УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФА 8
1.1. Основополагающие содержательные компоненты
профессиональной деятельности хореографа в современных условиях 8
1.2. Методические основы развития профессиональной
компетентности будущих педагогов-хореографов 13
1.3 Общее представление об управленческих моделях в
педагогической практике 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ 26
2.1. Описание базы исследования и методов исследования 26
2.2. Проектирование модели управления профессиональным
развитием педагога-хореографа на этапе профессионального обучения 29
ГЛАВА 3. СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 39
3.1. Результаты констатирующего этапа педагогического
эксперимента по оценке уровня сформированности
профессионально-творческой компетенции будущих педагогов- хореографов
3.2. Результаты контрольного этапа педагогического
эксперимента по оценке уровня сформированности
профессионально-творческой компетенции будущих педагогов- хореографов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФА 8
1.1. Основополагающие содержательные компоненты
профессиональной деятельности хореографа в современных условиях 8
1.2. Методические основы развития профессиональной
компетентности будущих педагогов-хореографов 13
1.3 Общее представление об управленческих моделях в
педагогической практике 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ 26
2.1. Описание базы исследования и методов исследования 26
2.2. Проектирование модели управления профессиональным
развитием педагога-хореографа на этапе профессионального обучения 29
ГЛАВА 3. СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 39
3.1. Результаты констатирующего этапа педагогического
эксперимента по оценке уровня сформированности
профессионально-творческой компетенции будущих педагогов- хореографов
3.2. Результаты контрольного этапа педагогического
эксперимента по оценке уровня сформированности
профессионально-творческой компетенции будущих педагогов- хореографов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Согласно основополагающему нормативно-правовому документу в образовании «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» определена важность «создания основ для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности».
Образовательная деятельность специалистов по разным видам искусства, в том числе и хореографии, способствует развитию и формированию социально-культурного облика общества и общей культуры индивидов. Хореографическое искусство на сегодняшний день предстает в многообразие форм направлений и стилистических жанров. Отмечается неуклонный рост и развитие совершенствования хореографического искусства, поиска новых выразительных средств и возможностей самовыражения [2, 10, 21, 31].
Педагогом-хореографом является специалист, занимающийся постановочной и образовательной деятельностью по всем существующим видам танцевальных направлений от классических, народных до современных направлений и национальных танцев, а также реализовывать театральные постановки, готовить номера по художественной гимнастике [4, 39].
Профессиональная деятельность педагогов-хореографов помимо образовательной деятельности предполагает выполнение огромного количества организаторских и административных функций со специалистами разных вспомогательных для искусства профессий: визажистами, костюмерами, режиссерами, декораторами, художниками, осветителями и др. [14,18, 41].
Требования Федерального государственного образовательного стандарта определяют организационные аспекты в области образовательной деятельности хореографического искусства с учетом современных инновационных достижений науки, культуры и социальной жизни общества в целом значительно возросли. Повышение требований, к качеству подготовки педагогов-хореографов обусловленное характером социально-экономической ситуации в стране, стимулируют неизменное совершенствование качества обучения и подготовки специалистов, поиск новых инновационных методов и средств образовательной деятельности [11, 19, 29].
Изменения системы образовательной деятельности в области хореографического искусства определяет потребность в подготовке компетентных квалифицированных специалистов с развитыми профессионально значимыми умениями и навыками, в мотивационной направленности личности будущих педагогов-хореографов на формирование характеристик и качеств личности, необходимых для реализации своей профессиональной деятельности и полной самореализации в социокультурной сфере [4, 13, 20, 59]. Модернизация образовательной деятельности в современных условиях ориентирована на эффективную развивающую инновационную систему учебно-воспитательной деятельности, то есть усовершенствование имеющейся педагогической практики [14, 25].
В связи с тенденциями модернизации образовательной деятельности при профессиональной подготовке педагогов-хореографов большинство высших образовательных организаций применяют инновационные модели и технологии обучения и воспитания, обусловливающие переориентирование преподавания с репродуктивной системы на активную методически организованную самостоятельную образовательную деятельность студентов ограниченную профессиональными компетенциями [10, 14, 22, 32, 38].
Профессиональные компетенции, которыми в результате освоения образовательной программы должен обладать педагог-хореограф включают знания, умения и навыки по постановочной, репетиционной, исполнительской, педагогической, организационно-руководящей и исследовательской деятельности [17]. Все вышеперечисленные факторы определяют успешность профессиональной деятельности и мастерства педагога-хореографа [13, 50, 61].
Проблема исследования определяется необходимостью разрешения противоречий практической и теоретической направленности в требованиях социального заказа, относящихся преимущественно к качеству подготовки педагогов-хореографов, профессиональной компетентности личности хореографов и недостаточной проработанностью и осуществлением практической образовательной деятельности с применением современных педагогических технологий.
Как известно [24], становление специалиста в профессиональной деятельности, являясь динамическим и многоуровневым процессом, осуществляется, проходя четыре этапа развития: от этапа формирования профессиональных намерений, через профессиональное обучение и профессиональную адаптацию к полной реализации личности в профессиональной деятельности. В рамках нашей работы мы постарались исследовать особенности профессионального развития педагогов- хореографов на этапе профессионального обучения.
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения.
В соответствии с поставленной целью определился и объект исследования профессиональное развитие педагога-хореографа.
Предмет исследования управление развитием профессионально-творческих компетенций педагога-хореографа на этапе профессионального обучения.
Задачи педагогического исследования:
1. Изучить теоретико-методические основы профессиональной компетентности и ее развития у педагогов-хореографов.
2. Спроектировать и апробировать педагогическую модель управления развитием профессионально-творческих компетенций педагогов- хореографов на этапе профессионального обучения.
3. Провести педагогическое исследование эффективности предложенной модели управления профессиональным развитием педагогов- хореографов на этапе профессионального обучения.
Гипотеза исследования: применение педагогической модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессиональной подготовки будет способствовать совершенствованию отдельных компонентов профессиональной творческой компетенции студентов хореографов.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялась педагогическая модель управления профессиональным развитием педагогов- хореографов на этапе профессиональной подготовки, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвёртом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования в данной работе были выбраны следующие:
1. Изучение и анализ научной психолого-педагогической и методической литературы
2. Психодиагностика мотивационно-ценностного компонента и организаторских свойств личности обследованных студентов.
3. Оценка уровня сформированности профессионально-творческой компетенции, с помощью метода экспертных оценок.
4. Статистическая обработка полученных результатов.
Методологической основой работы стали концептуальные теоретико-практические положения о развитии, обучении и воспитании хореографической культуры, артистизма и профессионального мастерства обучающихся А.В. Вагановой, Н.П. Базаровой, С.С. Холфиной, Н.И. Тарасова, Г. Н. Прибыловой, А.А. Писарева, В.С. Костровицкой, И.Д. Бельского, П.А. Пестова, В.Д. Тихомирова, Е.П. Валукина и многих других.
Практическая значимость исследовательской работы обусловлена возможностью применения целостной модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения в качестве основы для проектирования педагогического процесса, направленного на совершенствование процесса формирования профессионально значимых компетенций студентов хореографов.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка, состоящего из 63 источников и приложений. Работа изложена на 79 страницах, содержит 3 таблицы и 12 рисунков.
Образовательная деятельность специалистов по разным видам искусства, в том числе и хореографии, способствует развитию и формированию социально-культурного облика общества и общей культуры индивидов. Хореографическое искусство на сегодняшний день предстает в многообразие форм направлений и стилистических жанров. Отмечается неуклонный рост и развитие совершенствования хореографического искусства, поиска новых выразительных средств и возможностей самовыражения [2, 10, 21, 31].
Педагогом-хореографом является специалист, занимающийся постановочной и образовательной деятельностью по всем существующим видам танцевальных направлений от классических, народных до современных направлений и национальных танцев, а также реализовывать театральные постановки, готовить номера по художественной гимнастике [4, 39].
Профессиональная деятельность педагогов-хореографов помимо образовательной деятельности предполагает выполнение огромного количества организаторских и административных функций со специалистами разных вспомогательных для искусства профессий: визажистами, костюмерами, режиссерами, декораторами, художниками, осветителями и др. [14,18, 41].
Требования Федерального государственного образовательного стандарта определяют организационные аспекты в области образовательной деятельности хореографического искусства с учетом современных инновационных достижений науки, культуры и социальной жизни общества в целом значительно возросли. Повышение требований, к качеству подготовки педагогов-хореографов обусловленное характером социально-экономической ситуации в стране, стимулируют неизменное совершенствование качества обучения и подготовки специалистов, поиск новых инновационных методов и средств образовательной деятельности [11, 19, 29].
Изменения системы образовательной деятельности в области хореографического искусства определяет потребность в подготовке компетентных квалифицированных специалистов с развитыми профессионально значимыми умениями и навыками, в мотивационной направленности личности будущих педагогов-хореографов на формирование характеристик и качеств личности, необходимых для реализации своей профессиональной деятельности и полной самореализации в социокультурной сфере [4, 13, 20, 59]. Модернизация образовательной деятельности в современных условиях ориентирована на эффективную развивающую инновационную систему учебно-воспитательной деятельности, то есть усовершенствование имеющейся педагогической практики [14, 25].
В связи с тенденциями модернизации образовательной деятельности при профессиональной подготовке педагогов-хореографов большинство высших образовательных организаций применяют инновационные модели и технологии обучения и воспитания, обусловливающие переориентирование преподавания с репродуктивной системы на активную методически организованную самостоятельную образовательную деятельность студентов ограниченную профессиональными компетенциями [10, 14, 22, 32, 38].
Профессиональные компетенции, которыми в результате освоения образовательной программы должен обладать педагог-хореограф включают знания, умения и навыки по постановочной, репетиционной, исполнительской, педагогической, организационно-руководящей и исследовательской деятельности [17]. Все вышеперечисленные факторы определяют успешность профессиональной деятельности и мастерства педагога-хореографа [13, 50, 61].
Проблема исследования определяется необходимостью разрешения противоречий практической и теоретической направленности в требованиях социального заказа, относящихся преимущественно к качеству подготовки педагогов-хореографов, профессиональной компетентности личности хореографов и недостаточной проработанностью и осуществлением практической образовательной деятельности с применением современных педагогических технологий.
Как известно [24], становление специалиста в профессиональной деятельности, являясь динамическим и многоуровневым процессом, осуществляется, проходя четыре этапа развития: от этапа формирования профессиональных намерений, через профессиональное обучение и профессиональную адаптацию к полной реализации личности в профессиональной деятельности. В рамках нашей работы мы постарались исследовать особенности профессионального развития педагогов- хореографов на этапе профессионального обучения.
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения.
В соответствии с поставленной целью определился и объект исследования профессиональное развитие педагога-хореографа.
Предмет исследования управление развитием профессионально-творческих компетенций педагога-хореографа на этапе профессионального обучения.
Задачи педагогического исследования:
1. Изучить теоретико-методические основы профессиональной компетентности и ее развития у педагогов-хореографов.
2. Спроектировать и апробировать педагогическую модель управления развитием профессионально-творческих компетенций педагогов- хореографов на этапе профессионального обучения.
3. Провести педагогическое исследование эффективности предложенной модели управления профессиональным развитием педагогов- хореографов на этапе профессионального обучения.
Гипотеза исследования: применение педагогической модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессиональной подготовки будет способствовать совершенствованию отдельных компонентов профессиональной творческой компетенции студентов хореографов.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялась педагогическая модель управления профессиональным развитием педагогов- хореографов на этапе профессиональной подготовки, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвёртом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования в данной работе были выбраны следующие:
1. Изучение и анализ научной психолого-педагогической и методической литературы
2. Психодиагностика мотивационно-ценностного компонента и организаторских свойств личности обследованных студентов.
3. Оценка уровня сформированности профессионально-творческой компетенции, с помощью метода экспертных оценок.
4. Статистическая обработка полученных результатов.
Методологической основой работы стали концептуальные теоретико-практические положения о развитии, обучении и воспитании хореографической культуры, артистизма и профессионального мастерства обучающихся А.В. Вагановой, Н.П. Базаровой, С.С. Холфиной, Н.И. Тарасова, Г. Н. Прибыловой, А.А. Писарева, В.С. Костровицкой, И.Д. Бельского, П.А. Пестова, В.Д. Тихомирова, Е.П. Валукина и многих других.
Практическая значимость исследовательской работы обусловлена возможностью применения целостной модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения в качестве основы для проектирования педагогического процесса, направленного на совершенствование процесса формирования профессионально значимых компетенций студентов хореографов.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка, состоящего из 63 источников и приложений. Работа изложена на 79 страницах, содержит 3 таблицы и 12 рисунков.
Проведенное педагогическое исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования обозначил важность профессиональной подготовки компетентных и мотивированных на профессию будущих педагогов- хореографов, что находит свое отражение в требованиях социального заказа и федерального образовательного стандарта. Теоретико-практическая разработанность проблемы позволила охарактеризовать сущность и профессиональные качества педагога-хореографа, заключающиеся в теоретической подготовленности в вопросах танцевальных, методических и музыкальных основ хореографического искусства, анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей; в развитости специфических физических, этических, моральных и творческих качеств личности деятельности. Выявленные особенности в профессиональной подготовке педагогов-хореографов определяет необходимость организации и управления особой образовательной среды.
2. Полученные данные на констатирующем этапе педагогического эксперимента свидетельствуют об относительно низком уровне теоретической подготовленности у большинства студентов хореографов, о выраженности общежитейской мотивационной направленность личности, стремлением к материальной обеспеченности и общественного признания при низких значениях общей и познавательной активности, социальной полезности и развития при этом у студент должным образом развиты культурологические и эстетические ценности. Организаторские способности соответствовали средне-низкому уровню. Интегральная оценка сформированности профессиональной компетенции студентов хореографов на констатирующем этапе педагогического эксперимента отражает средне-низкий уровень сформированности, за счет среднего и средне-низкого уровня выраженности мотивационно-ценностного и креативно-артистического компонентов профессиональной компетенции.
3. На основе анализа научно-методической хореографической и искусствоведческой литературы отобраны подходы, приемы и средства, позволившие разработать педагогическую модель управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения. Реализация модели обеспечивает совершенствование отдельных компонентов профессиональной творческо- хореографической компетенции студентов хореографов. Педагогическая модель характеризует организационные вопросы построения учебно-воспитательного процесса, средства и формы формирования творческо- хореографической компетенции; в модели представлен критериально-оценочный аппарат, включающий критерии и показатели сформированности отдельных компонентов творческо-хореографической компетенции студентов хореографов.
4. В рамках педагогического эксперимента подтверждена эффективность применение модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента отражают положительную динамику развитие диагностируемых умений, навыков и компонентов личности студентов хореографов от средне-низкого уровня к более высокому.
5. Апробация модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения соответствует цели и задачам диссертационного исследования и подтверждает гипотезу о том, что модель управления содействует совершенствованию отдельных компонентов профессионально-творческой компетенции студентов хореографов.
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования обозначил важность профессиональной подготовки компетентных и мотивированных на профессию будущих педагогов- хореографов, что находит свое отражение в требованиях социального заказа и федерального образовательного стандарта. Теоретико-практическая разработанность проблемы позволила охарактеризовать сущность и профессиональные качества педагога-хореографа, заключающиеся в теоретической подготовленности в вопросах танцевальных, методических и музыкальных основ хореографического искусства, анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей; в развитости специфических физических, этических, моральных и творческих качеств личности деятельности. Выявленные особенности в профессиональной подготовке педагогов-хореографов определяет необходимость организации и управления особой образовательной среды.
2. Полученные данные на констатирующем этапе педагогического эксперимента свидетельствуют об относительно низком уровне теоретической подготовленности у большинства студентов хореографов, о выраженности общежитейской мотивационной направленность личности, стремлением к материальной обеспеченности и общественного признания при низких значениях общей и познавательной активности, социальной полезности и развития при этом у студент должным образом развиты культурологические и эстетические ценности. Организаторские способности соответствовали средне-низкому уровню. Интегральная оценка сформированности профессиональной компетенции студентов хореографов на констатирующем этапе педагогического эксперимента отражает средне-низкий уровень сформированности, за счет среднего и средне-низкого уровня выраженности мотивационно-ценностного и креативно-артистического компонентов профессиональной компетенции.
3. На основе анализа научно-методической хореографической и искусствоведческой литературы отобраны подходы, приемы и средства, позволившие разработать педагогическую модель управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения. Реализация модели обеспечивает совершенствование отдельных компонентов профессиональной творческо- хореографической компетенции студентов хореографов. Педагогическая модель характеризует организационные вопросы построения учебно-воспитательного процесса, средства и формы формирования творческо- хореографической компетенции; в модели представлен критериально-оценочный аппарат, включающий критерии и показатели сформированности отдельных компонентов творческо-хореографической компетенции студентов хореографов.
4. В рамках педагогического эксперимента подтверждена эффективность применение модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента отражают положительную динамику развитие диагностируемых умений, навыков и компонентов личности студентов хореографов от средне-низкого уровня к более высокому.
5. Апробация модели управления профессиональным развитием педагогов-хореографов на этапе профессионального обучения соответствует цели и задачам диссертационного исследования и подтверждает гипотезу о том, что модель управления содействует совершенствованию отдельных компонентов профессионально-творческой компетенции студентов хореографов.
Подобные работы
- Совершенствование профессионального мастерства педагога в системе частного хореографического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
К ФАНДРЕЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТИСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



