Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности

Работа №81286

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Программно - методическое обеспечение самостоятельной работы в образовательной организации (на примере ГБПОУ «ЮУГК») 11
1.1. Методологические и методические основы разработки программно-методического обеспечения как дидактического средства 11
1.2. Понятие и компонентный состав программно-методического обеспечения для организации самостоятельной работы обучающихся 19
1.3. Содержание и дидактические особенности дисциплины
«Трёхмерное моделирование и анимация» 40
Выводы по главе 1 46
Глава 2. Информационная безопасность образовательного процесса в образовательной организации (на примере ГБПОУ «ЮУГК») 48
2.1. Описание базы исследования 48
2.2. Концепция информационной безопасности ГБПОУ «ЮУГК» 57
2.3. Уязвимости и угрозы в обеспечении информационной
безопасности электронных образовательных ресурсов в ГБПОУ «ЮУГК» 65
Выводы по главе 2 73
Глава 3. Разработка и реализация программно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся в условиях информационной безопасности на примере ГБПОУ «ЮУГК» 74
3.1. Средства создания, этапы разработки и дидактические свойства
программно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов ГБПОУ «ЮУГК» 74
3.2. Меры по защите программно-методического обеспечения
самостоятельной работы в составе электронных образовательных ресурсов в ГБПОУ «ЮУГК» 86
3.3. Экспериментальная проверка эффективности предложенных мер 94
Выводы по главе 3 112
Заключение 113
Библиографический список 117

Актуальность исследования. Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов на текущий момент эволюции системы образования является одним из многих способов активизации учебной деятельности обучающихся. Информатизация образовательной системы весьма помогает развитию как самостоятельной, так и поисковой деятельности обучающихся, а также повышает познавательный интерес, как показывают современные исследования. Электронные образовательные ресурсы, электронные учебные пособия бесспорно существенно разнообразят учебный процесс, делая его интереснее и привлекательнее как для обучающихся, так и для преподавателей.
Электронные средства обучения позволяют реорганизовать образовательный процесс в различных формах и видах. Например, практические занятия могут быть проведены в форме самостоятельной работы за компьютером, преподаватель при этом выступает в роли руководителя и консультанта; знания обучающихся могут быть успешно и комфортно проконтролированы с помощью компьютера, в этом случае можно легко разнообразить содержание и уровень сложности требуемых контрольных мероприятий; также возможна индивидуализация работы, в основном это относится к домашним заданиям и различным контрольным процедурам.
Поэтому количество педагогов, отрицающих или сомневающихся в пользе новых информационных технологий, с каждым годом только уменьшается. Из-за крайне высокого уровня наглядности предоставляемого учебного материала в электронных средствах обучения, а также взаимосвязи разнообразных элементов, комплексности и интерактивности, программы являются труднозаменимыми помощниками для студентов и преподавателей.
В процессе разработки и создания электронных средств обучения задействованы современные информационно-коммуникационные технологии. Повышенным вниманием у создателей электронных средств обучения пользуются различные мультимедиа технологии, которые могут объединять текстовую, звуковую информацию, видеоролики, картинки, рисунки и анимацию. Разнообразие видов образовательной деятельности обучающихся достигается за счёт комплексных занятий с использованием мультимедиа контента, выводимого через компьютер, это стимулирует и развивает способность студентов к образованию и самообразованию.
Однако интенсификация информатизации неизбежно приводит к проблемам защиты информации. Отсутствие своевременной, грамотно выстроенной защиты информации в организации, легко может привести к реализации существующих угроз информационной безопасности, к потере или утечке важной информации, серьёзным материальным издержкам, а также привести к определённым репутационным рискам. Именно поэтому вопросы обеспечения и совершенствования информационной безопасности в образовательной организации должны стоять на первых местах.
В настоящее время существует противоречие между потребностью применения электронных средств обучения в образовательном процессе организаций среднего профессионального образования (СПО) и необходимостью осуществлять надлежащее обеспечение информационной безопасности в связи с их внедрением. Данное противоречие определяет актуальность настоящего исследования.
Проработка вопросов совершенствования методов обеспечения информационной безопасности образовательных организаций в связи с внедрением современных электронных средств обучения определила объект, предмет, цель и задачи исследования, и также подтвердила его актуальность.
Цель исследования - разработка программно-методического обеспечения в условиях обеспечения информационной безопасности в образовательной организации СПО.
Объектом исследования является образовательный процесс в образовательной организации СПО.
Предмет исследования - применение и защита программно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что возможность применения программно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов обусловлена внедрением мер защиты, состоящих из регулярной смены специально генерируемых паролей и шифрования дисковых пространств для хранения электронных образовательных ресурсов.
Реализация поставленной цели в магистерской диссертации потребовала постановки и последовательного решения следующих взаимосвязанных задач:
1) Изучить психолого-педагогическую, научную и
специализированную литературу по теме исследования.
2) Выявить роль программно-методического обеспечения (далее - ПМО) при организации самостоятельной работы студентов колледжа.
3) Теоретически обосновать и разработать ПМО для образовательной организации СПО.
4) Раскрыть сущность и содержание условий обеспечения
информационной безопасности на базе исследования -
образовательной организации СПО.
5) Выявить существующие уязвимости и угрозы при применении ПМО на базе исследования.
6) На основе анализа существующих технико-технологических решений предложить меры по информационной защите электронных образовательных ресурсов.
7) Проверить эффективность предложенных мер в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж».
Научная новизна исследования состоит в том, что показана возможность решения актуальной задачи, состоящей в модернизации средств самостоятельной работы студентов в организации профессионального образования в условиях обеспечения информационной безопасности.
Практическая значимость состоит в том, что:
• разработано ПМО для самостоятельной работы студентов СПО, которое может быть использовано в других организациях СПО;
• предложены меры по информационной защите при применении ПМО.
Методологическая основа исследования состоит из:
• системный и процессный подходы;
• парадигмы структурного и объектно-ориентированного
программирования;
• работы по проблемам профессионального образования и управления образовательным процессом в высшей школе (Н.Е. Введенский, В.А. Кан-Калик, В.А. Ситаров);
• работы по проектированию, разработке и использованию электронных учебных пособий в образовательном процессе (Г.П. Андрусенко, В.П. Демкин, В.П. Беспалько);
• исследования самостоятельной работы студентов (Л.Г. Семушин, Д.С. Метелкина, Н.В. Носова);
• исследования в сфере информационной безопасности (Т. Хант, Лаборатория Касперского и др.).
Также были использованы законодательные и нормативно-правовые документы РФ, методы и способы построения процессов управления информационной безопасностью в целях повышения ИБ в организациях.
База исследования: ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, ул. Курчатова, 7.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из поставленных и решенных в ходе исследования задач, можно подвести следующие итоги:
При изучении и анализе психолого-педагогической, научной и специализированной литературы были рассмотрены понятия ПМО и самостоятельной работы, выявлена их суть и особенности.
Сущность самостоятельной работы обучающихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Это одно из ключевых средств подготовки обучающихся к активной самообразовательной деятельности и в этом заключается его главная дидактическая цель. Самостоятельная работа - вид образовательной деятельности, выполняется студентами без прямого контакта с преподавателем, или управляется преподавателем путём специальных учебных материалов; необходимая часть образовательного процесса, направлена на индивидуальную работу студентов в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
ПМО - это система учебно-методических материалов, помогающих эффективному освоению студентами учебного материала из учебной программы дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов конкретной специальности (направления).
Функции ПМО:
1. Инструмент системно-методического обеспечения образовательного процесса по конкретной дисциплине, его предварительной разработки.
2. Конгломерат различных дидактических средства обучения, подчинённых целям и задачам образовательного процесса.
3. Фиксирует и определяет требования к содержанию отдельной дисциплины, к компетенциям выпускников, содержащиеся в ФГОС, то есть облегчает его реализацию.
4. Аккумулирует новые знания, новаторские идеи, разработки и проекты, стимулирует подъём творческого потенциала преподавателей.
Выявлена существенная роль программно-методического обеспечения (ПМО) при организации самостоятельной работы студентов колледжа.
Теоретически обосновано, разработано и создано ПМО для образовательной организации СПО, при использовании среды разработки Delphi. Последовательность этапов создания программного продукта были следующими: выбор среды разработки; составление лекций и добавление в программу; составление практических и самостоятельных работ и добавление в программу; составление теста и добавление в программу; компиляция исходного цельного продукта.
Раскрыта сущность и содержание условий обеспечения информационной безопасности на базе исследования - образовательной организации СПО - ГБПОУ «Южно-Уральского государственного колледжа» путём анализа существующей концепции информационной безопасности.
Концепция по обеспечению информационной безопасности ГБПОУ «ЮУГК» определяет:
• Основные принципы формирования перечня критичных ресурсов,
требующих защиты, формируемого в процессе проведения аудита безопасности и анализа рисков, этот список должен включать в себя описание материально-технических, программных и информационных ресурсов с определением стоимости ресурсов и степени их критичности для Образовательного учреждения.
• Основные принципы защиты, определяющие стратегию обеспечения ИБ и список указаний для построения СОИБ учреждения.
• Модель нарушителя безопасности, определяемую на основе анализа ресурсов системы и способов их использования.
• Модель угроз безопасности и оценку рисков, связанных с их осуществлением, формируемую на основе списка критичных ресурсов и модели нарушителя, которая включает определение вероятностей угроз и способов их осуществления, а также оценку возможного ущерба.
• Требования безопасности, определяемые по результатам анализа рисков.
• Меры обеспечения безопасности организационного и программно-технического уровня, предпринимаемые для реализации перечисленных требований.
• Ответственность сотрудников Образовательного учреждения за соблюдение установленных требований ИБ при эксплуатации ИС Образовательного учреждения.
Выявлены существующие уязвимости и угрозы при применении ПМО на базе исследования. В целом, ситуация с информационной безопасностью в ГБПОУ «ЮУГК» соответствует современным стандартам и федеральным законам. Однако, анализ существующего положения защищенности электронных образовательных ресурсов позволил выявить некоторые уязвимости и разработать ряд рекомендации по защите информационных ресурсов. На основе проведенного анализа мы сделали акцент на уязвимостях пользовательских паролей и доступа к дискам с данных.
На основе анализа существующих технико-технологических решений предложены меры по информационной защите электронных образовательных ресурсов:
• создание скрытого контейнера для лучшей маскировки данных, и наполнение обычного контейнера маскировочными файлами, не обладающими особой ценностью в рамках функционала программы VeraCrypt ;
• рекомендация регулярной смены паролей, примерно раз в 1-3 месяцев, минимальная длина пароля - 10 символов, и только с помощью случайной автоматической генерации с применением программы PWGen;
• разработка инструкции для сотрудников о необходимости осторожного хранения паролей в случае внешнего хранения (в письменном виде или на внешних цифровых носителях);
• регулярный инструктаж сотрудников по соблюдению правил обеспечения информационной безопасности системы.
Методом инверсионного анализа была экспериментально проверена эффективность предложенных мер в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж». Тестирование подтвердило гипотезу о возможности применения программно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов с внедрением мер защиты, состоящих из регулярной смены специально генерируемых паролей и шифрования дисковых пространств для хранения электронных образовательных ресурсов, а это означает, что цель исследования - разработка программно-методического обеспечения в условиях обеспечения информационной безопасности в образовательной организации СПО - достигнута.



1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Приказ Минообрнауки РФ от 05.06.2014 №632.
2. Методические рекомендации по разработке учебно-методического обеспечения предметов и профессий: Авт.-сост. Андрусенко Г.П.; ГУ Оин Челяб. Обл., ЧелИРПО. - Челябинск, 2004.
3. Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессиональное образование №2 2005 / Т.И. Анненкова // Учебно-методический комплекс по базовой дисциплине.
4. Кравцов, Н.И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования: Профпедагогика. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Высш. школа», 1977
5. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования. Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199.
6. Семушин, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.
7. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Метелкина Д.С. Самостоятельная работа студентов в условиях
многоуровневой подготовки специалистов / Д.С. Метелкина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professional no_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspek tivyi/zolotoe_sozvezdie_budapeshta_- _2013/samostoyatelnaya_rabota_studentov_v_usloviyax_mnogo_urovnevoj_podg otovki_speczialistov. Дата обращения 25.10.2018.
117
9. Носова Н.В. Самостоятельная работа студентов как условие их профессионального и творческого развития / Н.В. Носова // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч.-прак. конф. Минск, 16-17 ноября 2006 г. / Отв. ред. В.В. Сергеенкова. — Мн.: БГУ, 2006.
10. Самостоятельная работа студентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mydocx.ru/8-57173.html. Дата обращения 25.10.2018.
11. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.
12. Методика преподавания психологии: конспект лекций. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-
reading. club/chapter.php/98177/41/Metodika_prepodavaniya_psihologiikonspek t_lekciii.html. Дата обращения 12.11.2018
13. Шаламов В.В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях. // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
14. Насеретдинова, Э. Б. Методические рекомендации по выполнению
самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине и профессиональному модулю: методические рекомендации для
преподавателей. // Издательский центр ЧКИПТиХП, 2014.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 2009.
16. Введенский II.E. Избранные произведения (в 2-х частях). Часть 1. М.: Наука,2010.
17. Введенский II.E. Избранные произведения (в 2-х частях). Часть 2. М.: Наука, 2010.
18. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
19. Понятие и компонентный состав программно-методического комплекса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-186- 1.html. Дата обращения 14.11.2018
20. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002.
21. Копытова Н.Е., Никишина Е.В. Мировые информационные ресурсы: электронный учебно-методический комплекс // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2008. Т. 13. Вып. 1.
22. Положение об учебно-методическом комплексе для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, утверждено Министерством образования Республики Беларусь 7.10.2004 г.
23. Основы социально-гуманитарных наук: Учебно-методический комплекс: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 /Г.И. Бабко, В.М. Землякова, М.В. Кондратова и др.; Под общей ред. Г.И. Бабко. - Мн., РИВШ БГУ, 2003
24. Инновационные учебно-методические комплексы. «Компьютерные инструменты в образовании», №1, 2006г.
25. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие - Мн. РИВШ БГУ, 2001.
26. Косичкина А. С. Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №27.
27. Система требований к программно-методическим комплексам
педагогического назначения. Петровский Геннадий Николаевич, Клебанович Дмитрий Михайлович. Филиал Российского государственного социального университета в г. Минске, Научно-производственное общество с ограниченной ответственностью «ИНИС-СОФТ» (НПООО «ИНИС-СОФТ»), г. Минск. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ito.edu.ru/2004/Moscow/VII/VII-0-4523.html. Дата обращения 17.11.2018
28. Золотарев А.А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения. М.: Ассоциация «Кадры», 2003.
29. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002.
30. Евсеев А.И., Седов А.Н., Савкин А.Н. Опыт поэтапной разработки компьютерного учебно-методического комплекса на базе дисциплины «Общая физика» // Тезисы докладов Всероссийской конф. «Современная образовательная среда». М.:ВВЦ, 2002.
31. Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.
32. Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной
росписи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.fiteducation.ru/fivoqs-382-1.html. Дата обращения 20.11.2018
33. Группа направлений подготовки и специальностей (ФГОС):
Информатика и вычислительная техника. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. edu. ru/abitur/act.20/fgo s .230000/index.php. Дата
обращения 25.11.2018
34. Код ОКПДТР: 16199. Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/okpdtr/professii-rabochih/kod-16199- operator_elektronno_vychislitelnykh_i_vychislitelnykh_mashin. html. Дата
обращения 01.12.2018
35. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Южно-Уральский государственный колледж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ecol.edu.ru. Дата обращения 09.12.2018
36. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
37. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
38. RFC 1597 - Address Allocation for Private Internets. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://datatracker.ietf.org/doc/rfc1597/. Дата обращения
14.12.2018
39. Основы информатики : учебник / Л.Н. Демидов, О.В. Коновалова, Ю.А. Костиков, В.Б. Терновсков. — Москва : КноРус, 2018.
40. УК РФ Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации.
41. УК РФ Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ.
42. УК РФ Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно - телекоммуникационных сетей.
43. УК РФ Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
44. УК РФ Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
45. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
46. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
47. Исследование «Лаборатории Касперского» показало, что пользователи используют простые пароли. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://itcrumbs.ru/polzovateli-ispolzuyut-prostye-paroli_19692. Дата обращения
16.12.2018
48. У россиян проверили пароль. Половина пользователей не боятся потерять доступ к аккаунтам. // Газета "Коммерсантъ" №204 от 07.11.2018
49. Sony Pictures database. Information security research. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.troyhunt.com. Дата обращения
20.12.2018
50. Электронный учебник с применением мультимедийных технологий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirznanii.com/info/elektronnyy-
uchebnik-s-primeneniem-multimediynykh-tekhnologiy. Дата обращения
26.12.2018.
51. Особенности программирования в Delphi. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://pascal-programm.narod.ru/DelphiHarakteristika.html. Дата обращения 28.12.2018.
52. О программировании и о Delphi. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.snkey.net/books/delphi/ ch1-1.html. Дата обращения 05.01.2019.
53. Шифрование дисков «на лету»: как защитить конфиденциальную
информацию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://safe.cnews.ru/articles/2016-02- 04_shifrovanie_diskov_na_letu_kak_zashchitit_konfidentsialnuyu_informatsiyu. Дата обращения 08.01.2019
54. VeraCrypt is a free open source disk encryption software for Windows, Mac OSX and Linux. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.veracrypt.fr/en/Home.html. Дата обращения 15.11.2018
55. PWGen for Windows. Generator of cryptographically-strong passwords.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pwgen-
win.sourceforge.net/index.html. Дата обращения 17.11.2018
56. Абрамов О.Ю. Диверсионный анализ Технических Систем на переходном этапе развития - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://triz- summit.ru/file.php/id/f5015/nme/TRIZ. Дата обращения 13.01.2019
57. Буслов Д.И., Холкин И.Н. Как, используя диверсионный анализ ТРИЗ,
найти критическую уязвимость, грозящую безопасности SAP Hana // Математика и информационные технологии в нефтегазовом комплексе. 2015. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kak-ispolzuya-diversionnyy-analiz-triz-nayti- kriticheskuyu-uyazvimost-grozyaschuyu-bezopasnosti-sap-hana. Дата обращения 17.01.2019
58. ГОСТ Р 56545-2015 Защита информации. Уязвимости информационных систем. Правила описания уязвимостей.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ