Методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1 Современные методы и средства обучения биологии 9
1.2 Особенности организации обучения биологии в условиях
общеобразовательной и малокомплектной школах 21
1.3 Содержание методики комплексного использования средств обучения
биологии в условиях малокомплектной школы 31
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 42
2.1 Организация и методы опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Апробация методики комплексного использования средств обучения
биологии в условиях малокомплектной школы на примере КГУ «Николаевская основная школа» 46
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 57
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1 Современные методы и средства обучения биологии 9
1.2 Особенности организации обучения биологии в условиях
общеобразовательной и малокомплектной школах 21
1.3 Содержание методики комплексного использования средств обучения
биологии в условиях малокомплектной школы 31
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 42
2.1 Организация и методы опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Апробация методики комплексного использования средств обучения
биологии в условиях малокомплектной школы на примере КГУ «Николаевская основная школа» 46
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 57
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Сельская школа, в частности малокомплектная школа - одна из самых актуальных социальных проблем. Это обусловлено как социальными предпосылками, так и спецификой организации педагогического процесса в малокомплектной школе. На сегодняшний день доля сельских школ в Казахстане составляет 75% (5632), что значительно превышает количество городских школ.
Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся малокомплектных школ - сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств, обучения и воспитания.
Однако слабая материально-техническая оснащенность процесса обучения, отсутствие совершенной учебно-методической литературы не способствуют повышению профессионального уровня учителей малокомплектных школ. В условиях малокомплектной школе большая часть учеников не получают законченного биологического образования, так как все основные темы и разделы вынесены в изучении биологии в старших классах.
Главными причинами такого положения дел являются: отдаленность малокомплектных школ от культурных центров; на местах почти нет специальных курсов повышения квалификации учителей малокомплектных школ; недостаточность необходимых учебно-методических средств для самообразования учителей; не налажена подготовка специальных кадров для малокомплектных школ, низкие бытовые условия учителей, текучесть кадров; нет возможности обмена опытом между учителями школ.
В методическом плане эти проблемы разработаны Аквилевой Г.Н., Ваиняр Н.Ф., Гаркуновой И.Л., Кузнецовым В. И., Постниковой Е.А., Суворовой Г.Ф., Чекмаревой Т.К.. Вопросы подготовки и повышения квалификации сельских учителей исследованы Авдеевым Ф.С., Артемьевым В.П., Чаловым А.Н.. Школоведческие аспекты развития сельской школы рассмотрены в диссертационных исследованиях Борисовой Л.Г., Селиванова В.С. и др.
Несмотря на наличие большого числа трудов, посвященных проблеме организации обучения биологии в условиях малокомплектной школы, можно выделить малоразработанные аспекты.
Все дидактические и методические исследования проблемы выбора средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы проводились в условиях деятельности школы 80-х годов, в те времена школы с наполняемостью классов от 10 до 36 человек.
Естественно, в них не обоснованы педагогические условия организации обучения биологи в сверхмалых классах начальной сельской школы.
Требует доработки и вопрос, связанный с использованием индивидуальных дидактических средств обучения, существует реальная потребность школьной практики в создании новых методик обучения биологи в сверхмалых классах сельской школы или использовании хорошо известных средств обучения биологии, но модифицированных применительно к условиям современной малокомплектной школы (МКШ).
Таким образом, в школьном биологическом образовании в настоящее время имеются следующие противоречия:
- между возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей малокомплектной сельской школы;
- между недостаточной разработанностью проблемы обучения биологии в условиях МКШ и потребностью учителей биологии в создании методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Вышеизложенное определило проблему исследования: какие средства и методы обучения биологии будут эффективным в условиях малокомплектной школы?
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, была определена тема исследования: «Методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Объект исследования: процесс обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Предмет исследования: методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Гипотеза исследования: процесс обучения биологии в условиях малокомплектной школы при помощи методики комплексного использования средств обучения биологии будет эффективным, если:
- будет сформирована информационно-образовательная среда, которая позволит учащемуся совместно с преподавателем выбрать индивидуальный план-график, а также необходимые для его выполнения формы;
- будут использованы методы и средства традиционных и инновационных педагогических систем обучения, а также инновационные технологии обучения с учетом специфики малокомплектной школы.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1 Изучить и обобщить имеющиеся исследования по методике обучения биологии в условиях малокомплектной школы;
2 Определить отличительные особенности организации обучения по биологии в современной общеобразовательной и малокомплектной школах;
3 Разработать методику комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы;
4 Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Методологическую основу исследования составили:
- положения личностно-деятельностного подхода (труды Леонтьева А.Н., Давыдова В.В., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М.и др.).
Теоретическую основу составили работы по:
- методологии, дидактике и процессу обучения (Краевский В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Сластенин В. А. и др.);
- проблеме организации учебно-воспитательного процесса в сельских школах, которая была рассмотрена в работах Суворовой Г.Ф., Мельникова А.М., Лебединцева В.Б., Пакуловой В.М., , Габриэляна О.С, Зайкина М.И, Кондратенкова А.Е., Солодухина Н.А. и многих других;
- модернизации биологического образования в целом и профильного обучения, в частности (Андреева Н.Д., Пономарева И. Н., Пасечник В. В., Сухорукова Л.Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В., Мягкова А. Н., Никишов А. И., Носова Т. М.).
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, учебных программ и учебников по биологии, нормативных и программно-методических документов об образовании;
- эмпирические: организация и проведение опытно-экспери¬
ментальной работы, состоящего из констатирующего и формирующего этапов; педагогическое наблюдение; анкетирование;
- методы математической обработки данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.
База исследования: КГУ «Николаевская основная школа» отдела образования Тарановского района, Костанайской области, Республика Казахстан. В исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов в количестве 15 человек.
Основные этапы выпускной квалификационной работы:
Первый этап (2016 г.) был постановке проблемы исследования с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований создания и апробации методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
На втором этапе (2017-2018 гг.) была разработана и апробирована методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
На третьем этапе (2018 г.) осуществлялось подведение итогов,
полученных опытных данных, обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования в текст ВКР.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в обосновании и уточнении методов и средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы для повышения эффективности образовательного процесса МКШ в целом.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных автором методических материалов для обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы данного исследования обсуждались и получили одобрение на методических и педагогических советах КГУ «Николаевская основная школа» отдела образования Тарановского района, Костанайской области, Республика Казахстан.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем выпускной квалификационной работы составил 92 страницы, список литературы состоит из 90 источников.
Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся малокомплектных школ - сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств, обучения и воспитания.
Однако слабая материально-техническая оснащенность процесса обучения, отсутствие совершенной учебно-методической литературы не способствуют повышению профессионального уровня учителей малокомплектных школ. В условиях малокомплектной школе большая часть учеников не получают законченного биологического образования, так как все основные темы и разделы вынесены в изучении биологии в старших классах.
Главными причинами такого положения дел являются: отдаленность малокомплектных школ от культурных центров; на местах почти нет специальных курсов повышения квалификации учителей малокомплектных школ; недостаточность необходимых учебно-методических средств для самообразования учителей; не налажена подготовка специальных кадров для малокомплектных школ, низкие бытовые условия учителей, текучесть кадров; нет возможности обмена опытом между учителями школ.
В методическом плане эти проблемы разработаны Аквилевой Г.Н., Ваиняр Н.Ф., Гаркуновой И.Л., Кузнецовым В. И., Постниковой Е.А., Суворовой Г.Ф., Чекмаревой Т.К.. Вопросы подготовки и повышения квалификации сельских учителей исследованы Авдеевым Ф.С., Артемьевым В.П., Чаловым А.Н.. Школоведческие аспекты развития сельской школы рассмотрены в диссертационных исследованиях Борисовой Л.Г., Селиванова В.С. и др.
Несмотря на наличие большого числа трудов, посвященных проблеме организации обучения биологии в условиях малокомплектной школы, можно выделить малоразработанные аспекты.
Все дидактические и методические исследования проблемы выбора средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы проводились в условиях деятельности школы 80-х годов, в те времена школы с наполняемостью классов от 10 до 36 человек.
Естественно, в них не обоснованы педагогические условия организации обучения биологи в сверхмалых классах начальной сельской школы.
Требует доработки и вопрос, связанный с использованием индивидуальных дидактических средств обучения, существует реальная потребность школьной практики в создании новых методик обучения биологи в сверхмалых классах сельской школы или использовании хорошо известных средств обучения биологии, но модифицированных применительно к условиям современной малокомплектной школы (МКШ).
Таким образом, в школьном биологическом образовании в настоящее время имеются следующие противоречия:
- между возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной подготовки подрастающего поколения и ограниченностью образовательных возможностей малокомплектной сельской школы;
- между недостаточной разработанностью проблемы обучения биологии в условиях МКШ и потребностью учителей биологии в создании методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Вышеизложенное определило проблему исследования: какие средства и методы обучения биологии будут эффективным в условиях малокомплектной школы?
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, была определена тема исследования: «Методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Объект исследования: процесс обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Предмет исследования: методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Гипотеза исследования: процесс обучения биологии в условиях малокомплектной школы при помощи методики комплексного использования средств обучения биологии будет эффективным, если:
- будет сформирована информационно-образовательная среда, которая позволит учащемуся совместно с преподавателем выбрать индивидуальный план-график, а также необходимые для его выполнения формы;
- будут использованы методы и средства традиционных и инновационных педагогических систем обучения, а также инновационные технологии обучения с учетом специфики малокомплектной школы.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1 Изучить и обобщить имеющиеся исследования по методике обучения биологии в условиях малокомплектной школы;
2 Определить отличительные особенности организации обучения по биологии в современной общеобразовательной и малокомплектной школах;
3 Разработать методику комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы;
4 Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Методологическую основу исследования составили:
- положения личностно-деятельностного подхода (труды Леонтьева А.Н., Давыдова В.В., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М.и др.).
Теоретическую основу составили работы по:
- методологии, дидактике и процессу обучения (Краевский В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Сластенин В. А. и др.);
- проблеме организации учебно-воспитательного процесса в сельских школах, которая была рассмотрена в работах Суворовой Г.Ф., Мельникова А.М., Лебединцева В.Б., Пакуловой В.М., , Габриэляна О.С, Зайкина М.И, Кондратенкова А.Е., Солодухина Н.А. и многих других;
- модернизации биологического образования в целом и профильного обучения, в частности (Андреева Н.Д., Пономарева И. Н., Пасечник В. В., Сухорукова Л.Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В., Мягкова А. Н., Никишов А. И., Носова Т. М.).
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, учебных программ и учебников по биологии, нормативных и программно-методических документов об образовании;
- эмпирические: организация и проведение опытно-экспери¬
ментальной работы, состоящего из констатирующего и формирующего этапов; педагогическое наблюдение; анкетирование;
- методы математической обработки данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.
База исследования: КГУ «Николаевская основная школа» отдела образования Тарановского района, Костанайской области, Республика Казахстан. В исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов в количестве 15 человек.
Основные этапы выпускной квалификационной работы:
Первый этап (2016 г.) был постановке проблемы исследования с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований создания и апробации методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
На втором этапе (2017-2018 гг.) была разработана и апробирована методика комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
На третьем этапе (2018 г.) осуществлялось подведение итогов,
полученных опытных данных, обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования в текст ВКР.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в обосновании и уточнении методов и средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы для повышения эффективности образовательного процесса МКШ в целом.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных автором методических материалов для обучения биологии в условиях малокомплектной школы.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы данного исследования обсуждались и получили одобрение на методических и педагогических советах КГУ «Николаевская основная школа» отдела образования Тарановского района, Костанайской области, Республика Казахстан.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем выпускной квалификационной работы составил 92 страницы, список литературы состоит из 90 источников.
В современном мире человечество окружает огромное количество информации, она доступна всем, соответственно появилась потребность развития не только знаний и умений, но и необходимость развития способности к самостоятельному обучению.
Целью данного исследования послужило теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы. Цель была выполнена в ходе данной работы.
Также были выполнены задачи, а именно была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме данного исследования, также были рассмотрены понятия «методика обучения» и «методы и средства обучения» в психолого-педагогической литературе. Была обнаружена специфика использования наглядных, реальных и словесных средств обучения в образовательном процессе.
Экспериментальным путем проверена эффективность методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы. Цель была выполнена в ходе данной работы в образовательном процессе на уроках биологии, которая проводилась в 5-8 классах.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе КГУ «Николаевская основная школа» отдела образования Тарановского района, Костанайской области, Республика Казахстан.
Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны обучающиеся 7-9 классов в количестве 15 человек, соответственно участвовали 3 классов: 7, 8 и 9 класс.
Для экспериментальной части исследования были выбраны 7 и 8 классов, а для контроля ученики 9 класса
В итоге в экспериментальной группе в сумме получилось 7 человек, в контрольной группе 8 человек.
Современные технологии образования выстраиваются на инновационных средствах обучения биологии.
Главная задача обучения сегодня является личностно-ориентированный подход. Ученик должен самостоятельно прийти к новому знанию, закрепить его, а учитель направлять обучающегося на нужный путь. Обучающийся должен научиться верно конструировать собственный смысл, цели, к которым он стремиться, а также принятие системы образования и конструирования собственного смысла.
С введением стандартов обучения в деятельность учителя были внесены изменения, в том числе изменились цели работы учителей. В связи с данными изменениями учитель должен нести проблему ученикам, соответственно необходимо регулярно придумывать задачи и проблемы, которые смогут решить ученики. В данное время современна педагогика стала весьма пластичной, что дает право выбора средств и методов обучения.
Данный эксперимент показал, что усвоение материала обучающимися намного эффективней, когда обучающиеся получают новые знания с помощью комплексного использования средств обучения. Данный вывод доказал итоговый тест, которые обучающиеся успешно прошли.
Также в данных классах в конце каждого урока проводилась рефлексия, целью которой было выявление заинтересованности обучающихся к предмету.
В ходе систематических уроков, с применением комплекса средств обучения, интерес к обучению возрос. Учащиеся стали задавать больше вопросов по предмету, стали читать больше дополнительной литературы, в ходе уроков стало происходить больше рассуждений, обучающихся по теме урока.
После проведенного контрольного тестирования среди учащихся экспериментального и контрольного класса наблюдается положительная динамика в уровне знаний по предмету «Биология».
Исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы:
1) в экспериментальных классах, где уроки проводились с использованием разнообразных средств обучения результат освоения учебного материала, был на порядок выше, чем в контрольных классах;
2) при большой заинтересованности к предмету в контрольных классах уровень знаний был незначительно, но ниже чем в экспериментальных, однако после проведения нескольких уроков с помощью методики комплексного использования средств обучения качество усвоения материала заметно повышалось;
3) итоговое тестирование выявило, что степень выполнения заданий, которые изучались на уроках с применением методики комплексного использования средств обучения на порядок выше, чем в контрольных классах.
В результате реализации методики комплексного использования средств обучения уровень первоначальных и приобретенных знаний по предмету «Биология» изменился следующим образом: количество учащихся с высоким уровнем увеличилось с 10 % до 63%, с низким уровнем с 53% до 10%.
Коэффициент эффективности, полученный в результате математической обработки данных, в размере 1,325 подтверждает, что разработанная нами методики комплексного использования средств обучения способствует повышению уровня знаний по предмету «Биология».
Эти различия позволяют нам сформулировать соответствующий вывод о правильности выдвинутой нами гипотезы, согласно которой процесс обучения биологии в условиях малокомплектной школы при помощи методики комплексного использования средств обучения биологии будет эффективным, если:
- будет сформирована информационно-образовательная среда, которая позволит учащемуся совместно с преподавателем выбрать индивидуальный план-график, а также необходимые для его выполнения формы;
- будут использованы методы и средства традиционных и инновационных педагогических систем обучения, а также инновационные технологии обучения с учетом специфики малокомплектной школы.
Данная тема остается актуальной, т.к. существует множество материалов и разработок, но современный образовательный процесс требует нового подхода к обучающимся, также в условиях нового стандарта об образовании следуют помнить, что ключевым аспектом является личностно-ориентированный подход, поэтому использование комплекса средств обучения имеет место на существование в школе.
Большим препятствием для внедрения данной методики обучения в систему образования является то, что не все учителя хотят заниматься творческим развитием обучающихся в рамках своего урока и отказываются принимать новые стандарты образования.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений.
Целью данного исследования послужило теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы. Цель была выполнена в ходе данной работы.
Также были выполнены задачи, а именно была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме данного исследования, также были рассмотрены понятия «методика обучения» и «методы и средства обучения» в психолого-педагогической литературе. Была обнаружена специфика использования наглядных, реальных и словесных средств обучения в образовательном процессе.
Экспериментальным путем проверена эффективность методики комплексного использования средств обучения биологии в условиях малокомплектной школы. Цель была выполнена в ходе данной работы в образовательном процессе на уроках биологии, которая проводилась в 5-8 классах.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе КГУ «Николаевская основная школа» отдела образования Тарановского района, Костанайской области, Республика Казахстан.
Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны обучающиеся 7-9 классов в количестве 15 человек, соответственно участвовали 3 классов: 7, 8 и 9 класс.
Для экспериментальной части исследования были выбраны 7 и 8 классов, а для контроля ученики 9 класса
В итоге в экспериментальной группе в сумме получилось 7 человек, в контрольной группе 8 человек.
Современные технологии образования выстраиваются на инновационных средствах обучения биологии.
Главная задача обучения сегодня является личностно-ориентированный подход. Ученик должен самостоятельно прийти к новому знанию, закрепить его, а учитель направлять обучающегося на нужный путь. Обучающийся должен научиться верно конструировать собственный смысл, цели, к которым он стремиться, а также принятие системы образования и конструирования собственного смысла.
С введением стандартов обучения в деятельность учителя были внесены изменения, в том числе изменились цели работы учителей. В связи с данными изменениями учитель должен нести проблему ученикам, соответственно необходимо регулярно придумывать задачи и проблемы, которые смогут решить ученики. В данное время современна педагогика стала весьма пластичной, что дает право выбора средств и методов обучения.
Данный эксперимент показал, что усвоение материала обучающимися намного эффективней, когда обучающиеся получают новые знания с помощью комплексного использования средств обучения. Данный вывод доказал итоговый тест, которые обучающиеся успешно прошли.
Также в данных классах в конце каждого урока проводилась рефлексия, целью которой было выявление заинтересованности обучающихся к предмету.
В ходе систематических уроков, с применением комплекса средств обучения, интерес к обучению возрос. Учащиеся стали задавать больше вопросов по предмету, стали читать больше дополнительной литературы, в ходе уроков стало происходить больше рассуждений, обучающихся по теме урока.
После проведенного контрольного тестирования среди учащихся экспериментального и контрольного класса наблюдается положительная динамика в уровне знаний по предмету «Биология».
Исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы:
1) в экспериментальных классах, где уроки проводились с использованием разнообразных средств обучения результат освоения учебного материала, был на порядок выше, чем в контрольных классах;
2) при большой заинтересованности к предмету в контрольных классах уровень знаний был незначительно, но ниже чем в экспериментальных, однако после проведения нескольких уроков с помощью методики комплексного использования средств обучения качество усвоения материала заметно повышалось;
3) итоговое тестирование выявило, что степень выполнения заданий, которые изучались на уроках с применением методики комплексного использования средств обучения на порядок выше, чем в контрольных классах.
В результате реализации методики комплексного использования средств обучения уровень первоначальных и приобретенных знаний по предмету «Биология» изменился следующим образом: количество учащихся с высоким уровнем увеличилось с 10 % до 63%, с низким уровнем с 53% до 10%.
Коэффициент эффективности, полученный в результате математической обработки данных, в размере 1,325 подтверждает, что разработанная нами методики комплексного использования средств обучения способствует повышению уровня знаний по предмету «Биология».
Эти различия позволяют нам сформулировать соответствующий вывод о правильности выдвинутой нами гипотезы, согласно которой процесс обучения биологии в условиях малокомплектной школы при помощи методики комплексного использования средств обучения биологии будет эффективным, если:
- будет сформирована информационно-образовательная среда, которая позволит учащемуся совместно с преподавателем выбрать индивидуальный план-график, а также необходимые для его выполнения формы;
- будут использованы методы и средства традиционных и инновационных педагогических систем обучения, а также инновационные технологии обучения с учетом специфики малокомплектной школы.
Данная тема остается актуальной, т.к. существует множество материалов и разработок, но современный образовательный процесс требует нового подхода к обучающимся, также в условиях нового стандарта об образовании следуют помнить, что ключевым аспектом является личностно-ориентированный подход, поэтому использование комплекса средств обучения имеет место на существование в школе.
Большим препятствием для внедрения данной методики обучения в систему образования является то, что не все учителя хотят заниматься творческим развитием обучающихся в рамках своего урока и отказываются принимать новые стандарты образования.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



