Балетмейстер - создатель хореографического произведения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИИ 8 БАЛЕТМЕЙСТЕР
1.1. Балетмейстер и сфера его деятельности 8
1.2. Индивидуальный стиль балетмейстера 16
ГЛАВА 2. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПО СОЗДАНИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2.1. Этап формирования модели будущей композиции танца 26
2.2. Музыка - основа хореографического произведения 35
2.3. Выразительные средства решения хореографического образа 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
3.1. Специфика работы в детском коллективе 50
3.2. Постановка танца в детском коллективе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИИ 8 БАЛЕТМЕЙСТЕР
1.1. Балетмейстер и сфера его деятельности 8
1.2. Индивидуальный стиль балетмейстера 16
ГЛАВА 2. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПО СОЗДАНИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2.1. Этап формирования модели будущей композиции танца 26
2.2. Музыка - основа хореографического произведения 35
2.3. Выразительные средства решения хореографического образа 41
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
3.1. Специфика работы в детском коллективе 50
3.2. Постановка танца в детском коллективе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования определена основной проблемой хореографического искусства на современном этапе.
Хореографическое искусство как часть культуры за последнее время претерпело радикальные изменения. Они коснулись репертуара, расширения жанрового и стилевого многообразия. Это не могло не сказаться и на роли балетмейстера, от творческих работ которого напрямую зависит настоящее и будущее хореографического искусства в целом. Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, театрах музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы.
Однако, сегодня чуть ли не каждый, кто поставил один-два пусть удачных номера, называет себя балетмейстером. Но балетмейстер - это не разовая постановка, это каждодневный творческий процесс, который требует от человека, выбравшего эту профессию, очень многого.
Каждый вид искусства имеет свои специфические законы отражения жизни, свои особые формы, выразительные методы и средства. Писатель пишет роман, повесть, пьесу, пользуясь словом; композитор в своем творчестве пользуется звуками музыки; художник - красками; скульптор - пластическими материалами (глина, мрамор), а хореограф - выразительной пластикой тела, движениями, мимикой и жестами. Но все виды искусства объединяет одна цель - создать средствами своего искусства художественный образ.
Особенность хореографии в том, что это синкретическое искусство. Здесь слились в едином потоке танец и пантомима, музыка и поэзия, скульптурные позы и пластика движений, драматургия литературного произведения. Талант балетмейстера заключается в умелом соединении всех этих выразительных средств для создания цельного художественного образа в одном хореографическом произведении, будь то короткая миниатюра или многоактный балетный спектакль.
Несмотря на специфику творческой деятельности (в профессиональном или любительском искусстве), стилевую принадлежность (балетмейстер классического балета, народного или современного танца), образовательный уровень (вузы культуры, искусства, колледжи), место профессиональной деятельности (театр, ансамбль народного танца, любительский коллектив, школа искусств, цирк, телевидение и т.д.) суть творческой профессии балетмейстера в одном - создание танца.
Профессия балетмейстера как создателя хореографического произведения предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы. Это и поиск музыки, и сочинение хореографического текста, и выстраивание драматургии, и работа с исполнителями. Балетмейстер должен быть высокообразованным человеком, который не только владеет профессиональными секретами хореографического искусства, но и разбирается в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе. Кроме этого, балетмейстер является идейно-творческим руководителем коллектива.
Особенно остро этот вопрос стоит в детском хореографическом коллективе. Здесь руководитель коллектива должен учитывать тот факт, что у обучающихся, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, и они должны максимально реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в коллективе, ансамбле, студии и т.д. Поэтому наиболее действенным средством воспитания творческих способностей является репертуар коллектива.
Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива. Сохранение полноценных, прошедших испытание временем постановок, с непрерывной работой над новыми номерами, имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в нем творческой атмосферы и стремления к активным занятиям.
Работая хореографом в ансамбле танца учебного центра г. Астаны, понимаешь - насколько труден процесс создания профессионально грамотного хореографического произведения, которое было бы не временным «разовым» номером одного концерта, а заслуженно заняло место в репертуарной основе ансамбля.
Теоретических же исследований, раскрывающих особенности постановочной работы в любительских коллективах, особенно детских, очень мало, выходят они в свет редко и незначительными тиражами, большинство авторов описывают опыт работы режиссеров балетного профессионального театра. Поэтому так важно использовать любую возможность изучения законов, которыми великие мастера порой стихийно и непроизвольно подчиняли свое творчество, научиться сознательно пользоваться этими законами, применять их в своей собственной творческой практике.
В своем исследовании мы определим сущность профессии «балетмейстер», раскроем содержание составляющих единого процесса создания хореографического произведения, выявим особенности работы балетмейстера на каждом этапе, проанализируем творчество известных мастеров балета, рассмотрим процесс профессиональной подготовки специалистов-хореографов, занимающихся постановочной деятельностью, проанализируем специфику работы балетмейстера в детском хореографическом коллективе.
Цель исследования - определить и обосновать сущность и специфику профессиональной деятельности балетмейстера как создателя хореографического произведения.
Объект исследования: творчество выдающихся балетмейстеров прошлого и настоящего.
Предмет исследования: творческий процесс создания хореографического произведения.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущность профессии «балетмейстер».
2. Проанализировать работу балетмейстеров профессиональных
хореографических коллективов.
3. Показать специфику и особенности творческого процесса
балетмейстера при создании хореографического произведения.
4. Раскрыть особенности подготовки балетмейстеров для
профессионального и любительского искусства.
5. Показать особенности работы балетмейстера в детском
хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что создание хореографического произведения, отвечающего критериям сценического искусства, возможно при условии:
1) теоретического обобщения и осмысления опыта, накопленного мастерами прошлого и настоящего;
2) соблюдения этапов создания и единства законов постановки хореографического действия;
3) учета особенностей работы творческого коллектива.
База исследования: Учебный центр «Сункар» города Астана, детский ансамбль танца
Методологическая база. Первый систематизированный труд об искусстве танца - книга Ж.Ж. Новерра «Письма о танце», изданная в 1760 году - своеобразное пособие, в котором наряду с рекомендациями для танцовщиков определены правила и выведены закономерности создания хореографического произведения. Именно эта книга остается и сегодня настольной книгой для многих хореографов, практиков и теоретиков.
За многие годы опубликованы труды, касающиеся непосредственно технологии профессиональной работы балетмейстера, это работы Р.В. Захарова «Искусство балетмейстера» (1954), «Записки балетмейстера» (1976), «Сочинение танца» (1983), Ф.В. Лопухова «Пути балетмейстера» (1925), «Шестьдесят лет в балете» (1966). Некоторые теоретические положения раскрываются в книгах М. Фокина «Против течения» (1962), П. Карпа «О балете» (1967), «Балет и драма» (1980), И. Смирнова «Искусство балетмейстера» (1986) и др. Сегодня эти книги переизданы и являются бесценной теоретической базой, методологическим фундаментом, руководством в обучении многих поколений балетмейстеров.
Воспитательный аспект системы подготовки специалистов- хореографов исследовался такими учеными, как Г.А. Бурцева, Т.А. Казаринова, В.В. Королев, А.И. Леоненко и другие. Также в работе использовались материалы, раскрывающие специфику любительских объединений Н.А. Баклановой, книги о творческом процессе в детских самодеятельных коллективах А.С. Каргина, Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой. Большую помощь в работе над темой исследования оказали видео-просмотры балетных спектаклей, концертных программ профессиональных коллективов и отдельных исполнителей, а также интернет-ресурсы.
Методы исследования: метод теоретического анализа материала по данной проблеме; метод наглядности, систематичности; метод наблюдения.
Практическая значимость исследования определяет условия поиска новых путей реализации творческих возможностей руководителей хореографических коллективов в постановочной деятельности как балетмейстеров. Выводы и рекомендации могут быть полезны хореографам, педагогам дополнительного образования.
Работа состоит из трех глав, введения и заключения, списка используемой литературы.
Хореографическое искусство как часть культуры за последнее время претерпело радикальные изменения. Они коснулись репертуара, расширения жанрового и стилевого многообразия. Это не могло не сказаться и на роли балетмейстера, от творческих работ которого напрямую зависит настоящее и будущее хореографического искусства в целом. Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, театрах музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы.
Однако, сегодня чуть ли не каждый, кто поставил один-два пусть удачных номера, называет себя балетмейстером. Но балетмейстер - это не разовая постановка, это каждодневный творческий процесс, который требует от человека, выбравшего эту профессию, очень многого.
Каждый вид искусства имеет свои специфические законы отражения жизни, свои особые формы, выразительные методы и средства. Писатель пишет роман, повесть, пьесу, пользуясь словом; композитор в своем творчестве пользуется звуками музыки; художник - красками; скульптор - пластическими материалами (глина, мрамор), а хореограф - выразительной пластикой тела, движениями, мимикой и жестами. Но все виды искусства объединяет одна цель - создать средствами своего искусства художественный образ.
Особенность хореографии в том, что это синкретическое искусство. Здесь слились в едином потоке танец и пантомима, музыка и поэзия, скульптурные позы и пластика движений, драматургия литературного произведения. Талант балетмейстера заключается в умелом соединении всех этих выразительных средств для создания цельного художественного образа в одном хореографическом произведении, будь то короткая миниатюра или многоактный балетный спектакль.
Несмотря на специфику творческой деятельности (в профессиональном или любительском искусстве), стилевую принадлежность (балетмейстер классического балета, народного или современного танца), образовательный уровень (вузы культуры, искусства, колледжи), место профессиональной деятельности (театр, ансамбль народного танца, любительский коллектив, школа искусств, цирк, телевидение и т.д.) суть творческой профессии балетмейстера в одном - создание танца.
Профессия балетмейстера как создателя хореографического произведения предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы. Это и поиск музыки, и сочинение хореографического текста, и выстраивание драматургии, и работа с исполнителями. Балетмейстер должен быть высокообразованным человеком, который не только владеет профессиональными секретами хореографического искусства, но и разбирается в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе. Кроме этого, балетмейстер является идейно-творческим руководителем коллектива.
Особенно остро этот вопрос стоит в детском хореографическом коллективе. Здесь руководитель коллектива должен учитывать тот факт, что у обучающихся, как правило, нет в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, и они должны максимально реализовать свои творческие задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в коллективе, ансамбле, студии и т.д. Поэтому наиболее действенным средством воспитания творческих способностей является репертуар коллектива.
Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива. Сохранение полноценных, прошедших испытание временем постановок, с непрерывной работой над новыми номерами, имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в нем творческой атмосферы и стремления к активным занятиям.
Работая хореографом в ансамбле танца учебного центра г. Астаны, понимаешь - насколько труден процесс создания профессионально грамотного хореографического произведения, которое было бы не временным «разовым» номером одного концерта, а заслуженно заняло место в репертуарной основе ансамбля.
Теоретических же исследований, раскрывающих особенности постановочной работы в любительских коллективах, особенно детских, очень мало, выходят они в свет редко и незначительными тиражами, большинство авторов описывают опыт работы режиссеров балетного профессионального театра. Поэтому так важно использовать любую возможность изучения законов, которыми великие мастера порой стихийно и непроизвольно подчиняли свое творчество, научиться сознательно пользоваться этими законами, применять их в своей собственной творческой практике.
В своем исследовании мы определим сущность профессии «балетмейстер», раскроем содержание составляющих единого процесса создания хореографического произведения, выявим особенности работы балетмейстера на каждом этапе, проанализируем творчество известных мастеров балета, рассмотрим процесс профессиональной подготовки специалистов-хореографов, занимающихся постановочной деятельностью, проанализируем специфику работы балетмейстера в детском хореографическом коллективе.
Цель исследования - определить и обосновать сущность и специфику профессиональной деятельности балетмейстера как создателя хореографического произведения.
Объект исследования: творчество выдающихся балетмейстеров прошлого и настоящего.
Предмет исследования: творческий процесс создания хореографического произведения.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущность профессии «балетмейстер».
2. Проанализировать работу балетмейстеров профессиональных
хореографических коллективов.
3. Показать специфику и особенности творческого процесса
балетмейстера при создании хореографического произведения.
4. Раскрыть особенности подготовки балетмейстеров для
профессионального и любительского искусства.
5. Показать особенности работы балетмейстера в детском
хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что создание хореографического произведения, отвечающего критериям сценического искусства, возможно при условии:
1) теоретического обобщения и осмысления опыта, накопленного мастерами прошлого и настоящего;
2) соблюдения этапов создания и единства законов постановки хореографического действия;
3) учета особенностей работы творческого коллектива.
База исследования: Учебный центр «Сункар» города Астана, детский ансамбль танца
Методологическая база. Первый систематизированный труд об искусстве танца - книга Ж.Ж. Новерра «Письма о танце», изданная в 1760 году - своеобразное пособие, в котором наряду с рекомендациями для танцовщиков определены правила и выведены закономерности создания хореографического произведения. Именно эта книга остается и сегодня настольной книгой для многих хореографов, практиков и теоретиков.
За многие годы опубликованы труды, касающиеся непосредственно технологии профессиональной работы балетмейстера, это работы Р.В. Захарова «Искусство балетмейстера» (1954), «Записки балетмейстера» (1976), «Сочинение танца» (1983), Ф.В. Лопухова «Пути балетмейстера» (1925), «Шестьдесят лет в балете» (1966). Некоторые теоретические положения раскрываются в книгах М. Фокина «Против течения» (1962), П. Карпа «О балете» (1967), «Балет и драма» (1980), И. Смирнова «Искусство балетмейстера» (1986) и др. Сегодня эти книги переизданы и являются бесценной теоретической базой, методологическим фундаментом, руководством в обучении многих поколений балетмейстеров.
Воспитательный аспект системы подготовки специалистов- хореографов исследовался такими учеными, как Г.А. Бурцева, Т.А. Казаринова, В.В. Королев, А.И. Леоненко и другие. Также в работе использовались материалы, раскрывающие специфику любительских объединений Н.А. Баклановой, книги о творческом процессе в детских самодеятельных коллективах А.С. Каргина, Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой. Большую помощь в работе над темой исследования оказали видео-просмотры балетных спектаклей, концертных программ профессиональных коллективов и отдельных исполнителей, а также интернет-ресурсы.
Методы исследования: метод теоретического анализа материала по данной проблеме; метод наглядности, систематичности; метод наблюдения.
Практическая значимость исследования определяет условия поиска новых путей реализации творческих возможностей руководителей хореографических коллективов в постановочной деятельности как балетмейстеров. Выводы и рекомендации могут быть полезны хореографам, педагогам дополнительного образования.
Работа состоит из трех глав, введения и заключения, списка используемой литературы.
Создание любого хореографического произведения сопряжено с актом творчества и потому зависит от степени таланта балетмейстера. Но при любых способностях балетмейстер не сможет обойтись без накопленных знаний в различных сферах, прямо или косвенно, взаимодействующих с искусством танца.
Процесс создания хореографического произведения - процесс длительный, сложный, но интересный. Конечно, каждая конкретная танцевальная композиция требует своего подхода. Методы постановки танцев также различны, т.к. каждый балетмейстер имеет свой творческий почерк. Но основные правила сохраняются.
Создание хореографического произведения условно можно
разделить на два этапа: 1) выстраивание модели будущей танцевальной композиции; 2) постановочная работа, сценическое воплощение замысла.
Первый этап включает в себя:
- изучение материала;
- поиск тем, идей, сюжета, зарождение замысла;
- создание композиционного плана;
- поиск выразительных средств.
Если на первом этапе работа ограничена деятельностью только балетмейстера, одного или с привлечением композитора и сценариста, то на втором этапе балетмейстер является связующим звеном всего творческого коллектива, занятого в постановке. Этот этап включает:
- постановка танца и его отработка - репетиционная работа;
- сценическое оформление танца;
- концертное выступление - как итог все работы.
Основой замысла могут быть жизненно важные проблемы, картины жизни народа, произведения литературы, изобразительного, прикладного искусства, внутренние переживания человека, взаимоотношения между людьми, интрига и много другое. Правильность выбора темы определяется эрудицией хореографа, знанием художественной и специальной литературы, а также личными интересами и пониманием социальной ситуации. Многое зависит от таланта, природной одаренности балетмейстера, его жизненного опыта, культуры.
Разработка композиционного плана, четкое видение драматургии содержания, умение пользоваться законами композиции и правильно применять их - один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Постановщик сочиняет хореографическую композицию танца, исходя из стоящей перед ним художественной задачи, с учетом характера и образности музыки, применяя нужные ему выразительные средства. Главная цель на этом этапе - в наиболее яркой художественной форме передать тему и идею танца, добиться гармонического единства всей компонентов действия, начиная с экспозиции и заканчивая развязкой.
От замысла, характера образа, содержания постановки зависит и характер выразительных средств танцевального языка. Музыка - неотъемлемая часть хореографии. В гармонии, органичном, добровольном союзе музыки и танца - гарантирован творческий успех. Воплощением идей, мыслей балетмейстера становятся исполнители-танцовщики, а также художники, декораторы, светорежиссеры. Никакой хореограф не сможет добиться удачи, если его работа не заинтересовала весь творческий коллектив.
Работа по осуществлению хореографической постановки - это своеобразная развернутая творческая лаборатория. Надо не бояться искать новые формы, манеру исполнения, новые почерки, индивидуальности. Зрелость и мастерство приходят к балетмейстерам по-разному и не всем дано сразу найти удачные решения.
Балетмейстер, кроме необходимых для руководителя любого творческого коллектива качеств - общей художественной эрудиции, знания национального искусства, педагогического дара, навыков администратора - должен обладать еще одной спецификой. Он должен уметь видеть мир в пластических образах, уметь преломлять сквозь их призму события, впечатления, мысли.
Процесс создания хореографического произведения в детском коллективе, этапы работы над ним - от замысла до выхода на сцену - является таким же, как и при создании любого другого хореографического произведения. При выборе танцевального репертуара следует руководствоваться педагогическими принципами и учитывать интересы детей, их возраст, степень хореографической подготовки.
Руководитель коллектива совмещает в своей профессиональной деятельности все типы балетмейстера: сочинителя, постановщика, репетитора и педагога. При этом он должен постоянно помнить, что балетмейстерская работа подчинена, прежде всего, задачам художественно-эстетического обучения и нравственного воспитания детей.
Процесс создания хореографического произведения - процесс длительный, сложный, но интересный. Конечно, каждая конкретная танцевальная композиция требует своего подхода. Методы постановки танцев также различны, т.к. каждый балетмейстер имеет свой творческий почерк. Но основные правила сохраняются.
Создание хореографического произведения условно можно
разделить на два этапа: 1) выстраивание модели будущей танцевальной композиции; 2) постановочная работа, сценическое воплощение замысла.
Первый этап включает в себя:
- изучение материала;
- поиск тем, идей, сюжета, зарождение замысла;
- создание композиционного плана;
- поиск выразительных средств.
Если на первом этапе работа ограничена деятельностью только балетмейстера, одного или с привлечением композитора и сценариста, то на втором этапе балетмейстер является связующим звеном всего творческого коллектива, занятого в постановке. Этот этап включает:
- постановка танца и его отработка - репетиционная работа;
- сценическое оформление танца;
- концертное выступление - как итог все работы.
Основой замысла могут быть жизненно важные проблемы, картины жизни народа, произведения литературы, изобразительного, прикладного искусства, внутренние переживания человека, взаимоотношения между людьми, интрига и много другое. Правильность выбора темы определяется эрудицией хореографа, знанием художественной и специальной литературы, а также личными интересами и пониманием социальной ситуации. Многое зависит от таланта, природной одаренности балетмейстера, его жизненного опыта, культуры.
Разработка композиционного плана, четкое видение драматургии содержания, умение пользоваться законами композиции и правильно применять их - один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Постановщик сочиняет хореографическую композицию танца, исходя из стоящей перед ним художественной задачи, с учетом характера и образности музыки, применяя нужные ему выразительные средства. Главная цель на этом этапе - в наиболее яркой художественной форме передать тему и идею танца, добиться гармонического единства всей компонентов действия, начиная с экспозиции и заканчивая развязкой.
От замысла, характера образа, содержания постановки зависит и характер выразительных средств танцевального языка. Музыка - неотъемлемая часть хореографии. В гармонии, органичном, добровольном союзе музыки и танца - гарантирован творческий успех. Воплощением идей, мыслей балетмейстера становятся исполнители-танцовщики, а также художники, декораторы, светорежиссеры. Никакой хореограф не сможет добиться удачи, если его работа не заинтересовала весь творческий коллектив.
Работа по осуществлению хореографической постановки - это своеобразная развернутая творческая лаборатория. Надо не бояться искать новые формы, манеру исполнения, новые почерки, индивидуальности. Зрелость и мастерство приходят к балетмейстерам по-разному и не всем дано сразу найти удачные решения.
Балетмейстер, кроме необходимых для руководителя любого творческого коллектива качеств - общей художественной эрудиции, знания национального искусства, педагогического дара, навыков администратора - должен обладать еще одной спецификой. Он должен уметь видеть мир в пластических образах, уметь преломлять сквозь их призму события, впечатления, мысли.
Процесс создания хореографического произведения в детском коллективе, этапы работы над ним - от замысла до выхода на сцену - является таким же, как и при создании любого другого хореографического произведения. При выборе танцевального репертуара следует руководствоваться педагогическими принципами и учитывать интересы детей, их возраст, степень хореографической подготовки.
Руководитель коллектива совмещает в своей профессиональной деятельности все типы балетмейстера: сочинителя, постановщика, репетитора и педагога. При этом он должен постоянно помнить, что балетмейстерская работа подчинена, прежде всего, задачам художественно-эстетического обучения и нравственного воспитания детей.
Подобные работы
- ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА
(на примере государственных ансамблей песни и танца
Чеченской республики и республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ З.М. РАЙБАЕВА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Золотой век Мариуса Петипа (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов)
Курсовые работы, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2020 - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО БАЛЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ОПЕРЫ И БАЛЕТЫ РОДИОНА ЩЕДРИНА НА МАРИИНСКОЙ СЦЕНЕ: ИСПОЛНЕНИЕ, КРИТИКА, РЕЦЕПЦИЯ
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



