ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования краеведческих представлений 6
1.2. Содержание работы по формированию краеведческих представлений
у младших школьников 11
1.3. Формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих
представлений у младших школьников 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы 18
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 21
2.3. Программа внеурочной деятельности по формированию краеведческих
представлений у младших школьников 24
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к изучению родного края в образовательных учреждениях. Формирование представлений о своей малой родине, о том месте, где ты вырос и находишься, следует начинать именно с младшего школьного возраста, так как на данном возрастном периоде дети стремятся открывать для себя что-то новое.
Основы краеведческих представлений закладываются на начальных этапах развития личности ребёнка. Формирование краеведческих представлений начинается еще с детского сада. Важно продолжать изучать новое и закреплять изученное детьми иначе школьники потеряют интерес к данной деятельности на следующем этапе обучения.
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является краеведческое.
Проблеме формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы многих ученых: И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А. Маневского, Г.Н. Матюшина, И.П. Монахова, З.А. Огризко, А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовского, К.Ф. Строева, В.И. Уфимцева, И.М. Фокеевой, Г.Г. Фруменкова, Н.С. Цепелевой и др.
Актуальность нашего исследования обусловлена рядом обстоятельств, среди которых глобализация, информационный взрыв, социокультурные изменения, воздействующие на российскую действительность в условиях сложного этнического пространства. Остро стоят проблемы не только национальной идентичности, но и региональной политики, экономики, культуры, образования.
Нами выявлено противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных краеведческих представлений и недостаточной разработанностью способов их формирования у младших школьников.
Проблема исследования - как использовать потенциал внеурочной деятельности для эффективного формирования краеведческих представлений у младших школьников?
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Формирование у младших школьников краеведческих представлений во внеурочной деятельности».
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка фрагментов внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование краеведческих представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования краеведческих представлений у младших школьников.
Предмет исследования: способы формирования краеведческих представлений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования краеведческих представлений у младших школьников.
2. Проанализировать формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения краеведческих представлений младших школьников.
4. Разработать фрагменты внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы, сравнение.
Практические методы: анкетирование, беседа.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 55. Для него было взято 27 детей младшего школьного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы формирования у младших школьников краеведческих представлений во внеурочной деятельности позволило нам заключить следующее:
1. Краеведческие представления - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений природной, социально-экономической и культурной среды родного края, доступного детям. Мы определили следующую структуру содержания краеведческих представлений: представления о природной среде родного края, представления о социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде родного края. Система материала по формированию краеведческих представлений у младших школьников в учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) включает следующие компоненты: «мой дом», «родная школа», «мой микрорайон», «мой город», «мой район», «мой край».
3. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге, участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Выделяют следующие формы внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников: кружковая работа, экскурсии, встречи с интересными людьми, школьные праздники, досуги, викторины, конкурсы, школьные музеи.
3. Мы подобрали диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников - разработали анкетирование для выявления уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников, которое состоит из 20 вопросов, а также опросник «Мои представления о родном крае и городе», состоящий из 9 вопросов по трем разделам: представления о природной среде родного края, представления о социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде родного края. Далее мы провели диагностику краеведческих представлений у детей и выяснили, что у детей уровень сформированности краеведческих представлений находится на недостаточном уровне: по методике № 1 «Анкетирование» к высокому уровню относятся 22 % от общего количества детей класса, к среднему - 41 %, к низкому - 37 %, по методике № 2 «Мои представления о родном крае и городе» к высокому уровню относятся 22 % от общего количества детей класса, к среднему - 37 %, к низкому - 42 %.
4. Мы разработали программу внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у младших школьников, которая включает в себя тематическое планирование внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений у детей 3 класса, а также фрагменты занятий внеурочной деятельности по формированию краеведческих представлений («Ильменский заповедник», «Птицы Южного Урала. Красная книга», «Народы Челябинской области», «Флора и фауна Южного Урала»).
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Алиева, Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство рaзвития личности ребенка / Л.В. Aлиевa. - Л.: Подразделение оперативной печати, 2013. - 128 с.
2. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурков. - М.: Просвещение, 2000. - 154 с
3. Баранова, А.В Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
4. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - Москва, 2008. - 207 с.
5. Бондарь, Е.Е. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 2-4 класс: методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 2-4 класс»/ Е.Е. Бондарь, С.Н. Петрушин. - Челябинск: «Край Ра», 2014. - 102 с
6. Бондарь, Е.Е. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь / Е.В. Гребнева, Е.Е. Бондарь, М.В. Панина. - Челябинск: «Край Ра», 2014. - 82 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов /
Н.В. Бордовская, А.А. Реан - М.: Питер, 2000. - 304 с.
8. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
9. Виноградов, Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / Н.Б. Виноградов. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2007. - 207 с.
10. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. — М. Педагогическое общество России, 2012. — 128 с.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013. - 214 с.
12. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся / Е.В. Григорьева. - Челябинск, 2012. - 178 с.
13. Данилова, А.М. Формирование краеведческих знаний у
учащихся старших классов специальных (коррекционных)
образовательных школ VIII вида: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / А.М. Данилова; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2010. - 262 с.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №3. - С. 15-26
15. Зосимовский, A.B. Краеведение и туризм во внеклассной работе / A.B. Зосимовский. - М.: Академия, 2002. - 109 с
16. Иванов, П.В. Краеведение / П.В. Иванов, И.С. Матрусов,
A. Е. Сейненский, В.В. Давыдов // Большая Российская энциклопедия. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003. - Т. 1. - 476 с.
17. Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2006. - 117 с.
18. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 33-37.
19. Кикоин, Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития / Е.И. Кикоин. - М.: Просвещение, 2009. - 89 с.
20. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков /
B. И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334 с.
21. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
22. Лярский, П.А. Пособие по краеведению / П.А. Лярский. — Минск: Высшая школа, 2006. - 76 с.
23. Ляшенко, Е.А. Школа юного краеведа / Е.А. Ляшенко. - Волгоград.: Учитель, 2013. - 158 с.
24. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
25. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2015. - 75 с.
26. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
27. Михайлова, Л. Краеведение во внеурочное время: Школьное
28. творческое объединение «Турист-историк, геоэколог» / Л. Михайлова. - М.: Просвещение, 2003. - 115 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 452 с.
30. Мясцова, В. И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников / В.И. Мясцова. - М.: Просвещение, 2014. - 29 с.
31. Николина, В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья: межвуз. сборник науч. Трудов / В.В. Николина. - Н.Новгород: НГПУ, 2001. - С. 223-231.
32. Никонова, Г.В. Краеведение / Г.В. Никонова. - М.:
Просвещение, 2004. - 38 с.
33. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2009. - 398 с.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2017. - 1376 с.
35. Плешаков, А.А. Окружающий мир: Учебник для 1 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2011. - 100 с.
36. Плешаков, А.А. Окружающий мир: Учебник для 2 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2012. - 129 с.
37. Плешаков, А.А. Окружающий мир: Учебник для 3 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.
38. Плешаков, А.А. Окружающий мир: Учебник для 4 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 140 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.
40. Савинова, Е.В. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - С. 121-122.
41. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
A. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 202 с.
42. Сухомлинский, В.А. О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов / В.А. Сухомлинский. - М.: Шк. Пресса, 2003. - 189 с
43. Уфимцев, В.И. Знай свой край: учебник для начальной школы /
B. И. Уфимцев. - Свердловск: Заря, 2006. - 115 с.
44. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: АСТ,2004. -575 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).