ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования краеведческих представлений 6
1.2. Содержание работы по формированию краеведческих представлений
у младших школьников 11
1.3. Формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих
представлений у младших школьников 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы 18
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 21
2.3. Программа внеурочной деятельности по формированию краеведческих
представлений у младших школьников 24
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования краеведческих представлений 6
1.2. Содержание работы по формированию краеведческих представлений
у младших школьников 11
1.3. Формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих
представлений у младших школьников 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы 18
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 21
2.3. Программа внеурочной деятельности по формированию краеведческих
представлений у младших школьников 24
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к изучению родного края в образовательных учреждениях. Формирование представлений о своей малой родине, о том месте, где ты вырос и находишься, следует начинать именно с младшего школьного возраста, так как на данном возрастном периоде дети стремятся открывать для себя что-то новое.
Основы краеведческих представлений закладываются на начальных этапах развития личности ребёнка. Формирование краеведческих представлений начинается еще с детского сада. Важно продолжать изучать новое и закреплять изученное детьми иначе школьники потеряют интерес к данной деятельности на следующем этапе обучения.
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является краеведческое.
Проблеме формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы многих ученых: И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А. Маневского, Г.Н. Матюшина, И.П. Монахова, З.А. Огризко, А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовского, К.Ф. Строева, В.И. Уфимцева, И.М. Фокеевой, Г.Г. Фруменкова, Н.С. Цепелевой и др.
Актуальность нашего исследования обусловлена рядом обстоятельств, среди которых глобализация, информационный взрыв, социокультурные изменения, воздействующие на российскую действительность в условиях сложного этнического пространства. Остро стоят проблемы не только национальной идентичности, но и региональной политики, экономики, культуры, образования.
Нами выявлено противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных краеведческих представлений и недостаточной разработанностью способов их формирования у младших школьников.
Проблема исследования - как использовать потенциал внеурочной деятельности для эффективного формирования краеведческих представлений у младших школьников?
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников краеведческих представлений во внеурочной деятельности».
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка фрагментов внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование краеведческих представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования краеведческих представлений у младших школьников.
Предмет исследования: способы формирования краеведческих представлений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования краеведческих представлений у младших школьников.
2. Проанализировать формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения краеведческих представлений младших школьников.
4. Разработать фрагменты внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы, сравнение.
Практические методы: анкетирование, беседа.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 55. Для него было взято 27 детей младшего школьного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Основы краеведческих представлений закладываются на начальных этапах развития личности ребёнка. Формирование краеведческих представлений начинается еще с детского сада. Важно продолжать изучать новое и закреплять изученное детьми иначе школьники потеряют интерес к данной деятельности на следующем этапе обучения.
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является краеведческое.
Проблеме формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы многих ученых: И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А. Маневского, Г.Н. Матюшина, И.П. Монахова, З.А. Огризко, А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовского, К.Ф. Строева, В.И. Уфимцева, И.М. Фокеевой, Г.Г. Фруменкова, Н.С. Цепелевой и др.
Актуальность нашего исследования обусловлена рядом обстоятельств, среди которых глобализация, информационный взрыв, социокультурные изменения, воздействующие на российскую действительность в условиях сложного этнического пространства. Остро стоят проблемы не только национальной идентичности, но и региональной политики, экономики, культуры, образования.
Нами выявлено противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных краеведческих представлений и недостаточной разработанностью способов их формирования у младших школьников.
Проблема исследования - как использовать потенциал внеурочной деятельности для эффективного формирования краеведческих представлений у младших школьников?
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников краеведческих представлений во внеурочной деятельности».
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка фрагментов внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование краеведческих представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования краеведческих представлений у младших школьников.
Предмет исследования: способы формирования краеведческих представлений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования краеведческих представлений у младших школьников.
2. Проанализировать формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения краеведческих представлений младших школьников.
4. Разработать фрагменты внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы, сравнение.
Практические методы: анкетирование, беседа.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 55. Для него было взято 27 детей младшего школьного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы формирования у младших школьников краеведческих представлений во внеурочной деятельности позволило нам заключить следующее:
1. Краеведческие представления - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений природной, социально-экономической и культурной среды родного края, доступного детям. Мы определили следующую структуру содержания краеведческих представлений: представления о природной среде родного края, представления о социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде родного края. Система материала по формированию краеведческих представлений у младших школьников в учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) включает следующие компоненты: «мой дом», «родная школа», «мой микрорайон», «мой город», «мой район», «мой край».
3. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Выделяют следующие формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников: кружковая работа, экскурсии, встречи с интересными людьми, школьные праздники, досуги, викторины, конкурсы, школьные музеи.
3. Мы подобрали диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников - разработали анкетирование для выявления уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников, которое состоит из 20 вопросов, а также опросник «Мои представления о родном крае и городе», состоящий из 9 вопросов по трем разделам: представления о природной среде родного края, представления о социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде родного края. Далее мы провели диагностику краеведческих представлений у детей и выяснили, что у детей уровень сформированности краеведческих представлений находится на недостаточном уровне: по методике № 1 «Анкетирование» к высокому уровню относятся 22 % от общего количества детей класса, к среднему - 41 %, к низкому - 37 %, по методике № 2 «Мои представления о родном крае и городе» к высокому уровню относятся 22 % от общего количества детей класса, к среднему - 37 %, к низкому - 42 %.
4. Мы разработали программу внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников, которая включает в себя тематическое планирование внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у детей 3 класса, а также фрагменты занятий внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений («Ильменский заповедник», «Птицы Южного Урала. Красная книга», «Народы Челябинской области», «Флора и фауна Южного Урала»).
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Краеведческие представления - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений природной, социально-экономической и культурной среды родного края, доступного детям. Мы определили следующую структуру содержания краеведческих представлений: представления о природной среде родного края, представления о социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде родного края. Система материала по формированию краеведческих представлений у младших школьников в учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) включает следующие компоненты: «мой дом», «родная школа», «мой микрорайон», «мой город», «мой район», «мой край».
3. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Выделяют следующие формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников: кружковая работа, экскурсии, встречи с интересными людьми, школьные праздники, досуги, викторины, конкурсы, школьные музеи.
3. Мы подобрали диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников - разработали анкетирование для выявления уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников, которое состоит из 20 вопросов, а также опросник «Мои представления о родном крае и городе», состоящий из 9 вопросов по трем разделам: представления о природной среде родного края, представления о социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде родного края. Далее мы провели диагностику краеведческих представлений у детей и выяснили, что у детей уровень сформированности краеведческих представлений находится на недостаточном уровне: по методике № 1 «Анкетирование» к высокому уровню относятся 22 % от общего количества детей класса, к среднему - 41 %, к низкому - 37 %, по методике № 2 «Мои представления о родном крае и городе» к высокому уровню относятся 22 % от общего количества детей класса, к среднему - 37 %, к низкому - 42 %.
4. Мы разработали программу внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников, которая включает в себя тематическое планирование внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у детей 3 класса, а также фрагменты занятий внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений («Ильменский заповедник», «Птицы Южного Урала. Красная книга», «Народы Челябинской области», «Флора и фауна Южного Урала»).
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения родиноведения во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



