ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ВИЗУАЛЬНО¬
ТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 Классификация средств обучения 7
1.2 Визуально-технические средства обучения и требования к ним 13
1.3 Особенности обучения студентов с нарушениями слуха 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ВИЗУАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 28
2.1 Анализ базы исследования 28
2.2 Разработка электронного компьютерного пособия 34
2.3 Анализ апробации электронного компьютерного пособия 41
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Библиографический список 50
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В связи с развитием цифровых технологий, компьютер становится основным инструментом создания презентаций и проектов. Существует острая необходимость в специалистах, имеющих навык презентации продукта или изделия заказчикам и потребителям. В большинстве профессий, в рамках необходимых навыков специалиста, требуется умение работать в различных компьютерных программах.
Также в любой профессии важна индивидуальность и творческий подход к выполнению заданий, так как это является одним из способов выделиться на рынке и увеличить свою конкурентоспособность, что, исходя из современных требований к специалистам, является немаловажным критерием.
Существует множество программ, разработанных для того, чтобы обучать профессиональным навыкам в соответствии с требованиями нашего времени. При этом современная социальная политика Российской Федерации направлена на помощь людям с ограниченными возможностями в их социализации, а также в реализации в профессиональной среде.
Российские законодательные акты в отношении людей с ограниченными возможностями направлены на соответствие международным стандартам, в рамках которых находится создание оптимальных условий для их социализации, самореализации, возможность получения профессионального образования, социального обслуживания и дальнейшего успешного трудоустройства. Качественное изменение экономического, политического, нравственного, а также духовного и религиозного уровней современного общества, прогресс направления здравоохранения, культуры и науки спровоцировал повышение внимания к людям с ограниченными возможностями, а в частности к слабослышащим людям.
Ранее граждане приведенной категории были обособлены от общества и общественной жизни, помещены в условия специализированных закрытых учебных заведений, не имели возможности в полной мере реализовывать свои права на полноценное образование, проведение досуга, а также получение услуг в сфере обслуживания или профессиональной деятельности. Современные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития.
Исследование основано на анализе условий социализации и профессионального обучения людей с нарушениями слуха, так как эффективность этих программ на данный момент не достигла самого высокого уровня.
Нахождение путей решения проблем восприятия информации слабослышащими студентами является непосредственной обязанностью педагога, однако, в рамках процесса обучения данная обязанность не реализуется в полной мере. Применение различных средств обучения в учебном процессе решает множество проблем усвоения материала, а в отношении слабослышащих студентов может стать путем к их успешной самореализации в обучающем процессе.
Наиболее эффективными, на наш взгляд, средствами обучения, являются наглядные средства, а в соответствии с требованиями современного мира - визуально-технические. Разработка визуально-технических средств обучения позволяет использовать множество возможностей графического дизайна для их оформления, а также успешно адаптировать каждое средство обучения в соответствии с его функциями и направлениями использования.
Также актуальность разработки пособия электронного типа связана с тем, что современные студенты в большинстве своем активно используют различные электронные гаджеты и пользуются сетевыми поисковыми системами, игнорируя пользование печатными пособиями и посещение библиотек.
Из всего вышеперечисленного вытекает противоречие исследования: потребность в использовании визуально-технических средств для обучения слабослышащих студентов профессиональных организаций и недостаточность их разработки в рамках учебных дисциплин.
Исходя из противоречия, можно определить проблему исследования: необходимость методического обеспечения процесса обучения студентов с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования - если разработать и внедрить визуально-техническое средство обучения для студентов профессиональной образовательной организации, в том числе слабослышащих, то это обеспечит более эффективную профессиональную подготовку будущих специалистов.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов.
Предмет исследования: процесс проектирования визуально-технического средства обучения для студентов профессиональной образовательной организации.
Цель исследования - на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы разработать и внедрить визуально-техническое средство обучения для слабослышащих студентов профессиональной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы разработки визуально-технического средства обучения.
2. Выявить особенности разработки визуально-технического средства обучения.
3. Рассмотреть особенности обучения студентов с нарушениями слуха и проанализировать возможности решения проблем их профессионального обучения.
4. Разработать электронное пособие для студентов образовательной организации.
5. Проанализировать результаты апробации визуально-технического средства обучения.
Методологическую основу исследования составляют: теоретический анализ и систематизирование методических разработок таких авторов, как А.В. Хуторской, В.И. Крамаренко, Г.И. Кругликов, А.Е. Дмитриев и Ю.А. Дмитриев; классификация понятия средств обучения; обобщение изученных свойств и функций средств обучения; экспериментальная разработка визуально-технического средства обучения.
База исследования: государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», слабослышащие студенты.
Практическая значимость: разработанное электронное пособие может применяться как в рамках учебной дисциплины ЕН.03. «Информационные технологии в профессиональной деятельности», так и в процессе внеклассной или факультативной учебной деятельности.
Как показало исследование, актуальность разработки визуально-технических средств обучения и их применение в рамках учебного процесса подтверждена полученными результатами.
Разработка электронного пособия на основе анализа теоретических данных, предложенных различными авторами касательно средств обучения, а также опора на определение наглядности обучения, предложенного В.И. Крамаренко, позволило достичь максимальной эффективности процесса обучения с использованием нашей разработки через воздействие внешней наглядности на внутреннюю.
Исходя из изучения нюансов обучения слабослышащих студентов, складывается вывод, согласно которому использование визуально-технических средств обучения в учебном процессе решает множество проблем обучения, таких как затрудненное восприятие устной речи, низкая успеваемость в силу замедленного усвоения информации.
Уверенное владение студентами с нарушениями слуха современными информационными технологиями и их инструментами позволяют им успешно осуществлять творческую и проектную деятельность, а также активно использовать и изучать электронные пособия с помощью различных гаджетов, что, в свою очередь повышает уровень усвоения материала и дает студентам возможность самостоятельно регулировать скорость изучения материала.
Основываясь на анализе документальной базы Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности по специальности 290204 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», учебной программы дисциплины ЕН.03. «Информационные технологии в профессиональной деятельности», условий реализации обучения по данной дисциплине, а также исходя из анализа документации в виде Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в соответствии с подпунктом 5.2.41 «Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» и профессионального стандарта 33.016 «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, с подробно изложенными требованиями к образовательному процессу, который предполагает получение навыков эскизирования, можно сделать вывод о том, что обучение в рамках данной специальности по приведенной дисциплине не вполне соответствует заявленным требованиям.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также документации, позволяет сделать вывод о том, что разработка визуально-технических средств обучения и их внедрение в учебный процесс студентов, в том числе слабослышащих, целесообразно и оправданно.
Разработанное электронное пособие, предлагаемое для использования в рамках учебной дисциплины ЕН.03. «Информационные технологии в профессиональной деятельности», а также в процессе проведения внеклассных и факультативных занятий, по результатам апробации может быть внедрено в учебный процесс.
1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. /Б.Б. Аймонтас - М.: Арт-Пресс, 2003. -217с.
2. Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. — М.: ДМК Пресс., 2003. — 360с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский -М.: Просвещение, 1985. -406с.
4. Батищев А.В. Основы организации обучения в сети Интернет: конспект лекций /А.В. Батищев. - Орел: ОрёлГТУ, 2008. 69с.
5. Богомильский М. Р. Нарушения слуха и их коррекция у детей. /М.Р. Богомильский — М., 2008. — 224с.
6. Воронцова Л. Л., Ефименко С. М. Реализация компетентностного подхода в процессе проектно-целевой профессиональной подготовки студентов- дизайнеров / Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2015. - № 5 (5). - С. 65-70.
7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ», [Электронный ресурс], Режим доступа: URL:https://www.tlp.edu.ru/
8. Грушевский С.П. Учебно-информационные комплексы как новое средство обучения математике на современном этапе развития образования / Под ред. А.И. Архиповой - СПб.: изд-во РГПУ им. Герцена, 2001 г. С. 207-211.
9. Дидактика начальной школы : учебник и практикум для академического бакалавриата А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 253 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль
10. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. -№3. -С.27
11. Каджаспирова Г.М. Использование Технических средств в дошкольном образовании. - М.: «Просвещение», 2001 г.
12. Классификация средств обучения, [Электронный ресурс], - Режим доступа: URL:https://studfiles.net/preview/4199633/(Дата обращения: 13.03.2019)
13. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003
14. Крамаренко, В. И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб.пособие / В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида». 1999.
15. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. - М. :Издат. центр «Академия», 2005. - 288 с.
16. Кукушкин В.С. Педагогические технологии. /В.С.Кукушкин - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320с.
17. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса" (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).
18. Методы обучения детей с нарушениями слуха, [Электронный ресурс], -Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/1721990/page:15/#22(Дата обращения:13.03.2019)
19. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» /Е.В. Меттус - М.: Глобус, 2009. - 272с.
20. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. /Н.А. Морева -М.: Академия, 2008. -442 с.
21. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.- 384 с.
22. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы
профессонально-педагогической деятельности. -М.: АРТ, 2002. -265 с.
23. Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ, [Электронный ресурс], Режим доступа: URL: https://superinf.ru/view_article.php?id=416(Дата обращения 15.04.2019)
24. Осин, А.В Создание учебных материалов нового поколения/А.В. Осин// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение, 2003. №2. С. 15-25.
25. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. /Е.А. Певцова- М.: издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
26. Педагогические приемы профессионального образования студентов с нарушением слуха и речи (ОВЗ), [Электронный ресурс], Режим доступа: URL:https://www.rnformio.ru/publications/id2176/Pedagogicheskie-priemy- professionalnogo-obrazovanija-studentov-s-narushenie-sluha-i-rechi-OVZ
27. Портал педагога/Социализация детей с нарушениями слуха,
[Электронный ресурс], Режим доступа: URL:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11763(Дата обращения
17.04.2019)
28. Постановления Правительства РФ от 17.03.2011г. №175 «О
государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
29. Приказ Минобрнауки России от 15.05.2014 N 534 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий"(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32869)
30. Приказа Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;
31. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий / 2017
32. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 33.016 Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам, [Электронный ресурс], Режим доступа: URL:https://classinform.ru/profstandarty/33.016-spetcialist-po-modelirovaniiu-i- konstruirovaniiu-shveinykh-trikotazhnykh-mehovykh-kozhanykh-izdelii-po- individualnym-zakazam.html(Дата обращения:15.03.2019)
33. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. - М.: МГ11ПУ, 2013. - 334 с.
34. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. /В.Д. Пурин - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -256с.
35. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. /В.Д. Пурин - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -256с.
36. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: Учебник для вузов. /Е.Г. Речицкая - М.: Владос, 2004.
37. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2000г., с. 134 - 137.
38. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и
общетехнических предметов. /А.В. Скакун - М.: Издательский центр
"Академия", 2007. -128 с.
39. Солнцева В. А., Белова Т. В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы - М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. - С. 89-92.
40. Социальная сеть работников образования/Электронное пособие,
[Электронный ресурс], Режим доступа: URL:
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2017/03/11/elektronnoe-posobie(Дата обращения 16.04.2019)
41. Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004
42. Сыч В.Д. Технические средства в детском саду./В.Д. Сыч - М.: «Просвещение», 2000 г.
43. Уэйншенк С. 100 новых главных принципов дизайна. Как удержать внимание / С. Уэйншенк — «Питер», 2016 — (Современный дизайн)
44. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск :БГУ, 2006. - 116 с.
45. Хуторской А. В.Современная дидактика: Учебник для вузов./А.В. Хуторской - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).1111111
46. Хуторской А.В. Современная дидактика./А.В. Хуторской - СПб: АРТ, 2001. -268 с.
47. Цукерман И. В., Беседы о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973.
48. Шматко Н.Д. Современные проблемы совершенствования коррекционной помощи детям с нарушенной слуховой функцией // «Радуга звуков». 2001. №4(7).