Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА

Работа №81285

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ
КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА 6
1.1. Танцевальная психотерапия как средство коррекции
ситуативной тревожности подростков 6
1.2. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Этапы и методы исследования ситуативной тревожности подростков 23
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 30 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА 38
3.1. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования 38
3.2. Программа дополнительного образования «Современный
танец» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

В связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоциональной напряженности, в последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился. Также увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Актуальность темы несомненна, поскольку в последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с тревожностью и постоянными интенсивными страхами, увеличилось в нашей стране. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно-психическому состоянию и т.д. Неудивительно, что перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Одним из них является танец - средство выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности.
Подростковый возраст - переходный возраст. В 14-15 лет происходит перестройка психики, ломка привычных, сложившихся форм взаимоотношений с людьми [38, С.262]. Поэтому в этот период необходимо уделять особое внимание ребенку, так как этот возраст представляет собой группу повышенного риска. Естественно, что изучением этой проблемы использования танца в коррекции тревожности и других психологических качеств, в разное время, занимались выдающиеся зарубежные и отечественные ученые: К. Бюхер, В.Л. Круткин, Г. Плеханов, Э. А. Королева, К. Закс.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Коррекция ситуативной тревожности подростков посредством танца».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить коррекцию ситуативной тревожности подростков посредством танца.
Объект: ситуативная тревожность подростков.
Предмет: коррекция ситуативной тревожности подростков посредством танца.
Гипотеза: коррекция ситуативной тревожности подростков посредством танца возможна при реализации программы дополнительного образования по хореографии.
Задачи: 1. Проанализировать проблему ситуативной тревожности в
психолого-педагогических исследованиях.
2. Теоретически обосновать коррекцию ситуативной тревожности подростков посредством танца.
3. Охарактеризовать этапы и методы исследования ситуативной тревожности подростков.
4. Охарактеризовать выборку и результаты исследования.
5. Реализовать хореографическую программу для коррекции ситуативной тревожности подростков.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования:
1) Анализ литературы;
2) Констатирующий и формирующий эксперимент;
3) Тестирование по методикам: методика диагностики ситуативной
тревожности А.М. Прихожан; методика диагностики ситуативной тревожности
Ч.Д. Спилбергера, адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным; методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса;
База исследования: Ученики 9-а класса МБОУ СОШ № 107 г. Челябинска, в количестве 28 школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Говоря о коррекции тревожности мы должны сказать о танцевальной терапии. С одной стороны танцевально-двигательная терапия определяется как вид психотерапии, а с другой стороны - как специфический метод личной интеграции и развития человека, который стимулирует к самодостаточности, соответственно исчезновению неблагоприятных качеств личности, к которым относится тревожность, и творческому самовыражению.
Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательной терапии на тревожность и другие человеческие качества, позволяет грамотно использовать танец в социальной, социально-психологической и коррекционной работе специалистами разного уровня и профиля. Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы.
В психолого-педагогических исследованиях проблемой ситуативной тревожности занимались и занимаются многие исследователи, в том числе Г.Г. Аракелов, А. Адлер, Р.С. Немов, М.З. Неймарк, А.М. Прихожан, С. Салливен, Э. Фромм К. Хорни. Ситуативная тревожность в психолого-педагогических исследованиях понимается как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Работы ученых направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.
Опытно-экспериментальное исследование ситуативной тревожности подростков проводилось в 3 этапа: теоретический, экспериментальный, контрольно - обобщающий. Для достижения цели исследования использовался комплекс методик: методика исследования ситуативной тревожности Прихожан А.М., методика Филлипса на определение уровня школьной тревожности и методика исследования ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера.
По результатам исследования выявлено 14,28% подростков (4 человека) с высоким уровнем ситуативной тревожности, которым характерна замкнутость, скованность, нерешительность, очень низкая самооценка; 17,86% подростков (5 человек) с повышенным уровнем ситуативной тревожности, которым характерны низкие коммуникативные способности, заниженная самооценка, неуверенность в себе; 25% подростков (7 подростков) со средним уровнем ситуативной тревожности, которые характеризуются адекватной самооценкой, высокой активностью, целеустремленностью в достижении успехов; 42,86% подростков (12 человек) с низким уровнем ситуативной тревожности, которым не характерна предусмотрительность, снижен уровень самоконтроля, завышена самооценка.
К подросткам, нуждающимся в коррекции ситуативной тревожности посредством танца, отнесены испытуемые, у которых выявлены не только высокие, но и повышенные результаты обследования ситуативной тревожности.
Для исследования возможности коррекции ситуативной тревожности подростков посредством танца нами была взята программа «Современный танец» педагога дополнительного образования И.Н. Игумновой, целю которой, является формирование у подростков эстетического вкуса и системы эстетических ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения современного танца.
По результатам вторичной диагностики число подростков с высоким уровнем ситуативной тревожности уменьшилось на 7,14% (2 человека). Так же, уменьшилось число подростков с повышенной ситуативной тревожностью на 3,58% (1 ребенок). Количественно, состав со средним уровнем ситуативной тревожности не поменялся и составляет 25% (7 человек), но в него, теперь, частично, включены подростки в первоначальной диагностике показавшие другой уровень ситуативной тревожности (в основном, повышенный). Увеличилось число подростков с низкой ситуативной тревожностью на 10,71% (3 человека). Такие результаты говорят нам об эффективности проведенных коррекционных занятий.



1. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 368 с.
2. Андреева, Г.М, Донцова А.И. «Межличностное восприятие в группе»- М: Из-во Моск. ун-та,1981
3. Александрова, Н.А., Голубева В.А. «Танец модерн». Лань, Планета музыки 2011г.
4. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками./Л.Ф. Анн - СПб.: Питер, 2006. - 271 с.
5. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности./ Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко// Психологический журнал - 1997 - №2 - С.18-21.
6. Бебик, М.А. «Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия». Дипломная работа. М.: МГУ, 1997
7. Белл, Дж. «Двигательная семейная терапия: изучение, оценка и изменение семейного танца» — методический раздаточный материал специализации по ТДТ ИННиН — Москва, 2007.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание./Р. Бернс - М.: Прогресс, 2004. -420с.
9. Бирюкова, И.В. Танцевально - двигательная терапия: тело как зеркало души // Информационный бюллетень АТДТ. Москва. 2000. №4. С.6-7
10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе./М.Р. Битянова - М.: Совершенство, 1997.-298с.
11. Болотова, А.К., Прикладная психология: Учебник для вузов./ А.К. Болотова, И.В. Макарова - М.: Аспект Пресс, 2001.- 383с.
12. Большой толковый психологический словарь. Ребер Артур. Том 2 (п-
я).-М: Вече, ACT, 2000. - 560с.
13. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний/ Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова //Вопросы психологии-1993,№1.-С. 36-38.
14. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования./ Л.С. Выготский- М.: Мысль, 1998.-358с.
15. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63
16. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. // Москва, Когито-центр, 2001.
17. Гренлюнд, Э., Оганесян Н.Ю. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». - СПб.: Речь, 2004 .-346с.
18. Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии./ Ю.Г. Демьянов - СПб.: Паритет, 2001.-224с.
19. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. // СПб., 1999. 16с.
20. Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия, №3, 2005. Москва.
21.Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка./ А.В. Запопрожец // Избранные психологические труды.- М.: Просвещение, 1986.-261с.
22.Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./ А.И.Захаров - М: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448с.
23. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.
24. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. «Интегративная танцевально-двигательная терапия». М., 2005. 255 с.
25. Конен, Б. Пути американской музыки. - М.: Композитор, 2010. -257с.
26. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.
27. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. // Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608с.
28. Люблинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие. /А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1997.-364с.
29. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
30. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 2001. - 816с.
31. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция./ А.В. Микляева - СПб.: Речь, 2006. - 248 с.
32. Мухина, B.C. Психология детства и отрочества./ В.С. Мухина- М.: ИПП, 1998,- 389с.
33. Наборщикова, С. «Видеть музыку, слышать танец. Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза», Московская государственная консерватория им. Чайковского, 2010г.-287с.
34. Немов, Р.С. Психология: в Зкн. Кн.2: Психология образования./Р.С. Немов - М.:ВЛАДОС, 1997.-498с.
35. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. История, методика, практика. ГИТИС, М., 2000.-209с.
36. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. // Москва: Алтейа, 1998.
37. Никитин В.Н. Пластикодрама. // Москва: Когито-центр, 2001.
38. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и
практика./В.И. Петрушин -М.: Академия, 1999.- 146с.
39. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. -М.: ТЦ Сфера, 1998. - 328с.
40. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие -Самара: Дом БАХРАХ, 2004. - 251с.
41. Прихожан, A.M. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся./ А.М. Прихожан - М.: Просвещение, 1994. - 325с.
42. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика./ А.М. Прихожан - М.: МОДЭК, 2000.- 304с.
43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академия, 2004.- 464с.
44. Психологический словарь./ Под ред. Петровского А.В., М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1995. - 390с.
45. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000.
46. Старк А. и Хендрикс К. "Танцевально-двигательная терапия". Пер. с англ. // Ярославль, 1994.
47. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. // М.- СПб, 2000. 160с.
48. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера. // Москва, ЭКСМО, 2003.
49. Хамитов, Б.П. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст./ Б.П. Хамитов - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 235 с.
50. Ходоров, Д. «Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение». - М: Генезис,2009.-211с.
51. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.
52. Шереметьевская, Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 2010.
53. Шкурко, Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. — Ростов-на-Дону, 1994. — 235с.
54. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003.
192с
55. Шубарин, В.А. Джазовый танец на эстраде.- Лань, Планета музыки, 2012г.-256с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ