ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1 Анализ проблемы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ....6
1.2 Особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении 11
1.3 Педагогические условия формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 21
2.1 Изучение формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 21
2.2. Реализация проектной деятельности по формированию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 27
2.3. Результаты опытно-поисковой работы и их интерпретация 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение 1 44
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1 Анализ проблемы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе ....6
1.2 Особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении 11
1.3 Педагогические условия формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 21
2.1 Изучение формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 21
2.2. Реализация проектной деятельности по формированию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 27
2.3. Результаты опытно-поисковой работы и их интерпретация 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Приложение 1 44
Актуальность темы исследования. Старший дошкольный возраст является наиболее чувствительным к закладке нравственных качеств. Педагоги стремятся направить свое обучение на формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать значение нравственных качеств, у детей появляется осмысление собственных поступков.
Современная педагогическая практика опирается на психолого - педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Исследования О. С. Богдановой [7], Т. П. Гавриловой [15], А. М. Виноградовой [12], Нечаевой В. Г. [28] показывают, что успешность нравственного воспитания в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности воспитанников. Богданова О. С. В своем труде «Нравственное воспитание старших дошкольников» утверждает, что качественность воспитания нравственных качеств в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности дошкольников, от грамотного сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Проблему нравственного воспитания в разные эпохи и время рассматривали ученые Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель, представители гуманистического направления - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики - К. Д.Ушинский, Я.А.Каменский. В разработку этой проблемы большой вклад внесли работы как зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.), так и отечественных исследователей середины XX века (Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.М. Виноградовой, С.Г. Якобсон) и современных (В.В. Абраменкова, Е.В. Субботский, В.Г. Щур и др.).
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [41, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Проблема формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации становится все более актуальней в современном мире, именно поэтому нами была выбрана данная тема исследования: «Формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.».
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Вовлечение родителей в процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Реализовать педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой данного исследования являются: педагогические труды Л.С. Выготского; А.Н. Леонтьева; А.В. Запорожеца; М.И. Лисиной; Д.Б. Эльконина.
Опытно-поисковую базу нашего исследования составила Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 308 "Звездочка" г. Челябинска".
Структура квалификационной работы работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Современная педагогическая практика опирается на психолого - педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Исследования О. С. Богдановой [7], Т. П. Гавриловой [15], А. М. Виноградовой [12], Нечаевой В. Г. [28] показывают, что успешность нравственного воспитания в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности воспитанников. Богданова О. С. В своем труде «Нравственное воспитание старших дошкольников» утверждает, что качественность воспитания нравственных качеств в большей степени зависит от правильной организации коллективной деятельности дошкольников, от грамотного сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Проблему нравственного воспитания в разные эпохи и время рассматривали ученые Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель, представители гуманистического направления - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики - К. Д.Ушинский, Я.А.Каменский. В разработку этой проблемы большой вклад внесли работы как зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.), так и отечественных исследователей середины XX века (Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.М. Виноградовой, С.Г. Якобсон) и современных (В.В. Абраменкова, Е.В. Субботский, В.Г. Щур и др.).
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [41, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Проблема формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации становится все более актуальней в современном мире, именно поэтому нами была выбрана данная тема исследования: «Формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.».
Цель исследования: теоретически рассмотреть и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: формирование нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Вовлечение родителей в процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Реализовать педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой данного исследования являются: педагогические труды Л.С. Выготского; А.Н. Леонтьева; А.В. Запорожеца; М.И. Лисиной; Д.Б. Эльконина.
Опытно-поисковую базу нашего исследования составила Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 308 "Звездочка" г. Челябинска".
Структура квалификационной работы работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В ходе проведенного исследования для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Реализовать педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для решения первой задачи нами был проведен анализ психолого- педагогической литературы по проблеме формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены основные понятия исследования.
Для решения второй задачи нами были изучены особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения третьей задачи была организована опытно-поисковая работа по реализации выявленных педагогических условий:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Вовлечение родителей в процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе исследования было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с использованием рекомендаций и диагностических материалов Г .А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Нами были получены следующие результаты:
- дети с высоким уровнем нравственного поведения составляют 30% (3 ребенка);
- дети со средним уровнем нравственного поведения составляют 50% (5 детей);
- дети с низким уровнем нравственного поведения 20% (2 детей).
Так же было проведено анкетирование родителей. Анкета состояла из 8 вопросов.
На формирующем этапе исследования были реализованы педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Нами был разработан комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию нравственного поведения и план работы с родителями.
На контрольном этапе исследования были повторно проведены диагностические методики констатирующего этапа с целью подтверждения гипотезы исследования.
Контрольный этап свидетельствует о наличии положительной динамики в уровне сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Количество детей, показавших высокий и средний уровни увеличилось, а также уменьшилось количество детей,
38 показавших низкий уровень. Работа с родителями также показала положительные результаты.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи, поставленные в ходе исследования решены в полном объеме.
В ходе проведенного исследования для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Изучить особенности формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Реализовать педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для решения первой задачи нами был проведен анализ психолого- педагогической литературы по проблеме формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены основные понятия исследования.
Для решения второй задачи нами были изучены особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения третьей задачи была организована опытно-поисковая работа по реализации выявленных педагогических условий:
1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Вовлечение родителей в процесс формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе исследования было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с использованием рекомендаций и диагностических материалов Г .А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Нами были получены следующие результаты:
- дети с высоким уровнем нравственного поведения составляют 30% (3 ребенка);
- дети со средним уровнем нравственного поведения составляют 50% (5 детей);
- дети с низким уровнем нравственного поведения 20% (2 детей).
Так же было проведено анкетирование родителей. Анкета состояла из 8 вопросов.
На формирующем этапе исследования были реализованы педагогические условия формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Нами был разработан комплекс мероприятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию нравственного поведения и план работы с родителями.
На контрольном этапе исследования были повторно проведены диагностические методики констатирующего этапа с целью подтверждения гипотезы исследования.
Контрольный этап свидетельствует о наличии положительной динамики в уровне сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Количество детей, показавших высокий и средний уровни увеличилось, а также уменьшилось количество детей,
38 показавших низкий уровень. Работа с родителями также показала положительные результаты.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи, поставленные в ходе исследования решены в полном объеме.
Подобные работы
- Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Использование возможности татарских народных сказок для
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



