Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические ориентиры управления профессиональным ростом педагогов дополнительного образования в инновационной деятельности 12
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
профессионального роста педагога дополнительного образования 12
1.2. Модель организации инновационной деятельности учреждения
дополнительного образования как средство реализации
профессионального роста педагога дополнительного образования 40
1.3. Условия эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования
в условиях профессионального роста 54
Выводы по первой главе 60
Глава 2. Практико-ориентированные основы управления формированием профессионализма педагогов дополнительного образования 62
2.1. Констатирующий эксперимент. Цели и задачи 62
2.2. Инновации как средство формирования профессионального роста
педагога дополнительного образования (на примере МУДО «Дом детского творчества г. Юрюзань» 74
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 97
Выводы по второй главе 109
Заключение 112
Библиографический список литературы 114
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Выявление педагогических условий эффективной деятельности учреждений дополнительного образования в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, изменение социально-экономических условий диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности обучающихся. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей. В Российской Федерации живет свыше 40 млн. детей в возрасте до 18 лет, что составляет около четверти населения, поэтому необходимость развития различных форм занятости детей и подростков остается важным для государства и общества.
Во-вторых, кризис системы организации детского досуга и отдыха распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования, на содержание их деятельности. Растет потребность в обеспечении условий для использования свободного времени в интересах физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребёнка.
В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах досуга свидетельствует о резком падении престижа внешкольных учреждений.
В-четвертых, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.
В-пятых, общепринятые ценности дополнительного образования детей остаются реализованными не в полной мере и требуют абстрактного осмысления, сохранения потенциала и инновационного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (2009), Концепции развития дополнительного образования детей (2014), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015). В Федеральном законе Российской Федерации (2012) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 20 пункт 3 отмечается, что инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны.
Переход учреждений дополнительного образования в качественно новое состояние явился значимым этапом в развитии, потребовав пересмотра функций, задач, обновления содержания образовательно-воспитательной деятельности, разработки программ и методик реализации целей - дополнительного образования.
Современными учеными исследуются проблемы дополнительного образования и анализируются в трудах В.И. Андреева, В.П. Беспалько, Б.З. Вульфова, М.Б. Коваль и др.
Целью для инновационных процессов в области дополнительного образования ставятся идеи гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированного образования. Активно создается новый раздел педагогической инноватики (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник и др.).
Теоретические и методические основы деятельности учреждений дополнительного образования раскрываются в работах таких авторов, как: В.Н. Антонов, В.А. Березина, М.Б. Коваль, Т.И. Сущенко, А.А. Шахова и другие.
Вопросами повышения квалификации педагогических работников занимаются исследователи: С.Г. Вершловский, Ю.К. Бабанский, Г.Л. Ильин, И.Д. Чечель, А.А. Вербицкий, В.П. Худоминский, Л.П. Ильенко, Т.И. Шамова, Э.М. Никитин, А.П. Ситник.
Значительный масштаб в рассмотрении данного вопроса занимает приобщение к работе исследователей, которые занимаются изучением феномена «педагогическая квалификация» (В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, Ю.К. Бабанский, А.К. Маркова, А.Б. Воронцова, А.А. Деркач, А.П. Ситник и многие другие); и таким явлением как
«профессиональная компетентность» (Б.И. Любимов, Н.В. Карнаух, Т.Г. Браже). Пути повышения профессиональной компетентности рассматриваются в работах А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Е.В. Щербакова; педагогической компетентности - Л.М. Митиной; коммуникативной компетентности - Л.А. Петровской; образовательной компетентности - С.Е. Шишова и др. Исследования понятий данного вопроса классифицированы, обобщены и представлены в работах И.А. Зимней следующим образом: компетентности, касающиеся отношения к самому себе как к личности, субъекту жизненного процесса; компетентности, касающиеся взаимодействия человека с другими людьми; компетентности, касающиеся осуществления разного рода деятельности человека, в связи с чем можно выделить две подструктуры компетентности: деятельная и коммуникативная.
Действующие по направлению исследования говорят о том, что компетентность педагогического работника становится важным условием успешной профессиональной деятельности, показателем допустимых возможностей.
Разные нюансы подготовки и профессионального роста педагогов дополнительного образования на сегодняшний день становятся одной из наиболее востребованных и обсуждаемых в педагогической науке, встречающиеся в публикациях и научных работах таких авторов как О.В. Верещинская, Л.П. Дуганова, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, С.И. Панченко, Е.Б. Попова, Н.Ю. Синягина, Е.С. Титова, А.И. Щетинская, а также в других диссертационных исследованиях В.Г. Кочетковой, А.М. Лушникова.
Инновационное развитие неизменно связано с поиском путей решения проблем инновационной практики педагогов, реализующих и разрабатывающих современные модификации дополнительного образования. Стоит обратить внимание на то, что инновационная деятельность педагогов дополнительного образования изучена недостаточно (В.В. Попов). Главной задачей инновационной деятельности педагогов является недостаточный уровень их инновационной культуры, обнаруживающейся в наличии образовательных недостатков и затруднений инновационной практики (А.И. Николаев, С.В. Сидоров и др.).
Вопрос инновационного развития системы дополнительного образования детей достаточно обширно показана в современной педагогической науке. Учеными исследуются перспективы развития системы дополнительного образования (В.Н. Антонов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, М.Р. Катукова, Н.Н. Павлова и др.); условия развития системы (В.В. Гузеев, Н.А. Чернова и др.).
Большой вклад внесли труды ученых и методистов Всероссийского детского центра «Орленок» в содержание модели и способов подготовки будущих специалистов - педагогов системы дополнительного образования: А.Ф. Спирин, М.И. Рожков.
Новые экономические условия развития нашего государства, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании в Российской Федерации», разрабатываемые Федеральные государственные стандарты общего образования выявили ряд противоречий между:
- развивающейся системой новых форм и моделей учреждений дополнительного образования и не разработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений в инновационном режиме;
- растущими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах, услугах и возможностями их удовлетворения в учреждениях дополнительного образования;
- новыми видами и типами учреждений дополнительного образования, и недостаточной разработанностью их сущности.
Выявленные противоречия помогли обозначить научную задачу: как в современных условиях сделать деятельность учреждений дополнительного образования эффективной, отвечающей потребностям и интересам каждого обучающегося.
Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость научной задачи обусловили тему нашего исследования: «Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования».
Цель исследования: определить педагогические условия, позволяющие эффективно функционировать учреждению дополнительного образования в современных условиях.
Объект исследования: инновационная деятельность учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования: профессиональный рост педагога дополнительного образования.
Гипотеза исследования: инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования обеспечит повышение профессионального роста педагогов дополнительного образования Дома детского творчества г. Юрюзань будет более эффективной, если:
Zтеоретические основы организации профессионального роста педагога будут строиться на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях;
Zпедагогическими условиями послужат: личностно-ориентированный подход к организации процесса инновационной деятельности в сфере непосредственного профессионального роста педагога и организация процесса повышения профессионального роста на мотивационно - проблемном, модельно-интерпретационном, практическом и методологическом уровнях.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований для уточнения понятий инновационная деятельность и профессиональный рост педагога дополнительного образования;
2. Уточнить сущность понятий «инновационная компетентность» и «профессиональный рост педагога дополнительного образования»
3. Разработать модель организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования;
4. Экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования.
Общей теоретико-методологической основой исследования стали концепции и принципы в области дополнительного образования исследователей В.И. Байденко, А.Л. Андреева, А.В. Хуторского, И.Ю. Исаева, А. Шелтена, Л.О. Филатовой.
С целью конкретизации сущности профессиональной компетентности педагога дополнительного образования и формулировки действующих методов её формирования были применены работы В.А. Бухвалова, В.Л. Бенина, Н.Р. Битяновой, И.В. Кругловой, М.Т. Громковой, С.И. Пятибратовой, З.А. Федосеевой, Е.И. Рогова, Г.Б. Скока.
Для выявления содержательных и по установленной форме характеристик профессиональной роста педагога дополнительного образования и позиционирования допустимых приёмов её совершенствования были применены труды Л.Г. Дихановой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Логиновой, Р.П. Гуцалюк, А.А.Реана, И.И. Фришман, О.Е. Лебедева, А.Г. Асмолова.
Методы исследования: в ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в себя методологический, дидактический и психологический аспекты научной задачи. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы (психолого-педагогической) литературы, сформулирована концепция исследования и разработана модель организации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.
Экспериментальные методы исследования представлены в работе следующими компонентами: констатирующий эксперимент, в ходе которого особое внимание было уделено изучению и обобщению опыта организации деятельности учреждения дополнительного образования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ рабочей документации результатов деятельности обучающихся и педагогов; анализ и обобщение опыта работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань»); пробный и контрольный эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность разработанной модели организации инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа:
1 этап (ноябрь 2015г. - июнь 2016г.) изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение документов нормативно-правового характера, актуального положения вопроса по научной задаче исследования. Формулировка гипотезы, цели и поставленных задач исследования. Создание плана исследования, рассмотрение диссертационных работ, связанных с темой исследования. Изучение опыта повышения квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования Челябинской области. Изучение опыта инновационной педагогической деятельности. Определение методологических основ и понятийного аппарата исследования.
2 этап (июль 2016г. - февраль 2017г.) - определение и конкретизация путей, форм и средств формирования навыков инновационной деятельности педагогов. Осуществление формирующего этапа опытно-поисковой работы в рамках региональной системы дополнительного образования Челябинской области. Исследование и выявление образовательных функций содержания деятельности учреждений дополнительного образования. Построение модели организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования.
На 3 этапе (март 2017г. - октябрь 2017г.) внесение уточнений и
дополнений в содержание исследования. Определение педагогических условий эффективной реализации модели организации инновационной деятельности учреждений дополнительного образования. Осуществление обработки и анализа результатов исследования, редактирование, оформление магистерской диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования в течение 2015-2017 годов являлось Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность понятия учреждения дополнительного образования, реализующего дополнительные образовательные программы, представляющие совокупность услуг и условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья, а также самоопределение и самореализацию обучающихся;
- разработана модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит из взаимосвязанных блоков: ресурсное обеспечение УДО, формирование единого воспитательного пространства района, социальный, государственный заказ, пространство деятельности и общения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертантом внесен определенный вклад в теорию дополнительного образования, в частности, содержание, методы и формы дополнительного образования для обучающихся в условиях организации свободного времени детей; определена сущность понятия «профессиональный рост педагога дополнительного образования»; обоснована и построена модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования; обоснованы ее компоненты, структура и функции.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- определено содержание деятельности учреждения дополнительного образования;
- совместно с педагогом дополнительного образования разработан инновационный проект «Занимательное стихосложение», который может быть использован в работе объединений литературного творчества в учреждениях дополнительного образования, при подготовке поэтов разного возраста обучающихся.
Данный проект применяется в работе муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Юрюзань» объединения «Стих и Я», экспериментальной площадкой которого являются учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения основной школы № 2 г. Юрюзань.
На защиту выносятся:
1. Педагогические условия профессионального роста педагога дополнительного образования.
2. Модель организации инновационной деятельности учреждения
дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит компонентов (ключевые механизмы развития; непрерывность самообразования и самовоспитания), системообразующим фактором является цель (становление саморазвивающегося профессионала) и реализующая ряд направлений (самопознание, самоопределение, самообразование, самоактуализация, самореализация).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего всего 105 источников, приложения.
В заключении диссертационного исследования подводятся итоги проделанной исследовательской работы и формулируются основные выводы. Проведенное исследование имеет теоретико-прикладной характер.
В процессе исследования была изучена и выявлена степень разработанности научной задачи в психолого-педагогической литературе. Исследование показало, что создание системы дополнительного образования на основе внешкольных учреждений, кадрового и программно-методического потенциала, использование традиций и опыта воспитания в учреждениях дополнительного образования требуют серьезного теоретического осмысления.
Уточнена сущность понятия «профессиональный рост педагога дополнительного образования». Учреждение дополнительного образования - это учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, представляющие совокупность услуг и условий, обеспечивающих профилактику и укрепление здоровья, а также самоопределение и самореализацию обучающихся.
Разработана модель организации инновационной деятельности учреждения дополнительного образования, представляющая педагогическую систему, признаками которой является многофункциональность субъекта взаимодействия, открытость, динамичность; структура ее состоит из взаимосвязанных блоков: ресурсное обеспечение УДО, формирование единого воспитательного пространства района, социальный, государственный заказ, пространство деятельности и общения.
На основе теоретических положений выведены и апробированы педагогические условия эффективности инновационной деятельности учреждения дополнительного образования: задачи оздоровления дополнительного образования; функции: социально-адаптивная, коммуникативная; управление, включающее творческое взаимодействие педагогов и обучающихся; реализующие образовательные программы; педагогические современные технологии, позволяющие реализовывать активные формы деятельности для развития творческих способностей обучающихся.
На основе теоретических предпосылок разработан инновационный проект «Занимательное стихосложение» для школ отдаленного доступа и разработана образовательная программа «Стих и Я». В результате констатирующего эксперимента выявлены педагогические условия, эффективно влияющие на инновационную деятельность учреждения дополнительного образования.
В работе намечена перспектива развития дальнейшей исследовательской деятельности по обозначенной научной задаче: теоретические и практические аспекты проектирования дополнительных образовательных программ в условиях учреждения дополнительного образования.
Содержание и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:
1. Антонов В.Н. Инновации в дополнительном образовании детей
[Текст] / В.Н. Антонов, Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
2. Куркина, Т.П. Научно-методическое сопровождение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования [Текст] / Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
1. Аверина, М.В. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент / М.В. Аверина, А.В. Воронин. - Ярославский педагогический вестник, 2013. - №2. - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 113-119.
2. Агаркова, Е.И. Моделирование системы повышения
профессионально-педагогической компетентности специалиста в условиях ИПКРО: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Агаркова Елена Ивановна. - Тамбов, 2014. - 193 с.
3. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев. // Педагогика. - 2005.-№ 4. - С. 19-27.
4. Андреев, В.П. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости [Текст]: моногр./В.И. Андреев-Казань: Центр инновационных технологий, 2015 - 288с.
5. Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного
качества образования на основе творческого саморазвития человека (Акмеоквалитология образования)/В.И. Андреев. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2013. - 295с.
6. Антонов, В.Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Екатеринбург, 1997.
- 184 с.
7. Антонов, В.Н. Инновации в сфере высшего образования как необходимый фактор самоорганизации российского социума [Текст]/В.Н. Антонов, В.В. Баркова//Современная школа: инновационный аспект.-2010.-№
3. - С.93-97.
8. Антонов, В.Н. Побудительные мотивы инновационных процессов в образовательном пространстве современного российского общества [Текст] / В.Н. Антонов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 2. - С.38-50.
9. Антонов В.Н. Инновации в дополнительном образовании детей
[Текст] / В.Н. Антонов, Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III
Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
10. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей [Текст]/ Н. А. Аминов. - Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 80с.
11. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Смысл : Academia, 2007. - 526 с.
12. Атутов, П. Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национальнорегионального образования [Текст]/ П. Р. Атутов, М. М. Будаев // Педагогика. - 2001. - №2. - С. 25-32.
13. Аменд, А.Ф. Инновационные процессы в воспитании и развитии подрастающего поколения [ред. А.Ф. Аменд]; Челяб. гос. пед.ун-т. - Челябинск:Изд-во Челяб.гос.пед. ун-та.-2010.-447с.
14. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения
(Общедидактический аспект). М.: «Педагогика». - 1997. -256с.
15. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической
компетентности как компонента педагогической подготовки
менеджеров[Текст]:моногр./Н.А. Банько - ВолГТУ; 2004-91с.
16. Байденко, В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы: Опыт системного исследования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1999. - 38 с.
17. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.
18. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А.С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во., 2004. - 176 с.
19. Бенин, В.Л. Культурологическая компетентность субъекта профессионально-педагогической деятельности [Электронное издание] [Текст]: учебное пособие для студентов и преподавателей высшей школы. - 3-е издание, стереотипное. - Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 297 с.
20. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в России/В.А. Березина. - М.: Диалог культур. - 2007. - 512с.
21. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях/В.А. Березина//Нормативные документы образовательного учреждения. - 2006.-№3.-с.17-19.
22. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика/В.П. Беспалько. - М.: Народное образование. - 2008. - 512с.
23. Биктагирова, Г. Ф. Дидактические условия формирования педагогической рефлексии учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст]/ Г. Ф. Биктагирова: - Казань, Изд-во Казан. Ун-та. - 2004. - 23с.
24. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. обзор / Н. Р. Битянова. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. - 46 с
25. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., Сериков В.В. // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8¬14.
26. Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей[Текст]: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /А.К. Бруднов. М.: Владос - 1999 - 544 с.
27. Брыкля, О.А. О некоторых условиях повышения качества профессионального образования / О.А. Брыкля [Текст] // Инновации в образовании. - 2007. - №11. - С. 26-29.
28. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя / В. А. Бухвалов. - М.: Просвещение, 1993. - 94 с.
29. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы / Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова. - Москва: Просвещение, 2008. - 316 с.
30. Важеевская, Н. В. Рефлексия как элемент содержания физического образования [Текст] / Н. В. Важевская // Наука и школа. - 2000. - №5. - С. 2326.
31. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога. / В.Н. Введенский // М.: Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
32. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: ист.-теорет.анализ феномена: монография/С.Г. Вершловский. - 2008. - 147с.
33. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - Москва: Логос, 2010. -336с.
34. Верещинская, О.В. Образовательная программа Дворца пионеров и школьников
35. . Н.К. Крупской г. Челябинска: (Содержательный компонент)/О.В. Верещинская, Н.В. Маркина; Упр. по делам образования г. Челябинска. Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников» им. Н.К. Крупской. - Челябинск: Полиграф - Мастер, 2001 - 141 с.
36. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля оценки учебной деятельности: образовательная система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова)/А.Б. Воронцов. - Москва: Издатель Рассказов А.И.-2002. -303с.
37. Воротникова, А.А. Психологические условия формирования профессиональной компетентности будущего педагога[Текст]: дисс... канд. псих. наук:19.00 07 - утв. 1998/Алена Аркадьевна Воротникова, -М., 1998 - 197с.
38. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках [Текст]: учеб.пособие/Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Изд- во УРАО. - 1997. - 288с.
39. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин - Изд. Книжный дом «Университет» (КДУ), 2008. - 400 с.
40. Гаргай, В.Б. Модели повышения квалификации учителей на Западе / В.Б. Гаргай. // М.: Методист, 2004 - № 2. - С. 8-10.
41. Герасименко Н.А. Становление, развитие и перспективы дополнительного профессионального образования в условиях региона: дисс....канд.пед. наук , Владикавказ, 2010.-184.с.
42. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость. Деятельность, обратная связь. Идеальность: пособие для учителя/А.А. Гин - 13-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС. 2013. - 112с.
43. Громова, Г.А. Современные проблемы образования и
инновационные процессы: учеб.пособие для вузов/Г.А. Громова, М.В. Жарова, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин; Рос.гос.пед.ун-т им. А.И. Герцена.- СПб.:Акад.Исслед.Культуры, 2008 - (Инновационная образовательная
программа).-211с.
44. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Текст]: учебное пособие для дополнительного образования преподавателей профессиональных учебных заведений, для студентов и аспирантов педагогических вузов / М. Т. Громкова. - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 446 с.
45. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения/В.В. Гузеев М.: Народное образование, 2001. - 128с.
46. Гуцалюк, Р.П. Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Москва, 2004. - 135 с.
47. Гридяев, М.Н. Роль организационной культуры в системе адаптации персонала/М.Н. Гридяев, Ю.Н. Захарова, К.А. Мызрова, Э.А. Туганова//Фундаментальные исследования, - 2015.-№ 11-1.-С.143-146.
48. Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды [Текст]/ В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 4. - С. 35 - 37.
49. Дергач, А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития/А.А. Дергач. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011,-524с.
50. Диханова, Л.Г. Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Ростов-на-Дону, 2002. - 240 с.
51. Дружилов С.А. профессиональная компетентность
профессионализма педагога[Текст]: Психологический подход/С.А.
Дружилов//Сибирь, - 2005. - вып. 8 - с. 26-44.
52. Дуганова, Л.П. Психологический опыт как предмет социального анализа (на примерах анализа опыта преподавания музыки)//Методист - 2008 - №6. - с.48.
53. Дударева, Н.В. Развитие креативности личности в профессиональном образовании/ Н.В. Дударева [Текст] // Философия образования. - 2008. - №3(24). - С. 107-113.
54. Духова, Л. И., Подымова Л. С. Профессионально-педагогическая культура и субкультура учителя [Текст]/ Л. И. Духова, Л. С. Подымова // Педагогическое образование и наука. - 2004. - 3 4. - С.22 -27.
55. Евладова, Е.Б. Организация дополнительного образования детей практикум/Е.Б. Евладова - Изд-во: Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС - 2003 - 15с.
56. Егорова, А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: автореферат дис. канд. пед. наук. 13.00.01 / Егорова Алла Васильевна - М., 2004. - 16 с.
57. Ермаков Д.С. Образование для устойчивого развития / Д.С. Ермаков [Текст] // Педагогика. - 2006. - №9. - С. 23-28.
58. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
59. Загвязинский, В.П. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», -2001 -192с.
60. Закирова, А. Ф. Понятийная база современной педагогики [Текст] / А. Ф. Закирова // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 7 - 12.
61. Зеер, Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст]/ Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 16-21.
62. Зимняя, И.А. Воспитательный потенциал социальных компетентностей в реализации задач повышения качества образования (к проблеме модульного представления социальных компетентностей). / Проблема качества образования. Книга 5. Модульное представление социальных компетентностей в системе повышения качества образования / И.А. Зимняя // Научно-методические инновации в высшей школе; под общ. ред. проф. А.В. Макарова. — Минск: РИВШ, 2008. — С. 105-110.
63. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов/И.А. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК» - 2010 - 448с.
64. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностного подхода // Инновации в образовании. 2011. №4. С.4 - 14.
65. Ильченко, О.М. Развитие профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы в процессе переподготовки: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Ильченко Ольга Михайловна. - Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - 166 с.
66. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании [Текст]: учебное пособие для студ. вузов/Г.Л. Ильин. - М.: Прометей - 2015. - 426с.
67. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
68. Калиш, И.В. Повышение квалификации педагога дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Калиш Ирина Викторовна. - М.: Эслан, 2004 - 181 с.
69. Каргина, З.А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01 / Каргина Зоя Алексеевна - М., 2000 - 22с.
70. Карнаух, Н.В. О преемственности традиций образования [Текст]/Н.В. Карнаух//А1шаМа1ег: Вестник высшей школы. - 2007. - №3. - С. 20-23.
71. Катукова М. Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы /М. Р. Катукова//Ракурс. СПб., 1994. - № 4. - С. 12-17.
72. Катукова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс. канд. пед. наук/М.Р. Катукова. СПб., 1998. - 23с.
73. Кларин, М.В. инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта - М.; 1997г.
74. Климов, Е. А. Психология профессионализма [Текст]/ Е. А. Климов. - Воронеж: Институт практической психологии, 2009. - 244с.
75. Коваль, М.Б. Ключ к успеху [Текст]: пособие для работников учреждений лет. отдыха и оздоровления детей/М.Б. Коваль - науч.-исслед. ин¬т семьи, - М.: НИИ семьи, 1998. - 133с.
76. Козырева, О.А. Условия развития профессиональной
компетентности педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01 / Козырева Ольга Анатольевна. - Томск, 2004. - 123с.
77. Козак, Л.В. Инновационная деятельность преподавателя высшей школы: теоретический аспект [Электронный ресурс]/Л.В. Козак/ZSWordyoumal - 2011. - с.58-67
78. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система лич. взаимоотношений: [Перевод] / Я. Л. Коломинский. - Ереван: Луйс, 1988. - 323с.
79. Колесникова, И.А. Кулибаба Педагогическая праксиология [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И.А. Колесникова, Е.С. Титова - М.: изд. Центр «Академия». - 2005. - 256с.
80. Колинова, В.Ф. Роль инноваций в повышении эффективности образовательного процесса колледжа[Текст]/В.Ф.Колинова//Мир науки, культуры, образования. - 2009. - вып.5 с. 36-45.
81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]// Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 11 - 41.
82. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений/В.В. Краевский, А.В. Хуторской - М.: Издательский центр «Академия» - 2007. - 352с.
83. Круглова, Л.К. Универсальный гуманизм как основание разнообразия и единства культур / Л. К. Круглова // Фундаментальные проблемы культурологии. - Том VII Культурное многообразие: теории и стратегии. - Москва: Новый хронограф; Санкт-Петербург: Эйдос, 2009. - C. 54¬62.
84. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст]/Н.В. Кузьмина - М.: Высшая школа, 2008. - 119с.
85. Куркина, Т.П. Научно-методическое сопровождение
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования [Текст] / Т.П. Куркина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 336с.
86. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст] /В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян//Педагогика-2004. - №4-с.11-21.
87. Лазарев, В.С. Инноватика в школе [Текст]: учебное пособие для
системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования / В. С. Лазарев. - Екатеринбург; Сургут:
Гуманитарный ун-т; 2011. - 159 с.
88. Ланкина, М.Ю. Организационная культура как фактор становления и развития ее интеллектуального потенциала/М.Ю. Ланкина, М.Г. Подопригора, Е.С. Едалова//Фундаментальные исследования. - 2015. - №9-2.-С.356-360.
89. Лебедев, О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: методическое пособие для самоанализа упр. проблем / О. Е. Лебедев. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2006 (СПб.: Тип. С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования). - 92с.
90. Логинова, Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: Сб. науч.-метод. и инструктив. материалов / Л. Г. Логинова. - М.: АРКТИ, 2002. - 238, [1] с.
91. Логинова, Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент/Л.Г. Логинова - М.: А. «Мегаполис» - 2012. - 391с.
92. Лушников, А.М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических высших заведений/А.М. Лушников. 2-е изд. Екатеринбург. Урал.гос.пед. ун.-т - 1994. - 368с.
93. Лядиус, В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы Первого научного семинара психологов и организаторов школьного образования/под ред. В.Я. Лядиус. М.; 1994 - 204с.
94. Маркова, А.К. Наука на грани ненаукой [Текст]: книга для учителя/А.К. Маркова-М.: Канон-плюс, 2013 - 336с.
95. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст]: учебное пособие для студентов высших заведений/Л.М. Митина, П.В. Митин, О.А. Анисимова, под общей ред. Л.М. Митиной. - Москва: ACADEMIA, 2005. - 362с.
96. Мозгарев, Л.В. Условия профессионального развития в системе повышения квалификации: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08/ Мозгарев Лев Владимирович - Липецк. - 2001. - 21 с.
97. Молчанов, А.В. Научно-методическое сопровождение
профессионального роста педагогов в региональной образовательной системе[Текст]/А.В. Молчанов//Научное и образовательное пространство перспективы развития: материалы//Междунар.науч.-практ.конф. (Чебоксары, 24апр.2016г.)//редкол.: О.Н. Шариков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 156-161.
98. Морозова, Н.А. Дополнительное образование как одно из направлений воспитания в непрерывном образовании / Н.А. Морозова. - М., 2000 - 279 с.
99. Мухаметзянова, Ф.Ш., Шайхутдинова, Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения/Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова //Дидактика профессиональной школы: сборник научных статей. - Казань: Издательство «Данис», ИЛЛ ПО РАО, 2013. - С. 30-37.
100. Найн, А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: педагогический аспект / А. Я. Найн. - М.: Педагогика, 1991. - 133с.
101. Найн, А.Я. Инновации в образовании/А.Я. Найн- Челябинск:ЧФИРПО МОРФ, 1995 - 324 с.
102. Нагибина, Н. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как педагогический феномен [Текст]/Н. Нагибина, Н. Ипполитова//Оепега1апйРго1?еззюпа1Вбиса1юп/Н. Нагибина [и др.] - 2012 -вып.1.-с.36-44.
103. Нечаев, Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной
компетентности / Н.Н. Нечаев: Материалы к пятому заседанию
методологического семинара 8 февраля 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005 - 92 с.
104. Никитин, Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учебное пособие [Текст]/ Э. М. Никитин. - М.: РИПКРО, 1995. - 191с.
105. Новая философская энциклопедия.- 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - Т. 1-4. - 2816 с.
106. Огарев, Е.И. Компетентность как социальный феномен// Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования / Е.И. Огарев. - СПб., 1994. - С.27-34.
107. Павлова, Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) [Текст]: [пособие] / [Руденко Л. Г., Павлова Н. Н.]. - Москва: Генезис, 2014. - 32с.
108. Петровская, Л.А. Общение - компетентность - тренинг[Текст]: избранные труды/Л.А. Петровская; ред. - сост. О.В. Соловьева. - Москва: смысл, 2007. - 686с.
109. Пидкасистый, П.И. Педагогика[Текст]: учебник для студ.
Учреждений высш.проф.образования /П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М: Издательскийцентр «Академия», 2014 - 624с.
110. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. [Текст]/ И. П. Подласый. - М.: Влада, 2000.
111. Попов, Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры; 2-е издание, переработанное и дополненное /Е.Б. Попов. - Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. - 119с.
112. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: пособие для учителей и руководителей школы / М. М. Поташник. - Москва: Центр пед. образования, 2009. - 445 с.
113. План мероприятий («дорожная карта»): Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки. - М. - 2014 - 18 с.
114. Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе [Текст]: учебное
пособие для вузов/Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. - 2-е изд. Стер.-
Москва:Академия,2012.-(Высшее профессиональное образование. Социальная работа.Бакалавр)-250с.
115. Прутченков, А. С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга [Текст] / А. С. Прутченков. - М.: 1993. - 48 с.
116. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015г. - 30с.
117. Пьяных, Е.Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации/ автореф. канд.пед.наук: 13.00.08 / Пьяных Елена Георгиевна - Томск, 2007. - 22 с.
118. Пятибратова, С.И. Совершенствование профессионализма учителя в
процессе постдипломного образования: Акмеологический подход:
диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Санкт-Петербург,
2002. - 212 с.
119. Реан, А.А. Психология личности [Текст] / А. А. Реан. - Москва [и др.]: Питер, 2016. - 286 с.
120. Резикова О. В. Профессионально-личностное развитие
педагоговмузыкантов в процессе повышения квалификации// Человек и образование. № 2 (35). 2013. С.127-131.
121. Резикова О.В. Оптимизация процесса повышения квалификации
педагогов-музыкантов на современном этапе: автореферат
дисс.канд.пед.наук. Москва. 2013.- 26 с.
122. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала
/ Е.И. Рогов. - М.: Владос-Пресс, 2003 (Вологда: ПФ Полиграфист). - 332с.
123. Рожков, М.И. Педагогическое пособие работы с молодежью.
Юногогика: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Организация работы с молодежью»/М.И. Рожков. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. - 264с.
124. Самойлов, В.А. Предпосылки и особенности развития инновационного управления образованием / В.А. Самойлов [Текст] // Инновации в образовании. - 2007. - №10. - С. 62-74.
125. Сидоров С.В. Педагогика (Теория и методика воспитания): Учебно- методич.пособие для студентов пед. вуза (заочное обучение). - Шадринск:Изд-воПО «Исеть», 2006. - 59 с.
126. Ситник, А.П. Повышение квалификации социальных педагогов: от опыта к базовым знаниям и к практике на новом уровне//Социальная педагогика. - 2006. - № 2. - С.93.
127. Соколова, А. С. «Профессионально важные качества» и «профессиональная компетентность» как детерминанты профессиональной успешности / А. С. Соколова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №7. - С.47.
128. Соломандина, Т.О. Организационная культура в табл., тестах, кейсах и схемах.- М.:ИНФРА-М, 2015-624с.
129. Соломандина, Т.О. Организационная культура компании. /Т.О. Соломандина - 2 изд.- М.: ИНФРА - М, 2015-624с. (ВО).
130. Скок, Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования, осваивающих доп. проф. программу "Преподаватель высш. шк." / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина; М-во образования Рос. Федерации. Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2001. - 78с.
131. Слепынина, И.И. Вопросы оптимальности в современном образовании/ И.И. Слепынина [Текст] // Философия образования. - 2008. - №3(24). - С. 31-34.
132. Сластенин, В.А. Педагогика[Текст]: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: под ред. В.А. Сластенина - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр и Академия» 2012. - 608с. - (сер. Бакалавриат).
133. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст]/В.А. Сластенин, Л.С. Подымова//Сибирский педагогический журнал. - 2007-вып. 1 - с.13.
134. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире / В.И. Слободчиков [Текст] // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 33-39.
135. Спирин, Л.Ф. Основы педагогического анализа: Учеб. пособие / Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. - Ярославль; Кострома: Костром. пед. ин-т, 1985. - 85 с
136. Сущенко, Т.И. Педагогический процесс внешкольных учреждений: учеб.-метод.пособие/Т.И. Сущенко - Киев: Рад.шк.-1986. - 47с.
137. Тарасюк, О. В. Информационная компетентность педагогов профессионального обучения / О. В. Тарасюк, К. А. Федулова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №6. - С.10.
138. Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 151с.
139. Трегубова Т.М. Адаптационно-образовательный потенциал зарубежного опыта подготовки конкурентоспособных специалистов // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе. Самара, 2008. С. 252 - 259.
140. Трегубова, Т.М., Масалимова, А.Р. Зарубежные модели
дополнительного профессионального образования: теоретико¬
методологический анализ: Научно-методическое пособие/ Т.М. Трегубова, А.Р. Масалимова. - Казань: Издательство «Данис» ИНН РЛ РАО, 2013. - 66 с.
141. Тряпицына, А. Н. Педагогика: учебник / А. Е. Бахмутский [и др.]; ред. А. Н. Тряпицына. - СНб.: Нитер, 2013. - 304 с.
142. Тулькибаева, Н.Н. Инновационные процессы в обучении/Н.Н.
Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, З.М. Большакова, М.М.
Бормотова//Челябинский гос.пед.ун-т; Южно-Уральский научно¬
образовательный Центр РАО; М-во образования Российской Федерации. - М.:Восток, 2002.-255с.
143. Указ Нрезидента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
144. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». - М., «ЭКСМО». - 2013.
145. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации.М.:Нросвещение,2011.-33с. - (Стандарты второго поколения).
146. Федосеева, З.А. Развитие профессиональной компетентности
педагогов в системе дополнительного профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Екатеринбург,
2006. - 217 с.
147. Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальности 040201 Социология / О. Г. Филатова. - Москва: Гардарики, 2006 (Можайск (Моск.обл.):
Можайский полиграфкомбинат). - 303 с.
148. Филинкова, Н. Формирование мотивации педагогов к инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений//г. Челябинск 2012г. - 45с.
149. Фокина, В.Н. Факторы реализации креативного управления в рыночных условиях / В.Н. Фокина [Текст]// Инновации в образовании. - 2008. - №8. - С. 75-98.
150. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман. - 2-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2004. - 158 с.
151. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // М.: Высшее образование сегодня, 2004 - № 8 - С. 34-41.
152. Харисов, Т.Б. Инновационная модель управления гимназией на основе взаимодействия с вузом [Текст]:[опыт гимназии № 90 г. Казани]/Т.Б. Харисов, Г.Д. Закирзянов//Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2012. - №1. - С.3-5.
153. Харисов, Т. Б. Интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации педагогических работников в системе внутришкольного управления: Монография [Текст] / Т.Б. Харисов. - Казань: КГУ, 2013. - 256с.
154. Храпаль, Л.Р. Проектирование индивидуальной образовательной траектории педагогов в условиях модульной системы повышения квалификации/ Ф.Ш. Мухаметзянова, К.Ш. Шарифзянова, Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Проблемы инфраструктурного обеспечения инновационного развития отечественной экономики: материалы Международная научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Россия, г. Казань, 2014 г. С.- 38-41.
155. Худоминский, П.В. Качественное образование как надежный гарант будущего России [Текст]/П.В. Худоминский//Мир образования - образования в мире. - 2002. - № 4. - С.181-190.
156. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. -
2003. - №2. - С.58-64.
157. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А.В. Хуторский. //Народное образование. - 2003. - №5. - 55-56.
158. Хуторской, А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.
159. Чечель, И.Д. О компетентностном подходе к деятельности руководителей общеобразовательных учреждений/И.Д. Чечель//Инновации в образовании. - 2012. - № 3. - С.15.
160. Шахова, Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности
педагогических кадров [Текст]: учебное пособие/Т.И. Шамова, А.Н. Худицин, Н.В. Анненкова, А.В. Поздняков, Э.М. Никитин. - М.: Педагогическое
общество России. - 2006. - 650с.
161. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // М.: Высшее образование сегодня, 2004 - №8 - С. 26-31.
162. Шамова, Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Г. М. Тюлю и др.; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. - М.: МИГУ им. В. И. Ленина, 1995. - 217 с.
163. Шелтен, А.С. Введение в профессиональную педагогику [Текст] / Андреас Шелтен; [пер. с нем.: Л. И. Корнеева]; М-во образования Российской Федерации, Уральский гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Уральский гос. проф.-пед. ун-т, 1996. - 287 с.
164. Шорохова, Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающегося в условиях дистанционного обучения / Т.И. Шорохова [Текст]// Инновации в образовании. - 2008. - №9. - С. 37-43.
165. Щербаков, Е.В. Педагогика. Краткий курс: учебное пособие/Е.В. Щербаков, М.Н. Медведцкая, Т.Н. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива. - 2013. - 408с.
166. Щетинская А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей [Текст]: учебное пособие для подготовки бакалавра педагогики по направлению «Педагогика» А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова. - М.: Оренбург из-во ОГПУ, 2006. - 404с.
167. Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения / Д.Б. Эльконин - Красноярск, 2002. - С. 22 - 29.
168. Эверстова, С. Т. Повышение педагогических компетенций педагогов в процессе самообразования / С. Т. Эверстова // Среднее профессиональное образование. - 2010. -№ 8. - С. 55.
169. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической [Текст]: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании/Н.Р. Юсуфбекова. -М.:ЦСПОРСФСР, 1991. -91с.
170. Юхнева, Е.А. Проектирование эффективной организационной культуры как механизм повышения эффективности на предприятиях сферы услуг./Е.А. Юхнева// Науковедение. - 2014. - № 5 (24). - С. 20-29.
171. Яковлев, Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования: метод. пособие / Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2004. - 110с.
172. Ячина, Н.П. Профессиональная компетентность как показатель качества образования [Текст]/Н.П. Ячина, Т.З. Мухутдинова, Н.Н. Хазиева//Вестник Казанского технологического университета/Н.П. Ячина[и др.]-2009.-вып. 2-15-22с.