Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №81355

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование проблемы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР
1.1. Тревожность как психологический феномен 6
1.2. Особенности проявления ситуативной тревожности у младших
школьников с ЗПР 13
1.3. Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической
коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР 19
Глава II. Организация исследования ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
2.1. Этапы, методы и методики исследования 28
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 33
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной
тревожности младших школьников с ЗПР 39
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 43
3.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по
профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР 49
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 66

Тревожность является препятствием для достижения целей. Беспокойство, однажды возникнув, становится устойчивым образованием и влияет на способность ребенка в осуществлении его деятельности, а это, в свою очередь, усиливает эмоциональное расстройство.
Многие ученые, философы, педагоги и психологи с давнего времени были заинтересованы проблемой тревожности. А.М. Прихожан считала тревожность проявлением внутреннего конфликта, негативного эмоционального опыта, проблем с родителями, школой. Ч.Д. Спилбергер разделил тревожность на состояние и свойство, а Дж. Тейлор рассматривала тревожность как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер.
Тем не менее, в этой области остается довольно большое количество неисследованных вопросов. В частности, многие специалисты считают открытым вопрос определения ситуативной тревожности как понятия. В практической психологии зачастую поднимается проблема ситуативной тревожности, так как ее можно рассматривать и работать с ней можно по- разному.
Все больше специалистов в области педагогики и психологии обращают внимание на проблему социализации детей с особыми потребностями в обучении. В последнее время наблюдается очень высокая распространенность такого заболевания, как задержка психического развития. Задержка психического развития (далее - ЗПР) - это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга из-за влияния неблагоприятных факторов, что ведет к отставанию психической деятельности.
Типичной особенностью таких детей является появление эмоциональных расстройств: дети чувствуют тревогу, страх, склонны к импульсивности и аффективным действиям. Л.В. Кузнецова считает, что такие школьники испытывают сложности в учебе и общении с учителями, сверстниками, взрослыми и семьей из-за нестабильной эмоционально-волевой сферы.
В результате нестабильности эмоционального состояния у детей может развиться повышенная тревожность, которая может повлиять на их способности обучаться, социализироваться и становиться всесторонне развитыми личностями. Тревога и тревожность могут выполнять мобилизующую роль, сопряженную с повышением эффективности деятельности подростков, но на продуктивность деятельности дошкольников и младших школьников она оказывает исключительно дезорганизующее воздействие.
Данная работа посвящена решению проблемы коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР. В ней осуществляется экспериментальная проверка разработанной модели коррекционного воздействия, осуществляется поиск оптимальной последовательности занятий и упражнений. Работа сопровождается рекомендациями для учителей и родителей.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: тревожность младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР изменится в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования
1. Изучить феномен ситуативной тревожности в психологических исследованиях.
2. Раскрыть особенности проявления ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
4. Определить методы, методики и этапы исследования.
5. Охарактеризовать выборку, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
6. Разработать и апробировать программу психолого-
педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации
педагогам и родителям по профилактике и коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
-тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки;
-методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса;
-проективная методика "Рисунок человека" К. Маховер, Ф. Гудинаф.
3. Математико-статистические методы: Т-критерий Вилкоксона. База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68. г. Челябинска. В исследовании приняли участие 6 учащихся 3 класса (5 мальчиков и 1 девочка), возраст детей 9-10 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования достигнута — теоретически обоснована и экспериментально проверена модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР.
На основании проведенного нами теоретического анализа психолого- педагогической литературы можно утверждать, что понятие ситуативной тревожности используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.
Психологическими признаками ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР являются снижение самооценки, решительности, уверенности в себе, изменение уровня притязаний. Дети становятся чувствительными к своим неудачам, начинают остро реагировать на них, отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Исследование ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.
Эмпирическое исследование особенностей ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР проводилось на базе МБОУ СОШ №68 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 6 детей. Констатирующий эксперимент осуществлялся с целью выявления уровня ситуативной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Исследование проводилось по трем методикам: тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки; методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса; проективная методика "Рисунок человека" К. Маховер, Ф. Гудинаф.
Результаты по тесту ситуативной тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки показали, что высокий уровень тревожности обнаружился у 66,7% (4 ребенка), средний уровень у 33,3% (2 человека). Низкий уровень ситуативной тревожности в группе не был выявлен.
По методике диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса было выявлено, что повышенный уровень школьной тревожности имеют 50% (3 ребенка), нормальный уровень также имеют 50% (3 ребенка). Испытуемых с высоким уровнем школьной тревожности не было выявлено.
По проективной методике "Рисунок человека" К. Маховер, Ф. Гудинаф почти все учащиеся показали признаки ситуативной тревожности. У 83,3% (5 детей) были выявлены следующие признаки ситуативной тревожности: использование темных цветов при рисовании, сильная штриховка, прерывистые линии. У 16,7% (1 испытуемый) не было выявлено признаков ситуативной тревожности по этой методике.
В опытно-экспериментальной работе нам удалось реализовать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития и провести повторную диагностику по методикам, ранее использованным в констатирующем эксперименте. Проанализировав и обработав полученные результаты с помощью критерия Т-Вилкоксона по методике Н.Б. Филипса, нам удалось установить эффективность реализации программы психолого- педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены в полном объеме. В результате исследования доказана гипотеза.



1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Владос-Пресс, 2003. 288с.
2. Анн, Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2002. 274с.
3. Артюхова, Т.Ю., Басалаева, Н.В. Тревожность современных подростков. Тамбов: Грамота, 2009. 19с.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. М.: ПЕР СЭ, 2008. 240с.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2008. 160с.
6. Ахметова, В.В., Говорин, Н.В., Злова, Т.П., Морозова, И.Л.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция экологически обусловленных задержек психического развития: Методические
рекомендации. Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015. 48с.
7. Барышникова, Е. В., Хафизова, Л. Р. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших
школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 136-140. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56105.htm (дата обращения 03.12.2016).
8. Будникова, Е.С., Резникова, Е.В., Хабибулина, М.Б. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ПИРС, 2010. 86с.
9. Валуйская, Т.Л. Социально-тревожность учащихся в период
перехода из начальных классов в средние // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М.: Психологический институт РАО, 2008. [Электронный ресурс] URL:
http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30150_fUll.shtml (дата обращения
11.10.2016).
10. Варенникова, Е.А. Влияние темперамента на ситуативную тревожность детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 21-25. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/95156.htm(дата обращения 01.11.2016).
11. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика
ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 128с.
12. Габдреева, Г.Ш. Место ситуативной тревожности в структуре
развивающейся психологической защиты личности // Научная библиотека КиберЛенинка, 2012. № 6. С. 233-243. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-trevozhnosti-v-strukture-razvivayuscheysya- psihologicheskoy-zaschity-lichnosti(дата обращения: 02.01.2017).
13. Гаранина, Е.Ю. Социально-психологические проблемы
ситуативной тревожности в современном образовании // Научная библиотека КиберЛенинка, 2008. № 4-2. С. 30-33. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-problemy-trevozhnosti- v-sovremennom-obrazovanii(дата обращения: 16.01.2017).
14. Гиталова, К.В. Психолого-педагогическая коррекция
ситуативной тревожности дошкольников с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 91-95. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/95170.htm(дата обращения 19.11.2016).
15. Голощапов, А.В. Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи. СПб: ИГ «Весь», 2016. 163с.
16. Данилков, А.А. Психологические средства регуляции
ситуативной тревожности в условиях временного детского коллектива. Новосибирск, 2004. 24с. [Электронный ресурс] URL:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003242155#?page=3(дата обращения 01.12.2016)
17. Долгова, В.И., Барышникова, Е.В., Саркисян, М. С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 101-105. [Электронный ресурс] URL: http://e- koncept.ru/2015/95527.htm(дата обращения 19.09.2016).
18. Долгова, В.И., Гольева, Г.Ю., Ласс, О.В. Изучение влияния стажа
работы на уровень ситуативной тревожности у кассиров железнодорожных билетных касс // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 31. С. 61-65. [Электронный ресурс] URL: http://e-
koncept.ru/2015/95519.htm (дата обращения 15.09.2016).
19. Долгова, В.И., Иванова, Л.В., Буторин, Г.В. Влияние ситуативной тревожности на агрессивное поведение подростков в социальном приюте // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 31. С. 31-35. [Электронный ресурс] URL: http://e- koncept.ru/2015/95513.htm(дата обращения 28.09.2016).
20. Долгова, В.И., Крыжановская, Н.В., Грамзина, Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 31. С. 46-50. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/95516.htm(дата обращения 29.10.2016).
21. Долгова, В.И., Кормушина, Н.Г. Экзистенциальный страх
смерти // Вестник ЧГПУ, 2016. № 7. С. 134-138. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnyy-strah-smerti(дата
обращения: 24.02.2017).
22. Дроганова, Н.А. Психолого-педагогическая коррекция
ситуативной тревожности у учащихся 11-го класса при подготовке к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 211-215. [Электронный ресурс] URL:http://e-koncept.ru/2015/75043.htm(дата обращения 24.09.2016).
23. Егоров, Д.В. Использование формирующего эксперимента в
учебном процессе вуза // Вестник ТИУиЭ, 2010. № 1. С. 81-84.
[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- formiruyuschego-eksperimenta-v-uchebnom-protsesse-vuza(дата обращения: 18.08.2016).
24. Ерохин, В.С. Понятие риска // Психология. Социология. Педагогика, 2012. М.: Международный научно-инновационный центр. С. 10-11.
25. Изард, К.Э. Психология эмоций. Спб.: Питер, 2012. 464с.
26. Ингерлейб, М. Особенные дети. М.: ЭКСМО, 2013. 434с.
27. Капитанец, Д.А. Психолого-педагогическая коррекция
ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № S1. С. 41-45. [Электронный ресурс] URL: http://e-
koncept.ru/2015/75009.htm (дата обращения 06.12.2016).
28. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: Учебник для
вузов. Спб.: Питер, 2013. 864с.
29. Кириллова, Е.А. Тревожный ребенок. М.: Основа, 2012. 192с.
30. Кондратьева, О.А., Нижегородцева Е.С. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков // Научно¬методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 44. С. 57-64. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56976.htm(дата обращения 25.12.2016).
31. Константинова, Н.И. Мотивация и ситуативная тревожность
учащихся 4 класса с разным уровнем развития музыкальных способностей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: ООО «ЦРНС», 2010. № 16-1. С. 142-146. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-situativnaya-trevozhnost-
uchaschihsya-4-klassa-s-raznym-urovnem-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostey (дата обращения 01.02.2017).
32. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003. 160с.
33. Крыжановская, Н.В. Формирование познавательно¬
профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 2 (февраль), С. 136-140. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/15052.htm(дата обращения 31.09.2016).
34. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192с.
35. Кьеркегор, С. Страх и трепет. М.: "Республика", 2009. 112с.
36. Ларионова, С.О. Особенности девиантного поведения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, УрГПУ, 2012. № 3.
С. 45-52. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата
обращения: 01.04.2017).
37. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2005. 416с.
38. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 255с.
39. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014. 583 с.
40. Морозов, Е.А. Пошаговый алгоритм действий при
использовании методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Научный диалог. 2014. № 3. С. 29-45. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poshagovyy-
algoritm-deystviy-pri-ispolzovanii-metodov-matematicheskoy-statistiki-v- psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 25.02.2017).
41. Морозова, А.Б. Влияние ситуативной тревожности на процесс межличностного общения у учащихся 1 класса. Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. 128с.
42. Мэй, Р. Смысл тревоги. М.: ИОИ, 2011. 416с.
43. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 304с.
44. Рикрофт, Ч. Тревога и неврозы / Пер. с англ. В.М. Астапов, Ю.М. Кузнецова. М.: ПЕР СЭ, 2008. 142 с.
45. Рокицкая, Ю.А., Манучарян, Н.Ш. Теоретическое обоснование моделирования процессов формирования толерантности к
неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 7. С. 1-5. [Электронный ресурс] URL: http://e- koncept.ru/2016/56078.htm(дата обращения 16.12.2016).
46. Романенко, С. Тревожность в младшем школьном возрасте.
Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 96с. [Электронный ресурс] URL:http://puresalons.net/16858-trevozhnost-v-mladshem-shkolnom- vozraste-snezhana.html(дата обращения 26.01.2017).
47. Селиванова, М.А. Психолого-педагогическая коррекция школьной ситуативной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. Т. 30. С. 31-35. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2014/55326.htm(дата обращения 27.10.2016).
48. Сизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и ситуативной
тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. - Спб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. №XI. С.236-239. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz- samootsenki-i-trevozhnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения 30.08.2016).
49. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. 13с.
[Электронный ресурс]
URL:http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php(дата обращения: 14.09.2016).
50. Такиуллина, Л.И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № S1. С. 206-210. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm(дата обращения 01.10.2016).
51. Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2016. 143 c.
52. Токарь, О.В. Детская практическая психология в кратком изложении: учебно-методическое пособие. М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2008. 224с.
53. Троценко, С.Н., Филютина, Т.Н. Особенности школьной
ситуативной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома: «КГУ им. Н.А. Некрасова», 2012. № 4. 189с. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-shkolnoy-trevozhnosti- obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya(дата обращения 30.11.2016).
54. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: «Николаев», 2004. 68с.
55. Хотина, Л. А. Психолого-педагогическая коррекция школьной ситуативной тревожности младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 10. С. 146-150. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/95073.htm(дата обращения 23.01.2017).
56. Циркин, С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Спб.: Питер, 2004. 896с.
57. Цицерон, М.Т. Тускуланские беседы. Москва: Художественная литература, 2010. 82с.
58. Шангереева, А. Е., Баюканская, С. Ф. Психологическая коррекция страхов у младших подростков в процессе индивидуальной и групповой работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт»,
2016. Т. 50. С. 107-112. [Электронный ресурс] URL: http://e-
koncept.ru/2016/76663.htm (дата обращения 13.12.2016).
59. Шаяхметова, В. К., Мезенцева, Н. А. Исследование ситуативной
тревожности у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 44. С. 129-137. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56986.htm(дата обращения: 30.11.2016).
60. Щербак, А.П. Характеристика методов исследования.
Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. 39с.
61. Яковлева, О.В. Коррекция ситуативной и личностной
ситуативной тревожности у подростков // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. №11. С. 133-135. [Электронный
ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-situativnoy-i-
lichnostnoy-trevozhnosti-u-podrostkov (дата обращения 20.09.2016).
62. Levy, H.B. Minimal brain dysfunction/specific learning disability: a
clinical approach for the primary physician // South Med J., 1976. № 69. С. 642-653. [Электронный ресурс] URL:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1273628(дата обращения 02.02.2017).
63. Marantz, R.H. Understanding the Anxious Mind. The New York Times Magazine, 2009. № 29. [Электронный ресурс] URL:
http://www.nytimes.com/2009/10/04/magazine/04anxiety-t.html (дата
обращения 13.11.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ