Введение 3
I Глава. Теоретические аспекты развития творческих способностей у обучающихся с помощью декоративного искусства 7
1.1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у обучающихся 7
1.2. Особенности формирования творческих способностей у
обучающихся в системе дополнительного образования 19
1.3. Влияние декоративного искусства на развитие творческих способностей, обучающихся МБУДО «Дом детской культуры
«Ровесник»» 25
Выводы по I главе 31
II Глава. Опытно- поисковая работа по разработке и внедрению учебного пособия для обучающихся по развитию творческих способностей при
помощи декоративного искусства 33
2.1. Организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Разработка и применение учебного пособия по развитию творческих способностей обучающихся при изучении курса декоративно -
прикладного искусства 44
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
Выводы по II Главе 56
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 6
Происходящие сегодня в образовательных учреждениях глобальные изменения, нацелены, в первую очередь, на соответствие с требованиям современного рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, владеющего высоким уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса, что является одним из ключевых пунктов развития экономики России в рамках задач, поставленных президентом РФ в послании Федеральному Собранию.
Сам процесс обучения, адаптации и социализации будущего специалиста достаточно сложен и многоаспектен. Одним из критериев является развитие творческих способностей, которое является важнейшим средством формирования отношения к действительности, средством нравственного и умственного воспитания, средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Не так давно вопросы развития творческих способностей, обучающихся нередко рассматривались как нечто второстепенное. Отдавая приоритет знаниям, но не эстетической и художественной культуре, общественная практика повлекла за собой недостаточное развитие эмоциональной сферы. И как следствие этого снижение нравственности, ослабление творческих и познавательных способностей обучающихся. В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам развития креативного мышления обучающихся, творческих способностей.
Актуализирует проблему исследования еще и тот факт, что сегодняшнее состояние обучения не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в декоративно-прикладном искусстве: его глубоко нравственная, созидательная миссия до сих пор остается невостребованной и нереализованной. Возникло определенное противоречие между неограниченными возможностями декоративно - прикладного искусства и крайне недостаточным использованием его средств в развитии творческих способностей обучающихся. Отсюда вытекает важность проблемы исследования, необходимость включения декоративно - прикладного искусства в процесс развития творческих способностей обучающихся.
Особое внимание к проблеме развития творческих способностей у обучающихся обращает на себя система дополнительного образования.
Развитие практически каждой из базовых отраслей экономики невозможно без решения как вопроса кадрового обеспечения, так и разработки и реализации инновационных технологий, базирующихся на новых знаниях, что требует создания адекватных условий для развития творческой индивидуальности человека, раскрытия его способностей, формирования инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умеющей самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, выбирать свой профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Все эти качества и навыки формируются с детства, поэтому в решении поставленных задач особую роль может сыграть дополнительное образование детей как наиболее эффективная форма развития склонностей, способностей, интересов детей и молодежи; как мотивированное образование, которое получает личность сверх «основного» (базового) образования и которое позволяет ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. В этой связи возникает необходимость более тщательного изучения дополнительного образования детей, законодательно введённого в массовую педагогическую практику в 1992 году и признанного важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Дополнительное образование детей социально востребовано, способствует сохранению пространства детства, предоставляет ребенку возможность свободного выбора вида деятельности по разным направлениям, приобщает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, способствует развитию гражданских и нравственных качеств. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» [21, с 56].
Объект исследования - процесс развития творческих способностей обучающихся МБУДО «Детский дом культуры «Ровесник»»
Предмет исследования - декоративное искусство как средство развития творческих способностей.
Цель исследования: изучить и разработать учебное пособие по развитию творческих способностей обучающихся в условиях «Дом детской культуры «Ровесник»».
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты развития творческих способностей обучающихся.
- Выявить особенности формирования творческих способностей с помощью декоративного искусства.
- Рассмотреть влияние декоративного искусства на развитие творческих способностей.
- Провести опытно - поисковой исследование по выявлению уровня развития творческих способностей МБУДО «Дом детской культуры «Ровесник».
- Разработать и апробировать учебное пособие по развитию творческих способностей у обучающихся МБУДО «Дом детской культуры «Ровесник».
- Проанализировать результаты опытно - поисковой работы по внедрению учебного пособия в МБУДО «Дом детской культуры «Ровесник».
Теоретико-методологические основы исследования: Наиболее значимыми для теоретического обоснования развития творческих способностей являются труды В.И.Андреева, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого. Проблема творчества, как высшая форма активности, рассматривается психологами Л.С.Выготским, А.К.Ковалевым, Н.С.Лейтесом, Я.А.Пономаревым и др. Исследованию творческих способностей посвящены труды С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова.
Практическая значимость: Учебно - методическое пособие разработано в рамках исследования и может представлять интерес для педагогов СПО.
Методы исследования:
• теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, синтез;
• обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертная оценка выполненных работ.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детской культуры «Ровесник»», театр моды «Шарм», 6 - ая старшая группа
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, и приложения
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема развития творческих способностей обучающихся рассматривалась достаточно широко. Но в то же время целый ряд конкретных (методических) вопросов, связанных с развитием творческих способностей и факторов развития творческих способностей обучающихся именно в дополнительном образовании не достаточно широко изучен.
Перечисленные в теоретической части исследования (Д.Н. Джола, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой, В.С. Кузина, В.В. Корешкова, О.С. Молотобаровой, А.С. Хворостова, А.В. Бакушинского, М.М. Байрамбекова, В.С. Воронова, Т.Я. Шпикаловой, В.И. Башта, М.Н. Бурдиной, М.М. Нудельмана и др.) внесли серьезный вклад в изучение вопроса развития творческих способностей, однако по-прежнему актуальной является проблема творческих способностей, развиваемых с сфере дополнительного образования. При всей значимости работ названных исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время связи с расширением обязанностей дополнительного образования и его увеличения значимости.
В рамках исследования был сформулирован понятийный аппарат исследования проблемы развития творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования с помощью декоративного искусства (творчество, способности, творческие способности, креативность, воображение, фантазия, креативное мышление, компоненты творческой активности, критерии оценивания творческих способностей, уровни развития творческих способностей)
Теоретический анализ литературы по ДПИ позволил выявить, как подходили исследователи к проблеме использования ДПИ в процессе обучения (В. Г. Власов, О.А. Цесевичене, В. И. Толстых, Т.Я. Шпикалова).
Помимо понятия декоративно - прикладного искусства были изучены и проанализированы приемы организации учебного процесса, некоторые из которых легли в основу разработки дидактических средств обучения (прием пошаговой ориентировки, прием сравнения, прием акцентирования). Были проанализированы виды декоративно-прикладного искусства, некоторые из которых легли в основу разработки заданий рабочей тетради (вышивка, печать, роспись).
Процесс становления творчески развитого человека напрямую зависит от того, каким образом он развивал свои творческие качества, посредством чего и где. В современном мире отбор конкурентоспособных специалистов отмечает их стремление к саморазвитию, самопознанию, отличает также способность к нестандартному решению поставленных задач, развитым творческим способностям, а также эстетически развитым мышлением и мироощущением. Все это будет успешно развиваться, если внедрить в образовательные системы не только дидактические материалы, но информационные технологии, которые позволят обучающимся двигаться в свое творчески направленном развитии стремительно. Непосредственно, вышесказанных условий не хватает и в системе дополнительного образования.
Был выявлен начальный уровень творческих способностей обучающихся при помощи критериев уровня развития творческих способностей. По результатам нулевого среза уровень развития творческих способностей оказался неудовлетворительным.
Определение необходимости повышения уровня творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования и учитывая то, что образовательные организации не уделяют достаточного внимания развитию данных важных качеств у обучающихся, которые в последствии помогут им приобрести многообразие нужных для современной жизни качеств, было решено разработать учебное пособие, включающую в себя задания по созданию продуктов декоративно - прикладного искусства.
Применяя разработанную учебное пособие, включающую в себя задания, нацеленные на изучение произведений искусства декоративно - прикладного искусства, создание продуктов декоративно-прикладного искусства, изучение современных модных тенденций в одежде, а также с учётом осуществления методического сопровождения деятельности преподавателей МБУДО «ДДК «Ровесник»», были созданы условия для развития творческих способностей у обучающихся с помощью реализации их в практической творческой деятельности.
В результате исследования было обнаружено, что уровень творческих способностей повысился. Контрольный срез показал, что высокий уровень творческих способностей выявлен у 70% испытуемых, учитывая то, что первоначально высокий уровень художественно¬эстетической воспитанности продемонстрировали лишь 13% испытуемых.
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко, А.М. Елисеев. - М.:ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2. Алексеева, Л.П. Методика профессионального обучения (краткий курс лекций) для профессионального образования / Л.П. Алексеева.
- Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2013. - 140 с.
3. Антилогова, Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. - 2013. - № 3 (13) - С. 71-77
4. Ариарский М. А. Условия реализации созидательного потенциала культуры креативно-информационной// Собр.соч.: в 30т. - М.,2015.
- Т.14 - С.315 - 316.;
5. Асланова Е.С., Шумейко А.А. ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - с.9.;
6. Баркова Е.А. Управление процессом формирования регулятивных умений учащихся в исследовательском обучении // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). - С. 75-78.
7. Барышев А.В. Исследование активных методов обучения студентов вуза. Инноватика и инновационные процессы в экономике, науке и образовании. Шестая межвузовская научно-практическая конференция. Материалы научных докладов. - М.: ИГУПИТ, 2012.
8. Барышев А.В., Федотова Е.Л. Некоторые аспекты формирования креативности будущих специалистов. Инноватика и инновационные процессы в экономике, науке и образовании. Шестая межвузовская научно-практическая конференция. Материалы научных докладов. - М.: ИГУПИТ, 2012.
9. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., Изд-во «Астрель», 2011.
10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 319 с.
11. Болотюк Л.А. и др. Применение интерактивных методов обучения
на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике// // Интернетжурнал «Науковедение», 2013 №1 (6) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/sbornik1/6.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
12. Бугаева Н. В. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 86-90.;
13. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.Психология детей с нарушениями слуха: учебно¬методическое пособие Л.С. Вакуленко. - М.: Форум, 2013. - 272 с.
14. Васильева К.В., Гусев Д.А. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-3. - С. 562-565.;
15. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011. - 442 с.
16. Виданова Е.А. Обучение иллюстрации как средство развития творческих способностей учащихся художественных школ // В сборнике: научные меридианы 2016 сборник материаловУ международной научно-практической конференции. Под общей редакцией: И.В. Шевченко, И.Г. Рзун, Н.О. Старкова. 2016. С. 51-54.
17. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. / Учебно-методическое пособие.// — СПбГУ, 2012.— 156 с.;
18. Власов, В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие / В.Г. Власов. — СПбГУ/ Азбука-Классика, 2012.— 156 с.
19. Волочков А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вестник ЮУрГУ: Психология развития и педагогическая психология. - 2012. - № 19. - С. 58-67.
20. Воронцова, Л.Л. Реализация компетентностного подхода в процессе проектноцелевой профессиональной подготовки студентов- дизайнеров /Л.Л. Воронцова, С.М. Ефименко. - Научные труды Института непрерывного профессионального образования, 2015. - С. 65-70.
21. Выготский Л. С. Психология искусства / Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 341 с.
22. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 320 с.
23. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе.// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», № 2, с. 1-18, 2012.
24. Давалева, Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства / Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота/ // 2015. - № 12 - С. 80.
25. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. 224 с.
26. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации., / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.// - 2015., - № 3., - С.106-112.;
27. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования /
В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256
с.
28. Йованович Т.Г., Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте творческой самореализации личности// Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. No10(174) / ВолгГТУ. -Волгоград, 2015. -144 с. (Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»; вып. 24). -С. 108-111.
29. Козлов В. Н. Интеллектуальные технологии и теория знаний. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2012.
30. Кондратенкова, Н.В. Игра на занятиях декоративно-прикладным искусством / Н. В. Кондратенкова, В.В. Корешков. — М.: Издательство ГОУ ВПО МГПУ, 2013. — 5 с.
31. Кондрашева, Ю.В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю.В. Кондрашева, Э.В Прудских.— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
32. Коробко Ю.В. От одарённости к профессии художника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 31-35.
33. Кошелева Е. С., 2013 Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып/ / эволюция походов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом/. 5. С. 145—151.
34. Лопатин, Д. Н. Организационное поведение : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Д. Н. Лопатин. - Омск : ОмГТУ, 2014.
35. Максяшин А.С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание.,/учебное пособие //- 2012., - 44 с.;
36. Мыслить эффективно: как быстро и уверенно решать проблемы / М.В. Голубева. - М.: Эксмо, 2013.
37. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282¬287.
38. Пенягина В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. -Тамбов, 27 апреля 2012 г.
39. Послание Президента РФ Федеральному Собранию [Электронный ресурс]:Режим доступа. - http:// www.kremlin.ru/news/47173(дата обращения:01.06.2019).
40. Привалова Т. Д., Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1871-1875
41. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Достижение планируемых результатов. Метапредметные результаты: смысловое чтение, работа с информацией, регулятивные действия, коммуникативные действия / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, М.В. Серков. - М., 2013. - 51 с
42. РоДкина А.А. Композиция костюма. / Учебное пособие. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017. 128 с.
43. Рожков, М.И. Конспекты уроков для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 86 с.
44. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1996. № 113
45. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Под. ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2013.
46. Солнцева, В.А. Психологические особенности Справочник по организации и проведению профориентационной работы / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. - С. 89-92.
47. Солодухина Т. К., Солодухин В. И. Основные направления воспитания этнокультурной ответственности в национально¬культурных центрах / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. // - 2015., - № 3., - С. 137-142.;
48. Тарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ. / Молодой ученый. // — 2017., — №38., — С. 122-125.;
49. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.4
50. Техника развития памяти: самоучитель по программе Школы Олега Андреева / О.А. Андреев. - М.: Омега-Л, 2013.
51. Техническая эстетика и дизайн : словарь., / Академический Проект: Культура.,// - 2012., - 356 с.;
52. Тихонова В. А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.// - 2014., - № 2., - С. 52-57.;
53. Ткалич С.К. Подготовка магистров: технология конструирования авторской методики (графический дизайн) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 65¬70.
54. Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 22-24.
Устрицкая Н.А. Книга художника: учебное пособие - г. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. - 114 с. - 500 экз.
55. Ушакова М.А. Формирование интеллектуально-творческих компетенций младших школьников (на примере интеграции учебной и внеучебной деятельности): автореф. дис....канд. пед наук. - Ижевск, 2011
56. Федотова Е.Л. Методологические принципы и модели
профессиональной подготовки специалистов технического университета в области информационных технологий.
Монография.М.: МИЭТ, 2012, 224 с.
57. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. -[Дата обращения11.02.2016]
58. Харченко А.А. О методологии художественного творчества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10
59. Чернышева Е.И., Волокитина Е.П. К вопросу о профильной технологической подготовке учащихся // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 227-230.
60. Чернышева Е.И., Горяйнова Н.М. Педагогические условия организации творческой конструкторской деятельности младших школьников на уроках технологии. Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 220-226.
61. Чернышева Е.И., Грабарова А.В. Педагогические условия эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 231-237.
62. Чернышева Е.И., Репникова Т.В. Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 238-246.
63. Чернышева Е.И., Чалых Е.А. формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 247-253.
Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с
64. Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с