Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами игровых технологий
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственные ценности» в психолого-педагогической литературе.
1.2. Возможности игровых технологий в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава 2. Организация экспериментальной работы по проблеме
формирования духовно-нравственных ценностей средствами игровых
технологий
2.1. Описание и анализ результатов изучения сформированности
духовно-нравственных ценностей на констатирующем этапе
эксперимента
2.2 Программа внеурочной деятельности, направленная
на формирование духовно-нравственных ценностей
младших школьников средствами игровых технологий и её
реализация в ходе экспериментальной работы
Выводы по II главе
Глава 3. Анализ результатов экспериментальной работы
3.1. Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной
работы
3.2. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы
Выводы по III главе
Заключение
Актуальность исследования обусловлена тем, что духовно-нравственное воспитание является одной из приоритетных задач современного образования. В этой связи особую значимость приобретает работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования воспитания. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Одним из результатов реализации ФГОС НОО является «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию» [66].
Младшие школьники - совершенно особая возрастная группа, работа с которой характеризуется такими особенностями, как высокая значимость наглядно-образной подачи материала, ориентация младших школьников направлена на учебную деятельность, игровая деятельность способствует развитию детей. И именно в процессе игровой деятельности, безусловно, позитивно воспринимаемой детьми этого возраста, возникает возможность эффективно формировать духовно-нравственные ценности.
Наиболее заметный вклад в изучение проблемы формирования духовно-нравственных ценностей внесли Н.А. Бердяев [38], А.А. Гусейнов [16], Д.А. Леонтьев [18], В.А. Сухомлинский [63], В.П. Тугаринов [17], Н.П. Шитякова [26] и другие. Однако, несмотря на множество работ по проблемам формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, в настоящее время недостаточно рассматривается проблема их формирования средствами игровых технологий во внеурочной деятельности, что подтверждает обоснованность темы исследования.
Таким образом, при изучении психолого-педагогической литературы, возникает противоречие между необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников, и недостаточностью методических разработок по осуществлению этого процесса средствами игровых технологий.
Анализ актуальности и существующее противоречие определили проблему исследования: каково содержание программы внеурочной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами игровых технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников духовно-нравственных ценностей средствами игровых технологий.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной
деятельности средствами игровых технологий.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности у младших школьников духовно-нравственных ценностей будет более высоким, если программа внеурочной деятельности будет содержать игровые технологии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия духовно-нравственных ценностей на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Выявить игровые технологии, влияющие на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
3. Разработать и экспериментальным путём проверить результативность программы внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников средствами игровых технологий.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования (январь 2016 г. - август 2016 г.) была определена исследовательская проблема, изучалась степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался диагностический инструментарий.
2. На втором этапе (сентябрь 2016 г. - октябрь 2016 г.)
проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание этапа экспериментальной работы.
3. На третьем этапе (ноябрь 2016 г. - май 2017 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялась программа «В гостях у совести», проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. На четвертом этапе (июнь 2017г. - ноябрь 2017 г.)
проводилась обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 45» г.Копейска. В эксперименте приняли участие 48 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические методы (анализ педагогической,
психологической и методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение).
2. Эмпирические методы (эксперимент, письменный опрос, проектная методика);
3. Статистические методы обработки данных.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании программы внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «В гостях у совести».
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности духовно- нравственной направленности «В гостях у совести» и ее методическое обеспечение влияет на результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, может использоваться в практике общеобразовательных учреждений.
На защиту выносятся следующее положение: программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «В гостях у совести» позитивно влияет на сформированность духовно - нравственных ценностей младших школьников.
Актуальность проведенного нами исследования определяется как необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников, так и необходимостью создания методического обеспечения деятельности учителя начальных классов по осуществлению этого процесса средствами игровых технологий.
Проанализировав труды, Н.А. Бердяева, А.А. Гусейнова, Д.А. Н.А.Коваля, Леонтьева, А.Е. Лихачев В.А. Сухомлинского, В.П. Сергеевой, В.П. Тугаринова, В.Д.Ширшова и других, мы определили степень изученности проблемы, которая характеризуется:
- определением понятий «ценность», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» (А.А. Гусейнов, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов, Н.П. Шитякова и другие);
- классификацией ценностей (А.А. Гусейнов, В.П. Тугаринов, Д.А. Леонтьев и другие);
- определением понятий «педагогические технологии», «игровые технологии», «игра» (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, М.В. Г.К. Селевко, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и другие);
- классификацией игр (Г.К. Селевко).
В процессе анализа литературы были выявлены игровые технологии, влияющие на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников. Игровые технологии были отнесены к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности (Г.К. Селевко).
Анализ состояния решения проблемы позволил нам сформулировать основную идею исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников духовно-нравственных ценностей средствами игровых технологий.
С помощью таких диагностических методик как: методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной мы исследовали понимание детьми младшего школьного возраста нравственной нормы «совесть», методики «Пословицы» С.М. Петровой мы исследовали уровень сформированности нравственного понятия «совесть», методики «Закончи рассказ» М.В. Матюхиной мы определили уровень сформированности мотивов нравственного поведения («поступать по совести»).
По итогам анализа констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод:
- при сопоставлении данных, полученных в результате исследования (методика диагностики «Закончи историю») становится очевидным, что в экспериментальной группе и в контрольной группе у значительного количества учащихся не сформировано понимание нравственной нормы «совесть», так низкий уровень наблюдается у 46% и 38% учащихся. Можно сделать вывод о том, что у значительного количества учащихся не сформировано понимание нравственной нормы «совесть». Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
- при сопоставлении данных, полученных в результате исследования (методика диагностики «Пословицы»), становится очевидным, что в экспериментальной группе и в контрольной группе у значительного количества учащихся не сформировано нравственное понятие «совесть», так низкий уровень наблюдается у 46% и 38% учащихся. Можно сделать вывод о том, что у значительного количества учащихся не сформировано нравственное понятие «совесть». Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
- при сопоставлении данных, полученных в результате исследования («Закончи рассказ»), становится очевидным, что в экспериментальной группе и в контрольной группе у значительного количества учащихся не сформирован мотив нравственного поведения («поступать по совести»),
так низкий уровень наблюдается у 50% и 33% учащихся. Можно сделать вывод о том, что у значительного количества учащихся не сформированы мотивы нравственного поведения («поступать по совести»).
Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
Анализ результатов позволил прийти к выводу о необходимости формирования у младших школьников понимания духовно-нравственных ценностей, отношения к «совести» как к ценности, формирование у младших школьников способности действовать в жизненных ситуациях в соответствии с этой ценностью, давать нравственную оценку поступкам.
После апробации разработанной нами программы внеурочной деятельности «В гостях у совести», направленной на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на примере таких ценностей как «совесть», «честность», «справедливость», «ответственность» средствами игровых технологий в экспериментальной группе отмечено:
- при сопоставлении данных, полученных в результате исследования (методики диагностики «Закончи историю»), становится очевидным, что в экспериментальной группе сформирован высокий (42 %) и средний (54%) уровень понимания нравственной нормы «совесть». Можно сделать вывод о том, что у значительного количества учащихся сформировано понимание нравственной нормы «совесть». Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
- при сопоставлении данных, полученных в результате исследования (методика диагностики «Пословицы»), становится очевидным, что в экспериментальной группе сформирован высокий (41%) и средний (46%) уровень сформированности нравственного понятия «совесть». Можно сделать вывод о том, что у значительного количества учащихся сформировано нравственное понятие «совесть». Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат. - при сопоставлении данных, полученных в результате исследования («Закончи рассказ»), становится очевидным, что в экспериментальной группе уровень сформированности мотивов нравственного поведения («поступать по совести») высокий (38%) и средний (54%). Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
Отмечена положительная динамика уровней сформированности нравственного понятия «совесть» согласно результатам использования диагностических методик «Закончи историю» и «Пословицы». Также в экспериментальной группе отмечена положительная динамика сформированности мотивов нравственного поведения («поступать по совести»), согласно методике «Закончи рассказ». Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью методов математической статистики в педагогических исследованиях Хи-квадрат.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.