Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие проектных умений в процессе внеурочной деятельности по математике

Работа №81126

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования
проектных умений учащихся в процессе внеурочной деятельности по математике
1.1. Историко-педагогические аспекты проектной деятельности и предпосылки ее использования
1.2. Сущность и содержание понятия «проектные умения»
1.3. Внеурочная деятельность как условие формирования проектных умений учащихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Методические аспекты формирования проектных умений учащихся в процессе внеурочной деятельности по математике
2.1. Организация внеурочной деятельности на примере программы дополнительного образования «Математика в мире профессий»
2.2. Формы и методы подготовки учащихся к проектной
деятельности в процессе внеурочной деятельности по математике
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Приложения


Активные инновационные процессы социально-экономической и политической сфер общества в настоящее время ставят систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников.
Национальная доктрина образования в РФ в качестве одной из важнейших задач определяет «непрерывность образования в течение всей жизни человека» [26], которая рассматривается не только как мера государства по обеспечению развития материального производства, но и как возможность человека осуществлять свободный выбор путей собственного развития, жизнетворчества, самоутверждения, основ профессионального самоопределения. Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, непрерывному образованию через всю жизнь - одна из стратегических задач современной российской школы.
Однако вызвать у взрослого человека устойчивую потребность непрерывно учиться трудно, если не закладывать и целеустремленно не формировать основы этой потребности еще в школьные годы. Ввиду вышесказанного, особенно важно формировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска информации, ее усвоения, переработки и применения уже в начале средней школы.
В свою очередь, приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, планомерная политика в обеспечении его высокого качества, является характерной особенностью многих промышленных регионов. Сегодня это направление рассматривается в качестве основных ориентиров в воспитании. В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки РФ (закон РФ «Об образовании», Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция развития математического образования, региональная программа «ТЕМП») определены приоритетные
5 проблемы образования, среди которых одними из главных стали формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования, необходимость расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, ориентация содержания школьного образования на обеспечение условий для самореализации личности.
Введение в основной школе такого вида учебной деятельности, как проектная, предусматривает выделение специального времени в учебном плане. Организация проектной деятельности задает:
- интеграцию предметного содержания;
- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование коммуникативных компетенций.
Наблюдения за деятельностью учащихся показывают, что они стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения проекта. Учитель при этом превращается из лектора-рассказчика в консультанта- помощника. Он, естественно, руководит творческой деятельностью учащихся, но делает это ненавязчиво.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Создавая проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (в первое время — при участии учителя) анализирует каждый шаг своего обучения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и, как следствие, достаточно результативной.
Многие учителя, однако, видят цели обучения по-прежнему в формировании знаний, умений и навыков. Причины разные: недооценка достоинств новых методов и технологий в целом и проектной технологии в частности, нехватка методической литературы, недостаточное внимание к этой проблематике со стороны государственного института повышения квалификации. В целом ощущается затруднительность педагогов- практиков в их технологической готовности к работе в условиях личностно-ориентированной парадигмы образования, которая предполагает применение проектной технологии как одного из средств ее реализации.
В современной науке созданы предпосылки для анализа и решения обозначенных вопросов. Базовыми работами стали труды: раскрывающие теоретические основы проектной деятельности (Н.М. Анисимов, Г.М. Гаджиев, Ю.В. Громыко, Д. Дьюи, Н.К. Зотова, У. Килпатрик, Е.А. Крюкова, И.И. Мазур, A.A. Оголь, П. Хилл); исследующие педагогический потенциал метода проектов (В.Н. Бурков, Дж. Джонс, Е. Коллингс, Н.Ю. Пахомова, В.Н.Стернберг, И.Д.Чечель); анализирующие возможности использования проектного обучения для развития самостоятельности и творчества учащихся (В.Г. Воровщиков, Т.И. Долгодворова, Н.Б. Крылова, А.Г. Куликов, П.С. Самородский); выявляющие педагогические условия формирования проектных, а также исследовательских, индивидуально- творческих умений учащихся (В.М.Баженов, Д. Джонсон, В.Д. Симоненко, И.П. Тарасова); рассматривающие различные аспекты проблемы проектных заданий (Ф.Бэгьюли, A.A. Золотарев, Т.П. Ильевич, Т.М. Мартьянова, A.B. Хуторской) [10].
Необходимо отметить, что в существующих публикациях по данной проблеме основное внимание уделяется теоретическому аспекту рассмотрения проблемы использования проектных технологий в учебном процессе, в частности в обучении математике. Конкретных примеров практического применения проектной технологии в процессе внеурочной деятельности по математике и методических комментариев к ним приводится крайне мало. Но даже те, которые имеются, не систематизированы, что крайне затрудняет их практическое использование учителем в своей профессиональной деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента, анализ научно-методической литературы по теме исследования позволили сделать вывод о том, что проблема исследования состоит в решении противоречия между потенциальными возможностями метода проектов в процессе внеурочной деятельности по математике, недостаточно его использующей, в результате чего не реализуются все потенциальные дидактические функции этого метода.
Учитывая актуальность проблемы, нами выбрана тема исследования «Развитие проектных умений в процессе внеурочной деятельности по математике».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемую методику формирования проектных умений учащихся в процессе внеурочной деятельности по математике.
Объект исследования - процесс организации проектной деятельности в процессе внеурочной деятельности по математике.
Предмет исследования - метод проектов в обучении математике как средство формирования проектных умений учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования - формирование проектных умений в процессе внеурочной деятельности по математике повышает качество математической подготовки учащихся и увеличивает интерес к предмету.
Гипотеза будет подтверждена, если удастся создать такую программу дополнительного образования, которая будет обладать такими свойствами как:
- реализуемость в рамках обычных уроков дополнительного образования;
- возможность применения в течение всего учебного года;
- бифункциональность, т.е. ориентирован как на формирование математических знаний, умений и навыков, так и на формирование проектных умений учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования проектных умений у учащихся общеобразовательной школы.
2. Выявить особенности использования метода проектов в процессе внеурочной деятельности по математике.
3. Раскрыть различные приемы и средства формирования проектных умений учащихся общеобразовательной школы в процессе внеурочной деятельности по математике.
4. Разработать программу дополнительного образования для внеурочной деятельности по математике.
5. Представить результаты констатирующего педагогического эксперимента.
Методы исследования - анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; включенное наблюдение, беседа, анализ самостоятельных блоков работ учащихся, изучение опыта работы учителей-предметников и педагогов дополнительного образования; проведение педагогического эксперимента по проверке предположений исследования.
Базой исследования являлись Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №104 с углубленным изучением отдельных предметов г. Челябинска», Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №26 г. Челябинска», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» г. Челябинска.
Исследование осуществлялось в три этапа.
1. На первом этапе проводилось изучение психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, выстраивание понятийного аппарата, анализ опыта работы школ на тему использования проектных методов во внеурочной деятельности (на основе изучения научно-методической литературы и практики работы); формулировка проблемы, цели и гипотезы исследования.
2. На втором этапе был проведен констатирующий и поисковый эксперименты, определен исходный уровень проектного мышления учащихся, а также выявлено соотношение между процессом проектной деятельности и критическим мышлением школьников. Была обоснована принципиальная возможность развития проектных умений учащихся в процессе внеурочной деятельности, сформулированы промежуточные выводы.
3. На третьем этапе осуществлялся формирующий эксперимент и оформление работы. Была внедрена разработанная программа и проведена экспериментальная проверка эффективности ее применения, сформулированы общие выводы.
Содержание дипломной работы может быть интересно учителям математики в практической деятельности, а также студентам педагогических направлений подготовки при прохождении практики

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты:
1. Рассмотрено понятие проектная деятельность. Определено, что под понятием проектной деятельности учащихся подразумевается самостоятельно выполненная проектная работа, начиная с идеи проекта и до реализации проекта, при этом находясь в прямой зависимости от условий протекания этой деятельности, которые направлены на интеграцию ранее приобретенных, усвоение новых знаний, умений навыков и готовность ее воспроизводства.
2. Выявлены различные подходы к определениям понятий «проектирование», «проектные умения». Анализ учебно-методической литературы показал, что все ученые в основном сходятся на понимании проектных умений как действий, к которым относят: умение ставить осознанную цель, отбирать материал, соответствующий выделенным целям, умение рассматривать с различных точек зрения один и тот же взаимодополняющий объект, предмет, развивая способность к наблюдению за собственным мышлением, умение проводить самоанализ, самооценку и самокоррекцию, проводить коррекцию своей деятельности.
3. Раскрыты различные приемы и средства, способствующие формированию проектных умений у учащихся в процессе внеурочной деятельности по математике.
4. Выделены методические особенности организации проектной деятельности в процессе внеурочной деятельности по математике.
5. Разработана программа дополнительного образования детей «Математика в мире профессий», способствующая развитию проектных умений учащихся 5-6 классов в рамках внеурочной деятельности по математике с помощью краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного проектирования.
6. Представлена кейс-технология как одна из форм организации краткосрочной проектной деятельности на примере темы «Математика и экономика».
7. Представлены результаты апробации представленной программы дополнительного образования в 6-ых классах на базе школ МАОУ «Гимназия №26 г. Челябинска» и МАОУ «СОШ №104 г. Челябинска». Результаты эксперимента показали, что учащихся развиты проектные умения, о чем свидетельствуют готовые среднесрочные и долгосрочные проектные работы (Приложения 1, 2) и хорошие индикативные показатели участия в конкурсах проектных работ.
Таким образом, формирование проектных умений в процессе внеурочной деятельности по математике повышает качество математической подготовки учащихся и увеличивает интерес к предмету.
Вышеизложенная информация дает основание считать, что цель и задачи, поставленные в начале исследования, решены.



1. Алисиевич Е.П. Формирование проектных умений студентов средних специальных учебных заведений технического профиля: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.П. Алисиевич. - Шуя, 2009. - 21 с.
2. Альникова Т.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Т.В. Альникова. - Томск, 2007. - 24 с.
3. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - Ярославль, 2010. - 23 с.
4. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 1996. - 344 с.
5. Блинов В. Сергеев И. Четыре года открытий. Проектная деятельность глазами практика // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. С. 29-35.
6. Булан И.Г. Учебно-методическое обеспечение как средство формирования проектно-исследовательских умений студентов среднего профессионального образования: диссертационная работа кандидата педагогических наук. Калининград: БФУ им. Иммануила Канта, 2018. 232 с.
7. Быков В.П. Методика проектирования объектов новой техники / В.П. Быков. - М.: Высшая школа, 1990. - 168 с.
8. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Учебный проект как способ мониторинга интеллектуальных возможностей учащихся на уроках математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - № 3. - С. 57-60.
9. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара: Изд-во «Профи», 2003. - 145 с.
10. Гребенщикова В.Ю., Историк Л.К. Проектная деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода / В.Ю. Гребенщикова, Л.К. Историк // Человек и образование. - 2005. - №3. - С. 64-66.
11. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.
- М., 2010г.
12. Гузеев В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Ч. 1. / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская.
- М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. - 48 с.
13. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование / Дж. К.
М. Джонс. - М.: Мир, 1976. - 374 с.
14. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
15. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) - цит. по. «Метод проектов в школе» / Спец. приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып.4, 2003.
16. Зайкин М.И. Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении: сб. науч. и метод. р./ под ред. М.И. Зайкина. - М.: Арзамас, 2002.
- 334 с.
17. Кайзер Ф.-Й. Камиски Х. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 184 с.
18. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Российская газета. - 2013. - 27 дек.
19. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад.образования; под ред. А.М. Кондакова А.А. Кузнецова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2009. -39 с. - (Стандарты второго поколения).
20. Ломакина О. Е. Проектирование в образовании: необходимость и реальность // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - С. 86-93.
21. Малый С.А. Интенсифицирующее проектирование. / С.А. Малый. - М.: Просвещение, 1992. - 132 с.
22. Митенева С.Ф. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Вологда, 2005. - 19 с.
23. Новиков А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.
24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.
25. Пономарева Е.В., Цыганова М.В. // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 25. - С. 162-167.
26. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
27. Приказ Министерства Образования и Науки Челябинской области № 01/3810 от 31.12.2014 года «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области ТЕМП».
28. Причинин А.Е. Предпроектные исследования учащихся как условие повышения продуктивности обучения: диссертационная работа кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А.Е. Причинин. - Ижевск, 2006. - 230 с.
29. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р «О плане мероприятий на 2015 - 2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
30. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М., 2002. - С. 253 - 296.
31. Родионова О. Л. Специфика применения метода межпредметных проектов в математическом образовании школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов VIII
Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск:
Издательство НГТУ, 2011. - С. 172-176.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - С. 254-255.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование [Текст] / Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. -М., 2011г.
34. Федорова Г. А. Методическая подготовка будущих учителей информатики к организации проектной деятельности учащихся: диссертация кандидата педагогических наук: Омск, 2004. - 166 с.
35. Фоменко И.А. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к проектной деятельности в основной школе: диссертационная работа кандидата педагогических наук: - Ялта, 2014- 24 с.
36. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое
понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В.
Хуторской Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. - Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2008. - Выпуск №1. - С. 117-137.
37. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
38. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ