ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНСАМБЛЬ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА В
СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 8
1.1. Бальный танец как средство воспитания личности 8
1.2. Ансамбль бального танца в структуре дополнительного
образования детей 11
1.3. Роль руководителя ансамбля бального танца в воспитании
детей 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ АНСАМБЛЕ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА 20
2.1. Особенности занятий с детьми в раннем возрасте 20
2.2. Организация первых занятий в ансамбле бального танца 24
2.3. Виды подготовки в процессе обучения спортивным бальным
танцам 28
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРСНОГО ТАНЦЕВАНИЯ В
ДЕТСКОМ АНСАМБЛЕ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА 41
3.1. Проблема формирования устойчивых танцевальных пар 41
3.2. Конкурс спортивного бального танца как способ отслеживания
прогресса ребенка 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
За последние двадцать лет во всем мире произошел значительный рост интереса к бальному танцу. Это можно заметить по количеству различных студий, по количеству трансляций с различных международных конкурсов по спортивным бальным танцам. С успехом прошедший на республиканском «Седьмом канале» телевизионный проект «Звездные танцы» еще больше увеличил интерес к этому виду творчества. И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание.
Бальные танцы сегодня - это организация движения тела в пространстве и времени под музыку. Это физическое, духовное и нравственное воспитание. Это - это система, которая создана в мире для гармоничного развития личности. Мы знаем, что те проблемы, которые возникают между мальчиками и девочками в подростковом возрасте, не существуют среди детей, занимающихся бальными танцами.
В последние годы бальный танец из жанра хореографического искусства, широко распространенного по всей стране, превратился скорее в вид элитного спорта. Изменились и цели бальной хореографии. Если раньше в качестве главной выдвигалась цель гармонического воспитания подрастающего поколения, то сейчас, в основном, идет погоня за спортивными результатами. Преподаванием этого вида танца занимаются, в основном, тренеры, порой без педагогического образования, бывшие и настоящие спортсмены. У каждого из них своя методика и практика обучения, каждый из них, прежде всего, мечтает вырастить чемпиона, ведь от этого зависит престиж клуба, тренера, и, в конце концов, материальный достаток.
Но не всем дано стать чемпионом, не у всех есть всепоглощающее стремление к победам, не у всех хватает сил, здоровья, а, главное, финансов, чтобы тренироваться индивидуально. Ведь профессиональный спорт отнимает, можно сказать, детство. Даже школа у таких детей отходит на второй план. Да, спортивный бальный танец - это физическое развитие, целенаправленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, терпение, управление собой, самостоятельность. Но порой в погоне за внешней стороной победы скрывается недостаточность развития внутреннего мира ребенка, нравственная пустота, холодный расчет. А ведь, именно в младшем школьном возрасте приобретаются навыки поведения в обществе, основы культуры общения, формируются художественный и эстетический вкус.
В решении данной проблемы активное участие принимают организации дополнительного образования детей. Одним из действенных форм организации танцевального творчества детей являются ансамбли бального танца, где критериями эффективности работы явится влияние программ обучения бальным танцам на развитие не только специальных (двигательных, танцевальных) качеств детей, но и на их общее (психическое, личностное) развитие, включая раскрытие творческого потенциала учащихся.
Развиваясь в параллели с профессиональным спортивно-бальным танце, работа в ансамбле должна учитывать все направления, принимать требования, тем более что среди ансамблей также проводятся турниры, конкурсы, где есть борьба за призовые места.
Как будет строиться работа в ансамбле, зависит, прежде всего, от его руководителя, его профессионализма, художественного мышления и новаторства.
Современный педагог-хореограф вооружен богатейшим теоретическим материалом, раскрывающим проблемы детского хореографического творчества (Л.Е. Пуляева, Л.Д. Ивлева, Г.Ф. Богданов и др.); психологию искусства и вопросы художественного восприятия (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев и др.); значение эмоциональных переживаний в процессах художественного творчества и художественного восприятия (Л.С. Выготский и др.). История зарождения, становления и развития самодеятельного хореографического творчества показана в трудах Т.С. Ткаченко, Т.А. Устиновой, В.И. Уральской, В.М. Захарова и др. В учебно- методических пособиях, статьях Е.В. Коноровой, В.В. Окуневой, В.Н. Светинскаой, В.С. Константиновского, Ю.И. Громова, М.С. Боголюбской, и др. обобщен опыт работы с детьми по танцу в разные годы.
Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме поиска условий, способов и средств, обеспечивающих повышение качества как физического, так и художественно-эстетического воспитания детей 6-9 лет, в том числе средствами бальных танцев.
Однако традиционная теория и методика детской хореографической самодеятельности, декларирующая теоретическую установку на творчество, расходится на практике с методикой исполнительской деятельности в ансамблях бального танца. Принципы и приемы профессионального спорта автоматически переносятся в любительские коллективы и оказываются, порой, малоприемлемыми при работе с детьми. Практически нет работ по методике преподавания бальных танцев именно в ансамблях, а существующие программы применяются в качестве дополнительных разделов предметов «Ритмика и хореография».
Все это выявило ряд основных проблем:
- педагоги вынуждены обучать детей бальным танцам в учреждениях досуга по примерной программе;
- к бальному танцу, по-прежнему, остается отношение как к спортивному виду деятельности;
- основной упор в работе ансамблей бального танца делается на конкурсный, соревновательный характер, практикуется индивидуальная работа, что противоречит принципам учебно-воспитательной работы любительских коллективов.
На наш взгляд, решение этих вопросов должно начинаться с поиска оптимальных сочетаний разных видов танцевальной подготовки младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы, включая традиционные методы профессионального спорта в сочетании с инновационными технологиями детского художественного творчества.
Все это и определило тему работы «Специфика организационной и учебно-воспитательной работы руководителя детского ансамбля бального танца».
Цель исследования: раскрыть особенности работы руководителя в ансамбле бального танца
Предметом исследования являются организационные и учебные процессы в детском ансамбле бального танца в аспекте художественно-эстетического воспитания.
Объект исследования - детский ансамбль бального танца.
Задачи исследования.
1. Изучить историю становления ансамблей бального танца и раскрыть их основную направленность в работе.
2. Рассмотреть детскую бальную хореографию в пространстве современного хореографического искусства.
3. Изучить физиологические особенности младших школьников и их применение на практических занятиях по бальным танцам.
4. Определить роль руководителя в ансамбле бального танца через организационную и учебно-воспитательную работу.
5. Выявить формы и методы работы в детском ансамбле бального танца.
6. Проанализировать опыт участия ансамбля в конкурсных
программах в контексте профессиональных критериев к исполнению.
7. Провести анкетирование среди участников ансамбля и их родителей с целью определения уровня знаний по программе, выявление трудностей при ее изучении, решения проблемы межличностных отношений в паре, определения уровня заинтересованности родителей к творчеству детей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что жизнедеятельность любого хореографического коллектива, в нашем случае, ансамбля бального танца, в полной степени зависит от его руководителя. Важным этапом в создании коллектива, его деятельности и развитии является организационный и творческий процесс, рассматриваемый как единое целое, работающий в одном направлении.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: историко-теоретический анализ
психологической, педагогической литературы; обобщение психолого-педагогических взглядов и идей; анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения.
Практическая значимость: Данная работа может служить учебно-методическим материалом для лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей бальной хореографии; методологическим пособием для начинающих тренеров и практиков, руководителей детских коллективов, занимающихся бальной хореографией.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Значительную роль в воспитании внутренней культуры личности, в формировании ее художественных вкусов играет бальный танец. Он является одним из действенных средств музыкального, ритмопластичного, физического, эстетического и нравственного воспитания индивидуума, способствует формированию его привлекательного имиджа.
В последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью и получили огромное распространение во многих странах мира. Наша страна не является исключением, так как тысячи ребят, подростков и взрослых людей хотят заниматься бальными танцами. Поэтому бальным танцам был присвоен статус - спортивные.
Как и любой вид спорта, бальные танцы положительно влияют на физическое развитие человека - делают организм выносливым, сильным, здоровым, стройным, красивым, пластичным, гибким. Бальные танцы также воспитывают морально-волевые, эстетические качества: терпение, настойчивость, стремление достичь заданной цели, чувство уверенности в себе, чувство уважения к другим танцорам и своему тренеру, чувство товарищества, ответственность перед партнером.
Учитывая потребность общества в воспитании высококультурной личности, в программы многих учебных заведений и дошкольных учреждений наряду с музыкальным и ритмическим воспитанием стали вводить обучение школьников и дошкольников бальным танцам и учтивым манерам. Расширение международных контактов в сфере культуры, делового сотрудничества, необходимость общения с зарубежными партнерами по бизнесу обусловило потребность в овладении различными слоями населения досуговых формами бального танца и международным светским этикетом.
Как и в любом виде спорта бальные танцы имеют свои спортивные организации. Самой главной организацией является федерация IDSF, которая осуществляет общий контроль за деятельностью организаций, входящих в нее. В каждой стране (регионе, области, городе) созданы структурные единицы, отвечающие за организацию и функционирование спортивных студий бального танца. Также проводятся соревнования, как мирового, так и регионального уровня.
Существуют свои специальные правила, а также система рангов судейской категории.
Как и любой вид спорта, бальные танцы имеют свои индивидуальные особенности: спортивные бальные танцы не имеют строгих возрастных ограничений (от 5 до 50 лет) по сравнению с другими видами спорта (фигурное катание); яркие и очень красивые костюмы; эстетичность и элегантность данного вида спорта.
Так как бальные танцы стали спортивными, большое значение имеет планирование программы подготовки по спортивным танцам, также развитие общей, специальной, физической, хореографической, технической, музыкальной и психологической подготовки.
Педагог должен учитывать возрастные и психологические характеристики своих воспитанников, меняя виды занятий, делая разноплановыми тренажи, чередуя темпы и ритмы танцевальной репертуара, не допуская монотонности и длительных физических нагрузок.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия.
1. Алексеева, В.В. «Что такое искусство?». - М.: "Советский
художник", 1991. - 460 с.
2. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
3. Васильева, Т.К. Секрет танца. - СПб.: Диамант. Золотой век, 1997. - 480с.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребёнок». Монография. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
5. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Габай. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
6. Загорский, Б.И. Физическая культура Практ. пособие /Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк., 1989. - 383с.
7. Еременко-Соленикова, Е.В. Старинные бальные танцы. Новое
время. - СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. - 256 с.: ил. (+ DVD). - (Мир культуры, истории и
философии).
8. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие / Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Л.Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003. - 59 с.
9. Манухова, Ю.А. Фламенко. Школа для начинающих: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008. - 80 с.: ил. (+ DVD). - (Мир культуры, истории и философии).
10. Михайлова-Смольнякова, Е.С. Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения. - СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство
«Лань», 2010. - 176 с.: ил. (+ DVD). - (Мир культуры, истории и
философии).
11. Михайлова, М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Попул. пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова, Е. В. Горбина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 234 с.
12. Пинт, А.О. Высокое призвание. - М: Советская Россия, 1973. - 192 с.
13. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2007. - 224с.
14. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
15. Пуртова, Т.В. «Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среди профобразования» / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: ВЛАДОС, 2003
16. Севостьянихина, Т.Г. Обучение бальным танцам как фактор гармоничного развития младших школьников: Автореф. д и с канд психол. наук. - СПб, 1999.
17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 142с.
18. Столяров, В.М. Теоретическая концепция спортивно гуманитарного воспитания детей и молодежи /В.М. Столяров. Гуманистическая теория и практика спорта Моск. Гос. Пед. Ун -т. - М.: Изд-во МГПУ, 2000. - С.21¬79.
19. Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям». - Киев, 1977.
20. Тудор, О. Бомпа. Подготовка юных чемпионов / - М.: АСТ «Астрель», 2003. - 459с.
21. Уфимцева, Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука, 2000. - 230 с.
22. Фомин, Н.А. Возрастные основы воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 176 с.
23. Чурашов, А.Г. Методика преподавания современного бального
танца: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений
дополнительного образования и студентов / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 67с.
24. Чурашов, А.Г. Спортивный бальный танец как фактор физического и эстетического воспитания [Текст] /А.Г. Чурашов // Наша новая школа: материалы Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы реализации национальной образовательной инициативы». - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2011. - С. 195-201.
25. Юнусова, Е.Б. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Юнусова Елена Борисовна. - Челябинск, 2011. - 26 с.
26. Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной
хореографической школы. - М.: Релиз, 2004. - 340 с.
27. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. - №2. - С. 34-37.