Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие «аналитико-синтетические умения» в педагогической
литературе 7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности в
начальной школе 13
1.3 Современные подходы к формированию аналитико-
синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе с применением информационных технологий 18
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Организация исследования и анализ результатов исследования по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность по математике 31
2.2 Методические рекомендации учителям начальных классов по применению информационных технологий во внеурочной деятельности
по математике 39
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 70
ПРИЛОЖЕНИЕ З
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие «аналитико-синтетические умения» в педагогической
литературе 7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности в
начальной школе 13
1.3 Современные подходы к формированию аналитико-
синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе с применением информационных технологий 18
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Организация исследования и анализ результатов исследования по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность по математике 31
2.2 Методические рекомендации учителям начальных классов по применению информационных технологий во внеурочной деятельности
по математике 39
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 70
ПРИЛОЖЕНИЕ З
В современном понимании школа имеет не только социальное предназначение, но и самостоятельное развитие ученика, развитие у него самостоятельно определять учебные цели, пути их достижения, принятие какого-либо самостоятельного успешного решения, умение его оценивать и контролировать, другими словами, предназначение школы заключается в формировании умения учиться.
Достижение данных целей на основе Федеральных государственных образовательных стандартов предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия в начальной школе оказываются важнейшей задачей современной системы образования. Они представляют собой обобщенные действия, которые мотивируют ученика к успешному обучению. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет формированию познавательных УУД, в частности логическим УУД. Аналитико-синтетические умения входят в логические УУД. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей, что помогает учащимся избежать трудностей, которые могут возникнуть буквально с первых уроков.
Аналитико-синтетические умения относятся к общим умениям, которые, в свою очередь, являются структурными компонентами познавательных универсальных учебных действий.
Вопрос о сформированности отдельных УУД в начальной школе, а в особенности на уроках математики остается нераскрытым в достаточной степени. Изучением УУД в начальной школе занимались такие ученые как
Л. А. Венгер, П. А. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.
Важным аспектом, который определяет формирование УУД у детей младшего школьного возраста, является методика формирования умения учиться. На это акцентировали свое внимание такие ученые как В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Марков, Ю. К. Бабанский и др.
В современных условиях обучения возникает противоречие между необходимостью формирования аналитико-синтетических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью данной проблемы. Это обусловило постановку проблемы исследования: какие средства будут способствовать развитию аналитико-синтетических умений в начальной школе?
Таким образом, темой нашей выпускной квалификационной работы является «Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе».
Следовательно, целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций для учителей по использованию информационных технологий для формирования аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования аналитико-синтетических умений у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования аналитико-синтетических умений у младших школьников с применением информационных технологий во внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1) теоретически изучить понятие «аналитико-синтетические умения» и рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности по математике в начальной школе;
2) обобщить методы и способы формирования аналитико-синтетических умений с применением информационных технологий во внеурочной деятельности;
3) проанализировать уровень сформированности аналитико-синтетических умений у младших школьников;
4) разработать рекомендации учителям по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность по математике в начальной школе с целью формирования информационно-аналитических умений.
Методы исследования, используемые в работе:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (наблюдение);
3) диагностические (тестирование);
4) методы количественной и качественной обработки данных.
Эмпирической базой исследования является МАОУ «СОШ №137 г. Челябинска».
Практическая значимость: разработанные электронные ресурсы и рекомендации могут быть использованы при обучении младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Достижение данных целей на основе Федеральных государственных образовательных стандартов предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия в начальной школе оказываются важнейшей задачей современной системы образования. Они представляют собой обобщенные действия, которые мотивируют ученика к успешному обучению. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет формированию познавательных УУД, в частности логическим УУД. Аналитико-синтетические умения входят в логические УУД. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей, что помогает учащимся избежать трудностей, которые могут возникнуть буквально с первых уроков.
Аналитико-синтетические умения относятся к общим умениям, которые, в свою очередь, являются структурными компонентами познавательных универсальных учебных действий.
Вопрос о сформированности отдельных УУД в начальной школе, а в особенности на уроках математики остается нераскрытым в достаточной степени. Изучением УУД в начальной школе занимались такие ученые как
Л. А. Венгер, П. А. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.
Важным аспектом, который определяет формирование УУД у детей младшего школьного возраста, является методика формирования умения учиться. На это акцентировали свое внимание такие ученые как В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Марков, Ю. К. Бабанский и др.
В современных условиях обучения возникает противоречие между необходимостью формирования аналитико-синтетических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью данной проблемы. Это обусловило постановку проблемы исследования: какие средства будут способствовать развитию аналитико-синтетических умений в начальной школе?
Таким образом, темой нашей выпускной квалификационной работы является «Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе».
Следовательно, целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций для учителей по использованию информационных технологий для формирования аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования аналитико-синтетических умений у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования аналитико-синтетических умений у младших школьников с применением информационных технологий во внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1) теоретически изучить понятие «аналитико-синтетические умения» и рассмотреть особенности организации внеурочной деятельности по математике в начальной школе;
2) обобщить методы и способы формирования аналитико-синтетических умений с применением информационных технологий во внеурочной деятельности;
3) проанализировать уровень сформированности аналитико-синтетических умений у младших школьников;
4) разработать рекомендации учителям по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность по математике в начальной школе с целью формирования информационно-аналитических умений.
Методы исследования, используемые в работе:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (наблюдение);
3) диагностические (тестирование);
4) методы количественной и качественной обработки данных.
Эмпирической базой исследования является МАОУ «СОШ №137 г. Челябинска».
Практическая значимость: разработанные электронные ресурсы и рекомендации могут быть использованы при обучении младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Универсальные учебные действия определяются как «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
В зависимости от формы организации и содержания учебной деятельности, в каждом изучаемом предмете закладываются свои особенности формирования универсальных учебных действий.
Логические УУД в основном формируются на уроках математики именно в этой области логические знания, формы проявляются как предмет усвоения младшими школьниками. Уроки математики благотворно влияют на формирование логических действий и понятий. Это дает больше возможностей для развития логического мышления обучающихся
В современном аспекте образования актуально формирование познавательных универсальных учебных действий «анализ» и «синтез» у младших школьников.
Анализ представляет собой разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение данных частей, добавление новых либо ликвидацию некоторых из них для более эффективной деятельности или удобства исследования.
Логические универсальные учебные действия синтеза - это составление целого из частей, самостоятельное дополнение недостающих компонентов.
Анализ и синтез постоянно переходят друг в друга, тем самым обеспечивают движение от простой мысли к более глубокому познанию сущности изучаемых явлений. Познание всегда начинается с первичного синтеза, то есть с восприятия нерасчлененного целого. Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Появляется новое знание об этом целом, которое вновь является базой для дальнейшего глубокого анализа и т. д., осуществляется взаимопереход друг в друга.
Среди различных способов активизации познавательной деятельности обучающихся особое место занимают правильно организованные внеурочные мероприятия. Основными целями внеурочной работы являются развитие у младших школьников интереса к математике, накопление дополнительных математических знаний, умений и навыков, которые дополняют и углубляют знания, приобретенные на уроках
Внеклассной работой по математике следует заниматься с младшего школьного возраста, так как она позволяет привить интерес к предмету, развивать творческие и математические способности, компоненты которых формируются наиболее активно именно в этом возрасте.
Нами была разработана программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» с применением информационных технологий, что существенно делает занятия более интересными, познавательными и современными.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Рассчитав коэффициент корреляции мы сделали вывод, что между логическими действиями анализа и синтеза существует прямая связь - чем выше показатель уровня развития действия анализа, тем выше показатель уровня развития действия синтеза; или чем нижу показатель уровня развития действия анализа, тем ниже показатель уровня развития действия синтеза. Подтвердили, что анализ и синтез действительно взаимосвязанные операции, формировать их необходимо совместно, что говорит нам о таком понятии как «аналитико-синтетические умения».
Также нами были составлены методические рекомендации по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность по математике. Рекомендации призваны помочь учителям разнообразить занятия по внеурочной деятельности по математике, сделать их более познавательными и современными, так как программа внеурочной деятельности, разработанная нами, осуществляется с помощью информационных технологий.
Для дальнейшей работы по формированию логических универсальных учебных действий проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы формирования логических универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике.
В зависимости от формы организации и содержания учебной деятельности, в каждом изучаемом предмете закладываются свои особенности формирования универсальных учебных действий.
Логические УУД в основном формируются на уроках математики именно в этой области логические знания, формы проявляются как предмет усвоения младшими школьниками. Уроки математики благотворно влияют на формирование логических действий и понятий. Это дает больше возможностей для развития логического мышления обучающихся
В современном аспекте образования актуально формирование познавательных универсальных учебных действий «анализ» и «синтез» у младших школьников.
Анализ представляет собой разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение данных частей, добавление новых либо ликвидацию некоторых из них для более эффективной деятельности или удобства исследования.
Логические универсальные учебные действия синтеза - это составление целого из частей, самостоятельное дополнение недостающих компонентов.
Анализ и синтез постоянно переходят друг в друга, тем самым обеспечивают движение от простой мысли к более глубокому познанию сущности изучаемых явлений. Познание всегда начинается с первичного синтеза, то есть с восприятия нерасчлененного целого. Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Появляется новое знание об этом целом, которое вновь является базой для дальнейшего глубокого анализа и т. д., осуществляется взаимопереход друг в друга.
Среди различных способов активизации познавательной деятельности обучающихся особое место занимают правильно организованные внеурочные мероприятия. Основными целями внеурочной работы являются развитие у младших школьников интереса к математике, накопление дополнительных математических знаний, умений и навыков, которые дополняют и углубляют знания, приобретенные на уроках
Внеклассной работой по математике следует заниматься с младшего школьного возраста, так как она позволяет привить интерес к предмету, развивать творческие и математические способности, компоненты которых формируются наиболее активно именно в этом возрасте.
Нами была разработана программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» с применением информационных технологий, что существенно делает занятия более интересными, познавательными и современными.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Рассчитав коэффициент корреляции мы сделали вывод, что между логическими действиями анализа и синтеза существует прямая связь - чем выше показатель уровня развития действия анализа, тем выше показатель уровня развития действия синтеза; или чем нижу показатель уровня развития действия анализа, тем ниже показатель уровня развития действия синтеза. Подтвердили, что анализ и синтез действительно взаимосвязанные операции, формировать их необходимо совместно, что говорит нам о таком понятии как «аналитико-синтетические умения».
Также нами были составлены методические рекомендации по внедрению информационных технологий во внеурочную деятельность по математике. Рекомендации призваны помочь учителям разнообразить занятия по внеурочной деятельности по математике, сделать их более познавательными и современными, так как программа внеурочной деятельности, разработанная нами, осуществляется с помощью информационных технологий.
Для дальнейшей работы по формированию логических универсальных учебных действий проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы формирования логических универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по математике.
Подобные работы
- Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Роль проектной деятельности в обучении географии в 5 - 7 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование наглядно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Формирование наглядно-образного мышления у обучающихся с
умственной отсталостью на уроках математики на уровне начального
образования
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное развитие, этика и мораль.
Курсовые работы, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2016



