ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ
КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА 6
1.1. Танцевальная психотерапия как средство коррекции
ситуативной тревожности подростков 6
1.2. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Этапы и методы исследования ситуативной тревожности подростков 23
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 30 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА 38
3.1. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования 38
3.2. Программа дополнительного образования «Современный
танец» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
В связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоциональной напряженности, в последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился. Также увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Актуальность темы несомненна, поскольку в последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с тревожностью и постоянными интенсивными страхами, увеличилось в нашей стране. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно-психическому состоянию и т.д. Неудивительно, что перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Одним из них является танец - средство выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности.
Подростковый возраст - переходный возраст. В 14-15 лет происходит перестройка психики, ломка привычных, сложившихся форм взаимоотношений с людьми [38, С.262]. Поэтому в этот период необходимо уделять особое внимание ребенку, так как этот возраст представляет собой группу повышенного риска. Естественно, что изучением этой проблемы использования танца в коррекции тревожности и других психологических качеств, в разное время, занимались выдающиеся зарубежные и отечественные ученые: К. Бюхер, В.Л. Круткин, Г. Плеханов, Э. А. Королева, К. Закс.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Коррекция ситуативной тревожности подростков посредством танца».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить коррекцию ситуативной тревожности подростков посредством танца.
Объект: ситуативная тревожность подростков.
Предмет: коррекция ситуативной тревожности подростков посредством танца.
Гипотеза: коррекция ситуативной тревожности подростков посредством танца возможна при реализации программы дополнительного образования по хореографии.
Задачи: 1. Проанализировать проблему ситуативной тревожности в
психолого-педагогических исследованиях.
2. Теоретически обосновать коррекцию ситуативной тревожности подростков посредством танца.
3. Охарактеризовать этапы и методы исследования ситуативной тревожности подростков.
4. Охарактеризовать выборку и результаты исследования.
5. Реализовать хореографическую программу для коррекции ситуативной тревожности подростков.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования:
1) Анализ литературы;
2) Констатирующий и формирующий эксперимент;
3) Тестирование по методикам: методика диагностики ситуативной
тревожности А.М. Прихожан; методика диагностики ситуативной тревожности
Ч.Д. Спилбергера, адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным; методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса;
База исследования: Ученики 9-а класса МБОУ СОШ № 107 г. Челябинска, в количестве 28 школьников.
Говоря о коррекции тревожности мы должны сказать о танцевальной терапии. С одной стороны танцевально-двигательная терапия определяется как вид психотерапии, а с другой стороны - как специфический метод личной интеграции и развития человека, который стимулирует к самодостаточности, соответственно исчезновению неблагоприятных качеств личности, к которым относится тревожность, и творческому самовыражению.
Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательной терапии на тревожность и другие человеческие качества, позволяет грамотно использовать танец в социальной, социально-психологической и коррекционной работе специалистами разного уровня и профиля. Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы.
В психолого-педагогических исследованиях проблемой ситуативной тревожности занимались и занимаются многие исследователи, в том числе Г.Г. Аракелов, А. Адлер, Р.С. Немов, М.З. Неймарк, А.М. Прихожан, С. Салливен, Э. Фромм К. Хорни. Ситуативная тревожность в психолого-педагогических исследованиях понимается как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Работы ученых направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.
Опытно-экспериментальное исследование ситуативной тревожности подростков проводилось в 3 этапа: теоретический, экспериментальный, контрольно - обобщающий. Для достижения цели исследования использовался комплекс методик: методика исследования ситуативной тревожности Прихожан А.М., методика Филлипса на определение уровня школьной тревожности и методика исследования ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера.
По результатам исследования выявлено 14,28% подростков (4 человека) с высоким уровнем ситуативной тревожности, которым характерна замкнутость, скованность, нерешительность, очень низкая самооценка; 17,86% подростков (5 человек) с повышенным уровнем ситуативной тревожности, которым характерны низкие коммуникативные способности, заниженная самооценка, неуверенность в себе; 25% подростков (7 подростков) со средним уровнем ситуативной тревожности, которые характеризуются адекватной самооценкой, высокой активностью, целеустремленностью в достижении успехов; 42,86% подростков (12 человек) с низким уровнем ситуативной тревожности, которым не характерна предусмотрительность, снижен уровень самоконтроля, завышена самооценка.
К подросткам, нуждающимся в коррекции ситуативной тревожности посредством танца, отнесены испытуемые, у которых выявлены не только высокие, но и повышенные результаты обследования ситуативной тревожности.
Для исследования возможности коррекции ситуативной тревожности подростков посредством танца нами была взята программа «Современный танец» педагога дополнительного образования И.Н. Игумновой, целю которой, является формирование у подростков эстетического вкуса и системы эстетических ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения современного танца.
По результатам вторичной диагностики число подростков с высоким уровнем ситуативной тревожности уменьшилось на 7,14% (2 человека). Так же, уменьшилось число подростков с повышенной ситуативной тревожностью на 3,58% (1 ребенок). Количественно, состав со средним уровнем ситуативной тревожности не поменялся и составляет 25% (7 человек), но в него, теперь, частично, включены подростки в первоначальной диагностике показавшие другой уровень ситуативной тревожности (в основном, повышенный). Увеличилось число подростков с низкой ситуативной тревожностью на 10,71% (3 человека). Такие результаты говорят нам об эффективности проведенных коррекционных занятий.