ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности развития системы школьного образования в республике
Казахстан 8
1.2. Инновации в системе школьного образования 24
1.3. Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
2.1. Характеристика учреждения и анализ основных показателей качества
предоставляемых образовательных услуг 34
2.2. Анализ образовательного процесса в средней школе 48
2.3. Разработка рекомендаций по повышению образования и образовательных услуг в средней школе 57
2.4. Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования России и Казахстана способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Образовательная политика Казахстана, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых
странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Система образования должна стать важным фактором сохранения места Казахстана в ряду ведущих стран мира, его международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования [19, с.5].
Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных профессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития государственного и русского языков, формирования своего самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи [28, с. 115].
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства муниципальная система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Все вышесказанное и обусловило актуальность нашего исследования, цель которого - управление качеством образования и образовательных услуг в средней школе на основе мониторинговых исследований.
Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов школьного образования и его роли и значения для развития гражданина и государства;
- исследование современных тенденций развития школьного
образования в Казахстане;
- исследование инновационной составляющей в сфере школьного образования;
- комплексный анализ ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»;
- оценка качественных основных и количественных показателей деятельности школы;
- выявление «узких мест» образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования;
- проведение собственного исследования качества образования в школе;
- разработка мероприятий по повышению качества муниципальных образовательных услуг на основе мониторинговых исследований в средней школе №7;
- оценка социально-экономических результатов предлагаемых мероприятий.
Объект исследования: качество образования в средней школе.
Предмет исследования: школьная система контроля как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в средней школе будет более эффективным при условии создании объективной системы контроля за качеством образования на основе мониторинговых исследований по следующим критериям:
1) Качество обучения;
2) Дополнительное образование;
3) Воспитательная работа;
4) Организационно - управленческая деятельность.
Новизна работы определяется тем, что нами была проведено экспериментальное исследование, на основе которого была разработана система контроля качества образования, позволяющая повысить эффективность управления качеством образования.
При проведении исследования использовались различные методы комплексного анализа:
- изучение, обобщение и систематизация данных, полученных при изучении теоретической литературы по теме работы;
- сбор и обработка эмпирического материала, адекватного изучаемой проблеме и задачам исследования;
- количественный и качественный анализ;
- опытно-экспериментальная работа, включающая
наблюдение, анкетирование, опрос, беседа.
Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные результаты исследования позволяют уточнить основные понятия, связанные с проблемой качества образования.
Практическое значение состоит в том, что разработана система контроля как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования в средней школе.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах по управлению образованием, а так же в практической деятельности руководителей школ.
Базой исследования явилось государственное учреждение «Средняя школа №7 отдела образования акимата г.Костаная» Республики Казахстан.
Работа имеет стандартную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На современном этапе развития страны образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Задача соответствия школ Казахстана современным социально-экономическим реалиям требует от них существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Школы находятся на новом этапе развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты.
По результатам проведенного анализа деятельности школы, можно констатировать:
- в школе недостаточная материально-техническая оснащенность (у этого показателя самая низкая оценка);
- школа, по мнению родителей, принимающих участие в тестировании, не соответствует современным тенденциям развития образования;
- в школе мало работают над развитием индивидуальных способностей учеников;
- самые высокие оценки дали организации питания и здорового образа жизни учеников;
Цель предлагаемого проекта - разработка наиболее эффективной системы оценки деятельности школы и повышение результативности образовательного процесса в средней школе № 7.
Суть предлагаемого проекта:
Деятельность школы оценивается как деятельность центра взаимодействия семьи, школы, общественности, как центр обучения и воспитания детей, молодежи, родителей.
При совершенствовании деятельности учреждения образования необходимо учесть двойственность природы воспитания: с одной стороны - процесс целенаправленный, управляемый, с другой - спонтанный стихийный.
Основными результатами предлагаемых мероприятий являются:
- усиление личностной направленности образования;
- обновление содержания образования;
- расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие навыков здорового образа жизни;
- организация предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- создание единого информационного пространства школы;
- выявление, изучение и развитие возможностей, способностей и интересов каждого ученика;
- выявление влияния, содержания, способов, форм и технологий обучения на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности к самоопределению, саморазвитию;
- дальнейший поиск и апробация форм, методов и способов развития у учащихся творческого отношения к действительности;
- воспитание стремления к самообразованию, разработка проблем личностного и профессионального самоопределения;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
- воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое сознание наряду с потребностью к познанию служит основной развития личности и способствует развитию ее духовности.
- повышение общей культуры учащихся;
- создание комфортной атмосферы в школьном коллективе;
- создание педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения;
- урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность детей;
- творческая деятельность всех субъектов учебно-воспитательной работы в школе;
- Переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы: вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
- Создание условий выбора учащимися собственного пути в образовании и впоследствии возможного выбора профессии.
- Учет физиологических и психических особенностей учащихся с целью сохранения их здоровья;
Применение технологий, ориентированных на индивидуализацию
Главными отличительными чертами с учетом повышения качества образовательного процесса в школе должен стать мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему)
На наш взгляд, предлагаемые мероприятия по совершенствованию муниципальных образовательных услуг в средней школе №7 позволит ученикам получить более качественное образование.
1. Алашеев С., Рафор С. ЕГЭ: технология достижения успеха обучения // Директор школы. - 2014. № 6. - С. 11-21.
2. Анализ результатов единого национального тестирования (ЕНТ- 2014).
Аналитический сборник. - Астана: НЦОСО, 2014. - 70 с.
3. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - 1. - С. 22-31
4. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицып С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
359 с.
5. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы. - М.: Педагогический поиск, 1998. - 250 с.
6. Государственная программа развития образования РК на 2011 -2020 годы / Указ Президента Республики Казахстан №1118, Астана, Акорда, 7 декабря 2010 года. - Астана, 2010.
7. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя
директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. - М.:
Педагогический поиск, 2000. - 220 с.
8. Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля // Директор школы. - 1993. - № 3. - C. 32-35.
9. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2000. - 223 с.
10. Дидактические основы интеграции содержания среднего, технического и
профессионального, послесреднего, высшего образования:
Научно-исследовательская работа. - Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2014. -
109 с.
11. Ельников Г.В. Научные основы управления. - Харьков: Научные знания, 1991. - 120 с.
12. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля // Завуч. - 2004. - №
7. - С.116-144.
13. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народное образование. - №9. 2002. - С. 83-92.
14. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С. 15-36.
15. Кулебаева Д.Н. Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа. - Алматы, 2006 - 480 с.
16. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.
17. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М.: Сентябрь, 2001. - 256 с.
18. Мониторинг апробации цифровых образовательных ресурсов по истории Казахстана для 11 класса на русском языке в пилотных школах. - Алматы: АО «НЦИ», 2012. - 24 с.
19. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Казахстанская правда. 17 января 2014 г.
20. Научно-методическое обеспечение полиязычного образования в системе средней и высшей школы: Научно-исследовательской работа. - Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2014. - 90 с.
21. Научно-методологические основы формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования:
Научно-исследовательской работа. - Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2014. - 60 с.
22. Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, - М.: Педагогический поиск, 1991. - 167 с.
23. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 230 с.
24. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности в этнокультурном пространстве: Научно-исследовательская работа. - Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2014. - 94 с.
25. Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2002. - 95 с
26. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. - М.: ЦГЛ —Народное образование», 2002. - 172 с.
27. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга).- СПб.- М., 2000. - 84 с.
28. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования. - СПб. - М., 2000. - 67 с.
29. Татьянченко В.С. Планирование внутришкольного контроля. - Волгоград: Учитель, 1992. - 169 с.
30. Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя: методология, теория и практика. - Алматы: Элем, 2000. - 381 с.
31. Теоретико-методологические основы создания образовательных стандартов 12-летней школы в контексте обновления содержания образования: Научно-исследовательская работа. - Астана: НАО им.
И.Алтынсарина, 2014. - 112 с.
32. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. 2004. - № 1. - С.79-82.
33. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с
34. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой.- М., 1999. - 340 с.
35. Шаймуханова С.Д., Кенжебаева З.С. Модернизация образования Республики Казахстан: состояние и перспективы // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5 (1). - С. 174-178.
36. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 1991. - 298 с.
37. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474 [Электронный ресурс]:http://moluch.ru/archive/50/6384/ (Дата обращения:
28.09.201ж8).
38. Обзор национальных политик в сфере образования: среднее образование в Казахстане, OECD Publishing, Париж. [Электронный ресурс]:
http: // dx.doi.org/10.1787/9789264205208-en (Дата обращения: 28.09.2018).
39. Управление качеством [Электронный ресурс]. http:
www.stud24.ru/...v.../25159-74345-page4.html(Дата обращения 12.09.2018).
40. Качество в школе [Электронный ресурс]. http:
www.festival.1september.ru/articles/411175 (Дата обращения 12.09.2018).
41. Школьный мониторинг [Электронный ресурс]. http: www.
testoteka.narod.ru. (Дата обращения 12.09.2018).
42. Аксенов И.Н. Молодежные конфликты [Электронный ресурс] // http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00016953_0.html2. (Дата обращения - 28.09.2019).
43. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. - 2002. [Электронный ресурс] // http:// www.iu.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/56.aspx(Дата обращения - 28.09.2018).
44. Конфликты и способы их разрешения. [Электронный ресурс] // http://school32-volzhsky.narod.ru/distancionnay2.htm(Дата обращения - 28.09.2018).
45. Молодежные конфликты в школе [Электронный ресурс] // http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx? docid=31246 (Дата обращения - 28.09.2018).
46. Сосиденко Л.В. Конфликтность и барьеры в общении. [Электронный ресурс] // http://psychology.net.ru/articles/content/1086788449.htmlДата обращения - 28.09.2018).
47. Санжаревский И.И.- Политология. Словарь. [Электронный ресурс] / http://enc-dic.com/polytology/Molodezh-872.html/. (Дата обращения - 28.09.2018).
48. Сайт журнала «Психологический журнал» - Режим
доступа: http: //psyhol .ras.ru/08.shtml
49. Сайт журнала «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология»
- Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/vestnik/index.html
50. http://www.edu.ru- Федеральный портал Российское образование.
51. mon.gov- Официальный сайт Министерства образования и науки
Российской Федерации.