Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
патриотического воспитания детей дошкольного возраста 10
1.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
патриотического воспитания детей дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста средствами фольклора 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора 37
2.1. Организация опытно - экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами
фольклора 37
2.2. Реализация педагогических условий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора 44
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
средствами фольклора 52
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 63
Приложение
Актуальность. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, заложенных в человеке и закрепленных тысячелетиями. Это такое чувство, которое предполагает любовь к Родине, готовность верой и правдой служить ей, выполняя свой гражданский долг. Однако патриотизм - это многогранное понятие, в которое входит еще и эмоциональная привязанность к родному языку, традициям и обычаям, к родным местам. Возникает это чувство под влиянием лучших образцов народного искусства и художественной литературы, под влиянием окружающей среды, практической деятельности человека.
Чувство патриотизма развивается постепенно. Оно начинается от эмоциональной привязанности к друзьям, улице, району, городу, а заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне. Это очень долгий и тернистый путь, который начинается еще в детском саду.
В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Н.К. Крупская, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский , и др.).
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».
Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Н. Бабаева, Т.С. Комарова, Е.И. Корнеева, О.Л. Князева, , В. И. Логинова, М.Д. Маханева, Л.Е. Никонова, Н.А Ноткина, Е.В. Пчелинцева; Т.А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Процесс воспитания патриотизма только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье.
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Одним из наиболее эффективных способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста является фольклор. Устное народное творчество - богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма старших дошкольников средства фольклора, а не поверхностная, эпизодическая практика этой работы.
Возникает противоречие между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников в ДОУ и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе.
Данные противоречия выявили проблему исследования: каким образом средства фольклора позволяют воспитать чувства патриотизма у дошкольников в ДОУ?
В связи с этим целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Объект: процесс патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Включение в образовательный процесс регионального материала по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
2. Осуществление взаимодействия с родителями по формированию патриотического воспитания у детей средствами фольклора
В соответствии с целью и гипотезой ставятся следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить особенности патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести экспериментальное исследование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их родителей средствами фольклора.
Методы исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, опытная работа, педагогический эксперимент, теоретический анализ литературы, синтез.
Этапы исследования:
I этап - констатирующий - диагностический срез уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
II этап - формирующий - реализация педагогических условий патриотического воспитания средствами фольклора у детей экспериментальной группы.
III этап - контрольный - контрольный срезуровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, выявление динамики показаний.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, М.И. Махмутова, А.В. Мудрика, В.Г. Нечаевой,
B. А. Петровского, М.И. Рожкова, Н.М. Скаткина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.;
- концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;
- философские идеи гуманизма B.C. Библера, B.C. Батищева и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.;
- теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской,
C. А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.;
- идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;
- теории социально-психологического и педагогического взаимодействия Л.В. Байбородовой, В.Н. Белкиной, Н.Ф. Виноградовой, М.З. Ильчикова, М.С. Кагана, Т.А. Куликовой, А.А. Леонтьева, Т.А. Марковой, Л.И. Новиковой, Н.Ф. Радионовой, Б.А. Смирнова, Е.В. Субботского и др.
- воспитание и обучение детей в семье В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 36 п. Теченского»;
Практическое значение исследования заключается в определении педагогических условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также в разработке перспективного планирования по патриотическому воспитанию с родителями и с детьми старшего дошкольного возраста с использованием фольклора, который может иметь практическое применение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора позволяет нам заключить следующее:
1. Проанализировав психолого - педагогическую по проблеме
исследования мы выяснили, что патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Данной проблемой занимались такие ученые, как Александрова Е.Ю, В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Иванова Н.Г, С.А. Козлова, Н.К. Крупская, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
2. Изучив особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста важно отметить, что патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. Задачами патриотического воспитания дошкольников являются: формирование у детей системы знаний о своей Родине, воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни, включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
3. Выделили следующие педагогические условия:
- включение в образовательный процесс регионального материала по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора;
- осуществление взаимодействия с родителями по формированию патриотического воспитания у детей средствами фольклора.
4. Для экспериментального обоснования проблемы исследования мы
изучили на констатирующем этапе исходный уровень патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и их родителей и выяснили, что в дошкольном образовательном учреждении ведется недостаточная работа по данному направлению, большое количество детей с низким уровнем патриотического воспитания - 20 % в контрольной группе и 30 % в экспериментальной группе. Уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания показал высокий результат, однако они не проявили особого желания знакомить детей с малым фольклором, приобщать к народной культуре.
5. Мы составили и экспериментально апробировали перспективный план, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора, в который включили два раздела - перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию с использованием фольклора и перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.
6. Результаты исследования показали, что применение фольклора как средства патриотического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте. Сравнительный анализ данных, полученных экспериментальной работы показал, что проведенное исследование дало положительные результаты. Это дает основание полагать, что через фольклор старшие дошкольники прививают любовь к Родине, к народным традициям, т.е. у них формируются патриотические чувства. Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине и без участия родителей данная работа не даст положительных результатов.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - Волгоград, 2007. - 212 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Я.Б. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 247 с.
4. Алиева, С. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества :На материале Республики Дагестан Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ С. Алиева. - М., 2004. - 10 с.
5. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С.16-24.
6. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. - М.: Аркти, 2005. - 160 с.
7. Арапова-Пискарева, Н.А. Мой родной дом / Н.А. Арапова- Пискарева.- М.: Просвещение, 2005. - 198 с.
8. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 175 с.
9. Брысин, М.П. Проведение занятий по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста / М.П. Брысин. - М.: Изд-во Просвещение, 2001. - 170 с.
10. Ватаман, В. П. Воспитание детей натрадицияхнародной культуры / В.П. Ватаман. - Волгоград, 2008. - 436 с.
11. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я. Ветохина. - СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. - 192 с.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 168 с.
13. Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России / А.Г. Вороненко // Педагогические науки. - 2006. - № 5. - С. 12-19.
14. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59 -63.
15. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. М.: Мозайка-синтез. - 2006. - 177 с.
16. Горбунов, В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания / В.С. Горбунов // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №2. - C. 38 - 41.
17. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников/
B. Г. Дмитриева // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 2-5.
18. Добринец, Л.А. Региональная программа нравственно¬
патриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1 september.ru/articles/506161/
19. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как
средство реализации Федерального государственного стандарта
дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. —
C. 49
20. Евдокимова, Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников/ Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3 - С. 6-13.
21. Жуйкова, Т.П. Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста/ Т.П, Жуйкова // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 618-623.
22. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозайка- синтез, 2008. - 160 с.
23. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) / Н.Г. Зеленова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.
24. Зимин, В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Зимин, А.С. Спирин. - М.: «Сюита», 2006. - 69 с.
25. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателей ДОУ / Т.В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96с.
26. Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Е.А. Казаева. - Шадринский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 23 с.
27. Казаков, А.П. Детям о Великой Победе / А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина. - М.: Аркти, 2007. - 221 с.
28. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы / Н. Калугина //Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С.66-70.
29. Климович, Е.В. Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора / Е.В, Климович // Молодой ученый. - 2013. — №12. - С. 465-469.
30. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. -СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 234 с.
31. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалева. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.
32. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2003. - №6. - С.8-12.
33. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 14-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
34. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников
с социальным миром [Текст]: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С.
Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА — М, 2016. — 146 с.
35. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет /
Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова.- М.: Аркти, 2007. - 198 с.
36. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет /
Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.
37. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные
подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 3-7. — URL
https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/(дата обращения: 06.12.2017).
38. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках отечества / Л.А. Кондрыкинская. - М.: Сфера, 2006. - 192 с.
39. Корнева, Т.А. Роль литературы в воспитании патриотизма в старшем дошкольном возрасте/ Т.А. Корнева // Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 1229-1231.
40. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: Просвещение, 2006. - 62 с.
41. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? : опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 98 с.
42. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учеб-метод. пособие / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова.- СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 234 с.
43. Лебедева, А. Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников/ А. Лебедева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/573431/
44. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание проблемы и пути их решения / В.И. Лесняк//Педагогика. - 2006. -№5. - С.52-60.
45. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина. - М.: Просвещение, 2005. - 234 с.
46. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко. - М.: ИТРК, 2014. - 288 с.
47. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 145 с.
48. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков// Воспитание школьников. - 2007. - №5. - C. 2-8.
49. Науменко, Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах / Г. М. Науменко. - М.: Вече, 2009. - 132 с.
50. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник / Г.М. Науменко. - М.: просвещение, 2000. - 213 с.
51. Никонова, Л. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дис.канд.пед.наук / Л. Никонова. - М.,2006. - с.10
52. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007. - 662 с.
53. Новицкая, М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 214 с.
54. Новолаева, Н.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество/ Н.В. Новолаева. - М., 2009. - 73 с.
55. Осипова, Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования / Л. Осипова // Учитель. - 2007. - №3. - с.63-67.
56. Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.:
Просвещение, 2006. - 435 с.
57. Рощин, А.Н. Патриотическое воспитание - основа ценностной ориентации современной молодёжи / А.Н. Рощин // Внешкольник. - 2007. - №1. - C. 32-33.
58. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. Рыбалова;// Дошкольное воспитание. - 2003.- № 6.- С.45-55.
59. Светлов, П.Н. Традиции как проявление
исторической преемственности: автореф. дис...канд. филос, наук: 09. 00. 11 / П.Н. Светлов. - Чуваш. гос. ун-т. - Чебоксары, 2008. - 23 с.
60. Сиволюбова, Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Сиволюбова. - Ставропольский гос. ун-т.: Ставрополь, 2003. - 21 с.
61. Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова. - М.: Издательство «Русский язык», 1991. - 736 с.
62. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. «Молодая
гвардия»,1980. — 175с.
63. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 10. — 668 с.
64. Юдина, Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов ДОУ № 11 г. Армавира/ Г. Юдина // Ребенок в дет. саду. - 2001. - № 4. - С. 59-64