Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №81222

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1 Анализ проблемы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ....6
1.2 Особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении 11
1.3 Педагогические условия формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 21
2.1 Изучение формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 21
2.2. Реализация проектной деятельности по формированию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 27
2.3. Результаты опытно-поисковой работы и их интерпретация 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение 1 44


Актуальность темы исследования. Старший дошкольный возраст является наиболее чувствительным к закладке нравственных качеств. Педагоги стремятся направить свое обучение на формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать значение нравственных качеств, у детей появляется осмысление собственных поступков.
Современная педагогическая практика опирается на психолого - педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Исследования О. С. Богдановой [7], Т. П. Гавриловой [15], А. М. Виноградовой [12], Нечаевой В. Г. [28] показывают, что успешность нравственного воспитания в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности воспитанников. Богданова О. С. В своем труде «Нравственное воспитание старших дошкольников» утверждает, что качественность воспитания нравственных качеств в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности дошкольников, от грамотного сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Проблему нравственного воспитания в разные эпохи и время рассматривали ученые Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель, представители гуманистического направления - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики - К. Д.Ушинский, Я.А.Каменский. В разработку этой проблемы большой вклад внесли работы как зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.), так и отечественных исследователей середины XX века (Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.М. Виноградовой, С.Г. Якобсон) и современных (В.В. Абраменкова, Е.В. Субботский, В.Г. Щур и др.).
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [41, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Проблема формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации становится все более актуальней в современном мире, именно поэтому нами была выбрана данная тема исследования: «Формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.».
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Вовлечение родителей в процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Реализовать педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой данного исследования являются: педагогические труды Л.С. Выготского; А.Н. Леонтьева; А.В. Запорожеца; М.И. Лисиной; Д.Б. Эльконина.
Опытно-поисковую базу нашего исследования составила Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 308 "Звездочка" г. Челябинска".
Структура квалификационной работы работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В ходе проведенного исследования для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Реализовать педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для решения первой задачи нами был проведен анализ психолого- педагогической литературы по проблеме формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены основные понятия исследования.
Для решения второй задачи нами были изучены особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения третьей задачи была организована опытно-поисковая работа по реализации выявленных педагогических условий:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Вовлечение родителей в процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе исследования было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с использованием рекомендаций и диагностических материалов Г .А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Нами были получены следующие результаты:
- дети с высоким уровнем нравственного поведения составляют 30% (3 ребенка);
- дети со средним уровнем нравственного поведения составляют 50% (5 детей);
- дети с низким уровнем нравственного поведения 20% (2 детей).
Так же было проведено анкетирование родителей. Анкета состояла из 8 вопросов.
На формирующем этапе исследования были реализованы педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Нами был разработан комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию нравственного поведения и план работы с родителями.
На контрольном этапе исследования были повторно проведены диагностические методики констатирующего этапа с целью подтверждения гипотезы исследования.
Контрольный этап свидетельствует о наличии положительной динамики в уровне сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Количество детей, показавших высокий и средний уровни увеличилось, а также уменьшилось количество детей,
38 показавших низкий уровень. Работа с родителями также показала положительные результаты.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи, поставленные в ходе исследования решены в полном объеме.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013. - № 6241 (265).
3. Александрова А. Н. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / А. Н. Александрова, Л. У. Жданова // Вестник и образование: новое время. - Чебоксары, 2014. - № 5. - С. 151 - 153. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru(дата обращения: 28.06.2019).
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Д. Аркин. - М.: Изогиз, 2007. - 171 с.
5. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1979. - 301 с.
6. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект [Текст] / Е. Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2013. - 151 с.
7. Богданова О. С. Нравственное воспитание старших дошкольников. М.: Просвещение, 2010.206 с.
8. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
9. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа [Текст] / И. А. Бойчук. - СПБ. : Детство-Пресс, 2012. - 416 с.
10. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-синтез, 2011
11. Вареца Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки/ Е.С.Вареца // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. - 2014. - № 4 С. 34-38.)
12. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 33-35.
13. Володева А. А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Володева // Педагогические науки: журнал. - 2014. - № 6. - С. 27-29.
14. Геник Е. А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Вестник самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. - Самара : Изд-во Самарская гуманитарная академия, 2009. - № 1. - С. 66-74 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 29.04.2019).
15. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Просвещение, 2004. 117 с.
16. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2013. - 29 с.
17. Дерманова И. Б. Нравственное воспитание личности. Педагогическая диагностика нравственного воспитания ребенка [Текст] / И. Б. Дерманова. - СПб.: Просвещение, 2002. - 35 с.
18. Дудникова С. А. Формирование самоконтроля в поведении у детей старшего дошкольного возраста / С.А. Дудникова // Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М., 2006.
19. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
20. Карпова Е. В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / Е. В. Карпова, А. В. Луговская // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т.2. - № 1. - С. 222-225. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru(дата обращения: 25.06.2019).
21. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь терминов [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров:- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
22. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25¬27
23. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошкольное воспитание.
- 2014. - № 2. - С. 79-86.
24. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников [Текст] / Т. Н. Ломбина // Психолог в детском саду. - 2012. - №2. - С. 68-88.
25. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий [Текст] / А.А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Книголюб, 2007. - 112 с.
26. Маркова В. Т. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В.Т. Маркова // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110
27. Маркушева М. Е. Формирование нравственных представлений ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : методическая разработка / М. Е. Маркушева. - М. : РОНО, - 2011. - № 10.
28. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 2002. 192 с.
29. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ОК 53 000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов, под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «мир и образование», 2008.
- 640 с.
30. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] / под ред. Т.А. Репиной. - М. : Академия, 2012. - 200 с.
31. Погорелов С.Т. Воспитательная миссия общеобразовательной
школы в современном социуме. [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2010 - №3. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/vospitatelnayamissiyaobshceobrazovatelnoyshck oly vsovremennomsotsiume (дата обращения: 17.05.19).
32. Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Е.И.Попова // Концепт. - 2014. - № 3 Режим доступа:http://e-koncept.ru)
33. Соколова Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Соколова // Аспирант и соискатель. - 2014. - № 1. - С. 33-35.
34. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
35. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с. 40.
36. Тахавиева Р.Р. Нравственное воспитание дошкольников в современных условиях с учетом ФГОС [Текст] / Р.Р. Тахавиева, В.Ф. Гордеева // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы IV Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары): ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 113-115. - ISBN 978-5-906626-68-4.
37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева - 5 изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
38. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] пособие для студентов пед. инст-ов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
39. Ушаков Д.В. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
40. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2004. - 576 с.
41. Фархшатова И. А., Давлетова М. С. Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет [Текст] / И. А. Фархшатова, М. С. Давлетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 168-172.
42. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов// М.: Гардарики, 1999. -250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ