., Ростов н/Д., ГПИ, 1978, 95 с.
26. Соколов-Каминский А.А., Советская балетная школа, М., Знание, 1983, 55 с.
27. Суриц Е.Я., Все о балете. Словарь справочник. М.-Л., Музыка, 1966, 455 с.
28. Талызина Н.Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975.
29. Тарасов, Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Тарасов, Н. - 3-е изд. - СПб.: Изд. «Лань», 2005. - 496 с. ил. + вклейка 15 с.
30. Челомбитько Г., ст. Как бы на это взглянула Ваганова., в жур. Советский балет, N 1, 1991, с.18.
31. Чернова Н.Ю., От Гельцер до Улановой, М., Искусство, 1979, 192с.
32. Энциклопедия "Балет", ред. Ю.Н.Григорович, М., Советская энциклопедия, 1981, 623 с.
33. Ярмолович Л.И., Классический танец. Первый год обучения. Краткое методическое пособие, М., "Сов. Россия", 1959, 32 с.