РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания ребёнка в семье
1.1. Анализ понятийного аппарата исследования в педагогической
теории 7
1.2. Особенности патриотического воспитания ребёнка в семье 14
1.3 Проектная деятельность как средство патриотического воспитания ребёнка в семье 19
Вывод по I главе 23
Глава II. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию
ребёнка в семье 26
2.1. Диагностика сформированности патриотических чувств у ребёнка 26
2.2. Реализация проекта по патриотическому воспитанию ребёнка в семье...34
2.3. Анализ и результаты экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию ребёнка в семье 45
Вывод по II главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания ребёнка в семье
1.1. Анализ понятийного аппарата исследования в педагогической
теории 7
1.2. Особенности патриотического воспитания ребёнка в семье 14
1.3 Проектная деятельность как средство патриотического воспитания ребёнка в семье 19
Вывод по I главе 23
Глава II. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию
ребёнка в семье 26
2.1. Диагностика сформированности патриотических чувств у ребёнка 26
2.2. Реализация проекта по патриотическому воспитанию ребёнка в семье...34
2.3. Анализ и результаты экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию ребёнка в семье 45
Вывод по II главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества [22].
Семья - это начало всего, в том числе и патриотизма. Патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. с отношения к самым близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в том числе, близких людей. Необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили только потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за будущее счастье людей. Их имена навсегда увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники культуры.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Ребёнок должен знать, за что их прадедушка и прабабушка получили медали. Очень ценным будет являться знание своих знаменитых предков, осведомлённость об их подвигах и трудах. Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно показать связь между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое [41].
Патриотическое воспитание, к великому сожалению, практически сошло на нет в конце прошлого века. Особенно остро это было выражено в 90е годы. Этому поспособствовали такие факторы как усиление насаждения СМИ мнением об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, а также отсутствие литературы, в которой родители и педагоги могли бы найти рекомендации и советы по данной проблеме. Смысл их заключается в обращении сознания детей к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении России. Если родители в повседневной жизни начнут регулярно обращаться к теме патриотизма, то это позволит вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу. Людей, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Проблема патриотического воспитания находит отражение в современных педагогических исследованиях Т. Н. Антоновой, Е. П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой, С.А. Козловой, О. А. Князевой, С. Е. Шукшиной.
Вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине приобретают важное значение в семейном воспитании в условиях многонациональности российского государства. Необходимо отметить, что начиная с 90-х годов XX века, молодое население россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями, а это означает, что общество не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы патриотического воспитания. Необходима формулировка новых задач, а также повышение эффективности его форм и методов.
Существенно обострили национальный вопрос объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе. Как следствие, патриотизм, в некоторых случаях, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма, а порой перерождается в национализм. Дети должны обладать высоким уровнем патриотизма, но этому препятствуют сложные условия социума. Семейное патриотическое воспитание играет немаловажную роль в воспитании патриотических чувств, но события конца прошлого века существенно ослабили значение семьи, детского сада и школы в данной сфере [9].
Нами обнаружено противоречие между необходимостью патриотического воспитания ребенка и недостаточным использованием воспитательного воздействия семьи в этом процессе.
Проблема исследования - каким образом использовать потенциал семьи в патриотическом воспитании ребенка.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Патриотическое воспитание ребёнка в семье»
Цель работы: теоретическое и практическое изучение проблемы патриотического воспитания ребенка в семье для разработки проекта по патриотическому воспитанию ребёнка в семье «Я - часть России».
Объект исследования: патриотическое воспитание ребенка.
Предмет исследования: патриотическое воспитание ребенка в семье.
Гипотеза: патриотическое воспитание ребенка в семье будет осуществляться эффективнее при условии целенаправленной работы с семьей через проектную деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом нашего исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятийный аппарат исследования в педагогической теории;
2) выявить особенности патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в семье, отражённых в психолого-педагогической литературе;
3) проанализировать проектную деятельность в качестве средства патриотического воспитания;
4) определить уровень сформированности патриотических чувств детей;
5) разработать проект по патриотическому воспитанию ребёнка в семье «Я - часть России»;
Для решения поставленных задач использованы методы исследования: эксперимент, анкетирование, анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, беседа
База исследования: средняя общеобразовательная школа Оренбургской области; дошкольное образовательное учреждение Оренбургской области.
Практическая значимость: Разработанный проект может быть использован воспитателями дошкольной образовательной организации, учителями начальной школы в процессе работы, студентами на педагогической практике и родителями при воспитании детей в семье, гувернерами.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Семья - это начало всего, в том числе и патриотизма. Патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. с отношения к самым близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в том числе, близких людей. Необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили только потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за будущее счастье людей. Их имена навсегда увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники культуры.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Ребёнок должен знать, за что их прадедушка и прабабушка получили медали. Очень ценным будет являться знание своих знаменитых предков, осведомлённость об их подвигах и трудах. Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно показать связь между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое [41].
Патриотическое воспитание, к великому сожалению, практически сошло на нет в конце прошлого века. Особенно остро это было выражено в 90е годы. Этому поспособствовали такие факторы как усиление насаждения СМИ мнением об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, а также отсутствие литературы, в которой родители и педагоги могли бы найти рекомендации и советы по данной проблеме. Смысл их заключается в обращении сознания детей к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении России. Если родители в повседневной жизни начнут регулярно обращаться к теме патриотизма, то это позволит вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу. Людей, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Проблема патриотического воспитания находит отражение в современных педагогических исследованиях Т. Н. Антоновой, Е. П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой, С.А. Козловой, О. А. Князевой, С. Е. Шукшиной.
Вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине приобретают важное значение в семейном воспитании в условиях многонациональности российского государства. Необходимо отметить, что начиная с 90-х годов XX века, молодое население россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями, а это означает, что общество не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы патриотического воспитания. Необходима формулировка новых задач, а также повышение эффективности его форм и методов.
Существенно обострили национальный вопрос объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе. Как следствие, патриотизм, в некоторых случаях, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма, а порой перерождается в национализм. Дети должны обладать высоким уровнем патриотизма, но этому препятствуют сложные условия социума. Семейное патриотическое воспитание играет немаловажную роль в воспитании патриотических чувств, но события конца прошлого века существенно ослабили значение семьи, детского сада и школы в данной сфере [9].
Нами обнаружено противоречие между необходимостью патриотического воспитания ребенка и недостаточным использованием воспитательного воздействия семьи в этом процессе.
Проблема исследования - каким образом использовать потенциал семьи в патриотическом воспитании ребенка.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Патриотическое воспитание ребёнка в семье»
Цель работы: теоретическое и практическое изучение проблемы патриотического воспитания ребенка в семье для разработки проекта по патриотическому воспитанию ребёнка в семье «Я - часть России».
Объект исследования: патриотическое воспитание ребенка.
Предмет исследования: патриотическое воспитание ребенка в семье.
Гипотеза: патриотическое воспитание ребенка в семье будет осуществляться эффективнее при условии целенаправленной работы с семьей через проектную деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом нашего исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятийный аппарат исследования в педагогической теории;
2) выявить особенности патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в семье, отражённых в психолого-педагогической литературе;
3) проанализировать проектную деятельность в качестве средства патриотического воспитания;
4) определить уровень сформированности патриотических чувств детей;
5) разработать проект по патриотическому воспитанию ребёнка в семье «Я - часть России»;
Для решения поставленных задач использованы методы исследования: эксперимент, анкетирование, анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, беседа
База исследования: средняя общеобразовательная школа Оренбургской области; дошкольное образовательное учреждение Оренбургской области.
Практическая значимость: Разработанный проект может быть использован воспитателями дошкольной образовательной организации, учителями начальной школы в процессе работы, студентами на педагогической практике и родителями при воспитании детей в семье, гувернерами.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ результатов проведённой работы в целом позволяют сделать следующие окончательные выводы. Проблема патриотического воспитания ребёнка в семье актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания ребёнка в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями детей и уровнем подготовленности родителей и педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное, планомерное и, что не мало важно, грамотное использование опыта в патриотическом воспитании детей на основе принципа приоритетности культурного наследия, а также на основе взаимодействия семьи, детского сада и школы в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.
Патриотическое воспитание ребёнка в семье есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
В ходе исследования был проведён анализ влияния проектной деятельности на патриотическое воспитание ребёнка с помощью методики диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста и методики самооценки нравственных качеств.
В исследовании принимали участие 30 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Согласно результатам констатирующего исследования, высокий уровень патриотической воспитанности показало 23% детей, на контрольном этапе эта цифра возросла до 74%. Так же на констатирующем этапе мы увидели, сто патриотизм занимает девятое место в иерархии нравственных качеств. После реализации проекта и проведения контрольного исследования патриотизм занял третье место. Показатели констатирующего этапа указывали на необходимость повышения уровня патриотической воспитанности. После реализации проекта воспитанность патриотических чувств возросла.
В работе представлен проект для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию ребёнка в семье. Для достижения эффективности патриотического воспитания детей родителям и педагогам необходимо разработать систему работы по патриотическому воспитанию ребёнка в семье. Патриотическое воспитание ребёнка есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
Патриотическое воспитание ребёнка в семье есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
В ходе исследования был проведён анализ влияния проектной деятельности на патриотическое воспитание ребёнка с помощью методики диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста и методики самооценки нравственных качеств.
В исследовании принимали участие 30 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Согласно результатам констатирующего исследования, высокий уровень патриотической воспитанности показало 23% детей, на контрольном этапе эта цифра возросла до 74%. Так же на констатирующем этапе мы увидели, сто патриотизм занимает девятое место в иерархии нравственных качеств. После реализации проекта и проведения контрольного исследования патриотизм занял третье место. Показатели констатирующего этапа указывали на необходимость повышения уровня патриотической воспитанности. После реализации проекта воспитанность патриотических чувств возросла.
В работе представлен проект для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию ребёнка в семье. Для достижения эффективности патриотического воспитания детей родителям и педагогам необходимо разработать систему работы по патриотическому воспитанию ребёнка в семье. Патриотическое воспитание ребёнка есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале мини - музея
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на
материале художественной культуры Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



