Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Массовые страхи в сознании людей европейских стран в раннее Новое время(XVI-XVII вв.)

Работа №81209

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Исторические условия возникновения массовых
страхов 15
1.1. Массовое сознание. Понятие страха 15
1.2. Характеристика эпохи раннее Новое время 23
Глава 2. Массовые страхи в раннее Новое время 31
2.1 Страх смерти 31
2.2 Страх апокалипсиса и Страшного суда 41
2.3 Страх колдовства 47
Заключение 66
Список источников и литературы 69
Приложение 73

Чувство страха — это своеобразная защита организма на воздействие окружающей среды. Страху подвластен каждый человек. Одни люди способны его контролировать, а другие полностью ему поддаются. Чувство страха заразительно, один человек способен внушить данное чувство группе людей. В наше время человека подстерегает множество страхов таких, как боязнь прикосновений, пустых комнат, одиночества, страх большого скопления людей и многое другое. Но основными остаются страх смерти, колдовства, конца света, Страшного суда. Страх сопутствует человеку на протяжение всей его истории. Человек всегда пытался избавится от этого чувства. Поэтому всегда почитались смелые и храбрые люди. Страх это не просто эмоция, но и способ, с помощью которого можно руководить обществом. Важно понимать какие страхи существуют у людей, так как это фактор для определения менталитета страны.
Актуальность данного исследования:
Во-первых, данная тема имеет общечеловеческое значение. Мир страхов имеет широкий спектр (апокалипсис, клаустрофобия, страх смерти и т.д.). Если человек подвержен страху, то изменяются его поступки, появляется чувство нерешительности. Данное чувство влияет на человека очень сильно, так как ущемляет свободу. Страх является неоднозначной и изменчивой структурой человеческого сознания. Человек испытывает страх, когда попадает в условия, воспринимаемые им как опасность для жизни. На данное явление не влияет культура, религия, развитие общества.
Во-вторых, данная тема актуальна, так как имеет связь с современностью. На сегодняшний день человек также испытывает чувство страха, как и много веков назад. У индивида есть свои определенные причины чувствовать страх, многие из которых характерны для определенного общества. Они способны раскрыть многое о жизни общества. В большинстве исследований прослеживается идея, что люди боятся загробной жизни, дьявола, страшного суда, конца света и колдовства. И с течением времени расширяется круг производных от этих страхов. На основе этого можно дать характеристику того или иного общества.
В-третьих, данная тема актуальна для исследователя, так как такое явление как страх является актуальной загадкой для изучения, так как пока живет человек, будет жить и страх. На самом деле сущность страха не до конца изведана. Причины изучаемого явления стоит искать с момента появления человека. В настоящий момент нет единой концепции, которая раскрывала все составляющие страха как феномена общества. Таким образом, необходимо комплексное изучение.
Историография вопроса:
Проблему процесса охоты на ведьм, в Испании и Португалии, раскрывает Л. Галлуа в своей работе ’’История инквизиции.”
Значимость символов, мифов и ритуальных церемоний, показана в сборнике В. Тэрнер ’Символ и ритуал”.
Важной работой является труд Г. Ч. Ли. ’История инквизиции в средние века.” Автор не просто описывает историю инквизиции, но и приводит документальные источники.
Важной работой, в которой поднимается проблема менталитета, является ’Человек перед лицом смерти” Ф. Арьеса. В данной работе автор рассматривает, как жители Европы относятся к смерти и ее составляющим, в период от средних веков до современности. В книге показана взаимосвязь понимания смерти по отношению к жизни. Данная
проблема изучалась не в полном объеме, так как изменение в сознание людей на данное явление шло медленно.
Проблема страха раскрыта в работе Ж. Делюмо ’’Ужасы на Западе”1 представлен спектр факторов, связанных массовыми страхами. Он рассматривает не только коллективные страхи, но и страхи отдельного человека, которые проникают в его сознание. И как эти страхи влияют на жизнь человека. Особое внимание автор уделяет страхам, связанным со сверхъестественным.
Проблему смерти рассматривает Й. Хейзинга в работе ’Осень Средневековья” . В труде представлена жизнь разных слоев общества, одним из аспектов является их отношение к смерти. Описывается образ смерти в восприятии человека.
Так стоит отметит работу А.М. Бицилли ’Элементы средневековой культуры” В монографии дается описание человека в Средние века. В работе также показаны цивилизационные и культурные возможности, описана его восприятие действительности, как изменялось его сознание.
Значимой работой для изучения страха является труд Ж. Делюмо ”Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада XII- ХУШвв.” Работа посвящена истории чувства страха в Ранее новое время. Автор говорит, что главными чувствами человека этого периода стали, боязнь, испуг, тревога, из-за многочисленных внешних факторов.
Одним из аспектов смерти является чистилище, которому посвятил свою работу историк Ж. Ле Гофф ’Рождение чистилища”. В работе представлены этапы его формирования. Сначала была вера в искупление
грехов после смерти. Затем формируется представление о промежуточном месте, где находится душа человека, пока не искупит грехи. Ле Гофф исследует истоки, долгий процесс и триумф этого рождения.
В произведении Хосе Ортега-и-Гассет. ’’Восстание масс.”1 речь идет о том, что Европу постиг культурный кризис, связанный с пересмотром места масс в социальной сфере. Философ акцентирует внимание на том, что человек подвергается фактору стадности. Хотя до XIX века человек меньше подвергался массовому влиянию общества.
Религия, важная составляющая жизни каждого общества. Данному аспекту посветил работу У. Монтер ’Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени”. В труде изучается религиозная составляющая европейского общества XVI-XVIII века. Автор, описывает как проходила борьба с суевериями.
В Отечественной историографии, так же представлены работы по изучению страха, менталитета, и массового сознания.
Проблему колдовства изучал Я. Канторович в труде ’Средневековые процессы о ведьмах.” Автор рассказывает, как проходили ведовские процессы. Канторович описывает этапы наказания ведьм: заключение под стражу, рассмотрение дела и воплощение приговора. Также рассказывается с помощью, каких пыток добивались признания от заключенных. Для контраста он затрагивает колдовство в Россию.
Важной является работа Н. Сперанского ’Ведьмы и ведовство. Очерк по истории церкви и школы в Западной Европе”, написанная в начале XX века. В работе представлены причины появления и распространения процессов против ведьм в Европейских странах.
История такого феномена как инквизиция представлена в работе С. Г. Лозинского ’’Святая инквизиция” В работе представлен временной
отрезок с 1480-1830 год и дает характеристику работы инквизиции в Новое время. Только в Испании инквизиция была оформлена как самостоятельное учреждение сохранившиеся практически до конца XIX столетия.
В отечественной историографии внимание уделяли и такому явлению как общественное сознание. Страх формируется на основе сознания. Следующие авторы рассматривают массовое сознание.
Процесс становления массового сознания описал Б. А. Грушин в труде ” Мнения о мире и мир мнений”. В исследовании акцент делается на изучении появления общественного мнения и методах его изучения. Автор выделяет отдельно субъект и объект общественного мнения. Описывает какие функции играет в жизни социума. Покивает по средствам чего можно выразить общественное мнение. Б.А. Грушин выделяет задачи для его изучения.
Характеристику массовому сознанию дал А. К. Уледов написав монографию ’Структура общественного сознания.” В данной монографии показывает, что есть несколько подходов к рассмотрению массового сознания, указывая на то, что оно состоит из определенных компонентов. Автор, считал массовое сознание особым видом общественного связанное с духовной сферой. Кроме это он выделяет индивидуальное, групповое и коллективное сознание. В работе, представлен анализ связей изучаемого сознания.
Значимой работой для изучения менталитета в Средние века является исследование А.Я. Гуревича ’’Категории средневековой культуры.” Рассматриваются восприятия людей на действительность в период средневековья. Раскрываются такие понятия как время и пространство, связь с окружающей средой, бедность, богатство. Рассмотрения этих категорий приводит к рассмотрению того какое место человек занимает в общество в данный период. В работе представлены многочисленные материалы из памятников средневековой литературы, искусства, философских трудов.
Изучением эпохи Возрождения занимался А. Ф. Лосев. Специфика данной эпохи представлена в работе ” Эстетика Возрождения”.
Как массовое сознание взаимодействует с господствующей идеологией раскрыто работе ’Массовое сознание в фокусе идеологической борьбы: Научный диалог” . Авторами труда является А., Здравомыслов Д. Лейн. Характеристика народной культуры представлена А.Я. Гуревичем ” Проблемы средневековой народной культуры” . В работе раскрываются аспекты народной культуры, причины ее формирования. Показывает ее самобытность вне зависимости от церкви.
Как религия находит отражение в искусстве показал К. Е. Разлогов. В исследовании ”Боги и дьяволы в зеркале экрана: кино в западной религиозной пропаганде”. Он представляет анализ взаимосвязи религии и кино.
На тему массового сознания создал работу Г. Г. Дилигенский ” Марксизм и проблемы массового сознания”1.В труде представлены этапы
формирования массового сознания. Также, автор отмечает, что массовое сознание устои общества относит к стереотипам. И эта часть массового сознания сопоставляется с искаженными представлениями.
М.А. Барг ’’Эпохи и идеи”. В книге освещен аспект появления и становления исторической мысли и ее роли в истории Европы от античности до Просвещения.
Стоит отметит работу Гуревич А.Я.’ Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства.” Автор затрагивает проблему
инквизиции на основе разных источников, показывая духовный аспект жизни простого народа в средние века.
Духовный аспект народно культуры раскрыл М. М. Бахтин ’Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.” В монографии показано как жил человек в средневековье через произведения искусства.
Очерки демографической истории Франции представлены в работе Ю.А. Бессмертного ’Жизнь и смерть в средние века.” В работе представлены модели брачных отношений и типы семей. Автор рассказывает, каким было положение женщин в средние века и как оно менялось с течением времени. Показывает, как относились к детству, болезни, смерти и т.д. прослеживаются изменения рождаемости, смертности, каким был естественный прирост населения.
В работе М.А. Барг ’’Великая английская революция в портретах ее деятелей”1, кроме политических портретов деятелей английской революции. Также представлена характеристика развития европейского социума по сферам жизнедеятельности общества.
Исследованием проблемы конца света занимался А.Я. Шевеленко ’Апокалипсис и его сюжеты в истории культуры”. В статье рассматривается конец света и какую роль он играл в жизни общества.
Как ощущал себя человек показал А. П. Батурин в монографии ’Человек средневековья.” В работе раскрываются аспекты поведения и жизни человека в Средние века. Как он себя ощущал и с какими трудностями сталкивался.
Важной является работа И.Р. Григулевича ’Инквизиция.” В книге описана вся история инквизиции. Затрагиваются такие темы как, история данного явления, составляющие инквизиции, еретики, инквизиция в таких странах как Америка, Португалия.
Проблему смерти поднял в своем труде В.Б. Мириманов. ’Четвертый всадник Апокалипсиса. Эстетика смерти” . В работе показано отношение человека к смерти через образы ритуального искусства. В средневековье была вера в спасение души. В XV веке возникает феномен” пляска смерти”.
Проблема страха перед окружающей средой в период сред была представлена Л. А. Ван Хааске в работе ’Образы страха перед сверхъестественным в мифологической традиции Европы эпохи Высокого Средневековья”. В работе автор поднимает проблему страха в средневековой Европы. Как человек относится к неизведанной действительности. Говорит о том, что страх рождается, когда человек отходит от христианских норм.
Д. В. Ольшанский ” Психология масс.” В труде раскрывается причины появления масс, дается определение данному термину. Описаны этапы формирования массового сознания. Описано как человек ведет и чувствует себя в массах. Автор выделяет психологию масс и как человек подвергается массовой истерии. В книге затронуты вопросы, посвященные механизмам массового сознания.
На тему колдовства писал Д.С. Занков в исследовании ’’Ведовские процессы в Западной Европе: конец XV- начало XVIII веков.” В исследовании затронуты причины появления процесса под названием охота на ведьм. Раскрыто, что такое ведовской канон. И причины прекращения гонения на ведьм.
Р. Мандру. ’Франция раннего Нового времени, 1500-1640. Эссе по исторической психологии” . Представитель школы ’Анналов”, показал как изменяется менталитет в период раннего Нового времени.
В статье О.И. Николиной ’Значение феномена смерти в мире средневекового человека” , оказано как человек относится к смерти, как воспринимает потусторонний мир и Бога.
Итог рассмотрения общественного сознания, его связей с другими компонентами сознания. Дается расшифровка данного термина, представлены факторы его возникновения и признаки. Раскрыто в статье Л.В. Виноградова ’’Сущностные признаки массового сознания”1.
Бовыкин, Д. Ю. ’Повседневная жизнь Европы в XVI-XVII веках”. Автор, раскрыл особенности жизни общества в раннее Новое время.
Анализ источников:
Использована следующая источниковая база представлена в виде документальных источников
Я., Шпренгер, Г. Инститорис ”Молот ведьм.” С XVI в европейских странах не утихает процесс под названием гонение на ведьм характеризующийся варварством, суеверностью, яростью от которого пострадала не одна сотня людей. Их обвиняли в сговоре с дьяволом признание, в котором добивались по средствам жестоких пыток. Инквизиция одна из мрачных периодов в истории человечества. В работе приводятся примеры обвинения, пыток, и наказания людей, обвиненных в колдовстве.
Джордж Гинффорд. “Диалог о ведьмах и колдовстве // Демонология эпохи Возрождения (XVI - XVIIвв.)” В труде собраны трактаты, памфлеты демонологического характера распространенные в XVI—XVII веках.
Так же в работе использованы художественно- изобразительные источники:
Б. Нотке. ’’Таллинская пляска смерти”1. Произведение написано на актуальную для позднего средневековья и раннего нового времени тему феномен ’Пляска смерти”. В центре картины церковнослужитель, а рядом с ним находится скелет, играющий на музыкальном инструменте. Смерть через танец притягивает к себе живых.
И. Босх ’Смерть купца”. Художник изобразил последние минуты жизни купца, перед тем как его душа отправится либо в рай, либо в ад. В своем произведении творец отражает проблему смерти. 1500г
Адриан ван Утрехт. ”Суета сует”. Картина написан примерно в 1640 году в жанре натюрморт-ванитас. В картине передана тема неизбежности смерти, через присущие символы для данного жанра.
Цель диссертационного исследования изучение массовых фобий людей в Раннее Новое время XVI-XVII в.
Данная цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:
1) Показать особенности исторического развития европейских стран в переходный от средневековья к Новому времени период.
2) Рассмотреть теоретические аспекты существования страхов в обществе.
3) Выявить наиболее распространённые виды страхов, получивших распространение в европейском обществе в переходный от Средневековья к Новому времени период, а именно страх смерти и конца света, страх перед страшным судом.
4) Изучить специфику проявления массовых страхов колдовства и ведьм в условиях раннего Нового времени.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVI века по XVII век.
Географические рамки исследования ограничены территорией Западной Европы.
Объектом исследования является страх как массовый феномен.
Предмет исследования - страх смерти, страх колдовства и инквизиции, страх конца света, страх Страшного суда.
При написании магистерской работы были использованы следующие методы научного исследования:
1) принцип историзма, который способствует изложению событий и дат в хронологической последовательности; текст написан в хронологической последовательно от Средневековья до раннего Нового времени.
2) метод индукции заключается в том, что происходит анализ отдельных исторических фактов; таких как анализ колдовства в Англии, Шотландии и других европейских странах.
3) нарративный метод использовался для изложения исторических фактов и событий. Описание такого феномена как ’’Пляска смерти”, чистилище.
4) Принцип научной объективности позволил беспристрастно изучить исторические факты, также применялся анализ источников.
Апробация работы:
1) Кондрашина, Н.С. Страх колдовства как фактор общественной активности в Новое время / Н.С. Кондрашина// Молодой ученый. Международный научный журнал.-№ 20.-2019 г. - С. 382-384.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Картина мира средневекового человека была отличительной от мировоззрения более поздних эпох. Два важных фактора определяли жизнь человека в средневековье. это время и пространство. Время практически не ценилось и протекало медленно, подчиняясь циклу сезонов, от которых завесила сельскохозяйственная деятельность. Так же обстояли дела с пространством. Человек практически не покидал своего населённого пункта. Кроме, того человек в средние века человек был подвержен большому влиянию церкви. Его в первую очередь заботила небесная жизнь, и весь образ жизни был подчинён данному аспекту. А знания о других городах, странах смешивались с фантазией. Связи между населенными пунктами в стране были развиты очень слаб. Поэтому человек жил в своем отдельном мирке. Жизнь человека также была полна страхов. О эти страхи не столь значимы. Они скорее боялись не самой смерти, а что ждет после нее. Ведь смерть принималась как данность, как прекращение земных мук. Человека волновало куда попадет душа в рай или ад, так как человеческая жизнь не имела ценности. Со смертью связано и понятие Страшного суда, которого люди боялись. На страшном суде вскрывались грехи человека за всю его земную жизнь, и решалось место пребывания души. Боялись и конца света, которой также был связан с приходом Мессии. В каждом населённом пункте были люди, которые обладали магической силой (маги, знахари, знахарки). Они помогали люди, но могли и навредить человеку. Люди боялись гнева этой категории людей. Так жил человек в Средние века, до наступления Раннего Нового времени.
Раннее Новое время — это переходный период, который разделяет средневековье и Новое время. Это время начала перемен, когда меняется традиционная картина мира. Человек начал ценить время, стремясь как можно больше успеть. Меняется и отношение к пространству. Человек начинает интересоваться своей страной, а также совершать путешествия за
пределы страны. Великие географические открытие, новые знания и накопление капитала, путешествия меняют жизнь человека. Из-за религиозных конфликтов, ослабевает позиция церкви в обществе. Это способствовало тому, что человек стал вести более свободный образ жизни. Учение гуманизма привело возвело в ценность человеческую жизнь. После чего человек стремился получать как можно больше наслаждений от жизни. Эти переменны тревожили человека, и провоцировали появления новых страхов и обострения старых. Смерть теперь воспринимается по-другому, как прекращение земных радостей. В сознании людей до сих пор сохранялось религиозное мышление. И человек понимал, что, пользуясь мирскими радостями он совершает грех, а значит после смерти его ждет наказание. Человек боялся умирать. Для того, чтобы усилить страх появляется явление под названием ’’Пляска смерти”. Она была призвана показать смерть во всем ее обличии. Кроме, этого она несла идею равенства всех сословий перед смертью.
Вместе со страхом смерть усиливается и страх апокалипсиса и Страшного суда. Так как в конце времен наступает судный день, а значит и явление Мессии. Он строго будет судить грешников. Для спасения души появляются феномен чистилища, то место где пребывала, душа покойного пока родственники молись за него. После чего определялось место пребывание души.
С ослаблением влияния церкви, человек начал искать решения своих проблем в колдовстве. Люди все больше начинаю верить в их способности. Таких людей боялись так как они наноси вред человеку. Кроме того, в этот период случались частые неурожаи и голод. Человек стремился объяснить гибель урожая с позиции вреда сверхъестественной силы. Под сверхъестественной силой понимались колдуны, ведьмы, демоны. Считалось, что они действуют с указания дьявола. Массовый психоз и вера в колдовство приводят к процессу под названием” Охота на ведьм”. Можно выделить следующие причины гонения ведьм:
1. Церковь стремилась вернуть свои позиции в обществе и восстановить приход мирян. Поэтому колдовство было объявлено ересью, с которой необходимо бороться.
2. Так как в ведовстве в большинстве случаев обвинялись женщины, то они считались оружием дьявола.
3. Считалось, что дьявол своих помощников наделяет особыми метками ( родимые пятна, родинки, язвы и т.д. это способствовало тому, что многие люди оказывались под подозрением.
Судебные процессы против ведьм распространялись волнами и были связаны с кризисными явлениями, которые порождали панику и обострение страха.
Таким образом, нестабильность общества приводит к тому, что человек становится более подвержен страху. В переходный период, когда старые ценности уходят, а новые только формируются. Поэтому они не неустойчивы и провоцируют ощущение неопределенности и страха. Люди бояться не только будущего, но и настоящего.



1. Босх, И. Смерть купца[Картина// Живопись и скульптура из коллекции Сэмюэля Х. Кресса .- Вашингтон: Национальная галерея искусств, 1959.- 280
2. Гинффорд, Джордж. Диалог о ведьмах и колдовстве /Демонология
эпохи Возрождения (XVI - ХОДвв.) /Тимофеева М.А. -М.:
Издательство «Российская политическая энциклопедия», 1995-454с.
3. Ван Утрехт, Адриан. Суета сует [Картина]/Западноевропейская живопись/ Каталог : В 2 т. / Вступ. статья В. Ф. Левинсон-Лессинга. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ленинград : Аврора, 1976- 360 с.
4. Нотке, Б. Таллинская пляска смерти[Картина]/ М. Лумисте Церковь Нигулисте: Ист.-архит. очерк. Таллин: Периодика, 1985. - 63 с. Ил
5. Шпренгер, Я., Инститорис, Г. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис / Сост. примеч. С. Ершова; Пер. с лат. Н. Цветкова; Вступ. ст. С. Лозинского.- СПб.: Амфора, 2001.- 525с.
Литература:
6. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти/ Ф. Арьес.- М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 520с.
7. Барг, М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей/ М.А Барг. -М., 1991г. - 436с.
8. Барг, М.А. Эпохи и идеи / М.А. Барг.- М., 1987г.- 354с.
9. Батурин, А. П. Человек средневековья. Проблемы менталитета / А. П. Батурин.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 160 с.
10. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Наука, 1990.-543 с.
11. Бессмертный, Ю.А. Жизнь и смерть в средние века/ Ю.А. Бессмертный.- М.: Наука, 1991. 240 с
12. Бицилли, П.М. Место Ренессанса в истории культуры/ Бицилли П.М.
- СПб., Мифрил, 1996. - 256c.
13. Бицилли, А.М. Элементы средневековой культуры/ Бицилли А.М. - СПб.:Мифрил. 1995.-264с.
14.. Бовыкин, Д. Ю. Повседневная жизнь Европы в XVI-XVII веках/Д. Ю. Бовыкин.- М.: Наука, 2013.- 30с.
15. Ван Хааске, Л. А. Образы страха перед сверхъестественным в
мифологической традиции Европы эпохи Высокого Средневековья. [Электронный ресурс]/ Л. А. Ван Хааске / /Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-straha-pered-sverhestestvennym-v-mifologicheskoy-traditsii-evropy-epohi-vysokogo-srednevekovya
16. Виноградова, Л.В. Сущностные признаки массового
сознания[Электронный ресурс]/ Л.В. Виноградова//ИзвестияРоссийского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-massovogo-soznaniya
17. Галлуа, Л. История инквизиции / Л. Галлуа.-Т. 1.- СПб., 1845; изд. 2. СПб., 1873. - 294c.
18. Григулевич И.Р. Инквизиция/ И.Р. Григулевич. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. - 480с.
19. Грушин, Б. А. Мнения о мире и мир мнений / Б. А.Грушин. -М.:
Политиздат, 1967. - 400с.
20. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Наука, 1972 г. 320с.
21. Гуревич, А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1990. — 396 с.
22. Гуревич, А.Я Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1981. — 359 с.
23. Делюмо, Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада XII- XVIIIBB/Ж. Делюмо.-Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. — 752с.
24. Делюмо, Ж. Ужасы на западе/ Ж. Делюмо/ Пер. Н.Епифанцевой. - М.: "Голос", 1994- 416с.
25. Дилигепский, Г. Г. Марксизм и проблемы массового сознания/ Г. Г.Дилигепский//Вопросы философии. 1983. -№ 11. - С.3-6.
26.Занков, Д.С. Ведовские процессы в Западной Европе: конец XV- начало XVIII веков. [Электронный ресурс]/ Занков Д.С. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vedovskie-protsessy-v-
zapadnoi-evrope-konets-xv-nachalo-xviii-vekov#ixzz4rvSsUCz5
27.Здравомыслов, А., Лейн, Д. Массовое сознание в фокусе идеологической борьбы: Научный диалог / А. Здравомыслов , Д. Лейн // Проблемы мира и социализма. - Л., 1980,.- № 11. - С. 78-85.
28. Канторович, Я. Средневековые процессы о ведьмах/ Я. Канторович. - СПб., 1899. - 221 c.
29. Ле Гофф, Ж. Рождение чистилища/ Ж. Ле Гофф; Пер. с фр. В.Бабинцева, Т. Краевой.-Екатеринбург: У-Фактория:М.: Астрель, 2011.- 544с.
30. Ли, Г. Ч. История инквизиции в средние века /Г. Ч. Ли — СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1912. — 356 с.
31. Лозинский, С. Г. Святая инквизиция / С. Г. Лозинский - М., 1927.¬303 c.
32. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения/ А. Ф. Лосев. - М.: 1978.- 624 с.
33. Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640. Эссе по исторической психологии/Р. Мандроу.- М.: Территория будущего, 2010. - 328с.
34. Мириманов, В.Б. Четвертый всадник Апокалипсиса. Эстетика
смерти / В.Б. Мириманов. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002. - 133с.
35. Монтер, У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени/
У. Монтер; Пер. с англ.; предисл. А.Ю. Серегиной.— M.: Искусство, 2003. — 288с.
36. Николина, О.И. Значение феномена смерти в мире средневекового
человека[Электронный ресурс]/ О.И. Николина// Вестник Омского университета.- Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fenomena-smerti-v-mire-srednevekovogo-cheloveka
37.Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс/ Хосе Ортега-и-Гассет. - Москва: АСТ, 2002. — 506 с.
38.Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д.В. Ольшанский.-СПб.: Питер, 2002 — 368с.
39. Разлогов, К. Е. Боги и дьяволы в зеркале экрана: кино в западной религиозной пропаганде/ К. Е. Разголов. - Москва: Политиздат, 1982. - 244с.
40. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. Очерк по истории церкви и школы в Западной Европе/ Н. Сперанский. -М.: Типо-литография Т- ва Н.Н. Кушнерев и Ко, Пименовская ул., соб. дом, 1906.- 242 с.
41. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. - М : Наука, 1983. - 277с.
42. Уледов, А. К. Структура общественного сознания / А. К.Уледов. - М.: Издательство: Мысль, 1968 г. - 330с.
43. Хейзинга, Й. Осень Средневековья/ Й. Хейзинга.М. : Прогресс, 1995. - 416с.
44. Шевеленко, А.Я.Апокалипсис и его сюжеты в истории культур/А.Я. Шевеленко// Вопросы истории. - №11-12. -1996г.- С. 16-53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ