РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Развитие профессионального интереса студентов в образовательном процессе как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Теоретические аспекты развития профессионального интереса у
студентов к проектной деятельности 6
1.2. Сущность и роль проектной деятельности 11
1.3. Принципы реализации проектной деятельности студентов для
развития профессионального интереса 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию профессионального интереса у студентов в проектной деятельности 26
2.1. Организация, методы и методики опытно-поисковой работы 26
2.2. Разработка проекта «Ландшафтный дизайн зоны прогулочного
отдыха в горном лесу» 32
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 43
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение
Глава 1. Развитие профессионального интереса студентов в образовательном процессе как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Теоретические аспекты развития профессионального интереса у
студентов к проектной деятельности 6
1.2. Сущность и роль проектной деятельности 11
1.3. Принципы реализации проектной деятельности студентов для
развития профессионального интереса 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию профессионального интереса у студентов в проектной деятельности 26
2.1. Организация, методы и методики опытно-поисковой работы 26
2.2. Разработка проекта «Ландшафтный дизайн зоны прогулочного
отдыха в горном лесу» 32
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 43
Заключение 48
Список литературы 51
Приложение
Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют трансформации сферы образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательной парадигмы, приобретающей личностно-ориентированный характер, ставящей во главу угла развитие внутреннего потенциала личности, самостоятельно решающей сложные задачи современности. В процессе профессиональной подготовки студенты профессиональных образовательных организаций должны обладать способностями учиться и самоорганизовываться, умением устанавливать приоритеты, ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, изменять радикально, перестраивать жизненные условия.
Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляется в условиях проектной деятельности студентов, ведущей к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого обучающегося, способного переносить полученные компетенции в будущую практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы
усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность исследования определяется тем, что все больше возрастает профессиональный интерес у студентов к проектной деятельности, обусловленный тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность будущего специалиста.
Разработкой и анализом основ проектной деятельности, изучением особенностей ее организации занимались Е.М. Борисова, В.В. Гузеев, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Копылова, О.Е. Ломакина, М.В. Моисеева, Т.А. Новикова, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Тарасова, И.Д. Чечель и др. ученые.
Цель исследования: разработать и апробировать формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на развитие их профессионального интереса.
Объект исследования: профессиональный интерес студентов.
Предмет исследования: средства, формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на развитие их профессионального интереса.
Гипотеза исследования: развитие профессионального интереса студентов будет эффективным при условии включения их в проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития профессионального интереса у студентов к проектной деятельности.
2. Проанализировать сущность и роль проектной деятельности.
3. Выявить принципы реализации проектной деятельности студентов для развития профессионального интереса.
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию профессионального интереса студентов в проектной деятельности.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы;
- эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чебаркульский профессиональный техникум». В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при организации проектной деятельности студентов организаций профессионального образования.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, в работе представлен список литературы и приложение. Объем текстовой части выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы. При написании работы был использован 51 источник.
Наиболее благоприятное развитие и саморазвитие личности будущего специалиста осуществляется в условиях проектной деятельности студентов, ведущей к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого обучающегося, способного переносить полученные компетенции в будущую практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.
Для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса студентов возникает реальная потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, которая позволяет повысить качество профессионального обучения за счет включения студентов в различные виды деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы
усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Актуальность исследования определяется тем, что все больше возрастает профессиональный интерес у студентов к проектной деятельности, обусловленный тем, что она имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает конкурентоспособность будущего специалиста.
Разработкой и анализом основ проектной деятельности, изучением особенностей ее организации занимались Е.М. Борисова, В.В. Гузеев, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Копылова, О.Е. Ломакина, М.В. Моисеева, Т.А. Новикова, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Тарасова, И.Д. Чечель и др. ученые.
Цель исследования: разработать и апробировать формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на развитие их профессионального интереса.
Объект исследования: профессиональный интерес студентов.
Предмет исследования: средства, формы и способы организации проектной деятельности студентов, направленные на развитие их профессионального интереса.
Гипотеза исследования: развитие профессионального интереса студентов будет эффективным при условии включения их в проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития профессионального интереса у студентов к проектной деятельности.
2. Проанализировать сущность и роль проектной деятельности.
3. Выявить принципы реализации проектной деятельности студентов для развития профессионального интереса.
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию профессионального интереса студентов в проектной деятельности.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы;
- эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чебаркульский профессиональный техникум». В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при организации проектной деятельности студентов организаций профессионального образования.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, в работе представлен список литературы и приложение. Объем текстовой части выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы. При написании работы был использован 51 источник.
В ходе исследования по развитию профессионального интереса студентов к проектной деятельности был поставлен и решался ряд исследовательских задач.
В ходе решения задачи по рассмотрению теоретических аспектов развития профессионального интереса у студентов к проектной деятельности было установлено, что профессиональный интерес - это избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием заниматься ею. Профессиональный интерес возникает и развивается в процессе деятельности и проявляется в волевой, избирательной познавательной, и эмоциональной активности при встрече с разными объектами явлениями действительности. В структуре профессионального интереса выделяются четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Их взаимосвязь составляет основу развития устойчивого профессионального интереса.
В ходе реализации второй задачи по анализу сущности и роли проектной деятельности было выявлено, что проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующим развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющим знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающим к конкретным жизненно важным проблемам.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у обучающихся цельного знания: соединения усилий разных преподавателей для синтеза этого знания; повышения мотивации
обучающихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания; рефлексии и интерпретации результатов.
При решении третьей задачи по определению принципов реализации проектной деятельности студентов для развития профессионального интереса было определено, что преимуществами проектной деятельности для развития профессиональных интересов студентов являются формирование в ходне нее профессионально ориентированных умений и навыков, формирование навыков нестандартного мышления и творческого потенциала, формирование способности к разработке и реализации проектов в будущей профессиональной деятельности.
Четвертая задача предусматривала проведение опытно-поисковой работы по развитию профессионального интереса студентов в проектной деятельности. Проект по разработке дизайна зоны прогулочного отдыха в горном лесу разрабатывался в течение одного семестра студентами специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» ГБОУ СПО «Чебаркульский профессиональный техникум». В ходе разработки проекта были поставлены и решались следующие задачи: реализация принципов контекстного обучения и личностно-ориентированной педагогики; внедрение в учебный процесс образовательных технологий, обеспечивающих формирование профессионального интереса; поддержание интереса студентов к проектной деятельности; развитие познавательной активности; развитие профессионально-направленного мышления.
Четвертая задача предусматривала проведение анализа результатов опытно-поисковой работы. Результаты повторной диагностики по методике «Исследование профессионального интереса студентов при обучении», проведенной после реализации проекта, показывают увеличение количества студентов с высоким и выше среднего уровнями развития профессионального интереса. Следовательно, для большего количества студентов стало характерным соответствие их интересов и склонностей, высокие уровни информированности и развития профессионально-личностных качеств, желание работать по профессии.
Проведенная преподавателем оценка эффективности проектной деятельности показала близкий к высокому уровень проектной деятельности студентов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза исследования, что развитие профессионального интереса студентов будет эффективным при условии включения их в проектную деятельность, подтвердилась.
В ходе решения задачи по рассмотрению теоретических аспектов развития профессионального интереса у студентов к проектной деятельности было установлено, что профессиональный интерес - это избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием заниматься ею. Профессиональный интерес возникает и развивается в процессе деятельности и проявляется в волевой, избирательной познавательной, и эмоциональной активности при встрече с разными объектами явлениями действительности. В структуре профессионального интереса выделяются четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Их взаимосвязь составляет основу развития устойчивого профессионального интереса.
В ходе реализации второй задачи по анализу сущности и роли проектной деятельности было выявлено, что проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующим развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющим знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающим к конкретным жизненно важным проблемам.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у обучающихся цельного знания: соединения усилий разных преподавателей для синтеза этого знания; повышения мотивации
обучающихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания; рефлексии и интерпретации результатов.
При решении третьей задачи по определению принципов реализации проектной деятельности студентов для развития профессионального интереса было определено, что преимуществами проектной деятельности для развития профессиональных интересов студентов являются формирование в ходне нее профессионально ориентированных умений и навыков, формирование навыков нестандартного мышления и творческого потенциала, формирование способности к разработке и реализации проектов в будущей профессиональной деятельности.
Четвертая задача предусматривала проведение опытно-поисковой работы по развитию профессионального интереса студентов в проектной деятельности. Проект по разработке дизайна зоны прогулочного отдыха в горном лесу разрабатывался в течение одного семестра студентами специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» ГБОУ СПО «Чебаркульский профессиональный техникум». В ходе разработки проекта были поставлены и решались следующие задачи: реализация принципов контекстного обучения и личностно-ориентированной педагогики; внедрение в учебный процесс образовательных технологий, обеспечивающих формирование профессионального интереса; поддержание интереса студентов к проектной деятельности; развитие познавательной активности; развитие профессионально-направленного мышления.
Четвертая задача предусматривала проведение анализа результатов опытно-поисковой работы. Результаты повторной диагностики по методике «Исследование профессионального интереса студентов при обучении», проведенной после реализации проекта, показывают увеличение количества студентов с высоким и выше среднего уровнями развития профессионального интереса. Следовательно, для большего количества студентов стало характерным соответствие их интересов и склонностей, высокие уровни информированности и развития профессионально-личностных качеств, желание работать по профессии.
Проведенная преподавателем оценка эффективности проектной деятельности показала близкий к высокому уровень проектной деятельности студентов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза исследования, что развитие профессионального интереса студентов будет эффективным при условии включения их в проектную деятельность, подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ «СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - СТАЖИРОВКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организации при проектировании современного образа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020



