Деятельность учителя по формированию мотивации учения у младших школьников
|
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников 6
1.1. Особенности формирования мотивации учения у младших
школьников 6
1.2. Направления деятельности учителя по формированию мотивации
учения у младших школьников 15
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников 26
2.1. Цель и задачи исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности
мотивации учения у младших школьников 28
2.3. Программа деятельности учителя по формированию положительной
мотивации учения у младших школьников 31
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников 6
1.1. Особенности формирования мотивации учения у младших
школьников 6
1.2. Направления деятельности учителя по формированию мотивации
учения у младших школьников 15
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников 26
2.1. Цель и задачи исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования уровня сформированности
мотивации учения у младших школьников 28
2.3. Программа деятельности учителя по формированию положительной
мотивации учения у младших школьников 31
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение
Актуальность. Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем. Формирование мотивации учения является одной из первостепенных проблем всех педагогов Российской Федерации. Учебная мотивация младших школьников занимает значительное место в становлении личности, так как без неё не может быть организована плодотворная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно младший школьный возраст является базисом для последующего учения школьника и часто бывает, что именно от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет одним из основных требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования - готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Согласно трактовке определения Эльконина Д.Б., мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, которые определяет его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Большое количество педагогов и психологов уделяли своё внимание проблеме мотивации учения школьников. В советской и российской педагогике - в трудах М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.- разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и других. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, Х. Хекхаузен и другие.
Проблема исследования: каково содержание деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников?
Поставленная нами проблема и определила тему нашего исследования: «Деятельность учителя по формированию мотивации учения у младших школьников».
Цель исследования - проанализировать теоретические аспекты проблемы для разработки программы деятельности учителя по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации учения у младших школьников.
Предмет исследования - работа педагога по формированию мотивации учения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования мотивации учения у младших школьников
2. Изучить направления деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников.
3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
4. Разработать программу деятельности учителя по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.
Для решения данных задач мы выбрали следующие методы:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
Эмпирические методы: эксперимент, тестирование.
Практическая значимость исследования определяется подготовкой рекомендаций учителям начальных классов по формированию мотивации учения младших школьников.
База исследования: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Структура работы: квалификационная работа включает введение, две главы, выводы к ним, заключение, список литературы и приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет одним из основных требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования - готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Согласно трактовке определения Эльконина Д.Б., мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, которые определяет его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Большое количество педагогов и психологов уделяли своё внимание проблеме мотивации учения школьников. В советской и российской педагогике - в трудах М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.- разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и других. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, Х. Хекхаузен и другие.
Проблема исследования: каково содержание деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников?
Поставленная нами проблема и определила тему нашего исследования: «Деятельность учителя по формированию мотивации учения у младших школьников».
Цель исследования - проанализировать теоретические аспекты проблемы для разработки программы деятельности учителя по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования мотивации учения у младших школьников.
Предмет исследования - работа педагога по формированию мотивации учения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования мотивации учения у младших школьников
2. Изучить направления деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников.
3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
4. Разработать программу деятельности учителя по формированию положительной мотивации учения у младших школьников.
Для решения данных задач мы выбрали следующие методы:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение.
Эмпирические методы: эксперимент, тестирование.
Практическая значимость исследования определяется подготовкой рекомендаций учителям начальных классов по формированию мотивации учения младших школьников.
База исследования: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Структура работы: квалификационная работа включает введение, две главы, выводы к ним, заключение, список литературы и приложения
Теоретическое и экспериментальное изучение исследования деятельности учителя по формированию мотивации учения у младших школьников позволило нам заключить следующее:
1. Мотивация учения (от лат. moveo-двигаю) - общее название для
процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования. Мотивация учения младших школьников предполагает высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям), широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика), позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.), оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности), внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
2. В психолого-педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов учебной деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися. В своей деятельности учителю начальных классов нужно активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся: эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений), познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций), волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения), социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка).
3. Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня школьной мотивации учения у детей младшего школьного возраста на основе методики Н.С. Лускановой и выяснили, что исходный уровень мотивации учения у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе недостаточный.
4. Мы составили программу по повышению уровня положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста, в которую включили 2 раздела: работу с родителями и работу с детьми.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены.
1. Мотивация учения (от лат. moveo-двигаю) - общее название для
процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования. Мотивация учения младших школьников предполагает высокий уровень развития следующих мотивов: учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям), широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика), позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.), оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности), внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).
2. В психолого-педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов учебной деятельности: содержание учебного материала, характер и уровень учебно-познавательной деятельности, отношение учителя с учащимися. В своей деятельности учителю начальных классов нужно активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся: эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений), познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций), волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения), социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка).
3. Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня школьной мотивации учения у детей младшего школьного возраста на основе методики Н.С. Лускановой и выяснили, что исходный уровень мотивации учения у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе недостаточный.
4. Мы составили программу по повышению уровня положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста, в которую включили 2 раздела: работу с родителями и работу с детьми.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Формирование мотивов учения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность педагога по формированию адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Формирование учебного самоконтроля у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020



