Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы по формированию основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие нравственности в психолого-педагогической
литературе
1.2. Особенности формирования нравственного поведения детей
старшего дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
2.1. Исследование уровня развития основ нравственного поведения
у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Проведение педагогической работы по нравственному
воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты опытно-поисковой работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Детство - важный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Своевременно организованное благоприятное педагогическое окружение содействует воспитанию в детях нравственных основ, чувства патриотизма и гражданственности.
Мы живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.
По мнению многих политологов, в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Более двух десятилетий назад современное общество лишилось традиционных нравственных ценностей (в советское время это был «Моральный кодекс строителя коммунизма», положения которого, в какой-то степени, перекликались с Заповедями Иисуса Христа), а новых так и не приобрело. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. В современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.
Сегодня достаточно часто материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, чести и совести, подменяются традиционные представления о человеке и смысле жизни.
В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе и детей, особую социально-педагогическую значимость приобретает изучение влияния личностных и психологических особенностей детей на развитие нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Большое значение при всем этом имеют те нравственные качества, которые прививаются ребенку от взрослого. Следовательно, для того чтобы ребенок поступал нравственно, его необходимо воспитывать в условиях, которые этому способствуют. Однако, проблема нравственного воспитания дошкольника, сформулированная в педагогической науке, не является до конца решенной; имеется широкий круг вопросов, которые возникли в период общественных изменений, повлекших за собой перекос в формировании ценностных ориентаций в сторону вещизма, материальных потребностей в ущерб духовному началу. Данное противоречие нуждается в дополнительной разработке. Перед педагогом и родителями ставится задача добиться органического единства обучения и воспитания, формировать у дошкольников нравственное поведение, высокие гражданские качества. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования «Формирование основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста».
Проблема нравственного воспитания рассматривается широко как проблема осмысления нравственного облика личности в системе сложных общественных отношений. Мы можем говорить о том, что существует проблема относительно актуальной необходимости нравственного воспитания у дошкольников. Нравственное воспитание изучали как отечественные ученые: Л. С. Выготский, Л. Д. Столяренко, Б. Г. Ананьев, Л. И.Божович, В. В. Давыдов, так и зарубежные: Г. Айзенк, Д. Векслер, Ж. Пиаже, К. Спирмен, Л. Терстоун и другие.
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - педагогические условия формирования основ нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - формирование основ нравственного поведения у старших дошкольников будет более эффективным, если:
- в образовательном процессе будут использоваться игры с правилами нравственной направленности;
- организовано сотрудничество с родителями, направленное на формирование у детей основ нравственного поведения.
Задачи:
1. Проанализировать понятие нравственности в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия формирования основ
нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее эффективность.
Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, сравнение. Эмпирические: педагогический эксперимент, диагностика, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 г. Челябинска».
Первый этап - констатирующий - проходил с 16.10 по 9.11.2017 года и включал изучение и анализ различных сторон обозначенной проблемы. Кроме того, в этот период нами были сформулированы цель, гипотеза исследования, обозначены задачи и определена для изучения научно-педагогическая литература, разработан комплекс педагогических мероприятий с детьми по формированию у них нравственного поведения, составлен план взаимодействия с родителями.
Второй этап - формирующий - проходил с декабря 2017 года по апрель 2018 года, включал проверку гипотезы работы, реализацию запланированных мероприятий.
Третий этап - май 2018 года - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Методологической основой исследования явились работы Л.И. Божович, В.С. Мухинй, Е.В. Субботского, С.Г. Якобсон (концепция нравственного развития); Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского (ведущая роль деятельности в формировании нравственной личности); Л.П. Князевой, Л.В. Коломийченко, Т.Б. Бабаевой, Л.А. Стрелковой; (проблема социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста) и другие.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В рамках выполненного исследования мы определили понятие и специфику нравственного поведения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Морально-нравственное воспитание является педагогически организованным процессом, в ходе которого обучающиеся усваивают и принимают базовые общественные нормы и правила, осваивают общечеловеческие, а также культурные, ценности многонационального народа России.
Нами определены особенности развития детей старшего дошкольного возраста и выяснены характерные признаки освоения моральных правил.
Мы установили, что к старшему дошкольному возрасту, каждый ребенок достигает определенного уровня нравственного развития: у него накапливается элементарный нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические качества личности, вырабатываются привычки и базовые ценности, обусловливающие его поведение.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта педагогов дошкольного образования, изучив нравственный аспект существующих на данный момент программ дошкольного образования, мы предположили, что формирование нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при создании определенных педагогических условий.
Данные условия нами сформулированы в гипотезе. Мы считаем, что такими условиями должны быть: использование в образовательном процессе игр с правилами нравственной направленности и тесное сотрудничество с родителями, направленное на формирование основ нравственного поведения старших дошкольников.
При выборе условий мы исходили из основополагающих принципов развития личности в дошкольном возрасте, когда игровая деятельность является ведущей, а родители оказывают огромное влияние на формирование и становление всех психических процессов, качеств личности, черт характера, чувствительной сферы ребенка.
С целью подтверждения или опровержения данной гипотезы нами проведено опытно-экспериментальное исследование.
Поскольку, игровая деятельность является формой самовыражения субъекта, ориентированная на реализацию и приобретение жизненного опыта, снятии напряжения, а также формирования определенных умений и навыков, нами этот вид деятельности был применен в эксперименте.
Также мы привлекали родителей к сотрудничеству через различные традиционные и инновационные формы работы, направленные на повышение их педагогической компетенции в области развития нравственных качеств детей. При этом использовали современные методики взаимодействия, такие, как мастер-класс, круглый стол, совместные игры с детьми.
Сравнение результатов диагностики на констатирующем этапе и контрольном показало, что наши предположения оказались верными: если в образовательном процессе будут использоваться игры с правилами нравственной направленности и организовано тесное сотрудничество с родителями, направленное на формирование у детей основ нравственного поведения, процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее.
Таким образом, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Абзалов И.Е. Нравственное поведение в обществе / И.Е. Абзалов. - М.: Просвещение, 2010. - 345 с.
2. Авдулова Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. / Т.П. Авдулова, Е.Г. Аксенова, Т.Н. Захарова. - СПб.: ВЛАДОС, 2014,- 260с.
3. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности : автореф. дис. : д-ра психол. наук / Л. Н. Антилогова. - Новосибирск, 1999 -32 с.
4. Антонова К.В. Основные понятия политики, морали и права / К.В. Антонова. - М.: Академия, 2009. - 400 с
5. Анфисова С. Е. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в образовании детей дошкольного возраста / С. Е. Анфисова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 116. -. 99-105с.
6. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.
7. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. - 151 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
9. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 198 с.
10. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития
личности / Б.С. Братусь. - М., 2009. - 112 с.
11. «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П.
Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм- Еврознак, 2007.
12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение. - 2010. - 365 с
13. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. - СПб. : Детство - пресс, 2003-305с.
14. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова М.М., 2002- 270 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -
М.: Эксмо, 2010. - 508с.
16. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003.-287 с.
17. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. П. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010, - 345 с.
18. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
20. Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб.: Речь, 2002, - 157с.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008 -312 с.
22. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович - М.: Просвещение, 2004. - 141 с.
23. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 200.
24.Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. - М., 1994.- 304 с.
25. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до
10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317с.: ил.
26. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. — 5-е изд. —М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
27. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В.Г. Каменская. - М.: Форум: Инфа-М, 2010. - 288 с
28. Каптерев П. Ф. Детская педагогическая психология - М. - Воронеж, 1999.
29. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
30. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 112 с.
31. Крылова Н.М.3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. —
М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с
33. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: Модэк, 2007. - 421 с
34. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. - М. 2001 -322 с.
35. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985.-368 с.
36. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 11 - 15.
37.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - Издательство: Юрайт-Издат, 2012. - 460 с.
38.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
39. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 79 с.
40. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение. - 2014. - 232 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с
42. Скибицкая И.И., Золотарева Т.Л., Сотникова И.А. Игра, как средство развития детей в дошкольном возрасте // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. - С. 89-91.
43. Скоролупова О., Федина Н. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание, № 2. 2012. С.13-26.
44. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 859 с.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов-на- Дону: Издательство «Феникс», 2007. - 671 с.
46. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с
47. Теплов Б.М. Избранные труды / под ред. Н.С. Лейтес, И.В. Равич- Щербо. - М.: Издательство «Педагогика», 1985 -312 с.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов ССУЗов / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. - 334 с
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с
50. Федорова Л.И. Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образования.- М.: Первое сентября, 2014. - 64 с.
51. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
52.Эльконин Д. Психология игры/Д. Эльконин. М., 2012. -420 с.
53. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 79 с.
54. Якобсон С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1986. - № 6 - с.36-49
Электронные ресурсы:
55. Коханова Т.А. Представления родителей об образе педагога дошкольного учреждения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL:http: //sibac.info/archive/guman/ 1(16).pdf(дата обращения: 03.05.2018)
56. Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение» 2014. № 6. URL:
http: //naukovedenie.ru/PDF/69PVN614 .pdf(дата обращения: 02.05.2018)
57. Толковый словарь С.И. Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/Режим
доступа: (дата обращения: 14.04.2018).