Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства
1.1 Теоретический анализ проблемы творческой
направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства 6
1.2 Особенности творческой направленности личности
педагога как фактора повышения профессионального мастерства 11
1.3 Условия развития творческой направленности личности
педагога как фактора повышения профессионального мастерства 17
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно - поисковая работа по реализации творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства
2.1 Методы изучения и оценки творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства 33
2.2 Реализация организационно - педагогических условий повышения творческой направленности личности педагога как фактора
повышения профессионального мастерства 39
2.3 Результаты опытно - поисковой работы по изучению творческой
направленности личности педагога как фактора повышения
профессионального мастерства 42
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
Социальный заказ и нормативно - правовые документы в настоящее время обуславливают ряд требований к специалисту дошкольной образовательной организации. Основной задачей в ДОО в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является рост эффективности профессиональной деятельности педагогов за счет повышения квалификации, ответственности, инициативности, всестороннего развития и, конечно, применения творческих способностей.
Важнейшим из профессиональных качеств педагогов является их способность к педагогическому творчеству. Социальный заказ предъявляет ряд требований к специалисту в области образования, который способен не только видеть проблемы, но и легко их решать. В сложившейся ситуации основной задачей является необходимость формирования такой личности, ведущей профессиональной характеристикой которой является креативность. Именно педагогическое творчество способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного заведения. В этой ситуации актуализируется необходимость формирования творческой личности педагога в дошкольных образовательных организациях.
Особенность педагогического творчества заключается в том, что его объектом и результатом является создание (создание) личности, а не «образа». На педагогов влияют труднопрогнозируемые и непредсказуемые факторы, влияющие на формирование личности (условия, характеры, вкусы, наследственность, традиции, судьбы, окружающая среда и т.д.). С одной стороны, это создает большие трудности в деятельности, с другой - предоставляет пространство для творчества.
Актуальность исследования обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.
Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности педагога уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я.Л Коменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В.Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и практически проверить эффективность условий развития творческой направленности личности педагога.
Объект исследования: процесс повышения профессионального мастерства педагогов.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленных на развитие творческой направленности личности педагогов.
Гипотеза: повышение профессионального мастерства педагогов будет более эффективным при использовании комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня творческой направленности личности педагога.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства;
2. Выявить, обосновать условия развития творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства;
3. Разработать комплекс мероприятий по развитию творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы.
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, обобщение.
Исследование проводилось в три этапа.
На каждом из трех этапов применялись соответствующие методы исследования в зависимости от условий и решаемых нами задач.
Первый этап - констатирующий (сентябрь-октябрь 2018 г.). На данном этапе изучалась, анализировалась, систематизировалась информация по исследуемой теме в психолого - педагогической литературе. Также были определены позиции исследования, уточнен понятийный аппарат, сформулирована первичная гипотеза и уточнены задачи исследования.
Второй этап - формирующий (октябрь 2018- март 2019 гг.). На данном этапе выявлялись и апробировались развития творческой направленности личности педагогов, осуществлялась разработка перспективного плана; проводился анализ хода и результатов формирующего этапа.
Третий этап - контрольный (апрель-май 2019 г.). На данном этапе приводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 45" Копейского городского округа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
В работе мы рассматривали процесс творческой направленности личности как фактор повышения профессионального мастерства. Опираясь на поставленные задачи, мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме. Как выяснилось, данный вопрос изучался многими учеными (П.П.Блонский, Ф.Н. Гоноболин, А.Дистервег, В.И.Загвязинский, Я.Л.Коменский, А.И.Кочетов, Н.В. Кузьмина, В.А.Кан- Калик, А.С.Макаренко, М.М.Поташник, В.А. Сухомлинский, В.А.Сластенин, К.Д.Ушинский, А.И.Щербаков, П.К.Энгельмейр), благодаря этому, мы смогли выявить и обосновать условия развития творческой направленности личности. Проанализировав психолого - педагогическую литературу, мы смогли выявить некоторые работы, которые раскрывают способы решения данной проблемы. По нашему мнению, условиями для развития творческой направленности личности педагога является комплекс мероприятий, направленный на развитие творческой направленности личности как фактор повышения профессионального мастерства.
Творческая педагогическая деятельность складывается из 4 этапов. Для творчески - развитой личности необходимо наличие аналитических, синтетических и практически - концептуальных способностей. Без этих способностей невозможно гармоничное развитие творческой направленности личности педагога.
Творческая личность должна обладать 4 компонентами: ценностно - мотивационным, личностным, когнитивным и деятельностным. С помощью этих компонентов педагог может гармонично развивать в себе творческие способности. Следовательно, творческий педагог с лёгкостью сможет решить любую поставленную задачу и цель.
В работе нами была поставлена цель изучить, теоретически обосновать и практически проверить эффективность условий развития творческой направленности личности педагога как фактор повышения профессионального мастерства. В ходе работы поставленная нами цель была достигнута.
Мы организовали и провели исследование по развитию уровня творческой направленности личности с помощью теста Джерома Брунера и экспресс - теста Джонсона.
Для решения задач и в доказательство нашей гипотезы была проведена опытно-поисковая работа. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 45 Копейского городского округа". В исследовании участвовало 12 педагогов. Опытно-поисковая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
По результатам первичного тестирования высокий уровень творческих способностей мы выявили лишь у 50% педагогов. Также нами был разработан и реализован комплекс мероприятий для повышения творческих способностей. Вместе с тем, по результатам повторного тестирования уровень творческих способностей педагогов значительно возрос.
Обработанные результаты позволили нам сделать вывод о повышении уровня творческой направленности личности педагогов.
В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что повышение профессионального мастерства педагогов будет более эффективным при использовании комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня творческой направленности личности педагога.
Работая над данной проблемой, поставленные задачи были решены:
1. Проведён анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства;
2. Выявлены и обоснованы условия развития творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства;
3. Разработан комплекс мероприятия по развитию творческой направленности личности педагога как фактора повышения профессионального мастерства.
На наш взгляд, поставленные нами в ходе квалификационной работы задачи решены и цель достигнута.
В настоящее время вопрос развития творческой направленности личности педагогов как фактора повышения профессионального мастерства остается наиболее актуальным и требует дальнейшего изучения.
1. Ананьев Б.Г. Человек предмет познания. - 1968. - 89 с.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, - 1991. - 38 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2000. - 15 с.
4. Булатова О.С. Педагогический артистизм. - М.: "Академия", 2001. - 240с
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.-280 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002. - 81 с.
7. Гаганов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование, 1998, №1, с.93¬100
8. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник ТюмГУ. 2004. № 2. - 16 с.
9. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей, 1993. - 95 с.
10. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс, 1990. - 312 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С-Пб., «Питер», 2000. - 115 с.
12. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: «Академия», 1996. - 24 с.
13. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. Матюшкина A.M. - М., 1965. - 53 с.
14. Дидактика средней школы. Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина.- М., 1975. - 282 с.
15. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989. - 19 с.
16. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000. - 43 с.
17. Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. — М., 1989. - 21 с.
18. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: "Педагогика", 1990. - 144 с.
19. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997. - 69 с.
20. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. /Ю.А. Конаржевский. - М.: центр "Педагогический поиск", 2000. - 336с.
21. Кругликов Г.И. и др. Основы профессионального творчества: Учебное пособие. / Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. - Курск: изд-во гос. пед. ун-та, 1995 - 390с.
22. Литвин С.С. Развитие творческого воображения - М., 1996. - 37 с.
23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 41 с.
24. Майк Кордуэлл. Психология. A-Я: Словарь - справочник. / Пер. с англ. Ткаченко КС. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 14 с.
25. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвит, М.: ACT, 2000. - 118 с.
26. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995. - 36 с.
27. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1985. - 57 с.
28. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991. - 20 с.
29. Немов Р.С. Психология.- М., «Владос», 2000. - 43 с.
30. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997. - 58 с.
31. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.,: Наука, 1988. - 64 с.
32. Практическая психология для педагогов и психологов. Под ред. Тутушкиной М.К. - С.-Пб., 2000. - 32 с.
33. Развитие и диагнбостика способностей. / Отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. - М.: Наука, 1991. - 72 с.
34. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000. - 91 с.
35. Столяренко Л.Д. Психолоия. - Ростов - н/Д., «Феникс», 2000. - 123 с.
36. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, П.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 276 с.
37. Столпи В.В. Самосознание личности. М., 1983. - 54 с.
38. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - 49 с.
39. Халперн Д. Психология критического мышления. - С-Пб.: «Питер», 2000. - 82 с.
40. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И.И., Ляудиса В.Я. - М, 1981. - 74 с.
41. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М, 1996. - 33 с.
42. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. - М: Наука, 1991. 29 с.
43. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.М.: Академия, 2001. - 26 с.
44. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. -М., 1971. - 68 с.