Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества

Работа №81326

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
творческих способностей детей дошкольного возраста 6
1.2. Сущность художественного творчества 13
1.3. Влияние художественного творчества на развитие творческих
способностей детей дошкольного возраста 19
Вывод по 1 главе 27
Глава 2. Исследовательская работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в МБДОУ № 96 г. Миасс 28
2.1. Анализ состояния данной проблемы в МБДОУ № 96 г. Миасс 28
2.2. Разработка и внедрение серии мероприятий по развитию творческих
способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества 35
2.3. Анализ результатов исследования 37
Вывод по 2 главе 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1 54
Приложение 2 59
Приложение 3 60
Приложение 4 63
Приложение 5 64
Приложение 6 65
Приложение 7 65
Приложение 8 78
Приложение 9


На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.
Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать - всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др.), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти [48].
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный Государственный Стандарт направлен на главный результат - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха [1]. Вот почему инновационной деятельностью нашей работы является приобщение детей к различным видам художественно-творческой деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: проблема творчества отнюдь не нова в современной науке. Существенный вклад в изучение данной проблемы внесли представители психологии: Ф. Фребель, Я.А. Пономарёв, И.В. Страхов, педагогики: М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина.
Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, театральной, изобразительной и пр. (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова, Т.А. Семёнова, О.С. Ушакова и др.)
Однако на практике возникает противоречие между высоким воспитательно-образовательным потенциалом художественного творчества для развития творческих способностей детей 5-6 лет и отсутствием эффективной системы работы по данному направлению.
Данное противоречие обусловило проблему нашего исследования, как в ДОО использовать занятия по художественному творчеству для развития творческих способностей детей 5-6 лет.
Исходя из противоречия и проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества».
Объект исследования: образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования: художественное творчество как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработка и внедрение серии мероприятий способствующих эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Изучить влияние художественного творчества на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ состояния проблемы.
4. Разработать и внедрить серию мероприятий, способствующих эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста будет эффективным, если использовать в работе художественное творчество.
Для решения исследовательских задач мы использовали следующие методы:
— теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
— практические методы: анкетирование, наблюдение, внедрение серии занятий и игр, анализ результатов исследования.
Практическая значимость: разработанная серия мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества может быть использована воспитателями ДОО, родителями дошкольников.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №96 г. Миасс. В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части нашего исследования мы провели анализ психолого- педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста, рассматривая сущность и влияние художественного творчества на развитие творческих способностей дошкольников нами был сделан вывод, что творческие способности в жизни ребёнка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.
Поподробнее остановились на том, как с помощью художественного творчества можно развивать творческие способности детей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что художественное творчество имеет большие возможности для формирования умственных, творческих способностей детей дошкольного возраста, для становления их нравственных, представлений трудовых умений, художественного вкуса.
В практической части нашего исследования мы проанализировали состояние проблемы развития творческих способностей дошкольников. Определили, уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста, уровень творческой деятельности воспитателей и педагогической просвещённости родителей. Увидев, что проблема существует, определились с тем, что в ДО необходимо проводить специальную систематическую работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.
Для повышения эффективности данного процесса, разработали и внедряли серию мероприятий в течение года. На завершающем этапе мы провели анализ результатов исследования. Получив, положительную динамику, пришли к выводу, что предложенная нами серия мероприятий способствует повышению уровня развития творческих способностей дошкольников.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена. Разработанная серия мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества может быть использована воспитателями ДО и родителями воспитанников.
Но, останавливаться на достигнутом не стоит, данную работу следует продолжать.



1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука [Текст]: учеб. пособие /Г.С. Альтшуллер. - М.: Академия, 1997. -10 с.
3. Анкеты для родителей [Электронный ресурс]. -
http://doshvozrast.ru/metodich/kontrol02
4. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст]: учеб. пособие /Ю.А. Антонова. - М.: Академия, 2007. - 280 с.
5. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст]: учеб. пособие /В.С. Безрукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 381 с. - (Высшее образование).
6. Бекоева, Д.Д. Практическая психология [Текст]: учеб. пособие /Д.Д. Бекоева. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
7. Белова, Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста [Текст] /Е.С. Белова, П. Торренса //Психологическая диагностика. - 2004. - №1. - С.11.
8. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] /В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1994. - 60 с.
9. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст]: учеб. пособие /В. Богат, В Нюкалов. - М.: Просвещение, 1994. - 17 с.
10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие /Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
11. Большая Российская Энциклопедия: В 30 томах [Текст] /пред. науч. совета Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: БРЭ, 2004. - 1007 с.
12. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] /Н.Ю. Венгер //Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С.32 - 38.
13. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] /Н.Е. Веракса //Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С.5 - 9.
14. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст]: сб. /Н.А. Ветлугина //Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. - 215 с.
15. Волков, Б.С. Возрастная психология: В 2ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Б.С. Волков; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Владос, 2008. - 366 с.
16. Волков, Б.С. Возрастная психология: В 2ч. Ч.2: От младшего
школьного возраста до юношества [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Б.С. Волков; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Владос, 2008. - 343 с. - (Библиотека психолога).
17. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст]: учеб. пособие /Б.С. Волков. - 2-е изд. - М.: Владос, 2007. - 252 с.
18. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]: учеб. пособие /Л.Н. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
19. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] /Л.С.
Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 1136 с.
20. Годфруа, Ж. Психология [Текст] /Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 442 с.
21. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. [Текст] /Ж. Годфруа; пер. с фр. - 3-е изд. - М.: Мир, 2004. - 496 с.
22. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] /Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 210 с.
23. Гуревич, П.С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров /П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 608 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).
24. Детская практическая психология [Текст]: учебник /под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
25. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает [Текст]: учеб. пособие /О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М.: Знание, 1994. - 98 с.
26. Егорова, О.П. Структура и содержание программ нового поколения в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] /О.П. Егорова, Т.Н. Колисниченко. -www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_1_1.htm
27. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей [Текст] /Т. Ендовицкая //Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - С.73 - 75.
28. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст]: учеб. пособие для вузов /Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академ.Проект, 2003. - 304 с.
29. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст]: учеб. пособие /В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2000. - 111 с.
30.Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] /Е.В. Заика //Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С.54 - 58.
31.Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]: учеб. пособие /А.В. Запорожец. - М.: Академия, 2010. - 81 с.
32. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] /Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1994. - 111 с.
33. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст]/Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 220 с.
34. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания [Текст]: учеб. пособие /Т. С. Комарова. - М.: Зимородок; Карапуз, 2006. - 415 с.
35. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] /Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 67 с.
36. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: метод. пособие /Е.В. Котова, С.В Кузнецова, Т.А. Романова.
- М.: Сфера, 2010. - 128 с.
37. Крылов, Е Школа творческой личности [Текст] /Е. Крылов //Дошкольное воспитание. - 1992. - №7. - С.11 - 20.
38. Крылов, Е. Школа творческой личности [Текст] /Е. Крылов//Дошкольное воспитание. - 1992. - №8. - С.11 - 20.
39. Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст]: учеб. пособие /В. Кудрявцев, В. Синельников. - М.: Академия, 1995. - 169 с.
40. Куревина, О.А. Прекрасное рядом с тобой: Учебник по программе «Художественный труд и искусство» для 3 класса [Текст] /О.А. Куревина. - М.: Баласс, 2006. - 64 с.
41. Куцакова, Л.В. Воспитание ребёнка - дошкольника: развитого, культурного, активно-творческого: в мире прекрасного [Текст]: программно-метод. пособие /Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова. - М.: Владос, 2004. - 368 с. - (Росинка).
42. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст]: учеб. пособие /В.А. Левин. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
43. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие /Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996. - 98 с.
44. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] /А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.-125 с.
45. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст] /И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2011. - 263 с.
46. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одарённость детей, её
выявление и развитие [Текст]: метод. пособие /А.А. Мелик-Пашаев.
- Дубна: Феникс+, 2006. - 112 с.
47. Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником [Текст] /И.Н. Мурашковская. - Рига: Эксперимент, 1994. - 62 с.
48. Немов, Р.С. Общая психология В 3 т. Т.2. Познавательные процессы и психические состояния [Текст]: учебник /Р.С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 1007. - (Серия: Магистр).
49. Немов, Р.С. Общая психология В 3 т. Т.3. Психология личности [Текст]: учебник /Р.С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с. - (Серия: Магистр).
50. Нестеренко, А.А. Страна сказок [Текст] /А.А. Нестеренко. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1993. - 32 с.
51. Никитин, Б. Развивающие игры [Текст]: учеб. пособие /Б. Никитин. - М.: Знание, 1989. - 112 с.
52.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 и
фразеологических выражений [Текст] /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
- М.: ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.
53. Палашна, Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст] /Т.Н. Палашна //Дошкольное воспитание. - 1989. - №6. - С.69-72.
54. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества" [Текст] /Паскаль. - М.: Лань, 2000. - 88 с.
55. Полуянов, Д. Воображение и способности [Текст]: учеб. пособие /Д. Полуянов. - М.: Знание, 1985. - 50 с.
56. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников
[Текст] /Л. Прохорова //Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. -
С.12.
57. Репринцева, Г.И. Игра - ключ к душе ребёнка. Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром [Текст]: метод. пособие /Г.И. Репринцева. - М.: Форум, 2008. - 240 с.
58. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших
школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст]: учебно-метод. пособие /Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - М.: Владос, 1999. - 128 с.
59. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] /Н.П. Сакулина. М.: Б.И., 1956. - 107 с.
60. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс].
- papers.info/lib28/b28763z.htm
61. Уварина, Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе [Текст]: монография /Н.В. Уварина. - Челябинск: Взгляд, 2007. - 296 с.
62. Уварина, Н.В. Психолого-педагогические аспекты развития
творческих способностей учащихся в образовательном процессе [Текст]: монография /Н.В. Уварина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. - 173 с.
63. Уварина, Н.В. Самоактуализация личности учащихся в процессе творческой деятельности: теоретико-методологические аспекты [Текст]: монография /Н.В. Уварина. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - 247 с.
64. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя [Текст] /под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - 88 с.
65. Шайдурова, Н.В. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества [Текст] /Н.В. Шайдурова. - М.: Сфера, 2008. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ