ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Научно-педагогические основы управления методической работой в
муниципальной образовательной организации 14
1.2. Модель управления методической работой в муниципальной
образовательной организации 25
1.3. Организационно-педагогические условия управления методической
работой в образовательной организации 36
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Цель, задачи, этапы опытной работы по изучению методической
работы в муниципальной образовательной организации 48
2.2. Структура методической службы в муниципальной образовательной
организации 55
2.3. Результаты констатирующего этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации .. 61
2.4. Реализация организационно-педагогических условий эффективного
управления методической работы в муниципальной образовательной организации 67
2.5. Результаты контрольного этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации .... 75
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменением требований к современному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в РФ», введение Федеральных государственных стандартов, расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности, использованием информационных технологий.
В Национальном проекте «Образование» одной из задач является «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс», а также «внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Для реализации данной задачи разработан Федеральный проект «Учитель будущего», в котором определены направления повышения квалификации педагогов, их профессионального роста, уровня компетентности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер, а это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в образовательной организации (ОО).
Методическая работа в ОО позволяет активизировать деятельность педагогов, что в свою очередь отражается на результатах деятельности ОО и качества образования. Необходимость в построении новой модели управления методической работы направленной на повышение компетенций педагога, качества образования обучения. Методическая работа с педагогическими кадрами в ОО выступает как средство управления педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации педагогов и развития их творческой активности.
Таким образом, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства и общества на создание условий, способствующих профессиональному росту педагога, повышению квалификации и уровня компетентности. В связи с этим актуальной становится проблема обоснования эффективной системы методической работы, которая будет способствовать становлению личности педагога-профессионала.
В научной литературе проблема организации методической работой в ОО, ее содержание и формы рассматривались К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.Б. Едаковой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, И.А. Селиверстовой, А.Н. Троян и другими. В научной литературе подчеркивается, что в структуре организации процесса управления современной общеобразовательной школой методическое звено занимает важное место, поскольку именно методическая работа предоставляет руководителю и педагогам право выбора траектории развития образовательной организация профессионального роста и развития педагогов, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации инновационных моделей организации работы в школе. В связи с этим, именно методическая служба играет доминирующую роль в процессе интенсификации педагогического труда, активизации деятельности педагогов, что, в свою очередь, влияет на результаты деятельности школы и качество образования в целом.
Несмотря на обширность взглядов, представленных в научных исследованиях по проблеме организации методической работы в образовательной организации, многие аспекты остаются малоизученными.
В частности, недостаточно раскрыты организационно-педагогические условия управления методической работой в муниципальной образовательной организации, критерии и показатели эффективности деятельности методической службы ОО с учетом современных тенденций развития образования.
Таким образом, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется тем, что вопросы управления методической работой в образовательной организации на современном этапе нуждаются в более широком теоретическом освещении с учетом современных требований.
Научно-методические подходы к организации методической работы в образовательной организации рассматривают Л.Н. Атмахова, С.Ф. Багаутдинова, И.О. Котлярова, П.Н. Лосев, Н.А. Лукина, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник и др. В научно-методической литературе вопросы организации методической работы в образовательной организации с учетом современных требований, представленных в нормативно-правовых документах, раскрыты недостаточно, не определены организационно-педагогические условия эффективного управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
Таким образом, актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется тем, что существующее методическое сопровождение решения данной проблемы не позволяет эффективно решать вопросы организации методической работы в образовательной организации в современных условиях.
Анализ научно-теоретических и методических работ позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью образовательной организации в реализации эффективного управления методической работой в соответствии с социальным заказом современного образования и недостаточно эффективной системой традиционной методической службы;
- на научно-теоретическом уровне - между значительным количеством научных разработок по проблеме организации методической работы и недостаточностью освещенностью вопросов эффективного управления методической работой в образовательной организации;
- на научно-методическом уровне - между требованиями к результативности деятельности педагогов в школе и недостаточным уровнем методического обеспечения их профессионального роста в существующей системе методической работы в образовательной организации.
Вышеназванные противоречия могут быть устранены при решении важной педагогической проблемы: теоретического обоснования модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации и обоснования организационно-педагогических условий реализации данной модели.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность исследования и его проблему: каковы организационно-педагогические условия управления методической работой в муниципальной образовательной организации?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Управление методической работой в муниципальной образовательной организации».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации и организационно-педагогические условия для ее результативного применения.
Объект исследования: управление образовательной организацией.
Предмет исследования: процесс управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
Для реализации цели исследования сформулирована гипотеза о том, что управление методической работой в муниципальной образовательной организации будет более эффективным, если:
- на основе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов разработана и реализована модель с учетом требований профессиональных и образовательных стандартов, основных положений педагогических теорий, условий образовательного процесса в муниципальной образовательной организации, а также на основе социального заказа государства и общества, которая включает целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок; выполняет функции целеполагания, планирования, организации, мотивации, координации и функцию контроля; реализуется на основе поведенческого, системного и ситуативного подхода; обеспечивает профессиональный рост, повышение квалификации и уровня компетентности педагога;
- выявить и реализовать следующие организационно - педагогические условия: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить научно-педагогические основы управления методической работой в муниципальной образовательной организации.
2. Разработать модель управления методической работой в
муниципальной образовательной организации.
3. Выявить организационно-педагогические условия управления методической работой в образовательной организации.
4. Определить цель, задачи, этапы опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
5. Проанализировать результаты констатирующего этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
6. Дать характеристику структуры методической службы в муниципальной образовательной организации.
7. Апробировать модель и организационно-педагогические условия эффективного управления методической работы в муниципальной образовательной организации.
8. Проанализировать результаты контрольного этапа опытной работы по изучению методической работы в муниципальной образовательной организации.
Теоретико-методологическим основу исследования составили труды педагогов по организации методической работы в управления методической работы в муниципальной образовательной организации, исследования в области управления качеством образования:
- исследования К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.Б. Едаковой, Е.С. Комаровой, Л.В. Поздняк, А.Н. Троян, И.А. Селиверстовой, по проблеме организации методической работы в ОО;
- психолого-педагогические и социальные основы развития
профессиональной компетентности педагогов (С.Я. Батышев, Г.В. Безюлева, И.А. Колесникова и др.);
- методологические аспекты компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании (В.И. Байденко, В.М. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Карманчиков, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.);
- теоретические положения о профессиональном развитии педагогов и руководителей образовательной организации (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.Ю. Шемятихина и др.).
Базой исследования являлась муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «БСОШ).
Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов:
- теоретические методы: анализ литературы по проблеме
исследования, моделирование;
- эмпирические методы: анкетирование, беседа, наблюдение,
тестирование, эксперимент;
- методы статистической обработки результатов (t-критерий Стъюдента).
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе (1 сентября 2017 г. - февраль 2018 г.) осуществлялся теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме: были изучены работы, посвященные проблемам управления методической работой в муниципальной образовательной организации; была определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна и теоретическая значимость; разрабатывалась рабочая гипотеза, были определены основные задачи исследования; проводился диагностический эксперимент.
На втором этапе (2 февраля 2018 г. - 1 сентября 2018 г.) определены особенности управления методической работой муниципальной образовательной организации: выявлены условия и разработана модель управления методической работой муниципальной образовательной организации; в ходе проведения формирующего этапа эксперимента проверялась правильность выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (1 сентября 2018 - февраль 2020 г.) проведена проверка условий управления методической работой муниципальной образовательной организации, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна:
1. Определена методологическая основа изучения проблемы методической работы в образовательной организации, обеспечивающая комплексность исследования и выявление путей решения поставленных задач.
2. В соответствии с методологией с компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании обоснована и разработана модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации на основе структурно-функционального подхода, включающая в себя совокупность управленческих функций планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
3. На основе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов выявлен, обоснован, экспериментальным путем проверен комплекс организационно-педагогических условий реализации модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации включающая: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы.
Теоретическая значимость:
1) проведено исследование и анализ современного состояния изучаемой проблемы, что способствует обогащению теоретического аппарата современной педагогики историческими сведениями о возможных путях ее решения и степени разработанности в настоящий момент;
2) определена базовая терминология «методическая работа в
муниципальной образовательной организации», «управление методической работой в муниципальной образовательной организации», что способствует упорядочению понятийного аппарата профессиональной педагогики;
3) комплексной реализации совокупности методологических
подходов (компетентностного, личностно-ориентированного, рефлексивного) обогощающей методологическую базу педагогики в решении проблем управления методической работы в муниципальной образовательной организации;
4) выявлена структура понятия «структурно-функциональная модель управления», включающая функции целеполагания, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, которые учитывались при разработке модели управления методической работы в муниципальной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется:
1) подготовкой и внедрением методических материалов, способствующих повышению эффективности методической работы, проявляющейся через рост уровня компетентности педагогов и уровня удовлетворенности педагогов качеством методической работы в школе;
2) представлением и апробацией мероприятий по стимулированию руководителей методических объединений, мотивации педагогов к самообразованию, участию в методической работе, включающих нормативно-правовое, социально-психологическое, материально-техническое направление;
3) использованием плана повышения уровня профессиональной компетентности педагогов с использованием активных форм методической работы;
4) разработкой критериев эффективности методической работы в муниципальной образовательной организации (уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации, уровень удовлетворенности педагогов методической работой);
5) построением и использованием диагностического аппарата для оценки сформированности у педагогов готовности к активному участию в методической работе.
Обоснованность и достоверность выполненного исследования определяется: использованием основоплагающих методологических и теоретических идей педагогики; опорой на данные выполненных научных исследований; применением теоретических, эмперических методов и методов статистической обработки результатов, соответствующих задачам и логике исследования; данными полученными в ходе компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов, обеспечивающих достижение поставленной в исследовании цели; результатами апробации в муниципальной образовательной организации построенной модели и комплекса организационно-педагогических условий ее реализации; статистической обработкой полученных в исследовании данных.
Аппробация и внедрение результатов исследования происходила посредством:
- представление результатов исследования и их обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГОБ ОУ «ЮУрГГПУ» (2018 г.);
- участие в III Региональной конференции для студентов и школьников «Инновационное образование глазами современной молодежи» (Челябинск, 2018 г.);
- участие и публикация в сборнике по итогам IV Региональной научно-практической конференции «Инновационное образование глазами современной молодежи» (Челябинск, 2019 г.);
- публикация в научном журнале «Молодой ученный» (2019 г.);
- представление результатов исследования и их обсуждения на заседании педагогического совета МБОУ «БСОШ» (2019 г.);
- представления результатов исследования на августовском совещании педагогических работников «Образовательная система Березовского района: создаем будущее в настоящем» (2019 г.);
- участие в окружной конференции «Инновации в образовании: теория и практика» (ФГОС общего образования).
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Ковалева, Т.А. Методическая работа в направлении здоровьесбережения / Т.А. Ковалева // Молодой ученый. - 2019. - № 4. С. 401-402.
2. Ковалева, Т.А. Организация информационно-методической работы в образовательной организации как одно из условий совершенствования образовательного процесса / Т.А. Ковалева // Инновационное образование глазами современной молодежи: материалы IV Региональной научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 февраля 2019 г. - Челябинск, 2019. - С.77-79.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка, приложения.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что методическая работа в образовательной организации - это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива образовательной организации в целом.
Управление методической работой в образовательной организации мы будем рассматривать с точки зрения структурно-функционального подхода. При этом методическая работа включает в себя такие структурные компоненты, как цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Управление методической работой - это последовательная реализация функций управления (целеполагание, планирование, организация, контроль, координация).
Модель управления методической работой в муниципальной образовательной организации строится на основе общих функций управления: планирование (выбор целей и план действий по их достижении); организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними); мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей); контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными); координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Структурно-функциональная модель управления методической работы в муниципальной образовательной организации включает такие составные элементы модели управления методической работы, как целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок.
Управление методической работой в муниципальной образовательной организации будет более эффективным, если разработать и реализовать следующие организационно-педагогические условия: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, стимулирование мотивации педагогов к самообразованию, участию в методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Целью опытной работы является экспериментальная проверка модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации. Задачи опытной работы включают изучение структуры методической службы в муниципальной образовательной организации, апробацию модели модели и организационно-педагогических условий эффективного управления методической работы в муниципальной образовательной организации, анализ результатов контрольного этапа опытной работы. Опытная работа по изучению методической работы в МБОУ «БСОШ» осуществлялась в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный этап.
Изучение структуры методической службы в МБОУ «БСОШ» включало в себя анализ локальных нормативно-правовых актов школы, опрос директора и заместителей директора, педагогов с целью изучения структуры, функций структурных подразделей методической службы, форм организации методической работы в школе, содержания методического кабинета.
Изучение эффективности методической работы в МБОУ «БСОШ» было направлено на диагностику состояния методической работы в школе через критерии, которые определены в модели управления методической работой в муниципальной образовательной организации: уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации и уровень удовлетворенности методической работой.
Анализ показал, что в школе создана система повышения квалификации учителей, цель которой - повышение профессионально-педагогической компетентности. Практикуемые формы повышения квалификации преподавателей внутри школы разнообразны: семинары, открытые уроки с обсуждением - методические месячники, взаимопосещения; предметные недели и т.д. К наиболее предпочтительными формам организации контроля и оценки собственных педагогических достижений учителя отнесли мероприятия в рамках методической работы, семинары по обучению планирования работы по самоообразованию, составлению портфолио.
Результаты диагностики на констатирующем этапе опытной работы показали, что только 22 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень когнитивного компонента компетентности. Значительная часть педагогов (67 %) имеют достаточный уровень. У 11 % педагогов выявлен низкий уровень когнитивного компонента компетентности. Только 11 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень деятельностного компонента компетентности. Половина педагогов (50 %) имеют средний уровень. У 39 % педагогов выявлен низкий уровень деятельностного компонента компетентности. Высокий уровень личностного компонента компетентности имеют 17 % педагогов, средний - 55 %, низкий - 28 %.
Самый значимый мотив профессиональной деятельности у 35 % педагогов является «Удовлетворение от самого процесса и результата работы». На втором месте мотив «Денежный заработок» - его выделили как наиболее значимый 25 % педагогов. Третье место занимает мотив «Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других» (20 %).
Анализ результатов анкетирования показал, что почти половина педагогов не регулярно посещают проводимые в МБОУ «БСОШ» мероприятия. Большинство педагогов осведомлены о том, что в Интернете у школы есть свой сайт, но активно посещают его и знакомятся с его содержанием только 30 %. На необходимость создания странички на сайте указали 55 % педагогов.
При оценке различных форм методической работы респонденты смогли оценить только те, которые традиционно проводятся в МБОУ «БСОШ». Другие формы взаимодействия, такие как проекты, общение через чаты и электронную почту, педагоги не смогли оценить, так как они не используются в практике работы. По итогам проведенного анкетирования выявлено, что только 17 % педагогов высоко оценили деятельность методической службы МБОУ «БСОШ». На среднем уровнем оценили 33 % педагогов, на низком - половина педагогов (50 %).
Анализ результатов на констатирующем этапе опытной работы показал, что педагогический коллектив имеет удовлетворительный профессионально-квалификационный уровень. Педагогический коллектив проводит систематическую работу по реализации ФГОС, активно участвует в различных мероприятиях. Для повышения компетентности педагогов используются традиционные формы - консультации, семинары, педсоветы. Инновационные педагогические технологии в работе с педагогами МБОУ «БСОШ» не применяются.
На формирующем этапе опытной работы была реализована модель управления методической работой в МБОУ «БСОШ», включающая целевой, проектировочный, деятельностный и оценочный блок. В качестве организационно-педагогических условий эффективного управления методической работы в МБОУ «БСОШ» выбраны следующие: стимулирование деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы; ориентация на опыт и интересы педагогов, повышение уровня мотивации педагогов к самообразованию и участию в 91
методической работе; привлечение педагогов к методической работе через активные формы методической работы.
Для стимулирования деятельности руководителей методических объединений и педагогов школы, стимулирования педагогов к самообразованию, участию в методической работе была разработан система мотивации, включающая нормативно-правовое, социально-психологическое, материально-техническое направление. Для повышения уровня квалификации педагогов были использованы и реализованы различные активные формы методической работы: педагогический совет, семинары-практикумы, посещение открытых уроков с последующим обсуждением в форме дискуссии, конкурс портфолио педагога, деловая игра «Компетентный педагог школы»; выставка новинок научной и нормативной литературы, нормативно-правовых документов в виртуальном методическом кабинете; круглый стол и другие.
Для изучения эффективности реализованной модели и организационно-педагогических условий управления методической работы в муниципальной образовательной организации в МБОУ «БСОШ» была проведена повторная диагностика по следующим направлениям: уровень компетентности педагогов; уровень мотивации к повышению квалификации; уровень удовлетворенности методической работой.
Результаты диагностики на контрольном этапе опытной работы показали, что 50 % педагогов МБОУ «БСОШ» имеют высокий уровень когнитивного компонента компетентности, что выше на 28 % по сравнению с констатирующим этапом. Более половины педагогов МБОУ «БСОШ» (55 %) имеют высокий уровень деятельностного компонента компетентности, что выше на 44 % по сравнению с
констатирующим этапом. Высокий уровень личностного компонента компетентности имеют 39 % педагогов, что выше на 22 % по сравнению с констатирующим этапом, средний уровень выявлен у 55 %, низкий - у 6 % педагогов.
Результаты исследования показали, что самый значимый мотив профессиональной деятельности у 45 % педагогов является «Удовлетворение от самого процесса и результата работы». Второе место по значимости занимает мотив «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» - 40 %. На третьем месте мотив «Денежный заработок» - 25 %. По сравнению с констатирующим этапом, в структуре мотивации педагогов появился такой мотив, как «Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» (35 %). На констатирующем этапе он был выделен как значимый только у 15 % педагогов. Полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов мотивирована внутренними мотивами, самим содержанием деятельности, стремлением достичь позитивных результатов.
По итогам проведенного анкетирования выявлено, что 39 % педагогов высоко оценили деятельность методической службы МБОУ «БСОШ». На среднем уровнем оценили 44 % педагогов, на низком - 17 % педагогов. По сравнению с констатирующим этапом количество педагогов с высоким уровнем удовлетворенности качеством методической работы в школе увеличилось на 22 %.
Таким образом, на контрольном этапе опытной работы просматривается положительная динамика по всем направлениям: повысился уровень компетентности педагогов, уровень мотивации к повышению квалификации и уровень удовлетворенности методической работой. Реализованные организационно-педагогические условия способствовали повышению эффективности методической работы, что проявляется через рост уровня компетентности педагогов и уровня удовлетворенности педагогов качеством методической работы в школе.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
1. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Владос, 2005. - 560 с.
3. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2004. - № 3. - С. 82-85.
4. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высш. образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
5. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
6. Белая, К.Ю. От сентября до сентября: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ACT, 1998. - 176 с.
7. Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: методические рекомендации [Текст] / В.А. Беляева, А.А. Петренко. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
8. Богачев, А.Н. Формирование готовности будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности / А.Н. Богачев // EurasiaScience. - 2017. - С. 105-107.
9. Бордовский, Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии [Текст] / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. - 1999. - № 5. - С. 12-16.
10. Буйлова, Л.Н. Организация методической службы учреждений
дополнительного образования детей [Текст]: учебно-методическое
пособие / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
11. Василенко, Н.П. Диагностика в организации методической работы: из опыта работы [Текст] / Н.П. Василенко. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского обл. ИУУ, 1995. - 74 с.
12. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
13. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: учебник / В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2017. - 320 с.
14. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 192 с.
15. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.
16. Воробуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
17. Годовое планирование как средство повышения качества
деятельности ДОУ [Текст]: методическое пособие / под ред.
С.Ф. Багаутдиновой. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 35 с.
18. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом [Текст] / Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2004. - 77 с.
19. Денякина, Л.М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск,
2001. - 163 с.
20. Долженко, Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно-целевого управления [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Долженко. - Барнаул, 1994. - 175 с.
21. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей [Текст]: методическое пособие / А.Б. Драхлер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 176 с.
22. Дробот, А.А. Модель инновационно-методической работы в образовательной организации / А.А. Дробот // Справочник заместителя директора в школе - электронный журнал. - 2015. - № 6 - С. 12-13. [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps://e.zamdirobr.ru(дата обращения 23.01.2019).
23. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
24. Едакова, И.Б. Управление качеством дошкольного образования
как научная проблема [Текст] / И.Б. Едакова // Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сб. материалов регион. науч.-практ. конф., (Челябинск, 12-14 декабря 2005 г.) -
Челябинск: Образование, 2005. - С. 14-23.
25. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: книга для учителя [Текст] / С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
26. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Академия, 2001. - 324 с.
27. Жуковский, И.В. Методическая служба: структура и технология управления [Текст] / И.В. Жуковский // Директор школы. - 2000. - № 1. - С. 5-13.
28. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 360 с.
29. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.А. Сыманюк // Высш. образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.
30. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm(дата обращения 20.01.2019).
31. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя [Текст] / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.
32. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 95 с.
33. Казаков, А.Ю. К вопросу о развитии ключевых компетентностей педагога в условиях инновационного развития образования: психологический аспект [Текст] / А.Ю. Казаков // Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, (Кемерово, 18-19 ноября 2009 г.): в 3 ч.- Ч.3 / сост.: Т.С. Панина, Л.П. Вашлаева. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. - С. 103-106.
34. Козырева, O.A. Условия развития профессиональной
компетентности педагога в процессе повышения квалификации [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / O.A. Козырева. - Томск, 2004. - 216 с.
35. Колин, К. Информатизация образования: новые приоритеты [Текст] / К. Колин // Alma Mater. - 2002. - № 2. - С. 16-18.
36. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образованием [Текст] / Т.П. Колодяжная. - Ростов-н/Д.: Учитель 2002. - 190 с.
37. Комарова, Е.С. Я руковожу детским садом [Текст]: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / Е.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
38. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru(дата обращения 19.11.2019).
39. Коростелева, П.А. Организация и содержание работы методического кабинета в образовательном учреждении [Текст] / П.А. Коростелева // Воспитание в школе. - 2013 - № 2. - С. 14-18.
40. Коротаева, Е.В. Два варианта: традиционный и программно-тематический [Текст] / Е.В. Коротаева // Директор школы. 2001. - № 6. - С. 38-43.
41. Котлярова, И.О. Теоретические основы личностно-ориентированного повышения квалификации [Текст] / И.О. Котлярова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1998. - 98 с.
42. Ксендзова, Г.Ф. Тенденции развития маркетингового управления на рынке образовательных услуг [Текст] / Г.Ф. Ксендзова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 118-121.
43. Куцакова, Л.А. Методическая работа с педагогами [Текст] / Л.А. Куцакова // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 21. - С. 32.
44. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно¬
методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
45. Лопанова, Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации: учебно-метод. пособие / Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 120 с.
46. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М.: Сфера, 2005. - 155 с.
47. Лукина, Н.А. Оптимизация управления методической службой на муниципальном уровне [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Лукина. - Ростов-н/Д, 1999. - 217 c.
48. Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия [Текст] / М.И.Лукьянова // Управление образовательным учреждением. - 2007. - № 1 (35). - С. 15-22.
49. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер // Управление образовательным учреждением. - 2007. - № 1 (35). - С. 8-15.
50. Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.Н. Макарова. - М.: Педагогический поиск,
2002. - 160 с.
51. Минкевич, Л.В. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов [Текст] / Л.В. Минкевич // Воспитание в школе. - 1993. - № 4. - С. 39-40.
52. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
53. Мишуров, Н.П. Основные направления в методической работе с педагогическими кадрами [Текст] / Н.П. Мишуров, А.П. Ситник // Вопросы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: Знание, 1975. - 231 с.
54. Моисеев, А.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) [Текст] / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева; под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
55. Морозова, А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Морозова. - М., 2000. - 244 с.
56. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps://depobr-molod.admhmao.ru/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения 15.11.2019).
57. Никитин, Э.М. Модернизация учреждений повышения квалификации педагогических кадров в 80-90-е годы ХХ века [Текст] / Э.М. Никитин, А.П. Ситник // Методист. - 2004. - № 2. - С. 2-7.
58. Новикова, Е.И. Современный справочник воспитателя детского сада [Текст] / Е.И. Новикова. - М.: Рипол Классик, 2002. - 448 с.
59. Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Новицкая. - СПб., 2007. - 281 с.
60. Новожилова, Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н.В. Новожилова // Завуч. - 2003. - № 8. - С. 118-125.
61. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
62. О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования Российской Федерации: письмо МО РФ № 90. - М от 16.08.1994 г.
63. Оверчук, Т.И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Т.И. Оверчук. - М.: Гном и Д, 2002. - 240 с.
64. Основы открытого образования [Текст] / под ред.
B. И. Солдаткина. - Т.1. - Российский институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.
65. Очирова, О.Д. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ОУ [Текст] / О.Д. Очирова, Л.А. Шаманова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 60-62.
66. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий [Текст] / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во РАО, 1998. - 120 с.
67. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении [Текст] /
C. В. Панюкова. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 165 с.
68. Поздняк, Л.В. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работой в ОУ на диагностической основе [Текст] / Л.В. Поздняк, А.Н. Морозова // Управление ОУ. - 2002. - № 5. - С. 87-96.
69. Попова, Л.В. Формирование готовности будущих специалистов к методической работе в образовательных учреждениях [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Попова. - Якутск, 2002. - 160 с.
70. Поташник, М.М. Профессиональное объединение педагогов: методические рекомендации [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Высшая школа, 1997. - 118 с.
71. Пятаева, С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.А. Пятаева. - Волгоград, 2005. - 148 с.
72. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. - М.: Когито - Цент, 2002. - 396 с.
73. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в
образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования
[Текст] / И. В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.
74. Рожина, Д. Современные подходы к организации методического кабинета [Текст] / Д. Рожина // Воспитание в школе. - 2002. - № 18.- С.7-15.
75. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2 т. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
76. Савенков, А. Аспекты компетентности [Текст] / А. Савенков // Директор школы. - 2004. - № 6. - С. 40-48.
77. Свистунова, Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования [Текст] / Е.Л. Свистунова // Школа и производство. - 2004. - № 8. - С. 18-21.
78. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т 1. - 816 с.
79. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
80. Скоролупова, О.А. Планирование как один из этапов методической работы в образовательном учреждении [Текст] / О.А. Скоролупова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.
81. Сластенин, В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-74.
82. Сметанников, А.Л. Совершенствование подготовки учителей информатики путем введения элементов информационного моделирования в проектирование программных средств учебного назначения [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 148 с.
83. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 232 с.
84. Троян, А.Н. Управление образованием [Текст] / А.Н. Троян. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
85. Угольков, В.В. Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий [Текст] / В.В. Угольков // Современные проблемы воспитания и образования. - М.: Альфа, 2002. - С. 62-64.
86. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ОУ [Текст] / Л.И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2004. - 262 с.
87. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ. - М.: Эксмо, 2019. - 787 с.
88. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А.В. Хуторский. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 239 с.
89. Чуракова, А.Г. Организация методической работы в условиях
введения стандартов второго поколения / А.Г. Чуракова. - М.:
Академкнига, 2012. - 112 с.
90. Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.