Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТИСТА

Работа №61739

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТА БАЛЕТА 7
ТТЗначение возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика 7
1.2. Профессиональный кризис артиста балета по завершении сценической карьеры 16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТИСТА БАЛЕТА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 Анализ опыта социальной и профессиональной адаптации артистов балета к
изменившимся условиям и сохранения трудовой активности 25
2.2 Педагогическая деятельность как оптимальная форма продолжения
профессиональной карьеры артиста балета 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Современное общество требует, в связи с социально-экономическими преобразованиями, очень частой профессиональной переориентации большой части работоспособного населения России. Круг тех, кто остается без работы в 38 - 40 лет - довольно широк. К ним, в связи с различными реорганизациями, можно отнести работников МЧС, МВД (ветеранов боевых действий), военнослужащих, работников гражданской авиации, бортпроводников, спортсменов, артистов цирка и другие категории специалистов.
Актуальность выбранной темы дипломной работы связана со значительностью проблемы профессиональной переориентации в дееспособном возрасте. Особенно актуальна проблема социальной и профессиональной адаптации к новым условиям деятельности артистов балета после завершения ими сценической карьеры. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ о трудовых пенсиях, исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах имеют право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет, при этом в стаж артистов балета не входят гастроли, декрет, служба в армии. Необходимо отметить, что в частных балетных труппах и ансамблях государственная балетная пенсия отменена, в результате артисты балета уходят из профессии в 40 лет, ожидая пенсионного возраста.
Вариантом социальной и профессиональной переориентации артистов балета может служить переход к педагогической деятельности. Переход в педагогическую профессию происходит артистами балета в обстоятельствах непонимания и незнания специфики работы руководителя и педагога хореографического коллектива. Существенное количество бывших артистов балета, которые начинают работать руководителями хореографических коллективов, указывают на неподготовленность к решению воспитательных задач из-за отсутствия соответствующей подготовки.
Объектом исследования является процесс адаптации к новым условиям жизни и деятельности артистов балета после завершения ими сценической карьеры.
Предмет исследования - педагогическая деятельность как форма социальной и профессиональной адаптации артиста балета.
Цель исследования - изучить особенности профессионального кризиса артиста балета, и определить условия его успешного преодоления.
Задачи исследования:
- Рассмотреть специфику профессиональной деятельности артиста балета в аспекте возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика, а также творческого кризиса артиста балета, и его негативных последствий;
- Провести анализ опыта социальной и профессиональной адаптации артистов балета к изменившимся условиям и сохранения трудовой активности;
- Изучить особенности педагогической деятельности как оптимальной формы продолжения профессиональной карьеры артиста балета.
Гипотеза исследования - социальная и профессиональная адаптация артистов балета в форме педагогической деятельности будет протекать успешно, если будут определены сущность и особенности социальной и профессиональной адаптации артистов балета при смене профессиональной деятельности; освоены новые функции деятельности артиста балета в должности руководителя хореографического коллектива.
Теоретическая основа исследования. Профессиональную адаптацию ученые связывают с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями новой профессиональной деятельности. Ведущую роль в развитии и результативности адаптации играют структуры личности как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия. Понятие «социальная адаптация» рассматривается в работах Г.Г. Г орелова, Е.П. Ермолаевой, А. А. Реан. Процесс адаптации к новой профессиональной деятельности изучался в исследованиях В. Горчековой,
Т.В. Гуляева, М.В. Клищевской, Е.Г Федотова, А.Г. Фролова. Психологопедагогическим аспектам обеспечения адаптационного процесса к профессиональной деятельности посвящены работы В.А. Сластенина, В.А. Ядова. Специфика хореографической деятельности и особенности современной хореографической системы образования освещались в работах Б. Илларионова, Е.А. Катусова, К. Маккэнн, В.Ю. Никитина, Т. Н. Мацаренко, С. Уэйнрайт и Б.С. Тернер, О. Черномыс.
Таким образом, специальных исследований по анализу перспектив продолжения профессиональной деятельности артистов балета после завершения сценической карьеры в качестве преподавателя-хореографа не проводилось, хотя имеются исследования по профессиональной и социальной адаптации вообще.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по профессиональной и социальной адаптации артистов балета, хореографов, педагогов, а также разработке методических рекомендаций по проблемам профессиональной и социальной адаптации, лекционных курсов.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе изучается специфика профессиональной деятельности артиста балета, рассматривается значение возрастного фактора в деятельности профессионального балетного танцовщика, а также понятие профессионального кризиса артиста балета по завершении сценической карьеры. Во второй главе нами рассматриваются условия социальной и профессиональной адаптации артиста балета к новым условиям жизни и деятельности, в том числе анализируется опыт социальной и профессиональной адаптации артистов балета к изменившимся условиям и сохранения трудовой активности, а также изучается педагогическая деятельность как оптимальная форма продолжения профессиональной карьеры артиста балета.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по итогам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное балетное образование имеет значительные особенности. Оно существенно отличается от профессиональной подготовки в различных сферах человеческой деятельности (гуманитарное знание, техника, медицина). По некоторым аспектам есть серьезные отличия и от процесса обучения в смежных искусствах (музыка, драматический театр).
Возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы: артисты балета достигают пика профессиональной продуктивности в самом начале своей зрелости.
Профессиональный кризис связан с возрастными психологическими и физическими изменениями: ухудшением здоровья, снижением
работоспособности, ослаблением психических процессов, профессиональной усталостью. Ни для кого не секрет, что физические нагрузки, которые в начале профессиональной деятельности воспринимались артистом балета легко, с возрастом вызывают все больше затруднений. Необходимо уметь уловить соотношение между требованиями своей профессии и своими профессиональными возможностями.
Для представителей актерской профессии пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен, здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физического состояния. Но возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы: артисты балета достигают пика профессиональной продуктивности в самом начале своей зрелости.
Основными причинами завершения танцевальной карьеры являются травматизм и возраст артиста балета. К тридцати годам артисты балета достигают вершин профессиональной карьеры, а ведь они еще молоды и полны сил для других видов деятельности.
Традиционным занятием артистов балета после выхода на пенсию является педагогическая деятельность в училище, но, понятно, что это касается
ограниченного круга лиц с определенным статусом. Большинство уходит в дополнительное образование или самодеятельное творчество, которое не соответствует представлениям о себе - профессионал, академический театр, а должен работать в самодеятельности. Многие всеми силами стремятся остаться в театре в любой деятельности. Некоторые идут в учебные заведения получать высшее образование. Таким образом, на данном этапе психологической задачей является проживание негативных чувств утраты и формирование новых жизненных смыслов. Уход из сценической деятельности для артиста балета связан с большим психологическим напряжением, с потерей жизненных ориентиров, пониженной психологической лабильностью по отношению к переменам социального характера, стрессовой ситуацией, растерянностью перед завтрашним днем. Артисты балета часто впадают в депрессию, проявляют своеобразную профессиональную фригидность, тяготеют к сохранению своей профессиональной деятельности. Все это создает психическую неустойчивость, подверженность нервным срывам, симптомами которых являются постоянное ощущение неопределенности, внутренней тревоги, беспокойства. Закончив сценическую карьеру по возрасту (выйдя на пенсию), состоянию здоровья или понимая, что достигли предела профессиональной высоты, артисты балета задумываются о продолжении своей профессиональной деятельности. Оказание психологической помощи артистам балета в переориентации к новой деятельности, используя их творческий потенциал, навыки сценической деятельности, личностные ресурсы является актуальным.
Возможным вариантом выхода из кризиса по завершению сценической карьеры, одной из возможностей профессиональной адаптации для артиста балета, на наш взгляд, является овладение артистом балета специальностью педагога-хореографа учреждениях по образованию детей. Хореограф - творческий работник, осуществляющий создание (сочинение) собственных хореографических произведений, возобновляющий ранее поставленные хореографические произведения и осуществляющий комплекс организационных мероприятий по их выпуску на сцену.
Артисты балета рассматривают деятельность педагога-хореографа и руководителя хореографического коллектива как одну из форм работы, ориентированную на продолжение хореографической деятельности, но при этом они испытывают серьезные затруднения в педагогической работе, так как в период обучения в хореографических училищах, студиях при академических балетных театрах артистов балета не ориентировали на овладение приемами, методиками педагогической деятельности. Артисты балета, сумевшие найти способы развития сценических данных, раздвигают границы и своей педагогической индивидуальности, становятся востребованными педагогами, быстрее постигают секреты педагогического мастерства. Практика показывает, что становление, формирование педагогической компетентности сценических исполнителей происходит, главным образом, в процессе повышения профессиональной квалификации, способствующей созданию условий к дальнейшему непрерывному самообразованию.



1. Байоки Р. Балет. Большая книга - М. АСТ, 2015. - 80 с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 55-60.
3. Бобров С. Чтобы танцевать - надо танцевать, чтобы ставить - надо ставить // Балет. - 2010. - №5 (153).
4. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в
хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: диссертация кандидата
педагогических наук: 13.00.01 / Брусницына А.Н.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва , 2010. - 208 с. - Библиогр.: - C. 165-184.
5. Бухвостова, Л. В. Балетмейстер и коллектив / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина. - Орел, 2011. - 248 с.
6. Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. - М.: ГИТИС, 2013.
7. Ванслов, В. Современная хореография: во время и вовремя // Балет. - 2010. - №5 (164).
8. Гиглаури В.Т. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения. - М.: «Век информации», 2015. - 66 с.
9. Гольман Е.А. Социология тела: к теоретическим истокам // VI Научно-практическая конференция «Современная социология - современная Россия»: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 423-431
10. Горелова Г.Г. Профессионально-личностная реадаптация в условиях кризиса: диссертация доктора психологических наук: 19.00.03, Челябинск, 2013 г. - 398 с.
11. Горчекова В. Менять или не менять, или Срочно меняю профессию // Управление персоналом. - №2. - 2003. - С. 34 - 41.
12. Гуляева Т.В. Профессиональная адаптация молодого учителя: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. - Минск, 1999 .- 67 - 148 с.
13. Дольфюс А. Рудольф Нуреев. Неистовый гений. - М.: Рипол Классик,
2014.
14. Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты социальной адаптации профессионалов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во ИП РАН, 2016. - С. 368-392
15. Илларионов Б. Профессиональное балетное образование в России (Петербургская традиция) // История художественного образования в России. СПб: Композитор, 2015. Вып. 1/2. С. 122-161.
16. Интервью А. Волочковой журналу «Космополитен». - Режим электронного доступа: http://www.cosmo.ru/.. ./anastasiya-volochkova-rasskazala-
o-k./
17. Исаков В.М. Специфические особенности управления хореографическим образованием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-upravleniya- horeograficheskim-obrazovaniem
18. Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте // Вестник МГУКИ. - 2010. - №5. - С.185-189.
19. Каримов М.А. Танец - творчество, развитие, воспитание: учебнометодическое пособие для педагогов средних специальных и высших учебных заведений по хореографии / М.А. Каримов. - Уфа: РУМЦ МК РБ, 2012. - 88 с.
20. Катусов Е.А. Педагогические принципы в современной образовательной хореографической системе // Методология обучения и воспитания в хореографии: сб. материалов всеросс. науч.-практ. (заочной) конференции (01 апреля - 30 мая 2013 г., Ханты-Мансийск). - С. 78-83.
21. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / А.Я. Кибанов; Г ос. ун-т управления. - Москва: Ин- фра-М, 2015. - 304 с. - C. 186-304.
22. Клищевская М.В. Смена профессии как феномен профессионального развития: дис. канд. психол. наук, 19.00.03. - М., 2011. - 54-148 с.
23. Маккэнн К. Танцовщик. - М.: Фантом Пресс, 2014. - 416 с.
24. Мацаренко Т. Н. Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (Челябинск). - 2016. - № 1(26). - С.46-49.
25. Мацаренко Т. Н. Профессиональная адаптация артистов балета к новой сфере деятельности. // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2012. - № 27. - С. 182-185.
26. Мацаренко Т.Н. Профессиональная самореализация артистов балета в сфере дополнительного образования детей // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 1. - С. 35-52; URL: http://pedagogy.science- review.ru/ru/article/view?id=1508
27. Мацаренко Т. Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей. - М.: Апробация, 2015. - 172 с.
28. Мацаренко Т. Н. Профориентация артиста балета после завершения сценической карьеры в системе дополнительного образования детей // Балет. - 2012. - №3 (174) май-июнь. - С. 26-27.
29. Муталиева М. Искусство танца: шипы и розы // Доклад на II Международной научно-практической интернет-конференции, 30-31 мая, 2014. - URL: http://conferences.neasmo.org.ua/node/653.
30. Никитин В.Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном // http://mskcc.ru/Files/7cebada5-4eb5-4c44-9ec8- 04b062a66980/
31. Новер Ж.Ж. Письма о танце / под ред. А.А. Гвоздева - СПб: Лань, Планета Музыки, 2013.
32. Обоймина Е. Рудольф Нуреев. Я умру полубогом! - М.: Алгоритм,
2016. - 336 с. (Серия «Мужчины, покорившие мир»)
33. Панферов В.И. Мастерство хореографа: Учебное пособие. -
Челябинск, 2014. - 120 с.
34. Посельская Н.С. Становление и развитие школы классического танца в республике Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 2012. 96
- 230 с.
35. Райкова И. Профессиональное сообщество артистов балета: традиции
и фольклор // Антропология профессий: границы занятости в эпоху
нестабильности. Под ред.: П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. - С. 175-196 .
36. Реан А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. - 479 с.
37. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности (ОПД.Ф.02-педагогика) / А.И.Савостьянов, И.П. Андриади, М.П. Семаков. - М.: Экон-Информ, 2013. - 506 с.
38. Сидорова Н. И., Коминова Е. Б. Педагогический поиск: практика дополнительного образования детей. - М., 2011.
39. Сластенин В.А. Ведущие тенденции непрерывного педагогического
образования // Непрерывное педагогическое образование: состояние,
тенденции, перспективы развития. - Липецк; М., 2013. - Ч. 1. - С. 1-15
40. Студеникина Е.С. Артисты балета: гендерный аспект творческой профессии // Частное и общественное: гендерный аспект: Материалы Четвертой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 20 - 22 октября 2011 года, Ярославль. Отв. ред.: Н.Л. Пушкарева, Н.В. Новикова, М.Г. Муравьева - М.: ИЭА РАН, 2011.
41. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства.
- М.: Искусство, 1971. - с. 70 - 492.
42. Уэйнрайт С., Тернер Б.С. Исследования тела, возраста, травм и карьеры в классическом балете. (Пер. С англ. Соколова М.Е. ст.: Wainwright S., Turner B.S. «Just crumbling to bits»? An exploration of the body, ageing, injury and career in classical ballet dancers // Sociology. L., 2006. VOL. 40, N 2. P. 237-255)
43. Федотов Е.Г. Социально-экономическая адаптация сотрудников милиции, уволенных из органов внутренних дел: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. - М., 2015.
44. Фролов А.Г. Адаптации преподавателя к
профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А.Г.Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Матушанский // Образовательные технологии и общество. - 2016. - Т. 9. - №2. - С. 265-276.
45. Черномыс О. Профессия артист балета // Обучение в России. - 2013. № 1. - С. 18-20.
46. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - С. 127 - 474.
47. Шиханова Н.Ю. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом [Электронный ресурс] // Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании - 2011: Междунар. Интернет-конф. - [Б.м.].
48. Ядов В.А. К вопросу об адаптивных стратегиях людей в кризисных условиях // Социологический ежегодник. Т. 1. № 1. - М., 2011. - С. 71.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ