Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические ориентиры управления профессиональным ростом педагогов дополнительного образования в инновационной деятельности 12
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
профессионального роста педагога дополнительного образования 12
1.2. Модель организации инновационной деятельности учреждения
дополнительного образования как средство реализации
профессионального роста педагога дополнительного образования 40
1.3. Условия эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования
в условиях профессионального роста 54
Выводы по первой главе 60
Глава 2. Практико-ориентированные основы управления формированием профессионализма педагогов дополнительного образования 62
2.1. Констатирующий эксперимент. Цели и задачи 62
2.2. Инновации как средство формирования профессионального роста
педагога дополнительного образования (на примере МУДО «Дом детского творчества г. Юрюзань» 74
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 97
Выводы по второй главе 109
Заключение 112
Библиографический список литературы 114
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретико-методологические ориентиры управления профессиональным ростом педагогов дополнительного образования в инновационной деятельности 12
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
профессионального роста педагога дополнительного образования 12
1.2. Модель организации инновационной деятельности учреждения
дополнительного образования как средство реализации
профессионального роста педагога дополнительного образования 40
1.3. Условия эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования
в условиях профессионального роста 54
Выводы по первой главе 60
Глава 2. Практико-ориентированные основы управления формированием профессионализма педагогов дополнительного образования 62
2.1. Констатирующий эксперимент. Цели и задачи 62
2.2. Инновации как средство формирования профессионального роста
педагога дополнительного образования (на примере МУДО «Дом детского творчества г. Юрюзань» 74
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 97
Выводы по второй главе 109
Заключение 112
Библиографический список литературы 114
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Выявление педагогических условий эффективной деятельности учреждений дополнительного образования в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, изменение социально-экономических условий диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности обучающихся. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей. В Российской Федерации живет свыше 40 млн. детей в возрасте до 18 лет, что составляет около четверти населения, поэтому необходимость развития различных форм занятости детей и подростков остается важным для государства и общества.
Во-вторых, кризис системы организации детского досуга и отдыха распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования, на содержание их деятельности. Растет потребность в обеспечении условий для использования свободного времени в интересах физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребёнка.
В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах досуга свидетельствует о резком падении престижа внешкольных учреждений.
В-четвертых, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.
В-пятых, общепринятые ценности дополнительного образования детей остаются реализованными не в полной мере и требуют абстрактного осмысления, сохранения потенциала и инновационного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (2009), Концепции развития дополнительного образования детей (2014), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015). В Федеральном законе Российской Федерации (2012) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20 пункт 3 отмечается, что инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны.
Переход учреждений дополнительного образования в качественно новое состояние явился значимым этапом в развитии, потребовав пересмотра функций, задач, обновления содержания образовательно-воспитательной деятельности, разработки программ и методик реализации целей - дополнительного образования.
Современными учеными исследуются проблемы дополнительного образования и анализируются в трудах В.И. Андреева, В.П. Беспалько, Б.З. Вульфова, М.Б. Коваль и др.
Целью для инновационных процессов в области дополнительного образования ставятся идеи гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированного образования. Активно создается новый раздел педагогической инноватики (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник и др.).
Теоретические и методические основы деятельности учреждений дополнительного образования раскрываются в работах таких авторов, как: В.Н. Антонов, В.А. Березина, М.Б. Коваль, Т.И. Сущенко, А.А. Шахова и другие.
Вопросами повышения квалификации педагогических работников занимаются исследователи: С.Г. Вершловский, Ю.К. Бабанский, Г.Л. Ильин, И.Д. Чечель, А.А. Вербицкий, В.П. Худоминский, Л.П. Ильенко, Т.И. Шамова, Э.М. Никитин, А.П. Ситник.
Значительный масштаб в рассмотрении данного вопроса занимает приобщение к работе исследователей, которые занимаются изучением феномена «педагогическая квалификация» (В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, Ю.К. Бабанский, А.К. Маркова, А.Б. Воронцова, А.А. Деркач, А.П. Ситник и многие другие); и таким явлением как
«профессиональная компетентность» (Б.И. Любимов, Н.В. Карнаух, Т.Г. Браже). Пути повышения профессиональной компетентности рассматриваются в работах А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Е.В. Щербакова; педагогической компетентности - Л.М. Митиной; коммуникативной компетентности - Л.А. Петровской; образовательной компетентности - С.Е. Шишова и др. Исследования понятий данного вопроса классифицированы, обобщены и представлены в работах И.А. Зимней следующим образом: компетентности, касающиеся отношения к самому себе как к личности, субъекту жизненного процесса; компетентности, касающиеся взаимодействия человека с другими людьми; компетентности, касающиеся осуществления разного рода деятельности человека, в связи с чем можно выделить две подструктуры компетентности: деятельная и коммуникативная.
Действующие по направлению исследования говорят о том, что компетентность педагогического работника становится важным условием успешной профессиональной деятельности, показателем допустимых возможностей.
Разные нюансы подготовки и профессионального роста педагогов дополнительного образования на сегодняшний день становятся одной из наиболее востребованных и обсуждаемых в педагогической науке, встречающиеся в публикациях и научных работах таких авторов как О.В. Верещинская, Л.П. Дуганова, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, С.И. Панченко, Е.Б. Попова, Н.Ю. Синягина, Е.С. Титова, А.И. Щетинская, а также в других диссертационных исследованиях В.Г. Кочетковой, А.М. Лушникова.
Инновационное развитие неизменно связано с поиском путей решения проблем инновационной практики педагогов, реализующих и разрабатывающих современные модификации дополнительного образования. Стоит обратить внимание на то, что инновационная деятельность педагогов дополнительного образования изучена недостаточно (В.В. Попов). Главной задачей инновационной деятельности педагогов является недостаточный уровень их инновационной культуры, обнаруживающейся в наличии образовательных недостатков и затруднений инновационной практики (А.И. Николаев, С.В. Сидоров и др.).
Вопрос инновационного развития системы дополнительного образования детей достаточно обширно показана в современной педагогической науке. Учеными исследуются перспективы развития системы дополнительного образования (В.Н. Антонов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катукова, Н.Н. Павлова и др.); условия развития системы (В.В. Гузеев, Н.А. Чернова и др.).
Большой вклад внесли труды ученых и методистов Всероссийского детского центра «Орленок» в содержание модели и способов подготовки будущих специалистов - педагогов системы дополнительного образования: А.Ф. Спирин, М.И. Рожков.
Новые экономические условия развития нашего государства, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании в Российской Федерации», разрабатываемые Федеральные государственные стандарты общего образования выявили ряд противоречий между:
- развивающейся системой новых форм и моделей учреждений дополнительного образования и не разработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений в инновационном режиме;
- растущими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах, услугах и возможностями их удовлетворения в учреждениях дополнительного образования;
- новыми видами и типами учреждений дополнительного образования, и недостаточной разработанностью их сущности.
Выявленные противоречия помогли обозначить научную задачу: как в современных условиях сделать деятельность учреждений дополнительного образования эффективной, отвечающей потребностям и интересам каждого обучающегося.
Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость научной задачи обусловили тему нашего исследования: «Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования».
Цель исследования: определить педагогические условия, позволяющие эффективно функционировать учреждению дополнительного образования в современных условиях.
Объект исследования: инновационная деятельность учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования: профессиональный рост педагога дополнительного образования.
Гипотеза исследования: инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования обеспечит повышение профессионального роста педагогов дополнительного образования Дома детского творчества г. Юрюзань будет более эффективной, если:
Zтеоретические основы организации профессионального роста педагога будут строиться на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях;
Zпедагогическими условиями послужат: личностно-ориентированный подход к организации процесса инновационной деятельности в сфере непосредственного профессионального роста педагога и организация процесса повышения профессионального роста на мотивационно - проблемном, модельно-интерпретационном, практическом и методологическом уровнях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований для уточнения понятий инновационная деятельность и профессиональный рост педагога дополнительного образования;
2. Уточнить сущность понятий «инновационная компетентность» и «профессиональный рост педагога дополнительного образования»
3. Разработать модель организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования;
4. Экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования.
Общей теоретико-методологической основой исследования стали концепции и принципы в области дополнительного образования исследователей В.И. Байденко, А.Л. Андреева, А.В. Хуторского, И.Ю. Исаева, А. Шелтена, Л.О. Филатовой.
С целью конкретизации сущности профессиональной компетентности педагога дополнительного образования и формулировки действующих методов её формирования были применены работы В.А. Бухвалова, В.Л. Бенина, Н.Р. Битяновой, И.В. Кругловой, М.Т. Громковой, С.И. Пятибратовой, З.А. Федосеевой, Е.И. Рогова, Г.Б. Скока.
Для выявления содержательных и по установленной форме характеристик профессиональной роста педагога дополнительного образования и позиционирования допустимых приёмов её совершенствования были применены труды Л.Г. Дихановой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Логиновой, Р.П. Гуцалюк, А.А.Реана, И.И. Фришман, О.Е. Лебедева, А.Г. Асмолова.
Методы исследования: в ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в себя методологический, дидактический и психологический аспекты научной задачи. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы (психолого-педагогической) литературы, сформулирована концепция исследования и разработана модель организации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.
Экспериментальные методы исследования представлены в работе следующими компонентами: констатирующий эксперимент, в ходе которого особое внимание было уделено изучению и обобщению опыта организации деятельности учреждения дополнительного образования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ рабочей документации результатов деятельности обучающихся и педагогов; анализ и обобщение опыта работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань»); пробный и контрольный эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность разработанной модели организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа:
1 этап (ноябрь 2015г. - июнь 2016г.) изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение документов нормативно-правового характера, актуального положения вопроса по научной задаче исследования. Формулировка гипотезы, цели и поставленных задач исследования. Создание плана исследования, рассмотрение диссертационных работ, связанных с темой исследования. Изучение опыта повышения квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования Челябинской области. Изучение опыта инновационной педагогической деятельности. Определение методологических основ и понятийного аппарата исследования.
2 этап (июль 2016г. - февраль 2017г.) - определение и конкретизация путей, форм и средств формирования навыков инновационной деятельности педагогов. Осуществление формирующего этапа опытно-поисковой работы в рамках региональной системы дополнительного образования Челябинской области. Исследование и выявление образовательных функций содержания деятельности учреждений дополнительного образования. Построение модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования.
На 3 этапе (март 2017г. - октябрь 2017г.) внесение уточнений и
дополнений в содержание исследования. Определение педагогических условий эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования. Осуществление обработки и анализа результатов исследования, редактирование, оформление магистерской диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования в течение 2015-2017 годов являлось Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность понятия учреждения дополнительного образования, реализующего дополнительные образовательные программы, представляющие совокупность услуг и условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья, а также самоопределение и самореализацию обучающихся;
- разработана модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит из взаимосвязанных блоков: ресурсное обеспечение УДО, формирование единого воспитательного пространства района, социальный, государственный заказ, пространство деятельности и общения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертантом внесен определенный вклад в теорию дополнительного образования, в частности, содержание, методы и формы дополнительного образования для обучающихся в условиях организации свободного времени детей; определена сущность понятия «профессиональный рост педагога дополнительного образования»; обоснована и построена модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования; обоснованы ее компоненты, структура и функции.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- определено содержание деятельности учреждения дополнительного образования;
- совместно с педагогом дополнительного образования разработан инновационный проект «Занимательное стихосложение», который может быть использован в работе объединений литературного творчества в учреждениях дополнительного образования, при подготовке поэтов разного возраста обучающихся.
Данный проект применяется в работе муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань» объединения «Стих и Я», экспериментальной площадкой которого являются учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения основной школы № 2 г. Юрюзань.
На защиту выносятся:
1. Педагогические условия профессионального роста педагога дополнительного образования.
2. Модель организации инновационной деятельности учреждения
дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит компонентов (ключевые механизмы развития; непрерывность самообразования и самовоспитания), системообразующим фактором является цель (становление саморазвивающегося профессионала) и реализующая ряд направлений (самопознание, самоопределение, самообразование, самоактуализация, самореализация).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего всего 105 источников, приложения.
Во-первых, изменение социально-экономических условий диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности обучающихся. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей. В Российской Федерации живет свыше 40 млн. детей в возрасте до 18 лет, что составляет около четверти населения, поэтому необходимость развития различных форм занятости детей и подростков остается важным для государства и общества.
Во-вторых, кризис системы организации детского досуга и отдыха распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования, на содержание их деятельности. Растет потребность в обеспечении условий для использования свободного времени в интересах физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребёнка.
В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах досуга свидетельствует о резком падении престижа внешкольных учреждений.
В-четвертых, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.
В-пятых, общепринятые ценности дополнительного образования детей остаются реализованными не в полной мере и требуют абстрактного осмысления, сохранения потенциала и инновационного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (2009), Концепции развития дополнительного образования детей (2014), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015). В Федеральном законе Российской Федерации (2012) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20 пункт 3 отмечается, что инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны.
Переход учреждений дополнительного образования в качественно новое состояние явился значимым этапом в развитии, потребовав пересмотра функций, задач, обновления содержания образовательно-воспитательной деятельности, разработки программ и методик реализации целей - дополнительного образования.
Современными учеными исследуются проблемы дополнительного образования и анализируются в трудах В.И. Андреева, В.П. Беспалько, Б.З. Вульфова, М.Б. Коваль и др.
Целью для инновационных процессов в области дополнительного образования ставятся идеи гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированного образования. Активно создается новый раздел педагогической инноватики (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник и др.).
Теоретические и методические основы деятельности учреждений дополнительного образования раскрываются в работах таких авторов, как: В.Н. Антонов, В.А. Березина, М.Б. Коваль, Т.И. Сущенко, А.А. Шахова и другие.
Вопросами повышения квалификации педагогических работников занимаются исследователи: С.Г. Вершловский, Ю.К. Бабанский, Г.Л. Ильин, И.Д. Чечель, А.А. Вербицкий, В.П. Худоминский, Л.П. Ильенко, Т.И. Шамова, Э.М. Никитин, А.П. Ситник.
Значительный масштаб в рассмотрении данного вопроса занимает приобщение к работе исследователей, которые занимаются изучением феномена «педагогическая квалификация» (В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, Ю.К. Бабанский, А.К. Маркова, А.Б. Воронцова, А.А. Деркач, А.П. Ситник и многие другие); и таким явлением как
«профессиональная компетентность» (Б.И. Любимов, Н.В. Карнаух, Т.Г. Браже). Пути повышения профессиональной компетентности рассматриваются в работах А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Е.В. Щербакова; педагогической компетентности - Л.М. Митиной; коммуникативной компетентности - Л.А. Петровской; образовательной компетентности - С.Е. Шишова и др. Исследования понятий данного вопроса классифицированы, обобщены и представлены в работах И.А. Зимней следующим образом: компетентности, касающиеся отношения к самому себе как к личности, субъекту жизненного процесса; компетентности, касающиеся взаимодействия человека с другими людьми; компетентности, касающиеся осуществления разного рода деятельности человека, в связи с чем можно выделить две подструктуры компетентности: деятельная и коммуникативная.
Действующие по направлению исследования говорят о том, что компетентность педагогического работника становится важным условием успешной профессиональной деятельности, показателем допустимых возможностей.
Разные нюансы подготовки и профессионального роста педагогов дополнительного образования на сегодняшний день становятся одной из наиболее востребованных и обсуждаемых в педагогической науке, встречающиеся в публикациях и научных работах таких авторов как О.В. Верещинская, Л.П. Дуганова, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, С.И. Панченко, Е.Б. Попова, Н.Ю. Синягина, Е.С. Титова, А.И. Щетинская, а также в других диссертационных исследованиях В.Г. Кочетковой, А.М. Лушникова.
Инновационное развитие неизменно связано с поиском путей решения проблем инновационной практики педагогов, реализующих и разрабатывающих современные модификации дополнительного образования. Стоит обратить внимание на то, что инновационная деятельность педагогов дополнительного образования изучена недостаточно (В.В. Попов). Главной задачей инновационной деятельности педагогов является недостаточный уровень их инновационной культуры, обнаруживающейся в наличии образовательных недостатков и затруднений инновационной практики (А.И. Николаев, С.В. Сидоров и др.).
Вопрос инновационного развития системы дополнительного образования детей достаточно обширно показана в современной педагогической науке. Учеными исследуются перспективы развития системы дополнительного образования (В.Н. Антонов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катукова, Н.Н. Павлова и др.); условия развития системы (В.В. Гузеев, Н.А. Чернова и др.).
Большой вклад внесли труды ученых и методистов Всероссийского детского центра «Орленок» в содержание модели и способов подготовки будущих специалистов - педагогов системы дополнительного образования: А.Ф. Спирин, М.И. Рожков.
Новые экономические условия развития нашего государства, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании в Российской Федерации», разрабатываемые Федеральные государственные стандарты общего образования выявили ряд противоречий между:
- развивающейся системой новых форм и моделей учреждений дополнительного образования и не разработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений в инновационном режиме;
- растущими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах, услугах и возможностями их удовлетворения в учреждениях дополнительного образования;
- новыми видами и типами учреждений дополнительного образования, и недостаточной разработанностью их сущности.
Выявленные противоречия помогли обозначить научную задачу: как в современных условиях сделать деятельность учреждений дополнительного образования эффективной, отвечающей потребностям и интересам каждого обучающегося.
Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость научной задачи обусловили тему нашего исследования: «Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования».
Цель исследования: определить педагогические условия, позволяющие эффективно функционировать учреждению дополнительного образования в современных условиях.
Объект исследования: инновационная деятельность учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования: профессиональный рост педагога дополнительного образования.
Гипотеза исследования: инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования обеспечит повышение профессионального роста педагогов дополнительного образования Дома детского творчества г. Юрюзань будет более эффективной, если:
Zтеоретические основы организации профессионального роста педагога будут строиться на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях;
Zпедагогическими условиями послужат: личностно-ориентированный подход к организации процесса инновационной деятельности в сфере непосредственного профессионального роста педагога и организация процесса повышения профессионального роста на мотивационно - проблемном, модельно-интерпретационном, практическом и методологическом уровнях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований для уточнения понятий инновационная деятельность и профессиональный рост педагога дополнительного образования;
2. Уточнить сущность понятий «инновационная компетентность» и «профессиональный рост педагога дополнительного образования»
3. Разработать модель организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования;
4. Экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования.
Общей теоретико-методологической основой исследования стали концепции и принципы в области дополнительного образования исследователей В.И. Байденко, А.Л. Андреева, А.В. Хуторского, И.Ю. Исаева, А. Шелтена, Л.О. Филатовой.
С целью конкретизации сущности профессиональной компетентности педагога дополнительного образования и формулировки действующих методов её формирования были применены работы В.А. Бухвалова, В.Л. Бенина, Н.Р. Битяновой, И.В. Кругловой, М.Т. Громковой, С.И. Пятибратовой, З.А. Федосеевой, Е.И. Рогова, Г.Б. Скока.
Для выявления содержательных и по установленной форме характеристик профессиональной роста педагога дополнительного образования и позиционирования допустимых приёмов её совершенствования были применены труды Л.Г. Дихановой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Логиновой, Р.П. Гуцалюк, А.А.Реана, И.И. Фришман, О.Е. Лебедева, А.Г. Асмолова.
Методы исследования: в ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в себя методологический, дидактический и психологический аспекты научной задачи. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы (психолого-педагогической) литературы, сформулирована концепция исследования и разработана модель организации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.
Экспериментальные методы исследования представлены в работе следующими компонентами: констатирующий эксперимент, в ходе которого особое внимание было уделено изучению и обобщению опыта организации деятельности учреждения дополнительного образования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ рабочей документации результатов деятельности обучающихся и педагогов; анализ и обобщение опыта работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань»); пробный и контрольный эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность разработанной модели организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа:
1 этап (ноябрь 2015г. - июнь 2016г.) изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение документов нормативно-правового характера, актуального положения вопроса по научной задаче исследования. Формулировка гипотезы, цели и поставленных задач исследования. Создание плана исследования, рассмотрение диссертационных работ, связанных с темой исследования. Изучение опыта повышения квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования Челябинской области. Изучение опыта инновационной педагогической деятельности. Определение методологических основ и понятийного аппарата исследования.
2 этап (июль 2016г. - февраль 2017г.) - определение и конкретизация путей, форм и средств формирования навыков инновационной деятельности педагогов. Осуществление формирующего этапа опытно-поисковой работы в рамках региональной системы дополнительного образования Челябинской области. Исследование и выявление образовательных функций содержания деятельности учреждений дополнительного образования. Построение модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования.
На 3 этапе (март 2017г. - октябрь 2017г.) внесение уточнений и
дополнений в содержание исследования. Определение педагогических условий эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования. Осуществление обработки и анализа результатов исследования, редактирование, оформление магистерской диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования в течение 2015-2017 годов являлось Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность понятия учреждения дополнительного образования, реализующего дополнительные образовательные программы, представляющие совокупность услуг и условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья, а также самоопределение и самореализацию обучающихся;
- разработана модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит из взаимосвязанных блоков: ресурсное обеспечение УДО, формирование единого воспитательного пространства района, социальный, государственный заказ, пространство деятельности и общения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертантом внесен определенный вклад в теорию дополнительного образования, в частности, содержание, методы и формы дополнительного образования для обучающихся в условиях организации свободного времени детей; определена сущность понятия «профессиональный рост педагога дополнительного образования»; обоснована и построена модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования; обоснованы ее компоненты, структура и функции.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- определено содержание деятельности учреждения дополнительного образования;
- совместно с педагогом дополнительного образования разработан инновационный проект «Занимательное стихосложение», который может быть использован в работе объединений литературного творчества в учреждениях дополнительного образования, при подготовке поэтов разного возраста обучающихся.
Данный проект применяется в работе муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань» объединения «Стих и Я», экспериментальной площадкой которого являются учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения основной школы № 2 г. Юрюзань.
На защиту выносятся:
1. Педагогические условия профессионального роста педагога дополнительного образования.
2. Модель организации инновационной деятельности учреждения
дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит компонентов (ключевые механизмы развития; непрерывность самообразования и самовоспитания), системообразующим фактором является цель (становление саморазвивающегося профессионала) и реализующая ряд направлений (самопознание, самоопределение, самообразование, самоактуализация, самореализация).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего всего 105 источников, приложения.
В заключении диссертационного исследования подводятся итоги проделанной исследовательской работы и формулируются основные выводы. Проведенное исследование имеет теоретико-прикладной характер.
В процессе исследования была изучена и выявлена степень разработанности научной задачи в психолого-педагогической литературе. Исследование показало, что создание системы дополнительного образования на основе внешкольных учреждений, кадрового и программно-методического потенциала, использование традиций и опыта воспитания в учреждениях дополнительного образования требуют серьезного теоретического осмысления.
Уточнена сущность понятия «профессиональный рост педагога дополнительного образования». Учреждение дополнительного образования - это учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, представляющие совокупность услуг и условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья, а также самоопределение и самореализацию обучающихся.
Разработана модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит из взаимосвязанных блоков: ресурсное обеспечение УДО, формирование единого воспитательного пространства района, социальный, государственный заказ, пространство деятельности и общения.
На основе теоретических положений выведены и апробированы педагогические условия эффективности инновационной деятельности учреждения дополнительного образования: задачи оздоровления дополнительного образования; функции: социально-адаптивная, коммуникативная; управление, включающее творческое взаимодействие педагогов и обучающихся; реализующие образовательные программы; педагогические современные технологии, позволяющие реализовывать активные формы деятельности для развития творческих способностей обучающихся.
На основе теоретических предпосылок разработан инновационный проект «Занимательное стихосложение» для школ отдаленного доступа и разработана образовательная программа «Стих и Я». В результате констатирующего эксперимента выявлены педагогические условия, эффективно влияющие на инновационную деятельность учреждения дополнительного образования.
В работе намечена перспектива развития дальнейшей исследовательской деятельности по обозначенной научной задаче: теоретические и практические аспекты проектирования дополнительных образовательных программ в условиях учреждения дополнительного образования.
Содержание и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Антонов В.Н. Инновации в дополнительном образовании детей
[Текст] / В.Н. Антонов, Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
2. Куркина, Т.П. Научно-методическое сопровождение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования [Текст] / Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
В процессе исследования была изучена и выявлена степень разработанности научной задачи в психолого-педагогической литературе. Исследование показало, что создание системы дополнительного образования на основе внешкольных учреждений, кадрового и программно-методического потенциала, использование традиций и опыта воспитания в учреждениях дополнительного образования требуют серьезного теоретического осмысления.
Уточнена сущность понятия «профессиональный рост педагога дополнительного образования». Учреждение дополнительного образования - это учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, представляющие совокупность услуг и условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья, а также самоопределение и самореализацию обучающихся.
Разработана модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит из взаимосвязанных блоков: ресурсное обеспечение УДО, формирование единого воспитательного пространства района, социальный, государственный заказ, пространство деятельности и общения.
На основе теоретических положений выведены и апробированы педагогические условия эффективности инновационной деятельности учреждения дополнительного образования: задачи оздоровления дополнительного образования; функции: социально-адаптивная, коммуникативная; управление, включающее творческое взаимодействие педагогов и обучающихся; реализующие образовательные программы; педагогические современные технологии, позволяющие реализовывать активные формы деятельности для развития творческих способностей обучающихся.
На основе теоретических предпосылок разработан инновационный проект «Занимательное стихосложение» для школ отдаленного доступа и разработана образовательная программа «Стих и Я». В результате констатирующего эксперимента выявлены педагогические условия, эффективно влияющие на инновационную деятельность учреждения дополнительного образования.
В работе намечена перспектива развития дальнейшей исследовательской деятельности по обозначенной научной задаче: теоретические и практические аспекты проектирования дополнительных образовательных программ в условиях учреждения дополнительного образования.
Содержание и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Антонов В.Н. Инновации в дополнительном образовании детей
[Текст] / В.Н. Антонов, Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
2. Куркина, Т.П. Научно-методическое сопровождение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования [Текст] / Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
Подобные работы
- Организация групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ
ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка детей к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕР-КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Подготовка детей к инновационной деятельности в сфере техники в
условиях интеграции общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Управление процессом профессионального развития педагогов в образовательной организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



