ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления процессом развития одаренных и талантливых детей в образовательной организации
1.1 Состояние разработанности проблемы выявления и развития одаренных и талантливых детей в психолого-педагогической литературе
1.2 Специфика управления процессом развития одаренных детей в
школе
1.3 Организационно-педагогические условия эффективности управления процессом развития одаренных и талантливых детей в образовательной организации
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности управления процессом развития талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий
2.1 Организационно-методическая основа опытно-экспериментальной
работы
2.2 Методика реализации организационно-педагогических условий эффективности управления процессом развития одаренных и талантливых
детей в образовательной организации 84
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 100
Выводы по 2 главе 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития системы образования в Республике Казахстан большое внимание уделяется развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, поскольку казахстанское общество нуждается в качественно новом поколении молодых людей, обладающих способностью активного создания нового знания, а не только к интенсивному овладению знаниями. Одаренные дети являются золотым фондом развития общества, интеллектуальным потенциалом культурного и экономического развития и процветания страны. Вот почему основным требованием к системе образования ставится повышение качества человеческого ресурса, что потребовало реализации новых подходов в организации деятельности педагогов по отношению к талантливым и одаренным детям, обусловило необходимость создания системы выявления и поддержки одаренных учащихся.
Под педагогической поддержкой понимается специально организованный процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала талантливых и одаренных детей [1]. Таким образом, поддержка талантливых и одаренных детей требует организации условий для их развития в образовательной организации. Данное требование нашло отражение в Законе «Об образовании» в Республике Казахстан, где акцентируется внимание на создание развивающей среды для развития одаренности обучающихся [2, с.3].
Проблему выявления, поддержки и развития интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения связывают с повышением качества человеческого ресурса не только в Казахстане, в России, а также во всем мире. Решение проблемы развития одаренных учащихся видится в организации специальных условий в рамках образовательного процесса в школе, в которой важнейшую роль играет создание развивающей образовательной среды.
Проблема одаренности в теории и практике на разных этапах решалась в педагогике, психологии, философии. Исследователями рассмотрены вопросы:
- выявления и развития одаренности и творчества (фундаментальное обоснование дано в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплова,
В.Н. Мясищева, Дж. Рензулли, О.К. Тихомирова, А.В. Брушлинского, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской и др.);
- поддержке и развитию общих и специальных способностей одаренных детей посвящены работы Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.И. Уманского, З.И. Калмыковой и др.
В трудах психологов, методистов и педагогов-практиков разрабатывается система дидактических принципов, учебных программ и факультативов для решения задачи выявления и поддержки одаренных детей. Так, наиболее полным и глубоким считается исследование российского ученого Н.С. Лейтеса, изучившего индивидуально-типологические и возрастные особенности интеллектуально одаренных детей [3]. В работах казахстанских исследователей также нашло отражение решение актуальной проблемы выявления и поддержки одаренных детей. Так, в работах Т.И. Смаглий, Р.Р. Бикбулатова выявлены психологические особенности интеллектуально одаренных учащихся [4]. В исследовании У.Б. Жексенбаевой рассмотрены вопросы теории и практики работы с одаренными детьми в условиях Республики Казахстан, исследованы аспекты диагностики одаренности [5]. Возможности дифференциации образовательной подготовки в развитии одаренных детей исследованы в работах М.Ж. Жадриной [6]. Защищены кандидатские диссертации, исследующие условия развития одаренности у школьников (И.А. Бевз, Е.О. Омар, Е.Э. Тлеулова и др.).[7]-[8].
В вышеуказанных работах (Т.Г. Егоровой, В.И.Слободчикова, И.Г.Шендрик, А.Савенкова, В.А.Ясвина и других) подчеркивается значимость и необходимость организации специальной развивающей образовательной среды для развития интеллектуально потенциала одаренных учащихся.
Одаренные дети нуждаются в насыщенной развивающей среде, в которой целенаправленно разными средствами поддерживается и может реализоваться их социальная активность, инициатива, самостоятельность и свобода творческого самовыражения.
Понимание одаренности менялось под воздействием развития науки и процессов, проходящих в обществе. И хотя на сегодня накоплен большой материал исследований по проблеме, нет единого мнения по вопросу природы одаренности. Мы придерживаемся определения одаренности, данного в Рабочей концепции одаренности. Согласно ей одаренным можно считать ребенка, выделяющегося яркими, отчетливо выраженными, иногда выдающимися достижениями (или имеющего предпосылки для таких достижений) в какой-либо сфере деятельности [9].
В условиях традиционного обучения одаренным детям, как правило, нелегко удовлетворить на уроках свою повышенную любознательность. По данным опросов среди одаренных детей, учителя часто проявляют равнодушие к их стремлению выходить далеко за рамки традиционного учебного курса. По свидетельству самих учителей, около трети опрошенных оказываются профессионально несостоятельными перед «излишне любознательными» детьми, предлагая им выполнять стандартные и достаточно легкие для них задания, работать в одном темпе со всем классом, соблюдать дисциплину. Это порождает скуку, которая становится подчас опасной повседневностью. Результатом чего может стать утрата познавательной мотивации, потеря интереса к учебе, снижение адаптивных возможностей. В этих условиях одаренный ученик порой направляет творческую энергию не на процесс познания, а на противодействие системе обучения, демонстрируя асоциальное поведение [10].
Как показывает практика, современная школа, как правило, имеет план работы с одаренными учащимися, в некоторых школах разработаны собственные концепции развития одаренных детей. Однако, как показывает анализ планов и отчетов школы, а также наш опыт и наблюдение за организацией специальной учебно-воспитательной работы с интеллектуально одаренными детьми, уровень реализации таких планов не вполне соответствует заявленным результатам обучения. Организация педагогической поддержки одаренных детей декларируется, однако в реальности, как показывает практика, работа с одаренными детьми в массовой школе зачастую представлена отдельными мероприятиями, по заданным извне, предлагаемым «сверху» программам, акциям и проектам. При этом присутствует тенденция недостаточного внимания к данной проблеме со стороны преподавателей. Анализ содержания программ показывает отсутствие целостного представления по вопросам выявления и поддержки одаренных детей в образовательной организации, недостаточно разработаны управленческие аспекты проблемы одаренности. Педагоги не в полной мере владеют методикой выявления талантливых и детей скрытой и потенциальной одаренностью, потому не учитывают психоэмоциональной, познавательной, поведенческой особенностей одаренных детей.
Таким образом, выявлено противоречие в теории и выявления и развития одаренных детей:
- между социальным заказом государства на одаренных творческих и креативных людей и недостаточной разработанностью системы выявления и поддержки одаренных детей;
- требованиях к организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий и недостаточной разработанностью методических и практических аспектов организации процессов выявления и поддержки одаренных детей на основе указанных технологий;
- требований организации процесса выявления и поддержки одаренных детей на основе управления образовательным процессом и недостаточной методической подготовкой преподавателя массовой школы к его реализации.
Проблема исследования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования: при каких условиях личностно-ориентированные технологии становятся эффективным средством эффективного управления процессом развития талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации?
Цель исследования: разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления процессом развития талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации.
Объект исследования - управление процессом развития одаренных и талантливых детей в образовательной организации.
Предмет исследования: личностно-ориентированные технологии как средство эффективного управления процессом развития одаренных и талантливых детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить состояние проблемы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей на основе изучения психолого-педагогических работ.
2. Выявить специфику управления процессом развития одаренных детей в школе.
3. Выделить и раскрыть сущность организационно-педагогических условий эффективности управления процессом развития талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации.
4. Обосновать продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми.
5. Оценить на практике результативность комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления процессом развития талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий в образовательной организации.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули следующее предположение: управление процессом развития талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации будет эффективнее, если в процессе управления реализуются следующие организационно-педагогические условия.
- Управление системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе достоверного измерения деятельности.
- Организация развивающей образовательной среды на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Включение всех субъектов образования в проектную деятельность на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения психологии одаренности (Г. Ж. Акылбаева [11],
Д.Б. Богоявленская[12], У.Б. Жексенбаева[5],А.М. Матюшкин[13], А.И.Савенков [14],Дж. Рензулли[15], Дж. Фримен [16] и другие);
- положения возрастной и педагогической психологии о становлении личности в школьном возрасте (А.С. Белкин [17], И.А.Зимняя [18], В.С. Мухина [19], Д.И. Фельдштейн [20] и другие);
- теория практика проектирования образовательной среды (В.И. Панов [21], В.А. Ясвин [22] и другие).
- основные идеи личностно-деятельностного подхода (Л.С.
Выготский [23], А.Н. Леонтьев [24], С.Л. Рубинштейн [25]).
- концепция психолого-педагогического сопровождения,
предлагающая создание в образовательном процессе системы условий, решающих задачи успешного обучения и развития его субъектов (А. К. Колеченко [26], О.А. Толстопятовой [27] и др.);
- разработки в области педагогических технологий (А. К. Колеченко [см. выше], Г. К. Селевко [28] и др.).
Этапы исследования:
Первый этап (2016-2017 гг.) включал анализ, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, разработку научного аппарата, уточнение опытно-экспериментальной базы исследования. На данном этапе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы; изучался передовой и массовый педагогический опыт, теоретический синтез, ретроспективный анализ.
Второй этап (2016-2017 гг.). Были разработаны и реализованы в
образовательном процессе школы организационно-педагогические условия в системе управления образовательной организацией на основе личностно-ориентированных педагогических технологий. На данном этапе в исследовании использовались методы анкетирования, тестирования, методы
сравнительной характеристики, оценки и констатирующий и формирующий эксперимент.
Третий этап (2017-2018 гг.) был посвящен оценке влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на эффективность управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательной организации, обобщению и систематизации результатов исследования, формулировке выводов, оформлению текста исследования.
База исследования: средняя школа № 6 г. Лисаковск.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы управления процессом развития талантливых и одаренных детей в образовательной организации на основе личностно-ориентированных технологий;
2. Разработаны методические положения реализации
организационно-педагогических условий эффективного управления процессом развития талантливых и одаренных детей на основе личностно - ориентированных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Обоснована теоретическая база комплекса
организационно-педагогических условий управления процессом развития талантливых и одаренных детей на основе личностно-ориентированных технологий;
2. Уточнено содержание понятий «личностно-ориентированные технологии»;
3. Уточнена роль личностно-ориентированных технологий в обеспечении эффективного управления процессом развития талантливых и одаренных детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Опытно-экспериментальным путем обоснованы возможности использования организационно-педагогических условий для повышения эффективности управления процессом развития талантливых и одаренных детей на основе личностно-ориентированных технологий;
2. На основе сделанных теоретических выводов исследования разработаны рекомендации по внедрению личностно-ориентированных технологий в систему управления процессом развития талантливых и одаренных детей.
3. Материалы исследования могут использоваться при подготовке будущих учителей, в системе повышения профессиональной квалификации учителей, в практике работы общеобразовательных школ при составлении программ, разработке пособий, дидактических материалов и создании спецкурсов и семинаров.
На защиту выносятся:
1. Комплекс организационно-педагогических условий на основе личностно-ориентированных технологий, направленный на повышение эффективности управления процессом развития талантливых и одаренных детей в образовательной организации;
2. Методические положения реализации организационно-педагогических условий эффективного управления процессом развития талантливых и одаренных детей на основе личностно-ориентированных технологий
Структура исследования: работа содержит введение, две главы - одна из которых имеет теоретическую направленность, вторая - эмпирическую, заключение, выводы и рекомендации, приложение. В ней содержится 12 рисунков и 21 таблица, список использованной литературы составляет 77 наименований.
Под педагогической поддержкой понимается специально организованный процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала талантливых и одаренных детей, что требует организации условий для их развития в образовательной организации. В Законе «Об образовании» в Республике Казахстан акцентируется внимание на создание развивающей среды, применительно к развитию личности обучающегося означает, что в результате создания условий и саморазвития субъекта в нем осуществляется процесс качественного преобразования. Процесс развития сопровождается качественными перестройками в психических процессах и их взаимосвязях, появление новых мотивов и интересов, устойчивых характеристик в психических состояниях человека, которые начинают положительно влиять на процесс обретения последним новых психических свойств в личности.
Было выявлено, что образовательный процесс, построенные на основе технологий личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Доказано, что наиболее подходящее стратегическое направление обучения одаренных детей заключается в творческом обучении, т.е. обучении, ориентированном на поддержание и развитие у ребенка творческого потенциала и предполагающем личную активность ребенка в процессе порождения и постановки проблемы, поиска и осуществления ее решения. Это стало причиной рассмотрения широко распространенных за границей практико-ориентированных моделей творческого обучения и обсуждения их возможностей и границ применения.
Развивающая образовательная среда должна способствовать созданию атмосферы интеллектуального поиска и творческой деятельности. Задачей педагога, работающего над решением проблемы развития одаренных детей, становится создание именно такой среды, отсюда задача управления процессом поддержки одаренных и талантливых детей в школе заключается в создании условий, обеспечивающих поддержание и развитие исследовательской активности и исследовательских предпочтений ребенка. Содержание и методы обучения на всех ступенях образования необходимо выстраивать таким образом, чтобы высокой исследовательской активности ребенка, проявляемой им в различных формах, его повышенным познавательным возможностям обеспечивалась обильная «питательная среда» и «востребованность» в процессе всего обучения в школе.
Такая развивающая школьная среда должна стать средством, с помощью которого одаренный ребенок проявляет свою исследовательскую активность, приобретет исследовательские умения, реализует свою исследовательскую (творческую) активность, получит признание и значимость своего творчества значимыми взрослыми - учителями и родителями.
Мы полагали, что личностно-ориентированные образовательные технологии становятся эффективным средством управления процессом развития одаренных детей в ОО, если в процессе управления реализуются следующие организационно-педагогические условия:
1. Управление образовательной организацией на основе достоверного измерения деятельности.
2. Организация личностно-ориентированной развивающей
образовательной среды на основе использование личностно-ориентированных образовательных технологий.
3. Организация исследовательской деятельности путем включения всех субъектов образования в проектную деятельность.
Апробация педагогических условий была реализована внедрением организационно-педагогических условий в образовательный процесс «СШ№6 г. Лисаковска»: реализовались все три условия.
Реализация комплекса организационно-педагогических условий проходила с использования экспериментальных факторов:
1) Средствами психолого-педагогического мониторинга познавательных способностей учащихся; 2) На основе использование личностно-ориентированных образовательных технологий; 3) Путем включения всех субъектов образования в проектную деятельность.
Критериями развития образовательной среды, основанными на определении количественных показателей - количества детей, участвовавших в конкурсах, олимпиадах и исследовательских мероприятиях, занимающихся в условиях образовательной организации творческих объединениях; статистические данные по организации системы поддержки одаренных и талантливых детей в школе, потребности детей и родителей.
На основании анализа работ исследователей, мы отобрали статистические показатели, характеризующие указанный критерий, причем (анализу подвергаются показатели текущего и прошедшего учебного года) Использованы следующие критерии и показатели:
- уровень инновационной активности педагогов;
- уровень инновационной составляющей образовательных программ;
- степень внедрения инновационных форм и методов в деятельность коллективов ОО;
- уровень владения инновациями воспитанников ОО и др.
Исследование было организовано в период с 02.09.2016г по 27.10.2018г.
В нем приняли участие 280 детей среднего и старшего школьного возраста 7-11 класса «СШ №6» г.Лисаковска, 110 мальчиков и 170 девочек. Сущность исследования заключалась в оценке результативности комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой развития талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показывают:
- произошла динамика в уровне инновационной активности педагогов;
- уровня инновационной составляющей образовательных программ; - степень внедрения инновационных форм и методов в деятельность коллективов ОО
- изменилось образовательное пространство школы, учащиеся
удовлетворены тем, как школа организует исследовательскую деятельность (65%).
Исследование подтвердило, что реализация комплекса организационно - педагогических условий эффективности управления образовательной организацией на основе личностно-ориентированных образовательных технологий позволяют добиться положительной динамики, становятся эффективным средством управления процессом развития одаренных детей
1. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и
социальная проблема: научно-методический проект
социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений: Монография. - М.: Перспектива, 2009: - 230 с.
2. Закон «Об образовании Республики Казахстан»
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. 3-е изд., испр. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 478 с.
4. Смаглий Т.И., Бикбулатов Р.Р. Психолого-педагогические основы развития интеллектуально одаренных школьников: учебное пособие / Т.И. Смаглий, Р.Р. Бикбулатов. - Костанай: КГПИ, 2017. - 174 с.
5. Жексенбаева У.Б. Теория и практика работы с одаренными детьми. Монография. - Алматы: Каз.НПУ им. Абая, 2004.- 270 с.
6. Жадрина М.Ж. Дифференциация как условие осуществления вариативной образовательной подготовки одаренных детей //Дарын. - 2000.-№3.-С.71-81
7. Бевз И.А. Дидактические условия развития академической одаренности младшего школьника: Автореферат дис. ... канд. пед. наук.- Караганда, 2008 - 28 с.
8. Омар Е.О., Тлеулов Е.Э. Современные проблемы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования// Научный мир Казахстана. - 2010. -№ 4(32). - С. 157-160.
9. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской // Вопросы образования - 2004 - С. 46 - 68.
10. Дворецкая Т.В. В. Система организации интеллектуально-творческой
деятельности учащихся: Сборник статей межрегиональной
конференции [Текст] / Т.В. Дворецкая. - Псков, 2001. - С. 24-28.
11. Акылбаева Г. Ж. Особенности чувствительности у людей с
выраженными специальными способностями : Дис. ... канд. психол. наук. - Караганда, 1999. - 195 с.
12. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии.- 1989. - №6. - С.29-33.
14. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.
15. Рензулли Дж. Модель школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М. - 1997. - С. 214-242.
16. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология. - 1999. - № 11. - С. 10-18.
17. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для пед. вузов.- М.: Академия, 2000.-188 с.
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2001.-382 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: учебное пособие. 14-е изд. - М.: изд. центр «Академия» 2012.-656 с.
20. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: изд-во «Институт практ. психологии». - Воронеж: МОДЭК, 2002. - 512 с.
21. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика.- СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию/ В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл: Academia, 2005. - 345 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. Изд. 12-е. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
26. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.. - СПб. : КАРО, 2001.- 368 с.
27. Толстопятова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. А. Толстопятова. - Ставрополь, 2004. - 26 с.
28. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии.-
М.:
Народное образование, 1998.- 256 с.
29. Платон. Избранные диалоги / Под ред. С. Апта. - М.: Художественная литература, 1965. - 262 с.
30. Уарте, X. Исследование способностей к наукам / X. Уарте. - М.: Академия Наук СССР, 1960. - 320 с.
31. Локк, Дж. Сочинения в трех томах / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. Т.3 - 668 с.
32. Гальтон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. - М.: Мысль, 2006. - 269 с.
33. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 2008. - 486 с.
34. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2007. - С. 380 - 389.
35. Абай Кунанбаев, Книга Слов, слова назидания. [Электронный ресурс]. URL: //http://abaikunanbaev.blogspot.ru/.
36. Байтурсынов А. Об обучении по-казахски. В здоровом теле - здоровый дух // Антология педагогической мысли Казахстана. Сост.
К.Б.Жарикбаев., С.К.Калиев. - Алматы: Рауан,1995. - С. 230-234.
37. Лазурский А.Ф. Классификация личностей.- Пг., 1921.- 13 с.
38. Теплов Б.М.Способности и одарённость // Избр. труды.- Т.1 - М.: Институт практической психологии, 2015 - 436 с.
39. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
40. Психология одарённости детей и школьников / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: ТЦ Сфера, 2006 - 377 с.
41. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков.- М.: Наука, 1991.- 11 с.
42. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб: Питер, 2012. - 434 с.
43. Мякишева Н.М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников. - М.: МИГУ, 2011 - 159 с.
44. Психология одаренности. Хрестоматия / Клюева О.А. (Сост.). — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. - 204 с.
45. Комаров Р.В. Введение в психологию одаренности. - М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2015. - 116 с.
46. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2007. - С. 243-264.
47. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности:
социальнопсихологический аспект [Электронный журнал] : «Современная зарубежная психология». 2015 Том 4 № 1 С. 26—44.// https://docviewer.yandex.kz/view/0/
48. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники. М.: Изд-во БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.- 245 с.
49. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели
Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. 2011. №. 1(15). ЦКЬ:
http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html 50. Фримен Дж. Одарённые дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология, 2009. № 11. С. 10-18.
51. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2001. - 244 с.
52. Досон О. Развитие креативности: креативность и обучение // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: АСТ: Астель, 2013.- 98 с.
53. Ридецкая О.Г. Психология одаренности Учебно-практическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2012. - 374 с.
54. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. - 2- е изд., испр. — М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2014. - 496 с.
55.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.
- М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 - 377с.
56. Юркевич В.С. Светлая радость познания. - М.:
Образовательноиздательский центр «Академия», 2007 - 366 с.
57. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма
личностноориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-16.
58. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
59. Абульханова- Славская К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука,1980. - 335с.
60. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
61. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров
(педагогика третьего тысячелетия) [Текст]/Учебно-методическое
пособие/ В.П.Беспалько; Гл.ред. Д.И.Фельдштейн; Моск.психологосоциальный ин-т. - М.: МПСИ, 2002. - 349 с.
62. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения [Текст] / Т. А. Ильина. - Москва, 1972 - 25 с.
63. Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность [Текст] / М. В. Кларин. - Рига : «Эксперимент», 1999. - 180 с.
64. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении/Л.Н. Ланда. - М.:
Просвещение, 1966 - 207 с.
65. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 224 с.
66. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с. — (Педагогическое наследие).
67. Петровский А.В. Быть личностью.- М., 1990.- С.10.
68. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская
энциклопедия, 1983. - 840 с.
69. Володин А. А. Анализ содержания понятия
«организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки Выпуск № 2 / 2014. - С. 143 - 153.
70. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис...д-ра пед. Наук _ Н.М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.
71. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе. - М.: Перспектива, 2017. - 100 с.
72. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
73. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. -
Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 - 123 с.
74. Пушкина Н.М. Развивающая среда как фактор актуализации
личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников / Н.М. Пушкина, И.И. Ушатикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. - С. 113-122.
75. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
76. Шамова Т. Управление образовательными системами / Т. Шамова, Т.
Давыденко, Г. Шибанова. - М.: Издательский центр 'Академия', 2007. -
384 с.
77. Михалева Е.С. Развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании / Михалева Екатерина Сергеевна: дисс. К.п.н.:
13.00.01. - Оренбург, 2017. - 244 с.