УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Научно-педагогические основы управления методической работой в
муниципальной образовательной организации 14
1.2. Модель управления методической работой в муниципальной
образовательной организации 25
1.3. Организационно-педагогические условия управления методической
работой в образовательной организации 36
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Цель, задачи, этапы опытной работы по изучению методической
работы в муниципальной образовательной организации 48
2.2. Структура методической службы в муниципальной образовательной
организации 55
2.3. Результаты констатирующего этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации .. 61
2.4. Реализация организационно-педагогических условий эффективного
управления методической работы в муниципальной образовательной организации 67
2.5. Результаты контрольного этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации .... 75
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Научно-педагогические основы управления методической работой в
муниципальной образовательной организации 14
1.2. Модель управления методической работой в муниципальной
образовательной организации 25
1.3. Организационно-педагогические условия управления методической
работой в образовательной организации 36
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Цель, задачи, этапы опытной работы по изучению методической
работы в муниципальной образовательной организации 48
2.2. Структура методической службы в муниципальной образовательной
организации 55
2.3. Результаты констатирующего этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации .. 61
2.4. Реализация организационно-педагогических условий эффективного
управления методической работы в муниципальной образовательной организации 67
2.5. Результаты контрольного этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации .... 75
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменением требований к современному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в РФ», введение Федеральных государственных стандартов, расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности, использованием информационных технологий.
В Национальном проекте «Образование» одной из задач является «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс», а также «внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Для реализации данной задачи разработан Федеральный проект «Учитель будущего», в котором определены направления повышения квалификации педагогов, их профессионального роста, уровня компетентности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер, а это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в образовательной организации (ОО).
Методическая работа в ОО позволяет активизировать деятельность педагогов, что в свою очередь отражается на результатах деятельности ОО и качества образования. Необходимость в построении новой модели управления методической работы направленной на повышение компетенций педагога, качества образования обучения. Методическая работа с педагогическими кадрами в ОО выступает как средство управления педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации педагогов и развития их творческой активности.
Таким образом, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства и общества на создание условий, способствующих профессиональному росту педагога, повышению квалификации и уровня компетентности. В связи с этим актуальной становится проблема обоснования эффективной системы методической работы, которая будет способствовать становлению личности педагога-профессионала.
В научной литературе проблема организации методической работой в ОО, ее содержание и формы рассматривались К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.Б. Едаковой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, И.А. Селиверстовой, А.Н. Троян и другими. В научной литературе подчеркивается, что в структуре организации процесса управления современной общеобразовательной школой методическое звено занимает важное место, поскольку именно методическая работа предоставляет руководителю и педагогам право выбора траектории развития образовательной организация профессионального роста и развития педагогов, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации инновационных моделей организации работы в школе. В связи с этим, именно методическая служба играет доминирующую роль в процессе интенсификации педагогического труда, активизации деятельности педагогов, что, в свою очередь, влияет на результаты деятельности школы и качество образования в целом.
Несмотря на обширность взглядов, представленных в научных исследованиях по проблеме организации методической работы в образовательной организации, многие аспекты остаются малоизученными.
В частности, недостаточно раскрыты организационно-педагогические условия управления методической работой в муниципальной образовательной организации, критерии и показатели эффективности деятельности методической службы ОО с учетом современных тенденций развития образования.
Таким образом, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется тем, что вопросы управления методической работой в образовательной организации на современном этапе нуждаются в более широком теоретическом освещении с учетом современных требований.
Научно-методические подходы к организации методической работы в образовательной организации рассматривают Л.Н. Атмахова, С.Ф. Багаутдинова, И.О. Котлярова, П.Н. Лосев, Н.А. Лукина, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник и др. В научно-методической литературе вопросы организации методической работы в образовательной организации с учетом современных требований, представленных в нормативно-правовых документах, раскрыты недостаточно, не определены организационно-педагогические условия эффективного управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
Таким образом, актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется тем, что существующее методическое сопровождение решения данной проблемы не позволяет эффективно решать вопросы организации методической работы в образовательной организации в современных условиях.
Анализ научно-теоретических и методических работ позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью образовательной организации в реализации эффективного управления методической работой в соответствии с социальным заказом современного образования и недостаточно эффективной системой традиционной методической службы;
- на научно-теоретическом уровне - между значительным количеством научных разработок по проблеме организации методической работы и недостаточностью освещенностью вопросов эффективного управления методической работой в образовательной организации;
- на научно-методическом уровне - между требованиями к результативности деятельности педагогов в школе и недостаточным уровнем методического обеспечения их профессионального роста в существующей системе методической работы в образовательной организации.
Вышеназванные противоречия могут быть устранены при решении важной педагогической проблемы: теоретического обоснования модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации и обоснования организационно-педагогических условий реализации данной модели.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность исследования и его проблему: каковы организационно-педагогические условия управления методической работой в муниципальной образовательной организации?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Управление методической работой в муниципальной образовательной организации».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации и организационно-педагогические условия для ее результативного применения.
Объект исследования: управление образовательной организацией.
Предмет исследования: процесс управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
Для реализации цели исследования сформулирована гипотеза о том, что управление методической работой в муниципальной образовательной организации будет более эффективным, если:
- на основе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов разработана и реализована модель с учетом требований профессиональных и образовательных стандартов, основных положений педагогических теорий, условий образовательного процесса в муниципальной образовательной организации, а также на основе социального заказа государства и общества, которая включает целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок; выполняет функции целеполагания, планирования, организации, мотивации, координации и функцию контроля; реализуется на основе поведенческого, системного и ситуативного подхода; обеспечивает профессиональный рост, повышение квалификации и уровня компетентности педагога;
- выявить и реализовать следующие организационно - педагогические условия: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить научно-педагогические основы управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
2. Разработать модель управления методической работой в
муниципальной образовательной организации.
3. Выявить организационно-педагогические условия управления методической работой в образовательной организации.
4. Определить цель, задачи, этапы опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
5. Проанализировать результаты констатирующего этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
6. Дать характеристику структуры методической службы в муниципальной образовательной организации.
7. Апробировать модель и организационно-педагогические условия эффективного управления методической работы в муниципальной образовательной организации.
8. Проанализировать результаты контрольного этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
Теоретико-методологическим основу исследования составили труды педагогов по организации методической работы в управления методической работы в муниципальной образовательной организации, исследования в области управления качеством образования:
- исследования К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.Б. Едаковой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, А.Н. Троян, И.А. Селиверстовой, по проблеме организации методической работы в ОО;
- психолого-педагогические и социальные основы развития
профессиональной компетентности педагогов (С.Я. Батышев, Г.В. Безюлева, И.А. Колесникова и др.);
- методологические аспекты компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании (В.И. Байденко, В.М. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Карманчиков, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.);
- теоретические положения о профессиональном развитии педагогов и руководителей образовательной организации (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.Ю. Шемятихина и др.).
Базой исследования являлась муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «БСОШ).
Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов:
- теоретические методы: анализ литературы по проблеме
исследования, моделирование;
- эмпирические методы: анкетирование, беседа, наблюдение,
тестирование, эксперимент;
- методы статистической обработки результатов (t-критерий Стъюдента).
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе (1 сентября 2017 г. - февраль 2018 г.) осуществлялся теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме: были изучены работы, посвященные проблемам управления методической работой в муниципальной образовательной организации; была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна и теоретическая значимость; разрабатывалась рабочая гипотеза, были определены основные задачи исследования; проводился диагностический эксперимент.
На втором этапе (2 февраля 2018 г. - 1 сентября 2018 г.) определены особенности управления методической работой муниципальной образовательной организации: выявлены условия и разработана модель управления методической работой муниципальной образовательной организации; в ходе проведения формирующего этапа эксперимента проверялась правильность выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (1 сентября 2018 - февраль 2020 г.) проведена проверка условий управления методической работой муниципальной образовательной организации, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна:
1. Определена методологическая основа изучения проблемы методической работы в образовательной организации, обеспечивающая комплексность исследования и выявление путей решения поставленных задач.
2. В соответствии с методологией с компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании обоснована и разработана модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации на основе структурно-функционального подхода, включающая в себя совокупность управленческих функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
3. На основе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов выявлен, обоснован, экспериментальным путем проверен комплекс организационно-педагогических условий реализации модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации включающая: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы.
Теоретическая значимость:
1) проведено исследование и анализ современного состояния изучаемой проблемы, что способствует обогащению теоретического аппарата современной педагогики историческими сведениями о возможных путях ее решения и степени разработанности в настоящий момент;
2) определена базовая терминология «методическая работа в
муниципальной образовательной организации», «управление методической работой в муниципальной образовательной организации», что способствует упорядочению понятийного аппарата профессиональной педагогики;
3) комплексной реализации совокупности методологических
подходов (компетентностного, личностно-ориентированного, рефлексивного) обогощающей методологическую базу педагогики в решении проблем управления методической работы в муниципальной образовательной организации;
4) выявлена структура понятия «структурно-функциональная модель управления», включающая функции целеполагания, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, которые учитывались при разработке модели управления методической работы в муниципальной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется:
1) подготовкой и внедрением методических материалов, способствующих повышению эффективности методической работы, проявляющейся через рост уровня компетентности педагогов и уровня удовлетворенности педагогов качеством методической работы в школе;
2) представлением и апробацией мероприятий по стимулированию руководителей методических объединений, мотивации педагогов к самообразованию, участию в методической работе, включающих нормативно-правовое, социально-психологическое, материально-техническое направление;
3) использованием плана повышения уровня профессиональной компетентности педагогов с использованием активных форм методической работы;
4) разработкой критериев эффективности методической работы в муниципальной образовательной организации (уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации, уровень удовлетворенности педагогов методической работой);
5) построением и использованием диагностического аппарата для оценки сформированности у педагогов готовности к активному участию в методической работе.
Обоснованность и достоверность выполненного исследования определяется: использованием основоплагающих методологических и теоретических идей педагогики; опорой на данные выполненных научных исследований; применением теоретических, эмперических методов и методов статистической обработки результатов, соответствующих задачам и логике исследования; данными полученными в ходе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов, обеспечивающих достижение поставленной в исследовании цели; результатами апробации в муниципальной образовательной организации построенной модели и комплекса организационно-педагогических условий ее реализации; статистической обработкой полученных в исследовании данных.
Аппробация и внедрение результатов исследования происходила посредством:
- представление результатов исследования и их обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГОБ ОУ «ЮУрГГПУ» (2018 г.);
- участие в III Региональной конференции для студентов и школьников «Инновационное образование глазами современной молодежи» (Челябинск, 2018 г.);
- участие и публикация в сборнике по итогам IV Региональной научно-практической конференции «Инновационное образование глазами современной молодежи» (Челябинск, 2019 г.);
- публикация в научном журнале «Молодой ученный» (2019 г.);
- представление результатов исследования и их обсуждения на заседании педагогического совета МБОУ «БСОШ» (2019 г.);
- представления результатов исследования на августовском совещании педагогических работников «Образовательная система Березовского района: создаем будущее в настоящем» (2019 г.);
- участие в окружной конференции «Инновации в образовании: теория и практика» (ФГОС общего образования).
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Ковалева, Т.А. Методическая работа в направлении здоровьесбережения / Т.А. Ковалева // Молодой ученый. - 2019. - № 4. С. 401-402.
2. Ковалева, Т.А. Организация информационно-методической работы в образовательной организации как одно из условий совершенствования образовательного процесса / Т.А. Ковалева // Инновационное образование глазами современной молодежи: материалы IV Региональной научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 февраля 2019 г. - Челябинск, 2019. - С.77-79.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка, приложения.
В Национальном проекте «Образование» одной из задач является «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс», а также «внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Для реализации данной задачи разработан Федеральный проект «Учитель будущего», в котором определены направления повышения квалификации педагогов, их профессионального роста, уровня компетентности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер, а это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в образовательной организации (ОО).
Методическая работа в ОО позволяет активизировать деятельность педагогов, что в свою очередь отражается на результатах деятельности ОО и качества образования. Необходимость в построении новой модели управления методической работы направленной на повышение компетенций педагога, качества образования обучения. Методическая работа с педагогическими кадрами в ОО выступает как средство управления педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации педагогов и развития их творческой активности.
Таким образом, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства и общества на создание условий, способствующих профессиональному росту педагога, повышению квалификации и уровня компетентности. В связи с этим актуальной становится проблема обоснования эффективной системы методической работы, которая будет способствовать становлению личности педагога-профессионала.
В научной литературе проблема организации методической работой в ОО, ее содержание и формы рассматривались К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.Б. Едаковой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, И.А. Селиверстовой, А.Н. Троян и другими. В научной литературе подчеркивается, что в структуре организации процесса управления современной общеобразовательной школой методическое звено занимает важное место, поскольку именно методическая работа предоставляет руководителю и педагогам право выбора траектории развития образовательной организация профессионального роста и развития педагогов, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации инновационных моделей организации работы в школе. В связи с этим, именно методическая служба играет доминирующую роль в процессе интенсификации педагогического труда, активизации деятельности педагогов, что, в свою очередь, влияет на результаты деятельности школы и качество образования в целом.
Несмотря на обширность взглядов, представленных в научных исследованиях по проблеме организации методической работы в образовательной организации, многие аспекты остаются малоизученными.
В частности, недостаточно раскрыты организационно-педагогические условия управления методической работой в муниципальной образовательной организации, критерии и показатели эффективности деятельности методической службы ОО с учетом современных тенденций развития образования.
Таким образом, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется тем, что вопросы управления методической работой в образовательной организации на современном этапе нуждаются в более широком теоретическом освещении с учетом современных требований.
Научно-методические подходы к организации методической работы в образовательной организации рассматривают Л.Н. Атмахова, С.Ф. Багаутдинова, И.О. Котлярова, П.Н. Лосев, Н.А. Лукина, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник и др. В научно-методической литературе вопросы организации методической работы в образовательной организации с учетом современных требований, представленных в нормативно-правовых документах, раскрыты недостаточно, не определены организационно-педагогические условия эффективного управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
Таким образом, актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется тем, что существующее методическое сопровождение решения данной проблемы не позволяет эффективно решать вопросы организации методической работы в образовательной организации в современных условиях.
Анализ научно-теоретических и методических работ позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью образовательной организации в реализации эффективного управления методической работой в соответствии с социальным заказом современного образования и недостаточно эффективной системой традиционной методической службы;
- на научно-теоретическом уровне - между значительным количеством научных разработок по проблеме организации методической работы и недостаточностью освещенностью вопросов эффективного управления методической работой в образовательной организации;
- на научно-методическом уровне - между требованиями к результативности деятельности педагогов в школе и недостаточным уровнем методического обеспечения их профессионального роста в существующей системе методической работы в образовательной организации.
Вышеназванные противоречия могут быть устранены при решении важной педагогической проблемы: теоретического обоснования модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации и обоснования организационно-педагогических условий реализации данной модели.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность исследования и его проблему: каковы организационно-педагогические условия управления методической работой в муниципальной образовательной организации?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Управление методической работой в муниципальной образовательной организации».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации и организационно-педагогические условия для ее результативного применения.
Объект исследования: управление образовательной организацией.
Предмет исследования: процесс управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
Для реализации цели исследования сформулирована гипотеза о том, что управление методической работой в муниципальной образовательной организации будет более эффективным, если:
- на основе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов разработана и реализована модель с учетом требований профессиональных и образовательных стандартов, основных положений педагогических теорий, условий образовательного процесса в муниципальной образовательной организации, а также на основе социального заказа государства и общества, которая включает целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок; выполняет функции целеполагания, планирования, организации, мотивации, координации и функцию контроля; реализуется на основе поведенческого, системного и ситуативного подхода; обеспечивает профессиональный рост, повышение квалификации и уровня компетентности педагога;
- выявить и реализовать следующие организационно - педагогические условия: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить научно-педагогические основы управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
2. Разработать модель управления методической работой в
муниципальной образовательной организации.
3. Выявить организационно-педагогические условия управления методической работой в образовательной организации.
4. Определить цель, задачи, этапы опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
5. Проанализировать результаты констатирующего этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
6. Дать характеристику структуры методической службы в муниципальной образовательной организации.
7. Апробировать модель и организационно-педагогические условия эффективного управления методической работы в муниципальной образовательной организации.
8. Проанализировать результаты контрольного этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
Теоретико-методологическим основу исследования составили труды педагогов по организации методической работы в управления методической работы в муниципальной образовательной организации, исследования в области управления качеством образования:
- исследования К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.Б. Едаковой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, А.Н. Троян, И.А. Селиверстовой, по проблеме организации методической работы в ОО;
- психолого-педагогические и социальные основы развития
профессиональной компетентности педагогов (С.Я. Батышев, Г.В. Безюлева, И.А. Колесникова и др.);
- методологические аспекты компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании (В.И. Байденко, В.М. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Карманчиков, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.);
- теоретические положения о профессиональном развитии педагогов и руководителей образовательной организации (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.Ю. Шемятихина и др.).
Базой исследования являлась муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «БСОШ).
Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов:
- теоретические методы: анализ литературы по проблеме
исследования, моделирование;
- эмпирические методы: анкетирование, беседа, наблюдение,
тестирование, эксперимент;
- методы статистической обработки результатов (t-критерий Стъюдента).
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе (1 сентября 2017 г. - февраль 2018 г.) осуществлялся теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме: были изучены работы, посвященные проблемам управления методической работой в муниципальной образовательной организации; была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна и теоретическая значимость; разрабатывалась рабочая гипотеза, были определены основные задачи исследования; проводился диагностический эксперимент.
На втором этапе (2 февраля 2018 г. - 1 сентября 2018 г.) определены особенности управления методической работой муниципальной образовательной организации: выявлены условия и разработана модель управления методической работой муниципальной образовательной организации; в ходе проведения формирующего этапа эксперимента проверялась правильность выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (1 сентября 2018 - февраль 2020 г.) проведена проверка условий управления методической работой муниципальной образовательной организации, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна:
1. Определена методологическая основа изучения проблемы методической работы в образовательной организации, обеспечивающая комплексность исследования и выявление путей решения поставленных задач.
2. В соответствии с методологией с компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании обоснована и разработана модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации на основе структурно-функционального подхода, включающая в себя совокупность управленческих функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
3. На основе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов выявлен, обоснован, экспериментальным путем проверен комплекс организационно-педагогических условий реализации модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации включающая: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы.
Теоретическая значимость:
1) проведено исследование и анализ современного состояния изучаемой проблемы, что способствует обогащению теоретического аппарата современной педагогики историческими сведениями о возможных путях ее решения и степени разработанности в настоящий момент;
2) определена базовая терминология «методическая работа в
муниципальной образовательной организации», «управление методической работой в муниципальной образовательной организации», что способствует упорядочению понятийного аппарата профессиональной педагогики;
3) комплексной реализации совокупности методологических
подходов (компетентностного, личностно-ориентированного, рефлексивного) обогощающей методологическую базу педагогики в решении проблем управления методической работы в муниципальной образовательной организации;
4) выявлена структура понятия «структурно-функциональная модель управления», включающая функции целеполагания, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, которые учитывались при разработке модели управления методической работы в муниципальной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется:
1) подготовкой и внедрением методических материалов, способствующих повышению эффективности методической работы, проявляющейся через рост уровня компетентности педагогов и уровня удовлетворенности педагогов качеством методической работы в школе;
2) представлением и апробацией мероприятий по стимулированию руководителей методических объединений, мотивации педагогов к самообразованию, участию в методической работе, включающих нормативно-правовое, социально-психологическое, материально-техническое направление;
3) использованием плана повышения уровня профессиональной компетентности педагогов с использованием активных форм методической работы;
4) разработкой критериев эффективности методической работы в муниципальной образовательной организации (уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации, уровень удовлетворенности педагогов методической работой);
5) построением и использованием диагностического аппарата для оценки сформированности у педагогов готовности к активному участию в методической работе.
Обоснованность и достоверность выполненного исследования определяется: использованием основоплагающих методологических и теоретических идей педагогики; опорой на данные выполненных научных исследований; применением теоретических, эмперических методов и методов статистической обработки результатов, соответствующих задачам и логике исследования; данными полученными в ходе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов, обеспечивающих достижение поставленной в исследовании цели; результатами апробации в муниципальной образовательной организации построенной модели и комплекса организационно-педагогических условий ее реализации; статистической обработкой полученных в исследовании данных.
Аппробация и внедрение результатов исследования происходила посредством:
- представление результатов исследования и их обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГОБ ОУ «ЮУрГГПУ» (2018 г.);
- участие в III Региональной конференции для студентов и школьников «Инновационное образование глазами современной молодежи» (Челябинск, 2018 г.);
- участие и публикация в сборнике по итогам IV Региональной научно-практической конференции «Инновационное образование глазами современной молодежи» (Челябинск, 2019 г.);
- публикация в научном журнале «Молодой ученный» (2019 г.);
- представление результатов исследования и их обсуждения на заседании педагогического совета МБОУ «БСОШ» (2019 г.);
- представления результатов исследования на августовском совещании педагогических работников «Образовательная система Березовского района: создаем будущее в настоящем» (2019 г.);
- участие в окружной конференции «Инновации в образовании: теория и практика» (ФГОС общего образования).
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Ковалева, Т.А. Методическая работа в направлении здоровьесбережения / Т.А. Ковалева // Молодой ученый. - 2019. - № 4. С. 401-402.
2. Ковалева, Т.А. Организация информационно-методической работы в образовательной организации как одно из условий совершенствования образовательного процесса / Т.А. Ковалева // Инновационное образование глазами современной молодежи: материалы IV Региональной научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 февраля 2019 г. - Челябинск, 2019. - С.77-79.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка, приложения.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что методическая работа в образовательной организации - это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива образовательной организации в целом.
Управление методической работой в образовательной организации мы будем рассматривать с точки зрения структурно-функционального подхода. При этом методическая работа включает в себя такие структурные компоненты, как цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Управление методической работой - это последовательная реализация функций управления (целеполагание, планирование, организация, контроль, координация).
Модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации строится на основе общих функций управления: планирование (выбор целей и план действий по их достижении); организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними); мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей); контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными); координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Структурно-функциональная модель управления методической работы в муниципальной образовательной организации включает такие составные элементы модели управления методической работы, как целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок.
Управление методической работой в муниципальной образовательной организации будет более эффективным, если разработать и реализовать следующие организационно-педагогические условия: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, стимулирование мотивации педагогов к самообразованию, участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Целью опытной работы является экспериментальная проверка модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации. Задачи опытной работы включают изучение структуры методической службы в муниципальной образовательной организации, апробацию модели модели и организационно-педагогических условий эффективного управления методической работы в муниципальной образовательной организации, анализ результатов контрольного этапа опытной работы. Опытная работа по изучению методической работы в МБОУ «БСОШ» осуществлялась в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный этап.
Изучение структуры методической службы в МБОУ «БСОШ» включало в себя анализ локальных нормативно-правовых актов школы, опрос директора и заместителей директора, педагогов с целью изучения структуры, функций структурных подразделей методической службы, форм организации методической работы в школе, содержания методического кабинета.
Изучение эффективности методической работы в МБОУ «БСОШ» было направлено на диагностику состояния методической работы в школе через критерии, которые определены в модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации: уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации и уровень удовлетворенности методической работой.
Анализ показал, что в школе создана система повышения квалификации учителей, цель которой - повышение профессионально-педагогической компетентности. Практикуемые формы повышения квалификации преподавателей внутри школы разнообразны: семинары, открытые уроки с обсуждением - методические месячники, взаимопосещения; предметные недели и т.д. К наиболее предпочтительными формам организации контроля и оценки собственных педагогических достижений учителя отнесли мероприятия в рамках методической работы, семинары по обучению планирования работы по самоообразованию, составлению портфолио.
Результаты диагностики на констатирующем этапе опытной работы показали, что только 22 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень когнитивного компонента компетентности. Значительная часть педагогов (67 %) имеют достаточный уровень. У 11 % педагогов выявлен низкий уровень когнитивного компонента компетентности. Только 11 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень деятельностного компонента компетентности. Половина педагогов (50 %) имеют средний уровень. У 39 % педагогов выявлен низкий уровень деятельностного компонента компетентности. Высокий уровень личностного компонента компетентности имеют 17 % педагогов, средний - 55 %, низкий - 28 %.
Самый значимый мотив профессиональной деятельности у 35 % педагогов является «Удовлетворение от самого процесса и результата работы». На втором месте мотив «Денежный заработок» - его выделили как наиболее значимый 25 % педагогов. Третье место занимает мотив «Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других» (20 %).
Анализ результатов анкетирования показал, что почти половина педагогов не регулярно посещают проводимые в МБОУ «БСОШ» мероприятия. Большинство педагогов осведомлены о том, что в Интернете у школы есть свой сайт, но активно посещают его и знакомятся с его содержанием только 30 %. На необходимость создания странички на сайте указали 55 % педагогов.
При оценке различных форм методической работы респонденты смогли оценить только те, которые традиционно проводятся в МБОУ «БСОШ». Другие формы взаимодействия, такие как проекты, общение через чаты и электронную почту, педагоги не смогли оценить, так как они не используются в практике работы. По итогам проведенного анкетирования выявлено, что только 17 % педагогов высоко оценили деятельность методической службы МБОУ «БСОШ». На среднем уровнем оценили 33 % педагогов, на низком - половина педагогов (50 %).
Анализ результатов на констатирующем этапе опытной работы показал, что педагогический коллектив имеет удовлетворительный профессионально-квалификационный уровень. Педагогический коллектив проводит систематическую работу по реализации ФГОС, активно участвует в различных мероприятиях. Для повышения компетентности педагогов используются традиционные формы - консультации, семинары, педсоветы. Инновационные педагогические технологии в работе с педагогами МБОУ «БСОШ» не применяются.
На формирующем этапе опытной работы была реализована модель управления методической работой в МБОУ «БСОШ», включающая целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок. В качестве организационно-педагогических условий эффективного управления методической работы в МБОУ «БСОШ» выбраны следующие: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в 91
методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Для стимулирования деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы, стимулирования педагогов к самообразованию, участию в методической работе была разработан система мотивации, включающая нормативно-правовое, социально-психологическое, материально-техническое направление. Для повышения уровня квалификации педагогов были использованы и реализованы различные активные формы методической работы: педагогический совет, семинары-практикумы, посещение открытых уроков с последующим обсуждением в форме дискуссии, конкурс портфолио педагога, деловая игра «Компетентный педагог школы»; выставка новинок научной и нормативной литературы, нормативно-правовых документов в виртуальном методическом кабинете; круглый стол и другие.
Для изучения эффективности реализованной модели и организационно-педагогических условий управления методической работы в муниципальной образовательной организации в МБОУ «БСОШ» была проведена повторная диагностика по следующим направлениям: уровень компетентности педагогов; уровень мотивации к повышению квалификации; уровень удовлетворенности методической работой.
Результаты диагностики на контрольном этапе опытной работы показали, что 50 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень когнитивного компонента компетентности, что выше на 28 % по сравнению с констатирующим этапом. Более половины педагогов МБОУ «БСОШ» (55 %) имеют высокий уровень деятельностного компонента компетентности, что выше на 44 % по сравнению с
констатирующим этапом. Высокий уровень личностного компонента компетентности имеют 39 % педагогов, что выше на 22 % по сравнению с констатирующим этапом, средний уровень выявлен у 55 %, низкий - у 6 % педагогов.
Результаты исследования показали, что самый значимый мотив профессиональной деятельности у 45 % педагогов является «Удовлетворение от самого процесса и результата работы». Второе место по значимости занимает мотив «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» - 40 %. На третьем месте мотив «Денежный заработок» - 25 %. По сравнению с констатирующим этапом, в структуре мотивации педагогов появился такой мотив, как «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» (35 %). На констатирующем этапе он был выделен как значимый только у 15 % педагогов. Полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов мотивирована внутренними мотивами, самим содержанием деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.
По итогам проведенного анкетирования выявлено, что 39 % педагогов высоко оценили деятельность методической службы МБОУ «БСОШ». На среднем уровнем оценили 44 % педагогов, на низком - 17 % педагогов. По сравнению с констатирующим этапом количество педагогов с высоким уровнем удовлетворенности качеством методической работы в школе увеличилось на 22 %.
Таким образом, на контрольном этапе опытной работы просматривается положительная динамика по всем направлениям: повысился уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации и уровень удовлетворенности методической работой. Реализованные организационно-педагогические условия способствовали повышению эффективности методической работы, что проявляется через рост уровня компетентности педагогов и уровня удовлетворенности педагогов качеством методической работы в школе.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Управление методической работой в образовательной организации мы будем рассматривать с точки зрения структурно-функционального подхода. При этом методическая работа включает в себя такие структурные компоненты, как цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Управление методической работой - это последовательная реализация функций управления (целеполагание, планирование, организация, контроль, координация).
Модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации строится на основе общих функций управления: планирование (выбор целей и план действий по их достижении); организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними); мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей); контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными); координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Структурно-функциональная модель управления методической работы в муниципальной образовательной организации включает такие составные элементы модели управления методической работы, как целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок.
Управление методической работой в муниципальной образовательной организации будет более эффективным, если разработать и реализовать следующие организационно-педагогические условия: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, стимулирование мотивации педагогов к самообразованию, участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Целью опытной работы является экспериментальная проверка модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации. Задачи опытной работы включают изучение структуры методической службы в муниципальной образовательной организации, апробацию модели модели и организационно-педагогических условий эффективного управления методической работы в муниципальной образовательной организации, анализ результатов контрольного этапа опытной работы. Опытная работа по изучению методической работы в МБОУ «БСОШ» осуществлялась в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный этап.
Изучение структуры методической службы в МБОУ «БСОШ» включало в себя анализ локальных нормативно-правовых актов школы, опрос директора и заместителей директора, педагогов с целью изучения структуры, функций структурных подразделей методической службы, форм организации методической работы в школе, содержания методического кабинета.
Изучение эффективности методической работы в МБОУ «БСОШ» было направлено на диагностику состояния методической работы в школе через критерии, которые определены в модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации: уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации и уровень удовлетворенности методической работой.
Анализ показал, что в школе создана система повышения квалификации учителей, цель которой - повышение профессионально-педагогической компетентности. Практикуемые формы повышения квалификации преподавателей внутри школы разнообразны: семинары, открытые уроки с обсуждением - методические месячники, взаимопосещения; предметные недели и т.д. К наиболее предпочтительными формам организации контроля и оценки собственных педагогических достижений учителя отнесли мероприятия в рамках методической работы, семинары по обучению планирования работы по самоообразованию, составлению портфолио.
Результаты диагностики на констатирующем этапе опытной работы показали, что только 22 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень когнитивного компонента компетентности. Значительная часть педагогов (67 %) имеют достаточный уровень. У 11 % педагогов выявлен низкий уровень когнитивного компонента компетентности. Только 11 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень деятельностного компонента компетентности. Половина педагогов (50 %) имеют средний уровень. У 39 % педагогов выявлен низкий уровень деятельностного компонента компетентности. Высокий уровень личностного компонента компетентности имеют 17 % педагогов, средний - 55 %, низкий - 28 %.
Самый значимый мотив профессиональной деятельности у 35 % педагогов является «Удовлетворение от самого процесса и результата работы». На втором месте мотив «Денежный заработок» - его выделили как наиболее значимый 25 % педагогов. Третье место занимает мотив «Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других» (20 %).
Анализ результатов анкетирования показал, что почти половина педагогов не регулярно посещают проводимые в МБОУ «БСОШ» мероприятия. Большинство педагогов осведомлены о том, что в Интернете у школы есть свой сайт, но активно посещают его и знакомятся с его содержанием только 30 %. На необходимость создания странички на сайте указали 55 % педагогов.
При оценке различных форм методической работы респонденты смогли оценить только те, которые традиционно проводятся в МБОУ «БСОШ». Другие формы взаимодействия, такие как проекты, общение через чаты и электронную почту, педагоги не смогли оценить, так как они не используются в практике работы. По итогам проведенного анкетирования выявлено, что только 17 % педагогов высоко оценили деятельность методической службы МБОУ «БСОШ». На среднем уровнем оценили 33 % педагогов, на низком - половина педагогов (50 %).
Анализ результатов на констатирующем этапе опытной работы показал, что педагогический коллектив имеет удовлетворительный профессионально-квалификационный уровень. Педагогический коллектив проводит систематическую работу по реализации ФГОС, активно участвует в различных мероприятиях. Для повышения компетентности педагогов используются традиционные формы - консультации, семинары, педсоветы. Инновационные педагогические технологии в работе с педагогами МБОУ «БСОШ» не применяются.
На формирующем этапе опытной работы была реализована модель управления методической работой в МБОУ «БСОШ», включающая целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок. В качестве организационно-педагогических условий эффективного управления методической работы в МБОУ «БСОШ» выбраны следующие: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в 91
методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Для стимулирования деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы, стимулирования педагогов к самообразованию, участию в методической работе была разработан система мотивации, включающая нормативно-правовое, социально-психологическое, материально-техническое направление. Для повышения уровня квалификации педагогов были использованы и реализованы различные активные формы методической работы: педагогический совет, семинары-практикумы, посещение открытых уроков с последующим обсуждением в форме дискуссии, конкурс портфолио педагога, деловая игра «Компетентный педагог школы»; выставка новинок научной и нормативной литературы, нормативно-правовых документов в виртуальном методическом кабинете; круглый стол и другие.
Для изучения эффективности реализованной модели и организационно-педагогических условий управления методической работы в муниципальной образовательной организации в МБОУ «БСОШ» была проведена повторная диагностика по следующим направлениям: уровень компетентности педагогов; уровень мотивации к повышению квалификации; уровень удовлетворенности методической работой.
Результаты диагностики на контрольном этапе опытной работы показали, что 50 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень когнитивного компонента компетентности, что выше на 28 % по сравнению с констатирующим этапом. Более половины педагогов МБОУ «БСОШ» (55 %) имеют высокий уровень деятельностного компонента компетентности, что выше на 44 % по сравнению с
констатирующим этапом. Высокий уровень личностного компонента компетентности имеют 39 % педагогов, что выше на 22 % по сравнению с констатирующим этапом, средний уровень выявлен у 55 %, низкий - у 6 % педагогов.
Результаты исследования показали, что самый значимый мотив профессиональной деятельности у 45 % педагогов является «Удовлетворение от самого процесса и результата работы». Второе место по значимости занимает мотив «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» - 40 %. На третьем месте мотив «Денежный заработок» - 25 %. По сравнению с констатирующим этапом, в структуре мотивации педагогов появился такой мотив, как «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» (35 %). На констатирующем этапе он был выделен как значимый только у 15 % педагогов. Полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов мотивирована внутренними мотивами, самим содержанием деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.
По итогам проведенного анкетирования выявлено, что 39 % педагогов высоко оценили деятельность методической службы МБОУ «БСОШ». На среднем уровнем оценили 44 % педагогов, на низком - 17 % педагогов. По сравнению с констатирующим этапом количество педагогов с высоким уровнем удовлетворенности качеством методической работы в школе увеличилось на 22 %.
Таким образом, на контрольном этапе опытной работы просматривается положительная динамика по всем направлениям: повысился уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации и уровень удовлетворенности методической работой. Реализованные организационно-педагогические условия способствовали повышению эффективности методической работы, что проявляется через рост уровня компетентности педагогов и уровня удовлетворенности педагогов качеством методической работы в школе.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Подобные работы
- Оценка методической работы преподавателей профессиональной образовательной организации
(на примере Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Методическая работа в дошкольной образовательной организации
как условие повышения мотивации профессиональной деятельности
педагогов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методические условия развития оценочных умений
у педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



