Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты по разработке программы
профилактики административных правонарушений
среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации
1.1 Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений среди несовершеннолетних
1.2 Причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений несовершеннолетними
1.3 Пути и средства воспитательно-профилактического
воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в профессиональной образовательной организации
Выводы по первой главе 36
Глава 2 Практические аспекты по разработке программы
профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в ПОУ «Челябинский юридический колледж»
2.1 Характеристика деятельности базы исследования ПОУ
«Челябинский юридический колледж»
2.2 Разработка программы профилактики административных
правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации для студентов ПОУ «Челябинский юридический колледж»
Выводы по второй главе 80
Заключение 82
Список используемой литературы 87
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер [11, с.247]. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В.Т. Кондрашенко, Е.В. Змановская, К.Е. Игошев, А.М. Прихожан, О.Н. Ведерникова и другие. Правонарушение — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений виновное действие или бездействие субъектов права [7, с.314]. Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства. Личность правонарушителя, по мнению Б.В. Волженкина, — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение [9, с. 262].В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.
Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью совершенствования социально-педагогических средств профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних профессиональных образовательных организациях.
Это обусловило выбор темы исследования: Разработка программы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка программы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних у студентов в ПОУ «Челябинский юридический колледж».
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть государственную политику в сфере предупреждения
и пресечения административных правонарушений среди
несовершеннолетних;
2. Выделить причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений несовершеннолетними;
3. Раскрыть пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в профессиональной образовательной организации;
4. Проанализировать характеристику деятельность базы исследования ПОУ «Челябинский юридический колледж»;
5. Разработать программу профилактики административных
правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной
образовательной организации для студентов ПОУ «Челябинский юридический колледж».
Объект исследования: процесс разработки программы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних у студентов в ПОУ «Челябинский юридический колледж».
Предмет исследования: структура и содержание программы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в ПОУ «Челябинский юридический колледж».
Теоретико - методологическая база исследования: труды ведущих российских ученых таких как, В.Т. Кондрашенко, Е.В. Змановская, К.Е. Игошев, А.М. Прихожан, О.Н. Ведерникова и другие.
Методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы, методической документации по тематике исследования);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение опыта, беседа, анализ продуктов деятельности, самооценка и экспертная оценка).
Практическая значимость исследования.
Разработана программа профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации, может использоваться преподавателями профессиональных образовательных организаций.
База исследования:
Профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж».
Сокращенное наименование колледжа: НОУ СПО «ЧЮК».
Адрес: 454112, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Победы, д.290
Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы.
Проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено прежде всего традиционно высокой преступной активностью подростков.
Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Существенные изменения произошли в условиях жизнедеятельности молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни. В переходный, кризисный период все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, массовая миграция, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон.
Следует отметить, что основные профилактические мероприятия с подростками, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме (подросток совершил мелкие правонарушения или осужден условно), и в специальных учебно-воспитательных заведениях, то в воспитательных колониях, в основном, реализуются реабилитационные программы помощи несовершеннолетний осужденным.
Совместная деятельность с социальными педагогами позволила выявить, что необходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всех воспитанников является — получение ими специальности. При этом должен обеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), возраст, физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что повышение эффективности трудового воспитания - это наиболее важный фактор решения задачи социализации подростков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в настоящее время это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данные опросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитательных колониях и вернувшихся к месту постоянного проживания более 60% которых в будущем не собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними социальных педагогов - профессионалов. Плодотворно работать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным.
В данной работе нами были рассмотрены теоретические аспекты по разработке программы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних у студентов профессиональных образовательных организаций. Нам представилась возможность раскрыть понятие «Административное правонарушение». Вопрос был рассмотрен достаточно подробно. Раскрыты причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений среди несовершеннолетних, пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в профессиональной образовательной организации, рассмотрена государственная политика в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений среди несовершеннолетних.
Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеет основные приоритеты, во-первых - это организация тесного взаимодействия всех субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений и привлечение общественности к деятельности специальных органов по профилактике; во- вторых - это создание планов и программ развития молодежи России, которые будут, не просто созданы и утверждены, но и активно реализованы; в-третьих - создание и модернизация законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с нынешними условиями, чтоб законы не только формально существовали, но и были актуальными в применении.
Также немаловажным является организация деятельности в системе профилактики, поэтому были созданы единые центральные координирующие органы, обеспечивающие общий и системный подход к осуществлению поставленных целей профилактики.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах:
- законность, гласность, гуманное обращение с несовершеннолетним и историческая преемственность, демократизм, приоритет воспитательных профилактических мер над репрессивными, поддержка семьи и взаимодействие с ней, защита прав и интересов несовершеннолетних.
Мы считаем, что нужна постоянная работа по совершенствованию системы применения профилактики административных правонарушений по повышению ее эффективности с тем, чтобы успешно решить задачу искоренения преступности в России. Она будет стимулировать надлежащее исполнение гражданами правовых обязанностей, таким образом, средством предупреждения правонарушений в будущем.
Изучение правовых дисциплин в образовательных учреждениях формирует у студентов базовые юридические понятия, развивает современное правовое мышление и правоохранительную безопасность.
Во второй главе период прохождения педагогической практики в рамках освоения учебного плана профильной направленности ПО «Право и организация социального обеспечения» нами было проведено анкетирование по дисциплине «Административное право» для получения представления о профилактике административных правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации. В анкетирование приняли участие 27 студентов 2 курса по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
При проведении анализа мы определили исходный уровень показателей административных правонарушений среди несовершеннолетних студентов ПОУ «Челябинский юридический колледж».
В начале проведения анализа нами была разработана анкета. Анкета «Профилактика административных правонарушений», для диагностики уровня юридических знаний студентов, получающих образование в ПОУ «Челябинский юридический колледж».
В анкетировании приняли участие студенты второго курса ПОС-1-17 группы (27 человек) по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Мы сделали попытку выявить степень интереса к правовым событиям у опрошенных: интересуется ли студент юридическими событиями и
соответствующей информацией. Нас также интересовала мотивация студентов к изучению юридических дисциплин, которую мы отслеживали по следующим показателям: имеет ли место равнодушие, эпизодическое поверхностное любопытство, заинтересованность или проявляется высокий уровень интереса к правовым событиям и изучению юридических наук.
В результате проведенного нами анализа, мы выяснили, что уровень знаний об административных правонарушениях среди несовершеннолетних и правовых знаний у студентов колледжа средний. Для создания более высоко уровня системы знаний о правонарушениях у студентов предлагается разработать программу профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации для студентов ПОУ «Челябинский юридический колледж».
В данной главе была проведена практическая работа по разработке программы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации для студентов ПОУ «Челябинский юридический колледж».
Таким образом, разработанная нами программа профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в профессиональной образовательной организации для студентов ПОУ «Челябинский юридический колледж» может использоваться преподавателями средних профессиональных организаций.
В ходе исследования цель достигнута, задачи реализованы.
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.
2. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 13.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2005, с изм. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1484.
5. Андрианова Ю.С. К вопросу о соотношении понятий обязанности . Вопросы теории юридических обязанностей: Тезисы II межвузовской научной конференции молодых ученых-юристов. - Воронеж, 2012.
6. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания
несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2014. — 382с.
7. Базылев Б.Т. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних/ Б.Т. Базылев - Красноярск: Правоведение, 2016. С. 70, 87.
8. Белошапко Ю.Н. Правонарушение и ответственность в финансовом и налоговом праве Российской Федерации/ Ю.Н. Белошапко. - М.: Известия ВУЗов. - 2012 - №5.
9. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории)/ С.Н. Братусь -М.:Юридическая литература, 2014. - 85 с.
10. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 2013.
11. Денисов Ю.Л. Общая теория правонарушения и ответственности. - Л.,2012.
12. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М., 2002.
13. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права / Ж.Б. Дорожиев - Улан - Удэ: ВСГТУ, 2015. - 345 с.
14. Зимин А.В. Социальный контроль и профилактика преступлений// Правоведение. 2015. № 6.
15. ИоффеО.С. и Шаргородский М.Д. Правонарушения и юридическая ответственность // Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. академика О.Е. Кутафина. - М.:Юристъ, 2014.
16. Князев С.Д. Юридическая ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики //Журнал российского права, № 6, июнь
2015.
17. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014.
18. Костарева Т.А. Квалифицирующие обстоятельства в уголовном праве. - Ярославль, 2013.
19. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. М., 2013. С. 418.
20. Кругликов Л.Л., Благов Е.В. О законодательных пределах назначения наказания. - Изд-во Яросл. ун-та, 2015.
21. Кругликов Л.Л. Проблемы теории уголовного права. Избранные статьи (1982 - 1999 гг.).- Изд-во Яросл. ун-та, 2014.
22. Крусс В.И. К теории пользования конституционными правами и свободами человека // Государство и право. 2014. № 6.
23. Крусс В.И. Конституционные критерии юридической ответственности/ А.С. Крусс // Конституционное и муниципальное право -
2016. - №4. С. 43.
24. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 2014.
25. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник для вузов/ В.В. Лазарев - М.: Знание, 2015. - 220 с.
26. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М: Издательство «Спарк», 2014.
27. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2012.
28. Масюкевич О.В. Уголовная ответственность несовершеннолетних// Масюкевич О.В. Теория государства и права: Учеб. пособие. - М., 2012.
29. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2013.
30. Назаров Б.Л. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственности // Советское государство и право. 2012. № 10
31. Овсепян Ж.И. Психология девиантного поведения Ростов-на- Дону: Эверест, 2015.
32. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М. Новый Юрист, 2016.
33. Спиркина Е.И. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними//Бюджетный учет, № 7, июль 2015.
34. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник //М. Проспект 2015.
35. Суханов Е.А. Гражданское право. Часть 1.- М.: БЕК, 2014.
36. Сырых В.М. Теория государства и права.- М.: Былина, 2014.
37. Тарбагаев А. Н. Понятие и цели уголовной ответственности. - Красноярск, 2014.
38. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013.
39. Тархов В.А. Понятие юридической ответственности / В.А. Тарханов. - М.: Правоведение, 2013. - 33-34 с.
40. Хачатуров Р.Л. ,Ягутян Р.Г. Общественная опасность личности преступника - Тольятти, 2015.
41. Хропанюк В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 2015.
42. Чеботарев Г.Н.Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Российский юридический журнал. 2012. № 4.
43. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник.- М.: Юрист, 2012.
44. Шаргородский М.Д. Детерминизм и ответственность. Правоведение. 1968. № 1.
45. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. - М., 2012.