Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у младших школьников доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на уроках русского языка

Работа №81431

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности младшего школьника 7
1.1 Сущность понятий «доброжелательность» и «эмоционально -
нравственная отзывчивость» личности младшего школьника в
психолого-педагогической теории 7
1.2 Особенности нравственного развития младших школьников 11
1.3 Работа учителя по развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников на уроках русского
языка 22
Выводы по I главе 29
Глава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у
младших школьников на уроках русского языка 31
2.1. Цель, содержание и результаты экспериментальной работы 31
2.2. Задания и упражнения по развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников на
уроках русского языка 38
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение


Обучение в начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня умственного развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Говорят, что если в человеке есть доброта, отзывчивость, доброжелательность, он как человек состоялся.
В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств» [41].
На сегодняшний день проблема высоконравственного обучения ребенка считается одной значимых трудностей, важных пред любым опекуном, сообществом и страной в полном.
В мире сформировалась плохая обстановка в проблеме высоконравственного обучения младого поколения и первопричинами представились: недостаток конкретных позитивных актуальных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, ослабление культурно-досуговой деятельности с детьми и молодым поколением.
Бывает так, что даже интеллигентный, образованный народ не всегда представляется вежливым, воспитанным, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности детей младшего школьного возраста с огромнейшей остротой возникают собственно в наше время. С потери нравственности сообщество довольно натерпелось, ведь являться цивилизованным и вежливым не является достоянием выбранного области людей. Быть слаженной персоной, обладать способностью с достоинством осуществлять себя в каждой ситуации - возможность и обязательство любого лица.
С правилами хорошего тона следует учить ребенка с раннего возраста и продолжать на протяжении раннего возраста. Основываясь в прежде усвоенные детьми умениями культурного поведения необходимо научить осознавать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их, это реализуется на занятиях, в упражнениях в младшем школьном возрасте. Задача формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности заключается в том, чтобы нравственные, духовные моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) обязаны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности младших школьников. Разработке проблемы, формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе обучения и воспитания посвящено немало научных трудов, что дает возможности для современного исследователя. Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка» [5].
Из числа сегодняшних изучений акцентирует на себя внимание концепция эмоционального развития ребенка, построенная на основе работ российских специалистов, психологов и педагогов. Результативность воспитания определена ступенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребят как установленных природой естественных ценностных форм бытия, содействовать данному может специально организованное эмоционально насыщенное общение старшего с детьми.
Актуальность темы исследования. Проблема развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в современном мире стоит достаточно остро. Зачастую приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас, взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы, взрослые, не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Нами выявлено противоречие между необходимостью развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников и недостаточным вниманием к реализации этого процесса на уроках в начальной школе.
Проблема исследования: как организовать работу по развитию у младших школьников доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на уроках русского языка?
Цель исследования: на основе теоретического анализа проблемы подобрать задания и упражнения по развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс развития у младших школьников доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Предмет исследования: работа учителя по развитию у младших школьников доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на уроках русского языка.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «доброжелательность» и «эмоционально-нравственной отзывчивости».
2. Определить особенности нравственного развития в младшем школьном возрасте на уроках русского языка.
3. Рассмотреть методы и приёмы работы учителя на уроках русского языка по формированию доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.
4. Исследовать уровень развития доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников.
5. Подобрать задания и упражнения по развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования: анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент
- эмпирические методы: диагностические методики (методика «Изучение социальных эмоций» Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, «Незаконченный рассказ»).
База исследования: Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 68 г.Челябинска. В эксперименте приняли участие 30 детей, средний возраст 8 лет.
Практическая значимость исследования заключается в подборке заданий и упражнений по развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников, которые можно использовать учителем начальной школы на уроках русского языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что основными признаками понятия «доброжелательность» является такое качество, которое характеризуется свойством характера, характеризующееся устойчивым добрым отношением к людям, выражающимся в желании им добра, благополучия и счастья и является внутренним настроем человека и жизненным принципом доброго отношения к окружающим.
Эмоционально-нравственная отзывчивость является обобщающим названием многообразных проявлений небезразличного отношения человека к переживаниям других людей, живых существ. В истории своего становления эта «одна из лучших сторон человеческой природы».
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №68 (филиал) г. Челябинска. В исследование приняли участие 30 учащихся 2 «г» класса, средний возраст 8 лет, из них 13 мальчиков и 17 девочек.
Исследование реализовалось через следующие методы: письменный опрос (методика «Изучения социальных эмоций» Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина), проективные методики (модифицированный вариант методики Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной «Незаконченный рассказ»).
Результаты анализа полученных данных по первой методике показали, что высокий уровень сформированности социальных эмоций был отмечен у 33,3% детей. Средний уровень - у 60% обучающихся. Низкий уровень сформированности социальных эмоций отмечен у 6,7% детей.
После проведения второй методики, видим, что с высоким уровнем - 43,3% детей; со средним уровнем выявлено - 53,3%; с низким уровнем выявлено - 3,3% младших школьников.
После констатирующего этапа эксперимента, было выявлено, что у большинства детей недостаточно сформированы знания о доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. В совместной деятельности они не стремятся помочь сверстникам. Если видят, что кто-то огорчен, не всегда пытаются исправить ситуацию.
Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса в начальной школе с четко выраженным ракурсом воспитательной ориентации на доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость у младших школьников.



1. Амосова, Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников [Текст] / Р.Г. Амосова // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 50-58
2. Амосова, Р.Г. Развитие младших школьников [Текст] / Р.Г.Амосова. - М.: Педагогика, 2011. - 469 с.
3. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст]: учеб. пособие / Е. Г. Белякова. - Тюмень, 2009. - 358 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 269 с.
5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И.Божович // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С.18-25.
6. Боришевский, М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации [Текст] / М.И. Боришевский // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 41-48.
7. Буре, Р.С. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2015. - 537 с.
8. Буре, Р.С. Педагог и дети [Текст]: учеб. пособие / Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2005. - 379 с.
9. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / Р.С.Буре. - М.: Просвещение, 2011. - 486 с.
10. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников [Текст]: учеб. пособие / А.М.Виноградова. - М.: Владос, 2009. - 443 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Воспитание и обучение детей в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф.Виноградова. - М.: Просвещение, 2007. - 390 с.
12. Гаспарова, Е.Г. Упрямство и капризы [Текст]: / Е.Г.Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С.76-83.
13. Горбачева, В.А. Формирование поведения детей в младшем школьном возрасте [Текст]: учеб. пособие / В.А.Горбачева. - М.: Просвещение, 2013 - 432 с.
14. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст]/ И.Н.Емельянова. - Тюмень: ТГУ, 2013. - 326 с.
15. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс [Текст]: учеб. пособие /
B. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2014.
16. Козлова, С.А. Нравственное воспитание младших школьников в
процессе ознакомления с окружающим миром [Текст]: /
C. А.Козлова. - М.: Педагогика, 2008. - 376 с.
17. Козлова, С.А. Педагогика начальной школы [Текст]: учеб. пособие / С.А.Козлова. - М.: Академия, 2008. - 285 с.
18. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: / Я.А.Коменский. - М.: Педагогика, 2012. - 656 с.
19. Крупская, Н.К. О воспитании [Текст]: учеб. пособие / Н.К.Крупская. - М.: Просвещение, 2003. - 390 с.
20. Люблинская, А.А. О нравственных представлениях и моральных привычках [Текст] / А.А.Люблинская // Начальная школа. - 2006. - №5. - С.11-15.
21. Люблинская,А.А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст]: учеб.пособие / А.А.Люблинская. - М.: Просвещение, 2012. - 420 с.
22. Люблинская, А.А. Общение между детьми в младшем школьном возрасте [Текст] / А.А.Люблинская. - М.: Педагогика, 2010. - 532 с.
23. Люблинская, А.А. О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2010. - 421 с.
24. Масина, Р.Д. Основы педагогики [Текст]: учеб. пособие / Р.Д.Мосина. - М.: Просвещение, 2013. - 389 с.
25. Медведок, О.И. Отношение между сверстниками в начальной школе: Опыт социально-психологического исследования [Текст]: учеб. пособие / О.И.Медведок. - М.: Просвещение, 2008. - 390 с.
26. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста [Текст]: / С.В.Петерина. - М.: Педагогика, 2006. - 452 с.
27. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в начальной
школе[Текст]: учеб. пособие / В.А.Петровский. - М.: Речь, 2013. -
542 с.
28. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи нравственных представлений и поступков детей [Текст] / Т.О. Пономаренко // Начальная школа. - 2012. - 32 с.
29. Пономаренко, Т.О. Программы по нравственному воспитанию в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / Т.О. Пономаренко. - М.: Статут, 2010. - 326 с.
30. Пусина, Г.Д. Психология воспитания [Текст]: учеб. пособие / Г.Д.Пусина. - М.: Владос, 2005. - 427 с.
31. Пусина, Г.Д. Психолого-педагогические проблемы нравстенного воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / Г.Д.Пусина. - М.: Просвещение, 2013. - 354 с.
32. Ражин, Н.А. Развитие социальных эмоций у детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / Н.А.Ражин. - М.: Просвещение, 2006. - 489 с.
33. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А.А.Рояк. - М.: Педагогика, 2008. - 346 с.
34. Рубинштейн, С.Я. О воспитании привычек у детей [Текст]: учеб. пособие / С.Я.Рубинштейн. - М.: Владос, 2006. - 476 с.
35. Сергеева, Д.В. Воспитание детей младшего школьного возраста в
процессе трудовой деятельности [Текст]: учеб. пособие /
Д.В.Сергеева. - М.: Просвещение, 2007. - 327 с.
36. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у младших
школьников [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Субботский. - М.:
Просвещение, 2006. - 469 с.
37. Субботский, Е.В. Генезис морального поведения у младших школьников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2008. - №2. - С.81-90.
38. Субботский, Е.В. Формирование морального действия у ребенка [Текст]/ Е.В.Субботский // Вопросы психологии. - 2009. - 47 с.
39. Субботский, Е.В. Формирование элементов альтруистического поведения у младших школьников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник МГУ. Серия Психология. - 2009. - №3. - С36-40.
40. Субботский, Е.В. Генезис личностного поведения у младших школьников и стиль общения [Текст] / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 2011. - 68 с.
41. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]: учеб. пособие / В.А.Сухомлинский. - М.: Высшая школа, 2001. - 320 с.
42. Титаренко, А.И. Структура нравственного сознания [Текст] / А.И.Титаренко. - М.: Просвещение, 2014. - 437с.
43. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Г.А.Урунтаева. - М.: Владос, 2005. - 398 с.
44. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: учеб. пособие / А.П.Усова. - М.: Просвещение, 2006. - 385 с.
45. Усова, А.П. Учимся общаться с ребенком [Текст]: учеб. пособие / А.П. Усова. - М.: Флинта, 2013. - 443 с.
46. Якобсон, С.Г. Психологические механизмы усвоения детьми
этических норм [Текст]: учеб. пособие / С.Г.Якобсон. - М.:
Просвещение, 2007. - 380 с.
47. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст]: учеб. пособие / С.Г.Якобсон. - М.: Просвещение, 2014. - 270 с.
48. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания младших школьников [Текст] / С.Г.Якобсон // Вопросы психологии. - 2005. - № 3 - С. 55-61.
49. Ямской, П.Д. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст]: учеб. пособие / П.Д.Ямской. - М.: Педагогика, 2006. - 425 с.
50. Янкарева, О.И. Эмоциональное развитие младших школьников [Текст]: учеб. пособие / О.И.Янкарева. - Волгоград: Волга, 2005. - 365 с.
51. Яфедова, П.Г. Развитие эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / П.Г.Яфедва. - Волгоград: Волга, 2005. - 476 с.
52. Яхлищев, Р.А. Нравственное воспитание и развитие младших школьников [Текст]: учеб.пособие / Р.А.Яхлищев. - М.: Высшая школа, 2005. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ