Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Работа №81158

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания ребёнка в семье
1.1. Анализ понятийного аппарата исследования в педагогической
теории 7
1.2. Особенности патриотического воспитания ребёнка в семье 14
1.3 Проектная деятельность как средство патриотического воспитания ребёнка в семье 19
Вывод по I главе 23
Глава II. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию
ребёнка в семье 26
2.1. Диагностика сформированности патриотических чувств у ребёнка 26
2.2. Реализация проекта по патриотическому воспитанию ребёнка в семье...34
2.3. Анализ и результаты экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию ребёнка в семье 45
Вывод по II главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества [22].
Семья - это начало всего, в том числе и патриотизма. Патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. с отношения к самым близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в том числе, близких людей. Необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили только потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за будущее счастье людей. Их имена навсегда увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники культуры.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Ребёнок должен знать, за что их прадедушка и прабабушка получили медали. Очень ценным будет являться знание своих знаменитых предков, осведомлённость об их подвигах и трудах. Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно показать связь между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое [41].
Патриотическое воспитание, к великому сожалению, практически сошло на нет в конце прошлого века. Особенно остро это было выражено в 90е годы. Этому поспособствовали такие факторы как усиление насаждения СМИ мнением об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, а также отсутствие литературы, в которой родители и педагоги могли бы найти рекомендации и советы по данной проблеме. Смысл их заключается в обращении сознания детей к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении России. Если родители в повседневной жизни начнут регулярно обращаться к теме патриотизма, то это позволит вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу. Людей, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Проблема патриотического воспитания находит отражение в современных педагогических исследованиях Т. Н. Антоновой, Е. П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой, С.А. Козловой, О. А. Князевой, С. Е. Шукшиной.
Вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине приобретают важное значение в семейном воспитании в условиях многонациональности российского государства. Необходимо отметить, что начиная с 90-х годов XX века, молодое население россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями, а это означает, что общество не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы патриотического воспитания. Необходима формулировка новых задач, а также повышение эффективности его форм и методов.
Существенно обострили национальный вопрос объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе. Как следствие, патриотизм, в некоторых случаях, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма, а порой перерождается в национализм. Дети должны обладать высоким уровнем патриотизма, но этому препятствуют сложные условия социума. Семейное патриотическое воспитание играет немаловажную роль в воспитании патриотических чувств, но события конца прошлого века существенно ослабили значение семьи, детского сада и школы в данной сфере [9].
Нами обнаружено противоречие между необходимостью патриотического воспитания ребенка и недостаточным использованием воспитательного воздействия семьи в этом процессе.
Проблема исследования - каким образом использовать потенциал семьи в патриотическом воспитании ребенка.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Патриотическое воспитание ребёнка в семье»
Цель работы: теоретическое и практическое изучение проблемы патриотического воспитания ребенка в семье для разработки проекта по патриотическому воспитанию ребёнка в семье «Я - часть России».
Объект исследования: патриотическое воспитание ребенка.
Предмет исследования: патриотическое воспитание ребенка в семье.
Гипотеза: патриотическое воспитание ребенка в семье будет осуществляться эффективнее при условии целенаправленной работы с семьей через проектную деятельность.
В соответствии с целью, объектом и предметом нашего исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятийный аппарат исследования в педагогической теории;
2) выявить особенности патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в семье, отражённых в психолого-педагогической литературе;
3) проанализировать проектную деятельность в качестве средства патриотического воспитания;
4) определить уровень сформированности патриотических чувств детей;
5) разработать проект по патриотическому воспитанию ребёнка в семье «Я - часть России»;
Для решения поставленных задач использованы методы исследования: эксперимент, анкетирование, анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, беседа
База исследования: средняя общеобразовательная школа Оренбургской области; дошкольное образовательное учреждение Оренбургской области.
Практическая значимость: Разработанный проект может быть использован воспитателями дошкольной образовательной организации, учителями начальной школы в процессе работы, студентами на педагогической практике и родителями при воспитании детей в семье, гувернерами.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ результатов проведённой работы в целом позволяют сделать следующие окончательные выводы. Проблема патриотического воспитания ребёнка в семье актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания ребёнка в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями детей и уровнем подготовленности родителей и педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное, планомерное и, что не мало важно, грамотное использование опыта в патриотическом воспитании детей на основе принципа приоритетности культурного наследия, а также на основе взаимодействия семьи, детского сада и школы в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.
Патриотическое воспитание ребёнка в семье есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
В ходе исследования был проведён анализ влияния проектной деятельности на патриотическое воспитание ребёнка с помощью методики диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста и методики самооценки нравственных качеств.
В исследовании принимали участие 30 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Согласно результатам констатирующего исследования, высокий уровень патриотической воспитанности показало 23% детей, на контрольном этапе эта цифра возросла до 74%. Так же на констатирующем этапе мы увидели, сто патриотизм занимает девятое место в иерархии нравственных качеств. После реализации проекта и проведения контрольного исследования патриотизм занял третье место. Показатели констатирующего этапа указывали на необходимость повышения уровня патриотической воспитанности. После реализации проекта воспитанность патриотических чувств возросла.
В работе представлен проект для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию ребёнка в семье. Для достижения эффективности патриотического воспитания детей родителям и педагогам необходимо разработать систему работы по патриотическому воспитанию ребёнка в семье. Патриотическое воспитание ребёнка есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.



1. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. /И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с.
2. Академик. Словари и энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28635(Дата обращения: 30.12.2017г.)
3. Андреева, Г. А. Краткий педагогический словарь. / Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 181с.
4. Богомягкова, Е.Н., Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников в условиях ДОУ/ Е.Н. Богомягкова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. - №1. - С. 19-23.
5. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/enc big/Igra-22090(Дата обращения: 07.09.2017г.)
6. Валявко, С.М. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольника / С.М. Валявко, Е.В. Аверьянова// Экспериментальная психология. - 2012. - №2. - С. 83-95.
7. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://ruwiki.ru/wiki/(Дата обращения: 24.11.2017г.)
8. ВоенсервисРФ. Военное обеспечение военнослужащих [Электронный
ресурс] URL:http://voenservice.ru/boevaya podgotovka/ogp/patriotizm-istoki-traditsii-znachenie-v-dele-ukrepleniya-oboronosposobnosti-stranyi (Дата
обращения:01.12.2017г.)
9. Вузлит - архив студенческих работ. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе [Электронный ресурс] URL: https://vuzlit.ru/426356/problemy patrioticheskogo vospitaniya sovremennom obschestve(Дата обращения: 03.02.18г.)
10. Гавриловец, К.В., Нравственно-эстетическое воспитание / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирский. - М.: Норма, 2010. - 401с.
11. Глоба, Л.Г. Учимся любить Россию: для воспитателей, психологов и логопедов, работающих в дошкольных учреждениях и занимающихся патриотическим воспитанием детей. / Л.Г. Глоба // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 15-22.
12. Горбунов, В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания. / В.С. Горбунов. - Бел.: Белгород, 2013. - 254c.
13. Грандарс. Психология и педагогика. [Электронный ресурс]
URL: http: //www.grandars .ru/college/psihologiya/vospitanie. html (Дата
обращения: 19.01.18г.)
14. Гусев, Д.А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников / Д.А. Гусев Д. А., К.В. Васильева // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 170-173.
15. Детство-гид: сайт для родителей и педагогов. Музыкально-игровая
деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников. [Электронный ресурс] - http: //detstvo gid. ru/muzyikalno-
igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov/.html(Дата обращения: 27.12.2017г.)
16. Детство-гид: сайт для родителей и педагогов. Развитие творческих
способностей дошкольников. [Электронный ресурс] URL:
http: //detstvo gid. ru/muzy ikalno-igrovaya- deyatelno st-kak- sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov/.html(Дата обращения: 16.11.2017г.)
17. Джанибекова, Н.А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних /Н.А.Джанибекова, Ш.А. Зарипов // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 357-359.
18. Долгина, Е.С. Патриотизм: функционал, уровни / Е.С. Долгина, И.В. Демин // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 48-56.
19. Досуг и образование дошкольников. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников. [Электронный ресурс] URL:
http: //raguda.ru/ds/grazhdansko-patrioticheskoe-vo spitanie.html (Дата
обращения: 04.12.2017г.)
20. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе
[Электронный ресурс] -
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2008/abstract/Ivashkina NA.pdf(Дата обращения: 28. 12. 2016г.)
21. Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание на традициях народной педагогики / Н.А. Ивашкина - М.: Специалист. - 2012. - 324с.
22. Инфоурок. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
[Электронный ресурс] URL:https://infourok.ru/grazhdanskopatrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-508417.html (Дата
обращения: 14.11.2017г.)
23. Инфоурок. Патриотическое воспитание школьников. [Электронный
ресурс] URL:https://infourok.ru/statya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-
1025951.html(Дата обращения: 18.02.2017г.)
24. Инфоурок. Патриотическое воспитание. [Электронный ресурс] URL: https: //infourok.ru/patrioticheskoe vospitanie vystuplenie na ryonnom mo -380271.htm(Дата обращения: 17.09.2017г.)
25. Инфоурок: Нравственность - основа патриотизма. [Электронный
ресурс]. URL: https://infourok.ru/doklad na konferencii nravstvennost-
osnova patriotizma-465598.htm(Дата обращения:15.11.2017г.)
26. Инфоурок. Консультация для родителей. [Электронный ресурс]
URL:https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-na-temu-patrioticheskie-chuvstva-kak-komponent-nravstvennogo-vospitaniya-1346669.html (Дата
обращения: 19.01.18г.)
27. Карпунова, Л.А. Теоретический анализ «патриотическое воспитание»
[Электронный ресурс] URL:
http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/c0a/karpunova l a teoreticheskiy analiz ponyatiya patrioticheskoe vospitanie.pdf(Дата обращения: 13.12.2017г.)
28. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А. Куликова. - М.: Специалист, 1999. - 232с.
29. Лобанова, Е. А., Сухорукова Е. В. Психолого-педагогические аспекты
воспитания и развития ребёнка в системе начального и дошкольного
образования. [Электронный ресурс] URL:
http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles (Дата обращения:
07.12.2017г.)
30. Малетина, О.В. Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста. / О.В. Малетина // Евразийский научный журнал. 2016. - №1. - С. 71-79.
31. Международное сообщество педагогов. Патриотическое воспитание
детей. [Электронный ресурс] URL: http://ya-
uchitel.ru/load/nachalnye klassy/raznoe/patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkolnikov/108-1-0-5159(Дата обращения: 19.12.2017г.)
32. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс] URL:
http://gesj.internet-academy.org.ge/en/index en.php (Дата обращения:
19.01.18г.)
33. Отечество - общественная молодёжная организация. Патриотизм и
патриотическое воспитание. [Электронный ресурс] URL: http://xn--
b 1 afa8admefdd2c.xn--p 1 ai/metod/008/002.htm(Дата обращения: 13.12.2017г.)
34. Педагог ДОУ. Всероссийский электронный журнал. [Электронный
ресурс] URL:https://www.pdou.ru/conference notes/57 (Дата обращения:
16.12.2017г.)
35. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http: //government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q 0ws. pdf(Дата обращения: 25.10.2017г.)
36. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. / Е.С. Рапацевич - М.: Современное слово, 2013. - 216с.
37. Сластёнин, В.А., Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2010. - 166с.
38. Социалэкспо: виртуальная выставка достижений в социальной сфере.
[Электронный ресурс] URL:
http://socialexpo.ru/index.php?page=patrioticheskoe-vospitanie(Дата обращения: 12.11.2017г.)
39. Социальная сеть работников образования. Особенности
патриотического воспитания детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/08/osobennosti-
patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta(Дата обращения: 25.12.2017г.)
40. Студфайлс: файловый архив студентов. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/4031226(Дата обращения:05. 01.2017г.)
41. Студенческая экспозиция. Роль семьи и детского сада в
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL:
https://studexpo.ru/128211/pedagogika/rol semi patrioticheskom vospitanii dety(Дата обращения: 03.02.18г.)
42. Студенческий научный форум. Электронная конференция. [Электронный ресурс] URL:http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/16829.pdf(Дата обращения: 15.12.2017г.)
43. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский // - Киев: 1974. - 288с.
44. Томилина, С. Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы /С.Н. Томилина // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - №110. - С. 27-36.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 321с.
46. Учебные материалы. Патриотическое воспитание детей средствами
краеведения [Электронный ресурс]
URL: http: //works. doklad.ru/view/o6HR6Lj ecec.html (Дата обращения:
30.10.2017г.)
47. Чечет, В.В. Патриотическое воспитание в семье /В.В. Чечет. - Мн.: Народная асвета, 1989. - 144с.)
48. Харламов, И. Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов// - М.: Гардарики, 1999.
- 351с.
49. Яковлева, Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника/ Е.В. Яковлева. — М.: Буки-Веди, 2015. — 117с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ