УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Информационно-коммуникативная среда образовательной организации: сущность, компоненты и направления
1.2. Специфика управления информационно-коммуникативной средой в сфере дополнительного профессионального образования
1.3. Методический инструментарий исследования управления информационно-коммуникационной среды
1.4. Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ЧОУДПО «ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1. Характеристика базы практики 32
2.2. Анализ информационно-коммуникативной среды в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
информационно-коммуникативной средой в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»
2.4. Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обзор информационных технологий применяемых в
оценке информационно-коммуникативной среды
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Система управления ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Информационно-коммуникативная среда образовательной организации: сущность, компоненты и направления
1.2. Специфика управления информационно-коммуникативной средой в сфере дополнительного профессионального образования
1.3. Методический инструментарий исследования управления информационно-коммуникационной среды
1.4. Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ЧОУДПО «ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1. Характеристика базы практики 32
2.2. Анализ информационно-коммуникативной среды в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
информационно-коммуникативной средой в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»
2.4. Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обзор информационных технологий применяемых в
оценке информационно-коммуникативной среды
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Система управления ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»
Актуальность темы. На современном этапе развития педагогической науки развитие информационных и компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса просматривается не только в системе высшего профессионального образования, но и захватывает сферу дополнительного профессионального образования.
На сегодняшний день имеет место быть ситуация при которой 30-35% занятых в сфере дополнительного профессионального образования педагогов как не имеют профессионального педагогического образования, так и не отвечают требованиям современной информатизации образовательного пространства.
Поэтому возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих не только организаторскими способностями, но и современными знаниями для решения нестандартных задач в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды. В том числе и с применением информационных и коммуникативных технологий.
В связи с этим, личностные качества, умения и навыки (компетенции) преподавателя в сфере информационных и коммуникативных технологий являются базой для формирования адекватных критериев оценки как профессиональных компетенций преподавателя ДПО, так и образовательной организации в целом.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом [12, с. 44].
Перед преподавательским составом дополнительного профессионального образования возникают новые цели и задачи, направленные на организацию образовательного процесса, позволяющего получить конечный результат, соответствующий требованиям Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее по тексту - ФГОС ВПО) [2].
В ходе организации образовательного процесса активно начал применяться модульный подход к формированию программ, что позволило оперативно вводить новые методики обучения.
Указанные нововведения в системе среднего профессионального образования позволили обеспечить опережающий характер профессионального образования и широкий диапазон возможностей для выпускников, их профессиональную адаптацию и возможность переобучения.
Учитывая данные обстоятельства, возникла необходимость изменения подходов к практике принятия управленческих решений при планировании и реализации образовательного процесса, который будет полностью удовлетворять запросы реального сектора экономики.
На современном этапе развития педагогической науки развитие информационных и компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса просматривается не только в системе высшего профессионального образования, но и захватывает сферу дополнительного профессионального образования.
На сегодняшний день имеет место быть ситуация при которой 30-35% занятых в сфере дополнительного профессионального образования педагогов как не имеют профессионального педагогического образования, так и не отвечают требованиям современной информатизации образовательного пространства. Поэтому возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих не только организаторскими способностями, но и современными знаниями для решения нестандартных задач в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды. В том числе и с применением информационных и коммуникативных технологий.
В связи с этим, личностные качества, умения и навыки (компетенции) преподавателя в сфере информационных и коммуникативных технологий являются базой для формирования адекватных критериев оценки как профессиональных компетенций преподавателя ДПО, так и образовательной организации в целом.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию информационно-коммуникативной среды в организации дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - информационно-коммуникативной среда организации дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - процесс формирования информационно-коммуникативной среды в сфере дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования. Эффективность внедрения современных информационно-коммуникативных технологий зависит от выбранных критериев оценки информационно-коммуникативный среды в сфере ДПО.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в рамках диссертационной работы решались следующие задачи:
1) осветить теоретические подходы к понятию «информационно-коммуникативная среда образовательной организации», изучить ее компоненты и направления;
2) изучить специфику управления информационно¬
коммуникативной средой в сфере ДПО;
3) проанализировать методический инструментарий исследования управления информационно-коммуникационной среды;
4) провести анализ информационно-коммуникационной среды в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»;
5) разработать рекомендации по совершенствованию управления информационно-коммуникативной средой в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования».
Теоретическо-методологическую основу исследования составили:
- положения теории и методологии дополнительного профессионального образования;
- положения теории педагогического моделирования (Могилевский В.А., Краевский В.В., Штофф В.А., Фридман Л.М. и пр.);
- положения теории и методологии педагогических исследований ( Яковлев Е.В., Краевский В.В., Загвязинский В.И. и пр.);
- положения теории педагогического эксперимента (Краевский В.В., Новиков А.М., Черепанов В.С. и пр.).
Основные положения, выносимые на защиту:
Управление информационно-коммуникативной средой в дополнительном профессиональном образовании включает последовательную реализацию управленческих видов деятельности: целеполагание, планирование, организация мероприятий по улучшению условий, мониторинг, анализ, контроль и корректировка с учетом изменяющихся условий в образовательной среде.
Адаптация методики оценки информационно-коммуникативной средой возможна на основании корректировки методики оценки информационно-коммуникативной среды образовательной организации и ее адаптации к сфере дополнительного профессионального образования.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского определения «информационно-коммуникативной среды образовательной организации», разработке методики оценки информационно-коммуникативной среды в образовательной организации сферы дополнительного профессионального образования, а также разработке мероприятий с оценкой их эффективности в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования».
Теоретическая значимость исследования теоретическом анализе информационно-коммуникативной среды в организации дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели оценки информационно-коммуникативной среды в организации дополнительного профессионального образования в целях эффективного управления образовательным процессом.
Организация и этапы исследования. Анализ результатов оценки информационно-коммуникативной среды организации в сфере дополнительного профессионального образования был проведен в 3 этапа:
- на первом этапе (2018-2019 гг.) анализировались проблема исследования, объект, предмет и цель исследования, формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования, программа исследования;
- на втором этапе (2018-2019 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный этапы исследования, разработка, апробация и корректировка методики оценки информационно-коммуникативной среды образовательной организации, осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проводилась проверка и уточнение научно - методических выводов, полученных в ходе исследования;
- на третьем этапе (2019 г.) анализировались и обобщались
полученные результаты исследовательской работы, осуществлялось текстовое оформление магистерской диссертации, формулировались выводы.
Методы и методики исследования: в рамках диссертационной работы были использованы такие методы исследования, как: теоретические (анализ педагогической практике, посвящённой вопросам информационно- коммуникативной среды; метод дедукции индукции), а так же эмпирические (анкетирование, диагностическое тестирование, количественная и качественная обработка данных).
База исследования: ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» г. Тюмени.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 3 научные публикации. Автор диссертации принял личное участие в исследовании и получении научных результатов, выраженных:
- в изучении теоретического и практического состояния проблемы
анализа информационно-коммуникативной среды организаций
дополнительного профессионального образования;
- разработке авторского определения понятия «информационно-коммуникативной среды организаций»;
- в разработке методике оценки информационно-коммуникативной среды организаций дополнительного профессионального образования.
Структура и объем исследования. В соответствии с поставленными целями, работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
На сегодняшний день имеет место быть ситуация при которой 30-35% занятых в сфере дополнительного профессионального образования педагогов как не имеют профессионального педагогического образования, так и не отвечают требованиям современной информатизации образовательного пространства.
Поэтому возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих не только организаторскими способностями, но и современными знаниями для решения нестандартных задач в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды. В том числе и с применением информационных и коммуникативных технологий.
В связи с этим, личностные качества, умения и навыки (компетенции) преподавателя в сфере информационных и коммуникативных технологий являются базой для формирования адекватных критериев оценки как профессиональных компетенций преподавателя ДПО, так и образовательной организации в целом.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом [12, с. 44].
Перед преподавательским составом дополнительного профессионального образования возникают новые цели и задачи, направленные на организацию образовательного процесса, позволяющего получить конечный результат, соответствующий требованиям Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее по тексту - ФГОС ВПО) [2].
В ходе организации образовательного процесса активно начал применяться модульный подход к формированию программ, что позволило оперативно вводить новые методики обучения.
Указанные нововведения в системе среднего профессионального образования позволили обеспечить опережающий характер профессионального образования и широкий диапазон возможностей для выпускников, их профессиональную адаптацию и возможность переобучения.
Учитывая данные обстоятельства, возникла необходимость изменения подходов к практике принятия управленческих решений при планировании и реализации образовательного процесса, который будет полностью удовлетворять запросы реального сектора экономики.
На современном этапе развития педагогической науки развитие информационных и компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса просматривается не только в системе высшего профессионального образования, но и захватывает сферу дополнительного профессионального образования.
На сегодняшний день имеет место быть ситуация при которой 30-35% занятых в сфере дополнительного профессионального образования педагогов как не имеют профессионального педагогического образования, так и не отвечают требованиям современной информатизации образовательного пространства. Поэтому возникает необходимость подготовки специалистов, обладающих не только организаторскими способностями, но и современными знаниями для решения нестандартных задач в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды. В том числе и с применением информационных и коммуникативных технологий.
В связи с этим, личностные качества, умения и навыки (компетенции) преподавателя в сфере информационных и коммуникативных технологий являются базой для формирования адекватных критериев оценки как профессиональных компетенций преподавателя ДПО, так и образовательной организации в целом.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию информационно-коммуникативной среды в организации дополнительного профессионального образования.
Объект исследования - информационно-коммуникативной среда организации дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - процесс формирования информационно-коммуникативной среды в сфере дополнительного профессионального образования.
Гипотеза исследования. Эффективность внедрения современных информационно-коммуникативных технологий зависит от выбранных критериев оценки информационно-коммуникативный среды в сфере ДПО.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, в рамках диссертационной работы решались следующие задачи:
1) осветить теоретические подходы к понятию «информационно-коммуникативная среда образовательной организации», изучить ее компоненты и направления;
2) изучить специфику управления информационно¬
коммуникативной средой в сфере ДПО;
3) проанализировать методический инструментарий исследования управления информационно-коммуникационной среды;
4) провести анализ информационно-коммуникационной среды в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования»;
5) разработать рекомендации по совершенствованию управления информационно-коммуникативной средой в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования».
Теоретическо-методологическую основу исследования составили:
- положения теории и методологии дополнительного профессионального образования;
- положения теории педагогического моделирования (Могилевский В.А., Краевский В.В., Штофф В.А., Фридман Л.М. и пр.);
- положения теории и методологии педагогических исследований ( Яковлев Е.В., Краевский В.В., Загвязинский В.И. и пр.);
- положения теории педагогического эксперимента (Краевский В.В., Новиков А.М., Черепанов В.С. и пр.).
Основные положения, выносимые на защиту:
Управление информационно-коммуникативной средой в дополнительном профессиональном образовании включает последовательную реализацию управленческих видов деятельности: целеполагание, планирование, организация мероприятий по улучшению условий, мониторинг, анализ, контроль и корректировка с учетом изменяющихся условий в образовательной среде.
Адаптация методики оценки информационно-коммуникативной средой возможна на основании корректировки методики оценки информационно-коммуникативной среды образовательной организации и ее адаптации к сфере дополнительного профессионального образования.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского определения «информационно-коммуникативной среды образовательной организации», разработке методики оценки информационно-коммуникативной среды в образовательной организации сферы дополнительного профессионального образования, а также разработке мероприятий с оценкой их эффективности в ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования».
Теоретическая значимость исследования теоретическом анализе информационно-коммуникативной среды в организации дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели оценки информационно-коммуникативной среды в организации дополнительного профессионального образования в целях эффективного управления образовательным процессом.
Организация и этапы исследования. Анализ результатов оценки информационно-коммуникативной среды организации в сфере дополнительного профессионального образования был проведен в 3 этапа:
- на первом этапе (2018-2019 гг.) анализировались проблема исследования, объект, предмет и цель исследования, формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования, программа исследования;
- на втором этапе (2018-2019 гг.) осуществлялись формирующий и контрольный этапы исследования, разработка, апробация и корректировка методики оценки информационно-коммуникативной среды образовательной организации, осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проводилась проверка и уточнение научно - методических выводов, полученных в ходе исследования;
- на третьем этапе (2019 г.) анализировались и обобщались
полученные результаты исследовательской работы, осуществлялось текстовое оформление магистерской диссертации, формулировались выводы.
Методы и методики исследования: в рамках диссертационной работы были использованы такие методы исследования, как: теоретические (анализ педагогической практике, посвящённой вопросам информационно- коммуникативной среды; метод дедукции индукции), а так же эмпирические (анкетирование, диагностическое тестирование, количественная и качественная обработка данных).
База исследования: ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» г. Тюмени.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются 3 научные публикации. Автор диссертации принял личное участие в исследовании и получении научных результатов, выраженных:
- в изучении теоретического и практического состояния проблемы
анализа информационно-коммуникативной среды организаций
дополнительного профессионального образования;
- разработке авторского определения понятия «информационно-коммуникативной среды организаций»;
- в разработке методике оценки информационно-коммуникативной среды организаций дополнительного профессионального образования.
Структура и объем исследования. В соответствии с поставленными целями, работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
1. Анализ теоретических аспектов понятия «информативно-коммуникативной среды» образовательной организации позволил сделать вывод, что:
- информативно-коммуникативной средой является областью управленческой деятельности в образовательной организации, основывающейся на применении сбора, обработке, накоплении и передаче информации среди субъектов образовательного процесса;
- под «электронными информационными ресурсами» в рамках работы понимается совокупность документированной информации (баз данных и их массивов), содержащейся в электронных информационных системах, образовательных ресурсах, предназначенных для осуществления образовательной деятельности;
- управление информационно-коммуникативной средой в
дополнительном профессиональном образовании состоит из последовательной реализации управленческих видов деятельности: целеполагание, планирование, организация мероприятий по улучшению условий, мониторинг, анализ, контроль и корректировка с учетом изменяющихся условий в образовательной среде;
- выделяют три компонента информационно-коммуникативной среды
образовательной организации, среди которых предметный компонент (предполагает установленный уровень профессионализма педагогов), социальный компонент (лидерские качества, умение работать в команде и свободно владеть современными информационными и коммуникативными технологиями) и личностный компонент ответственность за свои действия).
2. Специфика управления информационно-коммуникативной средой в сфере дополнительного профессионального образования заключается в том, что организации ДПО имеют на сегодняшний день достаточное количество электронных ресурсов, обладающих несовместимостью используемых платформ, техническим несовершенством и отсутствием документов и патентов на собственные программные разработки.
Профессиональная компетенция педагогов ДПО остается на уровне 30-35%, т.к. не имеют профессионального педагогического образования, не отвечают требованиям единого образовательного пространства.
В этой связи возникла необходимость подготовки специалистов, обладающих не только организаторскими способностями, но и современными знаниями для решения нестандартных задач в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды. В том числе и с применением информационных и коммуникативных технологий.
3. Анализ методического инструментария оценки информационно-коммуникативного потенциала позволил заключить, что в рамках исследования возникает необходимость в разработке комплексной методики ее оценки с учетом принципов комплексности, полноты анализируемых показателей, и соответственно, альтернативных издержек, возникающих после этого разделения.
4. Анализ информационно-коммуникативной среды ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» г. Тюмени позволил сделать следующие выводы:
- педагогический состав ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» представлен 95% преподавателями высшей и первой категории, что характеризует наличии определенных компетенций.
- организация дополнительного профессионального образования располагает современной материально-технической базой;
- все компьютеры локально сети объединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет, образовательной организации имеется Wi-Fi;
- практические и лабораторные занятия проходят в компьютерном классе, где на каждом компьютере обучающегося установлен комплекс виртуальных лабораторных работ и другое лицензионное программное обеспечение;
- в ИДО установлена обучающе-контролирующая система «ОЛИМП: ОКС», информационно-справочные системы «Кодекс» и «Техэксперт», справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- структура внешнего и внутреннего электронно-информационного
контента характеризуется сосредоточением все системных файлов на удаленном компьютере, что также затрудняет их синхронизацию с образовательным процессом в случае повреждения файлов главного ПК;
- информационная политика характеризуется отсутствием облачного хранения баз данных;
- отсутствуют системы мобильного обучения и тестирования с помощью карманных мобильных устройств, смартфонов, коммуникаторов и прочих беспроводных устройств;
- сайт образовательной организации не адаптирован под мобильные устройства, что влияет на процесс продвижения по ключевым словам в сети Internet, что негативно характеризует информационную политику в плане конкурентоспособности Института, учитывая тот факт, что сегмент студентов сосредоточен на севере Тюменской области.
5. В рамках диссертационного исследования предложена методика оценки информационно-коммуникативного потенциала, адаптированная в сфере дополнительного профессионального образования.
Анализ информационно-коммуникативной среды ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» г. Тюмени позволил сделать следующие выводы:
- педагогический состав ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» представлен 95% преподавателями высшей и первой категории, что характеризует наличии определенных компетенций.
- организация дополнительного профессионального образования располагает современной материально-технической базой;
- все компьютеры локально сети объединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет, образовательной организации имеется Wi-Fi;
- практические и лабораторные занятия проходят в компьютерном классе, где на каждом компьютере обучающегося установлен комплекс виртуальных лабораторных работ и другое лицензионное программное обеспечение;
- в ИДО установлена обучающе-контролирующая система «ОЛИМП: ОКС», информационно-справочные системы «Кодекс» и «Техэксперт», справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- структура внешнего и внутреннего электронно-информационного контента характеризуется сосредоточением все системных файлов на удаленном компьютере, что также затрудняет их синхронизацию с образовательным процессом в случае повреждения файлов главного ПК;
- информационная политика характеризуется отсутствием облачного хранения баз данных;
- отсутствуют системы мобильного обучения и тестирования с помощью карманных мобильных устройств, смартфонов, коммуникаторов и прочих беспроводных устройств;
- сайт образовательной организации не адаптирован под мобильные устройства, влияющее на процесс его продвижения по ключевым словам, в сети Internet, что негативно характеризует информационную политику в плане конкурентоспособности Института, учитывая тот факт, что сегмент студентов сосредоточен на севере Тюменской области.
В рамках диссертационного исследования предложена методика оценки информационно-коммуникативного потенциала, адаптированная в сфере дополнительного профессионального образования.
Алгоритм выявления степени информационно-инновационной активности организации сферы дополнительного профессионального образования, позволяет оценить кадровое обеспечение ИТ-отдела, финансово-экономическое обеспечение НИОКР, а также показатели эффективности внедрения информационно-коммуникативных инструментов для повышения эффективности управления образовательным процессом.
Использование предложенной методики оценки позволяет выяснить уровень информационно-коммуникативной активности в организации сферы дополнительного профессионального образования, но и оптимизировать показатели инновационной деятельности.
Рассчитанные согласно предложенной методике оценки информационно-коммуникативного активности индексы ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» в рамках реализации мероприятия по синхронизации ERP-системы на платформу Iaas позволили отметить увеличение всех интегральных показателей информационно-коммуникативной среды, а именно:
- увеличение интегрального показателя финансово-экономической активности на 0,04%;
- увеличение интегрального показателя кадровой активности на 1,01%;
- рост интегрального показателя информационно-инновационной активности вырос на 0,89%.
Таким образом, увеличение всех интегральных показателей информационно-коммуникативной среды образовательной организации говорит об экономической эффективности предложенного мероприятия.
Теоретические положения диссертационного исследования, а также полученные результаты апробации модели оценки информационно-коммуникативной модели позволяют сделать вывод о том, что цель работы достигнута, задачи решены.
- информативно-коммуникативной средой является областью управленческой деятельности в образовательной организации, основывающейся на применении сбора, обработке, накоплении и передаче информации среди субъектов образовательного процесса;
- под «электронными информационными ресурсами» в рамках работы понимается совокупность документированной информации (баз данных и их массивов), содержащейся в электронных информационных системах, образовательных ресурсах, предназначенных для осуществления образовательной деятельности;
- управление информационно-коммуникативной средой в
дополнительном профессиональном образовании состоит из последовательной реализации управленческих видов деятельности: целеполагание, планирование, организация мероприятий по улучшению условий, мониторинг, анализ, контроль и корректировка с учетом изменяющихся условий в образовательной среде;
- выделяют три компонента информационно-коммуникативной среды
образовательной организации, среди которых предметный компонент (предполагает установленный уровень профессионализма педагогов), социальный компонент (лидерские качества, умение работать в команде и свободно владеть современными информационными и коммуникативными технологиями) и личностный компонент ответственность за свои действия).
2. Специфика управления информационно-коммуникативной средой в сфере дополнительного профессионального образования заключается в том, что организации ДПО имеют на сегодняшний день достаточное количество электронных ресурсов, обладающих несовместимостью используемых платформ, техническим несовершенством и отсутствием документов и патентов на собственные программные разработки.
Профессиональная компетенция педагогов ДПО остается на уровне 30-35%, т.к. не имеют профессионального педагогического образования, не отвечают требованиям единого образовательного пространства.
В этой связи возникла необходимость подготовки специалистов, обладающих не только организаторскими способностями, но и современными знаниями для решения нестандартных задач в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды. В том числе и с применением информационных и коммуникативных технологий.
3. Анализ методического инструментария оценки информационно-коммуникативного потенциала позволил заключить, что в рамках исследования возникает необходимость в разработке комплексной методики ее оценки с учетом принципов комплексности, полноты анализируемых показателей, и соответственно, альтернативных издержек, возникающих после этого разделения.
4. Анализ информационно-коммуникативной среды ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» г. Тюмени позволил сделать следующие выводы:
- педагогический состав ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» представлен 95% преподавателями высшей и первой категории, что характеризует наличии определенных компетенций.
- организация дополнительного профессионального образования располагает современной материально-технической базой;
- все компьютеры локально сети объединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет, образовательной организации имеется Wi-Fi;
- практические и лабораторные занятия проходят в компьютерном классе, где на каждом компьютере обучающегося установлен комплекс виртуальных лабораторных работ и другое лицензионное программное обеспечение;
- в ИДО установлена обучающе-контролирующая система «ОЛИМП: ОКС», информационно-справочные системы «Кодекс» и «Техэксперт», справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- структура внешнего и внутреннего электронно-информационного
контента характеризуется сосредоточением все системных файлов на удаленном компьютере, что также затрудняет их синхронизацию с образовательным процессом в случае повреждения файлов главного ПК;
- информационная политика характеризуется отсутствием облачного хранения баз данных;
- отсутствуют системы мобильного обучения и тестирования с помощью карманных мобильных устройств, смартфонов, коммуникаторов и прочих беспроводных устройств;
- сайт образовательной организации не адаптирован под мобильные устройства, что влияет на процесс продвижения по ключевым словам в сети Internet, что негативно характеризует информационную политику в плане конкурентоспособности Института, учитывая тот факт, что сегмент студентов сосредоточен на севере Тюменской области.
5. В рамках диссертационного исследования предложена методика оценки информационно-коммуникативного потенциала, адаптированная в сфере дополнительного профессионального образования.
Анализ информационно-коммуникативной среды ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» г. Тюмени позволил сделать следующие выводы:
- педагогический состав ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» представлен 95% преподавателями высшей и первой категории, что характеризует наличии определенных компетенций.
- организация дополнительного профессионального образования располагает современной материально-технической базой;
- все компьютеры локально сети объединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет, образовательной организации имеется Wi-Fi;
- практические и лабораторные занятия проходят в компьютерном классе, где на каждом компьютере обучающегося установлен комплекс виртуальных лабораторных работ и другое лицензионное программное обеспечение;
- в ИДО установлена обучающе-контролирующая система «ОЛИМП: ОКС», информационно-справочные системы «Кодекс» и «Техэксперт», справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- структура внешнего и внутреннего электронно-информационного контента характеризуется сосредоточением все системных файлов на удаленном компьютере, что также затрудняет их синхронизацию с образовательным процессом в случае повреждения файлов главного ПК;
- информационная политика характеризуется отсутствием облачного хранения баз данных;
- отсутствуют системы мобильного обучения и тестирования с помощью карманных мобильных устройств, смартфонов, коммуникаторов и прочих беспроводных устройств;
- сайт образовательной организации не адаптирован под мобильные устройства, влияющее на процесс его продвижения по ключевым словам, в сети Internet, что негативно характеризует информационную политику в плане конкурентоспособности Института, учитывая тот факт, что сегмент студентов сосредоточен на севере Тюменской области.
В рамках диссертационного исследования предложена методика оценки информационно-коммуникативного потенциала, адаптированная в сфере дополнительного профессионального образования.
Алгоритм выявления степени информационно-инновационной активности организации сферы дополнительного профессионального образования, позволяет оценить кадровое обеспечение ИТ-отдела, финансово-экономическое обеспечение НИОКР, а также показатели эффективности внедрения информационно-коммуникативных инструментов для повышения эффективности управления образовательным процессом.
Использование предложенной методики оценки позволяет выяснить уровень информационно-коммуникативной активности в организации сферы дополнительного профессионального образования, но и оптимизировать показатели инновационной деятельности.
Рассчитанные согласно предложенной методике оценки информационно-коммуникативного активности индексы ЧОУ ДПО «Институт дополнительного образования» в рамках реализации мероприятия по синхронизации ERP-системы на платформу Iaas позволили отметить увеличение всех интегральных показателей информационно-коммуникативной среды, а именно:
- увеличение интегрального показателя финансово-экономической активности на 0,04%;
- увеличение интегрального показателя кадровой активности на 1,01%;
- рост интегрального показателя информационно-инновационной активности вырос на 0,89%.
Таким образом, увеличение всех интегральных показателей информационно-коммуникативной среды образовательной организации говорит об экономической эффективности предложенного мероприятия.
Теоретические положения диссертационного исследования, а также полученные результаты апробации модели оценки информационно-коммуникативной модели позволяют сделать вывод о том, что цель работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ПАРТНЕР»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Дополнительное профессиональное образование как средство развития инновационного потенциала специалиста социальной сферы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование системы управления информационно-образовательной средой в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по физиологии»
Бакалаврская работа, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Информационно-методическое обеспечение организации деятельности сотрудников факультета повышения квалификации преподавателей Сибирского федерального университета
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



