ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В РАМКАХ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 15
1.1. Роль современного педагогического коллектива
дополнительного образования в развитии хореографического искусства 15
1.2. Специфика профессиональной деятельности педагога-
хореографа образовательных учреждений 28
1.3. Педагогическое проектирование образовательных программ
по хореографии в деятельности педагога дополнительного образования 40
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 65
2.1. Основные характеристики проектирования хореографической
программы 65
2.2. Опытно-экспериментальная работа по диагностике
художественно-творческих способностей детей 73
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Войдя в новое тысячелетие, современное казахстанское общество сосредоточилось на динамичном процветании различных производственных отраслей и технического прогресса государства. Быстрый рост государственных межотраслевых отношений вызывает радикальные общественные трансформации, оказывающие существенное влияние на жизнедеятельность людей, развитие их точек зрения, позиции и идей.
Происходит постепенный процесс коммерциализации всего общества и взаимоотношений между людьми, основание которых в большинстве своем образуют товарно-денежные и рыночные отношений. Общественные трансформации накладывают свой отпечаток на культурном развитии молодежи и складывания его отношений к культуре нации как источнику национальных обычаев и традиций. В данных условиях увеличивается потребность в нравственном и культурном развитии индивида как одном из главенствующих факторов дальнейшего развития и успешного существования государства. [1]
Потребность решения появившихся проблем гуманизации нынешнего общества, развития представителей молодежи, сохранения и возрождения национальных обычаев ставит перед гуманитарными учебными заведениями цели подготовки специалистов согласно культурным и духовным общественным потребностям. Требуются специалисты, которые имеют довольно высокий уровень патриотизма и духовности, способные обеспечить популяризацию и развитие российской культуры, привлекая внимание общества к проблеме сохранения и возрождения обычаев отечественной национальной культуры.
В современную структуру системы высшего образования внедряется значительное число изменений, изменяется его парадигма: гуманная в своем основании, антропоцентрическая, он соотносится с задачами профессиональной подготовки. Вместе со сменой обыкновенных представлений в отношении образовательной цели как формирования «систематизированных умений, знаний навыков» происходит восприятие специфики деятельности профессионального характера, потребности компетентных решений профессионалами во всех областях деятельности [2, с.25].
Хореография, как и прочие сферы деятельности людей призвана соответствовать временным требованиям, состоянию пространства культуры, что обуславливает создание ее новых направлений и форм, а значит и преобразования при овладении специальностью педагога- хореографа.
Следует подчеркнуть, что сформировавшиеся стереотипы личностного восприятия педагога-хореографа, недостаточно действенное содержание и средства их подготовки в профессиональном виде уменьшают качество самостоятельной реализации специалистов молодого возраста. Продолжительный период специалисты в сфере хореографии были восприняты общественностью в качестве исполнителей - танцовщиков, которые выполняют свою профессиональную деятельность только в рамках сцены.
Осуществление педагогического процесса ставит преподавателя дополнительного образования в области хореографии перед потребностью овладевать дополнительными профессиональными и инновационными качествами. При формировании методик и содержания воспитания на всех стадиях системы дополнительного образования в сфере хореографии, вместе с соблюдением преемственности во всех средствах, методах и формах следует взять за руководство как классические, стандартные педагогические методы, так и методы перспективные. Естественно, что на базе данного подхода к процессу механизма дополнительного образования в сфере хореографического искусства могут образоваться учебные инновационные организации; разработаны воспитательные и учебные программы и планы с учетом экономических, региональных и отраслевых условий. Опытный педагог - это не только специалист с высокой квалификацией, но также личность, которая способна ощущать тонкую организацию души каждого ученика. Такой педагог принимает активное участие в процесс межличностного общения с собственными воспитанниками, где дает рекомендации, предоставляет помощь психологического характера. В аналогичных взаимоотношениях системы «учитель-ученик» служит проявление доверия обучаемого к собственному наставнику, полноценное послушание, желание и старание оправдывать надежды своего преподавателя.
Практическая деятельность педагогов-хореографов регламентируется такими документами, как положение; тематический план; учебный план, отчет о выполненной работе; образовательная программа. Но самое значимое для педагога-хореографа - это его авторское творчество, то есть способность преподавателя к разработке и проектированию собственных авторских программ. Авторская образовательная программа - это основополагающий нормативный документ творческой работы педагога, закрепляющий качество содержания предмета обучения, которая содержит методические, научные, мировоззренческие и методологические ориентиры формирования умений и знаний.
Образовательная программа - это методический инструмент формирования и развития у детей познавательной и учебной мотивации, способностей учащихся в процессе коллективной добровольной работы, особенно сверстников, активной коммуникации и взаимного сотрудничества; это средство целенаправленного развития индивидуального потенциала учащегося по освоению общественно-культурных ценностей и приоритетов.
Следовательно, актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и проектирования качественных авторских программ преподавателями-хореографами, реализуемых в образовательных учреждениях, а также направленные на индивидуальные способности ребят, на их образовательные нужды, их гармоничное развитие в качестве личности и приспособление в социальной среде.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В данном диссертационном исследовании рассматривается и обобщается опыт изучения проблемы педагогической разработки и реализации образовательной программы в области хореографического искусства отечественными и зарубежными учеными-исследователями.
Особый интерес представляют работы ученых, которые внесли значительный вклад в разрешение проблем, касающихся особенностей человеческой психики, связанных с прикладными и теоретическими проблемами творчества и психологии, таких Б. Г. Ананьев, Т. В. Антропова, Е. Ю. Артемьева, А. Г. Асмолов, В. А. Барабанщиков, Д. Б. Богоявленская, A.A. Бодалев, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, В. М. Козубовский, Б. Б. Коссов, П. Ф. Каптерев, A.B. Карпова, В. П. Красникова, В. Г. Крысько, B.C. Кузин, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. А. Рязанова, Э. Е. Старобинский и др.
Проблему развития творческих способностей детей и подростков, человека рассматривали А. Г. Асмолов, H.A. Бердяев, Л. П. Буева, B.C. Библер, A.B. Брушлинский, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Л. П. Печко, П. А. Флоренский и др. В современной психолого-педагогической науке, творческие способности - это персональные особенности человеческого качества, определяющие степень успешности выполнения творческой работы какой-либо формы и развитие детей должно начинаться еще во время детства.
Проблемы психологии художественного творчества, развитие творческих способностей освещали в своих исследованиях: Р. Н. Арнхейм, Е. Я. Басин, Дж. Гилфорд, С.О. Гризенберг, В. В. Дранков, В.Н. Дружинин, В. П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, П. Ф. Кравчук, О. А. Кривцун, А. Н. Лук, В. А. Левин, А. Маслоу, М. Н. Морозов, Я. А. Пономарев, Н. М. Сокольников, Б. М. Теплов, Я. Д. Телегина, Г. Д. Чистяков, Д. И. Фельдштейн и др.
Значение хореографического искусства в развитии личности рассматривалось в трудах: Л. Д. Блок, Ф. В. Лопухова, В. М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В. В. Ванслова, Е. Я. Суриц, М. М. Фокина, К. Я. Голейзовского, Ю. И. Слонимского, В. М. Гаевского, И. А. Моисеева, Г. Н. Добровольской, И. В. Ступникова, А. П. Кириллова, И. А. Герасимовой, Д. Н. Катышевой и др.
Колоссальный опыт, подтверждающий тесную взаимосвязь занятий п хореографии. С творческим и эстетическим развитием учеников в исследовательских работах таких деятелей искусства и педагогов, как Л.Н. Богаткова, А.Я. Ваганова, З.И. Васильева, И.А. Моисеев, Т.В. Пуртова, М.М. Фокин и др. связаны между собой, но не сочетаются с музыкальным произведением.
Проблемы форм и содержания занятий хореографией в определенной степени рассматриваются в научной литературе, затрагивающей особенности обучения детей танцу. А.Я. Вагановой, B.C. Костровицкой, Ф.В. Лопуховым, A.M. Мессерером и прочими преподавателями- хореографами разработаны методики обучения основам классического танца. Разработана методика обучения народному танцу (А.И. Климов, Г.П. Гусев и др.), современным бальным танцам (В.Й. Уральская, Л. Попова и др.).
Как отмечают признанные авторитеты профессионального хореографического мира О.М. Виноградов, A.M. Мессерер, Н.Б. Тарасова, деятельность наших педагогов до сих пор недостаточно исследована, и вся сложная система взаимосвязей творческих процессов в учебно-тренировочных классах остается еще малоизученной областью.
Данные исследования подразумевают собой общетеоретическую и методологическую основу проблемы развития педагогической деятельности в рамках реализации образовательной программы по хореографии, направленной на развитие и совершенствование творческих способностей детей и подростков на занятиях по хореографии.
Анализ работ российских и зарубежных ученых - исследователей показывает, что данная проблема исследования с учетом выявленных противоречий представляет собой новое течение в педагогике, что и дало возможность сформулировать тему: деятельность педагогического коллектив учреждений образования по проектированию образовательной программы в области хореографии.
Анализ многочисленных источников литературы предоставил возможность определить понятийно-категориальный аппарат этого диссертационного исследования.
Объектом исследования стала образовательная программа в области хореографии.
Предмет исследования - деятельность педагогов-хореографов в рамках проектирования образовательной программы учреждений дополнительного образования.
Целью исследования является выявление теоретико-методических и практических основ разработки и реализации образовательных программ в области хореографического искусства в учреждениях дополнительного образования, направленных на развитие творческих способностей детей, а также совершенствование деятельности педагогов в рамках реализации образовательных программ.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
1. Осуществить анализ основных теоретико-методических подходов к проблеме деятельности педагогов-хореографов по развитию и улучшению творческих способностей детей в области хореографии;
2. Разработать и верифицировать организационно-
педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса занятий хореографией в дополнительном образовании;
3. Спроектировать и апробировать педагогическую
образовательную программу в области хореографии, направленную на развитие и совершенствование творческих способностей детей средствами хореографического искусства.
4. Разработать критериальный аппарат, содержащий критерии, уровни и показатели, позволяющий определить эффективность педагогической деятельности в рамках разработанной образовательной программы в области хореографического искусства.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что разработка (проектирование) и реализация образовательной программы в области хореографии педагогическим коллективом образовательных учреждений будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- использование возможностей для эстетического, физического и духовного развития детей и подростков;
- изучение техники исполнения танцевальных движений;
- применение средств хореографии с учетом специфических и традиционных функций и принципов общественно-культурной деятельности;
- активизация творческих интересов детей, приобщении к наилучшим примерам народной хореографии.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования послужили: материалистическая теория познания,
объясняющая человеческое мышление в качестве активного процесса отражения объективной реальности (И.Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс); теория системного подхода и современная психолого-педагогическая теория развивающего обучения, раскрывающие технологическую базу формирования педагогической системы (М.С. Каган, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) - положения искусствоведения и эстетики позволяющие обрисовать хореографическое содержание в категориях эстетики и сформировать логику движения исследовательской мысли от нравственно-эстетической оценки мира и человека к детализированной педагогической технологии как форме его воплощения (В.В.Васлов, М. С. Каган, С. Х. Раппопорт, Л. Н. Столович и др.), концепция массового хореографического воспитания В. Н. Ниловаи, прогрессивные образовательные концепции в прочих видах искусства.
Методы исследования. Теоретические методы: изучение и углубленный анализ специальной психолого-педагогической, философской и научно-методической литературы по теме исследования - общетеоретические методы синтеза, анализа, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.
Эмпирические методы: анализ и наблюдение за практической деятельностью педагогов-хореографов и учащихся в рамках социально-педагогического эксперимента, опытно-экспериментальная работа по спроектированной образовательной программе, направленной на развитие творческих способностей детей на занятиях по хореографии в учреждениях образования. Методы диагностики развития и улучшения творческого потенциала учащихся.
Основным методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа с детьми в возрасте 7-10 лет, которая включает разработку системы и содержания занятий по хореографии, направленных на творческое развитие и эстетическое воспитание детей в соответствии с образовательной программой «Основы хореографии» в системе дополнительного образования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Школа танцев «Инь-Янь» г. Астана.
Всего экспериментом было охвачено 92 детей 7-10 лет, проживающих в городе Астана. На формирующем этапе - 41 детей, на контрольном 51 детей.
Этапы исследования: Первый этап (2016 г.) - констатирующий (теоретический): анализ и изучение литературы по искусствоведению, философии, психологии, педагогии и научно-методической литературы; формулировка и определение цели, предмета, объекта, задач и гипотезы исследования; анализ и обобщение развития творческого потенциала детей и их эстетического воспитания в Школе танцев «Инь-Янь»; проведение констатирующего эксперимента посредством специально разработанных заданий.
Второй этап (2017 г.) - формирующий этап (опытно-экспериментальный): разработка плана и программы формирующего этапа опытного эксперимента. Главной целью исследования на этом этапе послужила разработка содержания занятий согласно образовательной программе «Основы хореографии» для детей 7-10 лет в Школе танцев «Инь-Янь», способствующей созданию полноценной системы развития творческого потенциала детей и эстетического воспитания в условиях дополнительного образования. А также разработку системы занятий к данной программе, выбор методов и форм работы, их апробацию.
Третий этап (2018 г.) - контрольный (заключительный) этап: анализ и подведение итогов опытно-экспериментальной работы, конкретизация методических рекомендации, оформление и систематизация результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования.
- Внесен вклад в обоснование значения занятий хореографией как средства развития творческих способностей, эстетического развития и воспитания детей.
- Дополнены представления о возможностях хореографического искусства в развитии творческого потенциала и эстетического воспитания детей 7-10 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что деятельность педагогического коллектива учреждений образования реализуется посредством авторской образовательной программы «Основы хореографии», включающей специальные мероприятия по развитию творческих, физических и танцевально-художественных способностей детей и позволяющей педагогам эффективно воздействовать на личность детей;
Разработанная образовательная программа, в основе которой задания для проведения уроков по хореографии могут быть применены в широкой практике на уроках хореографии, в школьных учреждениях во время проведения внешкольных и внеклассных занятий и в организациях дополнительного образования детей. Методики диагностирования уровня развития художественно-творческих способностей детей на уроках хореографии в образовательных учреждениях.
Материалы исследования могут применяться в теоретико-методической деятельности педагога по хореографии в школе и организации дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации и подготовки педагогов-хореографов разного профиля. Помимо этого, материалы исследования и разработанная образовательная программа могут быть использованы: в деятельности государственных органов при создании государственных и региональных образовательных программ в области хореографии.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и основных выводов исследования обеспечены: их согласованностью с теориями, фундаментальными положениями разных сфер знания, целенаправленным изучение педагогической практики, использованием эмпирических и теоретических методов, соответствующих задачам исследования, качественной и количественной обработкой репрезентативного материала, согласованность теоретических положений с материалами экспериментальных исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- опубликования статей в сборниках университета;
- участие в международной научно-практической конференции «Астана как центр межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области хореографического искусства» со статьей «Хореография как средство развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования»;
- материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции хореографическое искусство и образование: традиции, проблемы и перспективы развития. Статья: Взаимодействие концертмейстера и хореографа;
- применения разработанных методических принципов в преподавании хореографических дисциплин для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессионально-хореографическая направленность личности обучающегося в учреждении дополнительного образования представляет собой сложное мотивационно-смысловое, творческо-тренинговое образование, в основе которого лежат личностная зрелость, сформированность профессионально-значимых качеств, знаний, умений.
2. Профессионально-хореографическая направленность формируется под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии личности, но по мере развития сознания, утверждения направленности личности всё большую роль приобретают внутренние условия: мотивы, опыт, интересы и потребности установки в образовательной деятельности.
3. Успешное формирование профессионально-хореографической
направленности возможно достигнуть на следующих педагогических основах: устойчивой мотивации обучения, интереса к учебной деятельности на хореографическом отделении; формирования отношений к самой профессионально-хореографической деятельности с использованием интенсивных научно обоснованных методов обучения, диагностических и методических приемов, учитывающих личностные особенности обучающихся.
4. Эффективное обучение танцу в учреждениях дополнительного образования станет возможным при активно-деятельностном подходе к учебно-творческому процессу, систематизации теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Структура диссертационного исследования. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что творческое формирование личности посредством искусства, в частности, танцев с древних времени и по сей день актуально. В современном мире основной ориентированностью творческого формирования детей является объединение разных направлений в сфере педагогического воспитания и искусства, с помощью чего у учащихся происходит формирование гуманного восприятия окружающего его мира, развитие чувства долга и ответственности и способствует творческой самореализации и самоопределению во всех областях жизнедеятельности.
Анализ практического и теоретического опыта предоставляет возможность нам определить актуальность исследуемой проблемы, а также выявить недостаточную заинтересованность педагогического коллектива в сфере творческого развития средствами хореографии.
Данная диссертационная работа основана на работах разных ученых- исследователей в сфере педагогики, психологии, искусства и др. для усовершенствования деятельности педагогического коллектива в направлении образовательного процесса творческого развития детей, посредством создания системы проведения занятий и уроков по хореографии учащихся в рамках образовательных программ. На основании чего можно сделать нижеследующие выводы:
1. За время исследования все задачи были выполнены.
2. В исследовании теоретически обосновано восприятие сущности творческого развития ребят на уроках хореографии в системе дополнительного образования, в частности развитие креативного мышления на уроках хореографии ориентировано на развитие личности воспитанника, его физического состояния, на становление аккуратности, самостоятельности, чувства долга и ответственности, творческого и эмоционального развития ребенка, в качестве личности.
3. Использование педагогическим коллективом образовательного учреждения в рамках своей деятельности комплексного обучения оказывает воздействие на процесс обучения и воспитания на уроках хореографии, основанием которого служат подобные направления, как народно-сценический, классический, но также и на творческую работу, что выступает основанием для развития мышления, самоанализа, а как результат, увеличение самооценки детей, приданию уверенности в самом себе.
Выбор комплексного подхода в процессе проектирования и разработки педагогическим коллективом учреждений образования определенной и эффективной системы проведения занятий по хореографии в дополнительной образовательной программе обусловлен следующим: во- первых - личность как закономерный итог воспитания подразумевает собой полноценное образование, следовательно, многообразные качества индивида не являются изолированными друг от друга, а тесно связаны между собой, выступают в качестве проявления ее сущности, ее разных аспектов. В процессе обучения и воспитания происходит формирование личности н по частям, а в целом, в комплексе; во-вторых - идея комплексного подхода служит показателем системного анализа. С его стороны обучение и воспитание представляется в виде системы, состоящей из соответствующего набора взаимосвязанных и соотнесенных компонентов. Связи между данными компонентами являются а такой степени тесными и значительными, что изменение одного из них может привести к изменению прочих, зачастую и системы в цело, следовательно, они все должны быть тесно взаимосвязаны между собой, и скреплены единством задач, цели, содержания; в-третьих, комплексный подход требует функционирования и построения аналогичного педагогического подхода, который мог бы обеспечивать общность нравственного, умственного, эстетического, трудового и физического воспитания, поведения, сознания и деятельности человека.
4. Исследование доказало, что разработанная нами программа оказывает положительное и благоприятное влияние на развитие творческих способностей воспитанников на уроках хореографии в системе дополнительного образования, содержащее изучение народной, классической и современной хореографии и сопутствующих ей дисциплин (этику, эстетику, гигиену, физиологию, косметологию и др.) имеют огромные педагогические возможности, способствует улучшению процесса эстетического воспитания на уроках хореографии, при целенаправленном руководстве педагогического коллектива и предлагают сотворчество самого педагога, родителей и детей.
В ходе реализации опытно-экспериментальной работы было подтверждено, что предложенная нами методика уроков, содержащая набор специальных разработанных приемов и методов работы с детьми в сфере развития творческих способностей по образовательной программе «Хореография» (просмотр подобранных иллюстраций, литературы, фотографий; демонстрация, анализ и объяснение; показ методов выполнения конкретных действий и танцевальных движений; просмотр видеоматериалов, спектаклей, балетов с последующим обсуждением просмотренного) соответствует требованиям современности в вопросах эстетическо-художественного воспитания и содержит три этапа:
а) развитие эстетического восприятия;
б) развитие эстетической оценки и, как результат, формирование выразительного исполнения движений танцев с учетом заданного художественного образа;
в) развитие творческой активности детей, базированной на взаимной связи разных видов художественно-эстетической деятельности и, как результат, увеличение уровня эстетического развития ребенка, его внутренней самооценки, большей уверенности в своих силах.
5 В опытно - экспериментальной работе нашла подтверждение целесообразность и правильность выбор оценочных критериев, который позволяют определить и выявить уровень творческого и физического развития воспитанников, а как результат, эффективность использованных методов и выбранных форм деятельности педагога.
Таким образом, можно заключить, что деятельность педагогического коллектива по проведению занятий по хореографий в соответствии с разработанной программой обучения хореографии являются эффективным средством развития творческих способностей детей, следовательно, в данном исследовании подтверждается и реализовывается его цель, решаются поставленные задачи.
Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а так же ряд новых возникших проблем и задач, решить которые в рамках данной работы не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших исследований. В частности, нам видится актуальным изучение психолого-педагогической системы развития творческих способностей детей, занимающихся хореографией по разработанной нами дополнительной образовательной программе «Хореография».
1. Кившенко Ю.А. Средства хореографической педагогики // Вестник СамГУ. 2008. № 5/1 (64)
2. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Общепедагогический подход: дисс. ...д-ра пед. наук / Л.К. Гейхман. - Екатеринбург, 2003. - 426 с.
3. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире :
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений :
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 г - 240 с.
4. Бекоева М.И. Интеграция систем общего и дополнительного
образования как основа организации непрерывного профессионального
образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 135-140.
5. Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов хореографов в вузах культуры. М.: Культура, 2007. 215 с.
6. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы
дополнительного образования детей. От внешкольной работы - к
дополнительному образованию детей: сб. нормативных документов и
нормативных материалов для дополнительного образования детей. М.: Педагогика, 2000.
7. Джагаева Т.Е., Жуйкова Н.А. Педагогические условия формирования творческих способностей детей в хореографическом коллективе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 139.
8. Каргиева З.К., Шапка И.С. Система психолого-педагогического сопровождения совершенствования педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2011. № 4. С. 92-96.
9. Чванова М. С. Инновационная концепция непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / М. С. Чванова, С. В. Шанкина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 1 (57). С. 270-275.
10. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин: учебно-методическое пособие / О.Г. Калугина. - Киров: КИПК и ПРО, 2010. - 123 с.
11. Шанкина С. В. Непрерывная подготовка специалистов спортивных бальных танцев как научнопедагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,
2008. № 12 (68). С. 104-113.
12. Малкина Л.Н. К вопросу о культурном наследии // Вестник ИрГТУ. 2014. № 3 (86). С. 277-285.
13. Гусев, Г. П. Народный танец: методика преподавания : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 г. - 608 с.
14. Разглядная Т. А. Особенности создания и постановки репертуарных танцев детского коллектива. Методические рекомендации // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2 (13). - С. 796-802.
15. Ерёмина М.Ю. Роман с Танцем. - СПб. : Созвездие, 1998. - 252 с.
16. Лосева Л. П. Особенности преподавания классического танца в детских школах хореографии // Новая наука: от идеи к результату. - 2017. - Т. 1. № 2. - С. 37-40.
17. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Проблемы воспитания в условиях становления нового образовательного пространства // Вестник ИрГТУ. 2013. № 1 (84). С. 282-288.
18. Цораева Ф.Н. Конструирование целостного подхода к содержанию нравственно-эстетического воспитания учащихся // Вестник ИрГТУ. 2012. № 3 (62). С. 357-362.
19. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М. : Академия, 2002.
- С. 40-49.
20. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2013 - 58 с.
21. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности - М.: Мастерство, 2012 - 127 с.
22. Бухвостова, Л. В. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина. - Орел, 2009. - 248 с.
23. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский
- 2-е изд.,испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 134 с.
24. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы
психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов . - 6-е
изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 -201 с.
25. Калошина, И. П. Психология творческой деятельности : учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Калошина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 558 с.
26. Кузовникова, Т. Б. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом : метод. рек. по спец-сти 071301 "НХТ" / Т. Б. Кузовникова ; АлтГАКИ, хореографический факультет, кафедра бальной хореографии. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 9 с.
27. Темлянцева, С. Н. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом : тестовые задания по спец.-ти 071301 "НХТ", квалиф. "Худ. рук. хореограф. коллектива, препод." / С. Н. Темлянцева ; АлтГАКИ, Каф. бальной хореографии. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 15 с.
28. Базарова Н.П. Классический танец Ленинград «Искусство» 1984 г.;
29. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта /Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1983. - 237 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
31. Морина Л.П. Ритуальный танец и миф. Религия и
нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28¬30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. - С. 118-124 http://vmg.pp.ua/books/
Г уманитарное/ Философия/ философия.
32. Лыкова Р.Р. Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013.
33. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость неформального образования) // Адукатар. 2009. № 1 (15). С. 11¬13.
34. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 130- 134.
35. Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура: философия искусства Н. А. Бердяева / А.Л. Андреев; ред. А. С. Батюшкова. - М. : Знание, 1991. - 64 с.
36. Смирнов С. Монологи о детском танце. [Электронный ресурс]: Танцевальная Россия. Режим доступа: http://www.dancerussia.ru/publication/ 171.html (Дата обращения: 30.09.2017).
37. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова.- М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2002.- 352 с. 38. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 344 с.
38. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 344 с.
39. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов.- М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 239 с.
40. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А.Н. Дахин.- М.: НИИ школьных технологий,
2009. - 292 с.
41. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 719 с.
42. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 288 с.
43. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А.Н. Дахин.- М.: НИИ школьных технологий, 2009.- 292 с.
44. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов,
обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.- 904 с.
45. Цепляева, С.А. Основы досуговой педагогики в системе профессиональной подготовки - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015г. (электронное издание)
46. Ярмакеева С.А. Педагогическое проектирование в деятельности педагога дополнительного образования // Казанский педагогический журнал: Подготовка педагогических кадров. 9-10, 2009.
47. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 288 с.
48. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции,
состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. 1992. №1/2. С. 138-155.
49. Ерёмина М.Ю. Роман с Танцем. - СПб.: Созвездие, 1998. -252с.
50. Тарасова О.Г. Куда уходят балетмейстеры? // Балет. - 1992. - № 1. - С. 43.
51. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
52. Фадеева М.А. Любительский хореографический коллектив. Саратов, 2015
53. Борисова, Вера Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.: Бибком, 2011. - 101 с.
54. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов. - М.: Искусство, 2008. - 224 с.
55. Есаулов, И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник / И.Г. Есаулов. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 256 с.
56. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайфферт. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 128 с.
57. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176 с.
58. Мельдаль, Кристине Поэтика и практика хореографии / Кристине Мельдаль. - М.: Кабинетный ученый, 2015. - 106 с.
59. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2011. - 472 с.