Введение
Глава 1. Теоретические основы использования дискуссионного
метода при проведении занятий по «Основам права»
1.1 Теоретические подходы к преподаванию курса «Основы права»
1.2 Понятие и виды дискуссий
Глава 2. Дидактические основы дискуссионных форм проведения
занятий по праву в среднем профессиональном образовании
2.1. Методические рекомендации по организации занятий
дисциплины «Основы права»
2.2 План-конспект урока-дискуссии по дисциплине «Основы права», тема «Трудовые права граждан»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе любой образовательной технологии или концепции любой подход к преподаванию любой учебной дисциплины - это конкретная цель или, скорее, набор целей с определенной иерархией. Цель не оправдывает, насколько средства определяют, только после выделения конкретной педагогической цели методы и средства, наиболее подходящие для этой цели, включая само содержание обучения (18, с. 3).
В современной педагогической теории определяются следующие основные цели педагогического процесса: формирование знаний, умений и навыков, формирование методов умственных действий, формирование эстетических и нравственных отношений, формирование самокорректированных личностных механизмов, формирование эффективной практической сферы и развитие творческих способностей. В каждой академической дисциплине каждая из этих целей должна быть реализована в некоторой степени. Каждая педагогическая технология и каждый учебный предмет одновременно могут по-своему размещать акценты в иерархии этих целей.
Их прямое практическое выражение педагогических целей можно найти в разработке учебных планов, в то время как преподавание конкретных учебных дисциплин. В самом общем виде они определяются государством, а более конкретно - образовательными организациями, но остаются только номинальными, декларативными, и только на последнем этапе в учебном процессе максимально уточняются педагогические цели, а конкретные шаги для их достижения.
Во все времена учителя изучали формы образования, до сих пор нет общего мнения по этому вопросу, ведется поиск новых форм обучения, анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования для студентов. В настоящее время мы встречаем разные точки зрения на эффективность применения различных форм учебного процесса.
Современный педагогический процесс обучения, среди одной из важных задач, предполагает значительное расширение форм учебной деятельности студентов. Эти вопросы особенно актуальны на сегодняшний день, поскольку образовательный процесс должен строиться как общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников - учителем и студентами, а также между ними.
Так строится учебный процесс при использовании групповых, интерактивных (основанных на взаимодействии) методов обучения - дискуссии, ролевой игры, имитационной игры. Образовательная дискуссия является наиболее распространенным методом. Его главная задача - выявить существующее разнообразие точек зрения участников на любую проблему и, при необходимости, всесторонний анализ каждого из них.
В процессе обучения обсуждение должно занимать значительное место в тех дисциплинах, в которых существует двусмысленность в объяснении явлений.
Цель исследования: проанализировать основные особенности дискуссионного метода проведения занятий по дисциплине «Основы права».
В соответствии с поставленной целью в работе определен ряд исследовательских задач:
• охарактеризовать теоретические подходы к преподаванию дисциплины «Основы права»;
• проанализировать теоретические основы дискуссионного метода, понятие и виды дискуссий, применяемых в учебном процессе;
• определить методы проведения дискуссии на занятиях права в организациях профессионального образования;
• сформулировать методические рекомендации по организации занятий дисциплины «Основы права»;
• составить план-конспект урока-дискуссии.
Объектом исследования выступают дискуссионные методы обучения в современном учебном процессе профессиональной образовательной организации.
Предметом исследования являются теория и практика изучения специфики метода дискуссии при проведении основ права в среднем специальном учебном заведении.
Вопросы преподавания дисциплины «Основы права» изучали такие ученые, специалисты в области педагогики и права как Е.В. Гнатышина, Е.В. Евплова, В.А. Затонский, Е.М. Ибрагимова, В.В. Лазарев, В.А. Козбаненко, А.В. Малько, А.Ю. Мамычев, Е.А. Певцова, М.В. Чередникова и другие.
Методы исследования. Использовались теоретические методы: анализ, обобщение, конкретизация, сравнение, аналогия, моделирование, обобщение.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, две главы, объединяющие в себе пять параграфов, заключение, список ис-пользованных источников и приложение.
Мировоззрение может объединять людей, а может быть, и разобщать - достаточно проанализировать историю двадцатого века. И в настоящее время взаимопонимание, уважение, взаимопомощь лежат в основе мировоззрения не каждого человека, особенно молодого. Поэтому для современной молодежи, которая владеет будущим, очень важно сформировать гуманистическое мировоззрение. Несмотря на общий характер определенных положений, спектр рассматриваемых вопросов не чужд личному опыту студентов. Актуализировать этот опыт, сделать его предметом анализа, использовать только активные интерактивные методы обучения (25, с. 4). Поэтому обсуждение и беседа, выполнение различных задач должны быть неотъемлемой частью профессии как в университете, так и в среднем профессиональном учебном заведении.
Урок будет эффективным, если преподаватель направит презентацию материала для улучшения познавательной активности учащихся. При подготовке методологической разработки следует использовать различные источники: учебно-методическую и справочную литературу, работу известных российских юристов, материалы судебной практики. Современные классы предлагают среди одной из важных задач значительное расширение форм учебной деятельности студентов. Поэтому образовательный процесс должен строиться как общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников - учителем и учениками. Имея возможность проявить инициативу, взять на себя ответственность, предложить свою точку зрения и т.д., студенты во многих отношениях приобретают статус субъекта образовательной деятельности. Обучение также становится их собственным делом, а не только работой учителя. Учитель и ученики вместе, хотя и с разными акцентами, будут участвовать в поиске истины.
Для преподавателя каждый студент - предмет, к которому он не обращается к чему-то, чтобы вдохновить его, но для того, чтобы стимулировать его деятельность, вовлечь его в совместное творчество. Таким образом, образовательный процесс строится с использованием групповых интерактивных (т.е. основанных на взаимодействии) методов обучения - дискуссия, игровые роли, имитация игр. Среди них наиболее распространенным методом является дискуссия об образовании. Его основная задача - выявить существующее разнообразие точек зрения участников по любой проблеме и, при необходимости, всесторонний анализ каждого из них. В методической литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дискуссия, спор. Следует помнить, что психологи называют спор спором, который приобретает характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Противоречие предполагает столкновение с идеологическим противником.
Широкое внедрение группового обсуждения в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, основанному на том, что усвоение материала программы будет более эффективным, если студенты не только получат готовые знания от учителя, учебники, но «получить» их, решая когнитивные задачи. Во время обсуждения студенты развивают определенные навыки и способности. Ситуация полемики заставляет их формулировать свои мысли как можно точнее, правильно используя для этого понятия и термины. Студенты овладевают методами демонстративной полемики, заботятся о справедливости своих предложений, подходах к решению. Обсуждение в законе позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных знаний, показать их важность для настоящего времени. Использование такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить типы уроков, сделать их более интересными и запоминающимися. Обсуждение тренинга уместно на семинаре, в турнирной таблице.
В случае, когда необходимо решить большую и неоднозначную научную проблему или сделать разумное суждение о нравственной проблеме, возникающей в связи с содержанием изучаемой дисциплины, целесообразно провести специальный урок - дискуссию или урок - обсуждения. Специальные уроки-дискуссии должны быть направлены на решение реальных научных и социальных проблем, чтобы студенты могли «потерять» правовую ситуацию, существующую в обществе.
В связи со всем, что было сказано выше, проблема выбора тем для дискуссионных сессий и дискуссий становится особенно важной, а также вопрос о количестве таких уроков по курсу. Здесь, конечно, важно чувство меры. В каждой дисциплине есть темы, обсуждение которых не будет продуктивным. Такая форма организации учебной деятельности должна при-меняться, когда есть, во-первых, необходимость группового обсуждения различных способов решения серьезной познавательной задачи, а во- вторых, когда сам материал открывает возможности для организации эффективной групповой работы на уроке.
Таким образом, следует отметить, что метод обсуждения обеспечивает интенсивное развитие духовности и формирование убеждений нравственной личности.
В случае, если необходимо решить большую и неоднозначную научную проблему или сделать разумное суждение о нравственной проблеме, возникающей в связи с содержанием изучаемой дисциплины, целесообразно провести специальный урок - дискуссию или дискуссию на уроке. Специальные уроки-дискуссии должны быть направлены на решение реальных научных и социальных проблем, чтобы студенты могли «решить» правовую ситуацию, существующую в обществе.
В связи со всем, что было сказано выше, проблема выбора тем для дискуссионных сессий и дискуссий становится особенно важной, а также вопрос о количестве таких уроков по курсу. Здесь, конечно, важно чувство меры. В каждой дисциплине есть темы, обсуждение которых не будет продуктивным. Такая форма организации учебной деятельности должна применяться, когда есть, во-первых, необходимость группового обсуждения различных способов решения серьезной познавательной задачи, а во- вторых, когда сам материал открывает возможности для организации эффективной групповой работы на уроке.
Таким образом, следует отметить, что метод обсуждения обеспечивает интенсивное развитие духовности и формирование убеждений нравственной личности. Дискуссия является одним из самых сложных вариантов интерактивных занятий в области преподавания права.
Обсуждение - это форма деловой игры, которая требует от студента юридической профессии мобилизации всех навыков, побуждает его овладеть и углублять новые юридические знания, расширяет его кругозор и, что самое главное, заставляет его овладевать целым комплексом коммуникативных навыки. Таким образом, путь к обсуждению заключается в участии студентов в различных типах нетрадиционных классов, где они получают необходимый опыт для будущего участия в самой дискуссии: занятия - судебные процессы, занятия - митинги, занятия - соревнования, занятия - театральные выступления.