Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умений творческой деятельности студентов в процессе проектирования коллекции

Работа №81358

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ 7
1.1. Понятие творческой деятельности в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности формирования умений творческой деятельности в
юношеском возрасте 13
1.3. Формы и методы формирования умений творческой деятельности
студентов в процессе проектирования коллекции 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОЛЛЕКЦИИ 29
2.1. Характеристика базы исследования 29
2.2. Разработка системы практических занятий по проектированию
коллекции 32
2.3. Анализ результатов опытно - поисковой работы 56
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность исследования определяется тем, что осознание приоритета творчества как неотъемлемой части профессионального успеха и личного благополучия становится все более устойчивым и доминирующим. Специфика проблем творчества рассматривается в различных научных областях с целью исследования творческой деятельности человека в целом и развития педагогической теории и практического управления образовательным процессом в частности. В психологии и педагогике были определены исследовательские приоритеты по вопросам развития творческой деятельности, в том числе художественного творчества. Однако, в образовательном процессе современной высшей и средней школы существует противоречие между потребностью общества в выпускнике с развитой творческой активностью и недостаточной способностью системы образования создавать условия для развития творческого потенциала обучаемых, а также отсутствием должного внимания к организация творческой деятельности студентов на занятиях художественно-эстетического цикла.
Основным условием формирования творческих способностей студентов является его вхождение в развивающую эстетическую среду, его участие в различных эстетических формах: графике, архитектуре, дизайне и т.д. Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, создали много проблем. Особое значение для высшего образования имеет необходимость углубления теоретических исследований в области совершенствования образования и духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука в первую очередь занимается созданием гармонично развитой личности с высокими моральными стандартами, способной к интеллектуальной, творческой деятельности. Чтобы модернизировать школу важно улучшить художественное образование и эстетическое воспитание. Полноценное развитие личности 3
невозможно без развития чувства красоты и разнообразия мира. Это основы, которые необходимо передать следующему поколению. Умения творческой деятельности развиваются посредством непрерывного и разнообразного обучения с использованием имеющихся знаний и навыков в конкретных образовательных мероприятиях. Это очень важно для художественной деятельности и требует сочетания образного, ассоциативного и теоретического мышления, а также осознания личного отношения к такой деятельности.
Вопросам развития умений творческой деятельности посвящены труды ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, таких как Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов, Т.С. Комарова, С.Е. Игнатьев, А.Е. Терентьев, А.П. Яшухин. Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения студентов. Исследованию проблем, связанных с художественным конструированием и моделированием, посвящены работы Л.А. Венгера, Я.В. Владимирова Н.Г. Гриневич, Т.С. Комаровой и др.
Проблему исследования определило противоречие, состоящее в том, что, с одной стороны, сложилась потребность в определении теоретических основ и практических путей формирования умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при проектировании коллекции, а с другой, недостаточная научная разработанность этого вопроса. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также методологическая и теоретическая не разработанность обусловили выбор темы исследования - «Формирование умений творческой деятельности студентов в процессе проектирования коллекции».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты процесса формирования умений творческий деятельности студентов в процессе проектирования коллекций и разработать учебно-методическое пособие способствующее этому процессу.
Объект исследования: процесс формирования умений творческой деятельности.
Предмет исследования: формирование умений творческой деятельности студентов в процессе проектирования коллекции.
Цель, объект, предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть понятия умения творческой деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности формирования умений творческой деятельности в юношеском возрасте.
3. Проанализировать формы и методы формирования умений творческой деятельности студентов в процессе проектирования коллекции.
4. Провести опытно-поисковую работу по формированию умений творческой деятельности студентов в процессе проектирования коллекции.
Методическую основу работы составили общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, описание), а также специальные (статистического анализа, социологического исследования).
Базой исследования являются идея личностно-ориентированного подхода к развитию личности Л.С. Выготского, личностно-деятельностный подход Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, основы психологии образования В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской, теоретические положения о содержании творческого саморазвития личности, выдвинутые В.И. Андреевым и И. Пригожиным, методология педагогических исследований Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина.
Практическая значимость работы: разработанное учебно-методическое пособие может быть использовано на занятиях при подготовки специалистов в организациях средне профессионального образования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Творческая деятельность - это, прежде всего, способ реализации личности, определенная интеллектуальная, поведенческая, деятельностная реакция на объективные условия, на проблемную ситуацию. В юношеском возрасте происходит качественное изменение психических механизмов, обусловленное изменением ценностно-смысловой сферы, развитием рефлексии, самооценки, возросшей эмоциональной отзывчивостью, интенсивным формированием мировоззрения, потребностью в саморазвитии. Именно период юности является наиболее сензитивным для многостороннего умственного и развития творческой активности.
Наиболее успешно формирование умений творческой деятельности студента происходит во время выполнения им специально организованной деятельности под непосредственным руководством педагога, т. е. в процессе обучения. Для формирования умений творческой деятельности студентов необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т. е. необходимо целенаправленное обучение студентов, освоение ими богатого художественного опыта на начальных этапах развития. Положительно сказываются на развитии умений творческой деятельности участие в профессиональных конкурсах. Не менее важен поиск педагогом форм и методов обучения, требующих активной работы мышления студента. Педагог должен установить атмосферу сотворчества на занятиях, а также развивать себя как творческую личность. Только в этом случае возможно эффективно построить процесс развития умений творческой деятельности студентов на занятия по дизайну, в частности при проектировании коллекции.
Исследование проводилось на базе ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и лёгкой промышленности» по профилю 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Исследование проводилось на базе групп 3 курса Д-360-Д.
Анализ учебного плана и рабочих программ дисциплин показал, что развитие профессиональных компетенций направлены такие дисциплины как, «спецрисунок и художественная графика», «живопись с основами цветоведения», «моделирование и художественное оформление одежды», а также ПМ. 01 «Моделирование швейных изделий». В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт поиска творческих источников, участия в моделировании, создание тематической коллекции. С целью рационального использования учебного времени, и по причине отсутствия современных наглядных примеров и пособий, а также теоретических аспектов и методических рекомендаций, нами было решено разработать и внедрить учебно-методическое пособие по МДК 01.01 «Основы художественного оформления швейного изделия» ПМ 01 «Моделирование швейных изделий». Настоящая методическая разработка по проведению практических работ составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 29.02.04 и стандартами Ворлдскиллс Россия по компетенции «Технологии моды» и рабочими программами ПМ 01. В рамках занятий на МДК 01.01 учебно-методическое пособие использовалось на практических занятиях. А также пособие использовалось студентами для самостоятельной внеаудиторной работы. Разработанное методическое пособие дает возможность проверки сформированности умений творческой деятельности обучающихся в процессе проектирования коллекции. В целом, учебно-методическое пособие вызвало у студентов повышенный интерес, поскольку давало возможность проверить полученные теоретические знания непосредственно на практике.



1. Абрамова, Т.С. Практическая психология. Учебник для вузов / Т.С. Абрамова. - Екатеринбург: деловая книга, 2014. - 414с.
2. Авво, Б.В. Современные образовательные модели и эффекты обучения / Б.В. Авво. - СПб.: Нева, 2014. - 56 с.
3. Алферов, А.Д. Психология развития. Учебное пособие для вузов / А.Д.Алферов. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2014.
4. Альштуллер, Г.С. Рабочая книга по развитию творческой личности / Г.С. Альштуллер, И.М. Верткин. - Кишинев: Карта Молдовеняскэ, 1990. - Ч.1. - 238с.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2016.- 251с.
6. Бердник, Т. О. Моделирование и художественное оформление одежды : учебное пособие для обучающихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Т. О. Бердник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 384 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 320с.
8. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.
Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. - 672с.
9. Булатова, Е. Б. Конструктивное моделирование одежды: учеб. пособие / Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева. - М.: Академия, 2004. - 328с.
10. Васькова, Н.А. Особенности развития лчности студента / Н.А. Васькова, Н.Г. Садова, И.Н. Григоренко // Наука и образование. 2015. - № 5. - С. 35-41.
11. Власов, В.А. Воспитание прекрасного в человеке. Теории эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале ХХ вв.
Монография / В.А. Власов, под ред.проф. В.В.Макаева. - Пятигорск, изд. ПГЛУ, 2008. - 96с.
12. Воитлева, Н.А. Ученые о сущности педагогического творчества / Н.А. Воитлева // ПНиО.- 2014. - №3 (9).).- С.48-52.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2014. - 336 с.
14. Горностай, П. Психология личности: словарь-справочник / П. Горностай, Т.Титаренко. - М.:Академия, 2015.- 288с.
15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие
для студентов ВУЗов / Л.А. Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.:
Гардарики, 2001.
16. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма: учеб. пособие для вузов / Г.М.Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2013. - 432с.
17. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 2017. - 368 с.
18. Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2012.- 188с.
19. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление
одежды: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - М.: Мастерство; Издательский центр
«Академия»; Высшая школа, 2001. - 184с.
20. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева.- М.: МПСИ, 2011.- 194с.
21. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики / М.А. Ерофеева. - М.: Высшее образование, 2015. - 288с.
22. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003. - 347 с.
23. Зуева, Ф.А. Проектная деятельность как средство учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе /В. А. Зуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - №3-4(16). - С. 25-30
24. Захарчук, В. С. Анализ стеганых поверхностей в коллекциях дизайнеров женской одежды / В. С. Захар-чук, Л. В. Попковская // Материалы и технологии. - 2018. - Вып. 1(1). - С. 95-101.
25. Кислицина, Ю.В. Образно-ассоциативное решение
художественной коллекции. Учебное пособие / Ю.В. Кислицина, Л.С. Антипова. - Ханты-Мансийск, 2011. - 24с.
26. Кичемазова, Л.Н. Основы конструирования, моделирования и технологии одежды: учеб. пособие для начального профессионального образования / Л.Н. Кичемазова, И.Э. Малышева. - Ростов н/Д.: Март, 2001. - 217 с.
27. Козырева, А.В. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.В. Козырева. - Пенза, 2014. - 344с.
28. Композиция костюма: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова, Н. Б. Ляхова, С. А. Попов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 449 с.
29. Кузвесова, Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко: учеб. пособие для СПО / Н. Л. Кузвесова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 202 с.
30. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2016. - 464с.
31. Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне: Учебное пособие / А.
Лаврентьев, А.В. Ефимов, В. Барышева, В.Ф. Колейчук. - М.:
Университетская книга, 2010. - 200с.
32. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
33. Мамедова, И.М. Эстетическое воспитание обучающихся / И.М.Мамедова // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 790-792.
34. Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2014. - 252с.
35. Моляко, В.А. Творческая конструктология / В.А.Моляко. - К.: Освита Украика, 2007.- 240с.
36. Научно-практические семинары: модернизация гуманитарного образования / Сост. В. Ю. Розка. - Волгоград: Учитель, 2018. - 136с.
37. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.- 621с.
38. Основы дизайна и композиции: современные концепции : учеб. пособие для СПО / Е. Э. Павловская [и др.] ; отв. ред. Е. Э. Павловская. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 183с
39. Пармон, Ф. М. Композиция костюма: учебник для вузов / Ф.М. Пармон - М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.
40. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- М.: «Академия», 2017.- 512с.
41. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 416 с.
42. Плаксина, Б. История костюма стили и направления / Б. Плаксина. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
43. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учеб. пособ. / П.И.Пидкасистый. - М.: Инфра-М, 2011. - 492с.
44. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Флинта, 2017.- 416с.
45. Рачинская, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Е.И.Рачинская, В.И.Сидоренко. - Ростов н/Дону: Феникс, 2012. - 608с.
46. Сафина, Л.А. Дизайн костюма / Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина, В.В. Хамматова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 390 с
47. Толмачева, Г.В. Дизайн костюма. Система перспективного проектирования костюма: Учебное пособие / Г.В. Толмачева. - Омск ОГИС, 2014. - 52 с
48. Труханова, А. Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды / А. Т. Труханова. - М.: Академия, 2015. - 214с.
49. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.]; под ред. А.Н.Лаврентьева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 208 с.
50. Шевелев, И. Ш. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии : монография / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. - М.: Стройиздат, 1990. - 349 с.
51. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно¬прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 74 с.
52. Эстетическое воспитание обучающихся. Вопросы теории и методики / Под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 2014. - 101с.
53. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. — М.: «Современное слово», 2001.— 768 с.
54. Якунина, А.В. Традиции и инновации в отделке современной одежды / А.В. Якунина, И.А. Азизян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3196-3200.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ