Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 6
1.1 Понятие и виды общеучебных универсальных учебных действий
младших школьников 6
1.2 Формирование общеучебных универсальных учебных действий во
внеурочной деятельности 21
1.3 Проектная деятельность как средство формирования общеучебных
УУД у младших школьников 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности 36
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристика используемых
методик 36
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению уровня
сформированности общеучебных УУД 43
2.3 Программа внеурочной деятельности с использованием метода
проектов, направленная на формирование общеучебных УУД 45
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы
В современных условиях изменения в системе образования обусловлены реализацией закона «Об образовании в Российской Федерации» и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов. В данных условиях педагог должен организовать учебную деятельность с учетом требований ФГОС и проектировать урок на основе системно - деятельностного подхода, направленного на формирование универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что основной целью школьного образования является формирование универсальных учебных действий, направленных на общее развитие школьника, интеграцию, обобщение новых знаний, установления связи с жизненным опытом. В Федеральном стандарте речь идет о личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действиях (УУД).
Одним из видов УУД являются познавательные учебные действия, в том числе общеучебные действия. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается важность организации такого обучения, которое ориентировано не только на формирование предметных учебных действий, но и формирование способности к многоплановому восприятию действительности, умению видеть разные способы решения, использовать различные подходы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Проблема формирования познавательных УУД является значимой, так как благодаря сформированности данных действий младшие школьники быстрее усваивают учебный материал, у них формируется познавательная активность, интерес к процессу учения. Процесс обучения становится осознанным и эффективным.
Познавательные универсальные учебные действия позволяют учащимся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию, выбирать эффективные способы решения познавательных задач, владеть операциями логического мышления (анализ, синтез, классификация и т.д.), формулировать проблемы и осуществлять поиск их решения.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования познавательного компонента УУД. Важную роль в этом процессе играет проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В.М. Монахов и др.) свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с младшими школьниками, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.
Таким образом, противоречие заключается в том, что с одной стороны, необходимо по ФГОС НОО формировать у младших школьников общеучебные универсальные учебные действия в процессе обучения, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию данных действий во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности в формировании у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий?
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование общеучебных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу формирования у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий в проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования общеучебных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.
2. Раскрыть сущность проектной деятельности как средства формирования общеучебных универсальных учебных действий.
3. Выявить уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий.
4. Разработать программу внеурочной деятельности с использованием метода проектов, направленную на формирование общеучебных УУД.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, констатирующий эксперимент.
База исследования: МОУ Дербишевская СОШ.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи.
Во-первых, изучена проблема формирования общеучебных универсальных учебных действий в научной литературе. Под общеучебными универсальными учебными действиями понимается вид познавательных УУД, которые направлены на организацию учебной деятельности - постановку цели, поиск информации, выбор способ решения познавательной задачи, рефлексию, действие со знаково-символическими средствами. Общеучебные универсальные действия включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексию, смысловое чтение, моделирование и другие.
Во-вторых, рассмотрены особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Направления внеурочной деятельности включают интеллектуально-познавательное, ценностно-ориентировочное, трудовое и общественно-полезное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное. К формах внеурочной деятельности относятся игра, проектная деятельность, кружковая работа и др.
В-третьих, раскрыта сущность проектной деятельности как средства формирования общеучебных универсальных учебных действий. Проект - это исследовательская деятельность учащихся, организуемая педагогом деятельность школьников, направленная на создание исследовательского продукта, при доминировании самостоятельного применения доступных возрасту научных методов познания.
В-четвертых, выявлен уровень сформированности у младших школьников общеучебных универсальных учебных действий. В ходе экспериментального исследования мы оценивали уровень сформированности следующих общеучебных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск информации; смысловое чтение; действия со знаково-символическими средствами; рефлексия. Оценивание общеучебных УУД осуществлялось в ходе наблюдения за учащимися в ходе уроков, а также на занятиях по проектной деятельности, проводимой учителем во внеурочной деятельности. По итогам проведенной диагностики выявлено, что у большинства младших школьников общеучебные УУД сформированы на высоком и среднем уровне, но при этом у каждого третьего младшего школьника отмечается низкий уровень..
И наконец, разработана программа внеурочной деятельности с целью формирования общеучебных УУД «Удивительный мир космонавтики».
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Андреева, О.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка / О.Ю. Андреева // Молодой ученый. - 2017. - №37. - С. 114-116.
2. Арефьева, Т.Г. Обучение младших школьников решению задач в косвенной форме / Т.Г. Арефьева // Актуальные проблемы современного образования. - 2013. - № 1 (14). - С. 16-21.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2014. - 526 с.
4. Атрохова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового
чтения как деятельности / Т.В. Атрохова // Ярославский
педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. № 3. - С. 257-263.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов
педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1987. - 478 с.
6. Бажан, З.И. Организация деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач разными способами / З.И. Бажан, Е.В. Цымбалюк // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-1. - С. 35-40.
7. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 528 с.
8. Битянова, М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия / М.Р. Битянова // Практика образования. - 2012. - №1. - С.28-33.
9. Буренкова, Н.В. Использование знаково-символических средств при обучении младших школьников решению задач / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 10. - С. 47-52.
10. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2015. - 142 с.
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М.: Владос, 2012. - 349 с.
12. Горбуль, Л.В. Опыт обучения смысловому чтению / Л.В. Горбуль // Научно-методический журнал Педагогический поиск. - 2016. - № 10. - С. 24-26.
13. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
14. Григорьева, А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста. Теория и практика: учебное пособие / А.К. Григорьева, И.И. Московкина. - М.: Флинта; Наука, 2016. - 174 с.
15. Дегтярева, И.В. Использование технологии критического мышления в обучении смысловому чтению / И.В. Дегтярева // Молодой ученый. - 2016. - № 8-5 (112). - С. 13-16.
16. Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «окружающий мир» / Т.Н. Демидко // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 70-71.
17. Ермолаева, М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: СПбАППО, 2013. - 120 с.
18.Залецкая, С.Е. Мониторинг уровня сформированности смыслового чтения / С.Е. Залецкая // На путях к новой школе. - 2013. - № 1. - С. 94-96.
19. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. научных статей / под ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. - СПб: ФГНУ ИППОВ РАО, 2013. - 344с.
20. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 30-34.
21. Кадыкова, О.М. О механизме управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О.М. Кадыкова, О.И. Денисьева // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 12-1. - С. 71-73.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
23. Кашицына, Ю.Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики / Ю.Н. Кашицына // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 10. - С. 16-19.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
25. Кузнецова, Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как
образовательный ресурс для учащихся и педагогов / Т.В. Кузнецова // Начальное образование. - 2011. - № 3. - С. 46-51.
26. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С. 12-17.
27. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие
формирование универсальных учебных действий / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2 (2). - С. 46-102.
28. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
29. Мальцева, Е.В. Использование моделирования в процессе
формирования общих умений младших школьников по решению текстовых задач / Е.В. Мальцева, М.А. Марсекеева // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2016. - № 9. - С. 168-172.
30. Матвеева, Т.В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения / Т.В. Матвеева // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-2 (77). - С. 65-69.
31. Мендыгалиева, А.К. Обучение решению задач разными способами как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников / А.К. Мендыгалиева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-2 (63). - С. 61-63.
32. Методические рекомендации: Об организации внеурочной
деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 // Вестник образования. - 2011. - № 11. - С. 4-20.
33. Морозова, Е.Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников / Е.Л. Морозова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № S1. - С. 175-181.
34. Мосунова, Л.А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура / Л.А. Мосунова // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - № 2-1. - С. 151-157.
35. Муртазина, Н.А. Формирование у младших школьников
универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей решения текстовой задачи / Н.А. Муртазина // Инновационная наука в глобализующемся мире. - 2015. - № 1 (2). - С. 68-74.
36. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие / И.В. Муштавинская. - СПб. : КАРО, 2009. - 144 с.
37. Нижегородцева, Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова / Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. № 2. - С. 257-262.
38. Низовцева, Л.А. Обучение младших школьников моделированию как учебному действию в процессе решения текстовых задач / Л.А. Низовцева // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5. № 3. - С. 100-106.
39. Новичкова, М.Б. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / М.Б. Новичкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 5. - С. 99-105.
40. Павлова, Л.А. Практика формирования универсальных учебных
действий на уроках «технологии» в начальной школе / Л.А. Павлова, Е.В. Слизкова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 108-111.
41. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
42. Потапенко, А.Г. Смысловое чтение как общеучебное умение / А.Г. Потапенко // Вестник научных конференций. - 2017. - № 3-4 (19). - С. 82-83.
43. Психологическое сопровождение формирования и развития
универсальных учебных действий учащихся: проект / Сост. О.Б. Гильманова, М.И. Лысенко. - Казань, 2010. - 180 с.
44. Родионова, Е.В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников (с учетом национально-регионального компонента) / Е.В. Родионова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 5. - С. 63-64.
45. Савенков, А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2006. - №3. - С. 112-120.
46. Смирнова, С.И. Формирование общеучебных универсальных действий в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач / С.И. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012.
- Т. 3. № 1. - С. 187-192.
47. Современный урок в условиях федерального государственного
образовательного стандарта: учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова; авт. А.А. Пивоваров. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. - 108 с.
48. Сурикова, С.В. Использование графических моделей при обучении младших школьников решению логических задач / С.В. Сурикова, Н.В. Чалкова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2. № 2. - С. 94-104.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 59 с.
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год / сост. А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 787 с.
51. Хамидуллина, З.Р. Проектно-исследовательская деятельность в
начальной школе / З.Р. Хамидуллина // Школа будущего. - 2013. - № 3.
- С. 71-73.
52. Шарафутдинова, Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач / Г.Г. Шарафутдинова, А.А. Арсланова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-10. - С. 139-141.
53. Школа России: сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Аващенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.