Формирование общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 6
1.1 Понятие и виды общеучебных универсальных учебных действий
младших школьников 6
1.2 Формирование общеучебных универсальных учебных действий во
внеурочной деятельности 21
1.3 Проектная деятельность как средство формирования общеучебных
УУД у младших школьников 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 36
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристика используемых
методик 36
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению уровня
сформированности общеучебных УУД 43
2.3 Программа внеурочной деятельности с использованием метода
проектов, направленная на формирование общеучебных УУД 45
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты формирования общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 6
1.1 Понятие и виды общеучебных универсальных учебных действий
младших школьников 6
1.2 Формирование общеучебных универсальных учебных действий во
внеурочной деятельности 21
1.3 Проектная деятельность как средство формирования общеучебных
УУД у младших школьников 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 36
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристика используемых
методик 36
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению уровня
сформированности общеучебных УУД 43
2.3 Программа внеурочной деятельности с использованием метода
проектов, направленная на формирование общеучебных УУД 45
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы
В современных условиях изменения в системе образования обусловлены реализацией закона «Об образовании в Российской Федерации» и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов. В данных условиях педагог должен организовать учебную деятельность с учетом требований ФГОС и проектировать урок на основе системно - деятельностного подхода, направленного на формирование универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что основной целью школьного образования является формирование универсальных учебных действий, направленных на общее развитие школьника, интеграцию, обобщение новых знаний, установления связи с жизненным опытом. В Федеральном стандарте речь идет о личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действиях (УУД).
Одним из видов УУД являются познавательные учебные действия, в том числе общеучебные действия. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается важность организации такого обучения, которое ориентировано не только на формирование предметных учебных действий, но и формирование способности к многоплановому восприятию действительности, умению видеть разные способы решения, использовать различные подходы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Проблема формирования познавательных УУД является значимой, так как благодаря сформированности данных действий младшие школьники быстрее усваивают учебный материал, у них формируется познавательная активность, интерес к процессу учения. Процесс обучения становится осознанным и эффективным.
Познавательные универсальные учебные действия позволяют учащимся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию, выбирать эффективные способы решения познавательных задач, владеть операциями логического мышления (анализ, синтез, классификация и т.д.), формулировать проблемы и осуществлять поиск их решения.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательного компонента УУД. Важную роль в этом процессе играет проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В.М. Монахов и др.) свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с младшими школьниками, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.
Таким образом, противоречие заключается в том, что с одной стороны, необходимо по ФГОС НОО формировать у младших школьников общеучебные универсальные учебные действия в процессе обучения, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию данных действий во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности в формировании у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий?
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу формирования у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий в проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования общеучебных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.
2. Раскрыть сущность проектной деятельности как средства формирования общеучебных универсальных учебных действий.
3. Выявить уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий.
4. Разработать программу внеурочной деятельности с использованием метода проектов, направленную на формирование общеучебных УУД.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, констатирующий эксперимент.
База исследования: МОУ Дербишевская СОШ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что основной целью школьного образования является формирование универсальных учебных действий, направленных на общее развитие школьника, интеграцию, обобщение новых знаний, установления связи с жизненным опытом. В Федеральном стандарте речь идет о личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действиях (УУД).
Одним из видов УУД являются познавательные учебные действия, в том числе общеучебные действия. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается важность организации такого обучения, которое ориентировано не только на формирование предметных учебных действий, но и формирование способности к многоплановому восприятию действительности, умению видеть разные способы решения, использовать различные подходы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Проблема формирования познавательных УУД является значимой, так как благодаря сформированности данных действий младшие школьники быстрее усваивают учебный материал, у них формируется познавательная активность, интерес к процессу учения. Процесс обучения становится осознанным и эффективным.
Познавательные универсальные учебные действия позволяют учащимся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию, выбирать эффективные способы решения познавательных задач, владеть операциями логического мышления (анализ, синтез, классификация и т.д.), формулировать проблемы и осуществлять поиск их решения.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательного компонента УУД. Важную роль в этом процессе играет проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В.М. Монахов и др.) свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с младшими школьниками, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.
Таким образом, противоречие заключается в том, что с одной стороны, необходимо по ФГОС НОО формировать у младших школьников общеучебные универсальные учебные действия в процессе обучения, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию данных действий во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности в формировании у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий?
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу формирования у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий в проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования общеучебных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.
2. Раскрыть сущность проектной деятельности как средства формирования общеучебных универсальных учебных действий.
3. Выявить уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий.
4. Разработать программу внеурочной деятельности с использованием метода проектов, направленную на формирование общеучебных УУД.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, констатирующий эксперимент.
База исследования: МОУ Дербишевская СОШ.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи.
Во-первых, изучена проблема формирования общеучебных универсальных учебных действий в научной литературе. Под общеучебными универсальными учебными действиями понимается вид познавательных УУД, которые направлены на организацию учебной деятельности - постановку цели, поиск информации, выбор способ решения познавательной задачи, рефлексию, действие со знаково-символическими средствами. Общеучебные универсальные действия включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексию, смысловое чтение, моделирование и другие.
Во-вторых, рассмотрены особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Направления внеурочной деятельности включают интеллектуально-познавательное, ценностно-ориентировочное, трудовое и общественно-полезное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное. К формах внеурочной деятельности относятся игра, проектная деятельность, кружковая работа и др.
В-третьих, раскрыта сущность проектной деятельности как средства формирования общеучебных универсальных учебных действий. Проект - это исследовательская деятельность учащихся, организуемая педагогом деятельность школьников, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания.
В-четвертых, выявлен уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий. В ходе экспериментального исследования мы оценивали уровень сформированности следующих общеучебных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации; смысловое чтение; действия со знаково-символическими средствами; рефлексия. Оценивание общеучебных УУД осуществлялось в ходе наблюдения за учащимися в ходе уроков, а также на занятиях по проектной деятельности, проводимой учителем во внеурочной деятельности. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства младших школьников общеучебные УУД сформированы на высоком и среднем уровне, но при этом у каждого третьего младшего школьника отмечается низкий уровень..
И наконец, разработана программа внеурочной деятельности с целью формирования общеучебных УУД «Удивительный мир космонавтики».
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Во-первых, изучена проблема формирования общеучебных универсальных учебных действий в научной литературе. Под общеучебными универсальными учебными действиями понимается вид познавательных УУД, которые направлены на организацию учебной деятельности - постановку цели, поиск информации, выбор способ решения познавательной задачи, рефлексию, действие со знаково-символическими средствами. Общеучебные универсальные действия включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексию, смысловое чтение, моделирование и другие.
Во-вторых, рассмотрены особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Направления внеурочной деятельности включают интеллектуально-познавательное, ценностно-ориентировочное, трудовое и общественно-полезное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное. К формах внеурочной деятельности относятся игра, проектная деятельность, кружковая работа и др.
В-третьих, раскрыта сущность проектной деятельности как средства формирования общеучебных универсальных учебных действий. Проект - это исследовательская деятельность учащихся, организуемая педагогом деятельность школьников, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания.
В-четвертых, выявлен уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий. В ходе экспериментального исследования мы оценивали уровень сформированности следующих общеучебных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации; смысловое чтение; действия со знаково-символическими средствами; рефлексия. Оценивание общеучебных УУД осуществлялось в ходе наблюдения за учащимися в ходе уроков, а также на занятиях по проектной деятельности, проводимой учителем во внеурочной деятельности. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства младших школьников общеучебные УУД сформированы на высоком и среднем уровне, но при этом у каждого третьего младшего школьника отмечается низкий уровень..
И наконец, разработана программа внеурочной деятельности с целью формирования общеучебных УУД «Удивительный мир космонавтики».
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования познавательных УУД младших школьников в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



