МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Проблемы мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций 12
1.1. Состояние профессионального образования в Российской
Федерации 12
1.2. Требования к проведению и реализация мониторинга качества
экономического образования в профессиональном образовании 25
1.3. Методы оценки качества экономического образования и их
анализ 36
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению методики мониторинга качества экономического образования 47
2.1. Анализ действующей практики мониторинга качества
экономического образования в ГБОУ СПО «Южно-Уральский
государственный технический колледж» 47
2.2. Реализация методики мониторинга качества экономического
образования профессиональных образовательных организаций 64
2.3. Анализ результатов по методике реализации мониторинга качества
экономического образования 69
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложения
Глава 1. Проблемы мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций 12
1.1. Состояние профессионального образования в Российской
Федерации 12
1.2. Требования к проведению и реализация мониторинга качества
экономического образования в профессиональном образовании 25
1.3. Методы оценки качества экономического образования и их
анализ 36
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению методики мониторинга качества экономического образования 47
2.1. Анализ действующей практики мониторинга качества
экономического образования в ГБОУ СПО «Южно-Уральский
государственный технический колледж» 47
2.2. Реализация методики мониторинга качества экономического
образования профессиональных образовательных организаций 64
2.3. Анализ результатов по методике реализации мониторинга качества
экономического образования 69
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложения
Концепция развития системы профессионального образования России на современном этапе в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования эконом’ ’и. Переход нашей страны на рыночные методы хозяйствования, становления в России рынка труда, рынка образовательных услуг, развитие негосударственного сектора, включая частный, и, наконец, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономическую систему требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. Российская система профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям отечественной экономики и международным стандартам. Последовательное разрушение административной системы управления образованием не дало, да и не могло в короткие сроки дать позитивных сдвигов в развитии профессиональной школы. Известно, что даже простая смена технологии на производстве сопровождается временным спадом производства и неприятностями социального характера для трудового коллектива. Что же можно ожидать при коренной структурной реконструкции всей системы профессионального образования России в контексте острых социально-экономических реформ? Конечно, неизбежны те отрицательные явления, которые мы наблюдаем и которые лежат серьезным психологическим грузом на руководителях, педагогах, ученых - всех, кому небезразлична судьба профессионального образования в стране.
Нужно обратить внимание на наметившуюся тенденцию перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере укрепления рыночных отношений станет доминирующей. Соответственно будет меняться ирынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям и профессиям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника как квалификация, широкий профиль, адаптация к изменениям производственно-технических условий и содержания труда. Значительно уменьшится вероятность того, что работник всю жизнь сможет проработать по одной специальности на одном и том же предприятии.
Систематическая переквалификация станет реальным фактором, пробующим на прочность полезное человеком профессиональное образование. Наблюдается приоритетное развитие профессионального образования в сфере обслуживания, коммерческой, финансовой, управленческой, туристической деятельности. Таким образом, меняется и рынок профессиональных образовательных услуг.
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях регионализации, стандартизации, демократизации системы профессионального образования России отсутствие методики мониторинга качества образования в региональной системе профессионального образования может привести к предоставлению неполноценного образования в отдельных регионах. Поэтому качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом.
Применяемые до недавнего времени формы и методы государственного контроля качества образования и его оценки были направлены в основном на обеспечение процессов функционирования образовательных организаций. Однако оценочные процедуры, проводимые один раз в пять лет, не позволяли своевременно и в полной мере выявлять имеющиеся в образовательных организациях проблемы и затруднения, осуществлять консультационно-методическую поддержку для разработки процессов совершенствования и повышения качества образовательной деятельности.
В настоящее время осознана необходимость создания прозрачных и объективных моделей и механизмов оценки качества образовательной деятельности организаций с участием профессиональных сообществ, общественных организаций, других заинтересованных сторон. Как на российском, так и на региональном уровнях ведется поиск наиболее эффективных подходов к оценке качества образовательной деятельности, в том числе и в системе среднего профессионального образования (далее СПО). В этом направлении становится актуальной деятельность по проведению независимых от государства исследований, внешней, независимой аналитики, профессионально-общественной экспертизы в системе общего и профессионального образования. Однако при внешнем оценивании образовательных организаций с участием профессиональных сообществ, общественности, других заинтересованных сторон возникают проблемы в выборе методов и форм проведения оценочных процедур. Независимые эксперты (представители работодателей и их объединений, общественных организаций и др.) не располагают соответствующими объектам оценки эталонами и не имеют возможности критериально оценить качество деятельности образовательных организаций.
На наш взгляд, важными составляющими внешней оценки качества образовательной деятельности организаций СПО являются: наличие внешних независимых заказчиков и исполнителей оценочных процедур; современные средства оценивания; эффективно функционирующая модель оценки; показатели и критерии оценки, разработанные на основе квалиметрической системы, ориентированной на сущностную и количественную оценку с учетом требований государства, запросов профессиональных сообществ, обучающихся и других заинтересованных сторон. Следовательно, мониторинг как средство для оценки качества образовательной деятельности организаций СПО представляется теоретически и практически значимым.
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
-возрастающими требованиями к качеству образовательной деятельности организаций со стороны государства, профессиональных сообществ, общественности и недостаточной разработанностью системы внутреннего оценивания организаций СПО;
-необходимостью научного обоснования внутреннего мониторинга как средства оценки качества образовательной деятельности и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике образования;
-необходимостью организационно-методического обеспечения
внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности организаций СПО и недостаточной разработанностью технологии, диагностических методик оценивания, показателей и критериев внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности организаций СПО.
Эти противоречия легли в основу постановки проблемы исследования, заключающейся в поиске ответа на вопрос: каковы теоретические и технологические основы организации внутреннего мониторинга для объективного оценивания качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Мониторинг качества экономического образования профессиональных образовательных организаций».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональной образовательной организаций.
Объект исследования: оценка качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Предмет исследования: содержание и организация мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Гипотеза исследования состоит в том, что мониторинг качества экономического образования будет выступать эффективным средством оценки качества профессиональных образовательных организаций, если:
- качество экономического образования профессиональных образовательных организаций оценивается как комплексный показатель, интегрирующий условия, процессы и результаты;
- выявлены сущностные характеристики мониторинга качества экономического образования как средства оценки качества экономического образования;
- разработана методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций на основе системного комплексного подходов.
В соответствии с целью исследования в квалификационной работе решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современные теоретические подходы к обоснованию сущности и содержания основных понятий по проблеме исследования.
2. Изучить требования к проведению мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций и его реализацию.
3. Исследовать методы оценки качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
4. Путем проведения экспериментальной работы внедрить методики по реализации мониторинга качества экономического образования.
5. Проверить эффективность методики по реализации мониторинга качества экономического образования.
6. Разработать рекомендации по внедрению методики по реализации мониторинга качества экономического образования.
Теоретико-методологическая база исследования: труды по общим проблемам качества образования (Д.Ш. Матрос, М.М. Поташник, H.A. Селезнева), и качества среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимов, Г.И. Ибрагимов); работы по управлению учебно-воспитательным процессом (IO.K. Бабанский, В.П. Беспалько); исследования сущности и специфики среднего профессионального образования (С.Я. Батышев).В рамках исследуемой проблемы проведен анализ принципов и механизмов повышения качества образовательных услуг, предложенных в трудах управления качеством образования - в работах О.Г. Грохольской, И.А. Коробецкого, B.C. Лазарева, И.И. Легостаева, A.M. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, K.M. Ушакова, Е.А. Ямбурга и др.
Принципиальное значение для выполнения работы имели труды известных отечественных педагогов и психологов А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, 1111. Блонского, Ю.К. Васильева, A.B. Занкова, B.C. Кузина, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, Д.И. Фельдштейна, С.Т. Шацкого и др.
Проблема повышения качества подготовки в системе среднего профессионального образования сегодня рассматривается с различных позиций. В исследованиях П.Ф. Анисимова, В.М. Демина, Г.В. Мухаметзяновой, Т.И. Петраковой, A.A. Скамницкого, Ю.В. Шаронина и др. выдвигаются стратегические направления развития системы СПО на основе повышения качества профессиональной подготовки.
В работах А.Т. Глазунова, Г.И. Ибрагимова, Э.Н. Насибуллина, И.В. Чистовой, Р.Х. Шакурова исследуются возможности управления качеством подготовки специалистов среднем звене профессиональной школы.
Различные направления повышения эффективности деятельности учреждения СПО рассмотрены в исследованиях А.И. Блощинского, A.B. Козлова, A.A. Муравьева, Э.А. Тихонова, A.C. Ферцева.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов, позволивших достичь цели исследования, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе общенаучные методы теоретического исследования (анализ и обобщение результатов теоретических исследований, нормативно-правовой документации);
эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок); методы математической статистики.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (аналитико-поисковом) (2016 год) проводился теоретический анализ научной литературы по теме исследования. Определены основные противоречия и проблема исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (экспериментальном) (2016-2017 гг.) разработана и теоретически обоснована методика мониторинга качества экономического образования профессиональной образовательной организаций среднего профессионального образования. Осуществлено организационно-методическое обеспечение экспериментальной работы по апробации методики мониторинга качества образовательной организации, обозначены показатели мониторинга качества.
На третьем этапе (обобщающем) (2018 год)проведены анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных; подведены итоги экспериментальной работы по реализации методики мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
База исследования:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский государственный технический колледж»,
Сокращенное наименование ссуза:
ГБОУ СПО «Южно-Уральский государственный технический колледж»
Юридический адрес:454007, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Горького, д. 15.
Электронный адрес в сети Интернет:www.sustec.ru.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
2. Реализация данной методики мониторинга качества экономического образования путем комплексного анализа исследуемых показателей качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основной профессиональной образовательной программы, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
3. Разработанные рекомендации методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дополнена научная идея об оценке качества экономического образования посредством мониторинга качества экономического образования;
- выявлены и конкретизированы теоретические основы мониторинга качества экономического образования, раскрывающие цели, содержание, требования к проведению мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций;
- доказана эффективность разработанной методики по реализации мониторинга качества экономического образования;
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретического и методического опыта организации оценки качества мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, разработке организационно - методических основ самоанализа.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в научных журналах, таких как:
1. Плужникова И.С., Макаренко Ю.П., Берестова В.В., Компоненты качества экономического образования в системе профессионального образования//Вопросы науки и образования: научно-теоретический электронный журнал. - Москва, Выпуск №8 (20). - 2018. - с.110.
2. Плужникова И.С., Берестова В.В.,Макаренко Ю.П., Применение маркетинговых инноваций в контрольно-оценочной деятельности педагога //Вопросы науки и образования: научно-теоретический электронный журнал. - Москва, Выпуск № 8 (20). - 2018. - с 106.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из двух глав, введения, общих выводов, заключения, включая библиографический список из наименований источников и приложений. Текст изложен на 94 страницах, содержит 11 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список включает в себя 100 наименований.
В первой главе «Проблемы мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций» рассмотрено состояние профессионального образования в Российской Федерации, требования к проведению мониторинга качества экономического образования и его реализация, а также методы оценки качества экономического образования и их анализ.
Во второй главе «Экспериментальная работа по внедрению методики качества экономического образования», проведен анализ действующей практики мониторинга качества экономического образования в ГБОУ СПО «ЮУрГТК», реализована методика мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, а также проведен анализ результатов по методике реализации мониторинга качества экономического образования в ГБОУ СПО «ЮУрГТК».
Нужно обратить внимание на наметившуюся тенденцию перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере укрепления рыночных отношений станет доминирующей. Соответственно будет меняться ирынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям и профессиям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника как квалификация, широкий профиль, адаптация к изменениям производственно-технических условий и содержания труда. Значительно уменьшится вероятность того, что работник всю жизнь сможет проработать по одной специальности на одном и том же предприятии.
Систематическая переквалификация станет реальным фактором, пробующим на прочность полезное человеком профессиональное образование. Наблюдается приоритетное развитие профессионального образования в сфере обслуживания, коммерческой, финансовой, управленческой, туристической деятельности. Таким образом, меняется и рынок профессиональных образовательных услуг.
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях регионализации, стандартизации, демократизации системы профессионального образования России отсутствие методики мониторинга качества образования в региональной системе профессионального образования может привести к предоставлению неполноценного образования в отдельных регионах. Поэтому качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом.
Применяемые до недавнего времени формы и методы государственного контроля качества образования и его оценки были направлены в основном на обеспечение процессов функционирования образовательных организаций. Однако оценочные процедуры, проводимые один раз в пять лет, не позволяли своевременно и в полной мере выявлять имеющиеся в образовательных организациях проблемы и затруднения, осуществлять консультационно-методическую поддержку для разработки процессов совершенствования и повышения качества образовательной деятельности.
В настоящее время осознана необходимость создания прозрачных и объективных моделей и механизмов оценки качества образовательной деятельности организаций с участием профессиональных сообществ, общественных организаций, других заинтересованных сторон. Как на российском, так и на региональном уровнях ведется поиск наиболее эффективных подходов к оценке качества образовательной деятельности, в том числе и в системе среднего профессионального образования (далее СПО). В этом направлении становится актуальной деятельность по проведению независимых от государства исследований, внешней, независимой аналитики, профессионально-общественной экспертизы в системе общего и профессионального образования. Однако при внешнем оценивании образовательных организаций с участием профессиональных сообществ, общественности, других заинтересованных сторон возникают проблемы в выборе методов и форм проведения оценочных процедур. Независимые эксперты (представители работодателей и их объединений, общественных организаций и др.) не располагают соответствующими объектам оценки эталонами и не имеют возможности критериально оценить качество деятельности образовательных организаций.
На наш взгляд, важными составляющими внешней оценки качества образовательной деятельности организаций СПО являются: наличие внешних независимых заказчиков и исполнителей оценочных процедур; современные средства оценивания; эффективно функционирующая модель оценки; показатели и критерии оценки, разработанные на основе квалиметрической системы, ориентированной на сущностную и количественную оценку с учетом требований государства, запросов профессиональных сообществ, обучающихся и других заинтересованных сторон. Следовательно, мониторинг как средство для оценки качества образовательной деятельности организаций СПО представляется теоретически и практически значимым.
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
-возрастающими требованиями к качеству образовательной деятельности организаций со стороны государства, профессиональных сообществ, общественности и недостаточной разработанностью системы внутреннего оценивания организаций СПО;
-необходимостью научного обоснования внутреннего мониторинга как средства оценки качества образовательной деятельности и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике образования;
-необходимостью организационно-методического обеспечения
внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности организаций СПО и недостаточной разработанностью технологии, диагностических методик оценивания, показателей и критериев внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности организаций СПО.
Эти противоречия легли в основу постановки проблемы исследования, заключающейся в поиске ответа на вопрос: каковы теоретические и технологические основы организации внутреннего мониторинга для объективного оценивания качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Мониторинг качества экономического образования профессиональных образовательных организаций».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональной образовательной организаций.
Объект исследования: оценка качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Предмет исследования: содержание и организация мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Гипотеза исследования состоит в том, что мониторинг качества экономического образования будет выступать эффективным средством оценки качества профессиональных образовательных организаций, если:
- качество экономического образования профессиональных образовательных организаций оценивается как комплексный показатель, интегрирующий условия, процессы и результаты;
- выявлены сущностные характеристики мониторинга качества экономического образования как средства оценки качества экономического образования;
- разработана методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций на основе системного комплексного подходов.
В соответствии с целью исследования в квалификационной работе решаются следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современные теоретические подходы к обоснованию сущности и содержания основных понятий по проблеме исследования.
2. Изучить требования к проведению мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций и его реализацию.
3. Исследовать методы оценки качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
4. Путем проведения экспериментальной работы внедрить методики по реализации мониторинга качества экономического образования.
5. Проверить эффективность методики по реализации мониторинга качества экономического образования.
6. Разработать рекомендации по внедрению методики по реализации мониторинга качества экономического образования.
Теоретико-методологическая база исследования: труды по общим проблемам качества образования (Д.Ш. Матрос, М.М. Поташник, H.A. Селезнева), и качества среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимов, Г.И. Ибрагимов); работы по управлению учебно-воспитательным процессом (IO.K. Бабанский, В.П. Беспалько); исследования сущности и специфики среднего профессионального образования (С.Я. Батышев).В рамках исследуемой проблемы проведен анализ принципов и механизмов повышения качества образовательных услуг, предложенных в трудах управления качеством образования - в работах О.Г. Грохольской, И.А. Коробецкого, B.C. Лазарева, И.И. Легостаева, A.M. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, K.M. Ушакова, Е.А. Ямбурга и др.
Принципиальное значение для выполнения работы имели труды известных отечественных педагогов и психологов А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, 1111. Блонского, Ю.К. Васильева, A.B. Занкова, B.C. Кузина, B.C. Леднева, М.Н. Скаткина, Д.И. Фельдштейна, С.Т. Шацкого и др.
Проблема повышения качества подготовки в системе среднего профессионального образования сегодня рассматривается с различных позиций. В исследованиях П.Ф. Анисимова, В.М. Демина, Г.В. Мухаметзяновой, Т.И. Петраковой, A.A. Скамницкого, Ю.В. Шаронина и др. выдвигаются стратегические направления развития системы СПО на основе повышения качества профессиональной подготовки.
В работах А.Т. Глазунова, Г.И. Ибрагимова, Э.Н. Насибуллина, И.В. Чистовой, Р.Х. Шакурова исследуются возможности управления качеством подготовки специалистов среднем звене профессиональной школы.
Различные направления повышения эффективности деятельности учреждения СПО рассмотрены в исследованиях А.И. Блощинского, A.B. Козлова, A.A. Муравьева, Э.А. Тихонова, A.C. Ферцева.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов, позволивших достичь цели исследования, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе общенаучные методы теоретического исследования (анализ и обобщение результатов теоретических исследований, нормативно-правовой документации);
эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок); методы математической статистики.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (аналитико-поисковом) (2016 год) проводился теоретический анализ научной литературы по теме исследования. Определены основные противоречия и проблема исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (экспериментальном) (2016-2017 гг.) разработана и теоретически обоснована методика мониторинга качества экономического образования профессиональной образовательной организаций среднего профессионального образования. Осуществлено организационно-методическое обеспечение экспериментальной работы по апробации методики мониторинга качества образовательной организации, обозначены показатели мониторинга качества.
На третьем этапе (обобщающем) (2018 год)проведены анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных; подведены итоги экспериментальной работы по реализации методики мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
База исследования:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский государственный технический колледж»,
Сокращенное наименование ссуза:
ГБОУ СПО «Южно-Уральский государственный технический колледж»
Юридический адрес:454007, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Горького, д. 15.
Электронный адрес в сети Интернет:www.sustec.ru.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
2. Реализация данной методики мониторинга качества экономического образования путем комплексного анализа исследуемых показателей качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основной профессиональной образовательной программы, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
3. Разработанные рекомендации методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дополнена научная идея об оценке качества экономического образования посредством мониторинга качества экономического образования;
- выявлены и конкретизированы теоретические основы мониторинга качества экономического образования, раскрывающие цели, содержание, требования к проведению мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций;
- доказана эффективность разработанной методики по реализации мониторинга качества экономического образования;
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретического и методического опыта организации оценки качества мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, разработке организационно - методических основ самоанализа.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в научных журналах, таких как:
1. Плужникова И.С., Макаренко Ю.П., Берестова В.В., Компоненты качества экономического образования в системе профессионального образования//Вопросы науки и образования: научно-теоретический электронный журнал. - Москва, Выпуск №8 (20). - 2018. - с.110.
2. Плужникова И.С., Берестова В.В.,Макаренко Ю.П., Применение маркетинговых инноваций в контрольно-оценочной деятельности педагога //Вопросы науки и образования: научно-теоретический электронный журнал. - Москва, Выпуск № 8 (20). - 2018. - с 106.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из двух глав, введения, общих выводов, заключения, включая библиографический список из наименований источников и приложений. Текст изложен на 94 страницах, содержит 11 таблиц, 6 рисунков. Библиографический список включает в себя 100 наименований.
В первой главе «Проблемы мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций» рассмотрено состояние профессионального образования в Российской Федерации, требования к проведению мониторинга качества экономического образования и его реализация, а также методы оценки качества экономического образования и их анализ.
Во второй главе «Экспериментальная работа по внедрению методики качества экономического образования», проведен анализ действующей практики мониторинга качества экономического образования в ГБОУ СПО «ЮУрГТК», реализована методика мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, а также проведен анализ результатов по методике реализации мониторинга качества экономического образования в ГБОУ СПО «ЮУрГТК».
Мониторинг качества экономического образования в учреждениях среднего профессионального образования, ориентируемый на соблюдение законодательства в сфере образования, совершенствование образовательного процесса, выявление и оперативное устранение недостатков в работе, а также оказание конкретной помощи педагогическим работникам в целях повышения качества обучения обучающихся образовательных учреждений, позволяет определить состояние системы профессионального образования и обеспечить ее эффективное функционирование.
В результате теоретического и экспериментального исследования
сформулированы следующие выводы:
1. В условия формирования общероссийской системы независимой оценки качества как на федеральном, так и на региональном уровнях осознана необходимость создания прозрачных и объективных методик и механизмов оценки качества экономического образования. В настоящее время ведется поиск наиболее эффективных подходов к оценке качества экономического образования. В процессе исследования определенной проблемы нами дополнена научная идея об оценке качества экономического образования путем методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
2. В результате терминологического анализа понятие «качество образования» рассматривается нами как степень соответствия деятельности образовательной организации упорядоченной совокупности требований участвующих в ней заинтересованных сторон, обеспечивающая достижение их стратегических целей.
3. Качество образования нуждается в выявлении, измерении и оценивании. В нашем исследовании оценка качества экономического образования профессиональных образовательных организациях базируется на системном, комплексном подходах, позволяющих проводить оценочные процедуры.
4. В ходе исследования нами выявлены и конкретизированы теоретические основы мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, раскрывающих цели, содержание процессы, обеспечивающие эффективность мониторинга качества экономического образования.
5. Действующая практика реализации мониторинга качества
экономического образования после проведенного анализа внешней и внутренней среды профессиональной образовательной организации показала свою эффективность, учитывая показатели, подвергнутые анализу.
6. В ходе исследования разработанная методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, является основополагающим элементом мониторинга качества экономического образования, исследованная на основе показателей качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основных профессиональных образовательных программ, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
7. Инструментарий методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций включает в себя комплекс показателей, определенных на основе требований измеряемости, системности, практической значимости, а также методики расчета каждого из анализируемых показателей.
8. Полученные результаты методики по реализации мониторинга качества экономического образования, отобразились в положительной динамике, которые подтвердились на проведенном SWOT-анализе указывая уменьшение слабых сторон и угроз профессиональной образовательной организации.
9. Данная разработанная методика по реализации мониторинга качества экономического образования, в частности совокупный показатель качества образования был рассмотрен в прогнозе на 2018 учебный год. Выполненные расчеты отразили динамику за последние 5 лет, начиная с 2013 года и заканчивая 2018 (прогноз). Данный совокупный показатель качества экономического образования показал тенденцию улучшения путем повышения качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
10. Совокупный показатель качества образования необходимо повышать при помощи комплекса рекомендаций, направленных на эффективность каждого из исследуемых показателей: качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основной профессиональной образовательной программы, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
11. Методика качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, в частности совокупный показатель качества образования может применяться не только для направления подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», но и для любого исследуемого направления подготовки.
12. Предоставленные рекомендации, позволяющие устранить недостатки по исследуемым показателям, способны повысить качество каждого показателя, а в дальнейшем и в системе мониторинга качества экономического образования колледжа.
13. Методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций доказала свою эффективность, что позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
В результате теоретического и экспериментального исследования
сформулированы следующие выводы:
1. В условия формирования общероссийской системы независимой оценки качества как на федеральном, так и на региональном уровнях осознана необходимость создания прозрачных и объективных методик и механизмов оценки качества экономического образования. В настоящее время ведется поиск наиболее эффективных подходов к оценке качества экономического образования. В процессе исследования определенной проблемы нами дополнена научная идея об оценке качества экономического образования путем методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
2. В результате терминологического анализа понятие «качество образования» рассматривается нами как степень соответствия деятельности образовательной организации упорядоченной совокупности требований участвующих в ней заинтересованных сторон, обеспечивающая достижение их стратегических целей.
3. Качество образования нуждается в выявлении, измерении и оценивании. В нашем исследовании оценка качества экономического образования профессиональных образовательных организациях базируется на системном, комплексном подходах, позволяющих проводить оценочные процедуры.
4. В ходе исследования нами выявлены и конкретизированы теоретические основы мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, раскрывающих цели, содержание процессы, обеспечивающие эффективность мониторинга качества экономического образования.
5. Действующая практика реализации мониторинга качества
экономического образования после проведенного анализа внешней и внутренней среды профессиональной образовательной организации показала свою эффективность, учитывая показатели, подвергнутые анализу.
6. В ходе исследования разработанная методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, является основополагающим элементом мониторинга качества экономического образования, исследованная на основе показателей качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основных профессиональных образовательных программ, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
7. Инструментарий методики по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций включает в себя комплекс показателей, определенных на основе требований измеряемости, системности, практической значимости, а также методики расчета каждого из анализируемых показателей.
8. Полученные результаты методики по реализации мониторинга качества экономического образования, отобразились в положительной динамике, которые подтвердились на проведенном SWOT-анализе указывая уменьшение слабых сторон и угроз профессиональной образовательной организации.
9. Данная разработанная методика по реализации мониторинга качества экономического образования, в частности совокупный показатель качества образования был рассмотрен в прогнозе на 2018 учебный год. Выполненные расчеты отразили динамику за последние 5 лет, начиная с 2013 года и заканчивая 2018 (прогноз). Данный совокупный показатель качества экономического образования показал тенденцию улучшения путем повышения качества экономического образования профессиональных образовательных организаций.
10. Совокупный показатель качества образования необходимо повышать при помощи комплекса рекомендаций, направленных на эффективность каждого из исследуемых показателей: качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основной профессиональной образовательной программы, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
11. Методика качества экономического образования профессиональных образовательных организаций, в частности совокупный показатель качества образования может применяться не только для направления подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», но и для любого исследуемого направления подготовки.
12. Предоставленные рекомендации, позволяющие устранить недостатки по исследуемым показателям, способны повысить качество каждого показателя, а в дальнейшем и в системе мониторинга качества экономического образования колледжа.
13. Методика по реализации мониторинга качества экономического образования профессиональных образовательных организаций доказала свою эффективность, что позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Мониторинг качества управления профессиональной образовательной организацией
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Мониторинг качества правового образования студентов профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Оценка методической работы преподавателей профессиональной образовательной организации
(на примере Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Анализ социально-экономического состояния профессиональной образовательной организации и разработка направлений ее дальнейшего развития (на примере бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - «Комплексна» оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА МАРКЕТИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019



