Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №81370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие профессионального интереса студентов в образовательном процессе как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Теоретические аспекты развития профессионального интереса у
студентов к проектной деятельности 6
1.2. Сущность и роль проектной деятельности 11
1.3. Принципы реализации проектной деятельности студентов для
развития профессионального интереса 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию профессионального интереса у студентов в проектной деятельности 26
2.1. Организация, методы и методики опытно-поисковой работы 26
2.2. Разработка проекта «Ландшафтный дизайн зоны прогулочного
отдыха в горном лесу» 32
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 43
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение

Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют трансформации сферы образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательной парадигмы, приобретающей личностно-ориентированный характер, ставящей во главу угла развитие внутреннего потенциала личности, самостоятельно решающей сложные задачи современности. В процессе профессиональной подготовки студенты профессиональных образовательных организаций должны обладать способностями учиться и самоорганизовываться, умением устанавливать приоритеты, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, изменять радикально, перестраивать жизненные условия.
Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляется в условиях проектной деятельности студентов, ведущей к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого обучающегося, способного переносить полученные компетенции в будущую практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы
усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность исследования определяется тем, что все больше возрастает профессиональный интерес у студентов к проектной деятельности, обусловленный тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность будущего специалиста.
Разработкой и анализом основ проектной деятельности, изучением особенностей ее организации занимались Е.М. Борисова, В.В. Гузеев, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Копылова, О.Е. Ломакина, М.В. Моисеева, Т.А. Новикова, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Тарасова, И.Д. Чечель и др. ученые.
Цель исследования: разработать и апробировать формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на развитие их профессионального интереса.
Объект исследования: профессиональный интерес студентов.
Предмет исследования: средства, формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на развитие их профессионального интереса.
Гипотеза исследования: развитие профессионального интереса студентов будет эффективным при условии включения их в проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития профессионального интереса у студентов к проектной деятельности.
2. Проанализировать сущность и роль проектной деятельности.
3. Выявить принципы реализации проектной деятельности студентов для развития профессионального интереса.
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию профессионального интереса студентов в проектной деятельности.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы;
- эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чебаркульский профессиональный техникум». В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при организации проектной деятельности студентов организаций профессионального образования.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, в работе представлен список литературы и приложение. Объем текстовой части выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы. При написании работы был использован 51 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по развитию профессионального интереса студентов к проектной деятельности был поставлен и решался ряд исследовательских задач.
В ходе решения задачи по рассмотрению теоретических аспектов развития профессионального интереса у студентов к проектной деятельности было установлено, что профессиональный интерес - это избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием заниматься ею. Профессиональный интерес возникает и развивается в процессе деятельности и проявляется в волевой, избирательной познавательной, и эмоциональной активности при встрече с разными объектами явлениями действительности. В структуре профессионального интереса выделяются четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Их взаимосвязь составляет основу развития устойчивого профессионального интереса.
В ходе реализации второй задачи по анализу сущности и роли проектной деятельности было выявлено, что проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующим развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющим знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающим к конкретным жизненно важным проблемам.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у обучающихся цельного знания: соединения усилий разных преподавателей для синтеза этого знания; повышения мотивации
обучающихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания; рефлексии и интерпретации результатов.
При решении третьей задачи по определению принципов реализации проектной деятельности студентов для развития профессионального интереса было определено, что преимуществами проектной деятельности для развития профессиональных интересов студентов являются формирование в ходне нее профессионально ориентированных умений и навыков, формирование навыков нестандартного мышления и творческого потенциала, формирование способности к разработке и реализации проектов в будущей профессиональной деятельности.
Четвертая задача предусматривала проведение опытно-поисковой работы по развитию профессионального интереса студентов в проектной деятельности. Проект по разработке дизайна зоны прогулочного отдыха в горном лесу разрабатывался в течение одного семестра студентами специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» ГБОУ СПО «Чебаркульский профессиональный техникум». В ходе разработки проекта были поставлены и решались следующие задачи: реализация принципов контекстного обучения и личностно-ориентированной педагогики; внедрение в учебный процесс образовательных технологий, обеспечивающих формирование профессионального интереса; поддержание интереса студентов к проектной деятельности; развитие познавательной активности; развитие профессионально-направленного мышления.
Четвертая задача предусматривала проведение анализа результатов опытно-поисковой работы. Результаты повторной диагностики по методике «Исследование профессионального интереса студентов при обучении», проведенной после реализации проекта, показывают увеличение количества студентов с высоким и выше среднего уровнями развития профессионального интереса. Следовательно, для большего количества студентов стало характерным соответствие их интересов и склонностей, высокие уровни информированности и развития профессионально-личностных качеств, желание работать по профессии.
Проведенная преподавателем оценка эффективности проектной деятельности показала близкий к высокому уровень проектной деятельности студентов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза исследования, что развитие профессионального интереса студентов будет эффективным при условии включения их в проектную деятельность, подтвердилась.



1. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 479 с.
2. Байтимирова А.Т Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 116¬118.
3. Белова Т.А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10. - С. 153-156.
4. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 30-35.
5. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов/ Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
6. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3 - С. 62-67.
7. Большой психологический словарь [Текст] / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
8. Бреднева Н.А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: автореф. дис. ... канд.пед.наук / Н.А. Бреднева - М., 2009. - 25 с.
9. Валюх М. Формирование у студентов профессиональной мотивации [Текст] / М. Валюх // Учитель. - 2013. - № 4.- С. 77-79.
10. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / М.В. Воробьева. - М.: 2010. - 26 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2013. - 534 с.
12. Горобец Л.Н. Метод проекта как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 122-128.
13. Дельгас И.А. Формирование профессиональной мотивации у студентов педагогического колледжа в контексте компетентностного подхода [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И.А. Дельгас. - Пермь, 2014. - 31с.
14. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. - М. : Совершенство, 1997. - 208 с.
15. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 192 с.
16. Здравомыслов, А. Г. Поле социологии в современном мире [Текст]. - Москва: Издательская группа «Логос», 2010. - 408 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. - 480 с.
18. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения в вузе с учетом доминирующих когнитивных стилей студентов : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Научно-образ. центр. - Сочи, 2001. - 43 с.
19. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 512с.
20. Илькевич Б. Формирование профессиональной мотивации // Alma mater. - 2014. - №8.
21. Казарина Л.А. Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 21-23.
22. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. - 2010. - №4. - С. 271-273.
23. Коваленок Т.П, Крыжановская И.В. Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов // Педагогика и психология образования. - 2010. - № 2. - С. 41-50.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
25. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [Текст] : учебное пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - Москва: Академия, 2008. - 285 с.
26. Костюшина Н.П. Формирование профессиональных интересов
студентов техникума : Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005. - 156 с.
27. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в
профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2004. - 232 с.
28. Леонтьева М.Ф. Повышение качества подготовки специалистов в педагогическом колледже [Текст] / М. Ф. Леонтьева, В. П. Одинцова, Н. В. Шмелева // Педагогика. - 2014. - № 5.- С. 115-118.
29. Лукина А.К., Лисунова Т.П., Сеткова И.Н. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования // Проблемы современного образования. - 2012. - № 3. - С. 110-118.
30. Луков, В. А. Социальное проектирование [Текст] : учебное пособие для вузов / В.А. Луков. - Москва: Московский гуманитарный университет : Флинта, 2009. - 239 с.
31. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г.Маклаков.- СПб.: Питер, 2015. - 583 с.
32. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 2015. - 308 с.
33. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43.
34. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст] / Н.А. Морева: Учеб.пособие для студентов вузов спец. «Дошк.педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» - М. : Академия, 2015. - 272с.
35. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. - Москва: Высшее образование, 2005. - 639 с.
36. Панчук Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства: дис. ... канд.пед.наук / Т.А. Панчук - Бийск, 2004. - 185 с.
37. Педагогический терминологический словарь [Текст] / авт.-сост. В. М. Полонский. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2016.
38. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности: основы психологической концепции профессионализации. - СПб.: Питер, 2013.
39. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. -М.:
Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
40. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура [Текст] / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое- образование. - 2002. - № 9.
41. Потемкин А.Д.. Профессиональный интерес как педагогическая
проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2001. - № 1. - С. 11-18.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2014. - 713 с.
43. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 576 с.
44. Смирнова И.Н. Организация проектной деятельности студентов в условиях нового образовательного стандарта // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 44-47.
45. Толковый словарь русского языка [Текст] / авт.-сост. С. Ожегов. - М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2018 - 689 с.
46. Ушинский К. Д. Русская школа / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.
47. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост.: Е. Ф. Губский [и др.]. — Москва : ИНФРА-М, 2009. — 569 с.
48. Чозгиян О.П. Проблемы профессиональной позиции субъектности и специфика мотивации студента педагогического колледжа [Текст] / О. П. Чозгиян // Среднее профессиональное образование - 2012. - № 3. - С. 24-27.
49. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 34-38.
50. Эбзеев М.М. Профессиональный интерес как комплексный показатель отношения студентов к осваиваемой профессии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 195-200.
51. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное
пособие. - Екатеринбург: Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 150 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ