Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мониторинга качества систем среднего профессионального образования 7
1.1 Сущность понятия качество и мониторинг 7
1.2 Общая модель программ мониторинга качества среднего
профессионального образования 13
1.3 Планирование программ мониторинга качества образовательных систем
среднего профессионального образования 24
Глава 2. Разработка программы совершенствования мониторинга качества образования на примере ГБПОУ «Челябинского государственного колледжа
индустрии питания и торговли» 29
2.1 Общая характеристика ГБПОУ «Челябинский государственный
колледж индустрии питания и торговли» 29
2.2 Анализ программы мониторинга качества образования ГБПОУ
«Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» 32
2.3 Разработка рекомендаций к совершенствованию программы мониторинга качества образования ГБПОУ «Челябинский государственный
колледж индустрии питания и торговли» 49
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Образование как социальный институт в современном обществе выполняет ряд важнейших взаимосвязанных функций, реализация которых направлена на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей.
Вся история развития общества убедительно свидетельствует о том, что образование и общество неразрывно связаны между собой, и связь эта носит двусторонний характер. С одной стороны, образование является главной преобразующей силой общества; способствует наращиванию интеллектуального потенциала страны, создает необходимые условия для динамичного развития общества, повышения благосостояния граждан и вообще саму возможность дальнейшего прогресса. С другой стороны, все основные процессы экономического, политического и социального характера, происходящие в обществе и проблемы, с которыми оно сталкивается, отражаются на сфере образования.
Система образования Российской Федерации находится в переходном периоде от традиционного подхода управления образованием к инновационному менеджменту.
Рассматривая современный менеджмент в контексте образовательной среды, необходимо обратить внимание на ключевые функции инноватики социального и экономического пространства. Современный менеджмент претерпел ряд качественных изменений под давлением внешней среды. На сегодняшний день среда диктует требования к системе качества и средствам его мониторинга. Рынок и его формы существуют повсеместно, реализуя отраслевые кластеры, транснациональные союзы и конфедерации.
Не исключением становиться и система образования, цель конторой - создания благоприятной среды для воспроизводства кадрового потенциала и интеграции социально-экономического пространства Российской Федерации в мировое сообщество.
Поскольку рыночная экономика выступает основанием ведения управленческой политики, система образования выступает исключительно рыночно ориентированной. Используя современные инструменты управления, удается удерживать уровень кадрового воспроизводства и планировать изменения образовательной среды. В данном контексте поддержание качества выступает залогом конкурентоспособности. Мониторинг качества - анализ маркеров образовательной среды позволяющий оценить уникальные характеристики каждой подсистемы. Развитие данной системы ставит перед собой ряд задач, направленных на поиск и апробирование средств достижения высокого результата.
Требование обеспечения высокого качества образования объективно диктует необходимость своевременной и объективной оценки степени его достижения. Данное обстоятельство актуализирует проблему исследования программ мониторинга качества образовательных процессов.
Степень разработанности проблемы. В Российском менеджменте вопросы теории, методологии и организации системы внутреннего контроля качества и мониторинга исследуются в работах следующих авторов: Алборова Р.А., Бабаева Ю.А., Белобжецкого И.А., Бурцева В.В., Белухи Н.Т., Вакуленко Т.Г., Валуева Б.И., Данилевского Ю.А., Кочерина Е.А., Мельник М.В., Релизова Н.А., Садыковой Т.М., Суйца В.П.,. Терехова А.А, Хамидуллиной Г.Р., и др.
Рассматривая зарубежную методологию менеджмента качества и мониторинга в частности можно отметить работы Адамаса Р., Клиланда Д., Коупленда Т., Робертсона Д.К., и др.
Обоснование подходов к формированию региональных систем профессионального образования проведено в исследованиях Антропова В.А., Галагана А.И., Зуева В.М., Мухаметзяновой Г.В., Петровичева В.М., Сухарева А.И., Яценко В.Е.
Исходя из этого следует сделать вывод о том, что данная тема диссертационного исследования является весьма актуальной.
Сегодня программа обеспечения стандартами качества представляет собой динамичную среду направленную на формирование как процессов, так и конечного результата. Мониторинг образовательной среды выступает многокомпонентным феноменом, который определяет образ системы обучения и воспитания.
Гипотеза исследования: процесс мониторинга качества среднего профессионального образования является динамичной подсистемой контроля качества, поэтому нуждается в регулярном совершенствовании.
Объект исследования - программа мониторинга качества образовательной среды ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Предмет исследования - процесс совершенствования программы мониторинга качества образования ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Цель исследования: провести теоретический анализ подходов к совершенствованию мониторинга качества образования, а также разработать рекомендации совершенствования программы мониторинга качества на примере ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Исходя из поставленной задачи, сформулируем цели исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к понятию «качество», «мониторинг»; «СМК».
2. Рассмотреть общую модель программ мониторинга качества образовательных систем среднего профессионального образования;
3. Изучить процесс планирования программ мониторинга качества образовательных систем среднего профессионального образования;
4. Провести анализ программы мониторинга качества процесса образования ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;
5. Разработать программу совершенствования мониторинга качества образования для ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;
6. Провести оценку эффективности предложенной программы совершенствования мониторинга качества образования.
Цели и задачи исследования, а также актуальность определяют научную новизну исследования - поиск новых методов программного подхода к мониторингу качества среднего профессионального образования.
Практическая значимость работы заключается в поиске решения по совершенствованию программы мониторинга качества ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Методы исследования: теоретический анализ, метод компиляции, метод наблюдения, метод моделирования, метод синтеза.
База проведения исследования - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Развитие системы образования обуславливает появление новых задач, решение которых обеспечит кадровое воспроизводство Российской Федерации. Мониторинг качества образования - неотъемлемая часть системы менеджмента качества, обеспечивающая решение педагогических задач среднего профессионального образования. На сегодняшний день мониторинг остается ключевой задачей в области обеспечения качества среднего профессионального образования. Рассматривая мониторинг с позиции менеджмента, следует отметить его функциональные направления: контроль и планирование. В рамках системы менеджмента качества, мониторинг проявляется в различных системах организации деятельности образовательного учреждения. В частности, СМК направлена на регулирование отношений в области обеспечения качества систем обучения и воспитания.
Общая модель программ мониторинга основывается на внутренней среде организации, обеспечения соответствие программ федеральному государственному образовательному стандарту.
Наряду с системными компонентами образования (обучением и воспитанием), присутствует мониторинг кадрового, материального, экономического ресурса организации. В сущности, анализ данных подсистем подчиняется SMART системе целеполагания, а ведущим методом выступает экспертиза. Экспертные оценки - фундамент мониторинга. Критериальная экспертная оценка и экспертное заключение являются программным методом мониторинга качества среднего профессионального образования.
Изучив программу мониторинга качества образования ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» нами сделаны выводы об отсутствии мониторинга подсистемы, связанной с кадровым потенциалом колледжа. Стоит отметить, существующая модель подразумевает мониторинг, однако учитывает лишь количественные характеристики.
С учетом данного факта, нами разработана программа мониторинга и оценки качества кадрового состава, что напрямую сказывается на мониторинге образовательной среды колледжа в целом. Нами разработана программа, основанная на мониторинге качества труда преподавателей коллежа, включающая в себя дифференцированную оценку качества процесса обучения, воспитания, вовлеченности, научного развития, индивидуальных достижений преподавателей колледжа. Гибкость в формировании подобной модели обуславливает ежегодное дополнение и изменение критериев мониторинга качества, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Цели работы достигнуты, задачи реализованы.
1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29 августа 2013 г. N 1543
2. Конституция РФ от 12.12.1993 года (с внесенными поправками от 21.07.2014 года) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года № 36 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
5. Постановление Правительства Челябинской области от 22 декабря 2010 г. № 352-П «О положении о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)
7. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года
8. Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «ЧГКИПиТ» (утвержден приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.09.2008 года № 01-678 изменения № 3 приказ МОиН от 08.09.2015 г. № 01/2509)
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / Сфера, 2014. - 192с.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО)
11. Андрюхина, Л.М. Коучинг высокой эффективности в профессионально-педагогическом образовании / Л.М. Андрюхина // Инновации в профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, изд-во: Российский государственный профессионально-педагогический университет,
2017. - С. 312-316.
12. Барабас, А.А., Баранова, Ю.Ю., Латыпова, И.В. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / А.А. Барабас, Ю.Ю. Латыпова, и др. // Челябинск: ГБУ ДПО РЦЩКИО, 2017. - 130 с.
13. Бегалинова, К.К. Особенности образовательной системы в условиях глобализации / К.К. Бегалинова, А.С. Бегалинов // Философия образования. - Новосибирск, Изд-во Сибирского отделения РАН, 2015. - № 1 (58). - С. 5-13.
14. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10.2013. - с. 26.
15. Добронравова, О.В. Факторы повышения конкурентоспособности высших учебных заведений РФ: учебное пособие / О.В. Добронравова, Э.В. Шарифуллина. - Москва: LAP, 2015. - 60 с.
16. Ванюкова, Н.С., Берсенева, Е.В. Создание системы контроля учебно - производственной работы в колледже [Текст] / Н.С. Ванюкова, Е.В. Берсенева // Современные исследования в области лингвистики, литературы и культуры - Сборник научных трудов. - 2018. - 56 с.
17. Вишнякова М. В. Охота на менеджера [Текст] / М. В. Вишнякова. - М.: «Управление персоналом», 2017. - 160 с. - ISBN 0074-9
18. Воробьева, Е.В. Сравнительный анализ коучинга и наставничества
персонала организации, их характеристики / Е.В. Воробьева, В.А. Разуменко, Н.К. Семенова // Молодой ученый. - 2016. - № 12. - С. 1193-1196
[Электронный ресурс] / режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31385/
19. Драчева, Е.Л., Юликов, Л.И. Менеджмент [Текст]: учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 13-е изд., - М.: Академия, 2013. - 288 с.
20. Ибрагимов, Г.Г. Особенности управления колледжем в современных условиях [Текст] // Г.Г. Ибрагимов, Р.Г. Гарифуллин профессиональное образование. - 2014-№8. -С. 3 - 6
21. Киселева, М.Г. Структура профессиональной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС [Текст] / М.Г. Киселева // Методист. Научно-методический журнал. - 2014. - (№8). - с.50.
22. Ковалева, Е.Н. Ориентация на цели стейкхолдеров как ключевая компетенция при формировании имиджа образовательных организаций высшего образования (на примере Германии) / Е.Н. Ковалева // Вестник ВГУИТ. - Воронеж, изд-во ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», 2015. - № 3. - С. 228-234.
23. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы
среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р [Электронный ресурс] / режим доступа:
https://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/2_z4CAed312Z9quOQ9h7jN.pdf
24. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента [Текст] / Э.М. Коротков - М.: Институт профессионального образования РАО, 2009. - 180 с.
25. Кнышова, Е.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / Е.Н. Кнышова. - М.: ИД «Форум»: Инфра - М, 2014. - 304 с.
26. Лазарева, В.Н., Перевозова, О.В. PR-менеджмент как инструмент развития предприятий в глобальной экономике / В.Н. Лазарева, О.В. Перевозова // Современное общество: научный взгляд молодых (книга 2). - Челябинск, январь 2015. - с 100-103.
27. Лазарева, В.Н. Перевозова, О.В. Инновационно - ориентированный подход в подготовке управленческих кадров / В.Н. Лазарева, О.В. Перевозова // Социум и власть № 2 (52) 2015, Челябинск - с 126-130.
28. Ликина, Е.С. Финансирование бюджетных учреждений [Электронный ресурс]: статья / Е.С. Ликина. - Москва. - Режим доступа: http // intercomp-cbu.ru/ - Дата публикации: 03.2015.
29. Листопадова, Е.В. Теория и практика внедрения системы менеджмента в механизм управления вузом / Е.В. Листопадова, С.Е. Туркулец // Интеграционные процессы в социальной, правовой и экономической сферах деятельности гражданского общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Феодосия (Крым) - г. Москва, 5-8 мая 2015 г.) / под ред. д.ю.н.. проф. А.М. Кустова, д.э.н., проф. А.В. Шарковой, проф. Тибора Полгара. - М.: ИИУ МГОУ, 2015 - С. 238-241.
30. Листопадова, Е.В. Система менеджмента качества: микросоциологический и макросоциологический уровни реализации / Е.В. Листопадова // Проблемы и перспективы современных гуманитарных, экономических и правовых исследований: материалы пятой Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва (Российская Федерация) - г. Милан (Италия) - 25 апреля - 3 мая 2014 г.). В 2 ч. Ч. II / под ред. А.М. Кустова, Т.Ю. Прокофьевой. - М.: ИИУ МГОУ, 2014 - С. 96-100.
31. Михалева, Г.М. Внутренний мониторинг качества образования [Текст] / Г.М. Михалева // Методист. Научно-методический журнал. -2014. - (№8). - с.53.
32. Назарова, С.И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога / С.И. Назарова // Человек и образование. - М.: Изд-во: РАО, 2015. - № 1(42). - С. 129-134.
33. Перевозова, О.В. Управление внутренней средой ВУЗа /О.В. Перевозова/ в сборнике: Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". 2017. С. 86-90.
34. Перевозова, О.В. Проблемы современного менеджмента в образовательном процессе подготовки менеджера /О.В. Перевозова/ в сборнике: Современная экономика и образование: проблемы, возможности и перспективы развития Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 363-365.
35. Сташкевич, И.Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования [Текст] / И.Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - № 4 (12). - С. 25 - 28.
36. Управление конкурентноспособностью менеджеров на рынке труда: особенности реализации управленческого потенциала: монография / О.В. Перевозова - Челябинск:Финансовый университет при Правительстве РФ,
2018. -112 с.
37. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]: сайт / Челябинск. - Режим доступа:http://mon.gov.ru/
38. Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области [Электронный ресурс]: сайт / Челябинск. - Режим доступа:http://minobr74.ru/ru/- 2019.
39. Официальный сайт ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» [Электронный ресурс]: сайт / Челябинск. - Режим доступа:http://chgkipit.ru/- 2019.
40. Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области [Электронный ресурс]: сайт / Челябинск. - Режим доступа:http://szn74.ru/- 2019.
41. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]: сайт / Челябинск. - Режим доступа:http://obrnadzor.gov.ru/ru/- 2019.