Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественно-эстетическая среда как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Работа №81059

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетической среды как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Состояние и развитие проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 9
1.2. Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса в художественно-эстетической среде 19
1.3. Педагогические условия по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художествен-но-эстетической среде 38
2.1. Цель, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 38
2.2. Реализация педагогических условий по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде 45
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 66

Актуальность. Современное образование находится в поисках инновационных технологий, вариативных ресурсов, средств и методов для целостного разностороннего развития детей дошкольного возраста. Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформацию, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения дети дошкольного возраста сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.
Одной из ступеней системы образования в России является дошкольное образование, направленное на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - это важный период развития детей, в котором закладываются основы личностной культуры человека. Целостное разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста подразумевает многогранность и взаимозависимость разных сторон его личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие ребёнка как разносторонней личности, поэтому в данном документе выделяются основные направления развития, которые могут между собой интегрироваться: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и физическое развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одним из главных средств, формирующих личность ребёнка, источником социального опыта и получения знаний является предметно-развивающей среда, которая развивает и формирует разностороннюю личность.
Художественно-эстетическое развитие является важнейшим средством в формировании личности ребенка. В период детства происходит последовательное формирование основ художественно-эстетической культуры: эстетического отношения к миру и гармонизации восприятия. Художественно-эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Ребёнок, начиная с младшего возраста, знакомится с художественно-эстетическими предметами и явлениями, рассматривая разнообразные картинки в книге, слушая музыку и песни, рассказы взрослого. Дети дошкольного возраста реагируют на окружающую обстановку, природу, предметы изобразительного искусства, на театр и музыку, на поэзию. Педагоги и родители побуждают детей дошкольного возраста видеть и наслаждаться красотой искусства и окружающего мира, развивают творческие способности, а также формируют художественный вкус, т.е. умение подбирать красивые сочетания. Когда у детей дошкольного возраста будет проявляться наибольший интерес, они сами начнут создавать эту «красоту». Познавательный интерес следует развивать и создать вокруг детей дошкольного возраста такую художественно-эстетическую среду, которая бы привлекала и заинтересовывала детей к изобразительной деятельности такой, как рисование, лепка, аппликация.
Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической среде является актуальной в настоящее время. С внедрением в наш современный мир информационных технологий, дети дошкольного возраста стали меньше видеть прекрасное в природе, в предметах быта, в изобразительной деятельности, в разных видах искусства таких, как живопись, архитектура, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство. Понизилось активное включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности в такие как, театрализованная и музыкальная деятельность.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде, изучение работы педагогов в дошкольных образовательных организациях позволили выделить противоречия между:
- потенциальными возможностями развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде и степенью её практической применимости в практике дошкольного образования;
- возросшими требованиями к развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста и неготовности педагогов к организации образовательного процесса по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и определении педагогических условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы квалификационной работы: «Художественно-эстетическая среда как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО;
- создание обогащённой художественно-эстетической среды в ДОО.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде в теории и практике дошкольного образования;
- разработать педагогические условия по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде;
- опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.
Методико-теоретическую основу исследования составляют:
- отечественные концепции развития личности (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Э. Эриксон и др.);
- концепции художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (Н.В. Бутенко, В.И. Волынкин, Е.Ю. Волчегорская, А.Г. Гогоберидзе, Р.Г. Казакова, И.А. Лыкова и др.);
- концепции по созданию развивающей предметно- пространственной среды (И.Б. Едакова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, В.А. Ясвин и др.);
- концепции по созданию художественно-эстетической среды (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева, Т.М. Шатунова и др.);
- концепции развития познавательного интереса (Т.А. Куликова, Е.П. Ильин, И.А. Сорокина, Г.А. Урунтаева, Г.И. Щукина и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составили: Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), Закон «Об Образовании» (2012).
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе в зависимости от его задач применялись соответствующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ научной литературы, систематизация, классификация, сравнение);
- эмпирические (опытно-экспериментальная работа, диагностика).
База проведения исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23 г. Челябинска».
Поставленные задачи определили ход исследования, которые проводились в 3 этапа.
1 этап - организационно-подготовительный (июль - август 2015г.). Изучение аспектов проблемы исследования, выбор темы, обоснование её центральных идей, определение конкретных задач опытно-экспериментальной работы и выбор диагностик, теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы.
2 этап - формирующий (сентябрь 2015г. - август 2016г.). Проводи-лось изучение и анализ работы ДОО методом включенного наблюдения за образовательным процессом детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - аналитический (сентябрь 2016г.- ноябрь 2016г). Проводился анализ научной литературы, систематизировались и оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста в художественно-эстетической среде, определялась практическая значимость исследования, оформлялась квалификационная работа.
Практическая значимость исследования обусловлена: внедрением в образовательный процесс ДОО педагогических условий по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде и их возможностью использования в практике работы педагогов в ДОО.
Структура квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования были решены поставленные задачи. Мы проанализировали состояние и развитие проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде. Особую роль среды в развитии познавательного интереса подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Познавательный интерес мы будем рассматривать как стремление узнавать новое, выяснять непонятное в предметах и явлениях действительности. Основными чертами познавательного интереса является многогранность, целостность, устойчивость, динамичность, действенность. Художественно-эстетическую среду мы рассматриваем как пространство для самостоятельного приобретения опыта в творческой и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста, воспитания и реализации эстетических потребностей. Для организации образовательного процесса по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде следует придерживаться принципа интеграции, проблемного обучения, организации тематических недель.
В ходе исследования мы выделили педагогические условия по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической среде: профессиональная компетентность педагога и создание обогащённой художественно-эстетической среды. Профессиональная компетентность - это умение актуализировать знания и опыт в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Профессиональный педагог должен обладать педагогическими способностями и владеть педагогическими умениями для более эффективного развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в художественно-эстетической среде. Исследованием выявлено, что обогащённая художественно-эстетическая среда необходима детям дошкольного возраста, потому что она выполняет по отношению к ним информационную функцию - каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта и познавательного развития.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы мы совершенствовали художественно-эстетическую среду в группе. Мы подо-брали диагностический инструментарий для выявление профессиональной компетентности педагогов и уровня развития художественного творчества у детей. На констатирующем этапе результат диагностики педагогов был средний, у детей старшего дошкольного возраста тоже средний. В целях проверки выдвинутой нами гипотезы мы разработали план работы с педагогами на год и дали описание центров художественно-эстетической среды. На формирующем этапе мы реализовали педагогические условия. На контрольном этапе результаты были выше, чем на констатирующем, следовательно, реализация педагогических условий была эффективна.
Проведя теоретическое и практическое исследование проблемы, мы выполнили поставленную цель в нашей квалификационной работе.
Настоящее исследование носит завершённый характер, но в то же время оно открыто для дальнейшего изучения проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, а именно:
- разработка теоретических основ повышения компетентности и готовности педагогов ДОО к реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- поиск современных условий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в художественно-эстетической среде.



1. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет /Э. А. Баранова // Вопросы психологии. -2007. - № 4. - С. 45¬55.
2. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук: защищена 16.12.2014: утв.10.05.2015 / Ю.Ю. Березина. - М.: Изд-во МПГУ, 2015. - 431 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая сов. энцикл., 2002. - 528 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности:
Избр.психолог.труды /Л.И. Божович. - М.: Ин-т практ.психологии, 2001. - 532 с.
5. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие/ Р.С. Буре. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 109 с.
6. Бутенко Н.В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст]: моногр. / Н.В. Бутенко. - М.: Издательский центр «Перо», 2014. - 268 с.
7. Бутенко Н.В. Понятийно-терминологический словарь по художественно- эстетическому образованию/ Н.В. Бутенко. - Челябинск: ЦИЦЕРО, 2013. - 44 с.
8. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст]: моногр./ Н.В. Бутенко. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 386 с.
9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок/ Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
11. Володин А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко. // Гуманитарные науки. - 2014. - №2. - С.143-152.
12. Выготский JI.C. Эстетическое воспитание. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1996. - 536 с.
13. Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук: защищена 13.04.1969: утв. 5.02.1970/ Л.Ф. Захаревич. - М., 1970. - 375 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000.
-512 с.
15. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный)/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 447 с.
16. Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. / Т.С. Комарова, О.Ю Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
17. Комарова Т.С. Красота. Радость. Творчество: программа эстет. воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова. - М.: Пед. о-во России, 2000.
- 128 с.
18. Кудрявцев В.Т Культуросообразное образование: концептуальные основания/ В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр // Известия РАО. -2011. - № 4. - С. 4-46.
19. Куликова Т. А. О воспитании у детей познавательных интересов/ Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 38-42.
20. Куликовская И.Э. Пространственно-предметная среда развития мировидения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении/ И.Э. Куликовская // Детский сад от А до Я. - 2005. - №4. - С.76-83.
21. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование: старший до-школьный возраст: учеб. пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 119 с.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. - М.: Издательство МГУ, 2004. - 323 с.
23. Лыкова И.А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании/ И.А. Лыкова, Ф.Н. Вахабова, Н.Г. Ачилова // Педагогика искусства. - 2011. - № 2. - С. 56-73.
24. Лыкова И.А. Интеграция интеллектуального и эстетического развития детей как педагогическая проблема / И.А. Лыкова, Н.А. Горелик// Педагогика искусства. - 2010. - № 2 - С.45-49.
25. Лыкова И.А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании/ И.А. Лыкова // Педагогика искусства. - 2011.- № 2. - С.32-36.
26. Лыкова И.А. Экспериментирование в детской изобразительной деятельности / И.А. Лыкова // Материалы Международной конференции к 95-летию со дня рождения А.В. Запорожца / под общ. ред. В.Т. Кудрявцева. - Москва, 2000. - С. 157-158.
27. Маневцова Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности: автореф.дис.кан. пед. наук. -Л.,1975. - с.342.
28. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - 2-е изд. доп. - М.: Академия, 2012. - 160 с.
29. Молчанов С.Г. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении / С.Г. Молчанов, Г.В. Яковлева. - Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО, 2005. - 71 с.
30. Новопавловская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста/ Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. -№8. - С.46-48.
31. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах/ С.Л. Новоселова - М.: Айресс -Пресс, 2007. - 119 с.
32. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С.79-85.
33. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
34. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. - М.: Наука, 2003. - 211 с.
35. Едакова И.Б. Проектирование основной общеобразовательной про-граммы/ И.Б. Едакова, И.В. Колосова, М.Л. Семёнова и др. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. - 104 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер-Принт, 2003. - 508 с.
37. Ткачёва М.С. Педагогическая психология: конспект лекций/ М.С. Ткачёва. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.
38. Трубайчук Л.В. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: кол. моногр. / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск : РЕКПОЛ, 2011. - 158 с.
39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 // «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
41. Флёрина Е.А. Эстетическое оформление детского сада / Е.А. Флёрина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С. 100-104.
42. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2002. - 54 с.
43. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка/ Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я - 2006. - №4. - С. 6-17.
44. Чумичева Р.М. Ребёнок в мире культуры/ Р.М.Чумичева. - Ростов н/Д:Феникс, 2004. - 610 с.
45. Чумичева Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира/ Р.М. Чумичева, И.Э. Куликовская. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.
46. Школяр Л.В. Преемственность эстетического воспитания дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2012. № 2
47. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2009. - 218 с.
48. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно¬
ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-41.
49. Яковлева Г.А. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного учреждения/ Г.А. Яковлева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №10 - С.88-94.
50. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
51. Яфальян А.Ф. Создание эстетического пространства в условиях образовательных учреждений/ А.Ф. Яфальян // Целостное образовательное пространство от детского сада до вуза: межвуз. сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - Вып. 5. - С. 12-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ